Заниженная самооценка: переменная величина, которую можно изменить.

Что такое самооценка? Самооценка – это то, как мы к себе относимся. Считаем мы себя скорее ценными и достойными уважения, заботы и любви. Или не считаем.

Как поднять самооценку ребёнку

Если вы понимаете, что у ребёнка низкая самооценка, нужно постараться её повысить.

1. Любите своего малыша, относитесь к нему с уважением и пониманием, чтобы он чувствовал вашу поддержку.

2. Хвалите за любые заслуги и достижения. За хорошие отметки, за выполненную поделку или рисунок, за победу или участие в спортивных соревнованиях и тому подобное.

3. Научитесь переключать внимание с того, что не получилось, на то, за что можно похвалить. Например: «Сегодня ваша команда проиграла матч по футболу, но зато какой красивый гол ты забил, как настоящий футболист, мы тобой гордимся!»

4. Поощряйте увлечение ребёнка какой-либо деятельностью: спортом, танцами, рисованием, пением, конструированием… Не забывайте хвалить за успехи в выбранной области. Только никогда не говорите, что из него не получится настоящего спортсмена, танцора, художника, певца.

Как поднять самооценку ребёнку

5. Почаще говорите слова поддержки: У тебя всё получится! Ты сможешь! Мы в тебя верим! Ты обязательно справишься!

6. Никогда не сравнивайте вашего ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только с самим собой, каким он был и какой сейчас (или будет).

7. Давайте ребёнку посильные поручения, чтобы он чувствовал, что помогает и приносит пользу. Например, вытереть пыль, полить цветы, сходить в магазин, покормить домашних животных.

8. Почаще советуйтесь, спрашивайте его мнение по тому или иному вопросу.

9. Иногда просите о помощи как у старшего. Этот метод очень помогает почувствовать ребёнку себя значимым и полезным.

10. Старайтесь излишне не опекать своего сына (или дочь), предоставляйте больше самостоятельности, поощряйте инициативу.

11. Показывайте своим примером правильное отношение к неудачам и успехам. Например, у мамы получилось не очень хорошее тесто для пирогов. Она может сказать: «Какой кошмар, больше никогда не буду делать сама тесто!» И другой вариант: «Ничего страшного, в следующий раз я немного изменю рецепт и обязательно получится!» Чувствуете разницу?

12. Если ребёнок провинился, ругайте только за конкретный поступок, а не в целом, задевая его личность.

13. Старайтесь принимать своего малыша таким, какой он есть.

Как поднять самооценку ребёнку

14. Меньше критикуйте и «не навешивайте ярлыки».

Теперь вы знаете, как поднять самооценку ребёнку, если она занижена. Желаю всем родителям и детишкам здоровой адекватной самооценки, уверенности в своих силах и веры в себя!

Если эта статья была для вас полезной, поделитесь, пожалуйста, со своими друзьями, нажав на кнопочки соц сетей.

Причины низкой самооценки у детей

Семейная атмосфера, отличающаяся искренностью, теплотой, где присутствуют уважение, поддержка, понимание, доверие, чувство психологической защищенности, поможет формированию позитивной самооценки у ребенка. Тогда как неадекватная самооценка чаще формируется в семьях с отрицательным стилем воспитания. А неадекватная самооценка может привести к появлению негативного поведения.

Рассмотрим основные причины низкой самооценки у детей под влиянием негативных факторов:

  • Заниженную самооценку, сомнение в собственных силах, тревожность, страх совершить ошибку, отсутствие инициативности могут породить завышенные ожидания родителей по отношению к своему ребенку, лишение его самостоятельности (принятие важных решений за него), постоянная опека и контроль, авторитаризм и противоречивость требований.
  • Замкнутость, робость, неуверенность в себе и собственных силах идут корнями из семей, где присутствует неприятие ребенка, нет душевного контакта между членами семьи, ребенку не дают почувствовать весь спектр эмоций.
  • Чрезмерную дисциплинированность, исполнительность, подавление собственных чувств и эмоций, холодность и замкнутость формируют у ребенка родители при гиперсоциальном воспитании, т. е. при слишком правильном или идеальном воспитании.
  • Несамостоятельность, робость, нерешительность, неуверенность и обидчивость возникают при тревожно-мнительном воспитании, когда присутствует постоянная тревога и страх за здоровье и благополучие малыша.
  • Комплекс неполноценности развивается у детей, к которым родители выказывают определенную долю пренебрежения, относятся равнодушно, уделяют ребенку мало внимания.
  • Эгоизм и потребительское отношение к другим закладывают родители, которые относятся к ребенку с обожанием и восхвалением, в семье, где малыш растет кумиром, где удовлетворяются все его прихоти.

Перспективность самооценки

Перспективная самооценка оказывается приближенной к «идеальному» образу «Я», о котором писала Г. М. Сагач и другие ученые. У ребенка с высокой перспективной самооценкой любая деятельность вызывает интерес, ведь он надеется еще раз самоутвердиться, получить удовольствие от «победы». Это признак активной жизненной позиции.

[note]Таким образом, целесообразен вывод первый: воспитание активной жизненной позиции возможно через формирование завышенной или адекватной, приближенной к завышенной, перспективной самооценки.[/note]

Следовательно, остерегаться высокой перспективной самооценки, а тем более пытаться ее искусственно занизить — нецелесообразно.

Другое дело, что при высокой перспективной самооценке у детей важно:

  1. искренне признавая его достижения, целенаправленно и систематически приучать анализировать предыдущий опыт и делать правильные выводы при планировании на будущее (например: «Я смогу выполнить эту работу, если проконсультируюсь у учителя, воспользуюсь справочником, мне поможет папа, когда подрасту и т. д.»);
  2. воспитывать у ребенка трудолюбие, силу воли, умение определять цель и достигать ее;
  3. ориентировать индивида на самообразование и самовоспитание;
  4. обучать его гуманного, толерантного отношения к другим людям;
  5. обучать этике общения.
Читайте также:  Как выбрать кружок или секцию для ребёнка

Такая воспитательная система не занизит перспективной самооценки личности и одновременно позволит зафиксировать, стабилизировать ее адекватную, приближенную к завышенной, итоговую самооценку, которая станет основой серьезного анализа и реального планирования на будущее.

[note]Вывод второй: для воспитания активной жизненной позиции ребенка важна сформированность у него адекватную, приближенную к завышенной, самооценку.[/note]

Целесообразен учет на практике такой характеристики самооценки, как ее устойчивость.

Однозначно, что крайне неустойчивая самооценка не способствует становлению активной жизненной позиции. Сохранение устойчивой самооценки становится для человека потребностью, и нарушение ее порождает такое явление, как аффект неадекватности (то есть устойчивое негативное эмоциональное состояние, которое возникает в связи с неуспешной деятельностью).

Если перспективная завышенная самооценка сочетается с завышенной итоговой, состояние аффекта является достаточно опасным. Индивид не осознает неуспеха или не хочет его признавать.

Состояние аффекта может вызвать у такого человека проявления недоверия, повышенную обидчивость, подозрительность, агрессивность, негативизм.

Когда же высокая перспективная самооценка сочетается с адекватной итоговой, недовольство ситуацией преимущественно выступает дополнительным стимулом для работы личности над своим совершенствованием, становится источником усиленной активной деятельности.

Подытоживая сказанное, убеждаемся, что оптимальной следует считать завышенную перспективную самооценку и адекватную, приближенную к завышенной, итоговую самооценку.

Этой позиции придерживались американские психологи Е. Берн и X. Дж. Джайнотт.

Применение нами с целью проверки указанных выше практических рекомендаций по формированию оптимальной самооценки позволило заметно повлиять на поведение детей, существенно повысить уровень их общественной активности. Педагоги работали в тесном контакте с семьями воспитанников, уча родителей правильно воспитывать детей.

Наблюдение за поведением детей в учебной, игровой и трудовой деятельности показали, что в экспериментальных группах дети:

  1. дети почти не обижают друг друга;
  2. как правило, умеют помогать окружающим, сами замечают, кому нужна помощь и стараются ее оказать;
  3. дети умеют отстаивать собственное мнение, даже если оно противоречит взглядам окружающих;
  4.  дети с уважением относятся к одноклассникам (нередко после занятий и в выходные дни собираются в кого-то во дворе, чтобы играть вместе);
  5. не имеющие отвращения к другим;
  6. спокойные, уравновешенные;
  7. дети умеют планировать свои действия и предвидеть их последствия;
  8. инициативные;
  9. занимают активную жизненную позицию;
  10. дети с интересом относятся к новой, неизвестной ранее работы;
  11. дети довольно точно определяют настроение другого человека и соответственно реагируют на него.

Для экспериментальных классов свойственна высокая интенсивность межличностной коммуникации.

Знание практиками механизмов формирования оптимальной самооценки ребенка и активной жизненной позиции личности выступает одним из ведущих факторов успешной организации воспитательного процесса.

Завышенная самооценка у ребенка

Легко ли жить ребенку, да и взрослому человеку с высоким мнением о себе? Всегда считать себя лучше других, умнее, сильнее или красивее. А ведь все начинается с родительской любви, не знающей границ. Каждое слово ребенка вызывает восторг, каждое действие и каждый успех – восхищение. Малыш становится кумиром семьи, особенно, если это единственный ребенок. Стиль отношений с таким ребенком представляет собой эмоциональное потворство. Вся жизнь взрослых в семье вертится-крутится вокруг него, он ограждается от всяких трудностей и обид. А если случаются беды или неудачи, то в этом виноваты окружающие, которые не понимают и не хотят ценить его. Сначала так считают родители, а потом и сам ребенок. Многие дети проявляют агрессию по отношению к родителям и другим детям, если те не хотят подчиняться им. Своеволие, строптивость, капризность, упрямство и деспотизм, проявляемые ребенком в период кризиса трех лет, при потворствующем стиле воспитания закрепляются. Вот при такой завышенной самооценке уже с детского сада он отличается неадекватным поведением и часто становится не лидером, как хотели бы родители, а отверженным в группе. Посмотреть на себя со стороны, беспристрастно оценить свои качества ему очень трудно. Завышенная самооценка оборачивается тем, что ребенку, подростку, а затем и взрослому кажется, что их всегда недооценивают, относятся к ним предвзято. Трудно общаться с таким человеком, так как он раним и обидчив, часто агрессивен и высокомерен, неуживчив и эгоистичен. У таких детей один конфликт следует за другим. Так незаслуженные захваливания и постоянное восхищение ребенком могут стать причиной его завышенной самооценки.

— Родительская любовь — великая сила, если она мудра.  Не сравнивайте его ни с кем и не подчеркивайте, что ваш ребенок лучше всех других, не потакайте его капризам, не оставляйте без внимания проявления эгоизма и отрицательных качеств его характера. Завышенная самооценка такого ребенка – большая беда для него.

Особенности самооценки детей

Особенности формирования самооценки у детей зависят от возраста. Поэтому маме с папой нужно следить за изменениями в поведении малыша.

Читайте также:  Безопасность ребенка в доме: это нужно знать!

У детей дошкольного возраста самооценка иногда бывает высокой. Это связано с тем, что малыши только учатся оценивать себя. А под восторженные возгласы родителей сложно сделать это адекватно. Если родители найдут золотую середину между комплиментами и руганью, самооценка их сына или дочери придёт в норму.

В младшем школьном возрасте большую роль в формировании самооценки имеет учебно-воспитательный процесс. Окружение малыша меняется, и самооценка меняется вместе с ним. Также большое значение имеет успеваемость. Ведь раньше его работу никак не оценивали, а теперь есть оценки, баллы или звездочки, которым нужно соответствовать.

Особенности самооценки детей

В среднем школьном возрасте дети привыкли оценивать себя адекватно. Они взрослеют, учатся анализировать своё поведение. Но в то же время есть риск образования низкой самооценки. Потому что ребенок превращается в подростка, и у него могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками, семьёй.

В старшем школьном возрасте низкая самооценка – обычное дело. В это время происходит множество событий: подготовка к экзаменам, первая любовь, вхождение во взрослую жизнь, страх перед будущим.

Какая самооценка у моего ребенка

Застенчивый дошкольник отворачивается от соседки по площадке и молча берет предложенную конфету. У родителей паника: «Наш ребенок не уверен в себе!» Но вдруг ему просто не хватает опыта общения и выражения эмоций?

Неутрируйте! Стеснительный ребенок психологически здоров. Робость и стеснительность – естественное поведение для дошколят. На другом краю нормы – неудержимая вербальная активность и смелое желание познакомиться со всеми подряд. Таким образом – через внешнюю демонстрацию – формируется характер.

Родительский взгляд на особенности личности ребенка не всегда объективен. Мать и отец склонны завышать или занижать оценки. Часто они не учитывают возрастные нормы. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, как воспитать ребенка уверенным в себе, стоит узнать, нужно ли это именно сейчас – провести диагностику.

В видеоролике ниже приводятся примеры разных игр и упражнений, чтобы легко узнать какая самооценка у вашего ребенка.

Попросите нарисовать семь кругов и распределить в них имена всех близких людей (допускаются и животные) и слово «я». Сдвиг влево – свидетельство повышения самооценки. Экспресс-методика позволяет также определить круг доверенных лиц школьника. Встревожить должны такие результаты:

  • размещение «я» с 5-го по 7-е место (очень заниженная оценка собственной значимости);
  • окружение «я» пустыми ячейками;
  • окружение «я» животными или неодушевленными предметами.

В перечисленных случаях ищите контакт с чадом и помогайте ему обретать уверенность в своих силах. Повторите тест через несколько недель, сравните результаты. Подметьте также, как изменится успеваемость и эмоциональное состояние, когда ребенок начнет получать поддержку.

Подросток – едва ли не самый нежный в психологическом плане возраст. Поэтому лучше применять стандартизированные и верифицированные методики, не требующие личного контакта с исследователем. В домашних условиях диагностику лучше не проводить, но подтолкнуть подростка к самопознанию – хорошее средство.

Как сформировать адекватную самооценку

Прежде всего, хочется отметить, адекватная самооценка – это важный показатель в формировании психического здоровья личности. Такой человек способен воспринимать реальность такой, какая она есть и, не пытаясь изменить мир, легко адаптируется к жизни. Именно от адекватной самооценки зависит успешность и комфортное существование личности в социуме. Если вы настроены воспитать здорового и счастливого ребенка, а об этом мечтают все родители, задумайтесь над своим поведением.

Наступает период, когда девочки копируют мам, а мальчики – пап. Именно от отношения родителей друг к другу многое зависит. И помните о том, что у детей очень развита интуиция. Не пытайтесь их обмануть внешней картинкой. Если мама или папа не уверены в себе, не могут отстоять свое мнение и постоянно жалуются на жизнь, не нужно думать, что малыш этого не замечает. Ниже более детально описаны несколько действенных приемов по формированию адекватной детской самооценки. Проверьте себя, все ли хорошо в вашей семье.

Проверить, не созданы ли завышенные условия

Допустим, вы стали замечать, что малыш чрезмерно себя критикует. В его лексике стали появляться выражения: «я ничего не умею», «у меня никогда не получится», «я никогда не смогу». Давайте разбираться. Ключевой момент здесь: «стали замечать». То есть раньше малыш был веселый, проявлял интерес к знаниям и вдруг не получается и ничего не хочется.

Рассмотрим на примере. Учились в 5-А две девочки: Маша и Катя. Обе были прилежными ученицами, очень дружили и их родители также отлично общались между собой. На одном из семейных праздников мама Кати поведала, что у дочери есть невероятный талант к рисованию и она этому очень рада. «Рисование – это прекрасно, не то, что какой-нибудь травмоопасный спорт», – сказала женщина.

Почему-то мама Маши тут же приняла решение, что дети непременно должны ходить на занятия вместе, не выяснив, есть ли этот талант у ее дочери. «Все дети любят рисовать», – подумала она. Не прошло и двух месяцев, как Катю отметил преподаватель и стал рекомендовать ее работы на всевозможные детские конкурсы, а Машины работы были посредственными детскими рисунками. Девочка разуверилась в собственных силах, стала хуже учиться из-за неуверенности в себе и даже не хотела дружить с подругой, которая оказалась успешнее ее.

Читайте также:  Имена по святцам. В честь какого святого назвать мальчика

Все могло бы сложиться по-другому, если бы мама Маши не создала для нее завышенные условия.

Не навязывайте детям ничего насильно, лучше помогите определиться им с желаниями, и, если особых талантов у малыша нет, хвалите его за хорошие отметки, ведь это его труд. Только не сравнивайте с другими в его пользу, это может сказаться негативными последствиями в будущем.

Мнение ровесников

Как сформировать адекватную самооценку

Действительно, мнение ровесников очень важно. Для начала разберитесь в ситуации, если кто-то плохо сказал о вашем сыне или дочери – это еще не повод бежать в школу восстанавливать справедливость. Детская психика – вещь хрупкая и ломается очень быстро. Критерии оценки детей очень высоки и иногда не поддаются логике.

Дети могут насмехаться только из-за того, что сверстник слегка полнее или учится лучше других. Если идет открытая травля, лучше перевестись в другую школу. Скорее всего, в новом коллективе сложатся абсолютно нормальные и адекватные отношения. Дайте подростку шанс самостоятельно исправить ситуацию и почувствовать себя важным в коллективе. Проведите беседу о том, как делать не нужно. Помните, критиковать ребенка не стоит. Можно давать оценку поступкам, но не человеку.

В случае, если ситуация не критична и подросток просит о каких-либо нестандартных вещах в свой гардероб, чтобы не выбиваться из толпы сверстников, попросите его обосновать свою просьбу. Если рваные джинсы хочется именно ему, и это решение он принял самостоятельно, то почему бы и нет. Иногда лучше поступиться своими родительскими принципами для будущего блага всей семьи.

Хвалите

Дети и взрослые очень похожи. Разве что на взрослом человеке лежит больше ответственности. Если возникает вопрос, как помочь повысить детскую самооценку, прислушайтесь к себе. Чтобы помогло вам? Правильно, похвала! Вам же нравится, когда вас хвалит руководство, даже если без повышения и без увеличения заработной платы, но как же приятно услышать похвалу за хороший результат проделанной вами работы.

Вот и малышу приятно, когда вы его хвалите. Только хвалите за дело, а не просто так. У формирующейся личности должно быть четкое понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Именно так формируется адекватная самооценка и оценка реальности в целом.

Преодолевайте трудности

Здесь опять идет пересечение со взрослой жизнью. Например, у вас катастрофически не хватает времени на занятия в спортзале, но желание заполучить фигуру мечты перевешивает. После тяжелого рабочего дня вы мчитесь в спортзал и через несколько месяцев заметен долгожданный результат. Гордились бы собой? Естественно, да! Повышение самооценки обеспечено.

Я перестала использовать глагол виновата

Понятие вина я заменила на слово ответственность. И если вина предполагает наказание и угрызения совести, то ответственность предполагает умение разрешить возникшую проблему, попросить помощи или принять неудачу, сделав выводы.

Я перестала использовать глагол виновата

Порой непросто не орать обидные слова, если ребенок разлил на пол стакан липкого сладкого сока, а просто предложить тряпку и помощь. А если ребенок полез на забор и упал, то ни к чему добивать его фразами типа За что боролись, на то и напоролись или Я же тебе говорила сама виновата теперь. Человеку уже плохо, он уже осознал последствия своего поведения. Теперь ему нужна лишь поддержка.

Самооценка у детей с ограниченными возможностями

Особенным деткам важно понимать, что они нужны обществу, а не являются обузой. Восприятие зависит от отношения родителей. Одни относятся с трепетом и терпением к своему ребенку, а другие могут срываться на малыша из-за усталости. Постарайтесь найти такому малышу друзей по интересам. Ребенок, занимаясь любимым делом, поймет свою важность и ценность. А еще не забывайте напоминать ему о том, какой он молодец.

Справедливо будет поговорить с ребенком о том, что не все люди одинаковые, и в жизни бывают разные ситуации, но трудности даются для того, чтобы их преодолевать. Каждый день говорите малышу с ограниченными возможностями, какой он молодец.

За что выражать похвалу и благодарность

Но нужно хвалить ребенка в следующих случаях.

Талант

Ребенок поет, танцует, рисует или играет на инструментах? Поощряйте его за попытки найти себя, даже если первое время у него все плохо получается. Не бросайтесь фразами, что второго Пушкина или Майкла Джексона из него не получится. Это очень плохо отразится на его самооценке, он сразу же потеряет интерес к происходящему.

Честные заслуги

Чтобы ваш ребенок не сделал, хвалите его, если он приложил свои усилия. Пусть это будет пустяк: помощь по дому, вовремя сделанные уроки, игра с младшим братом, прочитанная книжка. Любому приятно, когда его действия, приносящие пользу, оцениваются по достоинству.

За будущие успехи

Научитесь мотивировать школьника. Не получается решить задачу? Скажите, что вы уверены в его успехе. Предстоит контрольная? Но вы ведь даже не сомневаетесь, что у вашего ребенка получится написать работу на отлично. Не забывайте хвалить дочку перед выходом из дома, и тогда вечером вас обязательно порадуют своими достижениями.