Как воспитывать ребенка в разном возрасте: 4 важных этапа

Физическое развитие малыша по месяцам, центильные таблицы соответствий норме. Особенности возраста, умения и навыки, приобретенные в этот период. Правила основных измерений в домашних условиях.

От рождения до лет

В этот период в малыше закладываются основные черты характера и нравственного поведения, уровень активности и любознательности, а также проявляется первый интерес к жизни. И всё это зависит от его окружения (семьи).

От рождения до лет
От рождения до лет

В этом возрасте не стоит запрещать и наказывать, попробуйте вариант отвлечения внимания. Если вы заметили, что малыш хочет сделать что-то опасное, не кричите, попробуйте сделать напуганное лицо или резко (но не громко) издайте испуганный возглас.

От рождения до лет
От рождения до лет

Малыш быстрее поймёт такое объяснение, эмоциональное. До 5 лет постарайтесь исключить запреты и крики, не подавляйте малыша. Иначе вы рискуете на всю жизнь подавить в нём активность и целеустремлённость.

От рождения до лет
От рождения до лет

В этом возрасте малыши копируют поведение взрослых, поэтому не стоит требовать от ребёнка не делать того, к чему сами привыкли.

Особенности дошкольного развития детей

В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу.

На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.

Особенности дошкольного развития детей

С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно.

Теперь давайте более подробно остановимся на упомянутых выше аспектах развития детей в дошкольном возрасте.

Задачи физического воспитания

Физическое воспитание детей ставит перед собой три основные задачи:

1. В основе физического воспитания лежит оздоровительная задача, направленная на укрепление жизненных сил и возможностей тела, а также укрепление функций организма. Благодаря занятиям физическими упражнениями и спорту улучшается здоровье, совершенствуется тело и повышается работоспособность детей.

Все системы организма ребенка при рождении несовершенны, функции всего организма слабы, именно поэтому дети чаще взрослых болеют. В связи с этим так важно заниматься укреплением здоровья посредством физического воспитания. Кости, связки и суставы нуждаются в особом внимании и развитии, так как именно они защищают спинной и головной мозг, а также внутренние органы от повреждений.

У детей, а у малышей особенно, мышцы очень ослаблены, именно поэтому необходимо уделять достаточное время для развития всех групп мышц. Окружающий мир полон постоянно меняющихся нагрузок, и укрепление сердечно-сосудистой системы способствует приспособлению к таким изменениям.

Родители должны научить ребенка правильному дыханию, так как ритм дыхания у детей легко нарушается и очень неустойчив. Кожа, которая охраняет внутренние органы, также нуждается в защите, поэтому следует сохранять ее от повреждений и активно развивать ее функции.

Физические упражнения способствуют укреплению нервной системы, развитию эмоционального торможения, благодаря им развиваются все органы чувств и совершенствуются различные нервные процессы.

2. Физического воспитания детей позволяет решить ряд образовательных задач. Благодаря физическим упражнения ребенок не только приобретает необходимые двигательные навыки, развивает физические качества, но и приобретает правильную осанку и учится навыкам гигиены.

Занятия спортом знакомят детей с окружающей средой и физическими процессами, происходящими в природе. Езда на велосипеде и на лыжах позволяет узнать больше о силе ветра, а плавание знакомит ребенка с рядом свойств воды.

Ребенок, выполняющий физические упражнения верно, развивается активнее, а грамотно сформированные двигательные навыки и умения экономят его силы. Прочно сформированные физические навыки помогают в непредвиденной обстановке, в играх.

От взрослых необходима помощь ребенку в обучении основным элементам спортивной гимнастики, спортивных игр. Если ребенок будет знать, как играть правильно и полезно для здоровья, он полюбит физические упражнения.

Физические качества необходимо развивать с самого рождения. Ловкость, умение держать равновесие, выносливость, формирующиеся в процессе занятий спортом, помогут достичь результатов и в повседневной жизни. Красивая осанка, умение правильно держать себя и управлять своим телом обеспечивают стабильное и правильное функционирование внутренних органов и организма в целом.

От формирования привычек личной гигиены зависит крепкое здоровье, поэтому этой части физического воспитания необходимо уделить особое внимание. Дети должны знать о пользе гигиены, физических упражнений, о методике их проведения.

3. Воспитательная задача физического воспитания заключается в развитии у ребенка правильного понимания того, для чего необходимо уделять время физическим упражнениям изо дня в день, а также строго соблюдать режим дня. Необходимо рассказать ему, что занятия спортом и постоянность в их выполнении помогут ему укрепить здоровье и улучшить эмоциональное состояние.

Такие положительные черты характера, как умение организовать свою деятельность, самостоятельность, дисциплинированность и ответственность формируются не только в процессе обучения и общения, но и во время физических занятий, построенных по всем правилам.

Физическое воспитание позволяет развить такие важные и необходимые для взрослой жизни нравственные качества, как справедливость, чувство команды, бережное отношение к вещам. Быть смелым, настойчивым, уверенным в своих силах учат занятия спортом.

Лучше воспринимать новые знания и запоминать их помогают стабильная деятельность нервной системы, работа которой стабилизируется в процессе физических занятий.

Здоровый ребенок с здоровым телом проще ориентируется в окружающем мире, а поэтому может познавать новое быстрее и проще.  Это не может не сказаться на умственном развитии ребенка.

Заряд положительных эмоций, которые дети получают во время занятий физическими упражнениями, очень благотворно влияют на весь организм и обеспечивают быстрое и прочное формирование всех необходимых для жизни двигательных умений и навыков.

Эстетическое воспитание также невозможно без физического, так как во время занятий спортом ребенок учиться понимать и правильно оценивать красоту человеческого тела, поз, движений.

Воспитание детей от до лет

Этот возраст особо отличается своею любознательностью. Постоянные вопросы: «Что?» и «Почему?». Физически дети уже могут многое – и даже выражать своё мнение. Тут главное – проявить терпение и постараться отвечать на все вопросы (часто они задают одни и те же вопросы, будьте спокойны в таких случаях). Ещё у ребёнка меняется окружение: дети во дворе и детский садик. Появляются любимая музыка, мультфильм, занятие. Вам как родителям необходимо следить за всем и объяснять вещи, с точки зрения морали. Ребёнок должен осознавать, где добро и зло, где хорошо, а где плохо. В этом возрасте дети впитывают в себя невероятное количество информации.

Мифы о раннем развитии малышей до года

К сожалению, есть родители, которые избегают младенческих занятий из-за предубеждений и недостатка информации. Но на практике истинной причиной нежелания уделять время малышам в плане развивающих игр является чаще лень, и нежелание развиваться самим. Почему это так? Давайте сопоставим мифы с реальностью.

Стереотип

Реальная картина

Стандартные программы обучения переносятся на ранний возраст Младенческие занятия не имеют ничего общего со школьным или даже детсадовским обучением. Их задача – создать благоприятные условия для раскрытия потенциала малыша, двигательного и сенсорного развития, психологического и физического здоровья.
Западная «модная» концепция Новации в этой области применяются повсеместно по всему миру и доказали свою эффективность, внеся вклад в мировую систему образования.
Нет необходимости Практика показывает, люди, родители которых применяли методики раннего развития, более успешны, способны и приспособлены добиваться больше. Они опережают сверстников в детстве, подростковом возрасте и взрослой жизни.
Дорого Сейчас все качественные детские игрушки стоят денег, и лучше потратить их с толком. Кроме того, есть масса вариантов сделать развивающие игрушки самостоятельно и быстро, используя недорогие, безопасные материалы.
Дети лишаются детства Малыши любознательны и им нравится все новое. Ни одна из методик для новорожденных не строится на принуждении, наоборот, на интересе и позитивных эмоциях.
Нет идеальной методики, которой можно строго следовать Не всем подходит одна и та же, каждая методика – это общие рекомендации, а не неуклонная инструкция. Никто не запрещает использовать лучшие элементы разных методик, подбирая их индивидуально для своего ребенка.
Читайте также:  Как объяснить ребенку, что родители разводятся: советы психолога

Факторы, влияющие на особенности поведения ребенка

Помимо врожденных черт характера и темперамента, определяя особенности поведения ребенка, можно выделить две взаимосвязанных стороны в развитии ребенка:

  • Физиологическое развитие, включающее в себя удовлетворение физиологической потребности в физическом комфорте, пище, движениях и впечатлениях, которые необходимы для развития нервной системы. В рамках проводимых исследований было установлено, что удовлетворение физиологических потребностей ребенку необходимо, но не является достаточным для его полноценного развития;
  • Эмоционально-личностное и когнитивное развитие ребенка, которое опирается на соответствующую конкретно-культурную модель общества. Современные психологи говорят, что особенности поведения ребенка в большей мере определяются влиянием культурных и индивидуальных особенностей матери.

Как формируются особенности детей

Отправной точкой в формировании индивидуальных особенностей ребенка служит психотип, который является наследственным фактором. Уравновешенный, спокойный малыш сможет быстрее научиться читать, поскольку имеет склонность к кропотливой работе. В то время как подвижный, гиперактивный его товарищ раньше начнет ходить, будет обладать развитым телом.

Немаловажное значение имеют условия, в которых растет и развивается дошкольник. Желательно, чтобы дитя постоянно находилось в процессе активного познания – дома были развивающие игрушки для обучения и умственного воспитания, в детском саду много друзей, а мама старалась регулярно проводить с ним время. Если отпрыску не уделяют внимания, не следят за потребностями, он станет отставать от сверстников.

Кроме обеспечения условий для становления личности важную роль играет педагогическое воспитание. Желательно, чтобы детский сад и семья работали в едином направлении, внушая подопечному одни и те же ценности, стандарты поведения. Тогда дошкольник не только научится вовремя читать, считать, освоит другие важные навыки. У него будет достаточная база для нравственной, эмоциональной эволюции – умения сопереживать, выражать свою любовь, сдерживать агрессию.

Принципы учета особенностей детей

Перечисленные выше свойства нервной системы крайне редко можно уместить в определенный тип нервной деятельности. В большинстве случаев детская психика является отражением сразу нескольких типов. Именно поэтому так важно строить программу обучения и воспитания на учете как общих  сведений о темпераментах, так и личных наблюдений.

Изучая индивидуальные особенности детей, обращать внимание нужно на все – включая физическое состояние, которое существенно влияет на поведение и способность концентрировать внимание. Педагогу важно знать о недавно перенесенных недугах и их влиянии на ребенка, об особенностях его нервной системы, состоянии зрения.

Принимая во внимание все эти факторы, можно будет правильно распределять физические и умственные нагрузки, добиваясь от ребенка максимальной работоспособности.

Не менее важен анализ познавательной деятельности. Понимая возможности памяти ребенка, осознавая его увлечения и способности к тем или иным видам деятельности, можно будет построить индивидуальный подход к обучению. Таким способом можно будет добиться максимального развития интеллектуальных способностей ребенка, усилить его слабые стороны. Педагоги должны обращать внимание и на чувственно-эмоциональную сферу детей. Поведение малышей, которые болезненно реагируют на критику, проявляют повышенную раздражительность и не способны наладить дружественные связи со сверстниками, нужно корректировать. Понимание особенностей их характера позволит искоренить отрицательные качества и помочь найти способ приобщить их к коллективной деятельности.

Изучая индивидуальные особенности детей, необходимо принимать во внимание особенности их быта и семейного воспитания, так как эти факторы оказывают серьезное влияние на развитие и обучение.

Отметим, что только глубокий анализ и учет личных особенностей ребенка станет надежным подспорьем в создании условий для его гармоничного развития и обучения.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

На каждом этапе развития ребенка и формирования его личности педагогами ведется учет природных качеств. Воспитатель позволяет подопечным самостоятельно выбрать себе занятие, чтобы провести время с пользой – некоторые рисуют, другие собирают пазлы, играют в куклы. Со временем у детей появляются другие интересы, которые педагог должен четко отслеживать.

Дошкольник, поступая в первый класс, получает характеристику из сада, в которой воспитатель указывает индивидуальные особенности выпускника. На основании полученной информации учитель старается найти собственный подход к младшему школьнику. Некоторые учебные заведения практикуют дифференциацию – когда учащихся группируют согласно их индивидуальным качествам.

Обхват груди

Этот вспомогательный показатель помогает определить пропорциональность развития малыша. Проводить сантиметровую ленту нужно по нижним углам лопаток и нижним краям ореолов (околососковых кружков).

В возрасте 1−6 месяцев ежемесячная прибавка должна составлять 2 см, в 6−12 месяцев — 0,5 см. Также можно воспользоваться центильными таблицами. При оценке результатов всех измерений необходимо помнить об индивидуальных особенностях малютки.

Окружность грудной клетки мальчиков от 0 до 12 месяцев, см

Возраст, мес / центиль 3 10 25 50 75 90 97
0 31.7 32.3 33.5 34.8 36.6 36.8 37.8
1 33.3 34.1 35.2 36.5 37.9 38.9 40.2
2 35.0 35.7 36.9 38.3 39.8 40.8 42.0
3 36.5 36.5 37.2 38.4 39.9 41.6 42.7
4 37.9 38.6 39.8 41.4 43.4 44.6 45.9
5 39.3 40.1 41.2 42.9 45.0 45.7 47.6
6 40.6 41.4 42.5 44.3 46.3 47.6 49.0
7 41.7 42.5 43.6 45.5 47.5 48.9 50.1
8 42.7 43.5 44.6 46.4 48.5 49.9 51.1
9 43.6 44.4 45.4 47.2 49.3 50.8 52.0
10 44.3 45.1 46.1 47.9 50.0 51.4 52.8
11 44.8 45.6 46.6 48.4 50.6 52.0 53.5
1 год 45.3 46.1 47.0 48.7 51.0 52.5 54.1

Окружность грудной клетки девочек от 0 до 12 месяцев, см

Возраст, мес / центиль 3 10 25 50 75 90 97
0 31.0 32.0 32.8 34.0 35.2 36.0 37.0
1 33.0 34.0 34.9 35.9 37.1 38.1 39.0
2 34.6 35.6 36.6 37.7 38.8 39.9 40.9
3 36.3 37.3 38.3 39.4 40.5 41.4 42.8
4 38.0 38.9 39.8 40.9 42.1 43.0 44.3
5 39.5 40.3 41.2 42.3 43.5 44.5 45.7
6 40.7 41.6 42.4 43.5 44.7 45.8 47.1
7 41.8 42.7 43.6 44.6 45.8 47.2 48.5
8 42.8 43.7 44.6 45.7 46.9 48.3 49.8
9 43.6 44.5 45.5 46.6 47.8 49.3 50.9
10 44.3 45.2 46.2 47.2 48.6 50.1 51.7
11 45.0 45.8 46.8 47.8 49.3 50.8 52.3
1 год 45.5 46.3 47.2 48.3 49.9 51.4 52.8

Взрослый для детей— абсолютный авторитет. Формирование самостоятельности нельзя превращать во вседозволенность. Важно научить малыша моментально реагировать на слово «нельзя». Взрослые должны четко разграничивать сферы допустимого, использовать разную интонацию, чтобы закрепить у дошкольника правильную реакцию. Если малыш делает что-то опасное или вредное, нужно его отругать, но не кричать, а только изменить интонацию на строгую. Крика он испугается, а строгий тон вызовет у него ощущение дискомфорта. Он будет стараться избегать его и быстро поймет, какие поступки вызывают негативную реакцию.

Психология ребенка в 2 года позволяет сформировать понимание авторитета, которому нужно подчиняться. Чтобы добиться этого, начинать очерчивание границ нужно сразу, как только малыш начнет ползать и его поле деятельности значительно расширится. Сформировать авторитет взрослого следует до посещения детского сада— это поможет малышу легче адаптироваться к необходимости следовать указаниям воспитательницы.

Как помочь развить ребенку речевые способности?

Существует всего несколько способов, которые могут повлиять на речевые возрастные особенности детей 4-5 лет. В первую очередь, следует не поднимать панику, когда ребенок не говорит при достижении этого возраста, а попытаться избежать этой ситуации. С самого момента рождения с малышом следует разговаривать обо всем, что происходит с ним вокруг. Родители делают огромную ошибку, когда оставляют свое чадо одного, занимаясь своими делами. Из-за этого он может стать замкнутым в себе.

Как помочь развить ребенку речевые способности?

Следует постоянно своим детям читать книжки, стихи и сказки. Лучше всего, одновременно показывать на картинках то, о чем идет речь в данный момент времени. Учеными было доказано, что зрительная память у малышей развита в несколько раз лучше.

Также не стоит пренебрегать садиком в раннем возрасте, особенно если ребенок постоянно находится с мамой и не общается со своими сверстниками. Дети лучше начинают развиваться, глядя на таких же людей, как и они. Идеальный возраст для похода в дошкольное учреждение составляет 1,5-2 года. Каждый родитель должен вести учет возрастных особенностей детей 4-5 лет, рекомендуется ежемесячно записывать, насколько увеличивается его словарный запас и отмечать, есть ли прогресс в данный момент времени.

Развитие и воспитание ребенка по возрастам

На пути от слабого, полностью зависимого существа до полноценного члена сообщества нужно пройти несколько кризисных периодов.

Возрастные особенности детей родители должны правильно понимать и оценивать:

  • телесное развитие – это незатихающий процесс с индивидуальными сроками каждой фазы;
  • возрастные рамки совершенствования интеллекта, самосознания очень широки;
  • в основе становления личности лежат воспитательные способности родителей, материальные, социальные, образовательные, экологические и множество других факторов.

На разных возрастных этапах нужно постоянно присматриваться к особенностям, присущим конкретному ребенку. Знание общих принципов развития подсказывает истинные причины того или иного поведения молодого поколения. Помня об этом, легче прийти к взаимопониманию, облегчить адаптацию детей в мире взрослых.