Мама и новорожденный малыш дома. Все, о чем нужно знать родителям

Еще до школы многие родители читают своим деткам книги вслух, ведь это развивает воображение и образное мышление дошкольников, способствует расширению кругозора и словарного запаса. Но вот первоклассники начинают учиться в школе, постепенно осваивают грамоту и уже сами могут знакомиться с литературными произведениями из учебной программы. Нужно ли родителям продолжать читать книги ребенку старше 7 лет, если он сам уже умеет это делать?

Комната малыша

Как правило, родители заранее готовятся к тому, что в доме появится новый член семьи. Вместе с тем, нужно учитывать некоторые нюансы. Для удобства мамы и малыша в комнате, помимо кроватки, не лишним будет поставить пеленальный столик. Его не обязательно приобретать специально. Под него можно приспособить, например, комод. И за ребеночком удобно ухаживать, и вещи малыша можно сложить. Тут на помощь придут фантазия и изобретательность мамы и папы.

Место для кроватки лучше выбрать подальше от окна, чтобы малыша не простудить, а свет луны и лучи солнца не мешали спать. Если такой возможности нет — позаботьтесь о том, чтобы не было сквозняков и окно занавешивалось плотными шторами.

Квартиру следует содержать в чистоте, регулярно проводить влажную уборку. Стремиться к абсолютной стерильности нет необходимости. У малыша есть собственная иммунная система и постепенно он должен знакомиться с окружающей его микрофлорой.

Помещение, в котором находится ребенок, следует регулярно проветривать. В теплое время года при хорошей погоде форточку можно и не закрывать. Главное условие – отсутствие сквозняков

Эта манящая и пугающая цифра «10»

Едва успевают потухнуть свечи на праздничном торте, как родители десятилетней дочери начинают замечать в ней разительные перемены. И это не только начало полового созревания, появление груди и других вторичных половых признаков, но и изменения в характере.

В таком возрасте девочки часто становятся вспыльчивыми, начинают бунтовать и скрывать что-то от своих родителей. Почему так? Дело в том, что не только тело вчерашней малышки постепенно из детского превращается в девичье, но и психика. Гормональная система испытывает огромные нагрузки и сама девочка не всегда осознает, что с ней происходит. Она даже может не понимать, прочему начинает более тонко реагировать на все, плакать без видимых причин или проявлять немотивированную агрессию.

Как правило, именно в 10 лет (это усредненные показатели, может произойти как раньше, так и позже) ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность. Дочка замечает, что ей могут нравиться те вещи, от которых родители не в восторге. Да и сами мама с папой уже не кажутся всезнающими и непогрешимыми. Происходит своеобразное развенчание родительского культа и это сложно пережить обеим сторонам. Девочке может быть сложно принять, что папа с мамой не так хороши, умны, богаты, заботливы как другие родители. В то же время, самим им бывает не просто смириться с возрастающей самостоятельностью малышки.

В этом возрасте их задача — использовать все средства, чтобы помочь десятилетней дочери принять изменения, происходящие с ее телом и психикой. Кроме того, важно начать прививать девочке осознание того, что с новыми правами и возможностями (которые приносит этот возраст) приходит и новая ответственность. Уравновешенность этих обеих чаш весов — залог формирования самостоятельной и самодостаточной личности, чего желает для своего чада каждый заботливый родитель.

Читайте также:  Что делать, если ребёнок плохо ест

Знания к шести годам

Родители уделяют особое внимание знаниям и развитию, неважно, мальчик это или девочка, существуют общепринятые нормы, которые не стоит игнорировать. У маленького человека начинается более самостоятельная жизнь, он должен хорошо ориентироваться в сложных для него ситуациях, мама всегда поможет, если будет в курсе, что должен знать ребёнок в 5 — 6 лет:

  • дошкольник обязательно должен называть имена, отчества и фамилии — не только свои, но и всех членов семьи и ближайших родственников;
  • домашний адрес: страну, город, улицу, номер дома и квартиры;
  • место работы родителей, должность;
  • маршрут транспорта, которым нужно добираться домой;
  • домашний номер телефона и номера мобильных родителей, уметь самостоятельно позвонить родителям.

Все личные данные он должен назвать. Кроме этого, есть ещё несколько моментов, касающихся умственного развития — если знаний, получаемых в дошкольном учреждении, недостаточно, необходимо проводить занятия дома, чтобы ребенок выучил необходимую информацию:

  • правила поведения с посторонними;
  • простейшие особенности человеческого организма, части тела;
  • дикие и домашние животные, некоторые рыбы и насекомые;
  • должен различать цвета и их оттенки;
  • различать и называть времена года, дни, месяцы, называть в правильной последовательности;
  • овощи, фрукты и растительный мир;
  • стороны;
  • большие праздники, сказки, песни, стихи;
  • буквы и цифры;
  • природные явления.

Всю эту информацию дошкольник обязательно должен выучить. Задача родителей — периодически напоминать и проверять знания малыша.

Что с моей кожей?

Прыщи и угри могут сильно испортить жизнь подросткам обоих полов. Они так часто досаждают в переходном возрасте из-за повышенной выработки тестостерона в этот период. Сальные железы производят слишком много сала, которое закупоривает поры и вызывает прыщи.

В аптеках продается много средств для ухода за кожей в подростковом возрасте. Можно попробовать подобрать их самому или обратиться к дерматологу, если высыпаний слишком много. Важно не ковырять прыщи — станет только хуже.

У мальчиков высыпания могут появиться на шее, груди и спине. Это тоже нормально. Девочкам же часто досаждают растяжки. Они появляются, потому что тело растет очень быстро.

Гендерные различия в развитии детей – дошкольников

Различия в развитии мальчиков и девочек к четырем годам становятся наиболее заметными.

В сфере интересов девочек лежит человек, взаимоотношения между людьми, организация быта, красивые предметы обихода. Мальчики же стараются преобразовывать существующий порядок.

В отношении к вещам девочки быстрее начинают понимать их утилитарное значение. Мальчиков интересует устройство каждого предмета, возможность использовать его не по прямому назначению. Как правило, многие мальчики не особенно бережливо относятся к вещам.

При включении в деятельность девочки делают это активно. Мальчики же подготавливаются. Девочки задают вопросы во время игры с желанием пообщаться, а мальчики – чтобы получить необходимую им информацию. Девочки больше любят игры, связанные с опекой, желанием помогать, с обучающей функцией. Любимые игры мальчишек – подвижные, без опоры на правила.

Гендерные различия в развитии детей – дошкольников

Конструирование. Девочки обычно действуют по образцу в отличие от мальчишек, которые постоянно фантазируют, все преобразовывают и изобретают.

В речи девочки чаще используют существительные и прилагательные, а мальчики – глаголы и междометия.

Изучая особенности мышления детей, исследователи отметили основное гендерное отличие в строении головного мозга. У девочек более развито левое полушарие, отвечающее за становление устной и письменной речи. У мальчиков – правое, отвечающее за пространственно-временные представления. Для развития девочек характерно преобладание наглядно – образного мышления, для мальчиков – абстрактного. Память девочек долговременна, тогда как у мальчиков превалирует кратковременная память.

Читайте также:  Детская жадность — причины проявления и способы борьбы

Что должна уметь девочка в пять лет

Как и всякий пятилетний ребенок, девочка этого возраста должна иметь определенные бытовые навыки:

Что должна уметь девочка в пять лет
  • уметь ухаживать за собой в плане личной гигиены. Девочка обязана знать, когда нужно умываться, чистить зубы, принимать водные процедуры, как содержать в чистоте руки, лицо, одежду;
  • самостоятельно убирать за собой посуду после еды;
  • приготовить себе простой завтрак, например, насыпать в тарелку хлопья или сделать бутерброд;
  • уметь самостоятельно одеваться и обуваться соответственно погоде и времени года;
  • знать, как правильно пользоваться всеми столовыми приборами;
  • уметь правильно держать ручку, карандаш, пользоваться линейкой и ножницами;
  • убирать за собой игрушки, расставлять книги на полке;
  • застилать и расстилать свою кровать;
  • складывать в шкаф свою одежду и приготовить себе одежду для детского сада;
  • самостоятельно налить себе в стакан сок, воду или молоко;
  • знать элементарные правила безопасности и поведения в доме, на улице, в гостях, в общественных местах;
  • уметь отвечать на телефонные звонки и передавать информацию родителям;
  • знать денежные номиналы, правильно их называть, уметь считать и пользоваться деньгами;
  • при необходимости назвать свое полное имя, отчество, фамилию, свой домашний адрес и телефон мамы или папы;
  • правильно набрать номер и вызвать скорую помощь или службу спасения.

Девочки-пятилетки в умственном плане развиваются чуть быстрее своих сверстников-мальчиков. Но это не значит, что они учатся всему быстрее. Да, они спокойнее и усидчивее мальчиков, но в силу их природного развития (у них лучше развито левое полушарие мозга, отвечающее за речь и общение), они лучше воспринимают речевую информацию, чем визуальную.

Что должна уметь девочка в пять лет

Но, несмотря на отличие восприятия, девочки в пять лет должны уже уметь:

  • свободно считать и знать, как пишутся цифры до 10, и выполнять простые математические действия с цифрами до 5;
  • определять визуально и рисовать простые геометрические фигуры;
  • распознавать цвета и их основные оттенки;
  • называть по порядку дни недели, месяцы, времена года;
  • знать все буквы алфавита и читать слоги (или простые слова);
  • решать простые задачки на сложение, вычитание и на логику;
  • уметь оперировать понятиями: больше-меньше, лишний, похожие;
  • проводить параллели и ассоциации и находить взаимосвязь между предметами и событиями;
  • описывать картинку и составлять небольшой рассказ на основе ее описания;
  • отгадывать загадки;
  • делать выводы, основываясь на логически составленных цепочках;
  • складывать пазлы, мозаику, лепить из пластилина человечков, птичек и зверушек, рисовать связные картинки;
  • внимательно слушать сказку или историю и уметь пересказывать услышанное.

Но, учитывая особенность девочек в этом возрасте, не надо настаивать, чтобы она запоминала и умела делать вещи, связанные с пространственным мышлением. Схемы, карты, игры с лабиринтами, диаграммы и чертежи – это выше их понимания и способностей в этом возрасте. Позже, уже в школе, девочки «подключат» к мышлению свое правое полушарие и догонят мальчишек в этом направлении.

Что должна уметь девочка в пять лет

Зато интуиция и образное мышление у маленьких леди в этом возрасте развиты гораздо сильнее логики. И это помогает девочке в пять лет легко налаживать отношения с новыми людьми и выбрать для себя увлечение. Кружок по интересам или спортивная секция для пятилетней дошкольницы – это «самое то».

Мамина помощница

Девочку необходимо объяснять, что став взрослой, она будет должна уметь выполнять многие обязанности по дому. Это не значит, что мальчика не нужно учить убирать за собой посуду или помогать маме в уборке, но все-таки мужские обязанности некоторым образом отличаются от женских. А потому к пяти годам девочка должна помогать маме:

Что должна уметь девочка в пять лет
  • накрыть на стол (сервировать его) или убрать со стола после трапезы и вытереть посуду после мытья;
  • купить продукты в магазине, сложить их в корзину по списку и оплатить мелкие покупки;
  • при приготовлении пищи достать из холодильника необходимые продукты, сорвать на огороде зелень или овощи и помыть их, помочь размешать салат или тесто для блинчиков или оладушек;
  • вынести мусор, вытереть пыль с поверхностей, до которых она дотянется;
  • бросить грязное белье в стирку и уметь отсортировать цветное белье от темного и светлого;
  • вымыть раковину;
  • прибирать свои вещи и игрушки в комнате по местам;
  • ухаживать за домашним питомцем: уметь почистить его клетку (туалет) и накормить.
Читайте также:  10 способов помочь вашему ребенку повысить самооценку

Чтобы не отбить охоту у девочки помогать маме, поощряйте ее инициативу и всегда старайтесь, чтобы она делала все дела с удовольствием и без понуканий.

Читаем книги для детей 9-лет

Чем старше становится ребенок, тем меньше его интересуют детские сказки. Его взгляды постепенно меняются, а значит и произведения для чтения нужно подбирать уже другие. Для этого отлично подойдут знаменитые детские рассказы Николая Носова – «Живая шляпа», «Заплатка», «Мишкина каша» и многие другие. Данные рассказы в веселой форме повествуют о приключениях, в которые попадают ровесники маленького читателя.

Замечательные детские повести написал Виктор Драгунский: «Тайное становится явным», «Англичанин Павля», «Что любит Мишка». Эти и другие рассказы автора входят в знаменитый цикл «Денискины рассказы», повествующий о приключениях, в которые попадают мальчишки. Также для ознакомления подойдут истории других авторов: Виталия Бианки, Михаила Зощенко, Льва Толстого, Валентины Осеевой.

В дополнение к художественной детской литературе школьники 9-10 лет могут активно интересоваться энциклопедиями и адаптированными научными статьями. Родителям важно обратить внимание на то, чем увлекается их малыш. Так удастся подобрать для него те книги, которые точно не будут пылиться на полке.

Право на собственные решения

На 7-летнего малыша и дома, и в школе наваливаются разные требования, которые он должен безукоризненно соблюдать. Нежелание подчиняться и является главной причиной негативных проявлений кризиса. В ответ на все «должен», «нужно», «сделай» малыш говорит «не буду», «не стану», «не хочу».

Когда ребенок отстаивает право на собственные решения, родителям стоит идти на хитрость:

  • Формулировать требования и просьбы так, чтобы малыш выполнял их добровольно. Можно призывать на помощь любимого героя комиксов и мультфильмов или рассказывать поучительные истории.
  • Апеллировать к существующему опыту ребенка вместо давления авторитетом. Напомните малышу, что он простудился, когда захотел прогуляться без шапки в прохладную погоду.
  • Учить ребенка аргументированному спору вместо попыток заглушить его мнение. Родителям такой опыт подарит возможность услышать свое чадо, а малышу – правильно отказывать от требований взрослых.
  • Общаться на равных. Не требуйте, не угрожайте и принимайте решение за ребенка. Не раздавайте ему советы и указания, пока он не спросит вашего мнения. Спрашивайте, сколько времени потребуется на выполнение определенного задания, и следите за тем, чтобы малыш укладывался в озвученный график.

С достижением 7-летнего возраста ребенок все чаще попадает в ситуации, в которых ему ранее бывать не приходилось. Его привлекает свобода действий и независимость старших, поэтому он изо всех сил старается им подражать. Формирование ассоциативного ряда «первый класс-ответственность-взросление» только подливает масла в огонь. Как результат – кризис переходного периода и стресс для родителей.

Терпение взрослых и расширение возможностей малыша – это главные помощники в преодолении этого сложного жизненного этапа.