Воспитание и развитие детей в раннем возрасте

Как развивается малыш с рождения до годовалого возраста. На какие нормы опираться чтобы следить за развитием и контролировать процесс.

Итак, самое важное в первый год – то, что просто НЕОБХОДИМО:

  • Ребенок должен дома быть всегда голеньким! Даже если дома прохладно. Это, пожалуй, самое важное условие РР. Иначе малыш все время чувствует себя расслабленным, мышцы не работают, потому что двигаться в тёплых одёжках и в жарком помещении не очень-то хочется.
  • Ребенку надо предоставить возможность неограниченного движения. Никаких манежей и подушек! Никакого сидения в кроватке или даже на родительском диване!
  • С ребенком необходимо заниматься физическим развитием! И делать это регулярно, изо дня в день и по многу раз в день. Это может быть динамическая гимнастика – в полном или сокращенном виде. Это могут быть упражнения на мяче или просто массаж и отработка движений, которые ребенку предстоит освоить в ближайшее время. Самые полноценные занятия – на детском спорткомплексе для малышей. Такие занятия позволяют ребёнку легко и непринуждённо осваивать основные двигательные навыки, которые так важны в первый год его развития.
  • Нужно уделять довольно большое внимание воде – плавание и ныряние. Или просто водные игры в ванной. Но малыш обязательно должен стремиться к пребыванию в водной среде. Насколько это получается у мамы – не важно. Главное стремление и регулярность.
  • Малышу необходимо развивать речь. Разговаривать с ним помногу и особым образом, помогающим развить активную речь в первый же год. Стимулировать активную речь играми, просьбами, вопросами. Помните, что в первый год мама практически не должна молчать с малышом!
  • Ребенка обязательно надо приучать к самостоятельности. Помогать ему только в той степени, в какой он не в силах справиться с делами сам. И постепенно уменьшать свое участие. Это касается всего: от занятий на спорткомплексе – делать упражнения, лишь направляя ребёнка в ту или иную сторону – до одевания-раздевания и более сложных вещей.

Главные аспекты развития ребенка по месяцам до года

Как только вы принесете свое маленькое чудо домой из роддома, к вам обязательно должен наведаться педиатр, чтобы зафиксировать в медицинской карточке ребенка его состояние. Это будет происходить каждый месяц в детской поликлинике. Таким образом врач будет отслеживать, все ли в порядке у вашего малыша, правильно ли он развивается.

Определять это он будет, отталкиваясь от основных аспектов развития ребенка по месяцам, которые были выработаны врачами. К числу этих аспектов относятся такие показатели:

  • Физическое развитие ребенка – здесь педиатр будет обращать внимание на развитие роста ребенка по месяцам, который должен в обязательно порядке на какое-то количество сантиметром увеличиваться. Кроме того, специалист будет контролировать развитие веса ребенка по месяцам, который тоже должен увеличиваться минимум на 500 г (хотя здесь надо отметить, что этот достаточно индивидуальный показатель, потому что ребенок может за 1 месяц набрать 1,5 кг сразу, а в другой раз всего 300 г, и это не будет считаться отклонением от нормы, главное, чтобы вес не терялся).
  • Когнитивное развитие – показатель, по которому врач определит степень способности ребенка к обучению и быстрому запоминанию.
  • Социальное развитие – педиатр будет проверять, как ребенок реагирует на то, что происходит вокруг него, на людей, которых он видит постоянно или впервые.
  • Эмоциональное развитие – насколько ребенок спокоен, проявляет ли он свои эмоции или все время замкнут, все это важные моменты, на которые должен обращать внимание не только врач, но и мама.
Читайте также:  Упражнения для физического развития детей раннего возраста \ Что нужно знать родителям?

Общие принципы воспитания

Еще педагог Макаренко утверждал, что 90% воспитательного процесса происходит до 5-ти лет жизни. Современные психологи и педагоги шагнули еще дальше и считают, что, чем младше ребенок, тем проще в него вложить те или иные нормы, установки, и, таким образом, то, каким будет человек в будущем, определяется самым первым годом его жизни.

Главным принципом того воспитания должна стать систематичность. Это значит, что необходимо разработать четкий план развития малыша, как умственного, так и физического.

Родители, которые воспитывают ребенка до года правильно, имеют меньше проблем с детьми в старшем возрасте. Развитые дети всегда более самостоятельны, сообразительны, обладают лучшей, чем у сверстников, памятью, аккуратны и выносливы. Но все это достигается путем ежедневных усилий по воспитанию, последовательным развитием и работой над формированием правильных привычек ребенка.

Что такое «раннее развитие»

Многие знакомы со словосочетанием «раннее развитие», но не все четко представляют, что же это такое. Вокруг множества методик витает огромное количество мифов. У воспитания ребенка в таком ключе существуют как поклонники, так и те, кто настроен резко негативно. На самом деле все не так сложно и страшно, как кажется на первый взгляд.

Раннее развитие – это комплексный подход к воспитанию ребенка, когда игры, занятия и общение в семье направлены на максимальное раскрытие умственного и физического потенциала малыша. Причем начинать эти занятия следует не с 3-4 лет, как это было принято раньше, а прямо с первых месяцев жизни.

2 месяца: улыбнись мне, мама!

Ещё не очень уверенно, но маленький человек, пытается держать голову. Помочь ему в этом можно с помощью любимой игрушки. Выставляя её перед малышом, мотивируем желание поднять голову и рассмотреть игрушку, тем самым укрепляя мышцы шеи.

Пожалуй на животе шире обзор

2 месяца: улыбнись мне, мама!

В этом возрасте карапуз овладевает, пожалуй самым приятным для родителей, навыком — улыбкой, которая уже отличается от той гримасы, которая была раньше. В 2-х месячный малыш способен узнавать свою маму по голосу и запаху, но продолжает постоянно за ней следить и изучать. Двигательная активность ребенка значительно возрастает, поэтому следует внимательно следить за ним и не оставлять без присмотра.

Читайте также:  Как приучить ребенка к самостоятельности? Советы родителям

Особенности детей раннего возраста

Понимание отличий этого периода позволяет наладить эффективное обучение и развитие детей раннего возраста. Именно на этих базовых понятиях строится работа в дошкольном учреждении.

Особенности возраста:

  1. Физическое развитие. Двигательные навыки оттачиваются. К 3 годам малыши быстро передвигаются, скачут, и залезают на небольшую высоту. Головной мозг пока сохраняет низкий предел работоспособности, утомление происходит быстро.
  2. Речь и общение. Главное достижение – первые слова и фразы. Они используются для общения со взрослыми, а передача речевого опыта происходит путем подражания. Словарный запас активно пополняется, складываются осмысленные предложения. Малыши способны воспринимать музыку, детскую литературу и отзываться на них.
  3. Эмоциональное и личностное развитие. Оно полностью зависит от отношения взрослого. Дошкольники доверчивы, легко отзываются за ласку и внимание. Тонко чувствуют, когда родители довольны их поведением, а когда нет. Охотно помогают, усваивают правила поведения в социуме.
Особенности детей раннего возраста

Раннее детство – период активного развития познавательных процессов:

Познавательный процесс Его особенности в раннем возрасте
Восприятие
  • Пока еще несовершенно, малыши не могут сами исследовать предметы.
  • Узнают привычные предметы, если они изменили характеристики (например, цвет).
  • Находят по просьбе взрослого нужные вещи.
  • Назвать форму и цвет пока еще затруднительно.
Внимание
  • Непроизвольное.
  • Сосредоточенное занятие до 10 минут.
  • Трудно переключают и распределяют внимание.
  • Слушают небольшие сказки без картинок.
  • Следуют словам взрослого для организации внимания.
Память
  • Образная.
  • Оперативная память становится лучше.
  • Улучшается долговременная память, могут узнавать людей через 1-2 месяца их отсутствия, предметы, которые видели давно.
Воображение
  • Непроизвольное.
  • Могут представлять события из рассказа взрослого и эмоционально на него реагировать.
  • Вместо отсутствующего предмета используют похожий.
  • Игровая деятельность развивается.
  • Повторяют в игре ранее виденные действия спустя время.
Мышление
  • Наглядно-действенное.
  • Развивается наглядно-образное.
  • Группируют предметы со сходными характеристиками.
  • Развивается знаковая функция мышления.

Заключение

Чем раньше вы начинаете развивать своего ребенка, тем лучше. После 6-ти лет сформировать стремление к познанию уже сложно. А именно оно лежит в основе желания учиться. Получать пятерки и быть отличником – это неправильные установки для современного мира. Здесь выше ценится тот, кто способен искать информацию, моментально ее воспринимать, анализировать и использовать. Для этого нужны не пятерки, а гибкость мышления и желание «напрягаться».

Современная система образования с ОГЭ и ЕГЭ не рассчитана на зубрил. В основе успеха лежит умение учиться. Ведь подготовиться к этим экзаменам за три дня, как 30 лет назад, нельзя. Это занимает годы. Поэтому если в базе мировоззрения вашего ребенка лежит установка «учиться – естественно, как дышать», то проблем в средней и старшей школе у него не будет. А формируется это именно в раннем возрасте.

Особенности развития на третьем году жизни

Физическое развитие детей раннего возраста к трем годам взаимосвязано с интеллектуальным. Большую часть времени родители занимаются интеллектуальным развитием, забывая о том, что нужно прививать малышам физические навыки. Малыш развивается правильно, если к трем годам он умеет:

  • уверенность стоять на носочках;
  • уверенно держаться на одной ноге;
  • совершать прыжки вперед;
  • ловить с двух метров мяч и бросать его обратно
  • перемещаться на велосипеде;
  • одновременно выполнять несколько действий, например, топать и хлопать.
Особенности развития на третьем году жизни

Навыки самообслуживания не имеют таких четких границ. Если взрослые дают достаточную свободу ребенку он может в три года полностью одеваться, включая завязывание шнурков и застегивание пуговиц. Другие же дети до 5-6 лет осваивают только простейшие навыки – вытирание рук, умывание, чистка зубов.

Читайте также:  Как проявляется скарлатина: первые признаки и симптомы

Родители часто неосознанно не дают ребёнку свободу, что напрасно. Чем раньше вы дадите ему возможность попробовать свои силы, тем быстрее он научится самостоятельности.

Не стоит бросать ребенка на произвол судьбы, найдите в процессе обучения золотую середину». Дайте ему возможность учиться на своих ошибках. Ведь умение застегнуть пуговицы или завязать шнурки важно не только для физического развития. Оно помогает совершенствовать мелкую моторику, а положительный результат повышает самооценку.

Особенности развития на третьем году жизни

Интересная методика Макото Шичида

Профессор из Японии убежден, что усилия нужно направить на развитие правого полушария младенца, ведь известно, что правое полушарие отвечает за творчество и креативность, образность мышления. Ребенок с хорошо развитым правым полушарием учиться запоминать большое количество информации, у него усиливаются способности к изучению иностранных языков.

Метод японского ученого базируется на следующих утверждениях (иногда – спорных):

  • Все дети изначально гениальны, то есть наделены неограниченным потенциалом для умственного развития.
  • Только постоянные и системные занятия с младенцем принесут желаемый результат.
  • Многократное повторение с целью запоминания – не очень хороший метод, так как способствует развитию левого полушария, а не правого.
  • Для правильного развития мозга необходимо одновременное стимулирование всех пяти чувств.
Интересная методика Макото Шичида

Говорят дети! —Дочка, в кого ты такая злопамятная? — Не знаю, мама, но папа у нас добрый!

Для занятий используют специальные карточки, побуждают ребенка воображать и фантазировать, есть специальные игры. Найти методику просто: в интернете есть довольно много информации. Возможно, формирование визуальной памяти первостепенно важно для детишек Японии или Китая: ведь эта способность критически важна для освоения иероглифической письменности. В других же языках, как и в русском, больше внутренней логики и грамматики, чем визуальных образов. Тем не менее, методика интересная!

Восьмой месяц

Что уже умеет?

  • Реагирует на простые просьбы, например, дай мячик,
  • С удовольствием участвует в простых играх,
  • Очень хорошо бегает на четвереньках и с опорой может ходить,
  • Уверенно сидит,
  • Откусывает от нежестких кусочков еды, ест уже не только перетертые супы и кашки, но и более структурированную пищу,
  • Пугается громких и внезапных звуков.

Как его развивать?

  • У малыша появляются первые страхи и задача родителей грамотно ознакомить его с окружающим миром, бытовой техникой,
  • Для хорошего физического развития очень важно ползать. Делает это каждый малыш по-своему: кто на четвереньках, кто боком или на попке. Ползанье укрепляет мускулатуру ребенка и готовит его к хождению,
  • Для первых попыток ходить лучше использовать специальные помочи (подтяжки),
  • Это период, когда можно попытаться познакомить ребенка с горшком. Хотя многие педиатры рекомендуют отложить знакомство до полутора лет,
  • Для укрепления мышц спины и тела: положить ребенка в ванну на живот, медленно набирать воду. Это будет стимулировать ребенка к тому, чтобы подняться на четвереньки. Упражнение требует постоянного контроля со стороны родителей, так как ребенок может захлебнуться. Эффективно для лентяев, не желающих самостоятельно вставать и ползать,
  • Хождение на руках. Взрослый держит малыша за ножки, тот поднимается на ручки. Можно покачать немного ребенка вперед – назад.