«Ты, я и песня…» (из цикла «Другая линия»).

Все последние годы я упорно искала, выражаясь языком Хармса, отклонения от прямой линии, рассуждая о подлинном искусстве, совести,  бессмертии.  Но не так давно я открыла для себя «Свойства без человека»  священника Якова Кротова. Кротов, среди прочего,  пишет  следующее: «Но изучать свойства без человека тоже интересно: так ученые изучают многие невидимые частицы лишь по их следам в видимой среде». И тут я задумалась, а почему бы мне не порассуждать о бессмертных «невидимых частицах» творчества по «следам в видимой среде?». И тут я вспомнила о дуэте Жанны Бичевской и Юлия Слободкина. Безусловно, «невидимые частицы» были заложены в личности самих певцов и музыкантов — как Жанны, так и Юлия. Но если о народной артистке России Жанне Бичевской сказано достаточно много даже при условии того, что хороших материалов о ней в настоящее время немного выходит из-под пера, то о Юлии Павловиче, который в настоящее время на эстраде не выступает, достаточно много недосказано. Исключением является сайт в интернете popsa.info,  на котором ценителями творчества хороших, порой  незаслуженно забытых певцов Наташей и Михаилом  была размещена  содержательная информация о Юлии Павловиче. Это стало возможно благодаря сыну  Слободкина, Александру, который предоставил материалы из домашнего архива и поделился личными воспоминаниями.

Как творческая личность Юлий Слободкин состоялся задолго до того, как в 1976 году познакомился с лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады, исполнительницей русских народных песен и романсов Жанной Бичевской. Будучи выпускником музыкального училища при Московской консерватории и ГИТИСа, он обладал разносторонними дарованиями — певческим и актерским талантом, а также талантом художника.  В 1969 году Юлий стал солистом известного ВИА «Веселые ребята», был принят в Москонцерт. Он много гастролировал по городам СССР, а также выезжал в Болгарию, ГДР, ФРГ, Чехословакию, Финляндию. В 1970 году он стал лауреатом Четвертого Всесоюзного конкурса артистов эстрады (3 премия), а в 1971- лауреатом фестиваля «Дрезден-71» (премия публики). В том же, 1971, Юлий Слободкин становится художественным руководителем нового ВИА «Москвичи». Это событие в творческой карьере Слободкина стало знаковым. Спустя некоторое время Москонцерте появился молодой дуэт Юлий Слободкин и Алла Пугачева. ВИА «Москвичи» отводилась роль аккомпанирующего состава. Была создана программа «Ты, я и песня»- музыкальный диалог двух певцов, которые в течение всего концерта находятся на сцене.  Характерными чертами  творчества этого вокального дуэта стали чистота, романтичность, трепетность, задушевность. Мне довелось услышать в записи концерт Юлия Слободкина и Аллы Пугачевой от 23 ноября 1974 года. Ими были исполнены такие песни, как «Береза белая»,  «Давай поговорим», «Я вас люблю», «Если сердцу тревожно» и др.  Певцы вели разговор со слушателями о том, что волнует и тревожит душу человека во все времена — о любви, дружбе, верности… Круг тем был велик. Юлий Слободкин нес образ Мужчины (от слова мужество), а Алла Пугачева- Женщины (от слова женственность), Женщины, которая поет, любит, переживает…

Дуэт Аллы Пугачевой и Юлия Слободкина просуществовал недолго, Алла покинула программу. Ее сменила лауреат Дрезденского фестиваля Нина Коста, сотрудничество с которой также было недолгим. Некоторое время Юлий Слободкин выступал один, пока в 1976 году не познакомился с  собирательницей и исполнительницей русских народных песен, работающей в стиле «кантри-фолк» — Жанной Бичевской. Жанна Бичевская к этому времени уже не нуждалась в представлении. За спиной  выпускницы ГУЦЭИ, ученицы замечательной певицы и педагога И.П.Яунзем была работа в «Добрых молодцах», Пятый Всероссийский конкурс артистов эстрады, на котором она удостоилась звания лауреата, первая пластинка LP, первые публикации о ней известных критиков, таких как Аркадий Петров…Жанна Бичевская явилась первооткрывателем старинной песни на эстраде в ее современном звучании. В те годы она обращалась и  к творчеству и самодеятельных авторов — студенческим песням, туристским, справедливо увидев в лучших из них черты народного творчества (песни Пермяковой, Дольского), заимствовала песни из репертуара зарубежных фолк-певцов. Разумеется, знакомство Юлия Слободкина с Жанной Бичевской  не могло не отложить отпечаток на творчество певца. Иные черты приобрела и программа «Ты, я и песня».  Именно Жанна Бичевская познакомила Юлия Павловича, в репертуаре которого прежде были репертуаре классические произведения русских и зарубежных композиторов, циклы романсов П.И. Чайковского и Рахманинова, русские народные песни и романсы, песни советских композиторов, с авторской песней. Думается, что и отношение к народной песне у Юлия Слободкина тоже не могло не измениться под влиянием Жанны Бичевской, прежде всего в плане авторских находок. О программе Юлий Павлович говорил так: «Когда звучит песня, мы как бы остается втроем: ты, я и песня». Однако нельзя не отметить, что  это, скорее, был «диалог двух монологов». Сама Жанна называла это сотрудничество содружеством. Мне кажется, Жанна Бичевская всегда оставалась «одинокой душой» на эстраде, хотя и были в ее творческой судьбе яркие примеры плодотворного сотрудничества с различными исполнителями. Но это были не те случаи, когда творческие люди оказывались в буквальном смысле  слова неотделимыми друг от друга, как скажем, классический гитарный дуэт ПрестиЛагойя. В дуэте Бичевская – Слободкин женщине оказывается под силу исполнение чисто «мужских» песен («Сон Стеньки Разина», «Донская баллада»). Жанне Бичевской близки песни,  в основе которых лежит балладность или драматическое начало. Именно драматическое дарование и превосходные вокальные данные позволили ей включить в репертуар традиционные «мужские» песни.

Юлий Слободкин, помимо отличных вокальных данных, также  как и Жанна Бичевская, обладал неповторимой индивидуальностью. Он исполнял много сольных песен, при этом не копируя манеру исполнения своей партнерши (например, «Черный ворон»).    

И Бичевская, и Слободкин  наделены актерским дарованием (следует отметить, что Жанна – ученица известного режиссера, постановщика многочисленных эстрадных и театральных программ Александра Ароновича Рубба). Актерство не имело ничего общего с кривлянием, ужимками на сцене. Напротив, певцам всегда была присуща культура концерта и умение общаться со зрителями. Они превосходно исполняли песни – сценки с элементами народных играний, очень эмоциональные и зрелищные (например, «Перевоз Дуня держала»).

В 1977 году дуэт распался. В начале 80-х Юлий Слободкин начал исполнять авторскую песню, объединившись с гитаристом, композитором и аранжировщиком Александром Марченко. В репертуаре появились песни А.Суханова, А.Дольского, Б.Окуджавы, Е.Бачурина, и др. В 1986 в коллектив пришел сын Юлия — Александр Слободкин, немного позже танцор и хореограф-постановщик Дмитрий Матюнин. Коллектив много гастролировал по СССР, записывался на радио и телевидении.
В 90- ее Юлий Слободкин был вынужден закончить свои выступления на эстраде в связи с развалом государственных учреждений культуры.

Когда я писала этот материал, меня не покидало ощущение недосказанности и незаконченности. Однако свойства «невидимого мира» совершенно не похожи на свойства привычного  нам мира. А значит, просторы для исследований безграничны.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


+ три = 7

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>