Как смириться с тем, что родители стареют

Данную статью я не зря начала с подобного рассказа. Детские страхи не должны быть игнорированы. Распознать наличие страхов у ребенка вовремя — очень важно! Я не призываю к намеренному выискиванию пугающих вещей, ситуаций у Вашего чада, но лишним не будет, если без внимания не будут оставлена эмоциональная сфера ребенка, тем более, если она «подает сигналы бедствия».

Что такое страх?

Этот раздел будет совсем небольшим. Нам он необходим для дальнейшего ориентирования в обсуждаемой проблеме. В нем мы разберемся, что же такое страх, какие его функции и чем он отличается от тревоги.

СТРАХ — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называетсятревогой. Если страх связывается с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, он может стать фобией (навязчиво возникающие состояния страха). Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта(панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).

(Психологический словарь)

Как определить, что ребенок боится детей?

Изначально нужно определить, действительно ли есть проблемы с общением или родители предъявляют завышенные требования к чаду, например, сравнивая с собой. Такие случаи часто отмечаются психологами, когда некоторую работу нужно проводить со взрослыми, чтобы они пересмотрели свое отношение к ситуации.

Взрослые должны понимать, что все не могут быть «душой компанией», быстро идти на контакт, мгновенно преодолевать стеснение и адаптироваться к новым условиям. Многое зависит от темперамента ребенка, характера, эмоционального состояния, возможных переживаний, общего воспитания.

Признаки развития проблем

Если рассматривать поведенческие особенности ребенка, свидетельствующие о проблемах при общении с другими детьми, о развитии страха, то выделяют следующие:

  • По внешним признакам заметно беспокойство, например, расширяются зрачки, могут наблюдаться непроизвольные движения, подергивания конечностей, мышц лица, возможно проявление нервного тика. Некоторые детки начинают дрожать, бледнеют, потеют, грызут ногти, берут в рот пальцы, какие-то предметы.
  • Ребенок стремится спрятаться. Он может прятаться за родителей, а иногда просто укрываться ото всех, например, залезать под кровать или затаиваться в местах, где его никто не видит.
  • Эмоциональные изменения. Это касается истерик, плача, проявления агрессивности или чрезмерной замкнутости, когда практически прекращается контакт с близкими.

Страх перед другими детьми проявляется в отказе общения, а если связь и происходит, ребенок веет себя неестественно, заметно его психологическое напряжение.

Почему появляются детские страхи?

Присутствие в жизни ребенка неприятных впечатлений заставляет его испытывать страх. Важным условием гармоничного развития личности является преодоление фобий еще в детском возрасте. Родители должны помочь своему чаду бороться со своими страхами, в противном случае они могут испортить всю жизнь, так как негативно отразятся на психологическом здоровье человека.

Наиболее выражены детские страхи у дошкольников, так как в это время интенсивно развивается когнитивная сторона личности ребенка.

Малыш уже более осознанно начинает понимать, что вокруг существует много опасностей. В это время преобладают фобии, которые основаны на инстинкте самосохранения. У детей школьного возраста, особенно у подростков, страхи имеют социальный характер.

Возрастные страхи чаще всего встречаются у тревожных, мнительных, эмоционально чувствительных детей с врожденной нервозностью. Большую роль играет в этом семья. На возникновение страхов влияют следующие ситуации:

  • Фобии родителей.
  • Гиперопека.
  • Авторитарный стиль воспитания.
  • Единственный ребенок в семье.
  • Душевные травмы, испуг.
  • Повышенные нервно-психические нагрузки мамы, ранний выход на работу.
  • Неполные семьи.

Детская практическая психология выделяет следующие основные причины появления страхов:

  • Конкретный случай, который произошел в жизни малыша и сильно напугал его. Ребенок может начать бояться после того, как его укусила собака, он застрял в лифте, попал в аварию. После этого может появиться стойкая фобия. Последствия характерны для детей с повышенной мнительностью, неуверенных в себе и с заниженной самооценкой.
  • Детские фантазии, воображение, которые способствуют тому, что дети выдумывают монстров, чудовищ под кроватью. Есть малыши, которые сразу забывают о них после того, как им приснится кошмарный сон, а другие наотрез отказываются оставаться одни в комнате.
  • Часто повторяющиеся скандалы, негативная обстановка в семье, отсутствие понимания, поддержки и заботы становится причиной повышенной тревожности ребенка. Со временем развиваются различные фобии.
  • Негативный опыт общения со сверстниками. Если ребенка обидели в садике или школе, он может наотрез отказываться посещать учебное заведение.
  • Наличие неврозов. Это заболевание находится в компетенции докторов. Основными симптомами недуга является наличие страхов, которые не соответствуют возрастной категории малыша или имеют патологические проявления.
Читайте также:  Прописка новорожденного. Как прописать новорожденного ребенка \ Что нужно знать родителям?

Страх становится причиной сильного эмоционального напряжения детей. Это проявляется такими изменениями в поведении, как заторможенность, импульсивность, непредсказуемость. Если малыш боится чего-то, то это говорит о том, что он не может сам справиться со своими чувствами, не может их контролировать.

Для каждой возрастной категории характерны определенные виды фобий. Их проявление зависит не только от возраста, но и от пола ребенка.

Какими бывают детские страхи

Психологи уверяют, что 95% иррациональных страхов, которые испытывают взрослые люди в своей ежедневной рутинной действительности, «растут» из детства. Это некие обстоятельства или эмоции, с которыми мы столкнулись, скорее всего, в возрасте около 4-6 лет (возраст, когда наиболее интенсивно развивается центральная нервная система у ребенка), и которые по тем или иным причинам мы не смогли вовремя и адекватно перерасти, пережить и эмоционально «отработать».

Интересно, что детские страхи (как, впрочем, и взрослые) можно условно разделить на несколько типов:

  • Нулевые страхи.
  • Реальные (иначе говоря — рациональные, логически объяснимые страхи).
  • Иррациональные страхи (иногда их также именуют невротические, но пусть это слово не пугает вас раньше времени).

Ясное дело, что в научных справочниках по медицине и психологии классификация страхов представлена куда более витиевато и подробно, но для общего понимания, откуда у ребенка вдруг взялся страх темноты, или «завелся» некрасивый «бабайка» под кроватью, и нашего «примитивного», упрощенного списка вполне хватит.

Страх время от времени испытывает каждый человек – это абсолютно нормальная реакция организма, которая нередко бывает продиктована ни чем иным, как инстинктом самосохранения. Если ваш ребенок иногда чего-то пугается – это совершенно нормально. А вот если ребенок ведет себя наоборот: никогда ничего не боится, не пугается даже в моменты объективной опасности — вот это должно родительское сердце насторожить. Как правило, полная неспособность испытывать страх говорит о серьезной патологии в работе мозга ребенка.

Но страх страху — рознь. Расскажем о них подробнее!

Нулевой страх – самый «простой», короткий и понятный. Его природа всегда одинакова и у детей, и у взрослых (и даже у большинства животных). Легче всего понять его на подобном примере: неожиданно раздается громкий резкий звук (хлопок, выстрел, звук падения или удара, громкий крик), и мы все мгновенно вздрагиваем, делаем быстрый глубокий вдох, подпрыгиваем или инстинктивно приседаем и т.п. Как правило, следующей реакцией за нулевым страхом будет либо такая же мгновенная стабилизация эмоций, либо физический порыв – например, убегание. Нулевой страх всегда внезапный, но как только наш мозг находит ему хоть какое-то объяснение, он тут же перерастает в другие реакции – мы успокаиваемся (если понимаем, что никакой угрозы нет), или убегаем, прячемся, пытаемся себя защитить и т.п. Нулевой страх присущ практически всем живым существам, он обусловлен эволюцией и инстинктом самосохранения.

Вторая категория – это реальный страх. В нем тоже нет ничего необычного или тревожного с родительской точки зрения. Скорее, наоборот – опасаясь и пугаясь потенциально опасных вещей и обстоятельств, ваш ребенок тем самым защищает себя, и это совершенно нормально. Страхи этого типа приобретаются нами с опытом и знаниями, и, как правило, влияют на нашу жизнь скорее положительно, нежели негативно. Например, ребенок может бояться слишком крутой и высокой снежной горки, потому что он уже набивал себе шишки на горках поменьше и знает, каково это… Или, скажем, ребенок может бояться больших собак, потому что однажды ему уже довелось пережить нападение и укус собаки… Страх вполне реальный, и причина его возникновения совершенно логична.

А вот когда ребенок до дрожи в коленках боится собак (любых, даже нарисованных!), но при этом в его жизни никогда не случалось никакого негативного инцидента, связанного с собаками – вот такую реакцию психологи называют иррациональным страхом. У такого детского страха нет логической причины и рационального объяснения.

Более того — зачастую под «маской» иррационального детского страха скрывается совсем другая эмоция, которую ребенок в силу разных причин не может адекватно выразить, проявить. Именно поэтому родителям крайне важно уметь понимать детские страхи.

Что мы испытываем, когда осознаём старение родителей

Человеческая психика устроена сложно, и разные люди реагируют по‑разному. Но если оценивать отклик в среднем, это, скорее всего, будут следующие чувства.

Читайте также:  10 советов, как помочь ребенку в математике

Страх потери

Это очевидная эмоция. Вы понимаете, что однажды родителей может не стать. Не просто знаете как некий биологический факт, а глубоко осознаёте, и это ранит.

Когда мы говорим о близких, этот страх неизбежен. И заключается он в потере стабильности. Если родители ассоциируются с помощью и поддержкой (такое не всегда бывает, но всё же), человек будет бояться этого лишиться. А ещё он начнёт переживать относительно того, каким станет его взаимодействие с этим миром без конкретных людей, к которым он привык.

Дмитрий Соболев

Страх смерти

Старение родителей напоминает нам, что и мы не вечны. Конечно, все мы это знаем, но не до конца осознаём. Как у Бродского: «Смерть — это то, что бывает с другими». Когда приходит настоящее понимание, мы начинаем беспокоиться не только за близких, но и за себя.

Страх собственного угасания

Люди в годах могут жить насыщенной жизнью, быть активными и бодрыми. Но это не отменяет некоторых возрастных факторов.

Старение родителей напрямую показывает нам то, что и мы не молодеем. Становится страшно, что нам тоже, возможно, скоро будет непросто ходить в походы, начнут беспокоить колени, мы будем предпочитать тёплый вечер дома другим активностям. И что нам может не хватать на что‑то сил.

Юлия Панфилова, психолог

Страх потери контроля

Тревога может проявляться в разных аспектах. Это и беспокойство из‑за того, что не удаётся всё контролировать, и боязнь, что что‑то случится, а вы не сумеете помочь. Например, вы не можете быть с родителем рядом каждую минуту. А если и можете, то не получится защитить его от всего, если нужно вмешательство специалистов. Головой это легко понять, но страх никуда не девается.

Как преодолеть страх

Игры в доктора помогут преодолеть страхи

Первый человек, способный повлиять на ребенка перед посещением врачей, — это мама, папа или другие родственники, принимающие активное участие в воспитании малыша. Мы собрали 9 методов от психолога, которые помогут преодолеть фобии.

  1. Играем в доктора

Можно полечить зубы мишке или кукле. А еще можно поиграть с мамой. Мама в роли пациента должна показать, как она рада, что у нее теперь такие красивые и здоровые зубки.

  1. Рассказываем про зубного врача

В первую очередь он помогает сделать зубки здоровыми. В кабинете стоматолога есть много интересных помощников — жужжащих машинок. Если у ребенка уже был опыт посещения стоматолога, можно вместе нарисовать кабинет врача.

  1. С годовалыми малышами не теряйте самообладания

Дети чувствуют настроение матери, и ваше волнение легко передастся ребенку.

  1. Придумайте сказку

Это может быть история о том, как зайка боялся стоматолога, потому что у него в кабинете столько неизвестных приборов. Потом у зайки разболелся зубик, а врач и его помощники-приборы(можно придумать имена основным из них) помогли ему. И с тех пор он перестал бояться.

Как преодолеть страх

Полезный совет!  Посмотрите чудесный советский мультик «Птичка Тари».

  1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Не нужно говорить: «А вон мальчик, смотри, не плачет, какой он храбрый. А ты…».  Это только усугубит ситуацию, и слезы станут сильнее.

  1. Наградите ребенка за храбрость после посещения врача

Это может быть небольшая игрушка, поход в любимое место. А, может, вы дадите ему грамоту или медаль!

  1. Покажите ребенку собственный пример. Если есть возможность, возьмите сына или дочь с собой на осмотр к врачу( без лечения и ненадолго). Покажите, что вы спокойны, позитивно настроены.
  2. Если есть возможность, сходите на прием к платному специалисту

Они обычно с большим пониманием относятся к страхам детей. И стараются малышам все показать и объяснить.

  1. Выбирать время приема так, чтобы ребенок был сытым и выспавшимся

Прием не должен длиться очень долго. Если есть необходимость лечить сразу 2-3 зуба, сделайте 2-3 визита к врачу.

Коррекция страхов с помощью рисования

Во время рисования ребенок выражает свои эмоции. Рисунок является своеобразным зеркалом, отражающим особенности характера, интересы, увлечения дошкольника. Поэтому психологи считают коррекцию страхов у детей дошкольного возраста с помощью рисования эффективным методом. Когда ребенок рисует объект, вызывающий у него страх, уменьшается его тревожность, спровоцированная ожиданием страшного. Дошкольник не будет бояться рисунка, так как нарисованный страх неопасен, ведь это нечто уже случившееся.

Продолжительность рисования не должна превышать 20-30 минут. Ребенок сам должен выбирать: нарисовать ему один свой самый большой страх или несколько, вызывающих меньшую боязнь.

Настройте дошкольника на рисование. До того как ребенок начнет рисовать свои страхи, предложите ему изобразить что-то на нейтральную тему, например, любимых животных или свою семью. По последнему рисунку психолог может определить, какие отношения у малыша с родителями и близкими.

Перейдите к теме страхов. Предложите ребенку нарисовать рисунок на тему «Страшный сон» или «Чего я боюсь». В случаях, когда дошкольник не знает, как изобразить свой страх, взрослый может подсказать ему. Если малыш отказывается рисовать свои страхи, то это значит, что он их отрицает, в таких ситуациях скорректировать фобию будет непросто.

Читайте также:  Допускается ли совместный сон с ребенком

Проанализируйте рисунки. Обратите внимание, какие цвета преобладают на рисунке. Если в основном черные и серые тона, то это показатель того, что дошкольник находится в подавленном состоянии. Когда психика ребенка не в состоянии справиться с большим количеством страхов, она проявляет это сниженным настроением. Если малыш рисует конкретные объекты или явления, пугающие его, то это показатель того, что он готов преодолеть свой страх.

Обсудите рисунки. Поговорите с ребенком о том, что он нарисовал, выразите ему свое одобрение, что он смог побороть свой страх, и изобразить его.

Сделайте страх смешным. Обсуждая с дошкольником его рисунок, постарайтесь описывать изображенное с юмором. После чего спросите у малыша страшно ли ему. Если ребенок больше не боится того, что нарисовал, обязательно похвалите его. А если фобия еще осталась, то она стала намного слабее, главное, что ребенок чувствует поддержку взрослых. Независимо от результата коррекции скажите малышу, что он хорошо справился с заданием.

Закрепите результат. В завершении процесса коррекции предложите ребенку нарисовать рисунок на тему «Кем я хочу быть». Он изобразит свое будущее без страха. Это поможет малышу почувствовать себя уверенным и самостоятельным.

Коррекция страхов должна проходить в присутствии мамы или папы, чтобы ребенок чувствовал поддержку близких людей, в такой атмосфере легче справляться с фобиями. Страхи, преодоленные в детстве, не окажут негативного влияния на жизнь человека в дальнейшем. 

Что важно учитывать в борьбе со страхами

Необходимо подключать все известные вам методы: игровую терапию, сказкотерапию, арт-терапию (лепка, рисование, аппликации), дружеские беседы

  1. Любовь, теплота, искреннее участие родителей в решении проблем со страхами в половине случаев устраняют испуг на корню.
  2. Нельзя ругать и идти от противного — заставляя малыша преодолеть страх насильно. Поможет только мягкое объяснение и поощрение ситуаций, где у малыша получается справиться с испугом по личной инициативе.
  3. Необходимо подключать все известные вам методы: игровую терапию, сказкотерапию, арт-терапию (лепка, рисование, аппликации), дружеские беседы.
  4. Не следует ждать быстрого эффекта. Борьба с боязнью — это кропотливый процесс, требующий большой моральной отдачи от родителей.
  5. Если у вас что-то не получается и страх малыша перерастает в фобию, обязательно обратитесь к специалисту.

Методики борьбы со страхами: Сказкотерапия детских страхов Коррекция детских страхов с помощью арт-терапии Избавление от страхов с помощью игр. Примеры

А лучше всего: создайте дома безопасную атмосферу. Ребенок должен видеть всегда уверенного отца и нежную заботливую маму. Тогда и страхам в его жизни места хватит ненадолго.

Как помочь ребенку побороть свою боязнь

В психологии существует целый раздел – детские страхи и их преодоление. Специалисты помогают родителям решить сложную проблему как бороться с детскими страхами.

  • В первую очередь нужно выявить причину тревожного состояния.
  • Если у малыша хорошо развита фантазия, пусть он придумывает сказки, в которых он смелый и сильный герой.
  • Страх ребенка перед темной комнатой снять очень легко – зажгите ночник.
  • В форме игры учите малыша избавляться от фобий. Например, можно поиграть в больницу или разведчиков.
  • Процесс избавления от фобии длительный и трудный. Он требует терпения от родителей, не может быть и речи о наказании за фобию.
  • Нельзя заменить живое общение просмотром мультфильмов и детских передач. Чаще разговаривайте с ребенком, и в будущем не возникнет проблемы как недопонимание между вами.

Чтобы знать, как побороть страх ребенка, необязательно быть психологом, достаточно быть внимательным и любящим родителем. Постоянные беседы с малышом, игры и тесный эмоциональный контакт помогут на ранней стадии выявить причины фобии и устранить их. В психологии детским страхам уделяется большое значение, ведь очень часто они перерастают во взрослой жизни в настоящую фобию, мешающую нормально жить.

Похожие записиБоязнь неудач и ошибокКак избавиться от страхов и навязчивых мыслей?Боязнь жизни

Важно!

Если на рисунках много негативных элементов, предложите ребенку составить рассказ по картинке и придумать неожиданный поворот: „Что будет, если выглянет солнце?”. Добавьте второго героя („помощника”), — подскажите новые способы поведения в стрессе.

И, конечно, нужно понимать, что интерпретация рисунков не безусловно однозначна. Не стоит, обнаружив 1–2 настораживающих признака («О, ужас, он нарисовал все черным!»), делать выводы и искать решение «страшных проблем». (Кстати, многие малыши предпочитают черный, потому что он очень четкий и контрастный). Для непрофессионального психолога детский рисунок может стать только ориентиром, сигналом понаблюдать за особенностями поведения, присмотреться к определенным склонностям.