Психология детей дошкольного возраста имеет большое количество особенностей, которые должны знать все родители. Благодаря этому они смогут создать хорошие условия для развития ребенка, сделав его более сильным. В результате удастся сформировать гармоничную личность.
Характерные черты развития дошкольника
Дошкольная психология выделяет несколько этапов развития:
- младший возраст – приходится на 3-4 года;
- средний – в этом случае речь идет о 4-5 годах;
- старший – касается детей 5-7 лет.
- Extempore — Extempore
- Физическое развитие детей. Анатомо-физиологические особенности нервной системы, кожи, подкожно-жировой клетчатки и лимфоузлов презентация, доклад
- Методология мониторинга и оценки развития ребенка на основе стандартов обучения и развития — online presentation
Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте напрямую зависит от группы, к которой он принадлежит. Для младших дошкольников особое значение имеет любовь и внимание близких. Также важна идентификация своего пола. Трехлетний ребенок может понимать, какого он пола. Малыш испытывает восхищение перед родителем своего пола и старается ему подражать.
Для представителей более старшей группы важно формирование самосознания и самооценки. Они общаются с ровесниками. На этом этапе у детей развиваются творческие задатки. Поэтому важно, чтобы отношение к воспитанию менялось.
Что такое физическое воспитание ребенка
Физическое воспитание — это процесс, направленный на развитие опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья. Правильно организованная физическая подготовка способствует становлению личностных качеств: настойчивости, самостоятельности, целеустремленности и упорству. Спорт — это часть здорового образа жизни.

Первые годы жизни ребенка до вступления в школу считаются важным периодом в формировании личности и организма. В этом промежутке детский организм быстро растет. За первый год рост увеличивается на 50%. Подвижный отпрыск свидетельствует о нормализации развития. Будучи активным, малыш укрепляет свою сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Школьный возраст наиболее благоприятный для обучения двигательным умениям и навыкам. Старший школьный возраст считается сенситивным в отношении всех физических качеств человека. Сюда относится быстрота, сила, ловкость, гибкость и выносливость. Именно в этом возрасте наилучшим образом происходит физическая и умственная работа.
Оценка физического развития при рождении ребёнка
Оценка физического развития новорождённых в момент рождения включает : — определение массы тела, длины тела, окружности головы и груди, пропорциональности телосложения и сопоставление их с показателями, соответствующими/долженствующими гестационному возрасту (ГВ) ребёнка; — зрелость новорождённого оценивают по совокупности клинико-функциональных показателей. Оценка морфофункциональной зрелости может быть произведена только в течение первых 7 дней жизни, по специальным таблицам зрелости; включает в себя оценку состояния кожных покровов, развития волосяного покрова, молочных желез и половых органов, формы ушных раковин, положения тела и позы ребёнка. Гестационным возрастом (ГВ) ребёнка считают срок беременности, при котором он родился. В настоящее время живорождённым считается ребёнок, родившийся при сроке беременности не менее 28 нед, соответственно этому ГВ определяют начиная с 28-й недели беременности. При переходе России на учёт живорождения с 22-й недели беременности ГВ будут исчислять с этого срока беременности. Таким образом, при недоношенной беременности ГВ будет равен 22-37нед. При оценке физического развития ребёнка при его рождении в центильных графиках по вертикали откладывают показатели массы тела, длины тела, окружности головы или груди ребёнка, а по горизонтали — его ГВ. Наряду с отдельными параметрами физического развития оценивается пропорциональность телосложения ребёнка, т.е. соотношение отдельных частей тела. Особенностями внешних пропорций ребёнка при рождении являются : — относительно большая голова с преобладанием мозгового отдела над лицевым; — короткая шея; — укороченная грудная клетка, суженная в верхней и расширенная в нижней половине; — длинный выступающий живот; — относительно короткие нижние конечности. Чем меньше ГВ ребёнка, тем очевиднее эти особенности телосложения. На основании дифференцированной оценки состояния физического развития новорождённых выделяют следующие клинические формы нарушения роста и развития: — дети с большой массой тела; — дети с малой массой тела (с врождённой/внутриутробной или пренатальной гипотрофией); — дети с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР) — маленькие относительно срока гестации. Как правило, дети с крупной массой тела при рождении — это дети с массой более 4000 г. Врождённая (внутриутробная) гипотрофия — это острое или хроническое нарушение питания плода, сопровождающееся отставанием физического развития, нарушением функционального состояния ЦНС, метаболическими расстройствами и сниженной иммунологической реактивностью. Внутриутробная гипотрофия может быть самостоятельной патологией и может сопровождать различные заболевания плода и новорождённого. Дети с внутриутробной гипотрофией могут быть недоношенными, доношенными и переношенными. Дети с ЗВУР (маленькие к сроку гестации) — это дети, не соответствующие по физическому развитию гестационному возрасту. Первоначальная потеря массы тела — явление, которое наблюдается у всех новорождённых сразу после рождения. Это связано с вытеснением жидкости из дыхательных путей при становлении лёгочного типа дыхания, испарением околоплодных вод с кожи, потерей «первородного стула» — мекония. В норме ребёнок может безболезненно для себя потерять не более 10% массы тела. Лучше — около 5%. Чтобы ребёнок как можно меньше потерял в весе, необходимо, чтобы он с первых минут жизни находился около мамы и по первому требованию его прикладывали к груди. Пусть маме кажется, что у неё нет молока, однако ребёнку важны даже несколько капель молозива для получения необходимой энергии и формирования правильного обмена веществ. Если ребёнок теряет больше 10% первоначальной массы тела, необходимо искать причину — болезнь, неправильное или недостаточное питание. Однако в любом случае требуются лечебные мероприятия. Оценка должна быть проведена в роддоме и при первом посещении новорождённого медработником на дому.
Особенности психологии детей
Младший дошкольный возраст – это самый ответственный период в жизни малыша. Особенности детей младшего школьного возраста, в первую очередь, обусловлены тем, что в этот период, начинает закладываться собственное «Я», развивается самосознание. Обогащение знаниями, в этом возрасте, способствует интенсивному развитию интеллектуальных способностей, самореализации и творческой активности. Относительно физического развития – это самый спокойный возраст. Происходит равномерное увеличение роста и веса, развивается выносливость. Костная система находится на стадии формирования.
Этот период характеризируется совершенствованием мозга – то есть развивается аналитическая и систематическая функция коры, изменяются такие процессы, как возбуждение и торможение. Процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
- Календарь развития: что должен уметь малыш в 2 года — Журнал детского развивающего центра «Созвездие»
- Календарь развития: что должен уметь ребенок в 4 года — Журнал детского развивающего центра «Созвездие»
Самая главная цель ребенка – это обучение. Ребенок стремится приобрести и усвоить новые знания, умения и навыки, а так же стремится накопить систематические сведения об окружающем его мире, природе и обществе в целом.
Показатели оценки физического развития детей
Уровень физического развития детей напрямую отражает состояние их здоровья. Для оценки уровня физического развития применяются следующие показали:
- функциональные, к которым относится жизненная емкость легких, а также тонус мышц, их сила, сила кистей и др.
- морфологические, к которым относится окружность головы и грудной клетки, вес и рост ребёнка.
- состояние осанки, развитость мускулатуры, мышечный тонус и т.п.
Физическое развитие детей в возрасте до одного года проходит не так интенсивно, как малышей-дошколят.
Одним из самых важных показателей, определяющих развитие малыша, считается соотношение размера окружности головы с размером окружности груди.
Физическое развитие детей в дошкольном возрасте определяется по их скелету, рост которого в этот период происходит очень интенсивно.
К четырём годам у ребёнка срастаются швы черепа. Одновременно увеличивается мышечная масса, и совершенствуются функциональные свойства мышц.
Нужно поощрять двигательную активность детей в этом возрасте, поскольку большие затраты энергии имеют решающее значение в развитии и росте детского организма.
Психологические особенности детей дошкольного возраста: кратко о развитии психических процессов
Развитие мышления проходит в несколько этапов.
- Наглядно-действенное мышление (характерно для психологии детей младшего дошкольного возраста) — мыслительные процессы неразрывно связаны с совершением действий. В результате многократных манипуляций с реальными объектами, их физическим преобразованием, ребенок получает представление об их свойствах и скрытых связях. Например, многие ребята любят ломать, разбирать игрушки на части, чтобы посмотреть, как они устроены.
- Наглядно-образное мышление (доминирующий тип мышления в среднем дошкольном возрасте). Ребенок учится оперировать не конкретными предметами, а их наглядными образами, моделями.
- Словесно-логическое мышление. Начинает формироваться в возрасте 6–7 лет. Ребенок обучается оперировать достаточно абстрактными понятиями, даже если они не представлены в наглядной или модельной форме.
Психологические особенности детей дошкольного возраста нужно иметь ввиду при общении с ними. Например, 4-летний кроха интересуется, когда папа придет домой. Вы объясняете, что он вернется вечером после работы. Вполне вероятно, что спустя несколько минут малыш задаст тот же вопрос. И это не баловство. В силу особенностей детского мышления ребенок просто не смог осмыслить данный ему ответ. Используя слова «после», «вечером», вы апеллируете к словесно-логическому мышлению, которое у ребенка еще не сформировалось. Чтобы малыш вас понял, гораздо эффективнее будет перечислить занятия, события в его жизни, по завершении которых отец появится дома. Например, сейчас мы поиграем, пообедаем, поспим, посмотрим мультфильм, за окном стемнеет, и придет папа.
Внимание в дошкольном периоде все еще имеет непроизвольный характер. Хотя и становится более устойчивым по мере взросления. Удержать детское внимание получается, только если поддерживать интерес к деятельности. Организовывать внимание на предстоящей деятельности помогает использование речи. Детям старшего дошкольного возраста, которые вслух проговаривают полученные от взрослых инструкции, гораздо проще сосредоточиться на их выполнении.
Произвольная память начинает формироваться в возрасте 4–5 лет. Наиболее трудный материал ребенку проще усвоить, если его запоминание организовано в виде игровой деятельности. Например, чтобы помочь малышу заучить стихотворение, нужно разыграть с ним сценку по данному произведению.
- Extempore — Extempore
- Методика оценки физического развития детей — ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ — МЕТОДИСТУ ДОУ — Каталог статей — САЙТ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
- Анатомо-физиологические особенности детей
В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью. Совершается переход от ситуативной речи («Дай куклу», «Хочу уйти») к отвлеченной, не связанной напрямую с сиюминутной ситуацией. Интенсивно растет словарный запас.
В возрасте 3–5 лет наблюдается эгоцентрическая речь — комментирование своих действий вслух без обращения к конкретному собеседнику с целью воздействовать на него. Это абсолютно нормальное явление, промежуточный вид между социальной и внутренней речью, выполняет функцию саморегуляции.
Овладение ребенком речью — важнейшее условие его полноценного психического развития. Здесь многое зависит от того, как часто и каким образом с малышом общаются взрослые. Важно не сюсюкаться с ребенком, не коверкать слова. Наоборот, тщательно следите за грамотностью и чистотой своей речи, когда разговариваете с ребенком. Ведь дети развивают свои речевые навыки, активно подражая окружающим. Проговаривайте слова четко, медленно, но эмоционально. Говорите с малышом и просто в его присутствии как можно чаще. Сопровождайте словесными комментариями все свои действия.
Не ограничивайтесь только бытовой речью. Разучивайте вместе скороговорки, стишки — все что хорошо и ритмично ложится на слух. Играйте в отгадывание загадок. Это поможет сформировать у малыша способность к анализу, обобщению, умение определять характерные признаки предмета и делать логические выводы.
Возрастные этапы психомоторного развития ребёнка
В 1-2 месяца ребёнок ещё не способен держать голову, так как тонус мышц снижен, однако конечности уже достаточно подвижны. В трёхмесячном возрасте голова уже удерживается, но нижняя часть тела пока малоподвижна. В полгода ребёнок уже должен сидеть, хотя и с поддержкой. В 8 месяцев дети обычно способны стоять, а к десятимесячному возрасту – достаточно хорошо ползать. Примерно в год малыш уже начинает самостоятельно ходить, хотя иногда это происходит на пару месяцев раньше или позже. В полтора года дети способны на перешагивание препятствий и бег.
Руки начинают развиваться с самого рождения. В 2 месяца уже неплохо развит хватательный рефлекс, в полгода малыш способен на произвольный захват предметов ладонью, а к 8 месяцам держит их уже пальцами (обычно безымянным и мизинцем). Десятимесячный ребёнок способен отличать большой палец от остальных, а в возрасте от года может проделывать «пинцетный захват» (указательным и большим пальцами), что ещё больше улучшает его моторику.
Детский режим
После 12 месяцев малыш тяжело засыпает днем и может устраивать истерики во время укладывания в дневное время. Это происходит из-за смены режима. Ребенок начинает позже просыпаться и позже отходит ко сну.
Маме нужно изменить режим питания ребенка. Если он долго спит днем, покормить 5−6 раз его уже не получится. Тогда нужно организовать 4-разовый прием пищи, например, в — завтрак, в — обед, в и в — ужин. Если малыш по-прежнему спит несколько раз в день, то режим может оставаться таким, как раньше.
- Комплексная оценка уровня развития ребенка. Готовность к обучению презентация, доклад
- Информация для родителей
- Оценка показателей физического развития в детском возрасте – тема научной статьи по наукам о здоровье читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Мама должна всячески развивать своего ребенка, читая ему стишки, сказки, а перед сном петь колыбельную. Мозг детей в таком возрасте, подобно губке, может впитать уйму информации. Полезно играть в сюжетные игры, показывать пальчиковый театр. Для развития мелкой моторики можно предложить крохе игры с песком, соленым тестом, пластилином, фасолью или водой.
Уже с годовалого возраста можно заниматься рисованием, используя для этого пальчиковые краски. Можно предложить порисовать на асфальте мелками. Малыш будет в восторге от мыльных пузырей, которые попытается лопнуть. Прогулки на свежем воздухе и игры в песочнице положительно влияют на развитие.