Заикание у детей: причины, методы лечения и коррекции

Заикание – это нарушение структуры речи и часто встречается у маленьких детей в возрасте от 2 до 4 лет. Кто-то из детей не может произнести звук или слог, особенно в начале речи, у кого-то заикание может проявляться как продолжение звука. Иногда заикание может быть выражено полной остановкой речи или пропуском звука. Как бы не проявлялось заикание, это всегда настораживает и беспокоит родителей, особенно, если в семье есть взрослые, которые заикаются.

Если Ваш ребенок заикается (рекомендации родителям)

Ребенок в возрасте примерно до 12 лет, даже занимаясь с логопедом, не способен без помощи родителей справиться с заиканием. Это связано с тем, что коррекция заикания — это и речевой режим, и режим дня, и личностный рост, и определенная система поступков. Для успешного лечения заикания необходим постоянный контроль и постоянная работа в течение всего дня на протяжении года. Редкий ребенок способен организовать себя таким образом, поэтому помощь и забота родителей необходимы.

Триаду заикания составляют: речевые судороги, состояние тревожности и желание скрыть дефект. Исходя из этого, родителям необходимо помнить следующее:

  • Заикающемуся ребенку нужно обеспечить строгий режим дня: должно быть разумное чередование нагрузок и отдыха. Сон — не менее 8 часов в день, очень желателен дневной сон, все это способствует уменьшению тревожности.
  • Ребенку полезны физические упражнения, особенно плавание, т.к. это способствует укреплению нервной системы.
  • Нужно разумно ограничит речевую нагрузку, но ни в коем случае не путем запретов, а путем особого построения диалога, при котором не требуется развернутых ответов. Это способствует уменьшению фиксации внимания ребенка на недостатке.
  • В случае если ребенок начал длинную фразу нужно выслушивать его до конца совершенно спокойно, не помогая ему и не перебивая его, чтобы не увеличить степень его тревожности.
  • Ни в коем случае не говорить: «скажи правильно». Этой фразой Вы заранее ставите ребенка в ситуацию неуспеха.
  • Не обсуждайте речь ребенка в его присутствии, этим вы только фиксируете его на заикании.
  • Не показывайте свою тревогу по поводу его дефекта. Ваша тревога увеличит его собственную в несколько раз.
  • Самое главное — обратитесь к специалисту.

Нужно научиться «видеть» и «слышать» своего ребенка, т.к. это необходимо для установления доверительных отношений, без которых совместная работа по преодолению заикания невозможна.

И все же, какова причина заикания

Хоть я и не доктор медицины, но о заикании знаю очень многое. Все-таки более 20 лет опыта, причем опыта «изнутри». Вообще после определенных событий моя вера во врачей пропала. Мой родственник умер от врачебной ошибки, просто не правильно поставили диагноз и отправили домой, через 12 часов человек скончался, не успели довезти в больницу. И естественно, никто не виноват, никого не наказали. И таких случаев тысячи!

Маленького ребенка, 1 месяц, привели на анализ по билирубину (желтушка), анализ показал идеальные результаты, малыш абсолютно здоров! И знаете, что сказала врач? Говорит: «Анализы у вас идеальные, но вы все-таки курс какой-то химической отравы пропейте». Как вы считаете это нормально? Ребенок совершенно здоров, а они готовы накачивать и накачивать химией. Вы видели, кто учиться (обсиживает) медуниверситеты?  90% из студентов покупают контрольные, курсовые, дипломы. Какие специалисты выйдут оттуда? Им наплевать на людей и их проблемы! Врач – это призвание, а не профессия.

Простите, накипело…

Я ни в коем случае не агитирую вас отказаться от врачей! Это только мое личное мнение. Безусловно, есть очень хорошие, прекрасные врачи от бога и им не все равно на вас, ваших родителей и детей. Но таких единицы. А врачей, кто лечит заикание, на мой взгляд не бывает.

Помощь ребенку с заиканием в домашних условиях

Дети с логоневрозом относятся к группе риска, у них ослаблена нервная система, ребенку нужно обеспечить спокойную атмосферу в доме, режим. Ребенка постоянно наблюдает логопед и психоневролог. Общая система исправления заикания у детей предлагает тесную взаимосвязь двух линий коррекционного воздействия, направленного на развитие связной речи, а также на внеречевые процессы.

Читайте также:  Грудничок перепутал день с ночью признаки и что делать

При лечении маленьких детей с заиканием следует обращать особое внимание на:

  • укрепление общего состояния его здоровья;
  • развитие мелкой моторики;
  • изменение всей психики ребенка.

Обратите внимание! Родители могут заниматься с ним дома, получив надлежащие рекомендации специалиста, но обязательно под его контролем – не реже 1 раза в неделю.

Логоритмические упражнения

Варианты занятий:

  1. Отстукивать ритм чистоговорки, стихотворения, потешки.
  2. Дать возможность малышу побыть барабанщиком, он должен повторять услышанную мелодию или отстукивать заданный взрослым ритм.
  3. Игра «Дождик»: ребенок пересыпает горох, фасоль, макароны из одной тарелки в другую, каждый раз поднимая тарелку выше другой. То же самое можно проделывать, если брать содержимое тарелки в руки и сыпать их вниз.
  4. Повтор движений под музыкальное сопровождение (Екатерина Железнова «Дождь», «о саду ли в огороде» и др.).

Дыхательная гимнастика и упражнения помогают при заикании

Помощь ребенку с заиканием в домашних условиях

Дыхательная гимнастика

Упражнения следует выполнять дважды в день. Длительность занятия составляет 20-30 минут.

Комплекс дыхательных упражнений:

  • «Ладошки». Поднять руки на уровень плеч и согнуть их в локтях. Ладони расправить параллельно полу. Сделать резко 4 вдоха при этом сжимать ладони. Выдох продолжительный через рот, ладони разжать. Перерыв между подходами 4-5 секунд.
  • «Погончики». Поставить руки на пояс, зажать кисти в кулак. При вдохе поднимаются и напрягаются плечи. При выдохе руку опускаются, а кулаки поднимаются на плечи и изображают погоны.
  • «Насос». Поставить ноги на уровне плеч. Во время громкого вдоха наклониться вперед, вытянуть руки к полу, спину округлить. Выдыхать медленно и спокойно.
  • «Обнять плечи». Согнуть руки в локтях, локти опущены. Сделать вдох (шумно), при этом обнять свои плечи, голову отвести назад. Выдохнуть свободно.
  • «Кошка». Единственное упражнение, которое выполняется на четвереньках (остальные – стоя). Быстро вдохнуть и округлить спину, опустить голову. Выдохнуть медленно с выпрямленной спиной.
  • «Маятник». Поставить ноги на уровне плеч. Громко и быстро вдохнуть, сделать наклон вперед, руками тянуться к полу. При резком выдохе вернуться в исходную позицию.

Современные методики и игры по обучению речи для неговорящих детей

Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика, которую используют логопеды для коррекционной работы с ребенком с логоневрозом, разработана оперной певицей А.Н. Стрельниковой.

Гомеопатические препараты

Данные средства применяют как альтернативу традиционной медицине:

  • Бовиста;
  • Вератум альбум;
  • Народные средства (настои трав и отвары: белый ясенец, душистая рута, зверобой, сухой вереск, ромашка, мелиса, шиповник, лимон, калина).

Проблемы заикающихся детей в школе

Заикание проявляется особенно сильно в незнакомой, волнительной обстановке: при ответе у доски, в личном разговоре с одноклассниками или учителем. Дома же, в разговоре с самим собой, заикающийся может говорить плавно.

  • Дети могут быть замкнуты, молчаливы, не общительны.
  • Испытывают трудности ответа у доски, с места, поэтому избегают их, как и участия в общешкольных мероприятиях, дискотеках и т.п.

Отсюда вытекают проблемы в общении, низкая самооценка, проблемы успеваемости. В то же время дети могут достаточно нормально читать по учебнику, петь.

Со временем старшие ребята учатся скрывать свое заикание: делают длительные паузы, растягивают слова, используют в речи слова-паразиты, которыми заполняют вынужденные остановки речи: «вот», «ну», «так» и другие. То есть внешне речь может быть уже достаточно плавной и ровной.

Типы заикания

Есть несколько типом заикания:

Возрастное. Наиболее часто встречающийся тип заикания у детей в возрасте до 5 лет. В это время дети учатся говорить, развивают свои речевые навыки и языковые способности. Чаще встречается у мальчиков. Как правило, проходит без лечения с возрастом.

Нейрогенная. Вызвана аномалиями сигналов между мозгом и нервами/мышцами.

Психогенная. Как предполагают ученые, такой тип берет свое начало в области мозга, который управляет мыслями и рассуждениями. Этот тип заикания может быть у людей, страдающих психическими заболеваниями или у тех, кто перенес сильное психическое напряжение или потрясение.

Симптомы

Нередко заиканию сопутствуют соматические нарушения артикуляционного аппарата: отклонение языка в сторону, высокий свод неба, гипертрофия раковин носовой полости, искривленная носовая перегородка.

Симптомы
Симптомы

К нарушениям дыхательного процесса относится чрезмерный расход воздуха на вдохе и выдохе на фоне расстройства сопротивления в области артикуляции. При попытке произнесения звуков происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели, препятствующее образованию звука. При этом наблюдаются быстрые и резкие движения гортани вверх и вниз, а также выдвижение вперед. Пациенты предпринимают попытки произносить гласные звуки твердо. Симптоматика заикания при этом может смягчаться вплоть до полной нормализации речи при пении, шепоте.

Симптомы
Симптомы

Пациент может сопровождать свою речь сопутствующими жестами, которые не являются необходимыми, однако производятся ребенком сознательно. Во время приступа заикания ребенок может наклонять голову или откидывать ее назад, сжимать кулак, топать ногой, пожимать плечами, переступать с ноги на ногу.

Симптомы
Симптомы

Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме.

Симптомы
Симптомы

Иногда заиканию сопутствуют психические расстройства, например, страх потерпеть фиаско при произношении некоторых звуков, слогов и слов. Пациенты стараются не использовать их в своей речи и ищут им замену. В тяжелых случаях это приводит к абсолютной немоте во время приступов заикания. Мысли о невозможности нормального вербального общения способны становиться причиной формирования комплекса неполноценности. Дети становятся стеснительными, боязливыми, молчаливыми, могут уклоняться от разговора и общения в целом.

Симптомы
Симптомы

При тонической форме заикания ребенок часто запинается во время разговора с образованием пауз или чрезмерным растягиванием отдельных слогов в слове. При клонической форме патологии пациент несколько раз проговаривает отдельные звуки, группы звуков или слова. Для смешанной формы заикания характерно сочетание признаков тонического и клонического заикания. При клонико-тонической форме заикания пациент обычно повторяет начальные звуки или слоги, после чего у него отмечаются запинания во время разговора. При тонико-клоническом заикании нарушение речи проявляется в виде запинок и остановок с частым повышением голоса, выраженными нарушениями дыхания и дополнительными движениями во время разговора.

Симптомы
Симптомы

В случае развития у пациента невротического заикания отмечаются выраженные нарушения произношения (нечленораздельная речь). Дети с данной формой патологии, как правило, начинают говорить позже сверстников. При развитии неврозоподобной формы патологии приступы заикания обычно возникают в определенных ситуациях, к примеру, при волнении.

Симптомы

Иногда заикание у детей отсутствует при разговоре с животными или неодушевленными предметами, чтении вслух.

Читайте также:  8 правил, способных помочь грамотно писать тексты копирайтеру

Причины

Конечно, чтобы побороть болезнь, нужно искоренить причину её возникновения. Как вы считаете? А причин этих может быть несколько:

  • Генетическая предрасположенность. От этого избавиться сложно, ведь генами заложено. Но все шансы на выздоровление есть! Поэтому, если в семье имеются родственники с подобными проблемами, профилактика заикания у дошкольника крайне важна.
  • Стрессовый фактор. К сожалению, даже в благополучных семьях есть заикающиеся детки. Ведь стрессов может быть множество! Детишки — народ впечатлительный! Увидел страшный боевик одним глазком, и вот тебе. А уж если на пути собака встретилась, и зубы показала… это, вообще, ни в какие ворота не лезет!
  • Состояние нервной системы крохи.
  • Особенности развития мозга.

А ещё детки любят повторять. И если в их окружении есть заикающийся, карапуз начинает его копировать. Такое поведение может перерасти в привычку.

Видите, опасность подстерегает где угодно. Поэтому необходимо предупреждение подобных случаев. Вообще специалисты установили, что есть несколько категорий дошкольников, входящих в зону риска.

Лечение медикаментами

Медикаментозное лечение может быть использовано в качестве вспомогательного лечения (но, это не является обязательным пунктом). Лекарства будут эффективны в том случае, если причина заикания ребенка – это нарушение функционирования нервной системы. Для лечения используются ноотропные препараты в виде Тенотена. Эффективны и народные средства в виде настоек трав – валерианы и пустырника.

К проблеме заикания у детей необходимо относиться очень серьезно. Не стоит запускать этот процесс и думать, что вскоре само пройдет. Таким образом, ситуация может только усугубиться и через несколько месяцев ребенку станет намного сложнее заговорить.

Борьба с заиканием в домашних условиях

Лечение невроза предполагает обязательное наблюдение у врача, но заболевший может усилить эффект с помощью народных методов, ароматерапии и самогипноза.

Масла

Эфирные масла помогут приобрести спокойствие и гармонию в жизни. Рекомендуется добавлять масла в ванну или использовать в качестве ароматерапии. Наибольшее действие в лечении заикания оказывают масла розмарина, лаванды, сандала и сосны.

Борьба с заиканием в домашних условиях

Лекарственные травы

Сборы из лекарственных трав отлично помогают в стабилизации нервной системы и нормализации речевого аппарата. Для лечения заикания подходят ромашка, мелисса, крапива, валериана, листья березы, шиповник, анис.

Лучшие рецепты для лечения заикания травами:

  • Смешать в равных пропорциях сухие цветы и листья ромашки, валерианы, мяты и крапивы. Залить одним стаканом кипятка чайную ложку полученной массы и дать настояться в темном месте в течение 15 минут. Принимать 2 раза в день на протяжении месяца.
  • 7 грамм смеси из хмеля, тмина, шиповника, листьев березы, мяты, полыни, фиалки, корня одуванчика, сушеницы и ясменника залить 2 стаканами холодной воды и оставить на ночь в теплом месте. Утром довести настой до кипения и дать настояться полчаса. Принимать внутрь 4 раза в день перед едой.
Читайте также:  Допускается ли совместный сон с ребенком

Самогипноз

Самогипноз – действенная практика, помогающая обрести уверенность в себе и настроиться на продуктивный день. Для проведения такого вида гипноза выбирается тихое, уютное место, где нет раздражающих факторов.

Больной должен принять сидячее положение, расслабиться и произнести определенные фразы. Существует два вида гипноза – расслабляющий и ободряющий. Первый рекомендуется проводить перед сном, а второй – утром, сразу после пробуждения.

Борьба с заиканием в домашних условиях

Упражнения для дыхания

Дыхательные упражнения помогут расслабиться и окажут положительное влияние на органы дыхания. Наиболее эффективные упражнения:

  • Принять положение лежа, одну руку разместить на животе, вторую – на груди. Сделать глубокий ровный вдох, оставляя диафрагму в состоянии покоя, посмотреть на живот – он должен надуться как воздушный шарик. Во время выдоха нужно аккуратно надавить рукой на живот. Через несколько недель перейти к выполнению упражнения сидя, затем – стоя.
  • Для выполнения этого упражнения понадобится стакан с водой и коктейльная трубочка. Нужно вдохнуть животом через нос и рот, губы находятся в положении полуулыбки. Выдыхать нужно ртом через трубочку в стакан, следя за неподвижностью губ.

Программы аутотренинга, рекомендованные врачом – хороший способ дополнительного лечения заикания.

Чтение

Поможет поставить речь и обрести уверенность в себе чтение вслух. Но нужно соблюдать несколько правил в рамках методики.

Борьба с заиканием в домашних условиях
  • Выбор правильной книги для чтения. Начинать лучше с Горького и басен Эзопа.
  • В первое время нельзя переусердствовать, читайте не больше одной главы в день.
  • Текст произведения должен быть легко читаемым и иметь простую структуру.
  • Хорошая помощь – заранее расставленные ударения в трудных словах.
  • Не менее важным является расстановка логических пауз.
  • Читать правильно на выдохе, делая вдох во время остановок. Во время вынужденных остановок стоит делать глубокий вдох и продолжать чтение.
  • Читать нужно громко и уверенно, в удобном темпе. Нужно подготовить помещение – обеспечить тишину и комфортное освещение.
  • Музыкальное сопровождение в виде классических произведений будет хорошим дополнением к лечению чтением.

Домашнее лечение гипноза – отличное дополнение к основному. Только от самого больного зависит, какому варианту отдать предпочтения. Выбирая такой вид терапии, нужно убедиться в отсутствии противопоказаний и аллергий. Не станет лишней предварительная консультация с лечащим врачом. Органический невроз требует особого внимания и осторожности при выборе домашних методов лечения.

Симптомы и виды заикания

Причины заикания выяснены. Теперь врач проводит обследование и ставит диагноз на основе этимологии заболевания:

  1. Невротический логоневроз — форма функционального расстройства, при котором ребенок начинает заикаться только в нервной обстановке: волнение, стеснение, сильное переживание, стресс, тревога, страх. В таких психотравмирующих ситуациях болезнь наступает волнами: судорожные запинки на некоторое время сменяются ровным разговором, после чего снова усиливаются.
  2. Органическое (или неврозоподобное) заикание — следствие поражений центральной нервной системы. Ребенок не хочет спать, постоянно возбужден, неловко двигается из-за плохой координации и нарушения моторики, поздно начинает говорить, но монотонно и с запинками. Дефект носит постоянный характер и усиливается при усталости и перенапряжении после активных физических и умственных занятий.

Кроме того, принято различать формы заикания у детей по судорогам и характеру течения. Так, легкая степень заикания сопровождается судорожными запинками — например, при ответе на неожиданный или неприятный вопрос ребенок нервничает. При средней степени малыш заикается во время диалога постоянно, а вот при тяжелой форме судорожные запинки мешают любому общению, даже монологу. По характеру течения заикание делится на три типа: волнообразный, постоянный и рецидивирующий. Выявления типа заикания и его степени находится в компетенции врача.

Диагностика

При первых же симптомах необходимо обратиться к специалисту, который не только поставит диагноз, проведет диагностику речи (оценка темпа, дыхания, моторики, артикуляционных судорог, голоса), но и подберет правильный метод лечения. Доктор Комаровский рекомендует проводить комплексное обследование в любом случае, чтобы предотвратить возможные рецидивы в будущем.

Если судорожные запинки в речи связаны с поражением центральной нервной системы, то может понадобиться диагностика посредством магнитно-резонансной томографии или электроэнцефалографии.