Как общаться с пассивным ребенком дошкольного возраста?

Продолжаю тему, начатую в предыдущей статье, о развитии словарного запаса у детей.

Пассивный ребенок или “тихоня”

Пассивных детей часто объединяет целая группа различных проблем — тревожность, медлительность, замкнутость, застенчивость. Они боятся всего нового, часто пасуют даже перед небольшими трудностями. Малейшие изменения в окружении, обстановке и порядке привычных действий могут вызвать у такого ребенка неуверенность и страх. Пассивный ребенок часто бывает послушным и у родителей не возникает особых сложностей с его поведением. Эти дети бояться и не знают, как выражать свои эмоции, желания и чувства. Часто у таких детей много страхов, которые проявляются в играх, рисунках и рассказах. Причины пассивности часто кроются в детско — родительских отношениях (недостаток эмоциональной поддержки ребенка, явное или скрытое отвержение и отсутствие внимания). Иногда повторяющиеся неудачи ребенка могут стать поводом беспомощности и пассивности.

Что такое активный и пассивный словарный запас?

Все слова, которые знает ребенок, являются его словарным запасом (лексиконом).

При этом те слова, которые малыш понимает, но сам не произносит, относятся к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи, входят в активный.

Например, если у годовалого малыша спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда малыш самостоятельно скажет «кошка», или «коска», или любой другой звук, обозначающий для ребенка кошку, можно сказать, что слово перешло в активный лексикон.

Читайте также:  Организация театра кукол своими руками \ Что нужно знать родителям?

Стоит отметить, что пассивный словарь всегда больше, чем активный, даже у взрослого человек. Ведь каждый из нас знает, что такое  социум, квант, молекула, при этом мы почти не используем эти слова в повседневной речи.

Зачем увеличивать словарный запас

Есть несколько причин, почему вам стоит заняться увеличением словарного запаса ребенка:

  • улучшается память;
  • активизируются мыслительные процессы;
  • лучше развиваются умственные способности;
  • возрастают коммуникативные навыки ребенка.

А еще развитие словарного запаса положительно влияет на самооценку и психологический комфорт ребенка. Ему легче выражать свои мысли и эмоции, он не чувствует себя глупым по сравнению со сверстниками и не ощущает неловкости, когда взрослые ведут серьезные разговоры.

То есть как ни посмотри, увеличивать словарный запас нужно. Но как это сделать? Мы нашли 5 проверенных способов – для большей эффективности используйте сразу несколько из них или даже все вместе. И, что самое важное, займитесь развитием лексикона до 12 лет – это идеальное время для развития и обучения ребенка.

Способ 1. Учим стихи

Заучивание стихов – это полезная практика, которая тренирует память и развивает словарный запас. Главное – выбирать стихи, соответствующие возрасту ребенка.

Способ 2. Читаем книги

Чтение хорошей литературы развивает и обогащает лексикон. Но, к сожалению, многие достойные произведения подаются детям в сокращенном и адаптированном виде. В итоге они не только пропускают важные сюжетные моменты, но и теряют возможность выучить много новых слов. Старайтесь находить для ребенка полные версии книг. Главное, подбирайте произведения, которые он сможет понять и осмыслить.

Способ 3. Приобщаемся к прекрасному

Ходите вместе с ребенком в кино, театр или на выставки. Важно, чтобы мероприятие было интересным, а произведение искусства качественным – так вы сможете обсудить все детали увиденного. А именно это вам и нужно – обсуждая фильм или спектакль, ребенок будет стараться использовать больше слов для описания своих эмоций, а еще припоминать недавно услышанные слова.

Читайте также:  Правила ухода за новорожденным дома в первые дни жизни

Способ 4. Подключаем игры

Существует масса игр, развивающих словарный запас: викторины, лото, ребусы и шарады, «складывалки» слов и др. Покупайте красочные игровые наборы и играйте вместе с ребенком каждый день. Возможно, поначалу вам будет немного скучно из-за того, что вы изучаете простые слова, но со временем вы обязательно втянетесь. Ведь так захватывающе побыть в роли первого учителя для своего ребенка.

Способ 5. Посещаем специальные курсы

Если раньше обучение ребенка было довольно жестко ограничено школьной программой, то сегодня появилось множество возможностей для хорошего внешкольного образования. Специально обученные педагоги используют новейшие разработки для того, чтобы быстро научить ребенка говорить и увеличить его словарный запас.

Но есть и другой важный момент, которому уделяется внимание на подобных курсах. Часто словарный запас растет очень медленно, потому что ребенку просто сложно запомнить много новых слов. То есть порой проблема решается на уровне развития памяти.

В Беларуси уже функционирует современная Академия развития интеллекта для детей и взрослых Smartum. Какие курсы помогут вашему ребенку развить память и быстро увеличить словарный запас?

  1. занятия по программе «Мегапамять»;
  2. занятия мегаскорочтением;
  3. занятия ментальной арифметикой.

Все учебные курсы направлены на всестороннее развитие ребенка и улучшение его умственных способностей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос умным, успешным и счастливым, не игнорируйте новые возможности для его развития. Запишите сына или дочь на дополнительные занятия, но не забывайте о собственной роли в его обучении: общайтесь, читайте книги, разучивайте стихи, ходите в кино, обсуждайте все, что увидели и услышали. А еще не нервничайте, когда ребенок просит объяснить новое слово, ведь ваша обязанность как родителя – заботиться о нем и всячески поддерживать на пути взросления.

Читайте также:  Детский вопрос: с кем остается ребенок при разводе?

Нарушения речевого развития детей и их профилактика

На­рушения устной речи затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Нарушение речевого развития — причина неуспеваемости учеников начальных классов.

Речевые дефекты чаще всего наблюдаются в произно­шении, т.к. от ребенка требуется сознательно контролировать свою речь, управлять речевым аппаратом.

Виды нарушения речи у детей:

  1. Дислалия — нарушение произношения отдельных звуков, которое связано с незрелостью речевого аппарата. Дислалия легко устраняется с помощью логопеда.
  2. Дизартрия — нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков, которое связано с поражением центральной нервной системы. Дизартрия — сильное расстройство, оно лечится под контролем невролога.
  3. Ринолалия — искаженное произнесение всех звуков речи, которое связано с дефектом строения артикуляционного аппарата. При ринолалии речь невнятна и монотонна. Заболевание лечится совместно с отоларингологом.
  4. Моторная алалия — нарушение, при котором ребенок хорошо понимает родной язык, но не способен связно выражать мысли, делает ошибок при согласовании в роде, числе, падеже. Дефект связан с поражением речевых центров головного мозга. При отсутствии коррекции дети с моторной алалией обучаются в специализированной речевой школе.
  5. Сенсорная алалия — нарушение, при котором ребенок слышит обращение, но не понимает его смысла. Дефект связан с поражением специализированных речевых центров головного мозга. Заболевание корректируется под контролем невролога, дефектолога, психиатра и сурдолога.
  6. Афазия — нарушение нормального развития речи из-за перенесенной травмы или инфекции.
  7. Реактивный мутизм — резкое исчезновение речи у говорящего ребенка, которое связано с неврологическими заболеваниями.
  8. Заикание — повторение звуков или слогов, которое связано с неврологическими, эмоциональными или поведенческими дефектами. Лечится как медикаментозно, так и нетрадиционными методами (гимнастикой, массажем, работой с дыханием).
  9. Отставание в речевом развитие как следствие задержки психического развития.
Нарушения речевого развития детей и их профилактика

Умения детей в 7 лет.

Для профилактики речевых нарушений проводятся специализированные логопедические занятия, которые подразумевают:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование произносительных навыков;
  • развитие навыков звукового анализа;
  • совершенствование лексических и грамматических конструкций;
  • развитие познавательных процессов;
  • развитие мелкой моторики.