Воспитание детей от 0 до 3 лет — вклад в будущее ваших детей

О свойственных раннему возрасту особенностях нервной деятельности мы не так давно говорили в отдельной статье. Сегодня попробуем разобраться: о чем сигнализируют нам дети своим поведением и как правильно реагировать родителям. Также поговорим о физическом своеобразии малышей второго года жизни.

Волшебная таблетка

Кто из нас не мечтал в детстве о волшебной таблетке для осуществления какой-нибудь мечты? Это же так здорово – съел таблетку, и все возможные знания у тебя в голове. Или, например, научился на скрипке играть. Ну, либо просто стал хорошим человеком. Только вот в реальной жизни не всё так просто. Для того, чтобы измениться в лучшую сторону, нужно долго и упорно работать над собой.

А причём здесь мы? Разговор ведь о воспитании детей, не так ли? Почему-то некоторые родители считают, что ребёнок родился, растёт, времени ещё много до того момента, как он придёт и скажет: «Мама, папа, я теперь взрослый.» А это значит, что с воспитанием можно не торопиться, успеется. Или же думают, что однажды случится чудо и их чадо вдруг станет замечательным человеком и вообще уникальной личностью. Только и здесь нужно поработать. Через все преодолимые и непреодолимые преграды перелезать, пубертатные периоды переживать и работать, работать. Ведь если вы хотите, чтобы ваш чудесный малыш стал не менее замечательным человеком, знайте, что ваш вклад в это преображение должен быть огромным. И начинать нужно как можно раньше.

Что такое ранний возраст

Ранним детством в психологии считается возраст от 1 года до 3 лет. Он начинается после младенчества, в котором ведущей деятельностью является эмоциональное общение с матерью.

Главная особенность раннего возраста – сотрудничество со взрослым в игре, без этого не происходит становление личности и развитие основных психических процессов.

Что такое ранний возраст

После окончания раннего возраста начинается младший дошкольный период, характеризующийся отделением от родителя во время сюжетно-ролевой игры, которая выходит на первый план. Пограничным моментом становится кризис трех лет, когда малыш говорит: «Я сам!», тем самым заявляя о том, что он отдельный индивид.

Важно! Ранний возраст заканчивается в три года и в это же время начинается кризис трех лет, который характеризуется существенной перестройкой формирующихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, кроме того, происходит перестройка взаимоотношений с окружающим миром.

Физическое воспитание

Как правильно воспитывать ребенка? В течение первых трех лет жизни малыш переходит от полной беспомощности до полной физической независимости.

С рождения до 3 месяцев дети учатся контролировать свои мышцы и движения. Первый месяц развития ребенка очень важен. С развитием моторики дети будут учиться взаимодействовать с окружающей их средой. В один месяц отроду ребенок может поворачивать голову из стороны в сторону, когда лежит на спине или животе, и может двигать ручками.

Физическое воспитание

От 3 до 6 месяцев координация продолжает улучшаться все больше, чем ближе ребенок подходит к 6 месяцам. В 3 месяца ребенок обычно учится переворачиваться с живота на спинку, а в 6 месяцев — со спины на живот. Физическое воспитание детей 3-6 месяцев может заключаться для родителей фактически только в массаже.

Читайте также:  Мама и новорожденный малыш дома. Все, о чем нужно знать родителям

От 6 до 12 месяцев, когда ребенок приближается к своему первому дню рождения, его моторные навыки продолжают развиваться, и он может начать исследовать уже мир вокруг. В возрасте 5-6 месяцев ребенок может начать сидеть без поддержки, а начинает стоять с поддержкой в 7-8 месяцев. Примерно в 8,5 месяцев дети начинают ползать, пользуясь руками и коленками. Способность самостоятельно стоять занимает немного больше времени — годовалый малыш должен уже должен обладать этим навыком.

От 12 до 24 месяцев. К 12-месячному возрасту обычный ребенок может сделать несколько шагов самостоятельно. Между 13 и 15 месяцами навыки ходьбы улучшаются, и маленький человечек может уже самостоятельно пройти хотя бы через комнату. Воспроизведение движений, таких, как поднимание ножек, бросание мяча, начинается около 18 месяцев, и в это время дети могут начать бегать, подниматься по лестнице с посторонней помощью и играть в мяч.

Физическое воспитание

От 24 до 36 месяцев координация улучшается, и малыш ходит уже более плавно. В списке умений детей до 3 лет — стояние на одной ноге, хождение на цыпочках и хождение назад. Здоровый ребенок в 2 года умеет прыгать на месте, в состоянии перепрыгнуть через объекты по достижении 3 лет. В период с 30 до 36 месяцев, малыши начинают ходить вверх по лестнице, чередуя ноги без помощи взрослого и без держания за поручень. В этом возрасте уже в течение летнего сезона нужно начинать ходить на разные спортивные площадки и гимнастические комплексы, чтобы развивать ловкость и координацию. Зимой малыша такого возраста можно ставить на лыжи.

Сенсорные системы

Уже к 3-4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от способностей взрослых людей. К этому возрасту ребенок, как правило:

  • Свободно следит за предметами;
  • Способен длительно сосредоточиваться при разглядывании;
  • Совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания);
  • Различает большинство цветов (к 6-7 месяцам почти все цвета);
  • Правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука).
Сенсорные системы

Что видит младенец с рождения до годаКак младенец видит цвета в 6 и 9 месяцев

Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных движений происходит под контролем зрения. Ребенок к 4 месяцам проявляет активный интерес к своим рукам. Долго рассматривает игрушки и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот.

Сенсорные системы

Советы и рекомендации психологов ↑

Самый главный совет молодым родителям – это постепенность и терпение во всех вопросах: в прикормках, закаливании, учебе, играх и т.д.:

  1. Физически новорожденный младенец получает от природы огромный запас защиты, но психологически этот крошечный комочек совершенно беззащитен. Психология появляется после рождения. Каждая новая информация для него является огромным стрессом. Постарайтесь не травмировать его мозг шокотерапией. Не кричите при нем, не дергайте в раздражении памперсы, не трясите, плача от усталости, коляску.
  2. Не ограничивайте пространство квартирой и двором. Постепенно раздвигайте рамки его мироощущения. Пусть ваш сын или дочь познакомятся с подобными себе.
  3. Не переставайте закаливающие процедуры. Прохладные купания, прогулки босиком, воздушные ванны во время кормления.
  4. Радуйтесь своему ребенку, будьте счастливы потому, что он у вас есть. Он все чувствует и сопереживает.

Главное, помните, что ваш ребенок подражает вам во всем. Первые его слова, реакция на раздражение, жесты, все это — вы его глазами. А еще необходимо любить малыша. Большая любовь сгладит все огрехи и поможет решить все проблемы.

Видео: Психология ребенка от рождения до года

Методики воспитания детей до года

Существует два основных подхода к воспитанию детей до года:

Читайте также:  До какой температуры можно гулять с новорожденным ребенком зимой

Ранняя социализация

Методика получила развитие в первой половине ХХ века. Есть семьи, где такой подход практикуется и сегодня. Метод основан на приучении к «самостоятельной жизни» с пеленок. Основные принципы:

  • Минимальный контакт с матерью.
  • Искусственное вскармливание.
  • Установка четкого режима и норм поведения.
  • Категоричный запрет на совместный сон.

«Сближение»

Основатели методики Уильям и Марта Серз (90-е годы прошлого века). Метод основан на более близком общении родителей и ребенка.

Основные принципы:

Советуем почитать:Как развивать новорожденного ребенка

  • Максимальный контакт с матерью, особенно в первый год жизни.
  • Только грудное вскармливание, которое продолжается как можно дольше.
  • Не запрещен совместный сон крохи и родителей.
  • Отсутствие режима.
  • Стремление к психологическому и физическому комфорту младенца.

Конечно, эти два подхода диаметрально разные. Каждый из них имеет своих поклонников и противников.

Современный прогрессивный метод к воспитанию детей – это некий симбиоз этих двух подходов, который основан на том, что близость матери важна и нужна крохе для правильного психоэмоционального развития, но не стоит перегибать палку и лишать ребенка права на самостоятельность.

Развитие и воспитание ребенка по возрастам

Развитие и воспитание ребенка – процессы, организуемые в соответствии с особенностями возрастных групп. Методы воспитания ребенка обуславливаются его физическими и умственными возможностями, особенностями мышления, характерными для возрастного этапа.

В выборе целей и средство развивающих методик и воспитания ребенка принято ориентироваться на зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), разницу между имеющимся уровнем развития и потенциальным, достижимым при помощи родителя или педагога. Для разных возрастных групп и для детей внутри этих групп зоны ближайшего развития различаются, поэтому общий процесс воспитания ребенка строится на основании статистических знаний, умений и навыков детей, а работа с конкретным малышом проводится, исходя из особенностей его личности.

Как не сорваться?

Обычно мама неправильно, незрело реагирует на детские капризы в состоянии усталости, недосыпа. Когда мало выпила жидкости и при этом мама кормящая. Когда давно ела. Когда давно не общалась с другими взрослыми. (Бывает так, что к концу второго года мама со взрослыми перестает общаться почти полностью, переходит на этот уровень: «мое-твое, уйди-включи, кака, бай-бай». И даже пришедшему с работы супругу трудно бывает вытащить ее из общения на языке мумба-юмба.)

Как этого избежать? Во-первых, стараться не подвергать себя таким перегрузкам — привлекать кого-то еще для сидения с ребенком: и ему будет больше пользы, и маме, и семейным отношениям. Во-вторых, учиться наблюдать признаки приближающегося раздражения и принимать меры.

Как только вы заметили, что вот-вот сорветесь — вы делаете брейк, отходите от ребенка и пытаетесь переключиться сами. Пусть сидит в луже, пусть делает, что угодно, если только это не опасно для жизни — вам надо выйти из ситуации. Помогает глубокое дыхание. Не хуже помогает позвонить по мобильнику подружке и сказать, что у вас происходит. Если дело происходит дома, то хорошо что-нибудь съесть. Семечки помогают на улице. Некоторые считают, не меньше, чем до ста. Катают радужный шарик. У вас должно быть три-четыре способа.

Как только вы выключаетесь (попробуйте реально выключиться), у ребенка меняется реакция. Как только он увидел, что мама, вместо того чтобы его терзать, выключилась, есть шанс, что и он прекратит свое поведение. А у вас, если удалось подышать и успокоиться, появляется шанс придумать, как переключить ребенка.

Нужно помнить, что раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает. Все думают, что могут воспитывать в любом состоянии, даже когда орут, — а на самом деле ничего подобного. Вы только пар выпускаете, а никакой пользы от этого нет. И ребенка можно воспитывать, только когда он уравновешен, и самому это можно делать, если вы пребываете в состоянии, близком к спокойствию. В раздраженном состоянии даже не думайте воспитывать. Думать нужно только о том, как успокоиться самим и как попытаться вывести ребенка из клина.

Особенности начисления выплат и процедура оформления

Не всякий родитель понимает, по какому принципу проводится расчет пособия по уходу за ребенком. Как же оно начисляется:

  • начисление производится до последнего числа каждого месяца. Это значит, что если пособие было назначено 15 числа, то в этом месяце семья получит деньги за 15 или 16 дней (в зависимости от общего количества дней);
  • в крайний месяц выплаты пособия, начисление будет сделано по 15 число. То есть семья получит деньги за полмесяца.

Обычно эти сведения до мам доводят уже тогда, когда они подают заявление на пособие до полутора лет. Ситуация с выплатой до 3-х лет идентична: подавать нужно такие же документы, а сумма нового начисления будет сопоставима с выплатой до 1,5 лет. Оформить выплату до 3-х лет не составит труда, если уже было оформлено одно пособие по уходу за ребенком. При этом правила, которые действуют при начислении выплат одинаковы – если оно оформляется на второго ребенка, деньги будут высчитываться из суммы материнского капитала.

Это значит, что полноценная помощь государством на безвозмездной основе будет оказана только при рождении первого малыша. Если семья обращается за пособием на второго ребенка, деньги будут выплачены путем уменьшения суммы материнского капитала. Но в этом есть один очевидный плюс – отчитываться за деньги, выплаченные в виде пособия, не придется.

Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.