Игры, развивающие моторику и координацию движений.

Для улучшения состояния полезны лыжные прогулки, занятия фигурным катанием, плавание, а также спортивные игры: волейбол, футбол, бадминтон. Помимо этого, существуют специальные упражнения, которые помогут решить проблему плохой координации.

Как развить координацию?

  • Стремитесь к разнообразию внутри тренировок. Занимайтесь в различных локациях, постоянно меняйте набор упражнений, задействуйте новое оборудование, изменяйте характер движения и количество повторов. Ваше тело не должно привыкать к определенному набору упражнений или условиям окружающей среды только в этом случае нервная система работает на полную мощность, посылая сигналы мышцам быстрее и четче. Лучшее, что вы можете сделать для развития своей координации, — не дать организму возможности адаптироваться к нагрузкам.
  • Сочетайте различные виды двигательной активности. Бег, затем силовой тренинг, после — велопробежка. Вы можете использовать любой другой порядок вовлечения любимых вами видов спорта в свою тренировку, главное — чтобы они были разнообразными. Это поможет наладить контакт между разными группами мышц, заставляя их действовать более слаженно.

Упражнения для координации движения

  • Правой рукой берем левое ухо, левой – касаемся кончика носа, затем делаем все наоборот. Выполнять упражнение начинаем медленно, постепенно увеличиваем темп.
  • Вытягиваем руки перед собой, ладони должны располагаться книзу. Поочередно отставляем в стороны (слева направо, справа налево) пальцы левой и правой рук. Задание можно усложнить:  выполняем его одновременно пальцами двух рук, увеличиваем скорость. Можно делать упражнение с согнутыми пальцами.
  • Положение стоя, разводим руки в стороны, ладони смотрят вверх. Сгибаем руки в лучезапястных суставах и в локтевых. Будто выкручивая их в области плеча, выпрямляем руки в стороны, повернув кисти назад. Затем выполняем упражнение в обратном порядке.
  • В положении стоя отводим в сторону правую руку, левую. Ладони в это время должны быть кверху. Сгибаем правую, затем левую руку. Выпрямляем вверх правую, а после – левую. Опускаем правую, затем левую руку.
  • Стоим на правой ноге, пробуем выполнять в горизонтальной плоскости круги: левой ногой по часовой стрелке, а правой рукой против часовой стрелки. Если не получается, то меняем направление движений ногой и рукой, поменяв ногу.
  • Выполняем прыжки с поворотами на 360 и 180 градусов.

Результат от подобных упражнений будет виден после месяца регулярных занятий. Ваши движения станут раскованными и легкими. Кроме того, заметно улучшится осанка.

Упражнения для улучшения равновесия и координации у пожилых

Лучше всего выполнять их под присмотром и обязательно поставить рядом крепкий стул, который можно использовать для баланса при неустойчивости. Упражнений, которые кажутся чрезмерно сложными, нужно избегать, если только их не одобрил врач.

1. «Прогулка по канату»

Это упражнение включает в себя вытягивание рук по бокам, параллельно полу. Раскинув руки, двигайтесь по прямой линии, делая паузу в течение одной или двух секунд каждый раз, когда приподнимаете ногу с земли. Делайте от 15 до 20 шагов таким образом. Во время ходьбы держите голову прямо и смотрите перед собой, чтобы поддерживать равновесие.

Читайте также:  Анатомия мышц рук (бицепсов и трицепсов): все тонкости и секреты

2. «Раскачивание лодки»

Для этого упражнения расставьте ноги на ширине плеч. Ноги прижимаются к земле с одинаковым усилием. Это гарантирует, что вес равномерно распределяется по нижним конечностям. Медленно переносите вес в одну сторону, поднимая противоположную ногу с земли. Держите ногу над землей так долго, как только сможете, но не более 30 секунд. Затем медленно переносите свой вес на обе ноги и повторите процесс на противоположной стороне. Стремитесь повторить этот процесс по пять раз с каждой стороны для первого раза. Со временем увеличивайте количество повторений.

3. «Прогулка пятка-пальцы»

Это упражнение заключается в перестановке одной ноги прямо перед другой, так чтобы пятка одной ноги касалась пальцев другой при каждом шаге. В зависимости от состояния здоровья, пожилой человек, возможно, не сможет поставить ступни в одну линию, но это нормально. Просто постарайтесь, чтобы они были как можно ближе, без какого-либо дискомфорта. Делайте от 15 до 20 шагов таким образом. Если смотреть прямо перед собой, равновесие не потеряется.

4. «Стойка фламинго»

Это довольно простое упражнение. Нужно просто стоять на одной ноге, а другую ногу вытянуть перед собой, при этом удерживая спинку стула для стабильности. Начинайте стоять на одной ноге в течение десяти секунд, а затем повторяйте на другой ноге. Стремитесь выполнить это на каждой ноге от пяти до десяти раз. Пожилой человек может обнаружить, что ему легче стоять на какой-то одной ноге, но это нормально. Просто продолжайте тренировать обе стороны одинаково, чтобы способствовать укреплению слабой стороны. Очень важно при этом поддерживать хорошую осанку (плечи назад, спину прямо и голову вверх).

Ежедневно выполняя эти четыре упражнения, со временем можно значительно улучшить координацию и равновесие пожилого человека. Просто не забудьте обсудить любые новые физические действия с врачом и не переусердствуйте в начале.

Как стимулировать развитие координации у детей?

Для упраж­не­ний, рас­счи­тан­ных на раз­ви­тие моз­жечка, важ­ным фак­то­ром явля­ется новизна дей­ствий, раз­но­об­ра­зие уси­лит раз­ви­тие этого органа.

Упраж­не­ния на раз­ви­тие коор­ди­на­ции делятся на два вида – пер­вые выпол­ня­ются ста­тично, вто­рые в динамике.

Для каж­дого воз­раста под­би­райте упраж­не­ния, кото­рые доступны для выпол­не­ния вашим малы­шом. Ниже мы при­ве­дем базо­вые упраж­не­ния — вы сами смо­жете их услож­нить или облег­чить в зави­си­мо­сти от воз­раста и уме­ний вашего ребенка.

Для упраж­не­ний, рас­счи­тан­ных на раз­ви­тие моз­жечка, важ­ным фак­то­ром явля­ется новизна дей­ствий, раз­но­об­ра­зие уси­лит раз­ви­тие этого органа.

Упраж­не­ния на раз­ви­тие коор­ди­на­ции делятся на два вида – пер­вые выпол­ня­ются ста­тично, вто­рые в динамике.

Для каж­дого воз­раста под­би­райте упраж­не­ния, кото­рые доступны для выпол­не­ния вашим малы­шом. Ниже мы при­ве­дем базо­вые упраж­не­ния — вы сами смо­жете их услож­нить или облег­чить в зави­си­мо­сти от воз­раста и уме­ний вашего ребенка.

Игры на замирание:

Вклю­чите музыку и тан­цуйте вме­сте с малы­шом, когда музыка выклю­ча­ется, нужно заме­реть в той позе, в кото­рой был. Это весе­лая и про­стая игра, услож­няйте ее, удли­няя время «зами­ра­ния».

Игры на равновесие:

Цапля. Стойте на одной ноге, кто смо­жет дольше? А если цапля еще и пой­мать лягушку решила?

Ласточка. Стоя на одной ноге, вто­рую под­ни­мите и вытя­ните назад, за кор­пус тела, руки в сто­роны, накло­ни­тесь телом парал­лельно полу. Кто дольше смо­жет пла­ни­ро­вать как ласточка?

Йога. Очень много ста­ти­че­ских асан есть в прак­тике йоги, вы можете поза­им­ство­вать наи­бо­лее доступ­ные для вас и делать их вме­сте с ребенком.

Динамические игры

Игры с вне­зап­ной сме­ной дей­ствий или направления:

По вашей команде ребе­нок резко дол­жен изме­нить направ­ле­ние бега, или начать выпол­нять дру­гое дви­же­ние. Вы сами можете быть про­вод­ни­ком, а малыш повто­ряет за вами.

Игры на баланс равновесия:

Баланс. Пройти ровно по дощечке или палочке, можно балан­си­ро­вать при помощи рук.

Бор­дюр. Ходите по бор­дю­рам во дворе, пре­красно раз­ви­вает равновесие!

Бревно. Услож­нен­ный вари­ант бор­дюра — прой­дите по бревну, кото­рое лежит на земле, затем можно услож­нять, под­ни­мая бревно выше, и самый слож­ный вари­ант — пройти по кача­ю­ще­муся бревну.

Фит­бол. Упраж­не­ния на неустой­чи­вых поверх­но­стях очень хорошо раз­ви­вают координацию.

Лежа на фит­боле, отпус­кать руки и ноги, ста­ра­ясь не ска­титься с мяча. Услож­ните задачу – лягте на фит­бол спиной.

Батут. Прыжки на батуте, также раз­ви­вают коор­ди­на­цию в динамике.

Качели. Дети любят качаться на каче­лях, поверьте, от этого нехит­рого заня­тия есть польза!

Примеры упражнений на координацию

1. Начните с простых движений. Научитесь заходить на доску и сходить с нее. И только потом приступайте к более сложным упражнениям.

2. Поставьте ноги по краям доски, слегка согнув колени. Попробуйте перекатывать доску по ролику, так, чтобы ролик оказывался прижатым к стопперам. Эти стопперы прикреплены с нижней стороны доски. Они служат хорошей защитой от падений и не дают доске соскальзывать с ролика. Переносите вес тела с одной ноги на другую. Делайте это аккуратно, чтобы почувствовать поведение доски и ролика.

Кстати, если вы научитесь легко перекатываться по ролику, то в дальнейшем вы легко сможете покорить серф-доску или скейт.

3. Станьте на доску, поставив ноги на ее края. Слегка согните колени, опустите руки вниз. Попробуйте прикасаться к доске поочередно левой и правой рукой.

4. Возьмите в руки мяч. Подкидывайте его или стучите об стенку. Мозгу сложно одновременно управлять движениями рук, ног и туловища. Но именно подобного рода упражнения лучше всего восстанавливают и улучшают функции мозга.

Виды и типы

Выделяют статическое и динамическое нарушение. В первом случае проблемы с координацией возникают только при вертикальном расположении человека, когда больной стоит. Во второй ситуации дискоординация появляется при любом движении.

Диагностируются следующие типы атаксии:

  1. Заднестолбовой (сенситивный) – развивается при поражении спинальных и периферических нервов, а также таламуса и задних столбиков спинного мозга. Передвижение затруднено, пациент при ходьбе не ощущает под собой твердой поверхности и собственных действий. Причиной возникновения являются изменения в чувствительности мышечно-суставной системы.
  2. Мозжечковый – проявляется из-за повреждений в мозжечковой системе. Он делится на 2 вида: динамический или статико-локомоторный. При первом виде происходит нарушение работы полушарий мозжечка. Человек делает частые хаотические движения, присутствует раскоординация, дрожь рук и ног, выявляется расстройство речи. Второй тип характеризуется поражением червя мозжечка. У пациента прослеживается нетвердая походка, он пошатывается и расставляет ноги при ходьбе. При тяжелом протекании нарушается поддержка головы, ее удержание в одном положении становится невозможным.
  3. Вестибулярный – происходят расстройства в вестибулярном аппарате. Голова постоянно кружится, состояние сопровождается тошнотой и рвотой. При смене положения или резком движении симптоматика ухудшается.
  4. Корковый – проблема возникает в коре на участке лобной доли в передних отделах. Импульсы из этой части направлены на мозжечок. Наблюдается изменение походки, шаткость и неуверенность при ходьбе. Корпус человека отклоняется в разные стороны, ступни выставляются по одной прямой, возникает заплетание ног.
Читайте также:  Становая тяга с гантелями: полный обзор упражнения

Чтобы правильно диагностировать тип заболевания, сначала выявляются факторы его возникновения. На основании этих данных пациенту назначается терапия. Чтобы устранить проблему, нужно точно знать причины нарушения координации движения при ходьбе.

Простейшие упражнения для развития координации

1. Стоя на одной ноге и разведя руки в стороны, нужно сохранять равновесие в течение минуты. Затем упражнение нужно проделать с другой ногой. Чтобы усложнить тренировку, можно добавить повороты головой из стороны в сторону. При этом фиксировать взгляд, на чем-либо не нужно. По мере роста навыка можно пробовать закрывать глаза.

2. Прыжки со сменой ног. Выполнять нужно несколько минут.

3. В транспорте старайтесь удерживать равновесие, не держась за поручень. При этом не отходите далеко от поручня и будьте готовы в любой момент помочь себе руками. Иначе упражнение может привести к травмам и критике со стороны других пассажиров.

4. Исходное положение – одна ладонь размещается около головы, а вторая около живота. Расстояние от ладоней до тела – порядка 10 сантиметров. Упражнение заключается в следующем: первая рука дотрагивается до темени, а вторая в то же время описывает круги параллельно плоскости живота. Через минуту руки нужно поменять.

ЛОВЕЦ ЛЕНТОЧЕК

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: разноцветные ленточки длиной 20—25 см.

Ход игры

Из числа игроков выбирается водящий, который располагается в центре круга. Остальные игроки встают в они размещают либо за поясом, либо под воротником. По сигналу ведущего дети разбегаются, а ловец старается догнать играющих и вытянуть у них ленточку. Те, у кого ловец вытягивает ленту, выбывают из игры. По сигналу ведущего игра закапчивается, и осуществляется подсчет добытых ленточек. Затем игру можно возобновить, выбрав нового водящего.

ГОРЕЛКИ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: если дети играют в помещении, то возможно музыкальное сопровождение.

Ход игры

Игроки располагаются в колонну парами. Перед колонной па расстоянии нескольких шагов проводится линия, за которой располагается водящий, выбранный из числа игроков. Стоящие в колоне говорят следующие слова:Гори, гори ясно,Чтобы не погасло. . Глянь на небо —Птички летят,Колокольчики звенят!Раз, дна, три — беги!

В этот момент дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны вперед по разные от нее стороны и стараются взяться за руки. Ловящий, который находится впереди колоны, пытается поймать одного из бегущих раньше, чем игроки возьмутся за руки. Если водящему это удается сделать, то он образует пару с пойманным игроком, а тот игрок, который остался без пары, становится водящим.

ДЕНЬ И НОЧЬ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мел.

Ход игры

На двух противоположных концах площадки отделяют пространство — дом дня и дом ночи; посередине площадки проводится еще одна черта. Игроки делятся на две команды. Команды занимают место в центре площадки по разные стороны от средней черты. Они стоят спиной друг к другу. Ведущий говорит: «Внимание», «День» или «Ночь». И в зависимости от того, какое слово он произнес, дети названной команды догоняют детей из противоположной команды. Ловить убегающую команду можно только до тех пор, пока игроки не пересекут черты своего дома.