Как вырастить успешного человека из ребенка

К 4 годам дети начинают исследовать мир со все большим рвением, для этого им нужна поддержка взрослых. Поэтому родителям необходимо знать, что должен уметь ребенок в 3,5 года.

Чем раньше, тем лучше

Начинайте буквально с пеленок: разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему истории и обязательно следите за своей речью. Чем грамотнее родители, тем более грамотным растет ребенок. С детьми не нужно «сюсюкать». Старайтесь сразу говорить слова четко и правильно, можно и по слогам, и следите за окончаниями, проговаривайте все звуки.

Делайте это в интересной для ребенка игровой форме, но при этом разговаривайте даже с младенцем нормальным русским языком: пусть даже у него формируются и откладываются в памяти правильные звуки и слова.

Маленькие дети все повторяют за взрослыми и действуют, в сущности, так же. Будьте примером своему ребенку. И в речи тоже.

Физическое развитие ребенка в три с половиной года

Мальчики в возрасте 3,5 года хорошо развиты физически, активно участвуют в подвижных и шумных играх. Девочки лучше разговаривают, отдают предпочтение спокойным играм и выбирают времяпрепровождение в небольших группах.

Оценивая способности ребенка, нужно опираться на стандартный список общих навыков.

В 3,5 года ребенок должен уметь:

  • бегать, изменяя направление движения, не сбавляя при этом скорости;
  • бегать в разном темпе;
  • огибать препятствия во время бега, не падать, перепрыгивать через небольшие помехи;
  • прыгать на месте на одной и на двух ногах;
  • прыгать вперед, назад;
  • лазать по детским турникам, недолго висеть на перекладине на руках, спрыгивать с невысоких турников, опускаясь на согнутые ноги;
  • кататься на велосипеде, на самокате;
  • ходить по узким бордюрам, поверхностям с небольшим уклоном, сохраняя при этом равновесие;
  • ходить задом наперед;
  • на протяжении 20 секунд удерживать равновесие, стоя на одной ноге;
  • подниматься по лестнице без помощи старших;
  • спускаться по лестнице, чередуя при этом ноги и изредка используя приставной шаг;
  • запрыгивать на невысокие бордюры, ступени;
  • лечь на спину, поднять ноги и удерживать их в таком положении около 10-15 секунд;
  • ходить на носочках, на внешней и на внутренней стороне стопы;
  • играть с мячом, уметь ловить его и одной, и двумя руками, подкидывать над собой;
  • кидать мяч в стену и ловить после того, как он отскочит.

Математические способности, как и любые другие, можно развивать

К счастью, врождённые способности не ограничивают нас. Чтобы доказать этот факт, психолог Элизабет Брэннон и её коллега Джунку Парк продолжили исследование, но уже со взрослыми участниками. 52 людям нужно было решить математические примеры. Затем участников поделили на группы: тренировочную и контрольную. Первая прошла подготовку: с ними провели с десяток подготовительных упражнений. Вторая группа не практиковалась. Затем все участники вновь выполнили арифметические задания. Оказалась, что тренировочная группа справилась лучше, чем контрольная.

Поэтому мало иметь талант, нужно его правильно использовать и развивать. Приведём пример из жизни двух студентов N-ного вуза Беларуси. Один разбирается в программировании отлично, ведь участвовал в олимпиадах по информатике, знает назубок физику и математику. Второй — значительно слабее. Первому всё даётся легко и он не прикладывает усилий, чтобы развиваться. А второй усердно учится и практикуется. В итоге к выпускному курсу второй студент может развить свои способности до уровня бывшего олимпиадника или даже выше. Вывод прост: век живи — век развивайся.

Развитие мальчиков и девочек

Если спросить у трехлетки, кто он — мальчик или девочка, ребенок отчетливо назовет свою половую принадлежность. Уже в столь раннем возрасте проявляются гендерные отличия. Дочки проявляют интерес к платьям и маминой косметике, стараются подражать взрослым женщинам. Сыновья ассоциируют себя с папами, интересуются машинками, инструментами.

Последние исследования показали, что различий в мозге мужчины и женщины, которые бы объясняли разные интересы и разную психологию, нет. То, что разнополые дети начинают интересоваться разными игрушками, обусловлено воспитанием и влиянием социума. Именно поэтому девчонки-сорванцы и спокойные, усидчивые мальчишки — это тоже норма.

По когнитивным, двигательным, социальным умениям разницы между мальчиками и девочками нет. Все различия в трехлетнем возрасте обусловлены индивидуальными особенностями ребенка и стилем воспитания, принятым в его семье.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Как развивать творческие способности у детей в изобразительном искусстве

Развитие художественно творческих способностей детей нужно начинать со знакомства  малыша с различными жанрами. Запаситесь красками, кисточками и большими листами бумаги: сегодня вы и ваш малыш – художники! Помните что для ребенка это должно быть веселой игрой, не заставляйте его насильно иначе ничего не выйдет.  Поставьте на стол вазу с цветами, положите несколько яблок и других фруктов – натюрморт («неживая природа» в переводе с французского) готов! Пусть ребенок попробует сам изобразить предметы, поощряйте его, но не довлейте.

Читайте также:  Грудничок сосет палец. Вредная привычка или норма?

Таким же образом вы можете постепенно рассказать ему обо всех остальных жанрах. Моделью для портрета станьте сами; возьмите карандаши и бумагу на прогулку и нарисуйте там пейзаж. Для батального жанра, прочитайте вслух какой-нибудь рассказ , например о войне , и попросите ребенка зарисовать его впечатления. Закрепляйте материал, спрашивая у малыша, какими отличительными свойствами обладает каждый жанр.

Как развивать творческие способности у детей в изобразительном искусстве

Посещайте с ребенком различные музеи и выставочные залы, знакомьте с биографиями известных художников и скульпторов. Расспрашивайте о том, что он видит на картине, нравится ему изображение или нет и почему.

Как развивать музыкальные способности у детей

Пойте для ребенка и вместе с ним. Отхлопывайте различные ритмы, начинайте с самых простых и постепенно усложняйте рисунок. Объясните малышу, в чем разница между танцевальной, песенной и маршевой музыкой. Если вы умеете играть на фортепиано, то разучите как можно больше различных детских песенок и устраивайте домашние концерты для друзей. Это научит ребенка самовыражению, и, возможно, определит всю его дальнейшую жизнь. Самым сильным воздействием обладает живая музыка, поэтому сделайте посещения концертного зала регулярным и обычным явлением вашей жизни.

Музыка имеет огромное влияние на развитие ребенка поэтому обращайте побольше внимания на то как ваш ребенок развивается в этой области и что он слушает.

Как развивать творческие способности у детей в изобразительном искусстве

Помните, творческие способности есть в каждом ребенке, важно во время их развить.

Диагностика Творческих Способностей Школьников

Пробуйте разные виды творчества

Помогают в развитии творческой личности и походы на детские праздники, концерты, в театры. Чаще всего дети начинают посещать спектакли после 2,5–3 лет, но есть и те, кто охотно смотрят представления уже в полтора-два года – здесь многое зависит от характера и усидчивости. Также очень важен правильный выбор постановки, в соответствии с возрастом ребенка, его интересами и психическими особенностями.

Проведите рефлексию: понаблюдайте за реакциями и поведением ребенка во время представления, спросите о впечатлениях об увиденном/услышанном после, что понравилось, а что — нет. Если взаимоотношения с ребенком доверительные, выявить его творческие задатки не составит труда. И, скорее всего, ребенок проявит себя сразу в нескольких направлениях творчества. Поэтому стоит пробовать разные виды творческой активности, опираясь прежде всего на интерес малыша к происходящему вокруг.

Создайте творческую среду

Пробуйте разные виды творчества

Обустройте дома удобное место для детских творческих занятий, украсьте его игрушками, рисунками. Делайте вместе с ребенком поделки из подручных материалов, пойте и танцуйте вместе с ним, играйте в творческие игры. Найдите детский сад, где ваш ребенок может реализовать себя в заинтересовавших его творческих направлениях– от классического музыкального, хореографического или художественного образования – до сценического мастерства, дизайна и робототехники. Хороший вариант – школа искусств, только в Москве работают 140 таких государственных школ по самым разным направлениям, и в большинстве из них имеются подготовительные отделения для детей от 3-4 лет в программу которых наряду с общей подготовкой, ритмикой, хоровым пением, также входит знакомство с различными инструментами: дети приходят в классы к преподавателям разных специальностей и могут послушать и попробовать поиграть на разных инструментах. Подобные же курсы существуют в хореографических и художественных школах. Занятия на подготовительных курсах послужат отличным стартом и для поступления в дальнейшем в творческую школу.

Выбирая сад и школу искусств, заранее сходите туда с ребенком на День открытых дверей, чтобы познакомиться с жизнью школы, пообщаться с педагогами, родителями, детьми. Обязательно обратите внимание, насколько комфортно вашему сыну или дочке в этом учреждении, поскольку полноценное творчество возможно только в приятной атмосфере.

Вдохновляйте, а не критикуйте

С годами увлечения юных творцов могут меняться. Если ваш малыш сначала захочет рисовать, а через год-полтора потеряет интерес к этому занятию, не стоит упрекать за это. Лучше спросите, что еще он хотел бы попробовать. И не критикуйте плоды творческого труда ребенка. Если хотите дать совет, то сначала искренне похвалите и обозначьте успехи, а позже дружелюбно и деликатно отметьте, что можно улучшить.

Главная задача взрослых – поддержать ребенка во всех его творческих начинаниях, прислушиваться к нему, не подавлять индивидуальность. Детское мышление более гибкое, чем у взрослых, дети смотрят на мир иначе и не чувствуют ограничений, характерных для взрослых. Поэтому не стоит создавать им тесные рамки и навязывать удобное взрослым стереотипное мышление. Ведь необычное и непонятное для нас – вовсе не значит неправильное. Дайте возможность малышу уверенно проявлять себя и аккуратно направляйте. Навязывая собственное мнение, мы рискуем подавить любопытство и интерес детей.

Главное – радость и созидание

Пробуйте разные виды творчества

Помните, что смысл детского творчества не в том, чтобы научиться хорошо рисовать или петь. Тут дело не в погоне за результатами, поэтому не подгоняйте ребенка, не допускайте переутомления – это только оттолкнет его от дальнейших занятий. Гораздо важнее на практике показать ему, что значит творить, создавать что-то новое, как проявлять инициативу, использовать воображение, придумывать новые идеи и воплощать их в жизнь.

Цель творческих занятий в раннем возрасте – научить малыша познавать окружающий мир, изобретать, придумывать и применять свои знания на практике. А чтобы он активнее включался в творчество, выбирайте моменты, когда малыш и вы в хорошем настроении, не заставляйте его, если не хочет, и проявляйте свою искреннюю заинтересованность в его деятельности, помогайте и поддерживайте. Также не стоит сравнивать детей друг с другом и говорить им, кто лучше, ведь это не погоня за лидерством, а способ почувствовать радость от созидания и взаимодействия с другими людьми.

Читайте также:  Звездные родственные связи, которые известны не всем

Как можно развивать способности ребенка?

Интеллект

  • Прежде всего, нужно помнить, что наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в возрасте от двух до двенадцати лет.
  • Второе правило – можно по-разному развивать способности, но самое главное и общее – эмоциональная поддержка малыша на всех этапах развития.
  • Интеллект ребенка непрестанно повышается, когда родители предоставляют ребенку возможность самому развивать свои способности, а не только контролируют и исправляют то, что ребенок сделал. То есть, в процессе развития способностей участвуют две стороны – вы и ваш ребенок.
  • Вера, спокойствие, терпение. Эти три составляющие – три «кита», на которых держится процесс развития способностей. Умственные способности ребенка будут неустанно расти, если родители предъявят ему систему требований и будут неуклонно следовать ей и следить, чтобы ребенок ее выполнял. Требования – необходимейшее средство воспитания. Через них родитель сообщает малышу, как вести себя, чтобы стать в жизни успешным. Свои ожидания вы должны сформулировать раз и навсегда.
  • Поощрение – лучшая мотивация для выполнения требований. И повышенная самооценка. Не бойтесь завысить ее. «Планка» всегда должна быть чуть выше, чем малыш может. Повышайте его самооценку и поддерживайте всегда на высоком уровне.

А на практике, ежедневно:

Как можно развивать способности ребенка?
  • играйте с ребенком в разные игры;
  • занимайтесь совместными делами;
  • привлекайте его к обсуждению бытовых вопросов и решению насущных семейных проблем;
  • не старайтесь сразу удовлетворять все прихоти малыша – оставьте ему время и возможность помечтать.

Креативность

Для развития креативности, прежде всего, необходимо умение мыслить не так как все, нестандартно, творчески. Также важно умение быстро переключаться с одной идеи на другую. Развивать следует и многосторонний подход – способность выполнять одну задачу по-разному, искать другие пути решения.

Как правило, креативность ребенка доставляет немало хлопот родителям. Им некомфортно, когда они не знают, чего ожидать от малыша. Но неожиданность и нестандартность решений – главный признак креативности. Поэтому, родители, возьмите себя в руки, поменяйте свой подход к ребенку и радуйтесь любой неожиданности, которую он вам преподнесет.

Креативность развивается ускоренными темпами в течение двух сенситивных периодов:

  • 3-5 лет (хорошо задействовать сюжетные игры);
  • 10-12 лет (развитие культурной креативности).

Обучаемость

Как можно развивать способности ребенка?

Предпосылкой для обучаемости, разумеется, служит интеллект. Значит, обучаемость малыша развивается лучше всего в общении со взрослым.

Для развития способности к обучаемости:

  • задавайте ребенку вопросы;
  • разговаривайте с малышом обо всем: природе, людях, событиях, явлениях;
  • побуждайте малыша думать и анализировать, вспоминать и быть внимательным;
  • всегда ждите от малыша отклика, ответа, не торопите его;
  • не бросайте начатую тему, начатое дело – доводите все до конца, будьте последовательны;
  • обсуждайте с малышом результаты проделанной работы, выполненного задания;
  • вместе исправляйте ошибки, которые вы вместе допустили и вместе обнаружили.

«У тебя все получится!»

Теперь немного о том, как помочь ребенку стать уверенным в себе. Над этим тоже следует работать с самого детства. По сути, главное, что должен слышать ребенок для формирования у него уверенности, – это «Ты молодец!», «У тебя получится!», «Я в тебя верю!» и так далее. В первую очередь – именно от родителей. Во вторую очередь – от других родственников, воспитателей, школьных учителей, университетских преподавателей, тренеров, друзей, товарищей.

Развивая свою самостоятельность и принимаясь в пять лет за уборку своей комнаты, ребенок должен четко знать: он все делает верно. И вместо того, чтобы говорить ему: «Какой ты неаккуратный, здесь игрушки не убрал, и здесь коврик помял, и здесь кровать не заправил!» — скажите: «Какой ты молодец, ты так здорово справился, для первого раза просто отлично, а давай еще уберем в коробку мишку, поправим коврик и заправим кровать – и будет вообще идеально!»

Почаще хвалите своего ребенка. Сформируйте такие отношения, в которых он будет обращаться к вам за советом и помощью, и будет делиться с вами подробностями своей жизни. Ребенок должен знать: вы – на его стороне, что бы ни случилось. Предположим, вас вызывают в школу из-за плохого поведения ребенка. Ребенок должен знать: вы примите его сторону, вы защитите его перед одноклассниками или учителями. Даже если ребенок не прав и заслуживает наказания, помните: наказывать его можете только вы, и только после откровенного разговора и разбора всех его ошибок и проступков. Чужие люди не имеют права наказывать вашего ребенка.

Очень многие родители задаются вопросом: что делать с плохим поведением ребенка? В первую очередь, необходимо понять, в чем причина такого поведения. Может быть, ваш ребенок холерик и экстраверт, и ему чисто физиологически сложно сдерживать свою порывистую натуру? К сожалению, учителя редко понимают это. А может быть, напротив, ваше чадо – интроверт, и ему сложно заставить себя участвовать в командных соревнованиях, школьной театральной постановке, для него даже отвечать у доски, перед всем классом, – страшное испытание? Необходимо всегда учитывать такие вещи.

Читайте также:  Нужно ли помогать взрослым детям: советы по психологии

Кроме того, не стоит делать упора на отметки в дневнике или общественную деятельность ребенка. Оценки – это вовсе не показатель знаний и не гарантия будущей успешности и состоятельности. Ребята, закончившие когда-то школы и университеты с золотыми медалями и красными дипломами, оказываются среднестатистическими рабочими и служащими, а бывшие «троечники» и хулиганы добиваются высоких должностей и еще более высоких доходов. Все дело в самостоятельности и уверенности в себе – не в оценках. Запомните это.

Речевое развитие ребенка в лет

Ребёнок в 5 лет имеет большой словарный запас, более 3 тыс. слов. Если у него нет логопедических проблем, то он должен уметь выговаривать почти все звуки и слова.

Речь развивается параллельно с мыслительной деятельностью. По мере получения новой информации осваиваются и новые слова. Поэтому важно для родителей в этот период больше разговаривать с ребёнком, читать, рассказывать, разговаривать с ним в форме диалога. Желательно, чтобы речь взрослых не содержала ошибок, так как они быстрее всего запоминаются детьми.

В этот период речь ребёнка должна соответствовать критериям:

Речевое развитие ребенка в лет
  • умению составлять предложения из 5–6 логически связанных между собой слов;
  • использовать не только глаголы и существительные, но прилагательные, наречия, краткие причастия;
  • под руководством взрослых осваивать применение синонимов и антонимов;
  • уметь пересказывать сказки;
  • логически выстраивать речь, не перескакивать с третьего на десятое;
  • запоминать и рассказывать стихи с выразительной интонацией;
  • делить слова на слоги;
  • подбирать однокоренные слова.

На 6-ом году жизни можно начинать обучать чтению, потому что это период активного интереса к книжным буквам.

Развитию речевых навыков способствует развитие мелкой моторики. Следует укреплять кисть ведущей руки (правой или левой, если ребёнок левша).

Способности ребенка к годам

В этом возрасте дети продолжают познавать мир через игру. Все большее значение приобретают общение со сверстниками и учебная деятельность.

В этом возрасте дети уже многому научились:

  • имеют около 3 тысяч слов в словарном запасе;
  • умеют строить сложные предложения;
  • начинают пересказывать тексты;
  • правильно произносят почти все звуки;
  • осваивают простейшие навыки счета;
  • могут рассказать о себе, своем доме и семье;
  • имеют представление о назначении предметов.

В это время нужно постепенно начинать готовить малыша к школе. Психологи отмечают, что причиной неуспеваемости чаще становится психологическая незрелость, при этом уровень развития ребенка может быть довольно высоким. В первую очередь нужно позаботиться о развитии внимания, памяти, логического мышления, воображения. Пока малышу трудно сосредотачиваться на одном виде деятельности, он легко отвлекается. Но он уже делает шаги в правильном направлении, учится доводить до конца начатое, в том числе и неинтересные дела.

В этом возрасте малыш начинает понимать, какими чертами характера он обладает, и составляет первое представление о том, каким бы он хотел быть во взрослой жизни. Пока он хочет быть похожим на героев любимых сказок, мультфильмов. Позднее у ребенка появляется настоящая мотивация учиться чему-то новому, чтобы быть сильным, «как папа», умным, «как дедушка», и т. д. Позже он начнет сравнивать себя со сверстниками, соревноваться с ними. Постепенно мнение товарищей по игре становится все более и более значимым.

Во время игры или обучения малыш уже может понять, что от него требуют, и действовать по указанию взрослого. Постепенно расширяется его кругозор, ребенок интересуется тем, что происходит за пределами его семьи и привычного круга. Это идеальный период для изучения информации о природе, животных, растениях. Малыш с помощью взрослого может систематизировать полученные знания и выстроить целостную картину мира, пусть пока и упрощенную.

Какие способности можно развивать в 5 лет? Важно помнить, что все занятия должны проходить в игровой форме. Не заставляйте малыша выполнять задания, которые кажутся ему неинтересными, лучше найдите другой способ подачи информации. В 5 лет вы можете развивать у ребенка:

  • внимание. Учите малыша выполнять более сложные инструкции, переключать внимание с одного вида деятельности на другой;
  • восприятие. Решайте головоломки, помогающие различать цвета, формы, свойства предметов. Учите воспринимать большее количество оттенков. Расставляйте игрушки по увеличению размера и по уменьшению;
  • мышление. Побуждайте ребенка размышлять, делать выводы, группировать предметы, находить в них общие черты и различия. Предложите ему проанализировать причину того или иного события, понять, что было в начале, а что произошло потом;
  • память. Малыш в 5 лет способен запомнить 5–6 предметов. Память пока непроизвольна, то есть ребенок запоминает то, что взволновало его и заинтересовало. К примеру, он помнит только название тех месяцев, на которые приходятся дни рождения членов семьи. Уже в этом возрасте вы можете отметить, какой вид памяти развит лучше всего: зрительный, слуховой, механический или эмоциональный;
  • речь. Работайте над четким произношением шипящих звуков, правильным построением фразы. Развивайте фонетический слух малыша, учите его угадывать предметы по звуку;
  • воображение. Развить его помогут любые игры, которые заинтересуют ребенка. Поощряйте интересные задумки малыша, вместе придумывайте сказочные истории.