В чем польза сенсорного развития для детей раннего возраста?

Сенсорная культура – совершенствование навыков восприятия наружных свойств объектов, формирование понятий об их формах, габаритах, окраске. Это важнейший род активности для малышей до 3-х лет. В сегодняшней статье мы расскажем о пользе и способах сенсорного развития для детей раннего возраста.

Развитие детей от до лет

От 1 года до 2 лет дети становятся уже более тонко чувствующими:

  1. Предметы начинают восприниматься объемными, появляются первые ощущения, как это высоко, далеко или близко. Ребенок также продолжает познавать мир при помощи своего собственного тела и сопоставления его размеров с другими объектами.
  2. Зрение также продолжает совершенствоваться, увеличивается его острота, познается большее количество цветов, форм (с обязательным тактильным дополнением в изучении).
  3. Слух малыша становится гораздо тоньше, он легче, чем это было на первом году жизни, просыпается от звуков, голосов, шума техники.
  4. У ребенка появляются вкусовые пристрастия, поэтому накормить его полезной кашей становится сложным занятием, потому что, однажды попробовав вкусный банан или сладкую шоколадную конфету, ребенок будет просить именно свой любимый продукт.
  5. Любимые вкусности малыш уже отличает по запаху, а от нелюбимых отказывается, даже не попробовав.
  6. Особо активно развивается осязание. Малыш стремится все перещупать, погладить, дернуть, пихнуть, что ему дает представление о качественных и количественных свойствах предметов.

Какие способы развития существуют

Для развития восприятия используются разные методики и виды занятий.

  • К первой группе можно отнести исследование предметов — самый ранний этап. Дети исследуют предмет в целом, по частям, цвету, свойствам, в старшем дошкольном возрасте малыши могут определить положение в пространстве – высоко или низко, слева или справа и т.д.
  • Второй метод — дидактические игры. Во время игры развивается не только умения воспринимать, но и рассуждать, мыслить логически, аналитически.

Познавательные игры могут проводиться с помощью наглядного материала, игрушек, музыкального сопровождения.

Какие способы развития существуют

Для малышей подойдут развивающие коврики, музыкальные игрушки, вкладыши, куклы, сделанные из разных материалов — кожа, мех, шёлк, лён, фетр. Природные материалы шишки, крупа, листва, дерево и многое другое, поможет ребёнку обогатить набор ощущений.

С двух лет предлагайте сортировать предметы по форме, цвету, свойствам.

С трёх попробуйте игру: одушевлённое — неодушевлённое, с картинками. Попросите малыша разложить изображения исходя из того, что на них изображено.

В старшем дошкольном возрасте подойдут игры на различие цветовых оттенков, смешивание двух цветов для получения третьего и многие другие увлекательные опыты, которые помогут ребёнку отрывать новое для себя, наблюдать, делать выводы.

Мама может сшить волшебную игрушку, в форме животного, где конечности, тело, голова содержат разный наполнитель. Ребёнок должен определить, что находится внутри (фасоль, рис, песок и т.д.). По аналогии можно собрать «Волшебный мешочек», принцип работы тот же.

  • Следующий метод – творческий. Лепка, рисование, пение, танцы и другие занятия помогут малышу помимо сенсорных навыков, развить фантазию, моторику, пространственное мышление, чувство прекрасного.
Какие способы развития существуют

Отдельно выделяют занятия с особенными детьми, проблемы физического или психологического характера зачастую мешают полноценному восприятию мира.

Читайте также:  Удивительная история Сонечки Рудюк: как малышка выжила, когда врачи почти не давали шансов \ Что нужно знать родителям?

Занятия помогают малышам адаптироваться, проявить присутствующие в каждом ребёнке способности. Подход в каждом конкретном случае индивидуальный и требует работы в паре со специалистом.

Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-года

Уже в один годик малыш хорошо ориентируется в знакомом ему пространстве и различает по голосу каждого из членов семьи. Для детей 1 года важно восприятие предметов. Изначально сенсорное развитие 1-годичного малыша полностью связывается с характерными очертаниями и признаками предмета. Пушистый воротник, к примеру, покажется схожим с кошкой или зайчиком.

С маленькими детьми нужно играть как можно чаще в пальчиковые игры. Это способствует сенсорному развитию ребенка до года и тренировке мелкой моторики, что непосредственно отражается на формировании мышления и воспроизведении речи. Проще всего проводить игры по сенсорному развитию в ванной комнате в процессе купания.

Для детей 2 лет уже нетрудно собирать из кубиков пирамидку. Они отлично знают, где стоит их чашка и как выглядит детская обувь. Сенсорное развитие для детей 2 лет подразумевает активную деятельность малыша в плане изучения предметов и их характеристик. Ребенок может отличить, какой из мячиков больше по размеру.

Обучение ребенка восприимчивости происходит в детском саде в процессе участия в дидактических играх. Наиболее удобными в этом возрасте для развития сенсорики считаются деревянные игрушки. Сенсорное развитие через игру должно происходить ежедневно.

Программа по сенсорному развитию, разработанная педагогами, применяется на практике в детских учебных заведениях. Детское сенсорное развитие в 3 года происходит ускоренными темпами. Для детей 3 года нужно создавать особые условия для обучения. В это время они готовы справляться с мозаикой и строительными наборами. Через игру проявляется тяга к рисованию.

Преимущества психологического развития детей

Основными преимуществами раннего развития ребенка следует считать:

  • восприимчивость к окружающим предметам;
  • формирование образов мышления;
  • понимание и тренировку разговорной речи;
  • развитие тактильных ощущений.

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Мишка в детском саду»

  • Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Мишка в детском саду».
  • Образовательные технологии: познание, коммуникация, социализация.
  • Виды детской деятельности: речевая, игровая, двигательная.
  • Цель : Формирование сенсорных способностей у детей 2-3 лет в процессе разнообразных видов деятельности.
  • Задачи:
  • — Продолжать учить детей логическому мышлению, используя метод сириации (правильная сборка пирамидки);
  • — Находить пару по двум признакам (большая – маленькая и цвет);
  • -Закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный);
  • — Закрепить знания детей о диких животных (медведь);
  • -Воспитывать доброжелательное отношение между сверстниками, желание помогать друг другу;
  • -Закреплять знания детей о частях своего тела.
  • Оборудование: плюшевый медведь, пирамидка, мяч, корзина с грибами, разрезные картинки, посуда.
  • Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель.
  • Ход занятия:
  • (Дети заходят в группу, видят, на полу разбросаны колечки от пирамидки.)
  • Воспитатель: Ай – ай – ай, это кто же разбросал игрушки?
  • (На стульчике сидит плюшевый медведь.)
  • Воспитатель: Мишка, это ты раскидал игрушки по группе?
  • Мишка: Да, я пришёл к вам в гости и немного поиграл.

Воспитатель: Ребята, разве можно так вести себя в гостях? (Ответы детей).

Мишка: простите меня, я больше так делать не буду.

Воспитатель: Мишка, раз ты понял, что это плохо, то собери пирамидку, а ребята тебе помогут, только собирать нужно правильно, сначала большие колечки, потом поменьше.

(Дети собирают колечки по всей группе. Воспитатель держит стержень, на который нанизываются колечки. По ходу сбора пирамидки воспитатель уточняет цвет, размер и форму колечка. Когда пирамидка собрана, воспитатель хвалит детей. Мишка благодарит детей за помощь и предлагает поиграть в игру «Давайте познакомимся». Дети встают в круг, Мишка по очереди бросает им мяч, дети называют своё имя).

Читайте также:  39 увлекательных подвижных игр для детей дома

Мишка: Я всю зиму проспал в своей берлоге, а пришла весна, я проснулся и решил прийти к вам в гости – поиграть. А вы знаете, где я живу?

Дети: В лесу!

Мишка: Правильно, а вы знаете, кто ещё живёт в лесу? (Ответы детей). Моя подружка Белочка передала вам подарочки из своих запасов, смотрите, что это? (Показывает детям корзинку с грибами. Мишка, как бы случайно рассыпает грибочки на пол.)

Мишка: Ой, ребята, вы мне поможете собрать грибочки?

Дети: Да! (Дети собирают грибы, воспитатель уточняет, какие они (какого цвета, размера, твёрдые или мягкие).)

Воспитатель: Ребята, давайте тоже сделаем Мишке подарок, мы угостим его вкусными и сладкими ягодами. (Проводится дидактическая игра «Разрезные картинки»).

Мишка: Спасибо вам, ребята, вы такие хорошие!

(Воспитатель предлагает детям рассказать стихотворение А. Барто «Мишка».)

Мишка: Ой, ребята, покажите, где у меня лапа? Глазки? Ушки? Носик?

Воспитатель: Мишка, ты что, совсем не знаешь части своего тела? Мы с ребятами тебе поможем!(Проводится «Изучаем наше тело»)

  1. Один, два, три, четыре, пять – будем тело изучать!
  2. Вот – спина, а вот – животик, ручки, ножки,
  3. Глазки, носик, ротик, ушки, голова –
  4. Покачать успел едва.
  5. Шея – крутит головой,
  6. Ох, устала ой – ой – ой!
  7. Лоб и брови, вот реснички – запорхали, словно птички.
  8. Розовые щёчки, подбородок кочкой.
  9. Волосы густые, как травы луговые.
  10. Плечи, локти и колени.
  11. У меня, Серёжи, Лены!
  12. Мишка: Спасибо вам, ребята, вы сегодня многому меня научили.
  13. (Воспитатель предлагает детям угостить Мишку чаем, но чашки на столе перепутались.)
  14. Воспитатель: Я дам вам блюдца, а вы подберите к ним чашки такого же цвета и размера.
  15. (Проводится дидактическая игра «Найди пару».)

Дидактические игры для сенсорного развития

Один из лучших методов воспитания сенсорной культуры – упражнения с элементами игры. В них показательная деятельность сочетается с игровой.

Польза упражнений

В раннем возрасте большое значение имеет периодичность и длительность проведения игр. Эти упражнения требуют непосредственного участия взрослого. В них ставятся задачи, которые требуют сосредоточения, внимания, умственного напряжения, умения анализировать, мыслить логически. В этом заключается развивающая роль. Также дидактические упражнения учат детей общению, в будущем – решению практических задач. Несмотря на кажущуюся простоту элементарных игр для развития навыков органов чувств у детей раннего возраста, упражнения представляют из себя сложное явление, комбинируют 2 начала – познавательное и занимательное.

Примеры игр для развития чувствительного восприятия

Детей нежного возраста достаточно просто заинтересовать игрой, ведь ее компоненты и правила для него новы и необычны. Расскажем о простых и полезных дидактических играх.

Найди похожий предмет

На прогулке или дома выбирайте объект определенного цвета или формы и простите ребенка отыскать рядом такой же. Так чадо усвоит понятие относительности.

Большой и маленький

Дайте чаду померить свою одежду, на себя примерьте его. Объясните, что вам мала его кофта, а ему велики ваши носки.

Читайте также:  Выбираем комбинезоны для новорожденных на лето

Определи звук

Выберете несколько предметов и постучите по ним. Это может быть стеклянный стакан, деревянный кубик, колокольчик. Попросите ребенка закрыть глаза и определить по звуку, что это за предмет «звучит».

Как это пахнет?

Постоянно обращайте внимание малыша на запахи: пирога, цветов, дождя. Выходя на улицу, попадая в незнакомую обстановку, просите его описать свои обонятельные ощущения словами.

Волшебный мешочек

В плотный, холщовый мешок кладут небольшие предмет, отличающиеся по форме и величине: меховые зверушки, пластмассовые геометрические фигурки, надувные объемные цифры, фрукты. Задача малыша – на ощупь найти нужный предмет.

Кто это?

Когда в доме собирается много гостей, просите ребенка с закрытыми глазами, на ощупь, по запаху, определить, кого он трогает.

Что поменялось?

Разложите перед малышом несколько предметов (в зависимости от возраста корректируйте количество). Пусть он запомнит порядок расположения, внимательно посмотрит на них. Попросите его отвернуться, уберите один предмет, или поменяйте их местами. Малыш должен определить, что изменилось.

Разноцветные фантазии

Налейте в прозрачные стаканы чистую воду. Опускайте в нее кисточки с краской, показывайте, как окрашивается жидкость в разные цвета. Смешивайте последовательно несколько красок, чтобы показать ребенку, как из синего и желтого получается зеленый цвет.

Литература

Психологами написано и составлено огромное количество пособий по сенсорному воспитанию детей разного возраста. Одним из наиболее интересных практических пособий является книга «Сказочный мир сенсорной комнаты». В ней в качестве основного инструмента развития сенсорики она предлагает использовать специально оборудованную комнату, в которой одновременно присутствует содержание огромного количества звуков и образов: журчание ручья, музыка, пение птиц, снег, дождь, различное освещение и т.д. Нахождение ребенка в комнате активизирует сразу несколько органов сенсорного развития.

В другом пособии, «Развиваем сенсорику и мелкую моторику», составленном практикующим педагогом , можно найти массу полезных советов по планированию сенсорного воспитания. Мероприятия распределяются в зависимости от возраста дошкольника, в книге представлено много практических идей, которые можно использовать в работе с малышом.

Литература

Большое разнообразие основных дидактических игр для развития ребенка можно найти в классическом пособии для воспитателей детских садов «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

Игры, используемые для тренировки

В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».

Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.

Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.