Правильный уход и развитие ребенка в 5 месяцев

С каждым днем движения руки малыша становятся более действенными. Он раскачивает игрушки, ударяет по ним, трясет, сталкивает их. Параллельно происходит познавание не только цвета и формы предмета (его видимых свойств, «лежащих на поверхности»), но и скрытых качеств — звука, динамики, массы.

Физическое и двигательное развитие

Развитие малыша в 5 месяцев обусловлено его осознанностью. Да-да, кроха уже воспринимает новую информацию, жаждет познания и хочет побольше увидеть и услышать, но главное – потрогать.

В 5-5,5 месяцев физически ребенок развивается активнее, чем в предыдущие периоды, а отличие этого процесса у мальчиков и девочек состоит, в основном, в весе и росте.

Мальчики:

  • имеют рост от 61,9 до 69,9 см;
  • весят от 6,1 до 9,2 кг.

Девочки:

  • имеют рост от 59,9 до 68,2 см;
  • весят от 5,5 до 8,7 кг.

При оценке ребенка лучше использовать график соотношения роста к весу. Размах в цифрах во многом обусловлен тем, что детки рождаются с разным весом и генетикой, есть малыши изначально крупные, а есть маленькие. Только педиатр может сказать, это ребенок такой и есть, или у него имеются проблемы с обменом веществ и ростом.

Малыши в 5 месяцев довольно подвижны. Некоторые умеют, а некоторые только учатся следующим действиям:

  • приподнимание головы и плечиков над поверхностью;
  • скоординированные движения рук (захват конкретного предмета);
  • ощупывание предмета руками, исследование его деснами (они гораздо чувствительнее пальчиков малыша, так малыш легче исследует новый предмет);
  • ощупывание частей своего тела;
  • стояние и ползанье на четвереньках;
  • сидение;
  • балансировка на животе (малыш, лежа на твердой поверхности, отрывает от нее ручки и ножки, качаясь на животике – так он тренирует мышцы спины);
  • вертикальное удерживание головы.

Все умения и движения кроха делает с одной целью: побольше увидеть, дотянуться до большего количества предметов. В этот период нужно проявлять особую бдительность: малыша нельзя оставлять одного на возвышениях вроде дивана – он может перевернуться и упасть на пол.

Новые открытия в движениях

В этом возрасте любимой позой для детей является положение «лежа на животике». Карапузы начинают часто поднимать и хорошо удерживать голову, пытаясь разглядеть все, что их окружает. Что же должен уметь ребенок в 5 месяцев?

  • Раскачивание на животе. Природное любопытство и любознательность толкают грудничка изменять положение, когда он просто приподнимает грудь, опираясь предплечьями о твердую поверхность. Малышу хочется больше самостоятельности, теперь он способен застывать в позе «лодочки» — приподнимая согнутые руки и ноги вверх, малыш балансирует на животике. Новые возможности забавляют юного исследователя. С их помощью разрабатываются и укрепляются мышцы, двигательные навыки. Они понадобятся ему в будущем. Такие эксперименты требуют от начинающего спортсмена значительных энергетических затрат и координации движения. Поэтому продержаться в новой для себя позе он может не более нескольких секунд.

Малыш в 5 месяцев

  • Пассивные перевороты с живота на спину. Раскачиваясь на животике, наш первооткрыватель может случайно переворачиваться на спину. Поэтому специалисты не рекомендуют оставлять малыша одного даже на несколько минут. Именно в пятимесячном возрасте начинаются первые неожиданные падения с высоты. Чтобы закрепить навыки пассивных переворотов родителям необходимо научить ребенка совершать их осознанно. Для этого можно показывать ему игрушку или любой другой яркий предмет, постепенно передвигая ее вверх над головой, за спину младенца. Следуя за движением игрушки, он поворачивает голову, затем плечи и весь корпус, совершая перевороты с живота на спинку.

вернуться к меню ↑

Первые достижения

  • Удерживание головы в вертикальном положении, независимо от позиции грудничка. Формирующийся скелет и мышечный каркас позволяют уверенно держать шею и голову прямо, находясь на руках мамы и папы, или же в положении лежа на животе. Когда грудничка аккуратно приподнимают со спины за ручки, он уже не запрокидывает головку назад, а сохраняет ее на одной линии с шеей и позвоночником.
  • Присаживается. Пять месяцев – это слишком ранний срок, чтобы ребенок начал сидеть. В этом возрасте допускается подсаживание младенца на несколько минут, для выполнения с ним некоторых упражнений и наблюдения за двигательными умениями и навыками. Например, педиатры и невропатологи усаживают малыша на твердый коврик, поддерживая его за разведенные плечи. Затем аккуратно наклоняют малыша влево и вправо, наблюдая за головой. Если она не наклоняется вместе с корпусом, а держится ровно, то это большое достижение для пятимесячного малыша.
  • Усовершенствование связи между «глазами и руками». Еще в 4 месяца груднички начинают с уверенностью брать игрушку или любые другие предметы, которые находятся перед ними. В возрасте пяти месяцев этот навык можно совершенствовать и закреплять с помощью специальных упражнений. Вам потребуется яркая и небольшая игрушка, ее следует показать малышу. Первой его реакцией станет удивление, после чего он попробует сконцентрировать на ней свое внимание, а затем потянется к интересной вещи руками. Далеко не всегда младенцу удается захватить предмет руками, иногда он просто дотрагивается до него открытой ладошкой. Все эти движения осмысленны и скоординированы.

Чаще играйте со своим крохой

  • Формирования навыков ползания. В этом возрасте груднички начинают осваивать такое умение, как ползание на животе. Опираясь на предплечья и суча ножками, малыш даже может немного передвигаться – на несколько сантиметров. Однако, вставать на четвереньки грудничок пока не способен. В качестве тренировки перед грудничком можно положить мягкую игрушку, которая станет стимулом не лениться, а пытаться передвигаться вперед до желанной цели.
Читайте также:  Развитие ребенка в 2 месяца что нужно знать

вернуться к меню ↑

Еще несколько умений

  • Попытки распрямить ноги при опоре. Когда ребенка берут под мышки и ставят в вертикальное положение, он пытается встать на стопы и выпрямить ножки. Нормальное состояние, когда малыш встает на кончики пальцев, а не на всю стопу.
  • Ребенок в пять месяцев также может самостоятельно удерживать бутылочку, вытаскивать изо рта пустышку и засовывать ее обратно. Таким образом, у младенца происходит тренировка координации, и он закрепляет навыки действий по принципу «глаза-руки».

Как и прежде, грудничок активно интересуется лицами родителей. И если раньше он мог только смотреться и улыбаться в ответ на улыбку и ласковые слова, то теперь он пытается ладошками активно исследовать щеки, уши, глаза, нос и рот. Дети обожают, когда с ними играют, громко разговаривают, берут на ручки, гуляют с ними по квартире и даже просто щекочут. На все эти действия малыш может улыбаться, громко смеяться, выражая свое одобрение.

Новые открытия в движениях

На данном этапе развития ребенку интересно все яркое

вернуться к меню ↑вернуться к меню ↑

Показатели развития ребенка к концу 5-го месяца

Познавательное развитие

1. У ребенка наблюдаются целенаправленные действия притягивания и захватывания предметов и игрушек с расстояния вытянутой руки (30-50 см) из удобного положения.

2. Малыш может удерживать предмет в течение 30 и более секунд. В случае неудачи ребенок делает попытки к повторному действию без побуждений со стороны взрослого.

3. Ребенок узнает знакомые предметы и игрушки, отличает их от незнакомых, впервые увиденных. Знакомый предмет воспринимается как «комплекс свойств» не только визуально (зрительно), но и на основе практического действия — физического контакта.

Взаимодействие с предметами и игрушками принимает характер манипулирования, в основе которого активные исследовательские действия. Малыш стремится воздействовать на предмет или игрушку, выявить их «скрытые» свойства. Это подготовительный этап к развитию предметной деятельности.

Социальное развитие

1. Ребенок отличает близких людей от чужих. Узнает голос близкого человека, не только говорящего, но и поющего.

2. Ребенок стремится войти в контакт с мамой (ухаживающим взрослым). Ярко реагирует на ее настроение, «откликается» на ее улыбку, смех, игровые действия. Отличает «строгие» нотки в ее голосе от ласкового, приветливого обращения.

3. «Гуление» часто сопровождает контакты взрослого с ребенком. Малыш гулит, чтобы привлечь к себе внимание взрослого и удержать его около себя.

Речевое развитие

1. Ребенок подолгу певуче гулит. При этом демонстрирует сформировавшуюся артикуляцию гласных звуков, которые произносит в часы бодрствования без видимых действий со стороны взрослого, а только при виде его или в момент яркой, игровой ситуации.

2. Способен подражать «самому себе», слыша свой голос в магнитофонной записи.

3. Гуление является необходимым компонентом общения (двустороннего контакта ребенка и взрослого). Гуление начинает выступать как средство коммуникации.

Произведения малых фольклорных жанров (потешки, пестушки, песенки, присказки и т.п.) для маленьких эмоционально воспринимаются ребенком и способствуют развитию речевых навыков.

Моторное развитие

1. Ребенок может относительно долго лежать на животе, подняв туловище и опираясь на ладони выпрямленных рук.

2. Ребенок переворачивается со спины на живот.

3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. Ребенка берут подмышки и опускают на твердую опору. Твердо опирается полностью выпрямленными ногами и всей стопой о поверхность в течение 3-4 мин.

4. Ребенок берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее до 1 мин., не роняет. Пояснение: С 4-го месяца начинает формироваться положение ладони и пальцев, удобное для захватывания предметов, в частности, дифференцированное положение большого пальца. К 5-му месяцу раскрывается кулачок ребенка, что позволяет свободно брать игрушку из рук взрослого и удерживать ее в течение 1-2 мин.

Оглавление:

1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц; 12 месяц

Питание ребенка в месяцев

В 5 месяцев ребенок должен питаться только грудным молоком или искусственным питанием, рекомендованным врачом. Не нужно прибегать к прикорму раньше времени. У некоторых мам процесс грудного вскармливания на 3-м и 4-м месяце так и не налаживается и из-за трудностей с кормлением они переходят на искусственное питание. Но на 5 месяце грудное вскармливание, как правило, нормализуется и производство молока соответствует потребностям малыша.

Обычно колики у ребенка проходят к этому возрасту.

Рост

Ребенок продолжает расти довольно-таки быстро. Но иногда рост происходит не равномерно, а как бы рывками. Особенно так бывает при грудном вскармливании. Поэтому, если вы вдруг заметили замедление роста ребенка, то это ещё не повод для беспокойства.

Вес

Мальчики в среднем: 6-7 кг. Рост 63 — 68 см. Окружность головы – 42 см Девочки: 6-7 кг. Рост 62 — 65 см. Окружность головы – 41 см.

Рекомендуем Узнай об опасности для ребенка, которая кроется в планшете!

Обычно вес увеличивается на 600 г в месяц.

Сон новорожденного ребенка в 5 месяцев

Дети в таком возрасте всё ещё могут часто пробуждаться ночью. В момент пробуждения им важно почувствовать, что мама находится рядом. Если вы практикуете совместный сон, то точно не пропустите момент пробуждения ребенка.

В пятимесячном возрасте ребенок может спать 7-8 часов без пробуждения. Но как я писала чуть выше, так случается не всегда.

Питание ребенка в месяцев

Способность двигаться

Читайте также:  Лето перед первым классом: как его провести с пользой

Ребенок очень быстро учится двигаться и контролировать свои мышцы. С каждым днем он всё лучше и лучше контролирует свое тело. Он может переворачиваться, подтягиваться на руках, пытаться сесть.

Ребенок тянется к игрушкам и хочет взять их в ручки. Заметьте, что игрушки должны быть безопасными и подходящими, чтобы ребенок мог их брать в рот.

Учится говорить

В 5 месяцев ребенок хорошо умеет повторять односложные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.д.). Ему нравится, когда вы лепечете с ним, поете или читаете книжки. Он очень чувствителен к интонации и к громкости. Общение с грудным ребенком является лучшим способом интеллектуального роста малыша. Ребенок узнает свое имя, голоса знакомых людей и привычные звуки.

Эмоции и общительность

Ребенок в 5 месяцев умеет выражать эмоции и постоянно развивается в этом. Его эмоциональный мир и социальные навыки значительными темпами продвигаются вперед. Он не любит быть в одиночестве и требует компанию. Если выйти из поля зрения ребенка, то он может заплакать. В 5 месяцев ребенок может отвергать людей, которых он не привык видеть.

Его потребность в любви очень высока и он очень сильно любит объятия, ласки, поцелуи. Он смеется в знак благодарности, доставляя удовольствие родителям.

Другими словами, пятимесячный ребенок постоянно нуждается в том, чтобы открывать новый мир вокруг себя. До своего рождения он целых 9 месяцев находился в комфортных условиях с идеальной температурой, но в темноте и без возможности узнавать новые вещи. Таким образом он всё хочет посмотреть, потрогать, ощутить запах и попробовать на вкус.

Рекомендуем Несколько советов, как сделать так, чтобы ребенок не плакал, когда вы уходите

Эмоциональное развитие

На пятом месяце жизни у крохи происходит активное формирование речи. Малыш уже способен произносить некоторые гласные и согласные звуки, и даже пытается складывать в слоги («гулить»). Это очень важный этап в интеллектуальном развитии будущей личности.

Не менее значимой становится возможность малыша узнавать родных людей. Когда он видит маму или папу, а также людей, которые ему хорошо знакомы, ребёнок начинает «гулить», улыбаться и тянуть ручки. Если к малышу пытается подойти человек, которого он до этого не видел, ребёнок начинает проявлять беспокойство, плачет и кричит. Примером такого поведения может стать поход в поликлинику. Когда врач пытается осмотреть пятимесячного пациента, ребёнок начинает громко плакать, устраивает истерику, пытается оттолкнуть руки незнакомого ему человека.

Эмоциональное развитие

Также малыш ведёт себя, когда попадает в помещение, в котором он никогда не бывал до этого. Кроха начинает оглядываться, пытается отыскать взглядом предметы и вещи, которые были бы ему известны и знакомы.

В пятимесячном возрасте ребёнок начинает развлекать себя во время кормления: он может улыбаться, играть с грудью, пытаться её ущипнуть. Не стоит обижаться и злиться на малыша: такое поведение – важный этап формирования эмоциональных навыков, и означает, что ваш ребёнок развивается в соответствии с возрастом.

Физическое развитие

К пяти месяцам ребенок каждый день учится чему-то новому.

  • Малыш уже начинает переворачиваться с животика на спинку и обратно. Более активные малыши к этому возрасту лихо кувыркаются, другие же лишь начинают пытаться. В любом случае такое развитие будет в пределах нормы.

Совет: с этого времени ребенка нельзя оставлять одного на большой кровати или другом возвышении, как новорожденного, потому что он может оказаться на краю и упасть.

  • Лежа на животике, малыш, опираясь на ладошки, поднимает верхнюю часть корпуса. Из такого положения ему удобно следить за происходящим вокруг. К тому же это упражнение подготавливает ребенка к ползанию.
  • В положении на животике малыш разглядывает вещи, лежащие перед ним, фокусируя взгляд как на ближних, так и на дальних предметах. Кроха пытается дотянуться до понравившихся игрушек или вещей.
  • Многие малыши к этому времени уже умеют уверенно держать спинку в сидячем положении в течение нескольких минут. В таком случае для удобства и безопасности дитя можно обкладывать подушками, чтобы он играл сидя. Но если малыш недоношенный или еще не освоил навыки сидения, не стоит торопить события.

Совет: ни в коем случае нельзя сажать в подушки малыша, который еще не научился уверенно держать спину. Раннее высаживание может привести к искривлению позвоночника. А для девочек это чревато загибом матки и проблемами с деторождением в будущем!

Психическое развитие ребенка

Умение различать тон вашего голоса

Пятый месяц жизни ребенка очень важен для установления эмоционального контакта с ним. Малыш, как правило, начинает улыбаться при виде родного лица, зато грубый или повышенный тон может вызвать испуг или даже плач, поэтому никогда не нужно ругаться в комнате, где находится грудничок.

Получает удовольствие от гуления

Более разнообразным становится гуление младенца. Он может «подпевать» вашим стишкам, потешкам или песенкам, которые вы адресуете ему. Иногда он будто бы разговаривает сам с собой: сначала произносит какие-то звуки, потом прислушивается и пробует произнести что-то другое. Он словно понимает, что сам является источником этих звуков.

Вообще, звучание взрослого – песенка, любая аудиозапись, просто какое-то приговаривание, например, во время одевания — действует успокаивающе, а иногда даже усыпляюще на ребенка. Важно, чтобы ваш голос все время звучал, даже если вы находитесь в какой-то другой комнате, тогда малыш будет спокоен.

Малыш пробует все на вкус

Познание окружающего мира у ребенка в этот период происходит в основном через рот, то есть все, что он видит, сначала осматривает, а потом берет в рот и обсасывает. Поэтому игрушки должны быть из материалов, которые хорошо моются. Не нужно давать мягкие игрушки, а также игрушки из мелких деталей, которые можно случайно оторвать и проглотить. Можно в это время давать обычные засушенные сухари или сухое печенье: ребенок получит большое удовольствие, обмусолив их со всех сторон. Это также способствует развитию челюстных мышц, а в дальнейшем правильному формированию прикуса.

Читайте также:  Дети одни дома: с какого возраста по закону?

Расширения кругозора

Для расширения его кругозора нужно чаще брать на руки и подходить к окну, чтобы понаблюдать за происходящим на улице. Можно понаблюдать за движущимся транспортом, за проходящими по двору людьми, раскачивающимися ветками деревьев, конечно, если вы живете на нижних этажах. В ином случае эти наблюдения придется отложить до прогулки на улице. Если малыш сразу засыпает на улице, то мучить его экскурсиями пока нет необходимости. Также важно помнить, что прогулки лучше осуществлять подальше от дорог с движущимся транспортом, ведь любой резкий звук или гудок машины может испугать вашего ребенка.

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте? 

Когда мама прислоняет голову ребенка к своей щеке, он ощущает вибрацию при разговоре с ним. Это помогает крохе лучше понять, как звучат звуки речи и запоминать их. Меняйте интонацию, когда разговариваете с малышом, говорите громким голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь и смейтесь, замолкайте на несколько секунд. Такие остановки и изменение высоты, силы голоса и темпа речи лучше привлекают внимание ребенка. Когда малыш гулит (произносит звуки), подождите немного и послушайте его, затем повторите звуки, которые он произносил. Так маленький учится говорить по очереди.

Старайтесь называть ребенка по имени. Для него будет лучше, если он будет Сашенькой или Машенькой, а не зайчиком, крошкой или кем-то другим. Пойте ему разные песенки. Это детям очень нравится. Через некоторое время малыш научится успокаиваться, когда вы будете ему петь тихим и протяжным голосом.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно. Когда разговариваете с малышом, встаньте так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите брови и накрасьте губы яркой помадой. Это лучше привлекает внимание. Кроха будет с интересом следить за изменением движений бровей и особенно рта, когда вы будете разговаривать с ним. Изменяйте выражение своего лица, улыбнитесь, а потом нахмурьтесь, удивленно поднимите брови и широко раскройте рот. Вероятно, скоро ребенок попробует повторить ваши движения и удивит вас этим.

Возьмите несколько ярких игрушек (но не более трех сразу). Медленно одну за другой проводите перед малышом, привлекая внимание. Маленький будет следить глазами за движениями игрушек. Возьмите чадо на руки, подойдите к окну и выберите место, откуда будет удобнее наблюдать. Массу впечатлений малыш получает, наблюдая за птицами, за проезжающими по улице или двору машинами, за проходящими мимо дома людьми, за раскачивающимися ветками деревьев и дрожанием листьев. Вечером внимание крохи привлекают яркие уличные фонари. Не забывайте говорить крохе о том, что происходит за окном, например: «Смотри, едет машина. Машина гудит: би-би. А вон птичка полетела. Птичка каркает: кар-кар». Не оставляйте чадо одного у окна, неожиданный громкий звук может испугать его. Малыш чувствует себя уверенно и в безопасности только тогда, когда вы держите его на руках или находитесь рядом.

Питание и сон

Кормление пока остается таким же, как и было. Кормить ребенка надо примерно каждые три часа или как попросит. Некоторые мамы начинают вводить прикорм. Но делать это надо только в следующих случаях:

  • Закончилось или очень мало грудного молока.
  • Малыш плохо набирает вес, много капризничает, плачет.
  • У ребенка запор, редкий стул.
  • Частые срыгивания.

[attention type=green]Только в этом случае надо подкармливать малыша, потому как лучше маминого молока человечество еще ничего не придумало.[/attention]

Если Вы решили кормить малыша, попробуйте натереть яблоко, банан, сливу. Детки очень любят ягодные пюре. Можно сильно разбавить соком водичку и поить ею ребенка. Но используйте только эти фрукты, другие могут вызвать аллергическую реакцию. Цитрусы запрещены.

Спит маленький много, но ночью уже больше, чем днем. В ночное время малыш может пару раз проснуться для кормления. Остальное зависит от биоритма ребенка, он может спать всю ночь, а может бодрствовать.

Запомните, чем больше Вы уделяете внимание своему ребенку, тем быстрее он начнет развиваться. Занимайтесь с малышом гимнастикой, разрабатывайте его мышцы, чаще улыбайтесь. Тогда маленький человечек, когда вырастет, будет Вам благодарен.

Скоро поползем!

У малышей в 5-6 месяцев просыпается интерес к исследованию окружающего мира. Они тянутся к погремушкам, пытаются поймать движущиеся предметы. Самые шустрые детки пытаются ползать на животе по-пластунски. Вы можете помочь им, подложив под пятки свою ладонь. Чтобы заинтересовать ребенка, выкладывайте его на открытое пространство. Для этого расстелите на полу одеяло и разложите на небольшом отдалении от крохи интересные предметы.

Родители могут стимулировать ребенка к активным переворотам, вынуждая тянуться за игрушкой. Подготовить мышцы к ползанию на четвереньках поможет мягкий валик, который подкладывают под грудь малыша. При этом ребенок опирается на руки. Когда тот же валик подкладывают по живот, младенец непроизвольно встает на четвереньки, тренируя вестибулярный аппарат.