Влияние социума на развитие личности ребенка

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Связь между мамой и ребенком: как он её воспринимает

Каждый ребенок воспринимает своих родителей по-своему. Самый близкий для малыша человек – это его мама. Естественная связь мамы и ребенка может быть очень сильной и длиться на протяжение десятилетий. Младенец в состоянии узнать ее среди других женщин, если мама возьмет его на руки. Но как такое маленькое существо может отличить маму? Во-первых, ребенок узнает ее сердечный ритм, во-вторых, запах, внешние признаки его пока не интересуют. До 2-летнего возраста малыши имеют довольно сильную психологическую и физическую связь с мамой. Подобная привязанность возникает из-за того, что она первоначально дает ему пищу (грудное молоко). Поэтому ребенок так чутко реагирует на её психологическое и физическое состояние матери. Ребенок воспринимает мать как единственное средство для своего существования.

До окончательного формирования личности малыша мама будет для него самым значимым человеком, потому как она не только кормит его, но и является надежной защитой от окружающих его опасностей. Даже черты поведения большинство детей перенимают у мамы, считая себя с ней одним целым. Связь между мамой и ребенком может сохраняться даже на определенном расстоянии.

Моторика и навыки самообслуживания и гигиены

В школе ребенок будет больше предоставлен сам себе, поэтому у него должны быть хорошо сформированы и закреплены основные навыки самообслуживания:

  • Самостоятельно или с небольшой помощью взрослых одеваться и раздеваться.
  • Застегивать пуговицы на одежде, зашнуровывать обувь.
  • Уверенно, хорошо ходить, бегать, прыгать и лазать.
  • Уметь переносить нетяжелые предметы на небольшие расстояния.
  • Кидать и ловить мяч.
  • Играть в подвижные игры.
  • Танцевать.
  • Самостоятельно умываться, мыть руки, чистить зубы, причесываться.
  • Следить за внешним видом.
  • Складывать одежду, обувь.
  • Проявлять индивидуальность при выборе нарядов.
  • Умение исправно пользоваться горшком и унитазом.
  • Умение изображать ровные линии от руки.
  • Способность рисовать по клеточкам в тетради или по линейкам.
  • Управляться с конструктором, создавать достаточно сложные конструкции по образцу или инструкции, а также самостоятельно придумывать новые формы.
Моторика и навыки самообслуживания и гигиены

Мелкая моторика играет важную роль в развитии речи и функций мозга, поэтому с детьми в подготовительной группе нужно продолжать много играть, учить делать мелкие операции, например, шить, вязать, вышивать, нанизывать бусины, разумеется, в пределах, доступных и понятных малышам дошкольного возраста.

Роль отца в развитии ребенка

Несмотря на то, что чувство отцовства приходит к мужчинам не так быстро как к женщинам, отец сильно влияет на развитие ребенка с самого рождения. Даже если мужчина не сразу включается в процесс воспитания, он может многое сделать для поддержания гармоничной атмосферы в семье, которая благотворно влияет на кроху. Не зря существует такая поговорка, что лучшее, что отец может подарить своему ребенку – это счастливую и любящую маму. Если мужчина поддерживает, любит и заботится о матери своего ребенка, он уже немало делает для развития своего малыша. Однако этим конечно не ограничивается роль отца в развитии ребенка. Отец в семье может сделать многое для развития своих детей:

  • Отец оказывает большое воздействие на гендерное развитие малыша. Именно благодаря общению с папой и мамой малыш идентифицирует себя, осознает свой пол.
  • Папа является не только родным человеком для малыша, но и служит образцом мужчины, представителем мужского начала и символом мужественности. Также отец помогает ребенку полнее формировать представление о самом себе и окружающих людях.
  • Папа гарант спокойствия и защищенности семьи, папа олицетворяет порядок и дисциплину.
  • Многие отцы имеют врожденное чувство защиты жены и детей. Также мужчина может передать мужскую модель поведения сыну и заложить представления о мужском поле у дочери.
  • Отец является первым источником, из которого ребенок узнает о мире, технике и труде. Папа ориентирует ребенка в выборе процессии и формирует социальные цели и идеалы. Если благодаря матери ребенок усваивает принципы человеческой любви и эмоциональной привязанности, то благодаря отцу вливается в человеческое общество. Отец помогает ребенку противостоять агрессии окружающих и групповому давлению.
  • Авторитарность отца позитивно влияет на умственные способности детей.

Конечно, чтобы роль воспитания в развитии ребенка была положительной, и отец и мать должны обладать хорошими личностными качествами.

Факторы, влияющие на социализацию

На социализацию ребенка влияют множество факторов, и прежде всего они зависят от среды, окружающей малыша.

  • Микрофакторы

С самого рождения ребенок находится в микросоциуме, и именно он максимально влияет на его развитие. Микрофакторы, влияющие на социализацию маленького человека — это семья, садик, школа, сверстники, друзья и одноклассники, то есть те группы, которые находятся в неоспоримой близости к ребенку, с которыми он сталкивается каждый день.

По мере того, как растет ребенок, в его жизнь входит всё больше людей. Изначально это родные — мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети, сестры и братья. Затем круг общения дополняется воспитателями, сверстниками, учителями, одноклассниками, друзьями. Чем старше малыш, тем больше микрофакторов на него влияют.

  • Мезофакторы

Это уже более обобщенное влияние на ребенка, которое формирует его обширный кругозор и понимание происходящего. К мезофакторам относятся региональные условия проживания, тип поселения (мегаполис, небольшой город, поселок, село), этнические установки, которые в одной и той же стране, но в разных её частях могут быть абсолютно противоположными, а также средства массовой коммуникации (телевизор, интернет, газеты, новости).

  • Макрофакторы

Если рассматривать страну, как один из факторов влияния на ребёнка, то это будет макрофактор, поскольку он более глобален. Планетарные, мировые, экономические, экологические, демографические процессы — вот те значительные и неоспоримо важные макрофакторы, влияющие на социализацию человека. Люди севера сильно отличаются от южан, так же как и люди на востоке имеют абсолютно другие устои, нежели продвинутый запад. Поэтому, в каждой стране, сословии, климатическом поясе социализация происходит по-разному. И во многом это зависит от культуры, в которой растет ребенок, поскольку именно она определяет социальные нормы и ценности для данного сословия. Ребенок должен понимать, что есть люди с другой культурой, с другими жизненными ценностями, с другим мышлением — и это отличие нужно принимать, не осуждать и не бороться с ним, а просто узнавать другие народы и познавать мир.

рекомендует Срочный ремонт холодильников на дому от Ремонтируем холодильники всех марок. Бесплатный выезд мастера и диагностика! Используйте промокод: и получите гарантированную скидку 10% Работаем по Москве и области. Звоните: +7 (495) 222-13-94 Вызвать мастера

Структура образовательного проекта

I. Пояснительная записка:

1) Паспорт проекта: Сведения об учащихся, на которых рассчитаны представляемые материалы; Объем в часах, продолжительность курса; Сведения об апробации проекта (где, как долго апробировался курс, система и т.п.). 2) Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны. 3) Цель и задачи проекта. 4) Ожидаемые педагогические результаты.

II. Теоретическое обоснование проекта

1) Раскрытие сущности основных понятий, отражающих проблему проекта. 2) Основные принципы, лежащие в основе проекта. 3) Характеристика возрастных психологических особенностей учащихся, на обучение которых направлен данный проект (в контексте заявленной проблемы).

III. Методический модуль (на примере изучения конкретных разделов, тем в объеме не менее 20 ч)

1) Описание методики (технологии) преподавания (методы, приемы, формы, средства обучения). 2) Дифференциация, индивидуализация обучения. Дополнительные задания (коррекционно-развивающего, развивающего и продвинутого характера).

IV. Модуль результативности

1) Система отслеживания (мониторинг) результатов реализации образовательного проекта в рамках заявленной темы. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля (устный и письменный опрос, тестирование, контрольные срезы, зачеты, семинары, экзамены и т.д.). 2) Анализ результатов работы (за последние 3 года) по теме проекта. Оценка уровня усвоения материала учащимися: Соответствует стандарту; Выше стандарта (углубление, расширение, дополнение и др.).

V. Список литературы, рекомендуемой для педагогов

Список литературы, рекомендуемой для учащихся.

Что значит мама для ребенка в разные возрастные периоды

Роль матери в воспитании ребенка сводится не только к тому, чтобы хвалить и любить своего малыша. Нужно еще и знать, когда уместно наказание. Ведь чтобы вырастить порядочного человека, недостаточно только любить его. Поэтому родители должны быть в меру строгими и уметь применять наказание, когда это потребуется.

Малыш с раннего детства должен понимать роль мамы в его воспитании. Необходимо привить ему уважение к матери, ведь нередки случаи, когда дети не ценят своих родителей. Поэтому воспитание должно быть смешанным, то есть включать как поощрение, так и наказание. Подробнее о методах воспитания

Но роль матери в воспитании ребенка не заканчивается в детстве. Она остается для него важной персоной и во взрослой жизни. И никто, кроме мамы, более искренне не сможет оценить поступок человека. Именно мать направляет своего ребенка на тот самый жизненный путь и помогает ему сделать нужный выбор.

Читайте также:  Особенности развития ребенка левши: советы детского психолога

До года

Что значит мама для ребенка в разные возрастные периоды

С самого появления малыша на свет роль мамы в его воспитании становится довольно обширной. Мать — это мир, в котором ребенку легко и комфортно. Она дарит ему заботу и знакомит с окружающей действительностью. Ребенок легко усваивает всю информацию, приходящую извне. Поэтому не стоит проявлять много негативных эмоций, так как это может отразиться на психике малыша.

Младенцы неспособны ещё полноценно общаться с людьми, но та любовь и забота, которую дарит мама, заменяет слова. Так формируется «Я» ребенка. Если малыш рад, что мама взяла его на руки, или капризничает, когда она отходит от него, не говорит о его избалованности. Просто в этот момент ребенок осознает роль мамы в своей жизни.

Мама с самых первых дней жизни малыша обеспечивает его выживание, и её собственная жизнь становится не настолько ценной. По тому, как кричит ребенок, она способна определить, чего он хочет. Она способна понять природные свойства малыша и создать условия для их развития. Помните, ребенок — это «чистый лист», на котором можно написать совершенно новую историю.

Раннее детство

Так уж сложилось, что ребенок понимает свою маму и прислушивается к ней. Есть мнение, что так он проявляет свою любовь. Однако это чувство формируется немного позже. А сейчас это нечто иное: у матери — её инстинкт, а у ребенка — понимание защиты. По голосу мамы, её запаху и прикосновениям малыш способен понять, что это она и успокоиться. Это связь, которую нельзя разрушать.

Первые правила безопасности закладывает именно мать. Она учит ребенка не выбегать на дорогу, не подбирать мусор с земли, не отбирать игрушки у других детей и т. п. Таким образом она передает ему информацию о внешнем мире, о том, как он устроен. И неважно, где живет ребенок — в мегаполисе или в глухой деревне, — эти знания способна дать любая ответственная мама.

Дошкольный и младший школьный возраст

С взрослением ребенка появляются новые прихоти и желания. Он тянется к друзьям, хочет общаться, познавать мир. И матери по-прежнему кажется, что она понимает своего ребенка с полуслова. Она думает, что её роль в воспитании сводится только к тому, чтобы передать малышу свои знания, ценности, установки. Но это не так!

Мир не так просто устроен. Если бы это имело место быть, дети продолжали бы дела родителей. Но ведь если мать, скажем, актриса, это совсем не значит, что её ребенок будет талантлив в данной области и иметь артистичную натуру. Он вполне может стать инженером или врачом. Поэтому роль матери в воспитании ребенка сводится к тому, чтобы не навязывать малышу свои жизненные принципы и приоритеты. Напротив, нужно уметь видеть врожденные качества малыша и развивать их.

Что значит мама для ребенка в разные возрастные периоды

Подростковый период

Этот период самый сложный не только в жизни родителей, но и детей. Поэтому роль матери должна заключаться в понимании желаний подрастающего поколения, его задатков, которые нужно помогать развивать. Но чтобы это получилось, необходимо разобраться в себе. Это поможет вырастить человека, не имеющего комплексов и способного самостоятельно достигать всех успехов в своей жизни.

Мы пропускаем действия других людей через себя. Именно поэтому пытаемся склонить ребенка под собственные ценности и приоритеты. Но так делать нельзя — результат может вас не порадовать. Чтобы воспитать подростка, лучше всего иметь базовую психологическую грамотность, которая позволит вам справиться с возникающими проблемами и понять своего ребенка.

Что влияет на развитие воображения у детей?

Воображение начинает развиваться под влиянием социальных факторов: воспитания, общего образования, атмосферы в доме. Чтобы ребенок мыслил продуктивно и свободно, необходимо копить впечатления об окружающем мире. Опыт взаимодействия с людьми и предметами расширяет кругозор, делает малыша более эрудированным. Затем полученный опыт начинает соединяться с мышлением, направляя воображение.

Долгое время существовала ошибочная точка зрения, что воображение свойственно только детям, а взросление убивает творческие порывы и способность мыслить свободно уступает место рациональному, практичному взгляду на вещи. Это не так. Даже зрелые люди имеют возможность работать над воображением.

Делаем вывод: прожитые годы — не помеха. Развивать воображение можно не только в дошкольном возрасте. Более того, школьники и подростки имеют преимущество: сравнительно богатый жизненный опыт и развитое абстрактное мышление.

Как проявляется бедное воображение у ребенка?

Что влияет на развитие воображения у детей?
  1. Четкое следование инструкциям и правилам. Дошкольнику характерно непослушание, стремление к самостоятельности, экспериментам.
  2. Потеря инициативы. Ребенок не пытается обособиться от родителей, обслуживать себя самостоятельно, поскольку не умеет решать возникающие задачи, требующие нестандартного подхода.
  3. Замкнутость, отказ от общения со сверстниками. Как следствие — скудный опыт общения, а от опыта социального взаимодействия зависит широта воображения.
  4. Растерянность при выполнении заданий, требующих свежего взгляда.
Читайте также:  Все о дошкольном образовании или готовим ребёнка к школе правильно

Что может стать препятствием на пути к хорошему воображению?

  1. Низкий уровень подготовки преподавателя. Отсутствие вовлеченности, креативного подхода приведет к слабым навыкам учеников.
  2. Незаинтересованность родителей в развитии малыша. Периодически детей нужно направлять, снабжать материалами для учебы, делать подсказки.
  3. Коллектив, в котором воспитывается маленький ученик. Окружение играет первостепенную роль: если у друзей нет мотивации и заинтересованности в познании мира, ребенок быстро станет таким же пассивным.
  4. Плохо организованный режим. Дети нуждаются в регулярных ярких впечатлениях, которые дарят качественно новые ощущения. Стабильность, однообразность — враги воображения.
  5. Нервная обстановка в доме. Скандалы, выяснения отношений между родителями негативно влияют на нервную систему ребенка. Как следствие, ухудшаются когнитивные способности.
  6. Проблемы со здоровьем. Следует проходить медицинские осмотры регулярно, чтобы знать о возможных болезнях, нехватке витаминов, переутомлении.
  7. Особенности личности. Тихий, неуверенный ребенок с трудом налаживает контакты с ровесниками, тяжело адаптируется в обществе. Ему сложно получать информацию от других ребят.

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

Похвала ребенка — как это делать правильно?

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Полезный совет напоследок

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

Развитие социального интеллекта у ребенка

Интеллект характеризуется следующими качествами:

Широтой и глубиной мышления

Широта определяет способность личности понимать поставленную задачу, принимать во внимание все факторы и формировать различные варианты ее решения. От глубины мышления зависит возможность расставлять приоритеты, выделять более и менее важные обстоятельства. Любознательность

В основе исследовательской и познавательной деятельности лежит желание изучить предмет со всех сторон. Гибкость и подвижность интеллекта. Представляет собой умение индивида использовать приобретенные навыки и опыт в нестандартных ситуациях. Логика. Определяет способность устанавливать последовательность действий и умозаключений, принимать во внимание все свойства изучаемого объекта, его характеристики. Скорость мышления. Обеспечивает возможность решения задач и принятия решений за минимальное время. Доказательность. Представляет собой способность использовать правильный набор фактов для того, чтоб убедить оппонента в правильности своих умозаключений. Автономность. Способность принимать взвешенные правильные решения в любой ситуации. Критичность. Выражается в навыках трезво оценивать результат размышлений и отказываться от ошибочных решений и выводов.