Развитие самооценки у детей: что нужно знать родителям?

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Как понять, какая у ребенка самооценка

Определить, насколько искажено у малыша самовосприятие, можно по тому, объективно ли он оценивает свои способности, акцентирует внимание на возможностях или препятствиях. Если ребенок постоянно использует такие обороты речи как «я не смогу», «ничего не получится», «мне просто повезло», то он себя недооценивает.

Как понять, какая у ребенка самооценка
Как понять, какая у ребенка самооценка

Если при малейших неудачах и промахах малыш ведет себя раздраженно и винит во всем окружающих, слишком стремится к лидерству, то это говорит о его чрезмерной самоуверенности. При этом некоторая пассивность и необщительность не всегда являются признаками низкой самооценки, склонность к агрессивному поведению – завышенной. Следует брать в расчет особенности темперамента ребенка и влияние возрастных кризисов.

Как понять, какая у ребенка самооценка
Как понять, какая у ребенка самооценка

Максимально непредвзято оценить уровень самооценки чада помогут проективные методики:

Как понять, какая у ребенка самооценка
Как понять, какая у ребенка самооценка
  • «Лесенка»;
  • «Смешные человечки»;
  • рисуночный тест «Человек».
Как понять, какая у ребенка самооценка
Как понять, какая у ребенка самооценка

Достаточно показательным является расположение детских рисунков на бумаге. При здоровой адекватной самооценке изображение в подавляющем большинстве случаев оказывается посредине листа и занимает не более 2/3 его площади. О завышенной самооценке говорят увеличение размера рисунка и его сильное смещение вверх. Дети, подверженные комплексу неполноценности, склонны рисовать внизу листа и отводить своему творению не более 1/3 доступного пространства. Также о неверии в свои возможности свидетельствует плохая прорисовка стоп и рук при изображении людей. Признаком высокой самооценки являются рисунки принцесс, королей, супергероев.

Как понять, какая у ребенка самооценка
Как понять, какая у ребенка самооценка

Тест «Смешные человечки»

Как понять, какая у ребенка самооценка

Как узнать самооценку ребенка

Существует несколько несложных методик, которые позволяют быстро оценить уровень самооценки ребенка дома. Одна из самых простых – тест «Лесенка».

Тест «Лесенка»

Эту методику рекомендуют проводить с детьми старше 3-х лет. На листе бумаги надо нарисовать ступеньки. Малышу надо объяснить, что на самых низких ступенях находятся непослушные дети, у которых ничего не получается, а на верхних – наоборот (самые трудолюбивые, которые слушаются родителей и у которых все-все получается). И попросить, чтобы на этой лесенке он нарисовал себя. По тому, на какой ступени ребенок расположил себя, делаем вывод о его самооценке.

Больше всего должны насторожить крайние варианты: самый верх и последние ступени внизу.

Развитие самооценки школьников и диагностика

Так как основы самооценки у ребенка закладываются преимущественно в раннем возрасте, а продолжают свое формирование в школьном возрасте, то они могут поддаваться коррекции и воздействию.  Именно поэтому родители малыша, учителя и другие взрослые должны принимать во внимание особенности ребенка и предпринимать определенные меры по формированию у него адекватной самооценки. И значительную роль на этом этапе развития ребенка играют именно межличностные отношения ребенка со своими сверстниками. От того насколько продуктивно дети будут общаться со своими сверстниками во многом и будет зависеть направленность развития детской личности. Поэтому, если ребенок сможет научиться взаимодействовать с коллективом, то есть вероятность того что его самооценка будет адекватной. Но и вклад родителей при этом обязательно должен быть. Они должны время от времени поощрять малыша и хвалить. Только так ребенок сможет разобраться в хитросплетениях своего внутреннего я сможет развить правильную самооценку самого себя.

Адекватная самооценка подростка

Процесс формирования самооценки подростков гораздо сложнее, в принципе, как и сам подросток. Однако на этом этапе развития ребенка, как раз, и определяется дальнейший ориентир его во взрослой жизни. Согласно мнению ученых, именно в подростковом возрасте у ребенка наблюдается увеличение адекватности своей самооценки. Подростки гораздо ниже оценивают себя по тем критериям, которые считают для себя наиболее важными. Именно это и может говорить о большом реализме подростков.  Как правило, старшеклассники склонны воспринимать себя более обобщенно, они способны передавать свое настроение, ощущения, раскрываться в любимых занятиях и увлечениях.

Читайте также:  Можно ли кормящей маме пить отвар шиповника?

В подростковый период жизни ребенка взрослому человеку отводится особое место.  Объясняется это тем, что подросток начинает по-другому воспринимать облик разных людей. Исходя из этого, подросток уже и начинает понимать самого себя. В основном для подростков характерно в образе воспринимаемого человека выделять элементы облика, его физические способности, а уж потом и его выразительное поведение.  И как правило в подростковом возрасте девочки имеют значительно меньшую самооценку по сравнению с мальчиками. Такая тенденция связана напрямую с тем, что девочки очень сильно связывают свою самооценку с собственной внешностью.

Развитие самооценки подростка: что важно делать родителям?

Несмотря на то, что в период созревания дети  по большей части имеют  своих авторитетов, поддержка родителей им крайне важна. В этот период родители ни в коем случае не должны критиковать ребенка, чтобы не усугубить ситуацию. Тем более если у ребенка есть определенные проблемы с уверенностью в себе. Критиковать подростка не стоит даже из благих побуждений. Любая критика ими будет восприниматься искаженно. Очень важно в этом возрасте помочь ребенку обрести уверенность в плане внешности. Родители могут предложить подростку сходить к стилисту или купить красивую и модную одежду. Можно также предложить им привести в порядок кожу и зубы. Такие порывы подросток действительно оценит.

Кроме того, очень важно поддерживать подростка. Не забывать хвалить его достижения, а в особенности похвала от родителя того же пола, что и подросток. Помимо этого, родитель должен следить за своим поведением, ведь ребенок по большей части пытается подражать своим родителям. Таким образом родители должны постоянно транслировать ребенку две важные идеи: что они классные и что они успешные. Причем ребенку они должны говорить, что он точно такой же как и они, а в некоторых моментах даже лучше родителей.  Важно также позаботиться от создании новых знакомств у ребенка. Для этого подростка можно отправить на различные кружки и спортивные секции. Попадая в новый коллектив, подросток может раскрыться совершенно по-новому. Тогда окружающие смогут увидеть его другую сторону, а он в последующем посмотрит на себя из глазами. В любом случае, чем шире будет круг общения подростка, тем больше граней его личности откроются и тем объемнее станет его представление о самом себе.

Читайте также:  Важность обучения гигиене полости рта специалистов и населения

Подробнее о формировании самооценки у детей будет рассказано в этом видеоролике. Не забывайте оставлять комментарии и высказывать пожелания.

Я дала дочери свободу выбора

Раньше мне была важно высказать свое мнение по любому поводу: например, я страшно переживала из-за того, во что Кира одета. Я критиковала ее выбор одежды, тыкала носом в то, что вещи «не сочетаются». Я была из тех, кто, надев на ребенка новую обувь, начинал нудить: «Не скреби туфлями об асфальт – обдерешь мысы», «Не лезь в лужу – намочишь новое», «Не ходи по траве – от нее останутся пятна». Боже! Это был мрак. Это сейчас я понимаю, что нарядной одеждой пыталась компенсировать недостаток внимания: мол, смотрите, я хорошая мать, я покупаю своему ребенку красивые вещи.

Сейчас Кира выбирает совершенно нелепые порой сочетания, и я молчу. Это ее выбор – так она чувствует себя комфортно и уверенно. Она валяется на траве, в земле и в песке, ковыряется в лужах и в грязи, лазает по деревьям. Понятное дело, свобода выбора касается не только одежды.

Я стала советоваться с ней, пойдем ли мы в парк или на площадку; она может выбрать отдельное блюдо себе на ужин, если ей не нравится то, что я готовлю на всю семью; мы стали давать ей карманные деньги, чтобы она научилась сама решать, на что и сколько она их потратит. Свобода выбора не означает вседозволенности. Все главные решения по-прежнему принимают родители, но почему бы не дать ребенку право голоса в мелочах, касающихся его детского быта?