Ма-ма мы-ла ра-му: методики обучения чтению и письму

Без сформированного навыка чтения ребёнок не сможет хорошо учиться.

правила, как научить ребенка читать

Обучайте в виде игры и веселых рассказов

В дошкольном возрасте игра у малыша — это его жизнь, поэтому когда вы ему читаете не обязательно читать текст в точности. Можно и даже нужно отходить от текста, чтобы говорить о картинках: кошка, мальчик, девочка, собачка.

Постарайтесь  связывать картинки с чем-то в реальной жизни. Используйте забавный тон голоса, когда читаете своему малышу. Вы можете даже напевать некоторые из рассказов. Тогда процесс обучения для малыша становится веселым, интересным.

Не перебарщивайте со временем

Чтобы обучение малыша чтению было эффективным урок должен длиться приблизительно 3-5 минут. Так, удерживая детское внимание в течение короткого времени, вы помогаете ему развивать любопытство, благодаря которому чадо захочет узнать больше. Для этого материалы должны быть простыми, интересными.

Называйте звуки, а не буквы

У ребенка еще не сформировано абстрактное мышление, поэтому нужно говорить буква «С», а никак не «ЭС», буква «Л», а не «ЭЛ». Конечно, для взрослого это неудобно, однако для малыша — это единственный исключительно верный вариант наименования букв.

Чтобы научиться читать, детям необязательно нужно знать, а также помнить все буквы. Они удерживаются в памяти в ходе обучения. Теперь рассмотрим несложный метод быстрого обучения, состоящий из нескольких ступеней, который великолепно применим в домашних условиях.

С чего начать обучение чтению по слогам

Методик, по которым учат современных детей читать – немало. Одни направлены на запоминание слова целиком, как метод Домана, другие учат читать по складам (кубики Зайцева), но многие родители все-таки являются сторонниками классического обучения чтению – по слогам. Ведь именно так их и самих когда-то учили в школе, и именно этот способ им кажется наиболее понятным и легким. Что ж, по слогам так по слогам!

  1. Но ведь и слоги нужно проговаривать правильно, а поэтому стоит во время изучения алфавита принять во внимание методику Н. Жуковой, когда каждая отдельно взятая буква называется своим звуком, а не названием. При таком подходе ребенку в дальнейшем будет намного легче соединять буковки в слоги, а слоги в слова.
  2. Поиграйте с ребенком в игру, по ходу которой расскажите ему о звуках, какие они бывают (глухие-звонкие, мягкие-твердые, шипящие) попросите его показать, как шумит ветер в листьях, как рычит лев, как шипит гусь. Комментируйте каждый звук, объясняйте его фонетику. Поясните, что гласные отличаются от согласных тем, что они легко поются. Спойте каждую из них вместе с малышом. Потом попросите его проделать то же с любым согласным звуком.
  3. Начните изучение алфавита именно с поющих букв. Так малышу будет их проще запомнить. Каждый раз знакомство с новым звуком начинайте с написания самой буквы. Просите ребенка повторить и нарисовать новую для него буковку на бумаге или на настольной грифельной доске (ее заранее стоит приобрести в магазине).
  4. Изучение гласных начинайте с тех, которые имеют один звук, а только потом приступайте к таким как Я, Ё,Ю, Е и имеющих дополнительный звук Й. Специалисты советуют изучать ее последней, но лучше если она будет изучаться одновременно с йотированными гласными (то есть имеющими ее в своем звуковом сочетании).
  5. Согласные буквы тоже стоит учить не в разнобой, а со звонких и сложных в произношении (сонорных) М, Н, Р, Л. И только потом переходить к остальным. Заканчивать изучение алфавита нужно буквами, не имеющими звуков.
Читайте также:  Развитие ребенка в 2 месяца что нужно знать

Когда ребенок разберется со звуками и научится соотносить их с буквами, переходите на следующий этап – сложение слогов.

Правила сложения букв в слоги

Не всем деткам легко дается соединять буквы в слоги. Но если родители во время изучения алфавита учили малыша звуковому произношению, то дальнейшее соединение звуков в пары не будет составлять для ребенка большого труда.

Начните с гласных и «пойте» теперь не один, а сразу два звука и при этом не забывайте их записывать в тетрадке или на дощечке.

Затем начните соединять гласные буквы с согласными. Пусть первыми слогами станут знакомые сочетания МА, БА, ДЕ, ПА. При этом гласный звук продолжайте «петь».

Соединяя согласный звук (букву) с гласным, ставьте его на первое место. И только после того, как ребенок освоит весь механизм произношения, переставьте звуки (буквы) и попросите его прочесть АБ, АМ, ЕД, АП и т. д.

Справившись с соединением двух звуков, малыш с удовольствием начнет читать коротенькие словечки из трех- четырех букв.

Обучение чтению, как и всякая наука, требует от родителей и малыша определенного терпения. Не все будет получаться сразу, но не отчаивайтесь, чаще хвалите ребенка за успехи и не ругайте (не смейтесь), если у него что-то не выходит. И только когда занятия будут проходить без понуканий и принуждения со стороны родителей, кроха научится читать быстро и легко.

О прописях

Сейчас существует очень много так называемых «первых прописей» — это и тетради с лабиринтами, и азбуки с выемками для обведения буквы пальчиком, и прописи-дорожки, и прописи в виде пунктирных рисунков, которые надо обвести фломастером.

Упомянутые «пальчиковые прописи» направлены на тактильное восприятие и на запоминание форм буквы. Все остальные прописи подразумевают, что ребенок уже учится владеть карандашом или ручкой и пытается по штрихам воспроизвести некий символ или его часть, например, элементы букв.

Увлечение прописями сродни увлечению рисованием, и дети лет с двух с удовольствием проводят линии или обводят зигзаги.

Чтобы не расстраивать малыша, можно для начала пользоваться не карандашами, а красками, постепенно предлагая более тонкую кисточку, а потом уже перейти на фломастеры или ручки.

Прописи в классическом понимании — буквы или элементы букв — становятся интересны детям лет с трех-трех с половиной. Сначала дети осваивают печатные знаки, затем, постепенно, годам к пяти-шести — прописные. Если ребенок занимается любым иностранным языком, можно вводить прописи на изучаемом языке.

Читайте также:  Все о грудном вскармливании: советы молодой маме

Обычно, если речь заходит о прописях, то большинству представляются ровные ряды букв, но давайте не будем забывать, что существуют прописи и для цифр, и некоторым детям они нравятся даже больше.

Чистый лист иногда бывает интереснее любых прописей, ведь он заставляет ребенка задуматься, начать некий творческий процесс. Поэтому, кроме прописей, стоит давать ребенку возможность выразить себя на бумаге. Одобряйте малыша, не смейтесь над его ошибками, вместе исправляйте написанное, благодарите его за труд.

Фонологическая осведомленность

Исследования показывают, что дети со слабой фонологической осведомленностью становятся слабыми читателями. Родители могут почти гарантировать, что их дети станут опытными читателями, начав с фонологического осознания. Они должны забыть специальные карточки, рабочие тетради и другие дорогие наборы, и просто делать процесс обучения чтению забавным, легким и простым. Фонологическое сознание — игра со словами, превращение всего процесса обучения в игру. Нет необходимости, чтобы родители садили своих детей и давали формальные уроки.

Вместо этого, родители должны учить этому в течение дня весело и органично:

  • Проявите творческий подход. Что это значит? Разговаривайте со своими детьми, подбирая рифмы к словам. Читайте детские короткие стишки и книги с использованием рифм. Это позволит более запомнить слова.
  • Играйте в словесные игры в машине. Время в машине представляет собой потрясающую возможность играть в простые словесные игры. Придумайте как можно больше слов, начинающихся на «м»: машина, мясо, мыло, мама, молоко. Придумайте как можно больше слов, которые ассоциируются с кошкой: молоко, сосиска, погладить, ласковая и т.п.
  • Играйте в «Я шпион». Используйте эту игру, когда нечем заняться в какое-либо свободное время. К примеру, когда вы сидите в очереди к врачу, едете в транспорте, идете к кому-то в гости, сад или школу. Что это за игра? Пример: «Я вижу дерево перед нами, оно зеленое, начинается на букву «И» (Ива)». «Я вижу коричневое живое существо, оно бежит к нам навстречу и начинается на букву «С» (собака)». И таких вариантов может быть.
  • Слушайте детскую музыку. Это один из самых простых способов привить фонологическую осведомленность у детей.

Стимулируем результатами

Оценка положительной динамики очень важна. Ребенок получит хороший стимул к дальнейшей работе, если будет видеть, что уже добился некоторых успехов. Над рабочим местом можно повесить таблицу или график, который бы отображал прогресс в обучении скорочтению и улучшение самой техники чтения.

Особенно важно подтянуть чтение к концу третьего класса. В этом возрасте ребенок должен прочитывать минимум 120 слов в минуту. Скорочтение для детей – отличный вариант, чтобы научить ребенка ускорить темп чтения и в то же время понимать прочитанное, читая «про себя».

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что должны знать и уметь первоклассники?Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Читайте также:  Почему при ГВ появляются трещины на сосках и как их лечить

Как научить первоклассника читать

Как научить ребенка читать в 1 классе?

Если ваш ребёнок уже стал первоклассником, а читать он так и не умеет, то нужно учить его читать по слогам (традиционным способом).

Однако такое обучение должно иметь более интенсивный характер, чем занятия с дошкольником.

В любом случае, нужно обязательно проконсультироваться с учителем о методах обучения, получить у него рекомендации. Как научиться быстро читать в возрасте 6—7 лет

Как научить первоклассника читать

Родители должны понимать, что количество слов, прочитанных в минуту, не является показателем интеллектуального развития ребёнка. Гораздо важнее, чтобы он понимал прочитанный материал и мог его воспроизвести.

  • читать вслух перед сном захватывающие и интересные книги;
  • читать «через решётку» (когда в тексте перекрыты некоторые участки, которые нужно додумать);
  • читать, когда что-то или кто-то отвлекает (например, мама хлопает в ладоши или папа стучит в барабан);
  • играть со словами (например, в игры «Города», «Балда», игра в школу).

Обучение детей чтению – один из этапов подготовки к школе. Как научить ребенка быстро читать и как заинтересовать ребенка?

Советы на тему, как научить ребенка садиться на горшок, представлены в данном материале.

Научить читать своего ребёнка совсем несложно, гораздо сложнее набраться сил и терпения самим взрослым. При систематических занятиях ваш малыш придёт в первый класс полностью подготовленным к получению знаний.

Упражнения, чтобы научить ребенка читать по слогам

Упражнения, чтобы научить ребенка читать по слогам

Важно: Педагоги дошкольного образования определили такую истину: «Чтобы запомнить текст, его нужно прочитать 5 раз». Но маленького ребенка сложно заставить читать много раз одни и те же слова — это для него неинтересно.

Поэтому стоит использовать специальные упражнения, чтобы научить ребенка читать по слогам:

  • Чтение слова задом наперед. Малышу будет смешно читать слова с конца. Цель этого упражнения — научить сливать буквы в слоги. Скажите ребенку, что к нему пришла Вреднючка, которая написала слово наоборот, а ему надо это слово прочитать
  • Читаем вверх ногами. Положите книжку перед ребенком вверх ногами и вместе с ним прочитайте слово. Повторите упражнение, но только с прочтением не слева направо, а справа налево
  • Читалка «Буксир». Позовите на помощь старшего брата или сестру. Помощник будет читать слова чуть быстрее, а малыш следом повторять шепотом. Если кроха отстал и потерял строчку, тогда останавливаете чтение и начинаете сначала. Благодаря этому упражнению развивается артикуляция — быстрое чтение и проговаривание текста
  • Читалка «Половинки». Закройте линейкой нижние половинки букв (они должны быть крупные), а ребенок пусть по верхним половинкам прочитает слово. Сначала ему будет трудно. Поэтому один раз читайте слово целиком, а потом по половинкам. Это упражнение развивает антиципацию — умение предугадывать. Это пригодится малышу в дальнейшем для быстрого чтения

Важно: Если ребенок будет выполнять эти упражнения ежедневно, то уже через пару недель, он сможет хорошо читать даже сложные слова.