Воспитание ребенка 2-3 года, как не потерять авторитет

Когда вы создали безопасную среду и минимизировали стресс в жизни ребенка, переходите к следующему:

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.

Речевые навыки

Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук [р]. Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:

  • правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
  • составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
  • предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
  • запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
  • легко узнает и называет знакомые ему предметы;
  • составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
  • употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
  • знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
  • различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
  • ведет диалог, связно отвечает на вопросы.

В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас.

Раннее развитие способствует развитию мозга. 

Как известно, мозг малыша не прекращает формироваться после момента рождения. Наоборот, с рождения и до 3 лет формирование мозга протекает наиболее активно, и дополнительные нагрузки на этот орган сделают данный процесс более эффективным. Благодаря ежедневному получению новых знаний и опыта будут формироваться новые нейронные связи.

Читайте также:  Как ролевые игры влияют на обучение ребенка \ Что нужно знать родителям?

Ученые заметили разницу между детьми, которые получали максимальное количество информации с самого раннего возраста и теми, развитием которых занимались менее активно. Мозг первых был намного развитее и сложнее, нежели у вторых. Конечно же, многие могут возразить, что никогда не поздно наверстать упущенное.

В принципе, не поздно, но в будущем на это удет в десятки раз больше времени и усилий. 

2. Раннее развитие повышает уровень интеллекта. 

Казалось бы, что общего у щупанья гречки и складывания пирамидок с уровнем интеллекта. Но, именно такие простые развивающие занятия закладывают хорошее основание для развития гениального интеллекта.

Если наблюдать за детьми, которые с раннего возраста развивались под наблюдением родителей или учителей, можно отметить, что у них очень гибкий, живой ум, способность мгновенно реагировать, творчески подходить к решению любой задачи.

Раннее развитие – это основа, на которой будет строиться весь последующий опыт.

3. Раннее развитие – это весело!

Те взрослые, которые говорят, что раннее развитие отнимает у ребенка детство, наверняка, ни разу не организовывали развивающее занятие. Детство – пора игр и веселья, беззаботности и стопроцентного родительского принятия, в котором малыши чувствуют себя комфортно и безопасно.

Развивающие игры – это именно то, что подходит под это описание. Более того, веселиться развиваясь, могут не только малыши, но и взрослые, которые занимаются с ними.

Каждое занятие не только приносит пользу интеллекту, но также положительные эмоции, которые не менее важны для формирующейся личности.

4. Развивающие занятия сближают родителей с детьми

Делая что-либо вместе, вы выстраиваете отношения, учитесь лучше понимать друг друга. Конечно же, есть множество других способов выстроить близкие отношения со своим малышом, но совместное времяпровождение в развивающих занятиях точно не будет лишним. 

5. Раннее развитие помогает малышу приобрести уверенность

Информированность, поощрение и похвала от родителей, осознание своих способностей – все это формирует здравую самооценку у ребенка.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш рос уверенным в себе, без страхов, комплексов и заниженной самооценки, вам просто необходимо помочь ему, как можно раньше, понять, что у него есть таланты и способности, он может быть успешным, пусть пока только на развивающих занятиях. 

6. Ранее развитие делает жизнь ребенка интереснее. 

Неугасимое любопытство и страсть к познанию мира – это отличительная характеристика всех здоровых детей раннего возраста.

Развивающие занятия помогают утолить жажду знаний и восполнить потребность в получении новой информации и опыта.

Занимаясь развивающими играми с малышом, вы не угасите его любопытства, наоборот, еще больше стимулируете его к познанию мира, но вам удастся направить его познавательную энергию в правильное русло. 

7. Раннее развитие помогает ребенку пройти возрастные кризисы. 

Каждого малыша ожидает не один возрастной кризис. Это такие периоды, когда личность ребенка созревает, происходит ее трансформация и переход на новый уровень.

Возрастные кризисы многими детьми переносятся тяжело, не говоря уже об их родителях, которые часто даже не знают, что происходит и как помочь развивающейся личности. Но, раннее развитие помогает малышу быстрее и легче переносить такие этапы взросления.

Развитый ребенок проще выражает свои эмоции, потребности и желания, раньше становится самостоятельным. 

8. Раннее развитие – залог успешного будущего

Все мы желаем своим детям самого наилучшего. Мы хотим, чтобы они стали успешнее нас, смогли большего достичь и жили лучше. Раннее развитие помогает родителям сделать вклад в будущий успех своих детей. Ведь люди с развитым интеллектом в любой сфере деятельности смогут достичь высот. 

9. Раннее развитие – идеальная подготовка к дальнейшему обучению

Если развивать ребенка с самого раннего детства, ему будет проще усваивать образовательную программу в детском саду, школе и всех остальных заведениях.

Малыши уже будут знакомы с механизмом усвоения знаний, и учеба не станет для них непосильной ношей, как часто бывает.

Более того, уже к школе малыш будет опережать своих сверстников по многим параметрам и сможет чувствовать себя уверено и свободно в новой среде. 

10. Раннее развитие прививает любовь к учению

Детские психологи в клиниках и образовательных учреждениях слышат жалобы на отсутствие интереса к обучению у детей, чаще приветствий. А все почему? Потому что не был заложен правильный фундамент. Развивающие занятия проходят в игровой форме, что только стимулирует интерес малыша к учебе. Такой подход позволяет «с пеленок» привить крохе любовь к образовательному процессу!

Елена,

Некоторые особенности развития

Интересно, наблюдать на детских площадках разные стили воспитания и взаимодействия между мамочкой и ребенком. Одна мать слишком строга, а другая совершенно не замечает неправомерных действий отпрыска. Почему так происходит? Ребенок, конечно, чистый лист на котором можно нарисовать то, что тебе нужно, но родив сама, я кардинально изменила мнение.

Некоторые особенности развития

Многое зависит от темперамента крохи, его матери. Гиперактивного малыша сложно удержать на месте, родители выматываются, сетуют на активность и неусидчивость. Но могу вас обрадовать немного. Сам диагноз гиперактивность ставит психиатр довольно редко, а излишняя подвижность, нетерпеливость проходят сами, к подростковому возрасту. Важно приучить непоседу к режиму, чтоб ребенок научился планировать свое время. Некоторые особенности развития детей 2-3 лет:

Некоторые особенности развития
Некоторые особенности развития
  1. Малыш познает мир с помощью подражания. Взрослый – эталон. Не спрашивайте, откуда вдруг ЭТО взялось (жест или действо). Все от вас, дорогие родители.
  2. Ведущий вид деятельности – с предметами (кроха потянется к сверстникам ближе к 3-х летнему рубежу). Помогайте своему ребенку открывать новое, показывайте, что можно делать с предметами.
  3. Активное развитие речевой функции. Если до 18 месяцев речь формируется достаточно медленно, то после 2 лет малыш может осознанно выполнять сложные действия по команде взрослого. Пассивный словарный запас расширяется стремительно. Кроха проявляет интерес к беседе взрослых, вслушивается, пытается понять, о чем речь.
  4. В этот возрастной период ребенок постепенно учится овладевать теми нормами поведения, которые приняты в обществе.
  5. Действия ребенка непроизвольны, спонтанны, он не планирует заранее отобрать у кого-либо игрушку, это решение приходит к нему вдруг. Дети еще не способны спланировать свои действия.
  6. Кроха начинает активно пользоваться мимикой в общении со сверстниками и взрослыми.
  7. Познает свое тело. Изучает его свойства в разных положениях.
Некоторые особенности развития
Некоторые особенности развития

Чадо легко заряжается чувствами других детей, если кто-то рядом будет плакать и ваш малыш может громко закричать. Но сопереживать, ставить себя на место другого, он еще не умеет.

Читайте также:  Заговор, чтобы дети родителей слушались и почитали

Как развивать ребенка 0-месяца

В этом прекрасном, нежном возрасте от заботливых родителей требуется следующее.

  • Побольше носить ребенка на руках или в слинге. Ребенок, которого держат на руках и носят быстрее начинает держать голову, и вообще, растет быстрее. Не дожидайтесь, пока малыш позовет Вас криком и плачем. Берите его на руки «просто так» и почаще.
  • Кормите ребенка грудью. Это не просто еда, это информация о мире, общение и настоящее развитие. В возрасте 1-3 месяцев,- ГВ это способ показать малышу, что его любят. Это же, кстати, касается и ношения на руках. Кормите по требованию. Это закладывает в ребенке ощущение базового доверия к миру, что мир буквально «слышит его и отвечает на его просьбы». Вы ведь пока для ребенка — весь мир .
  • Купайте ребенка во взрослой ванной, приучайте к раннему плаванию. Не просто «вымачивайте» младенца, а делайте это с пользой :). Прекрасно, если можно купаться вместе с малышом. Это и купание, и общение, и зарядка.
  • Спите с ребенком. Если по каким то причинам не хотите или не можете спать ночью, то спите дневные сны.
  • Поддерживайте с малышом достаточно тактильного контакта. Если ребенку физически «вас мало», то ни о каком развитии и речи нет.
  • Гуляйте на свежем воздухе. Можно гулять, нося ребенка в слинге, это и прогулка и фитнес для мамы. Можно и в коляске.
  • Говорите с ребенком. Это первичное занятие для развития речи самого малыша. Говорите ему что делаете, рассказывайте, как Вы его любите, проговаривайте все, что вы делаете или собираетесь делать. Говорите в «произвольном режиме», — хотите,- рассказывайте стихи, хотите пойте, или просто общайтесь (сами спросили, сами ответили). Не заставляйте себя «говорить на заданную тему». Чем естественнее ваше общение с малышом, тем лучше.
  • Танцуйте с ребенком на руках . Это возможно еще совсем недолго, так как малыш растет с каждым днем. Пользу от этого занятия невозможно преувеличить. Ребенок рядом с мамой, вы вместе двигаетесь в ритме, — это настоящее развитие.

Примечание. Мнения насчет того, «сюсюкать» с ребенком или нет, часто расходятся. Мы приведем мнение наших специалистов. Если «сюсюкать» означает «искажать слова» ,- то не нужно так делать. Не нужно говорить: где нас малысик? кто напикунькал? и тому подобное :). А если «сюсюкать» означает ласковую, нежную интонацию и специфический тембр голоса,- то можно и очень нужно.

Важно! Создается впечатление, что ничего «специфически развивающего» в перечисленных выше занятиях нет. Это не так. Это база, без которой, хоть обвешивай кроватку малыша картинками, хоть классику ему с рождения ставь, или читай Пушкина днями, хоть что угодно делай,- а самого главного не дано. Поэтому, все что перечислено выше,- это настоящий фундамент развития. И именно так и нужно к этому относиться. Вы не «приучаете ребенка к рукам» и не «кормите по первому писку»,- а проявляете ребенку свою любовь и по-настоящему развиваете его. Это гораздо важнее, чем водить перед ребенком каким-то предметом, фокусируя его взгляд, или бесконечно вкладывать в его руку погремушку .

Дополнительные варианты развития

  • Занимайтесь с малышом гимнастикой, подробно в статье Гимнастика для новорожденных. Поглаживайте ребенка, делайте ему массаж.

Примечание. И во время гимнастики, и во время массажа, обязательно приговаривайте что вам удобно. Это могут быть ритмичные стихи, потешки, просто проговаривание того, что вы делаете, каких частей тела касаетесь, и тд.

  • Фокусировка взгляда. Для этого можно использовать любые подручные средства, вплоть до своего лица. Желательно, конечно, контрастный предмет (двух цветов, темного и светлого). Предмет нужно поместить на расстоянии 30 см от лиа малыша, подождать пока он сфокусирует на нем взгляд, и медленно двигать предмет вправо-влево, следя, чтобы малыш не терял его из вида. Это упражнение стоит выполнять не более пары минут.

Примечание. Вместо предмета также можно использовать человеческое лицо, нарисованное на воздушном шарике. Детки в этом возрасте любят рассматривать лица.

  • Фокусировка слуха. Так же, как зрение, тренируем слух. Шуршите, трещите, звените (только все по очереди, не все сразу) на расстоянии от ребенка. Он повернет голову, будет искать источник звука.
  • Можно вкладывать в ручку ребенка небольшой предмет, типа маленького кольца, погремушки. Малыш еще не меет сам сжимать и разжимать кулачки, поэтому он просто зажмет ладошку и будет держать предмет.
  • Полезны любые игры с пальчиками, поглаживание, разглаживание, с потешками и без, как удобно.

Примечание. Все занятия, написанные в разделе «дополнительно»,- это около 10-20 (максимум) минут в день. Основное,- это то что выше (ГВ, ношение на руках, тактильный контакт, и тд).

При покупках в Мамином магазине мы гарантируем приятное и быстрое обслуживание .

Занимайтесь с удовольствием!

Стул ребенка

Стул ребенка в этом возрасте уже должен быть сформирован. Благодаря тому, что пищеварительная система совершенствуется с каждым прожитым днем малыша, его стул должен быть равномерного цвета, допускаются творожные вкрапления (свернувшееся молоко мамы). Если мать кормит грудью – цвет обычно горчичный, однородный, консистенция полужидкая. Если кормление смесями – более густые испражнения, обычно светло-коричневого цвета.

Обратите внимание: Как понять, что малыш какает реже чем нужно и как реагировать, если ребенок в 2 месяца не какает 2 дня и более? Если ребенок тужится, краснеет, постоянно плачет и снова тужится, при этом не пукает или пукает очень редко, скорее всего у него запор. Если ребенок испражняется раз в 2-3 дня, при этом нет каловых комков, нет болезненных ощущений, ребенка ничто не беспокоит (за исключением газиков и колик), тогда следует понять и принять тот факт, что это для него норма. НЕЛЬЗЯ ставить глицериновые свечи, если ребенок действительно не может покакать.

Способы развить речь у ребенка

  • «Мама не понимает». Если малыш уже может называть предметы, но не делает этого, родители могут притвориться, что не понимают, что ребёнок от них хочет, заставляя его самому сказать: «Что тебе дать? Медвежонка? Ложку? Котёнка?» Малыш обычно легко покупается на такой приём и называет предмет, который ему нужен.
  • «Что выберем?» В бытовых ситуациях спрашивайте у ребёнка его пожелание. «Ты пойдешь гулять в желтой или синей блузке?», «Ты хочешь на ужин рыбу или салат?» Таким образом, ребёнок научится формулировать свои мысли и подавать их в словесной форме. Кроме этого, такое упражнение положит начало самостоятельности и ответственности.

Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?

  • На звук колокольчика или другой звук (голос, мелодия, шум) реагирует, двигая ручками и ножками. Прислушивается к звуку 10-20 секунд. Ищет источник звука.
  • Сосредотачивает свой взгляд на игрушке, не издающей звуков, в течение  5-7 секунд прослеживает за ее перемещением. Плавно следит за игрушкой, перемещаемой горизонтально и вертикально в разном темпе (быстро и замедленно). Не теряет ее из виду.
  • Поворачивает головку к источнику света (фонарику) в положении лежа на спине.
  • Лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды-максимум 5 секунд.
  • Всматривается в лицо мамы, улыбается в ответ на ее голос.
  • Видя лицо мамы, склонившейся над кроваткой, первый ей улыбается.
  • Когда мама говорит слова стихов, потешек и пестушек, малыш ей «отвечает» отдельными короткими звуками типа «кх», «гы» (в ситуации, когда мама склонилась над ребенком, лежащим на спине в кроватке, и отчетливо на расстоянии 30-40 см произносит слоги ,звуки, слова нараспев).

Познавательное развитие

В 3 месяца ребенок активно познает мир. Он всматривается в любые окружающие его предметы. Его привлекают крупные узоры, он способен различать цвета. Малыш будет тянуться за игрушкой, если ее положить рядом с ним.

Трехмесячные дети любят всматриваться в лицо взрослого, особенно когда тот говорит. У многих родителей создается впечатление, что малыш их внимательно слушает.

Познавательное развитие

Малыши исследуют свое тело, играя с пальцами рук. Они могут поглаживать свое личико. Крошка может пытаться тянуть ножку в рот.

Детям нравится ощупывать разные предметы. Если край одеяла из нежной, мягкой ткани малыш может подолгу поглаживать его.

В этот период особенно важно познакомить малыша с разными фактурами. Подойдут небольшие лоскуты ткани (шерсть, хлопок, шелк). Понравятся младенцу и шуршащие предметы.