Как выучить алфавит с ребенком 4, 5 или 6 лет

Собрать школьнику ранец, одеть и обуть — дело нехитрое. А вот понять, с каким багажом знаний и умений нужно идти в первый класс, уже сложнее. Команда ЛогикЛайк поможет разобраться.

В каком возрасте пора учить ребенка чтению по слогам?

Оптимальным временем для обучения ребенка чтению считается возраст после 5-ти лет. К этому моменту у малыша уже достаточно хорошо развито мышление, память и внимательность, поэтому обучение будет более эффективным. Стоит ли учить ребенка чтению в более раннем возрасте и как научить ребенка слогам или чтению слов, если ему всего 2 или 3 годика?

Некоторые родители стремятся научить ребенка читать как можно раньше. Ведь уже после 2 лет он умеет запоминать информацию, а значит, его можно учить буквам алфавита. Но если вы хотите начать обучение в таком раннем возрасте, необходимо проводить его в ненавязчивой игровой форме, не требовать от ребенка быстрых результатов и уделять урокам столько времени, сколько ему будет интересно этим заниматься.

Если малыш с увлечением изучает основы чтения, нет ничего страшного в том, чтобы учить его читать в раннем возрасте. Но важно учитывать, что если ребенок научится чтению к 3-м или 4-м годам, нужно будет регулярно закреплять его знания, причем делать это так, чтобы у малыша не пропал интерес. Иначе к моменту поступления в школу он все забудет, и обучение начнется заново.

Как дома научить ребенка читать и писать буквы: инструменты и материалы

Существует много вспомогательных средств, которые позволят малышу быстро запомнить алфавит. Мы приведем самые популярные и действенные из них.

  • Азбука. Она должна быть с крупным шрифтом и яркими, красивыми картинками. Желательно, чтобы на каждой странице авторы разместили короткое тематическое четверостишие. Дошкольник легко запомнит его, а вместе с ним и букву.
  • Магнитные доски. С ними удобно работать. К ним крепятся не только алфавитные знаки, но и изображения. Вы можете попросить ребенка составить название какого-нибудь предмета, найти рисунок на ту букву, которая изучается в данный момент, поиграть в «домино» из слов (каждое новое начинается с того, чем закончилось предыдущее).  
  • Распечатанные шаблоны. Крупные элементы алфавита, написанные на формате А4, подойдут для игрового обучения. Попросите сына или дочь украсить «букву дня» с помощью разных мелких предметов. Для этих целей подойдут нитки, пуговицы, ленточки, кусочки цветной бумаги, мелкая морская галька, бисер.  Когда задание будет выполнено, уберите шаблон и предложите воспроизвести графический образ буквы по памяти, используя те же подручные материалы.
  • Творческие задания. Лепите слоги и слова из пластилина, вырезайте из бумаги, стройте из конструктора. Когда малыш справится с поручением, спросите, что же у него получилось. Если ответит – урок прошел успешно, если нет – закрепляйте материал.
  • «Алфавитная» еда.  Поищите печенья, макаронные изделия, утренние завтраки, сделанные в форме букв, и каждый прием пищи превратится в увлекательный урок.
  • Обучающие наборы. Они продаются в любом детском магазине. Подходят родителям, которые не хотят тратить время на создание вспомогательных материалов и предпочитают использовать готовые.  

Знания и умения, которые будут полезны первокласснику

Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.

Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».

Для детей лет

В 4 года ребенок более усидчив, с ним можно проводить короткие занятия. Принцип тот же, что и с детьми 3 лет: изучение алфавита проходит в игровой форме.

Можно лепить буквы из пластилина, выкладывать их из камешков или пуговиц. Дети любят рисовать, и этим стоит воспользоваться. Родители могут подготовить листы с буквами алфавита, напечатанными пунктирной линией. Правила игры: нужно попросить малыша найти букву, которую назовет взрослый и обвести ее цветным фломастером. Хорошим подспорьем для обучения станет электронный говорящий плакат — популярное развивающее пособие.

В 4 года детям понравятся следующие игры:

  1. Дорожка. Нужно подготовить материал: обвести стопы малыша на бумаге и вырезать следы — несколько пар. На каждой заготовке нарисовать большую красочную букву алфавита. Затем следы раскладываются в виде дорожки, а ребенку предлагается пройти по ней и назвать буквы, на которые он наступает.
  2. Найди картинки. Раскладывается несколько карточек с различными изображениями. Ребенок получает задание: он должен выбрать карточки с картинками, которые начинаются на определенную букву.
  3. Классики. Эта игра поможет с пользой провести время на улице. В квадратиках вместо цифр пишутся буквы. Малышу предлагается с одной буквы перепрыгнуть на другую — ту, которую выберет взрослый.
Читайте также:  12 необычных способов сообщить о своей беременности

Основные нюансы обучения

Сделайте уроки комфортными и увлекательными для ребенка. Не забывайте, что лучше всего обучать малышей в форме игры. При этом теорию нужно сократить до минимума. Продолжительность урока не должна превышать 10 минут для двухлеток, и 30 минут для деток постарше. Занятия по изучению алфавита важно проводить регулярно.

Учебный процесс не должен быть навязан малышу.

Основные нюансы обучения

Учебный процесс не должен быть навязан малышу. Приступать к урокам следует лишь тогда, когда кроха находится в хорошем настроении. Если ребенок в процессе обучения получит негативные эмоции, это может бессознательно отбить у него все стремление к познанию нового.

Обучая ребенка, не показывайте свое недовольство его ошибками. Нельзя сравнивать результаты крохи с неудачами и успехами других детей. Помните: ваш малыш индивидуален. Проявляя терпение и хваля его, вы постепенно получите видимый результат.

Ошибки родителей и их устранение

Родители стремятся научить детей читать как можно скорее, часто не замечая оплошностей в своих методах. От этого обучение становится неэффективным и медленным. Педагог Елена Макарова советует родителям не спешить отбирать у малышей детство. Потому не слишком настаивайте на занятиях, если малыш сам этого не хочет.

Обучать чтению можно начинать с 3 лет, если у вашего ребенка появляется интерес к буквам и словам. Но это не правило и не стандарт, поэтому, если ребенок не хочет учить буквы, отложите занятия на некоторое время. Елена Макарова советует перед каждым занятием вспоминать себя в детстве, когда вас самих учили родители. Такой легкий тренинг поможет лучше понять желания ребенка и его потребности.

Научить читать ребенка легко, если он сам заинтересован в этом. Чтобы мягко и незаметно подтолкнуть малыша к такому желанию, используйте сказки и книжки. В ответ на просьбу ребенка почитать ему историю из новой книги откажитесь, сославшись на нехватку времени. Тогда ребенку станет интересно самому узнать, что же там написано. Но такой способ подойдет детям в возрасте 5-6 лет. Для трехлетних карапузов отказ может стать причиной слез, поэтому вам нужно будет искать другой способ — например, предложение почитать вдвоем или по очереди.

Грубой ошибкой родителей станут упреки в адрес ребенка, если он не может правильно запомнить букву или прочесть слово. Дети ждут поддержки от родных людей, и ее отсутствие может стать причиной моральной травмы. Когда малыш ошибается, не кричите на него, а мягко поправьте. Дайте отдохнуть некоторое время, прежде чем продолжить занятие. Обязательно говорите о том, что у него обязательно все получится. Если ребенок чувствует себя уверенно и спокойно, обучение пойдет легко и быстро.

Нельзя сравнивать детей друг с другом. Развитие ребенка зависит не только от усилий родителей, но также и от природной расположенности к новой информации. Именно потому ребенок подруги, который в 4 года уже читает слова, не может быть примером для вашего малыша, который, в свою очередь, может делать успехи в каких-то, очевидных для вас областях. Дети очень плохо воспринимают то, что им ставят кого-то в пример. Не стоит и увеличивать нагрузки ребенку, думая, что вы плохо занимаетесь. Когда придет время, ваши дети научатся читать так же хорошо, как вы сами. А пока оставьте малышу немного времени на детство.

Начиная учить слова, родители часто забывают объяснять детям их значение. Этого делать нельзя, малышу нужно понимать что он прочитал. Потому обязательно уделяйте время на то, чтобы рассказать что значат разные слова. Ведь если «мама» и «папа» слова понятные и объяснения не требуют, то «рама», «гора» или «холм» уже вызовут у ребенка недоумение. Основа чтения — это полное восприятие прочитанного.

Для того, чтобы научить ребенка читать простые слова, уходит в среднем 4-5 месяцев, для более сложных слов нужно уделить еще два месяца. Начиная читать целые фразы, учите малыша правильно делать паузы. Сначала уделяйте внимание только окончаниям отдельных фраз, потом переходите к запятым. В это же время развивайте правильную интонацию. Ребенок должен понимать, зачем в конце некоторых предложений ставятся восклицательные или вопросительные знаки. Если у вас дома говорят на разных языках, не допускайте перемешивания, так называемого суржика. То же касается и интонаций: в разных языках существуют свои интонационные особенности, и их смешивание со стороны будет казаться чудачеством.

Важно заниматься чтением каждый день, не пропуская уроков. Это подготовит ребенка к школьным занятиям, а также добавит усидчивости, которая очень пригодится малышу в школе. Повторяйте уже изученные буквы и слоги почаще, чтобы ребенок их лучше запомнил.

Советы и рекомендации

Итак, перед Вами реальные советы как запомнить ребенку буквы:

  • Начните с песни про алфавит — Вы можете выбрать одну из приведенных мною в пример песен для детей про алфавит.
Советы и рекомендации

В ней всегда все легче запоминается. Длятся песенки не больше 1 минуты под веселую музыку всегда легче учить. Вот увидите как скоро Ваш малыш будет сам напевать мелодию из этой песенки, а самое главное, выучит названия и последовательность букв в русском алфавите.

  • Очень хороший Музыкальный букварь есть у Железновой — его можно скачать и использовать, например, в дороге или просто включать в течение дня. Рассчитан он на возраст от 1 до 5 лет.
  •  Азбука для детей видео — здесь я привела пример уроков о каждой букве русского алфавита, основанных на разных методиках раннего развития. Каждый видео ролик как правило отдельный мультфильм про каждую букву русского алфавита. Очень интересные мультфильмы от тетушки Совы из научного дупла, для детей постарше мультфильм про алфавит от Роберта Саакянца про зайца и Сову.
  • В интернете огромное множество презентаций о каждой букве русского алфавита, рассчитанных на определенный возраст ребенка. Вот, например, презентация про букву а
  • Мною сделанное видео — алфавит для детей — звуки и буквы русского алфавита, основанное на методе Домана. Буквы все разнообразные и необычные, меняются с большой скоростью, активизируют фотографическую память ребенка.
  • Обязательно играйте с малышом в алфавит — вот например, моя веселая игра — буквы алфавита или алфавит для маленьких. Игру можно распечатать с моего блога. Она выглядит следующим образом: сундучки с крышками, на крышке та или иная буква русского алфавита, а в сундучке сидит животное или птица, начинающиеся на эту букву.
  • Обязательно купите магнитные буквы. Более подробно о букварях и магнитных азбуках можно почитать здесь. Их можно время от времени доставать и спрашивать у ребенка, какая это буква, а потом когда малыш хорошо будет знать все буквы русского алфавита, можно уже пробовать составлять слоги и слова.
Советы и рекомендации
  • Рисуйте буквы, вырезайте буквы и предметы начинающиеся на эту букву, раскрашивайте буквы, лепите из пластилина, в общем выполняйте творческие задания не только просто так, а обязательно связывайте с определенной буквой. Развешивайте на стене все что Вы сделали, время от времени обращайте внимание ребенка на буквы на стене или сделайте свою книгу про буквы.
  • Купите плакат с буквами. Лучше всего музыкальный плакат Знаток, Ваш малыш сможет сам подходить к нему, нажимать на буквы, а голос в плакате будет озвучивать, что это за буква.
Читайте также:  Если ребенок левша: особенности левшей

Музыкальный плакат на стену с буквами русского алфавита для детей.

  • Купите или скачайте книгу из Школы 7 Гномов от 2 до 3 лет «Азбука для малышей» или аналогичную книгу, например, Земцовой. Такие книги очень красочные и яркие безумно нравятся малышам — их можно смотреть и дома, и на улице, и в поездке.
Советы и рекомендации

Пример обложки книги.Пример страницы книги.

  • Скачайте здесь карточки с буквами алфавита для детей с героями всем известных мультфильмов.
  • Если Ваш ребенок старше 3-х лет — то ему будут интересны раскраски с буквами. В интернете их масса. Распечатайте и выполняйте мои веселые задания о буквах, например, буква д.
  • И конечно, же просто больше играйте с буквами. Например, Вы можете сделать пальчиковых кукол букв или просто нарисовать буквы на пальцах фломастером и разговаривать с малышом. Желаю всем удачи в занятиях).
Советы и рекомендации

Полезные советы

Психологами и педагогами были разработаны рекомендации, которых стоит придерживаться при обучении чтению:

Полезные советы
  • Не принуждайте малыша учиться.
  • Подавайте положительный пример, читая книги.
  • Сначала познакомьте ребёнка со звуками, а не буквами. В противном случае ему будет сложно понять, почему в словах буквы произносятся иначе, нежели в алфавите.
  • Не забывайте про принцип наглядности. Нарисуйте вместе с крохой каждую букву в виде ассоциативного образа, например, букву Д в виде домика, букву Ж в виде жука.
  • Используйте многофункциональные пособия с яркими картинками, со звуковым оформлением.
  • Сразу знакомьте малыша с различными написаниями одной и той же буквы. Для этой цели приобретите книги с разными шрифтами.
  • Используйте при обучении принцип игры. Не нужно превращаться в строгого учителя, иначе у малыша можно отбить охоту учиться. Устраивайте викторины и конкурсы с поощрительными призами.
  • Последовательно и систематично проводите обучение. Если вы уже начали обучать малыша грамоте, не бросайте этот процесс. Занимайтесь каждый день около четверти часа.
  • Прерывайте занятия физкультминутками, пальчиковой гимнастикой или же танцами. Смена деятельности для дошкольников является лучшим отдыхом.

Рекомендации родителям

Перед тем как перейти к главным способам обучения, невозможно пропустить важные рекомендации для родителей.

Читая своим детям, родители должны сосредоточиться на следующем:

  • Ограниченный опыт. Читая маленьким детям, родители должны помнить об образе строительных лесов — одна часть помещается поверх другой, чтобы сделать что-то большее и более сильное. Если нижняя часть лесов слабая и шаткая, все рухнет. Маленькие дети имеют ограниченный опыт, поэтому родители должны опираться на то, что они уже знают. Читать книгу о бабочках ребенку, который никогда не видел бабочку, в значительной степени бессмысленно. Тем не менее, чтение книги о бабочках для юноши, который провел полдня, наблюдая, как они летают по саду, невероятно мощно.
  • Опирайтесь на предыдущие знания. Перед чтением родители должны использовать предварительные знания своих детей, чтобы подготовить их к более глубокому обучению. Например, читая книгу «Гадкий утенок», мама может вспомнить день, когда она и ее дочь пошли в парк, чтобы покормить уток, а далее спросить у дитя: «Что ты помнишь об этих утках?» Перед тем, как прочитать сказки о тракторе и других машинах, папа мог бы вспомнить о том времени, когда он и его сын наблюдали за тяжелой техникой на строительной площадке возле их дома, спрашивая: «Какие машины ты помнишь, и чем они занимались?»
  • Сделайте чтение теплым и уютным. Многие родители попадают в ловушку чтения своим детям перед сном, когда они устали от долгого дня. Это часто приводит к неудовлетворительным ощущениям как для родителей, так и для детей. Для родителей гораздо лучше выбрать время, когда они чувствуют себя свежими, энергичными и вовлеченными в процесс. Что наиболее важно, им следует сделать чтение теплым и уютным: сидя под тенью дерева, потягивая горячее какао, перед теплым огнем или обнимаясь в постели ленивым воскресным утром. Вывод: выбирайте время, когда у вас будут силы и желание, иначе ребенок интерпретирует это как ленивое занятие и зачем мне это делать, если родителям не хочется.
  • Читаем сами. Родители, которые читают и для удовольствия, и для знаний, являются мощным примером для подражания своих детей. Мамы и папы, которые хотят больше узнать о теме – будь то садоводство, насекомые или породы собак – читают дома или пользуются библиотекой, тем самым учат своих детей о ценности чтения.
  • Делайте прогнозы. Читая ребенку, родители должны попросить их сделать предсказания о том, что будет дальше в истории. Они должны начать с обложки и спросить: «Как ты думаешь, о чем эта книга?». Это вовлекает детей в сюжет, планирует сюжет и улучшает понимание.
  • Свяжите историю с опытом ребенка. Родитель должен направлять ребенка в создании значимых связей. Например, читая «Три медведя», один из родителей может спросить: «Как бы ты себя чувствовал, если бы кто-нибудь вошел в наш дом и сел на ваш стул и сломал его?».
  • Всегда следуйте истории с обсуждением. Исследования показывают, что понимание значительно возрастает, когда за чтением следует обсуждение книги или выполнение задания. Родители могут спросить: «Какая твоя любимая роль?» или «Кто был твоим любимым персонажем и почему?». Они могут попросить своего ребенка нарисовать альтернативное окончание или помочь написать историю с похожим сюжетом или темой.
  • Проводите занятия ежедневно. Если вы заметили, что ребенок ранее читал слова, а теперь сложить воедино не может, дайте ему перерыв в 1 или 2 дня.
  • С раннего возраста обзаводитесь огромным количеством детской литературы. Различные сказки будут вызывать интерес у малыша и он обязательно попросит прочитать книгу перед сном или в течение дня. А такая привычка, будьте уверенны, пойдет с ним во взрослую жизнь.
  • Не торопите ребенка. Если он не может прочитать слово, возможно вы или педагоги пропустили важные этапы, которым следовало обучить малыша ранее. Итак, вспомним: сначала звуки, чтение по слогам, соединяем слоги. Если один из этапов упущен, к результату трудно будет прийти.
  • Позвольте выбирать. Ребенок к 3,5 годам способен сам определить, что он хочет читать, а что нет. Не ограничивайте его в выборе, не говорите «Нет, эту сказку мы не будем читать, давай вот эту». Читайте то, что ему в данный момент по душе. Научно доказано, что если детей ущемлять в выборе, то во взрослой жизни маловероятно, что они будут интересоваться многим, и это касается не только чтения. Пойдите своему ребенку навстречу, покажите ему, что он тоже личность и вы его уважаете.
  • Чтение вслух. Отечественные и зарубежные учителя с многолетним опытом утверждают, что чем больше родители читают вслух дома, тем выше развитие ребенка! Самый большой бонус — это объединение. Ничто не сравнится с мамой или папой, один на один, читающим книгу.
Читайте также:  Безопасность детей дома: что нужно знать родителям?

Какая же польза в занятиях письмом?

  • Письмо задействует ту же зону мозга, которая отвечает за фильтрацию информации и называется ретикулярной активирующей системой (РАС). Иначе говоря, записывание текста учит нас отсекать лишнее – полезный навык в эпоху информационной перегрузки;
  • Набор печатного текста – процесс унифицированный и монотонный, а написание текста от руки (пусть даже переписывание) – творческий, ведь вы выводите на бумаге собственные знаки, собственным почерком. Тем самым занятия письмом развивают наши творческие способности;
  • Записанные сведения лучше запоминаются, так как задействуются все виды памяти (не только зрительная, но и тактильная, и даже слуховая, если у вас есть привычка проговаривать тихонько то, что записываете);
  • Невозможность «вырубить топором» то, что написано пером, приводит к тому, что человек учится наиболее точно выражать свои мысли;
  • Исследования показывают, что литературные произведения, написанные от руки, красивее стилистически и богаче лексически, больше задействуют язык. Неудивительно, что многие известные люди записывали и записывают свои мысли сначала на бумаге (среди них – Труман Капоте, Вуди Аллен, Сьюзан Зонтаг);
  • Процесс написания текста требует фокусировки внимания, и хотя это нелегко в современных условиях постоянной многозадачности и разнообразных отвлечений, тренирует концентрацию на том, что делаешь;
  • Записывание текста от руки помогает бороться со стрессом (живые доказательства – люди, ведущие дневник). Кроме того, плохие мысли и новости, записанные на бумаге, воспринимаются менее остро;
  • Написание от руки успокаивает (особенно тех людей, которые любят рисовать символы и закорючки во время личного разговора или болтовни по телефону);
  • Манипуляции с ручкой, аккуратное письмо задействует зоны мозга, отвечающие за мышление, речь, память, поэтому регулярные занятия каллиграфией стимулируют развитие этих зон, а заодно и соседних с ними (в организме человека все взаимосвязано). Неудивительно, что занятия каллиграфией проводятся для людей в зрелом возрасте, ради предотвращения деменции и нарушений памяти;
  • Педантичным людям красиво написанные буквы доставляют эстетическое удовольствие и повышают самооценку.

Таким образом, занятия письмом кругом полезны – и взрослым, и детям. В случае с детьми есть еще прикладной аспект: в школе до сих пор высоко ценится умение писать аккуратно, поэтому тренировка этого навыка (графической аккуратности) точно окупится отличными оценками.

К сожалению, в школах навыкам письма уделяется очень немного времени и внимания. В результате дети учатся писать, но делают это нехотя, из-под палки и «как курица лапой».