Как развивать речь у ребенка в возрасте 2-3 лет?

Когда ваш ребенок заговорит – зависит от множества факторов, не последнюю роль среди которых имеет ваше общение с малышом. Тем не менее, существуют некие усредненные нормы, как может развиваться речь ребенка.

Развитие речи детей 2-лет

В речи ребёнка третьего года жизни должны появляться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т], ну и, конечно,  все гласные. Хотя произношение многих звуков ещё очень далеко от идеала, это связанно с подвижность мышц языка и губ, которые ещё недостаточно развиты. Большинство трудных звуков ребёнок заменяет более лёгкими для произношения. Так, малыш шипящие звуки заменяет свистящими: «цяй» (чай), «зюк» (жук).

Словарный запас ребёнка быстро пополняется, к двум годам и достигает примерно 300 слов, а к трём  годам — до 1000 слов. К третьему году жизни малыш с удовольствием слушает несложные сказки, рассказы, с лёгкостью выполняет простые словесные поручения. К 2,5 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь, фразы зачастую состоят из двух слов «мама дай», «мама пи». Но не стоит бить тревогу, если ваш ребёнок не начал говорить в два года, это все очень индивидуально и зачастую дети начинают фразовую речь к трём годам. Возраст два-три года считается самым критическим и показаться специалисту будет не лишним при отсутствии фразовой речи.

Нормы речевого развития у детей 2-лет

Речь ребенка в 2 года представлена преимущественно звуковыми сочетаниями, отдельными словами и простейшими фразами. Прилагательные и предлоги не используются, фразы часто строятся нелогично. В таком возрасте дети не могут пересказывать услышанный материал.

К двум годам словарный запас ребенка составляет около 300 слов, к концу третьего года жизни это число возрастает примерно в 5 раз. Такая статистика относится к активному словарному запасу, то есть словам, которые ребенок способен произнести сам. Выделяют также пассивный словарный запас, то есть слова, которые ребенок понимает, но не использует – его размер превышает активный словарный запас примерно вдвое.

В 2 года ребенок понимает двухступенчатые инструкции, например: «Сходи на кухню и принеси кружку». Его речь дополняется простыми глаголами, включает слова из двух слогов, но слова из трех слогов произносятся ошибочно.

Почему ребенок не разговаривает в 2,5 года и что с этим делать − узнаете из этой статьи.

Нормы речевого развития у детей 2-лет

К 2,5 годам ребенок пользуется фразами в 2-4 слова. К трем годам в речи появляются предложения, чаще из трех слов. Осваивается множественное число, понятен смысл сложноподчиненных предложений типа «Когда придем домой, то ты должен помыть руки». В этом возрасте ребенок также начинает пользоваться изменением интонации, громкости голоса. Помимо существительных и глаголов используются прилагательные и местоимения, возможно применение предлогов.

В 2-3 года дети должны хорошо произносить гласные звуки и ряд согласных. Допускается нечеткость в произношении шипящих, свистящих, звуков «р» и «л». Речь ребенка по большей части (не менее 60%) должна быть понятна взрослым.

Нормальное речевое развитие ребенка в 2-2,5 года подразумевает следующее:

  • понимание речи – это относится к ее смыслу, обсуждению событий и явлений в различных временах (прошедшее, настоящее, будущее);
  • способность к подражанию – повторение фраз, потешек, коротких стихов;
  • использование многословных и сложных предложений, хотя с точки зрения грамматического строя они могут быть неправильными.
  • речь – основное средство общения со взрослыми людьми, своими сверстниками.

Психологическое развитие ребенка в три года

Нормы развития трехлетнего ребенка в области мышления, интеллекта и социально-эмоциональной сферы также претерпевают изменения. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, пытается проявлять индивидуальность и подражает действиям взрослых. В этот период в малыше формируются нравственные установки, качества характера и дисциплина.

Мышление

Психологическое развитие ребенка в три года

В возрасте трех лет ребенок начинает устанавливать причинно-следственные связи. Малыш начинает осознавать возможные последствия своим действиям, а также ищет объяснения тем или иным событиям.

Кроме того, согласно нормам развития ребенка в три года выделяются следующие познавательные навыки:

  • трехлетка знает и отличает до 10 цветов. Может назвать их или показать на картинке;
  • выполняет действия по просьбе взрослого. Понимает обращенную к нему речь;
  • может собирать несложные пазлы, легко собирает пирамидку;
  • отличает геометрические фигуры, сортирует их по формам и размерам;
  • различает понятия «мягкое-твердое», «холодное-горячее» и т. д.
  • знает времена года;
  • может посчитать до пяти и показать цифры на пальцах;
  • может определить «лишний» предмет на картинке;
  • рисует несложные рисунки: круг, квадрат, цветок, солнце.
  • может срисовывать с образца.
  • также ребенок начинает рисовать самостоятельно, при этом он объясняет, что он нарисовал;
  • может вылепить из пластилина несложные фигурки.

В процессе совместной игры у ребенка также можно заметить ряд новых особенностей:

Психологическое развитие ребенка в три года
  1. игры приобретают ролевой характер — ребенок берет на себя роль мамы, доктора;
  2. ребенок начинает играть по правилам, подражает другим детям, проявляет фантазию;
  3. вводит в игры новых персонажей;
  4. может построить из игрушек башню, домик.
Читайте также:  В каком возрасте отдавать ребенка в футбол

Симптомы ЗРР в раннем возрасте

Ранний возраст – важный этап в жизни маленького человека, когда формируются психические функции, личность, характер. В раннем возрасте (до полутора лет) нормально развивающийся малыш воспринимает речь окружающих его людей и «накапливает» первые слова, необходимые для дальнейшего продуцирования самостоятельной речи. К трехлетнему возрасту, то есть к детскому саду, завершается формирование речевых центров в коре головного мозга, малыш должен владеть достаточных количеством слов родного языка и его грамматическим строем.

Задержку речевого развития детей раннего возраста можно распознать, если они в возрасте 3-4 месяцев не «гулят» и не произносят первых «лепетных» слов. Лепет у детей с ЗРР в раннем возрасте появляется позднее, чем у ровесников, при этом, как правило, количество «лепетных» слов очень малое, они не различаются интонацией.

Уже в раннем возрасте ребенку, который испытывает трудности в продуцировании самостоятельной речи, нужна помощь взрослых.

Специалисты по раннему возрасту указывают на ведущие признаки ЗРР (таблица).

Симптомы ЗРР в раннем возрасте
Возраст Симптомы ЗРР у детей
4 мес.
  • сложности с сосанием;
  • ребенок эмоционально не реагирует на появление родных (не улыбается, не оживляется)
9 мес.
  • отсутствие лепета (ба-ба-ба, па-па-та);
  • неспособность к звукоподражанию
12 мес.
  • отсутствие реакции на свое имя;
  • повышенное слюноотделение;
  • мычание, использование невербальных средств общения
1,5 г.
  • отсутствие первых слов (мама, дай);
  • непонимание простых просьб (дай мишку, иди сюда);
  • сложности с пережевыванием пищи
2 г.
  • неспособность и отсутствие желания повторять за взрослыми;
  • активный словарный запас – до 10 слов;
  • постоянно приоткрытый рот;
  • отсутствие интереса к звучащей речи
2,5 г.
  • активный словарный запас – до 20 слов;
  • незнание частей тела, названий предметов;
  • отсутствие фразовой речи (предложений из 2-х слов, например, «Дай мишку»)
3 г.
  • сложности с пониманием обращенной речи;
  • невнятность активной речи, которую не понимают даже мама и папа и педагоги в детском саду;
  • слишком быстрый темп речи, «проглатывание» окончаний;
  • слишком медленный темп речи, «растягивание» слов;
  • использование фраз из мультфильмов или книг вместо самостоятельной «живой» речи;
  • отсутствие собственной фразовой речи;
  • преобладание зеркальных повторений слов и предложений, которые произносят взрослые или сверстники (эхолалия)

ЗРР и ранний возраст – до конца не изученная проблема современной дефектологии, психологии и неврологии. Сложность заключается в установлении точного диагноза при наличии симптомов, общих для различных отклонений в развитии: ЗРР, алалии, ЗПР; одним из проявлений заболевания является ЗРР при аутизме в раннем возрасте и детском саду.

Родителям необходимо иметь в виду, что у большинства детей с ЗРР сохранный интеллект, они понимают обращенную к ним речь с небольшим отставанием от средней возрастной нормы. Однако достаточно часто родители, встревоженные признаками ЗРР у детей в раннем возрасте, начинают проявлять настойчивость, просят: «Скажи! Повтори! Назови свое имя!» Такой подход в корне неправильный, он является причиной того, что у малыша в раннем возрасте и детском саду формируется так называемый «речевой негативизм», нежелание устанавливать вербальный контакт. Задержка речевого развития в раннем возрасте и детском саду требует создания вокруг ребенка речевой среды, в которой у него появились бы мотивы к говорению. Малышу необходимо, чтобы близкие и другие взрослые говорили с ним, показывали окружающие предметы, называя их, читали книжки, рассказывали сказки, пели песенки, проявляли к нему искренний интерес, а не заменяли «живое» человеческое общение телевизором, компьютерными играми и мобильным телефоном.

Как правильно разговаривать с ребенком

Существует несколько простых правил, как говорить с ребенком. Все они направлены на развитие его речи, а значит, родители должны внимательно отнестись к вопросу.

  • Необходимость в общении.

Есть такой анекдот, когда мальчик до 7 лет молчал, а потом сказал, что каша несоленая. На вопрос «Чего же ты молчал 7 лет?» он ответил, мол, раньше-то все было хорошо. В этой шутке есть доля правды. Пока для ребенка нет потребности или мотивации говорить — зачем ему говорить? Мама и так понимает его крики, лепет, «гульканье»… Поэтому побуждайте его к общению: задавайте вопросы, заучивайте фразы, просите повторить то, что он сказал.

  • Одна тема за один раз.

Сын приносит вам мячик или машинку, чтобы поиграть. А вы спрашиваете, не хочет ли он есть, спать, на горшок. Ему совершенно непонятно, как вообще связаны эти темы. Да и вам не будет понятно, если не вдумаетесь. Попробуйте настроиться на одну волну. Отложите вопросы про горшок и поговорите про мячик, поиграйте с ним. Назовите его цвет, скажите, что мячик большой, красивый, зеленый, новый…

  • Интерес

Важно, чтобы тема была для ребенка интересной. Когда вы настаиваете на каком-то действии в игре, например, просите раскладывать предметы по цветам или складывать пазл, а малышу хочется поиграть с машинками — интереса мало. Играя в то, что ему интересно, малыш будет сопровождать все это звуками, словами, а потом и фразами.

  • Взрослый понимает, что перед ним ребенок.

Для правильного речевого развития важно, чтобы взрослый понимал: это малыш, пусть ему 2 года или 4, но это еще маленький ребенок. Тема разговора нужно выбирать адекватную интересам ребенка. Поддержать разговор по политику и экономику он пока не может. Малыш слышит знакомые слова: машинка, играть, мяч, книга со сказками, кукла. Это стимулирует его к коммуникации на доступную ему тему. Если ждать от него ответа на сложный вопрос, то вы лишь смутите и испугаете малыша.

Развитие речи в домашних условиях

Многие не интересуются, как развивать речь ребёнка, родителям кажется, что это задача логопедов и педагогов. Однако именно взрослые учат говорить детей дома: от первого звука до интересной сказки. Обращение к логопеду требуется только в случае возникновения проблем. Мы развиваем речь детей дома, комментируя свои действия, общаясь между собой и читая малышу книги на ночь.

Читайте также:  Воротник Шанца для новорожденных: отзывы

Если вы не знаете, как развить речь у ребёнка, то воспользуйтесь советами специалистов. Разработано множество интересных игр. Они не будут утруждать родителей, а также помогут в формировании речи детей.

Формируем правильное дыхание

Чтобы правильно сформировать речь маленьких детей необходимо научить их говорить слова на выдохе. Для этого используются специальные тренировки для дыхательной системы. С их помощью у ребёнка получится умещать большее количество слов в одном выдохе. Подойдут следующие занятия:

  • сдувание перьев и лёгких предметов;
  • игра на губной гармошке, флейте или дудочке;
  • пускание мыльных пузырей;
  • надувание воздушных шаров и так далее.

Родители могут использовать всё, во что можно дуть. Тренировки должны быть регулярными.

Работаем над артикуляцией

Как развить у ребёнка правильное звукопроизношение и внятную речь? Уделите внимание артикуляционным занятиям. Они необходимы для развития лицевых и ротовых мышц, а также речевого отдела головного мозга. Артикуляционная гимнастика очень важна для речи маленьких детей. Подойдут следующие игры.

  1. «Весёлая пчёлка». Эти насекомые собирают цветочный нектар при помощи хоботка. Расскажите ребёнку об этом, а потом предложите изобразить пчёлку. Для этого необходимо сложить губы дудочкой и втягивать через них воздух. Не забывайте о поощрениях. Чем дольше малыш будет втягивать воздух, тем лучше.
  2. «Хитрая лягушка». Расскажите ребёнку, как лягушки ловят мух. Они резко вытаскивают язык в разные стороны, а затем прячут его. Попросите малыша изобразить лягушку. Подвижный язык очень важен для формирования развитой речи.
  3. «Быстрый конь». Научите малыша цокать языком, изображая быструю поступь лошадки. Челюсть при этом не должна шевелиться.
  4. «Зоопарк». Если вы не знаете, как развить речь ребёнка в игровой форме, то это упражнение обязательно вам понравится. Покажите малышу, как разговаривают разные животные (кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав», лев – «р-р-рав», кукушка – «ку-ку-ку-ку», ослик – «иааа-иааа»). Пусть кроха изображает разных животных, а вы попробуете угадать.

Развивая речь малыша дома, вы создаёте благоприятную обстановку. Он видит, что обучение – это очень весело и интересно.

Пополняем словарный запас

  1. «Цепь из слов». Всем знакома игра «Города». Но она подходит только тем, у кого уже хорошо развита речь и эрудиция. Играя с малышом, лучше использовать простой вариант, когда нужно называть слова на последнюю букву (арбуз – зуб – бобр – рукав – вафля).
  2. «Поход». Спросите у малыша, чтобы он взял с собой в путешествие на море, в жаркие страны, в лес и так далее.
  3. «Опиши квартиру». Находясь вне дома, попросите кроху рассказать, что находится в спальне, в ванной, на кухне и так далее.

Развиваем речевые навыки

Эти упражнения подходят малышам, у которых уже хорошо развита речь.

  1. «Представь себе». Задайте малышу тему для фантазий, например, «представь себе, что наш кот научился говорить». Пусть он придумает небольшую историю.
  2. «Музей». Пусть кроха проведёт родителям экскурсию по своей комнате, квартире, детской площадке. Задавайте ему вопросы о разных предметах. Пусть расскажет, что это такое и для чего используется.
  3. «Загадки». Загадайте простой предмет. Малыш должен угадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, «это большое?», «это съедобное?».

Если мы развиваем связную речь ребёнка при помощи игр, то это даёт лучший эффект. Кроха увлекается процессом, поэтому упражнения не утруждают его.

Сколько слов должен говорить ребенок в года?

Несмотря на то, что есть общие нормы словарного запаса, следует помнить, что он закладывается в семье, и именно разнообразие и объем общения с ребенком помогают его увеличить.

Также существуют и гендерные особенности, ведь согласно многочисленным исследованиям, девочки начинают говорить раньше мальчиков, и сроки опережения в этом умении могут достигать полугода.

Усредненные нормы и как должен говорить ребенок

На третьем году жизни запас слов среднестатистического ребенка должен составлять около 300 шт., а также из них он должен составлять простое предложение. Но не всегда эти нормы абсолютны, поэтому важно знать, когда стоит обратиться к специалисту, а когда можно дать немного времени доразвиться запоздавшим процессам самостоятельно.

Понять, что речевые навыки формируются, можно по таким критериям:

  • малыш понимает и реагирует на обращенную к нему речь;
  • по просьбе указывает предмет, который был проговорен;
  • понимает слова-действия, например, бежать, идти, принести, вытереть;
  • выполняет просьбу в несколько действий: подними машинку и положи ее на стол, достань книжку и принеси ее маме;
  • использует жесты, предметы, чтобы показать, что хочет донести до взрослого;
  • проявление таких эмоций, как сочувствие, жалость, умение выразить их мимикой;
  • чтобы донести требование, ребенок использует интонацию при проговаривании определенных звуков.

Обратите внимание!

Следовательно, не всегда важно, сколько четко проговоренных слов может сказать ребенок, важно наблюдать, насколько он включается в общение и понимает обращенную речь.

Сколько слов должен говорить ребенок в года?

Таблица возрастных норм развития речи по Комаровскому

Есть достаточно усредненные таблицы возрастных норм, которые позволяют понять, насколько речь ребенка развита.

Возраст Нормы речи
До 1 года Маленький словарный запас простых слов: «мама», «папа», «баба», «дед».
1-1,5 Составление просьб из 1 слова: «дай», «иди».
1,5-2 Развивается активно речь, приходит понимание, что у каждой вещи есть свое название и его нужно использовать для того, чтобы тебя понимали. Подражание тому, как разговаривают взрослые, построение фраз. Словарный запас около 300 слов, среди которых состоящие из нескольких слогов: «машинка», «игрушка», «яблоко» и т.д.
2 Разговор становится эмоционально окрашенным. Присутствует оживленная мимика, жестикуляция, интонация.
2-3 Трехлетка может завести разговор со взрослым, попросить о чем-то, эмоционально рассказать. Путает слоги или заменяет, искажает их. Словарный запас до 400 сл.
Читайте также:  Вредные привычки: список. Как избавиться от вредных привычек

Условия для развития речи

Чтобы подтолкнуть двухлетку к тому, чтобы он разговорился, важно соблюдать определенные условия. Например:

  • создавайте ситуации, в которых нужно активное общение малыша: попросить папу о чем-то, позвать кого-то;
  • не договаривайте предложение, даже если видите, что двухлетка плохо подбирает слова;
  • отмечайте моменты, когда звукоподражание (например, «гав-гав») было заменено словом («собака»);
  • следить за собственной речью, обогащать словарный запас личным примером;
  • выполнять дыхательные и артикуляционные гимнастики;
  • читайте вместе сказки и стишки, обсуждайте прочитанное, описывайте картинки.

Смотрите также:

Что должен уметь ребёнок в 3 года (мальчик и девочка) — памятка для родителей

Психологический портрет

На третьем году жизни ребенок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давления и старается получить максимум свободы. Необходимо стараться дать ему больше прав, но вместе с тем пояснить, что у крохи появились определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить конструктор, помыть руки. Важно не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия для того, чтобы он захотел выполнить это сам. Перечислим характерные психологические особенности детей 2-3 лет:

ИНТЕРЕСНО: какая психология у ребенка в 2 года?

  • нервная система уже может противостоять стрессам, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него реже бывают истерики, психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
  • удлиняется период бодрствования до 7 часов;
  • появляется настойчивость, вырабатывается терпение, целеустремленность;
  • он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: истерики у ребенка в 3 года: причины и лечение

Ребенок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстегивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.

Также этот период характеризуется стремлением к социализации, поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых. Замечено, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:

  • перенимать стиль поведения общества, выполнять правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
  • повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности.

Стремление быть полностью самостоятельным является характерным признаком ребенка-трехлетки

Знакомое многим мамам стремление что-то сделать самостоятельно никуда не исчезает, ребенок так же старается выполнить какие-то сложные для него действия сам. В этом возрасте возникает осознание себя – малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «я».

Именно сейчас родители замечают признаки наступления пресловутого «кризиса трех лет». Очень важно очертить допустимые границы самостоятельности и не отступать от оговоренных правил. Например, мама с папой вправе запретить крохе пользоваться электроприборами без присмотра, открывать окна, брать в руки нож. В то же время, он вполне может справиться со столовыми приборами для детей – вилкой и ложкой, мыть руки самостоятельно, стоя на маленьком стульчике и т.д.

Речь ребенка от 2,до лет

Речь ребенка к 3 годам становится понятна не только самым близким, но и незнакомым с ним людям. Учится произносить звуки й, л, с, э. В этот период малыш начинает говорить о себе «Я», то есть, от первого лица, активно использует предлоги и очень хочет беседовать, старательно строя предложения, хоть они часто получаются не совсем правильными. До 3-летнего возраста малыш накапливает «пассивный» запас слов, которые он понимает, а произносить начнет немного позже.

  • Активный запас до 400 слов

Возраст непоседы: что должен уметь ребенок в 3 года

Методики развития

Существуют разные методики развития речи детей 3-4 лет, которые родителям будет нетрудно освоить самостоятельно. Если занятия не дадут результатов в течение 3-4 месяцев, стоит обратиться за помощью к специалистам.

Методики развития
  1. Постоянно расширяйте сферу общения своего малыша. Знакомьте его с новыми людьми самых разных возрастных групп.
  2. Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.
  3. Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он произносит их неправильно.
  4. Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.
  5. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.
  6. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять малыша.
  7. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
  8. Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике.
  9. Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.
  10. Не забывайте упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью. Предлагайте ему работать с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин и другими игрушками для развития мелкой моторики). Научите его завязывать шнурки.
  11. Играйте с ним в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т. д.

О способностях и социализации маленькой личности может многое рассказать речевое развитие ребёнка 3-4 лет, которое должно соответствовать определённым нормам. При наличии отклонений родители должны предпринять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это возможно как самостоятельно, так и привлекая специалистов со стороны. Главное — не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на результат, обязательно достигнут его.