«Трудный» ребёнок: что стоит за непослушанием и капризами?

Задержка речевого развития является актуальной проблемой в последние годы, поэтому многие родители хотят знать, как научить ребенка говорить. Важно помнить, что каждый малыш – это индивидуальность, и к нему нужно найти соответствующий подход. Чтобы он быстрее начал разговаривать, нужно чаще вести беседы во время выполнения бытовых дел, игр, прогулок. Тогда ребенок будет слушать маму и папу, запоминая звуки и слоги.

Портрет «трудного» ребёнка

На приём к психологу папа приводит шестилетнего мальчика. Ребёнок не может контролировать свое поведение: постоянно вскакивает с места, трогает игрушки в кабинете без разрешения, хлопает дверями. Когда ему это надоедает, подходит к жалюзи, дёргает их, и, в конце концов, ломает. Папа рассказывает, что в детском саду воспитатели не справляются с ребёнком, он игнорирует их требования и продолжает делать своё: бегать по группе, ломать игрушки, громко кричать во время тихого часа. Друзей у ребёнка нет, дети сторонятся его, никто не хочет с ним играть и даже вставать в пару во время танца.

Это типичный пример «трудного» ребёнка. Такие дети:

Портрет «трудного» ребёнка
  • не контролируют собственное поведение;
  • не осознают своих и чужих чувств и эмоций;
  • не соблюдают правила поведения в дошкольных и школьных учреждениях;
  • не реагируют на замечания родителей и педагогов;
  • часто устраивают истерики;
  • не умеют вести себя в общественных местах;
  • вызывают раздражение у взрослых;
  • становятся изгоями в детском коллективе.

А как правильно?

Главное, что нужно определить для себя родителям, решившим научить своего ребенка читать, хочет ли он этого сам? Невозможно осчастливить из-под палки, в основе всех событий и поступков, даже самых маленьких, лежит стимул. Обычно, желание читать, знакомиться с буквами появляется к 6-7, реже к 5 годам. Это и есть сенситивный (наиболее благоприятный) период для начала обучения чтению.

Лучше всего, если и родители малыша любят чтение, и регулярно читают своему ребенку лучшие произведения детской литературы. Культ хорошей книги передастся и подрастающему читателю, ведь он так хочет походить на маму или папу.

Для непроизвольного запоминания букв надо повесить возле детской кроватки детскую азбуку. Ложась спать, малыш будет видеть буквы и быстрее их запоминать. Выбирайте эту азбуку тщательно. Часто можно видеть, как, например, букву «О» сопровождает изображение Ачков (очков), или Абезьяны (обезьяны).

С чего начинается обучение чтению? Вы думаете со сложения букв в слоги и слова? Отнюдь, чтение по слогам – далеко не первый этап. Гораздо важнее научить ребенка на слух выделять звук из слова или слога, делить слова на слоги, уметь находить первый и последний звук, придумывать слова на заданный звук.

Именно с этого подготовительного этапа берет начало осмысленное чтение и безупречное письмо. Таким упражнениям в игровой и соревновательной форме можно уделять всего 5-15 минуток в день, а польза от такой подготовки будет огромная.

Как научить ребенка быстро читать

Малыш учит лишь гласные. Алфавит имеет 10 гласных, поэтому выучить их не тяжело. Следует на листах бумаги нарисовать кружочки, на каждом листе по одному кружочку, а сверху красным цветом написать гласные. Если посмотреть звуковую схему, то гласные на ней изображены кружочками либо точками красного цвета. Пускай каждая из этих «бусинок» имеет собственную песню.

Листы нужно наклеить по всей комнате либо квартире и через небольшие промежутки времени предлагать малышу исполнить песенку, указывая любую букву. Если сделал ошибку, то следует его исправить, сказав, что он исполнил песенку той вот «бусинки». Спустя время нужно гласные перевесить, поменяв их местами. Это нужно делать столько раз, пока ребенок их хорошо и правильно не будет знать.

Читайте также:  Как научить ребенка писать грамотно и красиво?

Когда он все запомнит, тогда следует сыграть в прятки. Показать любое слово, написанное крупно, попросив сказать, какая «бусинка» убежала. Малыш великолепно запоминает и сможет определить букву, которая записана с помощью различных шрифтов. Все это возможно делать, также гуляя на улице, нужно показывать название различных магазинчиков либо улочек, рекламного щита. Таким способом ваше чадо очень быстро сможет запомнить гласные. Теперь переходим к слогам.

Учимся читать по слогам

Когда малыш знает гласные, то пришло время обучить его чтению. Берется букварь либо азбука, однако это плохо помогает. В дальнейшем ему тяжело дается чтение слов, все слова читаются побуквенно. Самый верный способ — сразу обучить малыша чтению с помощью маленьких слогов либо слов, так же как учили его разговаривать целыми словами, а не отдельными звуками.

Например, уча букву «П», не следует рассказывать, что это согласная. Дитю это пока не надо. Следует рассказать, что это буква папы, слово «Папа» начинается благодаря этой букве. Нужно с буквой поиграть, увидеть, на что она похожа. Один ребенок, глядя на букву, может рассмотреть стол, другой стул. Какова суть? Нужно построить в голове малыша образ, тогда он хорошо запомнит буквы.

После следует приставить выученную букву к «бусинкам» гласным и прочитать. Сразу должен прочитать взрослый, затем надо читать с малышом вместе, сначала шепотом, потом тихо, дальше громче, а после в виде эха. Также можно написать слоги табличкой, а ребенка попросить, чтоб он показал то, что сейчас произнесет взрослый, а после наоборот. В эти игры нужно играть немного, приблизительно 15 минут, затем отвлечься на иное.

Запомните: лучше начинать обучение чтению простых слогов, заканчивающиеся гласными «ПА, МА, ДА». Чтение шипящих слогов: «ША, ЩА, ЧА» лучше учить позже, а в конце учить слоги с гласной впереди: «ОР, АМ, ЭХ»

Учимся читать слова

После, как малыш выучит несколько согласных, с ним стоит начинать складывать небольшие слова, которые могут иметь 3-4 буквы: ЛА-К, ЛЕ-В, ДУ-Б, КО-Т. Начиная чтение слова, малыш самостоятельно додумывает его продолжение. А взрослый, подставив необходимую букву, показывает, как данное слово смотрится. При таком обучении подойдет специальная магнитная азбука.

Возьмите несколько небольших слов, состоящих из 3–6 букв. Дальше каждое слово следует написать на отдельном листе. Листы лучше брать одного цвета, наклеив их с малышом по всей комнате. Слова нужно показать, прочитать и наклеить на листы. Лучший вариант, когда на листе кроме написанного слова, нарисован еще и предмет, обозначающий данное слово.

После уберите картинку, попросив найти нужное слово либо прочитать, что написано на листе. Не стоит забывать менять местами листы. Также взрослый может специально читать неправильно, а дитятко должно его исправить, прочитав как надо. Через время, после того как ребенок запомнит эти слова, надо брать следующие.

Не забывайте время от времени повторять прежние слова. Благодаря этому способу, ребенок легко, быстро научится читать целыми слогами и словами. Для этого хватит 20 минут, поэтому ребенок не успеет устать. Ему наоборот все понравится, он будет с удовольствием заниматься.

Нужны ли навыки чтения дошкольнику?

Начиная с пятилетнего возраста ребенок вступает в новую фазу развития — речевая одаренность. Как говорят психологи, в таком возрасте дети гораздо легче обучаются чтению, нежели в 7-8 лет. Такие умения в раннем возрасте развивают у ребенка мышление, фантазию, логику и память. Многие педагоги и психологи также настаивают на том, что грамотные, развитые интеллектуально люди — это следствие накопления информации из книг.

Поэтому можно смело утверждать, что читающий первоклассник — находка для учителя. Не страшно, если одна часть класса будет уметь читать, а другая только учиться этому навыку. Это совсем не означает, что читающий первоклассник будет бездельничать в это время. На самом деле педагог разрабатывает дифференциальный подход к учебе неравномерно развитых детей.

Нужны ли навыки чтения дошкольнику?

Запрещено обучать чтению ребенка, который не стремится к этому и отказывается от занятий. А чтобы возродить в ребенке желание знакомства с книгой, нужно создать соответствующую книжную атмосферу вокруг. Для этого постоянно читайте своему чаду книги, а также рассуждайте с ним по поводу прочитанного. Чтобы обучение прошло успешно, и педагогу в первом классе не пришлось переучивать ребенка, родители должны быть осведомлены правилами учебы чтению.

Читайте также:  Автолюлька для новорожденных: как выбрать и как пристегнуть к сидению

Подытожить можно следующим образом:

  1. Чтобы успешно обучать ребенка чтению, нужно обладать знаниями о методике обучения. Лучше, конечно, доверить свое чадо специалистам.
  2. Обучать ребенка может специалист, если ребенок не противится занятиям и проявляет интерес.
  3. Ни одна школа не имеет права требовать от первоклассника умения читать. Для поступления требуется психологическая подготовка ребенка: развитое мышление, память, воображение, речь.
Нужны ли навыки чтения дошкольнику?

В силах родителей способствовать развитию ребенка, проводить с ним как можно больше времени. А обучение письму и чтению лучше предоставить профессиональным педагогам.

Частые ошибки

Родитель помогают малышу пополнять копилку знаний. Но ошибки, которые тормозят обучение чтению, создают негативное отношение к учебе, дети учатся читать медленней.

Изучение алфавита

Сам алфавит не вредит. Но если учить не звуки, а названия букв, ребенок не сможет соединять их в слоги и начать читать. Например, слово «мама» делится на два слога, согласные тянутся и «бегут» к гласным, получается слитно прочитанное слово. А если прочитать его «эм-а-эм-а», исходя из названий в алфавите, юный читатель не узнает слово.

Нерегулярность

Малыши не всегда любят учиться, особенно когда родители заняты и не успевают их контролировать. Иногда о букваре вспоминают, но такие занятия не приносят результат. Заниматься нужно регулярно, отслеживать прогресс, прорабатывать сложные моменты.

Неподходящая книга

В обучении чтению важна последовательность. Младенец сначала ползает, затем начинает ходить. С чтением всё точно так же. Ученик осваивает буквы, затем слоги. Из этих слогов состоят слова, а из них — предложения и рассказы. Но приступать сразу к рассказам нельзя, нужно пройти предыдущие этапы. Поэтому пособия нужно выбирать внимательно.

Заповедь 4: Не давите на детей своими ожиданиями

Большая проблема родителей – иметь ожидания относительно ребенка. Мы оказываем давление на детей, чтобы они достигли того, что мы ожидаем. Хорошо иметь моральные ценности и передавать их ребенку, но когда это становится одержимостью, вы делаете жизнь ребенка несчастной, и тогда это уже не имеет смысла. Хотеть чего-то – это не проблема. Проблема в одержимости, это буддийская философия.

Пример. Есть такая проблема: родители хотят, чтобы их ребенок был лучшим в классе. Но в классе 30 детей, и от каждого ребенка его родители хотят, чтобы он был лучшим. Тут небольшая логическая проблема: не каждый ребенок может быть лучшим. Кто-то должен принять, что его ребенок будет вторым или даже номер 30. Родители могут принять, что они будут номер 30, но не их ребенок. Потом такие родители приходят ко мне с вопросом: «Я не понимаю ребенка, он злится на меня». Я начинаю исследовать ситуацию, и нахожу, что родитель не может принять, что его ребенок не лучший. Но некоторым детям не нравится школа, некоторые – плохо учатся. У мамы есть рецепт: все, что ему (ребенку) нужно – больше работать. Ребенок воспитывается таким, что он неспособен принять неудачу. Потом мы имеем много подростков, которые кончают жизнь самоубийством из-за неудачных экзаменов.

Заповедь 4: Не давите на детей своими ожиданиями

Ко мне обратилась мама, чей ребенок не одарен в математике. Она видела в этом проблему. Я сказал: «Предположим, ваш ребенок плохо играет в хоккей. Вы бы навязывали ему, что он должен заниматься больше, чтобы стать чемпионом по хоккею?» Она ответила: «Нет, это не имеет смысла». «Если это не имеет смысла в хоккее, почему вы не принимаете это в отношении школы? – спросил я. – Ваш ребенок такой, какой есть. Школа это не конец света, хоть она и важна. Есть много людей, которые ведут прекрасную жизнь, но не являются чемпионами в школе».

Пример. Некоторые родители говорят: «Я просто хочу, чтобы мой ребенок был счастлив». Скорее всего, вы не очень счастливы и надеетесь, что ребенок сделает то, чего нет у вас. Родители не могут позволить себе, чтобы их ребенок был несчастлив. Тогда они не могут спокойно реагировать на плач ребенка. Они начинают устраивать цирк, бегут к ребенку, обнимают его. Проблема опять в компульсивном аспекте (одержимости). Ребенок упал, плачет. Может, он плачет, потому что был удивлен неожиданностью падения. Спросите его: «Тебе больно? Ты поранил что-то?» Вдруг он сразу перестанет плакать? Но если вы сразу схватите его, он начнет плакать сильнее, и в следующий раз он может использовать это.

Читайте также:  Детский вопрос: с кем остается ребенок при разводе?

Не заставлять, а увлекать!

Наказывать и подкупать – худшее, что можно придумать. Ладно, если вы время от времени поощряете ребенка за покорение новых литературных рубежей. Но когда «плата» за чтение входит в привычку, этот процесс сам по себе теряет всякую ценность. И не важно, подкупаете вы ребенка деньгами, разрешением подольше погулять или походом куда-нибудь. Другая провальная тактика – заставлять и угрожать: «не прочтешь то, что задали, в выходные будешь сидеть дома /лишишься карманных денег /не пойдешь с друзьями в кино и т.д.». Услышав такое, отпрыск, может, и прочтет то, что нужно, а, может, решит схитрить. Пробежится по краткому содержанию книги, глянет цитаты – вроде как почитал.

– Мам, а у тебя была такая книга?

– Была. «Остров великанов» называлась. Мне было лет девять, когда твоя бабушка принесла эту книгу из библиотеки. Я и сама туда ходила, выбирала какие-то книжки, листала их и быстро возвращала обратно. Мама это заметила и нашла для меня тот самый «Остров великанов». А потом уж я втянулась. Но не у всех так сразу появляется потребность в чтении. Постигая этот процесс, дети могут испытывать трудности, ощущать внутреннее сопротивление новому и пока сложному. Это нормально.

Другие способы и хитрости разбудить потребность чтения

  • Просите ребёнка почитать вам, пока вы готовите на кухне, убираете, шьёте, неважно себя чувствуете. Зато можно сказать ребёнку, что вы так быстрее поправитесь. А ваши текущие дела пойдут повеселее. И обязательно хвалите, даже если читает с ошибками и медленно. Лиха беда начало!
  • Просите малыша прочесть вывески на магазинах, название улицы, притворившись, что вы не так хорошо видите. Ваше воображение вам в помощь!
  • Самый интересный и иногда самый действенный способ – не давать читать в наказание за какую-то провинность. Запретный плод сладок, и читать ой как захочется (что в принципе и требуется). Однако часто применять такой способ нельзя! Или купите новую книжку, а отдавать не спешите, «помучайте» своё чадо, пусть «заслужит» чтение!
  • Купите (возьмите в библиотеке) новую яркую книжку, высуньте её край из своей сумки и оставьте на виду. Пусть ребёнок возьмёт книгу из любопытства. Включайте свою хитрость, фантазию, но сделайте так, чтобы ребёнок захотел читать сам!

Как учить ребенка разговаривать в 2-года

В этом возрасте дети воспринимают длинные рассказы, ориентируются в абстрактных понятиях. Они умеют построить многословную фразу, разговаривают с причастиями и предлогами, союзами и местоимениями. В 3 года словарный запас достигает 700 слов, малыш может компоновать длинные фразы.

Родители должны:

  1. Задавать вопросы, спрашивая о цветах, количестве предметов, их размерах. Выстраивать вопрос нужно так, чтобы малыш не отвечал односложно, а подробно описывал предмет.
  2. В разговорах пользоваться длинными предложениями, отказываясь от коротких фраз. Сложные обороты помогут ребенку в освоении структуры языка. Ведь невозможно научиться говорить то, чего вы не слышали.
  3. Каждый день читать малышу и объяснять прочитанное.
  4. Вместе петь детские частушки, что помогает развивать речевой аппарат, и стихи для памяти и пополнения словарного запаса.
  5. Уделять внимание развитию мелкой моторики. Это важный совет, так как отделы мозга, отвечающие за речь, расположены рядом. Их развитие стимулирует лепка из пластилина, мозаика, нанизывание бусин.