Лабутин Б. Жанна Бичевская: незабываемо!// Еженедельные новости/ 50. 1984. Labutin Boris. Žana Bičevská — nezapomenutelné//. Týdeník aktualit/ 50. 1984.

Билеты на концерт в пражский Дом Культуры «Краков» были проданы задолго до его начала. Настойчивые пытали счастье у входа перед началом концерта. Подобная ситуация сложилась и в Братиславе, Чешских Будеевицах, Брно, Плзни, Йиглаве, Остраве, куда  пролегал путь  необычного турне,  вероятно первого  подобного в истории нашего сотрудничества в области культуры. С большой совместной программой в его рамках выступал «Спиритуал квинтет», который не нуждается в представлении, и лауреат Премии Ленинского комсомола, заслуженная артистка РСФСР Жанна Бичевская.
«Уникальное явление в современной музыкальной культуре»- писал о ней лондонский «Таймс». «Жанна Д’Арк русской песни»- окрестили ее французские журналы. Возвращающая жизнь песням, которым грозит забвение.  В отдаленных деревнях и селах  она собирает  среди людей народную музыку , передающиеся из уст в уста романсы, баллады, частушки. С ними и со своей неразлучной гитарой она в дальнейшие десять лет на сцене. Русская песня в исполнении Жанны Бичевской напевная, ритмичная, грустная  и принесшая ей большую популярность. Ее первая пластинка в 1974 г. тиражом  4 млн. экземпляров была сразу же продана.Лицензия на ее выпуск, а также на все будущие пластинки Жанны Бичевской была приобретена французской фирмой грамзаписи «Le Chant du Monde» и японской «Victor»….
«Пластинки Жанны Бичевской у меня также были» — говорит Иржи Тихота, который руководит Спиритуал квинтетом  24 года, с момента его создания. «Однако мы познакомились на фестивале «Порта» в Плзни в 1981 году. Я заметил, она известна не только  исполнением фольклора,  но  также  и  негритянских спиричуэлс, антивоенных песен, одним словом тем, что исполняем мы. И что это человек скромный, добрый, очень трудолюбивый. Мы это видели на прослушивании. Подумали, что сможем попробовать вместе. Предложение совместно выступить исходило от самой Жанны. «К чему давно стремилась,  то прямо здесь, в Чехословакии, и обрела»- добавляет Жанна Бичевская.
«Тогда прошло наше первое совместное выступление с отличной песней протеста Пита Сигера «Ты скажи мне, где цветы?». Пели мы на английском, немецком, русском и чешском. Мы даже не репетировали, потому что хорошо понимали друг друга с самого начала».
Общались вместе непосредственно перед концертом. Сцена готова, только вместо семи микрофонов, как обычно на выступлениях коллектива («Да, в квинтете нас, вопреки всем понятиям, семь»- смеется Иржи),  было теперь восемь. И в этот момент в зале выключают свет. Если вы думаете, что  кто-то за кулисами разволновался, вы ошибаетесь. Слышим, как Здена Тихотова, солистка коллектива, обсуждает с Жанной  рецепт домашних пирогов, и Валентин Зуев, муж Жанны и пианист, обсуждает с Иржи возможности последней модели «Лады». Если бы я не знал, что  через три года  мы  встретились во второй раз, не поверил бы.
Иржи Тихота вышел на сцену и рассказывает, как еще в Плзни было задумано совместное турне. Как нашел ему место Прагоконцерт в рамках  Месячника Советско- чехословацкой дружбы. Как в Москве и Праге подбирали репертуар, разучивали новое. Например, когда было время, Иржи обнаружил в библиотеке университета старинные книги по истории музыки». Я открыл их и  не поверил своим глазам. Ноты и тексты забытых русских кантов XVIII столетия. Ноты немедленно полетели в Москву. Тогда я отправился навстречу Жанне в пражский аэропорт- и она стоит непосредственно с нотами в руках. Разучивала в самолете. Я предпочел бы, чтобы они были направлены  прямо в Мадагаскар, где она была на гастролях и полетела в Прагу с краткой остановкой в Москве……». Два старинных русских канта было на их  чешских концертах. И каждый раз приходилось исполнять на бис.
«Успех этих выступлений невероятный»- говорит Иржи. На всех четырнадцати концертах в семи городах залы были переполнены. Может, это главным образом благодаря Жанне. Мастерскому владению голосом и гитарой. В Польше  ей, пока только единственной иностранной артистке, присвоили титул «Мисс творческая индивидуальность». Сравнить с Бичевской можно только Пита Сигера- великого американского певца, первого пропагандиста жанра фолк-музыки».
О песне невозможно рассказать, она должна быть услышана. Жанну Бичевскую слушали в 40 странах, во многих из них она была  несколько раз, потому что после первого выступления последовали другие приглашения. В ЧССР Жанна уже в шестой раз, приедет снова в феврале- на фестиваль в Соколове. Там, безусловно, будут новые встречи с коллегами, со Спиритуал квинтетом.
«Нынешнюю поездку не забуду» — говорит Жанна. «Главным образом потому, что мы так крепко подружили с хорошими песнями наших многочисленных слушателей. Сотрудничество со  Спиритуал квинтетом, которое является живым примером взаимодействия между СССР и Чехословакией, мы надеемся, только началось. Хочу, чтобы с этим отличным коллективом познакомились советские зрители и верю, что подобное турне состоится и в Советском Союзе».

P.S. Жанна Владимировна вместе с участниками коллектива Спиритуал квинтет исполняет кант XVIII века «Поют птички» на текст В.К. Тредиаковского:

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


+ 2 = десять

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>