Как приучить ребенка к самостоятельности? Советы родителям

В этой статье разговор пойдёт о подавляющем большинстве любящих родителей, которые ежедневно изо всех сил стараются развить своих малышей. В связи с этой любовью, они погружаются в поиски всевозможных методов, способов, приёмов мотивации детей дошкольного возраста к учёбе, спорту, искусству.  И все ради одной высокой цели: чтобы ребёнок смог занять достойное место в системе общественных отношений, был успешным.

Комментарии: 8

  1. натаната: 8 января 2014 в 14:56

    Согласна, что надо помогать делать уроки ребенку в начальной школе. Но иногда ребенок привыкает к тому, что родители всегда помогут.И уже в средней школе ждет помощи , а сам не старается что то сделать. надо знать когда вовремя свести помощь к минимуму. Ну и учителя не должны пускать на самотек это дело. Тоже должны контролировать выполнение домашних заданий.

  2. Losso: 10 января 2014 в 10:37

    К сожалению, детям не объяснишь, что все знания однажды пригодятся. Но если такая ситуация вдруг получится, то эффект не заставит себя долго ждать! Думаю, не стоит требовать у ребёнка знаний по всем школьным предметам. Нужно определить к чему у него есть склонности, и постараться их развить. А с остальными уроками все как-то справляются, особенно те, у кого развито чувство ответственности.

  3. Светлана: 10 января 2014 в 19:05

    И, правда, очень важно не ругать сильно детей за плохие оценки. Потому что ребенок ребенку рознь, один — послушает и забудет, а другой — будет все очень сильно переживать внутри себя. В школе, где учится сын, шестиклассница выпрыгнула с балкона, боясь реакции мамы на двойку. Девочку не спасли.

  4. chernika: 10 января 2014 в 23:15

    Трудно не перейти грань помощи и наблюдения, а не вмешивания процесс обучения. Иногда просто нет времени сидеть с школьником в 3-4 классе и делать уроки. Часто детям преподают для галочки (хоть и не хочется ругать систему образования, но что есть, то есть) Но с автором статьи согласна полностью — необходимо по возможности уделять обучению ребенка максимум внимания без ругани, а с участием.

  5. Элен: 11 января 2014 в 19:31

    Необходимо, чтобы родителями стали для ребенка помощниками, а не начальниками. Изначально нужно привить ему здоровое отношение к учебе, чтобы она не была для него наказанием. Терпение и настойчивость помогут вам воспитать отличника.

  6. Наталья Смагина: 12 января 2014 в 23:36

    Не могу поспорить с тем, что ребенку нужно прививать желание учиться, но могу сказать одно, если ребенок не хочет учиться так, как хочется родителям, то увы и ах, сделать что-либо будет очень тяжело. Говорю на своем примере, я вот совсем не любила школу, но это не помешало мне сдавать экзамены на отлично.

  7. Вечерний бриз: 20 января 2014 в 5:12

    Главное, чтобы ребенок не запустил материал. Иначе это уже будет снежный ком, который будет нарастать и все сносить на своем пути. Когда все равно непонятно, все равно будет двойка, тогда и учиться не хочется. А еще неплохо стимулировать ребенка. Хоть хомяка за успехи пообещать, хоть желанную игрушку. Даже если это непедагогично. Мы же работаем не только за идею, но и за премию.

  8. Татьяна Леонова: 16 марта 2015 в 20:23

    Проблема зачастую начинается с неумения привить интерес к учебе. Недостаточная мотивация ребенка к опрятности и ответственности может быть вызвана как детскими страхами, так и прочими причинами. Страхи — очень распространенное явление. Они появляются в момент, когда взрослый дает слабину и показывает свое явное превосходство и командирские замашки. Ребенок просто начинает бояться ошибиться и отказывается вообще что-либо делать.

Как происходит подмена понятий

Мотивация — это стремление, идущее изнутри. Это то, чего хочу я. А то, что большинство родителей считает способом мотивировать ребенка, выражается в слове «надо». Старшие заставляют, убеждают, взывают к совести, рисуя мрачные перспективы. Но это не рождает истинной мотивации.

Когда педагоги и родители говорят об интересной подаче материала и увлекательном и комфортном процессе учебы, то это тоже не про саму мотивацию, а о способах ее поддержки. Все это создает условия, чтобы мотивация не исчезла. Но она должна вообще быть и идти изнутри. Чем больше мы пытаемся мотивировать снаружи, заставляя и убеждая, тем меньше у нас шансов, что «вырастет» что-то изнутри. 

Когда взрослые пытаются ребенка замотивировать (а делается это часто посредством угроз, обвинений и навязывания тревоги), мотивацией это можно назвать с большой натяжкой. В итоге происходит сдвиг мотива на цель. Ребенок начинает учиться не для того, чтобы узнать что-то новое, а чтобы от него отвязались. Это случается в любых школах и семьях, даже в самых лучших. Когда ребенка о чем-то спрашивают, он не думает о смысле вопроса, он начинает судорожно пытаться понять, какой ответ устроит задающего этот вопрос. 

  • Ему ничего не интересно! Что делать с подростком, который зависает в соцсетях

Мотивация — это внутренний процесс. Чем больше кто-то озабочен нашей мотивацией, тем меньше вероятность того, что она появится. Но ребенок ничего не хочет не просто так. Это пассивная агрессия, способ сказать: «Отстаньте от меня, перестаньте распоряжаться мной и относиться ко мне как к инвестиционному проекту, который вам что-то должен». Дети редко решаются сообщить об этом словами. Поэтому они выражают это своим поведением. Часто дети, например, уходят в болезнь или в депрессию. У них нет никакого шанса хоть чего-то захотеть, потому что за них уже все распланировано на годы вперед. Все уже продумано: что ребенку интересно, что ему нужно, где он будет учиться. У него нет шанса вклиниться куда-то со своими желаниями. Если его желания с этим планом не совпадают, он слышит следующее: «Почему тебя ничего не интересует?» или «Ты занимаешься какой-то ерундой!».

Какие ошибки, способные отбить желание читать, совершают родители?

Принуждение

Когда на личность пытаются давить, в ответ она протестует. Если родители постоянно твердят ребёнку, чтобы он что-нибудь почитал, не дают ему покоя, жалуются на его бездарность и намекают на неясное грядущее, которое ребёнку пока ещё просто неинтересно, читать он вряд ли начнёт. Хотя бы назло пристающим. Или всё же спустя какое-то время будет читать, но постарается скрыть это от родителей как один из недостатков. Никто не любит, когда его заставляют что-то делать.

Лучше оставить ребёнка в покое на какое-то время. Пусть он привыкнет к тому, что никто не принуждает его поступаться своими мечтами. Когда он снова начнёт немного доверять родителям, они могут использовать какой-либо способ и взглянуть на реакцию ребёнка. И так неизменно, пока не будет достигнут результат: или читающий подросток, или нет. Единственное, ребёнок должен знать — любит он читать или нет, успешен он в учёбе или нет — родители любят его всякого — и кончено!

Литература не по возрасту

Когда родители знают, что их ребёнок уже давным-давно мыслит свободно, умеет подвергать анализу прочитанное, прекрасно рассуждает, не следует принуждать его читать простые книги, даже если это обусловлено программой школы. Ребёнку просто станет неинтересно. По возможности стоит обсудить этот вопрос с педагогом, а малышу пересказать необходимую для прочтения книгу, чтобы он знал, о чём в ней идёт речь. Пусть ребёнок не расходует своё время на то, что ему и так известно.

То же самое с крохой, который читает неторопливо и обстоятельно. Если ему задали прочитать большую по объёму книгу, в которой непростой сюжет и немало непонятных слов, ребёнку потребуется помощь. В этом случае можно найти и обозначить в тексте основное и дать прочитать эти отрывки малышу, а остальное родители перескажут.

Не всегда заданное ребёнку школой для чтения летом соответствует развитию его психологии и эмоций. Поэтому если можно не читать такую книгу, пусть ребёнок отложит её. Иначе вместо удовольствия он получит страх, скуку или непонимание сюжета.

Нет чёткой программы по чтению

Когда у ребёнка составлен режим занятий, ему легче следить за своими успехами в достижении цели. Скажем, на лето задано прочитать 10 книг. Сначала следует составить график, который бы учитывал скорость чтения ребёнка, перерывы, выходные, а также форс-мажорные обстоятельства. Можно распределить чтение книг по месяцам или неделям. Пусть ребёнок сам отмечает прочитанное и придерживается этого расписания.

практических рекомендаций

1. Ранжирование мотивов детей

Этот метод полезен для понятия поведенческих действий конкретного ребёнка, что даёт возможность сконцентрироваться на доминирующих мотивах, дающих высокий результат эффективности обучения.

Так, например, если ваш ребёнок отдаёт  своё предпочтение стихам, нежели сказкам или рассказам, воспользуйтесь этим. Организуйте весь процесс подготовки к школе в виде отгадывания шуточных загадок, разучивайте стихи – таблицу умножения и азбуку в рифме.

2. Ориентация взрослых на вопросы, обеспечивающих становление внутренней позиции дошкольника

Современные родители более образованны в педагогическом плане, нежели были их мамы и папы (и все благодаря огромному выбору на сегодняшний день литературы в области педагогике и психологии, которая учит правильно понимать потребности, мотивы детей).

Так, если вы будете формировать позитивный образ школы, то малыш будет к вам благосклонен, а это непременно поможет улучшить весь процесс обучения.

3. Применение различных по содержанию сюжетов

Опираясь на данный пункт, вы не только разовьёте в ребёнке  умение свободно мыслить, но и сформируете позитивный образ того, что вам нужно. Например, школы.

Расскажите ребёнку о том, что из себя представляет школа (чему учит, сколько возможностей открывает: творческие – рисование, пение; математически – тематические конкурсы, олимпиады, награды, грамоты; развивает физически (ловкость, силу)- занятия физкультурой). Смоделируйте, обрисуйте вместе с ребёнком школу будущего (что в ней ещё такого может быть интересного). Фантазируйте, мечтайте.

4. Ведите с малышом познавательные разговоры

Темы могут быть совершенно разные: школьная, театральная, кинематограф, история, живопись, музыка. Прививайте любовь к получению знаний, к высокому искусству,  расширяйте кругозор своих детей.

5. Раскрывайте детям разные стороны общественной жизни

Так, добиться положительного отношения к школе возможно путём раскрытия разных сторон школьной жизни: расскажите дошкольнику об увлекательных походах ребят с классным руководителем, всевозможных экскурсиях, познавательных поездках (музеи, театры, библиотеки), которые совершают ребята посещающие школу.

Помните! Причины падения интереса могут быть самыми разными, учитесь подбирать ключик к своим детям. А рубрика 4brain «Умные дети» всегда вам в этом поможет.

Здесь отлично работает  простой принцип мотивации: «сделал – свободен», а вот метод «ремня» мало ещё кому принёс действенных результатов, зато страх и неуверенность в собственных силах – вызывает моментально. Поэтому подбирайте «правильные» методы воздействия, обучайтесь искусству позитивного воспитания – начните сотрудничать с ребёнком!

А пока мы поделимся с вами нашей подборкой методов влияния на ребёнка при разных жизненных ситуациях. Итак, допустим, вы решили выучить с малышом стихотворение, поесть кашки и что-то сделать по дому. Рассмотрим каждый из перечисленных случаев и приёмы воздействия.

Как привить любимое занятие ребенку? Развивающие курсы для детей

Отличный образец организации игрового обучения предлагает Школа ментальной арифметики Соробан® (Россия). Это такие инструменты, как:

  • обучение с применением игровой компьютерной программы – одного из любимых увлечений современных малышей и школьников;
  • командное решение задач и наличие соревновательного элемента в развитии;
  • отсутствие негативного фактора оценивания, поощрение за достигнутые успехи в быстром счете;
  • индивидуальный подход, поддержка от учителя на всех этапах обучения, развитие высокой самооценки;
  • положительные эмоции, удовлетворение от учебной деятельности.
Как привить любимое занятие ребенку? Развивающие курсы для детей

Когда учеба больше похожа на развлечение – это возможность привить хобби саморазвития, стимулировать постоянное желание учиться, заинтересовать в занятии, мотивировать школьника на успех, помочь самореализоваться в будущем. Такой подход особенно полезен в изучении сложных дисциплин – математики, иностранных языков. А еще он обогащает жизнь ребенка новыми яркими впечатлениями.

Почему дети не самостоятельные. Как это начинается

Определённо, каждые родители желают своим детям только лучшего, заботятся о них, пытаются оградить малыша от всяких неудач, некоторые дают им чрезмерную опеку практически во всем. Такие родители боятся, что, проявив самостоятельность, ребёнок может совершить ошибку. Конечно, намного быстрее накормить свое чадо, пока он еще сам с трудом доносит ложку с кашей до рта, одеть его, убрать за него игрушки. Но таким образом родители пресекают всякую его инициативу. В результате чего некоторые дети вырастают безинициативными и беспомощными людьми.

Ещё один вариант-слишком строгие родители. В этом случае малыш просто боится сделать что-то самостоятельно, вдруг у него не получится или сделает неправильно, что может огорчить его маму или папу. Выход для него только один — не проявлять инициативы, чтобы не нести никакой ответственности за свои действия.

Наилучшее время для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста начинается с возраста 2-3 лет. Именно в этот период малыши начинают становится наиболее инициативными. Наблюдая за окружающими, им хочется самим выполнять какие-либо действия. Наступает так называемый период «я сам».

В этом возрасте малыш начинает осознавать, что он является личностью, отдельной от мамы и папы, проверяет свою самостоятельность, на что он сам способен, при этом наблюдая за реакцией взрослых.

Очень важно позволять малышу быть самостоятельным, не нужно все делать за него. Но это не означает, что маленькому человечку нужно все разрешать. Такой подход может навредить, либо покалечить ребёнка. Родителям важно быть рядом, поддерживать кроху, помогать и объяснять.

способов привить ребенку любовь к науке и учебе

Не секрет, что каждый родитель хочет видеть своего ребенка богатым, успешным и знаменитым. «Все мы родом из детства» поэтому очень важно правильно настроить ребенка на великие дела. В этой статье речь пойдет о 5 очень интересных и действенных способах как научить ребенка учиться и полюбить это дело.

1. Достойный пример

В психологии существует два взгляда на воспитание ребенка: стихийное и целенаправленное. В вопросах касающихся общественного порядка, правил поведения и других жизненных ценностей идеально работает целенаправленное воспитание, а вот если таким образом попытаться заставить ребенка учиться, это может вызвать скорее отторжение, чем вдохновение.

Лучшим решением здесь будет являться поведение взрослого. Лучше самостоятельно показать малышу, как это интересно. Стоит посетить образовательные учреждения, например, отправиться в выходной в ботанический сад, библиотеку, театр, кино. Совсем фантастическим может получиться путешествие в обсерваторию.

Главное это постоянно показывать ребенку, что наука и образование это очень интересно.

2. Забота и понимание

Ребенок это очень любопытное и совершенно чистое существо, поэтому не стоит требовать от него, слишком много. Пусть он учиться играя. Срывая листочки, разжигая огонь, собирая камушки и играя с дворовыми кошками и собаками, ребенок познает окружающий живой мир, не нужно ему мешать. Тем более, ругать за грязные руки, штаны и тому подобное.

Одежда отстирается – а вот желание «ковыряться в земле» что бы узнать, почему дождевые червяки лезут наверх, бесследно исчезнет. Но и тут есть одно но, перед тем как давать ребенку волю, исследования дайте ему четкое понимание «Животные и растения существа живые, поэтому, когда ты их бьешь, или пугаешь им неприятно».

Такая установка поможет не только пробудить в малыше любопытство, но и правильно расставить жизненные приоритеты в будущем.

3. «Мы маленькие дети, нам хочется играть»

Самой большой ошибкой родителей, по мнению психологов, является сделать из своего ребенка объект зависти других мамочек. «А мой уже умеет складывать трехзначные числа в уме, хотя ему всего полтора годика!», «А мой уже может писать обеими руками.

Это просто потрясающе для двухлетнего возраста!», « А мой уже год учит китайский язык, хотя слово «мама» получается у него не очень хорошо». Музыкалка, художка, курсы китайского и каратэ – у маленького гения не хватает даже времени что бы покатать машинки или поиграть с куклами. Это очень большая проблема.

Мозг человека устроен так, что он принимает информации постепенно, понемногу начиная с простого и постепенно усложняя. Самыми прекрасными «развивателями» детского мозга являются бабушкины «сороки-белобоки», а не уроки иностранных языков и курсы юных астрофизиков.

Гиперинформация может привести к развитию такой страшной болезни как шизофрения. Поэтому любите ребенка – не мешайте ему играть!

4. Настоящий профессионал

Есть ли у малыша увлечение? Динозавры? Машинки? Может дочка шьет наряды для кукол? Прекрасно! Стоит устроить своему ребенку встречу с профессионалом? Отвести дочку на экскурсию в ателье, показать в интернете фильм о динозаврах или сходить в автомастерскую и попросить слесаря рассказать о внутреннем устройстве автомобиля.

Это прекрасная возможность поддержать интерес маленького члена семьи и показать ему, как нужны профессионалы в данной области. Сейчас в магазинах можно найти бесчисленное количество различных наборов по типу «юный техник», «юный химик», «парфюмер», «археолог» и другие.

Если ребенок не проявляет особого интереса к чему-то конкретному, подарив ему такой набор можно немного помочь ему с выбором.

5. Пряник без кнута?

Психологи предостерегают «Не давайте ребенку денег за домашнюю работу и за учебу». И, правда, это очень плохая мотивация. Нужно укоренить в малыше понимание, что учиться он для себя, а не для мамы с папой.

К тому же очень часто для поднятия успеваемости родители нанимают гору репетиторов, тем самым ослабляя прекрасный механизм самообразования. Таким образом, получается, что «знания не нужно добывать – они просто стоят денег». Этого нужно не допустить.

Такие мысли в голове маленького ребенка, да и не всегда маленького губительны и породят только цинизм и алчность. А вот знания, добытые по крупицам куда более важные и нужные, да и сохраняются в памяти на протяжении всей жизни.

Поэтому лучшим поощрением для ребенка будут хорошие оценки и полученные знания и мамино «Молодец, я так тобой горжусь!», а не «пряник» в виде 100 рублей за пятерку.

Закончить бы эту статью хотелось бы одной хорошей мыслью: если хотите, что бы ребенок хотел учиться покажите ему, где знания нужно добыть и как их правильно использовать, тогда ваш ребенок непременно будет хватать звезды с неба и обязательно скажет «спасибо!»

Что должны знать дети перед школой и началом учебного процесса?

Помимо букв и цифр, ребенок должен знать, что такое школа, что его там ожидает и для чего это ему нужно. Поскольку ребенок большую часть своего времени проводит дома, важно чтобы родители говорили с ним о школе.

Рассказывайте об ее важности, о том, что с ее помощью ребенок станет умным, как мама и папа, но только в том случае если будет внимательно слушать учителя.

Прививайте интерес к школе и наличии новых детей в классе, с которыми обязательно нужно подружиться.

Не говорите детям про школу несуществующих вещей, чтобы заинтересовать их. Разочаровавшись в ваших словах, скорее всего, ребенок потеряет всякий интерес к обучению.

Читайте также:  Особенности первого месяца жизни новорожденного