Методики развития памяти у детей разного возраста

О том, как дети переживают горе, как сообщить малышу о смерти близкого человека и отвечать на вопросы, которые обязательно возникнут.

О разделе

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Развитие памяти у детей первого года жизни

Чем старше ребенок — тем больше помнит. Исследования показывают, что в конце первого месяца жизни он узнает отца, который отсутствовал несколько часов. Регулярно повторяющиеся действия запоминается легче, поэтому введение ритуалов улучшают память.

Через 3-4 месяца ребенок узнает лица сестер и братьев, бабушек и дедушек, но если он их не видит больше двух недель, образ родных забывается. Отличить новую игрушку от старой ребенок способен на пятом месяце жизни. Если спрятать игрушку на три недели, кроха воспримет ее как новую.

В возрасте 6-7 месяцев малыш реагирует на свое имя, узнает знакомых людей на фотографии, знает где находится телевизор и где лежат игрушки. Возможность запоминать окружающую среду оборачивается недостатком — многие дети в этом возрасте не любят покидать знакомую им территорию и капризничают в гостях у бабушки.

Около девятого месяца жизни ребенок начинает понимать, что уходящий человек продолжает существовать, но отдельно от него. По этой причине детки первого года жизни плачут, когда теряют из виду родителей.

Ребенок отличает знакомые лица от незнакомых и запоминает сложные действия на один день, например, как открыть коробку. Лучше запоминаются простые действия — он помнит, что если нажать на кнопку, загорится свет.

Читайте также:  Влияние окружающей среды \ Что нужно знать родителям?

Под конец первого года ребенок помнит жесты, которые реализует (пока, классно), запоминает слова и повторяет их. Слова ассоциируются с объектами или людьми, так, он говорит «гав-гав» когда видит собаку. Малыш помнит, куда положил предмет минуту назад, играет, подражая повторяющимся действиям — кормит, купает, чистит зубки.

«Гадкий утенок»

Не могу понять, как и почему у русских родителей родился нерусский ребенок? Я потом со стороны посмотрела на себя. Я не отличаюсь от окружающих меня людей той местности. Для меня был шок! В детских воспоминаниях я русая сероглазая.

Родилась черная лохматая, с узкими, синими глазами. У меня и сейчас раскосый разрез глаз, я похожа на метиса, но с возрастом я переросла. И меня этот факт никогда не волновал.

Да, я не похожа на своих родственников внешне, у меня у одной отрицательная группа крови, когда у всех положительная, я бы поняла если бы у меня один из родителей оказался бы не тем, кого я считала, но это мои родители. Других просто нет!

Конечно все уладится меня заберут из роддома родители. И об этих событиях мне никто не расскажет. Меня любили, баловали я всегда считала себя счастливой и у меня замечательные родители.

Странно то что я не вижу маму, она есть я ее чувствую, но не вижу. Папу, очень хорошо вижу молодого с усами я не помню его таким. Почему я выбрала такое тело? Нет мне оно нравится, зачем такие потрясение для родителей?

Как развить память у ребёнка?

Важную роль играет родительское поощрение. Поощрения помогают ребёнку запоминать эмоционально. Дети учатся через пример, когда родители показывают наглядно действие, ребёнок повторяет за родителями и запоминает, как нужно делать. Повторение стихов, песен, игр позволяет ребёнку не только запоминать, но и стимулирует развитие позитивной памяти. Со временем ребёнок будет воспроизводить песни и стихи из памяти. Родители должны помнить, что дети впитывают всё, что говорят родители и повторяют это. Хороший пример научит ребёнка действовать правильно.

Ребёнок овладевает многими действиями через игру. Игра – это не только активность ребёнка, но и его обучение и развитие. К тому же игра может надолго удержать его такое непостоянное внимание. Существует множество игр, способных оказать положительное влияние на развитие памяти ребенка.

Пазлы.

Решение головоломки – это не только увлекательное занятие, но и упражнение для развития памяти. Кроме того, головоломки развивают такие способности, как узнавание, решение проблемы, внимание. Если дети играют вдвоём, то они ещё и общаются, учатся работать вместе для достижения одной цели.

Игры на согласование.

Игра состоит из нескольких пар карт. Карты перемешиваются и раскладываются картинками вниз. Ребёнок может одновременно перевернуть не более двух карт. Задача – перевернуть две одинаковых карты. Если ребенок перевернет две одинаковых карты, то забирает их себе и ищет следующую пару. Играть можно как одному, так и в компании с друзьями. Эта игра очень хорошо развивает память.

Бинго.

Эта игра требует от ребёнка сосредоточения и концентрации на задании. Игра помогает ребенку запомнить цифры и буквы.

Возрастные особенности

Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст. Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию. Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.

До 2 лет

Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода. Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее. Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.

От 2 до 6 лет

Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят. Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной. Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.

Возрастные особенности

От 6 до 12 лет

Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия. Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей. Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов.

От 12 лет

После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.

Читайте также:  8 книг, которые помогут разобраться в отношениях с родителями

Если у ребенка есть нарушения памяти, то требуется приложить все усилия, чтобы решить эту проблему. Для этого нужно постараться добиться максимальных успехов в его развитии. При своевременном начале занятий есть большой шанс избавиться от всех проблем с запоминанием.

Как сказать ребёнку о смерти близкого

Разговоры о смерти требуют от родителя не только такта, но и чуткости. Наиболее аккуратным надо быть, если ребенок чувствительный или страдает неврологическими и психиатрическими заболеваниями.

У детей до 3–4 лет преобладает воссоздающее воображение, то есть ребёнок способен домысливать образы, услышанные от взрослого.

Поэтому не надо употреблять выражения вроде «уснул навсегда», «ушёл от нас», «забрали ангелы» — подобные иносказания станут причиной появления навязчивых страхов.

Сообщать о смерти должен человек, которого ребёнок хорошо знает. Разговор должен проходить в спокойной обстановке, когда малыш не увлечён игрой, сыт, не испытывает усталости или других сильных эмоций. Лучше всего взять его на руки или просто обнять.

Говорить надо понятно и кратко: «В нашей семье несчастье. Умерла бабушка». Ребёнку может потребоваться время, чтобы осознать сказанное. После чего он может плакать, злиться, ударить вас или начать задавать вопросы. Чем ближе связь с умершим, тем сильнее будет эмоциональная реакция.

Если ребёнок хочет остаться один, предоставьте ему такую возможность. Рассказывайте о своих переживаниях, поинтересуйтесь, что чувствует ребёнок. Избегайте фраз вроде «Если бы ты знал, как мне сейчас плохо!». Скажите проще, описывая чувства: «Я чувствую себя покинутой, мне очень грустно» или «Тяжело ощущать собственное бессилие от того, что уже не можешь ничем помочь человеку».

Вспоминая об умершем, важно рассказывать ребёнку разные истории — и смешные, и грустные. Так, чтобы создать образ реального, а не мифического человека.

Хотя народная мудрость гласит «О мёртвом либо хорошо, либо ничего», идеализируя покойного, мы лишь усугубляем горе и усложняем его переживание.

Предложите ребёнку сделать книгу об ушедшем родственнике: написать туда различные истории, вклеить фотографии и рисунки. Объясните, что так будет жить память об умершем члене семьи.

Брать ли ребёнка на похороны, должны решать непосредственно взрослые с учётом психологической зрелости ребёнка. В обязательном порядке я бы рекомендовала это делать в случае смерти матери или отца, брата или сестры.