Непослушный ребёнок: кто виноват и что делать?

Здравствуйте, мои дорогие друзья. Сегодня тема, которую мы с вами постараемся рассмотреть со всех сторон – воспитание ребенка 3 4 года психология советы. И сразу провокационный вопрос. Скажите, вы довольны собой, как родителем? Вы уверены, что все делаете правильно? И знаете ли вы, куда ведете, когда проводите воспитательные меры? И вообще, вы знаете, как воспитывать?

Как разрешить конфликт между детьми?

раскрыть » / « свернуть

Как разрешить конфликт между детьми?

Общение и совместные игры между детьми не всегда протекают без столкновений. Часто родители становятся свидетелями бурных конфликтов, разбирательств и даже драк. Паниковать по этому поводу не стоит, поскольку конфликты, возникающие между детьми, являются неизбежным этапом взросления каждого малыша. Именно через ссоры и споры наши дети учатся общаться, выстраивать отношения в коллективе, дружно играть, не ущемляя при этом интересы других ребятишек. В отличие от взрослых дети всегда ведут себя непосредственно и достаточно эмоционально. Зачастую это приводит к возникновению недовольства, перерастающего в неприятные ссоры, разрешить которые дети могут только благодаря помощи родителей. Но случается, что и взрослые люди не сразу понимают, как устранить разногласия между детьми. Попробуем дать вам некоторые практические рекомендации:

  1. Никогда сразу не стремитесь вмешаться в конфликт ребятишек, конечно же, только если исключены риски нанесения вреда их здоровью. Всегда нужно помнить, что между детьми неизбежно устанавливается некая иерархия, соответствующая их возрасту. Можно спросить у детей, нужна ли им ваша помощь, и в случае отрицательного ответа предоставьте им возможность решить спор самостоятельно.
  2. Если же требуется ваше участие, тогда изначально следует устранить собственную предвзятость к произошедшей ссоре. К примеру, вы постоянно во всех бедах винить всегда одного и того же ребенка. Такое может быть, если этот ребенок напоминает вам человека, доставляющего вам лично неприятности или дискомфорт в жизни. Старайтесь всегда быть объективным.
  3. Посредничество взрослого в споре детей. Основная ваша задача при возникновении конфликта между детьми – это умение помочь им мирно договориться. Старайтесь стать посредником в их переговорах, ни в коем случае не судьей. Предлагаем вам поступить следующим образом:
  • Помочь детям обозначить границы собственной территории. Так как всегда есть территория и игрушки общего пользования и индивидуальные. В такой ситуации необходимо научить детей просить друг у друга разрешения временно воспользоваться какой-либо игрушкой или вещью. Такой метод поможет вам задать некоторые правила разрешения конфликтных ситуации и одновременно позволит избавить маленького собственника от угрозы вторжения в его пространство.
  • Спокойно изложите детям суть возникшей проблемы. Для этого вам придется попросить каждого из участников конфликта кратко изложить точку зрения своего оппонента, причем в его присутствии, так как важно, чтобы он лично все услышал, ведь большинство ссор у детей бывает из-за несправедливости и обидных насмешек.
  • Далее, будет хорошо, если вы вместе с детьми сумеете сообща, дружно найти выход из сложившейся ситуации. Предложите ребятишкам придумать возможные пути и способы решения их спора. Допустим, если они поссорились из-за игры, скажите им, что они не смогут играть в нее дальше, пока не придут к согласию.
  • Если вам удалось путем переговоров и разъяснений окончательно разрешить детский конфликт, то утвердите на правах взрослого план его разрешения. Если же согласие не достигнуто и вопрос остался открытым, вынесите проблему на так называемый «семейный совет», чтобы все члены семьи приняли активное участие в погашении конфликта.
  • Очень важно в сложившихся обстоятельствах суметь уменьшить появившийся эмоциональный накал у детей, не допустить обострения конфликтной ситуации. Тогда можно использовать прием смены обстановки, к примеру, отвести детей в другую комнату. Такое вроде бы простое действие частенько помогает детям хотя бы немного успокоиться и приступить к обсуждению проблемы. Через некоторое время, находясь в спокойной обстановке, как-нибудь невзначай вспомните с детьми ранее разрешенную проблему, проанализируйте все предпринятые шаги к ее разрешению – тем самым вы еще раз потренируете с детьми навыки сотрудничества и взаимопонимания.
  • Не забудьте похвалить обе стороны за проявленные усилия в разрешении их противоречий.

4. Научить детей использовать мирилки. Мирилки – это короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Ритуал примирения проводится следующим образом:

  • Дети сцепляют мизинцы друг друга в знак примирения и ритмично вместе говорят слова мирилки.
  • Мирилка произносится подряд 5-10 раз, например: «Солнце вышло из-за тучек, нас согреет теплый лучик. А ругаться нам нельзя, потому что мы друзья». Этот прием действительно примиряет, так как это очень весело – вместе произносить текст, в ритм, делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка.
  • Дети легко прощают и легко мирятся, и это очень важное умение в жизни – умение прощать, восстанавливать лад и мир в жизни. И от этого выигрывают все.
Читайте также:  Вода для грудничка - всегда ли необходима?

раскрыть » / « свернуть

Роль мамы

Мама… Кто может быть роднее и любимее человека, который вынашивал нас на протяжении 9 месяцев под сердцем, испытывал муки во время родов и недосыпал ночей? Кто как ни она знает, как правильно вести себя со своим малышом, с которым на всю жизнь сохраняется особая связь. Но иногда и мамы допускают ошибки в воспитании дочерей, которые в будущем выливаются в плохое поведение, неуправляемость, непослушание и много чего другого.

Роль матери в воспитании дочери огромная. Ведь именно она является эталоном женственности. Глядя на маму, маленькая девочка представляет себя в будущем. Поэтому, прежде чем задаться вопросом о правильном воспитании девочки, мама должна заняться усовершенствованием себя. Независимо от настроения, душевного и физического состояния, дочь всегда должна видеть мать, как:

  • Любящего, заботящегося, переживающего все горести и радости человека, к которому в любой момент можно обратиться и получить поддержку.
  • Отличную хозяйку, для которой по плечу любой кулинарный шедевр (а если и не по плечу, то она умело выкрутится с этой ситуации).

    Порядок и чистота в доме для нее дело нескольких минут, а ухоженность всех членов семьи – приятная забота.

  • Верного друга, который вместо того чтобы посвятить время себе, тратит его на своего ребенка.

Для того чтобы дочь получила хорошее воспитание мать должна:

  • Проводить с ней как можно больше времени, так девочка будет чувствовать себя любимой.
  • Выполнять домашние дела с маленькой помощницей, дав возможность ей выбрать то, что ей по душе (протирание пыли, уборка, мытье или протирание посуды). Прививая любовь к домашней работе с малых лет, девочка будет подготовлена к будущей семейной жизни, а также станет помощницей для матери.
  • Внимательно слушать маленькую собеседницу, выполнять ее просьбы, ведь то о чем она просит для нее очень важно. В дальнейшем и просьбы матери будут услышаны и выполнены.
  • Прививать уважение и любовь к отцу. Женщина должна показать, что мужчина в семье главный, он заботится об их благополучии, в любой момент готов защитить и уберечь их. Если демонстрировать неуважение к супругу, не считаться с его мнением, то в будущем то же самое будет делать и повзрослевшая дочь, выбрав себе в спутники слабого и неуверенного мужчину.
  • Прививать любовь к чистоте и порядку.

Важно! Мама для девочки – это олицетворение женственности. А аморальное поведение и вредные привычки, которые ребенок наблюдает с детства, способны исказить этот светлый образ. Да и доказать дочери что курение, алкоголь – это плохо, и делать этого нельзя, будет сложно.

Доверительные отношения матери и дочери – это огромная работа, которая начинается с момента рождения девочки и до того, пока она не покинет родительский дом. Воспитание сказывается не только на формировании личности, но и на отношении. Естественно, каждая мама хочет, чтобы ребенок ее уважал, заботился и ценил ее. А получить это можно, только дав все это ребенку.

Самый лучший период для малышей и их родителей

3-4 года можно смело назвать золотым возрастом. Детки уже многое могут, чем невероятно радуют родителей: они разговаривают, самостоятельно перемещаются, очень много и часто повторяют за взрослыми, но уже во многих их поступках проступает характер и сила воли, а их развитие достаточно продвинулось за последние полгода, игры больше напоминают решение непростых головоломок и им все интересно.

Это общая картина. Естественно, малыши разные, и особенности малышей, и их способности на разных уровнях. И все же, если говорить об этом возрасте, то ситуация приблизительно такова. Но есть то, что одинаково у всех трехлеток, это – их восприятие мира, того, что окружаем кроху. И в это время главное понять, каковы потребности детей и как их удовлетворить.

Самый лучший период для малышей и их родителей

Ответим на один и тот же вопрос с разных точек зрения: что из себя представляет этот ребенок, и какое обучение ему нужно дать, чтобы воспитать качественным человеком.

 «Кто я?»

Приглашаю стать на минутку Мэри Поппинс, чтобы суметь понять речь детей и их взгляд на жизнь.

С самого первого мгновения, как только утром кроха открыла глазки, она увидела теплое солнышко, ласковую улыбку мамы, услышала нежные слова. Ему рассказали, как хорошо сегодня он проведет день. И, единственное, что он понял, это, что голос у мамы добрый, значит, все хорошо в семье. Он услышал ключевые слова: «кушать», «гулять», «друг Егорка», «папа». И в его головке проснулись одна за другой картинки. От каждой из них он невольно становится счастливым.

Самый лучший период для малышей и их родителей

«Кто этот кроха?»

Посмотрим на маленького человечка глазами родительницы. Новый день начинается. Отбросим все хлопоты: накормить, одеть, уложить спать и т.д. Оставим то, что мама ставит сегодня за цель – воспитание самостоятельности. Мама видит, что детка ее все понимает, на все правильно реагирует. А потому решает привить новые знания и умения карапузу.

Читайте также:  4 развивающие игрушки для детей разных возрастов

Похвально, когда у взрослых есть план, программа, по которой они занимаются с детьми. Но на чем она основана? Вы заметили, что сам котенок переполнен эмоциями и чувствами. Он все пропускает через призму: хорошо-плохо. Еще одна основа – ви́дение мира в образах и картинках.

Решив обучить чему-то трехлетнего кроху, нужно именно это учитывать. То есть, если вы хотите что-то объяснить, то прибегать стоит не к логике и фактам, а к чувствам (больно, пожалеть, весело, хорошо) и качествам (смелый, добрая). Еще одна ваша палочка-выручалочка для родителей в обучении их крохи – сенсорное воспитание (не только говорить, но и давать попробовать, задействовать ощущения малыша и его восприятия).

Самый лучший период для малышей и их родителей

Немножечко необычно, правда? Возможно, вначале нужно будет что-то изменить в себе и своем подходе, но оно того стоит. И очень скоро даст плоды.

Вот чего никогда не стоит делать, так это думать, что ребенок слишком мал, а потому не стоит «портить» его воспитанием. Или никогда не опоздаем, начнем, когда карапуз в школу пойдет. А сейчас пусть «отдохнет» от нравоучений. Но правильная ли такая позиция? Поговорим!

Почему ребенок ябедничает

Само по себе ябедничество имеет настолько различную природу, что порой сам факт жалобы намного важнее, чем вызвавший ее повод.

Проверка границ

Маленькие дети часто обращают внимание, что кто-то (обычно ребята постарше) нарушают запрет родителей или воспитателей. К примеру, мама запрещает уходить в соседний двор, есть конфеты перед обедом или смотреть какие-то передачи, но старший брат или сестра все равно делают это. Младший ребенок пытается выяснить, действительно ли запрет актуален и нет ли у него каких-то дополнительных условий (вот исполнится пять лет и смогу есть сколько угодно конфет!). В поисках истины малыш может обратиться к старшему ребенку (и тот, увы, завербует его «на сторону зла, где есть печеньки»), либо к родителям, что вполне может разжечь братскую войну.

” Первый случай психологически проще для родителя и воспитателя. Обнаружив, что дети гурьбой нарушают запрет, можно их наказать соответственно проступку.

Если же один из детей невольно «заложил» другого – будьте осторожнее с наказаниями. Поговорите со старшим ребенком, напомните об ответственности, о том, что он подает пример младшему.

Сторонник честной игры

Зачастую у детей более обостренное чувство справедливости, чем у взрослых. Сторонник фейр-плей не ищет ни выгоды для себя, ни наказания для другого, не склонен жалеть ни своих, ни чужих. Dura lex, sed lex — вот его девиз. Малыш просто хочет, чтобы все было «по правилам», а за соблюдением правил должен следить арбитр, то есть мама или воспитательница. Именно эти дети наиболее болезненно воспринимают обвинения в ябедничестве и игнорирование жалоб – еще бы, весь мир рушится!

” Такого ребенка важно учить, что не в каждой ситуации необходимо прибегать к помощи третейского судьи. Сторонники «честной игры» могут быть очень харизматичны и вполне справляются с задачей убедить всех играть по правилам.

Место под солнцем

Дети постарше – в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте – часто используют ябедничество в корыстных целях. Одним это кажется удобным способом добиться внимания и одобрения учителя – стать его помощником, правой рукой, связующим звеном между ним и остальными детьми.

” Родителям стоит задуматься, почему ребенок ищет одобрения именно этим способом? Достаточно ли внимания, поощрения, уважения он получает в семье, если добивается его на стороне всеми возможными способами?

Другой случай – ребенок, который пытается «расправиться с врагом» чужими руками. В особо сложных случаях он буквально наслаждается тайной властью над другими, возможностью «казнить и миловать» по собственному желанию. Бывает, что педагог сам (вольно или невольно) поощряет такое наушничество. Здоровой атмосферы в коллективе ждать не приходится, да и дисциплины добиться не удается (а ведь именно она объявляется целью, которая оправдывает средства!) Зато психологическую травму получают все: и ябеда, и его жертвы, и даже сторонние наблюдатели.

” Столь серьезную ситуацию невозможно решить без реабилитации всего коллектива – психолог должен кропотливо работать с каждым ребенком из группы. Ну и, конечно, что-то надо решать с учителем или воспитателем; это самая сложная часть процесса, поскольку взрослый-то как раз часто считает, что все идет просто отлично. Ну, разве что парочка неугомонных хулиганов, изгоев класса, нарушают благостную картину…

Что делать, если непрошеные советы дают родственники постоянно

Прежде всего, прямо сказать, что если вам будет нужна помощь или подсказка, то вы незамедлительно обратитесь к тому, кто дает советы.

Читайте также:  Как почистить от корок и слизи нос грудничку?

Как еще отвечать на пожелания и замечания родственников:

  • «Я подумаю над твоими словами» (думать не обязательно).
  • «Спасибо за твою заботу, но моему ребенку это не подходит» (можно добавить в зависимости от ситуации: «Я уже выбрала детский сад» и т. п.).
  • «Я ценю твою помощь, но нынешние условия общества немного отличаются от тех, с которыми связан твой опыт».
  • «Спасибо, но я сама буду принимать это решение».
  • «Я не просила мне помогать».
Что делать, если непрошеные советы дают родственники постоянно

Если родственники упорно продолжают лезть в вашу жизнь, то уместно ввести санкции. Например, ограничить встречи бабушки и внука. Если есть время, то можно находить научное опровержение тому, что советуют родственники. Но это, скорее, подойдет для разовых акций, ради развлечения.

Не стоит тратить время на то, чтобы кому-то что-то доказать. Особенно людям, которые никогда даже не попытаются принять вашу точку зрения.

Причины неуспеваемости

  • Педагог Дима Зицер отмечает, что дети меняются, сейчас у современных подростков, да и у малышей больше свободы:

Если мы говорим про то, что было пятнадцать или двадцать лет назад, это были такие же чудесные и замечательные дети. Однако их готовность «стоять там, куда их поставят», была гораздо выше.

Я с восторгом наблюдаю за этой тенденцией: они все меньше и меньше готовы к бездумному выполнению чужой воли.

  • Психолог Людмила Петрановская напоминает, что у подростков в определенном возрасте появляются нейрофизиологические трудности, у нас есть все основания полагать, что влияет это и на учебу:

«В это время ребенок может испытывать сложности с критичностью, с оценкой последствий своих поступков, с прогнозированием. Самые сложные и поздно созревающие структуры мозга, которые отвечают за целеполагание, за прогнозирование, оказываются уязвимыми и в состоянии перестройки не очень хорошо действуют».

Ребенок в определенном возрасте просто не может выстроить последовательную цепочку, которая очевидна взрослым: не будешь хорошо учиться — не будет работы — не будет интересного дела и финансового обеспечения.

  • Возможно, педагог не нашел подход к ребенку или ведет себя неуважительно. Психологи предлагают определиться, в первую очередь, родителям — согласны ли они, чтобы на ребенка кричали, чтобы его унижали. Считают ли они, что именно такой подход поможет воспитать сильную свободную и гармоничную личность? Есть нет, то ситуацию надо пытаться исправить, потому что страх парализует маленького человека точно так же, как и большого. Сложно выполнять работу, когда рядом кричит начальник, невозможно хорошо учиться, если педагог вызывает у ребенка страх.
  • Неадекватные требования: в «сильных школах» часто предъявляют завышенные требования к ученикам, которым нужно просто чуть больше времени и помощи взрослых, чтобы усвоить программу. Или программа действительно слишком сложна и не по возрасту, а ее тянут единицы.
  • У ребенка психологическая травма: дети по природе любопытны и малыши редко перестают учиться просто так. Маленького ребенка легко заинтересовать, если только все его душевные силы не тратятся на преодоление жизненных трудностей. Развод родителей, смерть кого-то из близких людей, конфликты со сверстниками, — все это отвлекает от учебы.

Профилактика

Чтобы ребёнок не вырос непослушным, необходимо начать его воспитывать с самого раннего возраста (1,5-2 лет).

  1. Научить его саморефлексии, контролировать собственное поведение. Для этого он должен понимать, что он сделал хорошо, а что плохо. Должен усвоить слова «нельзя», «нет», «не надо».
  2. Воспринимать его как взрослого человека. Позволять совершать ошибки и учиться на них. Дать ему относительную свободу — с той целью, чтобы он научился нести ответственность за собственные поступки.
  3. Отсеивать дурное влияние со стороны, ограничить общение с теми, кто заставляет его быть непослушным. Это может быть пример соседского задиристого мальчика или отрицательного персонажа из мультсериала. Нередко этому невольно способствует всеобъемлющая любовь бабушек.
  4. Не делать его центром Вселенной.
  5. Растить в системе поощрений и наказаний (не телесных, конечно). Сделал хорошо — похвалили, нарушил запрет — придётся чем-то пожертвовать (лишиться сладкого, телефона или любимой игрушки).
  6. Не подавать дурной пример, при нём всегда уважительно относиться к другим людям, будь то член семьи или случайный прохожий на улице.
  7. Чтобы воспитать его, не обязательно быть жёсткими. Это не синоним требовательности. Правила и запреты нужно доносить спокойным голосом и без насилия.
  8. Ежедневно разговаривать с ним, обсуждать, что произошло сегодня, что хорошего и не очень он сделал за день.
  9. Не бояться проявлять любовь и заботу, уделять ему достаточно времени, но в то же время предоставить и личностное пространство.

Чем раньше родители займутся воспитанием, тем меньше проблем у них потом возникнет. И помните: самые непослушные дети вырастают в неблагополучных семьях, где отношения между взрослыми и сама атмосфера оставляют желать лучшего.