«Можно» и «нельзя»: как правильно научить ребенка понимать эти понятия

ykaneva 2020-11-05T18:17:33+00:00 November 30th, 2016 | Для учителей, ТОП статей в блоге| 44 Comments 44 804,327

Начну с примера

Частенько ходила гулять с детками в чужие дворы. Так сказать, для расширения кругозора и новых знакомств. Новые знакомства (имею в виду для ребенка, а не для себя) – это всегда новые ситуации и взаимоотношения. Не обходилось и без конфликтов в песочнице – самой распространенной форме детского общения. Почему распространенной? Да потому, что дети только еще учатся взаимодействовать, и конфликт – это для них нормальная учебная практика. Обычно мы из ссор и недопонимания выходили с достоинством. Иногда это была заслуга ребенка, иногда – моя или кого-то из мам или нянь чужих детей. Но однажды произошел случай, когда даже я растерялась.

Один малыш, с которым мы познакомились в очередной песочнице, ударил моего воспитанника за то, что тот не захотел с ним играть (ну, не в настроении был ребенок). Удар был довольно силен, но слезы полились градом из глаз моего парня больше из-за обиды. Мама же обидчика наблюдала за действием своего дитяти с улыбкой и даже не пыталась встать со скамейки. На мой вопрос, зачем он это сделал, малыш, не сильно задумываясь, ответил: «это я так играю», чем и поставил меня в тупик. Так нагло врать в пять неполных лет!

Начну с примера

Вот и скажите теперь, как воспитывала его мама! А никак. Ребенок не знал элементарных правил поведения. Ему никто не говорил, что драться и играть – это разные вещи. Пришлось нам собрать игрушки и уйти из песочницы. А дома я попыталась объяснить своему ребенку, почему мальчик его ударил и что так, как он поступил, делать нельзя.

Важно учить ребёнка смирению с собственной ограниченностью

Я сейчас про те ситуации, когда ребёнок ушибается о равнодушную реальность. Узнает, что мир несправедлив, что не все его желания исполнятся, что он неизбежно будет что-то терять и никогда никто (и он сам) не будет идеальным.

Реакция на этот опыт — чувство протеста, бессилия и злости. А потом наступает отчаяние. 

Конечно, это невыносимые для неокрепшей психики переживания. Конечно, хочется уберечь дорогого ребёнка от этого. Однако, отрицание факта, с которым ребёнок столкнулся, попытка «спасти» чадо из него, равно как и не допустить ничего такого, мешает взрослению, плодит в детском сознании иллюзии, которые не могут быть надёжной опорой.

А вот помощь в психической обработке опыта собственной ограниченности реальностью — это то, что надо. 

В разном возрасте эта помощь будет отличаться. Маленьких детей нужно просто обнять, пожалеть, сказать, что мама или папа с ним и очень его любят. А потом — переключить внимание ребёнка на что-то другое.  После 5 лет уже можно добавлять к этому называние факта реальности и чувств ребёнка по этому поводу. Напомнить, что он не один, а, значит, всё будет хорошо, он справится — вы поможете. Боль пройдёт и найдётся, чему радоваться вновь. 

Важно учить ребёнка смирению с собственной ограниченностью. А это смирение приходит через работу горя — сначала ребёнок протестует, злится, потом грустит, а потом учится жить в этой новой реальности, где он не всемогущий. 

Казалось бы, всё просто, да? 

Но как же сложно так действовать в жизни. Тем, кто сам до сих пор не смирился с собственной ограниченностью.  Проблема в том, что далеко не все родители сами прошли через этот этап кастрации, благополучно разрешив его. С ними не было взрослых, которые помогли. И они, в свою очередь, затрудняются помочь своим детям. 

Теперь, чтобы всё же суметь это сделать, им нужно сначала научиться самим выдерживать собственное бессилие. Это возможно сделать. В терапии. 

«Все одинаково для всех не бывает. Ну просто не бывает и всё. И не потому что кто-то виноват, а кто-то нет, а потому что так устроен мир.

Я понимаю, это больно, тебе это не нравится, ты так не хочешь. Но сейчас это не имеет значения. Иногда твоё желание не может ничего изменить. И тогда остаётся с этим смириться. Я помогу. А потом мы придумаем как все равно радоваться в таком мире. «опубликовано 

Олеся Савчук, специально для

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Читайте также:  Воспитание ребенка до года: главные советы родителям

Какие советы использовать родителям?

Признаки непонимания прочитанного – не причина для родительского недовольства, а свидетельство того, что ребенку необходима помощь. Если вовремя не среагировать на такую ситуацию, то такая манера чтения закрепиться и переучивание в дальнейшем потребует большего старания.

Справиться с такой неприятностью можно, но для этого придется приложить определенные усилия.

  1. Необходимо убедиться, что ребенок знает все буквы, но не по азбуке или кубикам, где рисунок может натолкнуть на нужный ответ, а в тексте. Для этого, например, можно предложить ребенку игру, в которой нужно найти и вычеркнуть все знакомые буквы, а незнакомые – обвести в кружок.
  2. Нужно чаще читать, но книги должны отвечать определенным требованиям
    • крупный шрифт
    • интересная тема
    • преимущественно короткие фразы: чем они короче, тем проще будет их понять (предложения, состоящие из 5 и более слов следует читать вместе с ребенком)
    • отсутствие устаревших слов, что характерно, например, для классических произведений.
  1. Не подгоняйте ребенка, как бы медленно он ни читал. Скоростное чтение – совсем не показатель понимания прочитанного. Чаще переспрашивайте, уточняйте сюжет, просите напомнить содержание предыдущей строчки. Так вы будете стимулировать его к осознанному вдумчивому чтению, а заодно сможете контролировать, насколько глубоко усваивается им текст.
  2. Позвольте ребенку читать так, как ему удобнее. Если нужно, пусть водит пальцем по фразе или подкладывает под строчку линейку.
  3. Заведите забавную привычку общаться дома с помощью коротеньких записок. Оставьте ребенку письменное послание с описанием того, где именно лежит его любимое лакомство или новая игрушка. Конечно же, буквы должны быть крупными и разборчивыми.
  4. Выучивая наизусть стихи, обязательно уточняйте, понял ли их ребенок, разъясняйте значение сложных или редко употребляемых слов. В данной ситуации важна не зубрежка, а осмысление произведения.
  5. Работая над сказками и рассказами, обсуждайте главных героев, их поступки и мотивы, которые ими руководили.
  6. Контролируйте физический тонус ребенка. Гуляйте на свежем воздухе, активно обсуждайте то, что видите на прогулке, поощряйте разговорную активность ребенка. Это будет способствовать общему развитию речи и обогащению словарного запаса, что не будет лишним при устранении проблем с чтением и пониманием материала.
  7. Помогая детям выполнять домашнее задание, просмотрите тексты, которые предназначены для работы в школе на следующий день. Найдите сложные и длинные слова, обсудите их значение. Это поможет ребенку чувствовать себя увереннее на уроке и немного сгладит остроту проблемы.

Способов и приемов, направленных на развитие беглого и осмысленного чтения, существует великое множество. Главное – использовать их в комплексе и регулярно. Ответственное и систематическое выполнение упражнений станет гарантией положительного результата и залогом успеваемости по всем остальным предметам.

Самые эффективные методики обучения чтению

В современном мире все же большинство родителей настроены на раннее обучение детей, поэтому вопрос чтения обсуждается раньше того момента, когда ребенок достигнет возраста дошкольника. Я знаю случаи, когда дети читают уже в 2,5 года, причем их не водят ни в какие развивающие центры, да и дети эти не одаренные, а самые обычные, просто родители сами время от времени с ними занимаются, используя современные эффективные методики.

В помощь воспитателям, учителям и родителям методическое пособие Знатновой И.Ю. «Как научить ребенка читать, если ему 2, 3, 4, 5, 6 или 7 лет?», где представлена авторская методика «Песочница», включая рекомендации, сценарии занятий, описание игр и многое другое. Она прекрасно подойдет для обучения чтению в домашних условиях.

Также на протяжении многих десятилетий зарекомендовали себя в эффективном обучении чтению кубики Зайцева. Более того, данная методика подойдет для обучения чтению воспитанников с ОВЗ, включая слабослышащих детей, а также с плохим зрением и аутизмом.

Кубики Зайцева помогают решить сразу несколько задач:

Самые эффективные методики обучения чтению
  • расширяют словарный запас;
  • вырабатывают навыки правильного письма;
  • развивают речь, а также мышление и логику;
  • помогают решить логопедические проблемы;
  • учат самостоятельности;
  • с первых занятий учат навыкам чтения.

Согласно методике Зайцева, малышам сложно учиться читать слоги, но очень успешно получается чтение складов, которые могут быть представлены как сочетаниями гласная-согласная, согласная-твердый знак, согласная-мягкий знак, так и одной буквой. Кубики отличаются по цвету и по размеру, по звучанию, поэтому при работе с ними задействуются и тактильный ощущения, и слух, и конечно же, зрение. Всего кубики включают две сотни разных складов.

Методика очень увлекательная и предусматривает игровой подход, поэтому все без исключения хорошо обучаются по ней, даже те, кто непоседлив по своей натуре. В сети вы можете найти достаточно много информации по использованию кубиков Зайцева, в том числе полезные видео-уроки.

Ошибки родителей и их устранение

Родители стремятся научить детей читать как можно скорее, часто не замечая оплошностей в своих методах. От этого обучение становится неэффективным и медленным. Педагог Елена Макарова советует родителям не спешить отбирать у малышей детство. Потому не слишком настаивайте на занятиях, если малыш сам этого не хочет.

Читайте также:  Восточный гороскоп 2019: какое животное будет покровителем года

Обучать чтению можно начинать с 3 лет, если у вашего ребенка появляется интерес к буквам и словам. Но это не правило и не стандарт, поэтому, если ребенок не хочет учить буквы, отложите занятия на некоторое время. Елена Макарова советует перед каждым занятием вспоминать себя в детстве, когда вас самих учили родители. Такой легкий тренинг поможет лучше понять желания ребенка и его потребности.

Научить читать ребенка легко, если он сам заинтересован в этом. Чтобы мягко и незаметно подтолкнуть малыша к такому желанию, используйте сказки и книжки. В ответ на просьбу ребенка почитать ему историю из новой книги откажитесь, сославшись на нехватку времени. Тогда ребенку станет интересно самому узнать, что же там написано. Но такой способ подойдет детям в возрасте 5-6 лет. Для трехлетних карапузов отказ может стать причиной слез, поэтому вам нужно будет искать другой способ — например, предложение почитать вдвоем или по очереди.

Грубой ошибкой родителей станут упреки в адрес ребенка, если он не может правильно запомнить букву или прочесть слово. Дети ждут поддержки от родных людей, и ее отсутствие может стать причиной моральной травмы. Когда малыш ошибается, не кричите на него, а мягко поправьте. Дайте отдохнуть некоторое время, прежде чем продолжить занятие. Обязательно говорите о том, что у него обязательно все получится. Если ребенок чувствует себя уверенно и спокойно, обучение пойдет легко и быстро.

Нельзя сравнивать детей друг с другом. Развитие ребенка зависит не только от усилий родителей, но также и от природной расположенности к новой информации. Именно потому ребенок подруги, который в 4 года уже читает слова, не может быть примером для вашего малыша, который, в свою очередь, может делать успехи в каких-то, очевидных для вас областях. Дети очень плохо воспринимают то, что им ставят кого-то в пример. Не стоит и увеличивать нагрузки ребенку, думая, что вы плохо занимаетесь. Когда придет время, ваши дети научатся читать так же хорошо, как вы сами. А пока оставьте малышу немного времени на детство.

Начиная учить слова, родители часто забывают объяснять детям их значение. Этого делать нельзя, малышу нужно понимать что он прочитал. Потому обязательно уделяйте время на то, чтобы рассказать что значат разные слова. Ведь если «мама» и «папа» слова понятные и объяснения не требуют, то «рама», «гора» или «холм» уже вызовут у ребенка недоумение. Основа чтения — это полное восприятие прочитанного.

Для того, чтобы научить ребенка читать простые слова, уходит в среднем 4-5 месяцев, для более сложных слов нужно уделить еще два месяца. Начиная читать целые фразы, учите малыша правильно делать паузы. Сначала уделяйте внимание только окончаниям отдельных фраз, потом переходите к запятым. В это же время развивайте правильную интонацию. Ребенок должен понимать, зачем в конце некоторых предложений ставятся восклицательные или вопросительные знаки. Если у вас дома говорят на разных языках, не допускайте перемешивания, так называемого суржика. То же касается и интонаций: в разных языках существуют свои интонационные особенности, и их смешивание со стороны будет казаться чудачеством.

Важно заниматься чтением каждый день, не пропуская уроков. Это подготовит ребенка к школьным занятиям, а также добавит усидчивости, которая очень пригодится малышу в школе. Повторяйте уже изученные буквы и слоги почаще, чтобы ребенок их лучше запомнил.

Создавать и творить

Большинство родителей учит свое чадо брать уже готовое, потреблять то, что есть, а не создавать и творить. Сейчас дети мечтают о новом смартфоне, компьютере или какой-нибудь другой технической новинке. Задача родителей – дать понять своему чаду, что все вышеперечисленное – не залог успеха и счастья. Если ребенок научится самостоятельно создавать из того, что есть красивое, благородное, светлое, творить и получать от процесса удовольствие, он станет по-настоящему счастливым человеком. Можно посадить с малышом деревце или цветочек, за которым он будет ухаживать у себя на балконе.

Нужны ли навыки чтения дошкольнику?

Начиная с пятилетнего возраста ребенок вступает в новую фазу развития — речевая одаренность. Как говорят психологи, в таком возрасте дети гораздо легче обучаются чтению, нежели в 7-8 лет. Такие умения в раннем возрасте развивают у ребенка мышление, фантазию, логику и память. Многие педагоги и психологи также настаивают на том, что грамотные, развитые интеллектуально люди — это следствие накопления информации из книг.

Поэтому можно смело утверждать, что читающий первоклассник — находка для учителя. Не страшно, если одна часть класса будет уметь читать, а другая только учиться этому навыку. Это совсем не означает, что читающий первоклассник будет бездельничать в это время. На самом деле педагог разрабатывает дифференциальный подход к учебе неравномерно развитых детей.

Нужны ли навыки чтения дошкольнику?

Запрещено обучать чтению ребенка, который не стремится к этому и отказывается от занятий. А чтобы возродить в ребенке желание знакомства с книгой, нужно создать соответствующую книжную атмосферу вокруг. Для этого постоянно читайте своему чаду книги, а также рассуждайте с ним по поводу прочитанного. Чтобы обучение прошло успешно, и педагогу в первом классе не пришлось переучивать ребенка, родители должны быть осведомлены правилами учебы чтению.

Читайте также:  Как развить творческие способности детей

Подытожить можно следующим образом:

  1. Чтобы успешно обучать ребенка чтению, нужно обладать знаниями о методике обучения. Лучше, конечно, доверить свое чадо специалистам.
  2. Обучать ребенка может специалист, если ребенок не противится занятиям и проявляет интерес.
  3. Ни одна школа не имеет права требовать от первоклассника умения читать. Для поступления требуется психологическая подготовка ребенка: развитое мышление, память, воображение, речь.
Нужны ли навыки чтения дошкольнику?

В силах родителей способствовать развитию ребенка, проводить с ним как можно больше времени. А обучение письму и чтению лучше предоставить профессиональным педагогам.

Игра и творчество среди красок: от года до лет

Этот период уже более информативный. Малыш ознакомился с миром посредством родительских рассказов и собственных открытий. Он много знает, но только начинает говорить, понимает вопросы и может дать на них ответ, указывая пальчиком или кивая головой. На данном этапе уже можно научить ребенка различать фигуры и цвета. Именно в этом возрасте такие действия принесут наиболее заметные плоды.

Для этого необходимо знать важные нюансы. Далее — информация о том, как научить различать цвета детей:

  • Первые полтора года – накапливание понимания разговорной речи. После – развитие собственного речевого аппарата.
  • Ребенок активно узнает новое и запоминает в результате игровых задач и сравнений.
  • Период можно назвать «второй фундаментальный». Дитя, пока не выучит всю информацию наизусть, будет путаться и редко проявлять заинтересованность. Но от этого зависит, как маленький человечек будет ориентироваться в мире красок в трехлетнем возрасте.
  • Не нужно требовать регулярных правильных ответов. Не расстраивайтесь, если при вопросе о красном он указал на зеленый. Главное – процесс мышления.
  • Учим цвета без оттенков: до 2 лет – четыре основных.

Каким образом формируются математические способности

Все способности, в том числе и математические, не являются предопределенным навыком. Они формируются и развиваются через обучение и закрепляются практикой. Поэтому важно не только развить ту или иную способность, но и совершенствовать ее путем практических упражнений, доводя до автоматизма.

Любая способность проходит несколько этапов в своем развитии:

  1. Познание. Ребенок знакомится с предметом и узнает необходимый материал;
  2. Применение. Применяет новые знания в самостоятельной игре;
  3. Закрепление. Возвращается к занятиям и повторяет ранее изученное;
  4. Применение. Использование закрепленного материала при самостоятельной игре;
  5. Расширение. Происходит расширение знания о предмете или способности;
  6. Применение. Ребенок дополняет самостоятельную игру новым знанием;
  7. Адаптация. Знание переносится из игровой ситуации в жизнь.

Любое новое знание должно пройти несколько раз через этап применения. Давайте ребенку возможность использовать полученные данные в самостоятельной игре. Детям нужно некоторое время, чтобы осмыслить и закрепить каждое незначительное изменение в знаниях.

В случае, если ребенок не сможет через самостоятельную игру усвоить полученный навык или знание, высока вероятность того, что оно не будет закреплено. Поэтому после каждого занятия отпускайте малыша поиграть или отвлекитесь, поиграйте с ним. Во время игры покажите, как использовать новые знания.

Важные правила напоследок: учим английский язык с нуля самостоятельно бесплатно для детей

После того, как в руках у нас появились все необходимые инструменты, предлагаю еще раз проговорить самые важные теоретические моменты:

  • Изучение языка начинается с восприятия на слух и умения повторить. Следовательно, для дошкольников и младших школьников неуместна какая-либо теория. Только постоянная речевая практика в виде диалогов, рассказов, инсценировок.
  • Никаких абстрактных понятий! Детям можно давать только то, что они могут “потрогать”: слова, буквы (а не звуки!).
  • Обращайте внимание на способности ребенка. Он любит петь? Пойте песни на английском! Рисовать? Работайте со специальными раскрасками! Считать? Математика на английском языке – почему бы и нет!
  • Дети не должны скучать! Если ребенку все-таки не интересно, не заставляйте его. Ваша задача – заинтересовать.
  • Учите только то, что окружает ребенка: члены семьи, части тела, животные, цвета… И подавайте все в контексте.
  • Дети должны “фотографировать” целые слова (как иероглифы). Не нужно учить с ними буквы отдельно от слов.
  • С ребенком нужно постоянно заниматься: даже огромные успехи могут быть забыты, если устроить малышу месячный перерыв.
  • Показывайте положительный пример. Не забывайте про свой английский. Если вы еще не зарегистрированы на Lingualeo, сделайте это. Если давно не занимались, покормите львенка прямо сейчас!