Капризы у ребенка в год, 1,5, 2, 3, 4 года: что делать

Все капризы детей – это все результат деятельности родителей. Капризный ребенок это небольшое упущение в воспитании родителями. Только родители разрешают ребенку капризничать, садиться на шею, добиваться своего путем истерик, нытья, угроз. Ребенок может закидывать голову назад, биться об этом и заливаться слезами.

Не угрожайте ребенку

Не угрожайте ребенку и не наказывайте его, это только усилит его огорчение или гнев. И даже может привести к вспышке агрессии. Когда дети обижены или расстроены, они эмоционально возбуждены.

Да, мы не можем позволить ребенку причинять боль другим или проявлять грубость. Но мы должны ослабить его эмоциональную вспышку, успокоить его, а не расстроить еще больше. Стоит рассказать ему, как справиться с собой. Поговорить с ним о том, что он чувствует.

Некоторые взрослые считают, что из-за такого подхода у ребенка «все сходит с рук». Но эта точка зрения игнорирует роль эмоций в поведении. Мы должны помочь ребенку развивать в себе самоконтроль и искать цивилизованные способы выражения своих чувств. Если мы угрожаем или наказываем его в момент истерики, то разрушаем наши отношения.

Признаки истерики

Перед истерикой многие как бы «готовятся» к предстоящему представлению. Если удастся поймать этот момент, можно предупредить приступ. Об этом сигнализируют особые предвестники:

Признаки истерики
  • лёгкое хныканье;
  • сопение, пыхтение, ворчание;
  • поджатые или дрожащие губы (кто-то обиженно оттопыривает нижнюю губу);
  • нахмуренный взгляд исподлобья на того, от кого зависит удовлетворение желания;
  • глаза, полные слёз;
  • закрытая поза (руки в замке перед собой);
  • методичные раскачивания телом (сидя на стуле или просто стоя);
  • нервные, резкие движения;
  • красное лицо.

Что делать?

Если вы видите, что сложилась подходящая ситуация, чтобы создать близость и начать обучение способам решения проблем, то должны быть готовы перейти к самому важному этапу эмоционального воспитания — сочувственному выслушиванию.

В этом контексте слово «выслушивание» имеет гораздо более широкое значение. Сочувствующие слушатели используют глаза, что-бы наблюдать за физическими проявлениями эмоций своих детей, воображение, чтобы взглянуть на ситуацию с точки зрения ребенка, и слова, чтобы обозначить эмоцию успокаивающим, некритическим ответом, показывающим, что ребенка услышали. Но самое главное, они используют свои сердца, чтобы прочувствовать, то, что чувствуют их дети.

Настроиться на волну эмоций ребенка означает обратить внимание на язык его телодвижений, выражение его лица и жесты. Вы видите наморщенный лоб, напряженную челюсть или постукивание ногой? Что они говорят о самочувствии ребенка? Имейте в виду, ваш ребенок тоже умеет читать язык телодвижений. Поэтому, если ваша цель поговорить непринужденно и с заботой, примите позу, которая об этом скажет.

Что делать?

Сядьте на одном уровне с ребенком, сделайте глубокий вдох, расслабьтесь и сосредоточьтесь. Ваше внимание даст ребенку знать, что вы серьезно относитесь к его проблеме и готовы потратить на нее свое время.

Когда ребенок рассказывает вам о своих чувствах, покажите, что вы его слышите и вам это интересно. Так вы дадите ему понять, что считаете его чувства обоснованными.

Причины истерики

Иногда причины детских истерик заключаются в конфликте между родителями, накопившееся в семье напряжение. Своими истериками он хочет разрядить обстановку в семье, отвлечь родителей от ссоры, переключить их внимание на себя. Не менее часто происходят случаи, когда ребенок нервничает из-за изменений в его жизни — переезда в новый дом, подготовки и определения в детский сад, потери близкого родственника, болезней. Конечно, в такой момент ему требуется поддержка родителей. Даже если он ведет себя совсем не так, как вам бы хотелось. Часто случаются истерики у тех детей, которым не хватает заботы и родительского внимания. В этой ситуации можно помочь, если уделять своему ребенку больше внимания — вместе играть, читать, ходить на прогулки, разговаривать и делиться своим мнением. Дети должны видеть и чувствовать, что вы не равнодушны к ним. Еще одна причина детских истерик — отсутствие явной стратегии в воспитании. Например, мама запрещает ребенку играть и пользоваться компьютером, а папа — разрешает. Или если мама дает ребенку сладкое. А папа говорит, что это вредно и забирает у ребенка конфеты. Конечно, младший член семьи в этом случае, будет в замешательстве — как ему реагировать на поведение родителей. Это может привести к семейным скандалам — конфликтам и слезам.

Помните, что до 6-7 лет у ребенка еще неокрепший психически организм. И он может очень остро отвечать на любые конфликтные и споры. Важно в этот момент поддерживать малыша, спокойно реагировать на его поведение и конечно, постараться уберечь его от тех ситуаций, которые могут спровоцировать истерику.

Как реагировать в момент истерики?

Причины истерики

В ситуации, когда ребенок находится в гневе, он не может контролировать свои эмоции. Родителям в этой ситуации тоже плохо, но мать или отец должны быть мудрее и понимать, что исправить такую ситуацию, как детские истерики должны именно они. В этот момент нужно просто принять ситуацию. Ребенок лежит на полу и рыдает — оставьте его. Не нужно бегать рядом с ним в панике, пытаясь успокоить.

Не стоит думать, что только вам достался такой капризный ребенок. Другие дети тоже устраивают скандалы и доставляют родителям не мало хлопот. Успокойтесь, ничего страшного не происходит. Достаточно знать, как реагировать на детские истерики.

Как предотвратить истерику?

Сложно успокоить ребенка, который находится в состоянии истерики. Но можно сделать так, чтобы подобные ситуации случались как можно реже. Минимизировать причины детских истерик. Постройте его режим дня таким образом, чтобы он ел, спал, отдыхал в то время, когда ему удобно. Не берите сонного или голодного малыша на прогулку, за покупками. Разговаривайте с ребенком о его желаниях и потребностях. Проговаривайте его переживания, если он, пока, не в силах сформулировать их сам. Так он будет чувствовать себя в безопасности и станет спокойнее, вырастая настоящей личностью.

Читайте также:  Почему при ГВ появляются трещины на сосках и как их лечить

Метки: детская психология

Причины истерики

Следующая статья >>> Женская сексуальность — в чем выражается и как ее повысить

Следующая статья >>> Как не срываться на ребенка/как не кричать на ребенка — 5 советов от психолога

Что нужно делать, когда видите, что дети начинают капризничать

Помогать, направлять. Проще несколько раз помочь ребенку одеть колготки, чем слушать его капризы или делать это за него годами. Поверьте, дети в 3-5 года вполне способны даже кровать за собой заправлять, при условии, что они это делают каждый день. Сначала с помощью взрослого, а затем, с большой сноровкой и сами. Что им какие-то колготки одеть?

Когда я в девяностые годы работала в детском саду, нянечек на все группы не хватало. И в нашей младшей группе (дети с 3 до 4 лет) нянечки не было совсем. Хочешь — не хочешь, дети учились все делать сами. Двадцать детей не одеть одному взрослому, чтобы не потели, проговариваешь, что одеваем сначала. Пока убираешь в группе, посматриваешь, что творится в раздевалке.

Дети видят, что требуют с них не из вредности. Начинают помогать, пыхтят, стараются. И вот через два-три месяца весьма сносно одеваются сами. Только завязки завязать, да тугую молнию застегнуть поможешь — остальное все сами. И кровати после сна застилали.

Представляете, когда меня попросили поработать в группе, где есть няня и восемь человек детей — я обрадовалась, отдохну, думала. Как я ошибалась. Два воспитателя плюс нянечка. Дети не умели ничего. За один вечер я устала так, как не уставала со своими двадцатью за неделю работы.

Чтобы не было капризов и истерик нужно:

  • Хвалить за собственное достижение, особенно первые несколько раз.
  • Показывать, как нужно делать.
  • Помогать, но не делать за ребенка полностью самому.
  • Радоваться с ним его достижениям, пусть пока таким маленьким, но таким значимым для него.
  • Не ругать за то, что пока не получается.
  • Не ругать и не подшучивать, если малыш чего-то боится. Боится темноты — включайте свет. Тренировки здесь быть не может, только страх усугубится. Боится оставаться один — будьте вместе с ним, найдите любую возможность, хоть под мышку возьмите и несите с собой. Все пройдет со временем.
  • Не ругайте и не наказывайте малыша, когда не можете понять, что он хочет. Он в этом не виноват.
  • Не ругайте за капризы, если ребенок заболел, напуган или после любой травмы.
  • Избегать длительного просмотра телепередач и воздействия информации интернета.

У детства свои правила, не всегда нам понятные, но необыкновенно важные для ребенка. Родители часто недоумевают, почему самые разумные их требования отметаются и заканчиваются криками и истериками.

Просто, взрослеющий карапуз перерос прежний стиль отношений. Он познает мир взаимоотношений и старается не только «вписаться», но ищет методом проб и ошибок границы позволенного. Если родители знают не только, как бороться с капризами, но и предотвращать их, то жизнь становится достаточно упорядоченной и спокойной.

Поэтому не стоит

  1. Считать капризы и проявления излишнего упрямства нормальным этапом развития, когда все само пройдет и реагировать не стоит.
  2. Впадать в панику и стараться переделать дочку или сына и сделать «удобным».

В первом случае идет как бы смещение понятий закономерностей развития и неправильной реакции родителей. Любые истерики — сигнал родителям об их неверном поведении, не соответствующих возрасту ребенка требованиях.

До трех-четырех лет мир ребенка был в его разуме неотъемлем от мира взрослого, чаще всего матери. Теперь же начинает осознаваться мир собственного «Я». Начинают вырабатываться новые, более осмысленные и взрослые взаимоотношения с родителями и окружающими.

Если не хотите вырастить лишь «удобного» человека, а наоборот, человека с собственным мнением — придется потерпеть. Ребенок начинает отделять себя от окружающих, а значит плохо или хорошо, но учится отстаивать свою точку зрения. Как реагировать на протесты? Нужно немного лишь пересмотреть запреты и ограничения, чуть больше спрашивать его мнения. «Сейчас пойдем гулять или через 15 минут?» «Что ты хочешь сейчас съесть грушу или яблоко?»

Для родителей это совсем не сложно, а малыш начинает чувствовать, что с ним считаются, что его мнение важно. Основные же запреты остаются прежними «Дорогу все всегда должны переходить на зеленый свет». А вот некоторые поблажки дать уже можно. « Ты становишься старше, значит, можешь лечь спать на полчаса попозже» и т.п.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа».

Откуда взялись капризы?

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Читайте также:  ЛАЙФХАК: как обезопасить ребенка от травм на батуте

Кризис 1 года: инструкция для родителей

Что делать, если ребенок постоянно капризничает, протестует, не слушается, устраивает истерики и не отпускает маму ни на шаг?

Читать далее

Откуда взялись капризы?

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Истерики у ребенка лет

Зачастую детские капризы, а также истерики выступают следствием ошибочного поведения взрослых. Малышу все разрешено, все дозволено, о существовании слова «нет» он не знает. В 4 года дети очень сообразительны и наблюдательны. Они понимают, что если мама запретила, то это же может разрешить бабушка. Определите для ребенка список разрешенных и запрещенных вещей и всегда придерживайтесь этого порядка. Старайтесь в воспитании придерживаться единства, если мама запретила, значит так и должно быть и другой взрослый не должен вмешиваться.

Если истерики и капризы у ребенка постоянны, то это может сигнализировать о заболеваниях нервной системы.

Обращаться к детскому неврологу необходимо в случаях если:

— истерики повторяются более часто и становятся агрессивными;

— малыш во время истерики теряет сознание и задерживает дыхание;

— у ребенка сохраняются длительное время истерики после 4-х лет;

— ребенок во время приступов наносит повреждения окружающим и себе;

— истерические приступы проявляются в ночное время и сопровождаются страхами, кошмарами, перепадами настроения;

— истерия заканчивается одышкой и рвотой, внезапной вялостью, а также усталостью ребенка.

Если здоровье малыша в порядке, то проблема кроется в семейных отношениях, а также в реакции ближайшего окружения на поведение ребенка. В борьбе с детской истерикой необходимо уметь сохранять самообладание. Осуществить это порой бывает очень трудно, особенно, если истерика возникает в самое неподходящее время. Будьте терпеливы и старайтесь находить компромиссы. Многие истерические выпады предотвращаются, если понять их причины.

Ещё статьи по этой теме:

  • Детские капризы

  • Эпилепсия

  • Интеллект

  • Детские страхи

  • Детские истерики

  • Эпилептический приступ

Кризис трех лет – что это такое?

Первые капризы у ребенка проявляются до годовалого возраста. Но пик капризности и упрямства наступает в возрасте трех лет. В психологии это так и называется – «кризис трех лет». Малыш становится упрямым, капризным, не дает одеть себя перед выходом на прогулку, отказывается от трапезы. В этот период родители должны быть крайне терпеливыми.

Можно позволить своему чаду проявить самостоятельность. Например, предоставить ему возможность самому подбирать одежду для прогулки. Отведите больше времени для одевания. Это делается, чтобы в последний момент родители не «сорвались» и не накричали на малыша: «Давай, я сама – ты не умеешь».

Кризис трех лет – что это такое?

Необходимо очертить рамки дозволенного. Малыш должен понимать, что можно, а чего делать нельзя.

Прежде чем справиться с приступом истерики у ребенка 3 лет, его следует отличить от каприза. Каприз у детей – это преднамеренное действие, цель которого — добиться своего «хочу». Внешне симптомы имеют сходство — малыш может кричать, плакать, топать ножкой, швырять игрушки или другие близлежащие предметы. Но проявление такого поведения происходит в тот момент, когда малыш не имеет возможности совершить желаемое – гулять, когда на улице сильный мороз или ливень, требовать шоколад, когда его нет в доме и подобное.

Помочь ребенку выразить чувства

Называть чувства. Наверное, это база всех остальных вариантов. Истерика — это когда ты не можешь управлять своими чувствами. Поэтому, называя чувства ребенка, мы делаем их менее масштабными, даем им «имя», а значит, и задаем границы. «Ты зол. Ты обижен. Тебе грустно» — и вот ребенок уже чувствует опору.

«Это маленькая проблема, средняя или большая?» Всего один вопрос очень помог мне показать своей дочери, что есть вещи, которые легко исправить, и не стоит из-за них сильно переживать. Есть вещи, которые требуют помощи или терпения, а есть что-то, с чем иногда невозможно справиться, но и это можно пережить. Детская психика очень пластична, и малышам порой гораздо проще справиться с разочарованием, нежели взрослым.

«Как ты сердишься?» Этот вопрос дает ребенку возможность выразить свои чувства в физической форме, а значит, и выпустить их.

«Если бы у меня была волшебная палочка…» Иногда деткам важно чувствовать, что их желания ценны и важны для мамы и что все дело — во внешних обстоятельствах. «Если бы я могла прямо сейчас наколдовать суп, мы бы с тобой гуляли еще и еще, но у меня нет волшебной палочки, придется идти домой его варить. А как думаешь, у кого есть волшебные палочки?». Малыш отвлекается и идет домой. Хотя не всегда, конечно!

«На что похожа твоя злость?» Еще одна вариация выражения своих «огромных» чувств в человеческих масштабах. «Похожа твоя злость на ураган? Не-е-ет? Может, на маленькую птичку, которая пищит? Тоже не-е-ет? А может, на драко-о-она?! Трехголового!»

Читайте также:  Квиллинг Для Начинающих: 165+ (Фото) Пошаговых Мастер-классов

Реклама

Рассказать о себе. Хороший способ для детей постарше: рассказать, как вы были маленьким и как вам тоже было обидно, когда такое случалось. Например, «знаешь, когда мне тоже было три годика, мама всегда уводила меня с площадки, а я так хотела, так хотела еще поиграть. И я тоже садилась и плакала. Обидно же, да?»

Помочь ребенку выразить чувства

Мы, во-первых, показываем ребенку его эмоции, во-вторых, говорим, что понимаем их, и, в-третьих, делим весь этот эмоциональный груз на двоих.

Записать жалобы. На самом деле самая большая проблема состоит в том, чтобы выдержать детскую истерику. Многие знают о контейнировании — способности мамы «вмещать» в себя детские эмоции. Так вот, если контейнер переполнен и вы чувствуете, что начинаете заводиться, есть способ: принесите листочек с ручкой и скажите себе, что не будете сейчас впитывать в себя чувства ребенка, а выложите их на лист.

— Почему ты плачешь? Обидно?

— Да-а-а…

— Хорошо, так и запишем: обидно.

Честно поговорить. Существует много способов для успокоения маленьких детей, но стоит признать, что и у старших случаются истерики. И тогда, конечно, важно честно выяснить причины истерики. Причем не поводы, а именно причины. Например, то, что ребенок не хочет рано вставать в школу, может быть лишь поводом, а причиной окажется то, что одноклассники обзываются. Или наоборот.

Истерика нижнего мозга (нижнего этажа)

В отличие от истерики первого типа, истерика нижнего этажа — явление, порожденное временной неадекватностью ребенка. Сильные негативные эмоции или переживания захлестывают его настолько сильно, что он теряет способность мыслить здраво или вменять родительским словам. Этот тип истерики охватывает нижний отдел мозга, полностью перекрывает способность к самоконтролю и блокирует доступ к верхнему отделу.

Детская истерика нижнего этажа напоминает состояние аффекта, когда верхняя часть мозга попросту отключается, а мыслительный процесс блокируется. В эти минуты мозг ребенка функционирует совсем иначе, а любые ваши слова просто-напросто не дойдут до его сознания. Единственный путь прекратить этот тип истерики — снять психическое напряжение, чтобы ребенок смог быстрее прийти в себя.

Читаем также: Почему ребенок бьется головой об пол и стены — причины и как реагировать?

Ругать ребенка, стыдить его или кричать при истерике нижнего этажа бесполезно! Ребенок все равно не сможет понять вас.

Важно помочь ребенку выйти из состояния настоящей истерии, чтобы он не мог травмировать себя или нанести кому-либо (чему-либо) серьезный вред. Помните о том, что ребенок сейчас совершенно неадекватен! Нельзя игнорировать его состояние, оставлять одного в комнате или уходить прочь с отрешенным видом.

Когда любые здравые доводы и логика бессильны, то действуйте принципиально иным способом:

  • Возьмите ребенка на руки, крепко прижмите его к себе;
  • Тихо и ласково обращайтесь к нему, убедите свое чадо в том, что сейчас уже все хорошо;
  • Лучше унести ребенка подальше от того места, где у него начался приступ истерии;
  • Успокойте его тактильно: ласковые поглаживания и нежные объятия зачастую очень эффективны.

Первоочередной является необходимость вернуть ребенка в состояние здравой адекватности. И лишь после того, как он полностью пришел в себя, уже можно начинать вести спокойный диалог. Не стыдите ребенка и не пытайтесь его ругать, потому что истерика может повториться. Задача родителей — выяснить причины, по которым произошла вспышка истерии.

Ребенок, которого одолела истерика нижнего этажа прежде всего нуждается в утешении и родительской ласке!

«Ты настолько сильно не хотел доедать свой обед? Неужели каша тебе так не понравилась? Или ты уже был сыт и не хотел доедать? Не нужно так расстраиваться, ты же мог просто сказать, что уже наелся. Давай ты будешь говорить нам с папой, когда больше не захочешь есть, а мы не будем тебя заставлять. Хорошо, мы договорились?»

Родитель должен понять, что есть весомая разница между тем, когда ребенок истерит из-за своих прихотей и того, когда он всерьез подавлен и расстроен. Взрослому человеку тяжело снизойти до уровня своего чада. Но порой маленький ребенок может действительно сильно расстроиться из-за несущественного происшествия или мелочи, даже впасть в состояние горькой тоски. После того, как ребенок успокоится и его верхний отдел мозга сможет нормально функционировать, родитель должен попытаться спокойно поговорить с ребенком, вызвать на ответный диалог, призвав чадо порассуждать логически.

«Даже если еда показалась тебе не очень вкусной или если ты уже наелся, то не стоит вести себя таким образом. Это очень некрасиво! Ведь я старалась и готовила для тебя. Ты мог бы просто сказать, что не голоден, я бы не стала тебя заставлять есть. Нельзя выходить из себя, если тебе просто что-то не понравилось».

Именно в этот момент, когда ребенок предварительно был понят вами, получил свою долю утешения и сочувствия, вы можете проводить щадящие воспитательные меры. Верхний отдел мозга больше не блокируется, истерика позади, а ребенок становится восприимчив к вашим словам и наставлениям.

Как быстро распознать верный тип истерики

Не всякий родитель обладает навыками тонкого психолога, так что порой определить тип развернувшейся перед глазами детской истерики бывает очень трудно. И возникают сложности с выбором собственной ответной реакции. Но можно различить истерики по ряду нюансов.

Ложная истерика:

  • Вы замечаете, что кричащий ребенок вас слушает и понимает;
  • Ребенок быстро успокаивается после угроз о наказании;
  • Ребенка можно отвлечь или заговорить, переключить его внимание;
  • С ребенком получается договориться;
  • Истерика больше носит демонстративный характер.

Истинная истерика:

  • Ребенок не понимает ваших слов, он будто вас не слышит;
  • Он не успокаивается даже после того, как вы пообещали осуществить его желание;
  • Ребенок пытается причинить вам или себе вред, стремится что-то разбить, ударить кого-либо;
  • Он не может контролировать свое тело, а речь если и есть, то она бессвязна;
  • Истерика напоминает состояние аффекта.

Помните: порой даже взрослому человеку тяжело справляться со своими эмоциями, а для маленького ребенка это и вовсе часто бывает невозможно.

Читаем также: Как бороться с детской истерикой: советы психолога