Как привить детям любовь к чтению? 11 идей

Телевидение, телефоны и компьютеры в наше время необходимы, но они не дают современному ребенку то, что может дать ему чтение книг. Многие не читающие родители не знают какое влияние на жизнь ребенка могут оказать книги и поэтому не стремятся развить этот навык.

Подробный обзор

Какую пользу ребенок получит от чтения книг.

1. Читая книги, ребенок расширит свой кругозор. Жанров книг очень много и в каждом можно почерпнуть что-то полезное и интересное. Книги – это в первую очередь неисчерпаемый источник новых знаний. 2. Чтение поможет развить богатое воображение, научит легко и красиво излагать свои мысли. 3. Благодаря чтению развивается мышление и память, улучшается концентрация внимания. 4. Читая книги, ребенок будет запоминать написание слов, что сделает его намного грамотнее. 5. Книги пополняют словарный запас ребенка и благодаря новым знаниям, делают его более уверенным в себе. Увлечь ребенка чтением не просто, но тем не менее возможно.

Какую пользу ребенок получит от чтения книг.

Как привить ребенку вкус к хорошей литературе с детства

Начну с развития вкуса к качественной книге. Потому что привить любовь к чтению плохой литературы – это значит угробить внутренний мир ребенка на корню. Безвкусицы в наше время и так хватает и в литературе, и в живописи, и в музыке, и в других видах искусства. Но что надо, чтобы ребенок научился любить книги и разбирался в литературе? Нужны три (всего-навсего) главных условия.

Как привить ребенку вкус к хорошей литературе с детства
  1. Родители сами должны любить читать. И не Минаева с Лимоновым, и не Устинову с Донцовой, а классиков. Не обязательно это должны быть Пушкин или Достоевский. Хорошая мировая литература куда как шире и глубже российских поэтов и писателей 19-го и начала 20-го столетия. В наше время тоже есть свои классики, которые пишут удивительные книги о любви, дружбе, добре и зле. Любить читать – это значит иметь дома собственную библиотеку или ходить в библиотеку публичную. Можно, конечно, читать и с «электронки», но таким образом дети не смогут отличить обычный компьютерный текстовый набор от хорошей литературы, и для них не будет разницы между буднично рассказанной жизненной историей и рассказом как художественным произведением. Именно бумажная книга должна присутствовать в приучении ребенка к чтению, и потому здесь очень уместен пример родителей, которые эту книгу берут в руки, читают и открывают в ней для себя новый и удивительный мир жизни литературных героев.
  2. Вторым условие – это ограничение на просмотр мультфильмов и на увлечение гаджетами. Мультфильмы и гаджеты (игры и занятия на компьютере) сами по себе не зло. Плохо, когда они заменяют детям все остальные радости в жизни – общение, хобби, активный отдых, спорт, подвижные игры и, конечно же, книги. Если не контролировать увлечения, развивающие только зрительную память и логику, но никак не воображение и мышление, то такая однобокость скажется потом на обучении в школе. Есть отличная статья по поводу клипового мышления, которое развивается сегодня у детей благодаря гаджетам и соцсетям.
  3. Третье условие для развития у ребенка вкуса к хорошей книге – читайте детям только качественную литературу. Есть мнение, что детей надо приучать к чтению, используя книги, написанные по их любимым мультсериалам или по компьютерным книгам. Скажу сразу, я сталкивалась с этим явлением, когда работала в семьях. Мамы покупали своим чадам наряду с классикой (А. Линдгрен, Л. Кэрол, К. Льюис, К. Чуковский, С. Маршак, А. Пушкин) еще и книжки по мультикам, например, «Приключения Лунтика». Ребенку это, конечно, интересно, ведь он наизусть знает все, что будет делать и говорить Лунтик. Но вот надолго ли такой интерес? Ведь воображения такие книги не развивают. Чтобы мышление стало работать, нужно идти от обратного. Не посмотрел мультик и потом почитал книгу, а наоборот. Прочитал, представил, обсудил действие героев, сделал вывод, а потом уже наслаждайся картинкой – смотри мультфильм и сравнивай. Очень хорошо так поступать с книгами русских народных сказок. Скажу свое мнение – такие книги (по мультикам) чаще всего имеют некачественный текст и привить любовь к хорошей литературе не смогут, как и к чтению в целом.

Почему  мы делаем ошибки

Мало кто знает, что процесс чтения у психологов делится на 2 этапа.

  1. На первом, техническом, появляется «голый» навык овладения умением, который не приносит ещё дошкольнику должного удовольствия. Да, ребёнок радуется, что у него получается, но сам ещё книгу в руки не берёт, только в качестве игры и для демонстрации нам, родителям, своих достижений.
  2. На втором этапе начинается содержательное чтение, когда ухватывается смысл. Вот здесь-то и происходит получение удовольствия от того, что прочитано.

Нередко мы «застреваем» на техническом чтении, потому как в школе важно, насколько правильно ребёнок это делает, сколько слов он умудряется «пробежать» за минуту, и на последнем месте во время обучения чтению как таковому стоит понимание.

Почему  мы делаем ошибки

Формируется слово «надо», подкрепляемое школьными читательскими дневниками и нашим ежевечерним: «А ты сегодня читал?! Давай бери книгу!». И заметьте, в такие минуты нам не важно, а есть ли настроение у ребёнка для чтения. Нами движет слово «надо».

Читайте также:  Как вкладываться в ребенка, чтобы он стал успешным в будущем?

Так что в возрасте первоклассника 7 лет в большинстве случаев чтение техническое, и это не страшно. Страшно застрять на этом этапе, потому как репрессивное «Давай ещё страницу!» отобьёт желание брать книгу в руки напрочь.

На заметку! Психологи уверены, что крайний возраст, когда ещё можно из ребёнка сделать книголюба – 8 лет. Не привили любовь к чтению до 9-ти, позже сделать это гораздо труднее, а во многих случаях просто невозможно.

На втором этапе важно дать ребёнку свободу. Специалисты уверены, что не стоит до школьного возраста, а в идеальном варианте – до 10 лет, прививать чувство долга по отношению к интеллектуальной деятельности.

Психологи советуют «навязать» младшим школьникам осознание того, что школа – это, безусловно, в большинстве случаев обязанность, но учёба, в которой чтение занимает львиную долю, — это одновременно и радость, а получение информации из печатных строк должно приносить удовольствие.

Почему  мы делаем ошибки

А как мы поступаем обычно? Ведём к полке со школьной литературой: «Ты должен!» либо дарим книги «Тебе надо!» в уверенности, что именно это модное произведение должно быть прочитано, чтобы быть ему среди интеллектуалов. И совершаем непоправимую ошибку: не станет ребёнок читать с удовольствием то, что ему неинтересно, лишь исключительно «из-под палки», а это возвращает нас на уровень №1.

Потому не заверяем ни себя, ни юного читателя в том, что в семейной библиотеке есть всё, что нужно, а идём дружно в книжный магазин и оставляем на несколько минут ребёнка один-на-один в этом книжном царстве, наблюдая со стороны, а не жужжа под ухом: «Возьми вот это!» И пусть в результате в корзинке окажется совсем не то, что Вы ожидали видеть. Вариант без лишней траты денег – библиотека: «Как много книг, и всё это тебе доступно!»

любимых детских книг:

«Шестиклассники» Ю. Сальников

Начнем мы наш перечень с отечественных авторов. И первую позицию нашего списка займут произведения Юрия Сальникова, которые заставят погрузиться в мир детей не только самих малышей, но и их родителей также. Книга «Шестиклассники» повествует об обычной жизни школьников. Но интересно то, что их дни отнюдь не монотонные, а каждый не похож на другой. Ваш ребенок обязательно узнает себя и свою насыщенную школьную жизнь в этом произведении.

любимых детских книг:

«Экзамен Гали Перфильевой» Ю. Сальников

В противовес первой можно поставить книгу того же автора «Экзамен Гали Перфильевой». Это о девочке, очень рано оставшейся без мамы, отчаянно пытавшейся пережить сложную пору взросления. Она не изменяет себе и своей доброте, но ведь злые люди могут этим воспользоваться…

«Полосатая палка» Ю. Яковлев

любимых детских книг:

Рассказы Юрия Яковлева не просто заинтересуют ваших детей, но и преподадут действительно важные жизненные уроки. Например, рассказ «Полосатая палка» о «разболтанном» мальчике, настоящем хулигане, у которого однажды оказалась полосатая палка. Но ему сказали, что такими палками пользуются лишь слепые. Тогда мальчика озаботила судьба того слепого, чья палка была в его руках…

«Денискины рассказы» В. Драгунский

Каждый в детстве читал «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Книга, способная покорить любого ребенка колоритностью и оригинальностью жизни маленького мальчика. Это произведение точно обязательно к прочтению с самых малых лет!

любимых детских книг:

«Гарри Поттер» Дж. Роллинг

Нельзя не упомянуть книгу Дж. Роллинг «Гарри Поттер», потому что это самый быстрый путь влюбить ребенка в чтение. Благодаря тому, что книга многотомная, малыш привыкнет начинать новую книгу сразу после прочтения предыдущей.

Не так и сложно показать своему чаду прелесть чтения, стоит просто «подсунуть» ему действительно захватывающие сюжеты!

любимых детских книг:

 С какого возраста начинать прививать интерес к чтению

С младенческого возраста и до года, как только ребенок начал сидеть и ползать. В арсенале его игрушек должны быть книжки, как игрушки. Это мягкие книжки из ткани. С ламинированными страницами. Такие книжки — игрушки ребенок может мять, ломать — им ничего не будет. Так он впервые знакомится с книгой, видит в ней буквы, слова, рисунки. Играя с ребенком, показывайте ему картинки, рассказывайте кто на них изображен. В таких книжках короткие четверостишья про животных, читайте их.

Для детей постарше от года приобретайте книжки – малышки с детскими стихами, короткими сказками, рассказами. В них страницы из плотного картона, ребенку удобно их переворачивать, разглядывать. Книжки — малышки красочные, с крупными буквами. Зачитывайте ему стихи и рассказы, рассматривайте рисунки.

В возрасте от 1,5 лет можно устраивать ребенку час чтения. Дольше не надо, дети не могут долго усидеть на месте в этом возрасте. Читайте сказки, рассказы русских писателей для детей. Такие занятия помогают прививать детям любовь к чтению. Прочитав произведение, обсудите с ребенком его содержание. О чем сказка или рассказ. Что понравилось, запомнилось. Маленькие дети любят повторять все за взрослыми. Однажды в процессе игры, ребенок возьмет книгу и будет читать ее, не по-настоящему, на память. Запомнив стихи и сказки, ребенок рассказывает их наизусть.

Как ребенку привить любовь к чтению

В дошкольном возрасте

В возрасте от 4 до 5 лет надо начинать изучать алфавит и пробовать читать самостоятельно. Некоторые дети уже знают буквы в этом возрасте. Купите яркую азбуку, с картинками, большими буквами. Занимайтесь с ребенком, когда он настроен на учение. После активных, подвижных игр дайте ему отдохнуть, а потом садитесь за учебу. Не надо насильно заставлять изучать книгу. Это должна быть увлекательная игра.

Читайте также:  5 советов по выбору прогулочной коляски

Если ребенок не хочет читать

 С какого возраста начинать прививать интерес к чтению

Ваш ребенок научился и умеет читать свободно, без запинки. Но ребенок не хочет читать, что делать? Надо развивать интерес к чтению. Здесь родителям придется набраться терпения, и не ждать быстрых результатов. Самый действенный способ – это личный пример. Если ребенок видит, что мама и папа читают книги, журналы, обсуждают прочитанное. У него к этому занятию возникнет интерес, он тоже захочет поделиться впечатлениями о прочитанной книге. Малыш начнет понимать — что чтение это увлекательное и познавательное занятие. В книжном магазине предложите ребенку самому выбрать книгу в детском отделе, так он будет более заинтересован в чтении. Покупайте ребенку книги с крупным шрифтом, яркими рисунками.

В школьном возрасте

В школьном возрасте нагрузка по чтению для детей удваивается. Делая уроки, ребенку не хочется читать, что делатьв этом случае. Книги по школьной программе не всегда бывают интересными и увлекательными. Надо помочь ребенку. Читать по очереди. Сначала читает взрослый, продолжает школьник. Читать по ролям. Для этого привлекайте всех членов семьи, тогда получится театральное представление. Когда ребенок читает, слушайте его внимательно, не перебивайте, не занимайтесь домашними делами. Чтобы он видел, что вам интересно его чтение. Так вы прививаете детям любовь к чтению. Постепенно чтение у школьника входит в привычку. Становится необходимостью узнать что-то новое, или просто получить удовольствие от произведения. Обязательно интересуйтесь прочитанными им книгами, слушайте его пересказы.

Статьи на похожую тему:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ ПО СЛОГАМ

ЧТО ПОЧИТАТЬ РЕБЕНКУ 5 ЛЕТ

РЕБЕНОК ЧАСТО ПРОСЫПАЕТСЯ НОЧЬЮ

Метод Искры Даунис (письма от любимого персонажа)

Ребенок просыпается утром, а под подушкой лежит письмо от сказочного персонажа, например, Карлсона. В этом письме Карлсон сообщает ребенку, что у него есть подарок, описывается место, где он лежит. Ребенок действительно в указанном месте находит подарок. На следующий день письмо становится немного длиннее, Карлсон рассказывает интересные истории из своей жизни или пишет о чем-то важном из жизни ребенка. Каждый день письма удлиняются, читать их становится все легче и интереснее. А чтение ассоциируется с удовольствием и радостью.

Здесь мне вспоминается собственный детский опыт. Я не любила читать в детстве, не видела в этом процессе ничего интересного. Но однажды мне подарили книжку-раскраску с веселыми заданиями, которые читать приходилось самостоятельно. Нужно ли говорить, что прочитана она была максимум за два дня?

Как же привить интерес и любовь к чтению?

1. Во-первых, для ребенка нужно создать определенную среду. Чтобы ребенок любил читать, мама с папой должны показывать свой пример. Если он будет видеть это с самого раннего детства, чтение книги станет для него нормальным процессом.

Можно завести дома некую привычку-ритуал – семейное чтение, когда вы собираетесь всей семьей, кто-то один читает, а остальные слушают.

2. Запишите ребенка в детскую библиотеку. Библиотека – это совершенно особый мир, особая атмосфера. Ребенок видит очень много книг, у него появляется возможность выбирать, а выбор усиливает интерес. То, что он сам выбрал, он старается прочитать.

3. Используйте поисковые чтения: задайте вопрос по какому-то произведению – а ребенок, читая книгу, будет искать ответ на него. Это тоже очень мотивирует.

4. Увяжите мультфильм, который он посмотрел, или спектакль, на который вы сходили, с книгой. Скажите ребенку: «Знаешь, а ведь есть такая книга, и в ней гораздо больше всего, поэтому она гораздо интересней!»

5. Ошибка родителей – навязывать какие-то произведения или круг чтения, совершенно не считаясь с желаниями ребенка. Прислушивайтесь к желаниям и интересам ребенка: что он хочет прочитать, что ему интересно? Используйте интересы ребенка, чтобы найти ему соответствующую литературу.

Кроме того, важно понимать, что определенные книги должны быть прочитаны в определенном возрасте. Бывают книги, до которых ребенок еще не дорос, и он просто не поймет их. Вы можете предложить ему определенный список литературы, а дальше пусть он выбирает сам.

6. Еще один мотивирующий прием – отмечать количество прочитанных книг. Когда ребенок видит результат, его это мотивирует: вот сколько книг он прочитал!

Надеемся, что все эти приемы помогут вам быстро и эффективно приучить ребенка читать!

Смотрите также:Как пробудить интерес к чтению?Смартфоны детям не игрушка!Летнее развитие: снизьте темп, но не тормозите!Не знаете, как объяснить ребенку? Расскажите сказку!Оратор — штаны на лямкахЕсли вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или twitter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди. Буду вам очень благодарен! Спасибо!

Методы развития интереса к чтению

Личный пример

Дети в большинстве случаев копируют поведение и привычки родителей. Поэтому вместо постоянного «Садись почитай!» лучше много и часто читать самому. Малыш, видя маму или папу с книгой в руках, тоже будут проявлять интерес к чтению. А видя родителей в свободное время у телевизора или компьютера, вряд ли дети захотят что-то почитать, они тоже будут часами сидеть, просматривая мультики или играя в игры.

Первое знакомство с книгой – в первые месяцы жизни

Существуют специальные книги для ясельного и младшего детского возраста. Они изготовлены из специальных материалов, безопасных для ребенка (ткань, картон). Такие книги – игрушки малыш будет пробовать на зубок, мять, но это тоже этап знакомства с первой литературой. Ребенку необходимо показывать яркие картинки, учить его переворачивать странички и указывать пальчиком на изображенный предмет.

Читайте также:  Похоже, у вас включен AdBlock или другой блокировщик рекламы.

При выборе книги учитывайте возраст и интересы ребенка

Методы развития интереса к чтению

Детям до трех лет желательно покупать книги с большими и яркими понятными картинками, в которых не будет текста или его будет минимальное количество. Малышам в возрасте от трех до шести нужны книги с картинками среднего размера и с крупным шрифтом. Дети школьного возраста должны сами выбирать, что они будут читать. Не нужно им навязывать свое мнение. Пусть лучше ребенок читает то, что ему нравится, чем он вообще не захочет ничего прочитать.

Чтение по ролям

Постоянное прочтение коротких сказок прочно остается в памяти ребенка. Дети запоминают текст книги наизусть. Вот здесь и стоит воспользоваться этим багажом и поиграть в домашний детский театр. Попробуйте все вместе рассказать сказку по ролям с помощью мягких игрушек или вырезанных из картона действующих лиц. Такое представление не только сблизит всех, но и будет развивать у малыша творческие способности, память, речь и многие другие качества.

Повторение – мать учения

Когда трехлетний малыш запоминает сказку наизусть, но просит снова и снова ее почитать, не отказывайте ему. Каждое новое прочтение может продолжать развивать память ребенка. Читая сказку, делайте паузу, как будто вы забыли слово или делайте намеренно ошибку в тексте. Внимательный карапуз будет вас поправлять и помогать рассказывать сказку сам.

Делайте перерыв на самом интересном месте

Длинную сказку можно читать в несколько этапов. Чтобы интерес к дальнейшему прочтению не терялся, останавливайтесь на самом остром и интересном моменте. Во-первых, малыш будет с нетерпением ждать продолжения, а во-вторых, у него будет постепенно возникать желание самому научиться читать.

Развивайте интерес ребенка к сюжету книги

Не нужно останавливаться только на прочтении книги. Интерес к чтению можно продолжить развивать посещением зоопарка, где живет медведь или лиса из сказки. Для сравнения сюжета можно посмотреть с ребенком одноименный мультик или телевизионную детскую сказку. Но больше всего эмоций у детей вызывают театральные постановки, кукольные спектакли. Не стоит забывать, что можно развивать интерес к книге и с помощью рисования, лепки и сочинения своих сказок (или продолжения уже знакомых) и коротеньких стишков.

«Высокие технологии» на помощь родителям

Методы развития интереса к чтению

Аудиокниги и интерактивные сказки могут помочь тем родителям, чьи дети категорически против обычных книг. Став героем интерактивной сказки, малыш захочет познакомиться и с вариантом книжной истории.

Не нужно зацикливаться только на чтении

Да, книга – это источник знаний и средство развития ребенка, но она не единственная. Малыш не должен все свободное время проводить за чтением книг. Ему важно и общение со своими сверстниками, и дворовые игры и развлечения, экскурсии в природу и отдых на свежем воздухе, различные культпоходы – театр, кино, цирк, каток, занятия спортом.

Чтение книги в семье должно быть своеобразным приятным ритуалом, в атмосферу которого очень хочется возвращаться вновь и вновь. Читайте в любую свободную минуту сами и вместе с ребенком.

Какую пользу приносит чтение с ребёнком?

Вы ненавязчиво прививаете ребенку любовь и интерес к книге. Ваш ребенок видит, что взрослые часто читают книги, обсуждают их, обсуждают друг другу и детьми. А в ребенке закладывается и взращивается то, что он видит вокруг себя.

Вы учите малыша читать правильно, с интонацией.

Вы облегчаете ребенку понимание текста, задавая вопросы и уточняя, как он понял смысл. Объясняете непонятные слова и понятия. Обращаете внимание на юмористические моменты.

Вы обсуждаете прочитанное вместе с ребенком, направляете его мысль в нужную сторону. При этом помогаете понять подтекст истории.

Вы учите обращать внимание на мелочи и устанавливать причинно-следственные связи. Вы развиваете речь ребенка и расширяете его кругозор, объясняя непонятные слова и новые понятия.

Вы узнаете интересы ребенка, его мечты и желания, которые проявляются в процессе чтения и обсуждения. Можете направлять его мысли в нужную сторону и аккуратно корректировать их.

Вы ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком, дарите друг другу себя в эти минуты. При этом укрепляется ваша дружеская связь, которая помогает ребенку всю его жизнь.

Ваш ребенок развивает технику чтения, любовь и интерес к книге. И все это совсем незаметно для него и ненавязчиво, просто читая книги вместе с родителями.

И все это Вы получаете, затратив всего 20-30 минут в день на совместное чтение!

Подарите ребенку радость общения с Вами, и потом Вам не придется жаловаться, что ребенок не хочет читать. Возродите традицию семейного чтения в своей семье, помогите ребенку полюбить мир книги и живого общения со взрослыми.

Мишкины книжки — сказки, рассказы, стихотворения и аудиокниги

Читайте своим детям, читайте вместе с ними!

Не бойтесь подражать голосам или издавать звуки

Бум! Муууу! Вам может быть неловко производить такие звуки, тем не менее для ребенка важно слышать и это, к тому же все дети любят дурачиться с родителями. Разнообразные звуки и голоса позволяют ребенку лучше различать фонемы, из которых состоят слова. Постарайтесь активно использовать подобные звуки, даже если стесняетесь. Ваш малыш это точно оценит.

Почему французские дети хорошо себя ведут: восемь методов их воспитания Если выпало мало снега, то урожая не будет: 16 декабря — День Ивана Молчальника Бразилец проезжает 36 км на велосипеде ежедневно, чтобы отвести любимую домой