Как научить ребёнка понимать время по часам?

Каждый заботливый родитель помогает ребенку с выполнением домашних заданий. У многих с этим возникают затруднения: бывает, что ребенок плохо делает уроки, не воспринимает материал или не хочет заниматься. Совместное выполнение домашних заданий может превратиться в настоящую пытку, как для взрослых, так и для детей, провоцируя ссоры и скандалы. Поэтому важно знать, как делать с ребенком уроки, чтобы процесс проходил без конфликтов и не утомлял.

Почему ребенку важно освоить циферблат?

Дело в том, что так называемые «электронные» часы не дают настоящего понимания времени. По ним мы можем определить время в настоящий момент, «здесь и сейчас». Но только на циферблатеможно «увидеть» время, его течение и цикличность.

Циферблат дает возможность представить временное пространство, структурировать его, ощутить его ход.

Научившись пользоваться циферблатом, ребенок легко освоит понятия «до» и «после», «за сколько-то времени» и «спустя какое-то время». То есть он сможет чувствовать время,планировать свою жизнь и управлять ею.

Поэтому дайте ребенку возможность освоить циферблат, а потом он сам выберет удобный для себя формат часов.

Подготовка к изучению времени

Каким образом помочь малышу осознано разбираться во временных отрезках и системах нумерации? Рассмотрим основные варианты обучения.

Важно, чтобы ребенок имел представление о времени перед непосредственным изучением минут и часов. Начинать процесс подготовки нужно в раннем дошкольном возрасте. Чем раньше, тем лучше. А вот целенаправленное обучение часам и минутам желательно (но не обязательно) осуществить до первого похода в школу.

Необходимо обсудить с ребенком смену дней, недель, месяцев и сезонов в году. Начать лучше с наиболее понятного для малыша: смены листьев снегом, снега – травкой и цветами и так далее.

Купите с ребенком и специально для него часы. Важно сделать покупку событием с большой буквы: объявить, когда с малышом пойдете за часами, объяснить, зачем они ему нужны (сделав при этом акцент на взрослении чада), дать возможность ему самому выбрать вариант оформления.

Важно также знать, умеет ли ребенок считать до 60. Без данного умения понять время ему будет сложно. По возможности, приложите усилия и помогите малышу осознать систему сложения по 5 (5, 10, 15, 20…).

4 способа научить определять время

Существует много вариантов обучения ориентировке по часам. Одними из наиболее действенных и простых способов являются:

  • беседа;
  • игра;
  • наглядное обучение;
  • творчество.

Рассмотрим их подробнее.

Изучение времениБеседа

После покупки часов с круглым циферблатом обязательно нужно рассказать о том, как секунды превращаются в минуту, а минуты – в час; что обозначают стрелки и как они помогают не пропустить важные моменты в жизни (дни рождения, первый поход в школу, мультфильмы и т.д.). Здесь важно не дать малышу забыть о разговоре, обговаривая с ним то, как быстро день прошел и наступил вечер, и то, что завтра наступит новый день – новый отсчет времени. В конце недели можно также сделать акцент на начале новой.

Как научить ребенка понимать время, если он не слишком усидчив, и его трудно заставить долго думать о цифрах? Обучение в форме игры может оказаться наиболее эффективным. Сказка или небольшое театрализованное действо с игрушками в главной роли (зайчиком с именем Минутка и мишкой по имени Час), которые хвастаются, сколько у кого друзей (братьев) будет отличным вариантом. Нужно упоминать точное количество «друзей» (секунд в минуте, минут в часе и т.д.).

Наглядное обучение

С помощью круглых часов со стрелками (без стекла) объясните, что малая стрелка часовая, а это значит, что она показывает ровно час, когда длинная стоит на 12. Перемещаем стрелку по часу вперед, чтобы продемонстрировать сказанное.

Главное – не сильно перегрузить ребенка информацией, так как она должна хорошо усвоиться. Добавлять новые знания нужно понемногу. Объясните, что такое час и половина, а когда материал уже понят, добавьте понятие 15 минут.

Читайте также:  Как видят воспитателя дети родители и сами воспитатели

Творчество

Научить ребенка определять время в дошкольном возрасте возможно через творчество (рисование, лепку и прочее), т.к. эти процессы наиболее актуальны и понятны для него. Ребенок будет чувствовать себя комфортно и непринужденно, поэтому творческий подход к изучению времени может быть очень эффективным.

Разрешите малышу нарисовать циферблат с самыми важными отметками (12, 6, 3, 9) на расправленной бумажной тарелке круглой формы. Потом поделите циферблат на сегменты по 5 минут, проводя линии из центра. Пускай ребенок разукрасит сегменты разными цветами, представляя, что это кусочки торта. Вместо стрелок прикрепите карандаши.

Может, вы сможете придумать что-то свое – оригинальное, более понятное для вашего ребенка. Не спешите и не нервничайте, если у малыша не сразу все получится. Удачи вам в освоении этого понятия.

Как должен проходить процесс выполнения домашних заданий

Проследите, чтобы ребенка ничего не отвлекало от домашних заданий. Выключите телевизор, уберите подальше домашних животных, убедитесь, что его ноги стоят на полу, а не болтаются в воздухе.

Как должен проходить процесс выполнения домашних заданий

Все дети разные: один ребенок долго делает уроки, другой быстро. Длительность выполнения заданий зависит от объемов, сложности и индивидуального ритма школьника. Некоторые могут управиться за час, а другим на ту же работу может понадобиться и три. Это зависит от умения распоряжаться временем и организовывать работу. Научите ребенка составлять план занятий и разделять предметы по сложности.

Не стоит начинать делать уроки с самых сложных заданий. На них уходит больше всего времени, ребенок устает, у него появляется ощущение неуспеха и пропадает желание учиться дальше. Сначала приступайте к тому, что у него получается лучше, и после этого переходите к более трудному.

Как должен проходить процесс выполнения домашних заданий

Детям сложно концентрироваться на чем-то одном в течение длительного времени. После получаса напряженной работы они начинают отвлекаться. При выполнении уроков рекомендуется делать десятиминутный перерыв каждые полчаса. За это время ребенок сможет расслабиться, размяться, сменить позу и передохнуть. Можете предложить ему яблоко или стакан сока.

Подготовка к обучению устному счету

Подготовка к устному счету должна начинаться с первых шагов в изучении математики. Знакомя ребенка с числами, обязательно нужно приучить его к тому, что каждое число обозначает группу с определенным количеством предметов. Недостаточно посчитать, например, до трех и показать ребенку цифру 3. Обязательно предложите ему показать три пальца, положить перед собой три конфеты или нарисовать три кружочка. Если есть возможность, свяжите число с известными ребенку сказочными героями или другими понятиями:

  • 3 — три поросенка;
  • 4 — черепашки — ниндзя;
  • 5 — пальцев на руке;
  • 6 — героев сказки «Репка»;
  • 7 — гномов и т.д.

У ребенка должны сформироваться четкие образы, привязанные к каждому числу. На этом этапе очень полезно играть с детьми в математическое домино. Постепенно у них в памяти запечатлеются картинки с точечками, которые соотносятся с соответствующими числами.

Также можно практиковать изучение чисел с помощью коробки с кубиками. Такая коробка должна быть разделена на 10 ячеек, которые расположены в два ряда. Знакомясь с каждым числом, ребенок будет заполнять нужное количество ячеек и запоминать соответствующие комбинации. Польза от этих игр с кубиками еще и в том, что ребенок будет подсознательно замечать и запоминать, сколько еще нужно кубиков для дополнения числа до 10. Это очень важное умение для устного счета!

Как вариант, можно использовать для такого упражнения детали конструктора Лего или применить принцип пирамидок из методики Зайцева. Главным результатом всех описанных способов знакомства с числами должна стать их узнаваемость. Нужно добиться, чтобы ребенок при взгляде на комбинацию предметов сразу (без пересчета) мог назвать их количество и соответствующее число.

Упражнения для того, чтобы научить ребёнка понимать время по часам

Используем картинки

Чтобы малыш запомнил последовательность смены периодов суток (утро, день, вечер, ночь), предложите ему несколько карточек с различными изображениями. Каждый из предметов должен ассоциироваться с действием в определенное время. Например, дневник или книга будет напоминать о школе, и значит, малыш должен будет ответить на вопрос о времени суток словом «день». В качестве удачных предметов, явно характеризующих определённый период, можно использовать, например, зубную щетку (утро), портфель (день), подушку (ночь), звезды (ночь) и т.д. Чтобы материал лучше усвоился, попросите малыша расположить карточки в правильной последовательности.

Играем со словами

Учить различать периоды суток можно и в устной форме. Например, предложите найти пару словам: день — …(ночь), утро- … (вечер). Или поручите определить лишнее из перечня: завтрак, обед, полдник, дождь, ужин.

Знакомимся с часами

Но чтобы ребенок более точно понимал значение времени, его нужно обучить тому, что означают цифры на циферблате, последовательность движения стрелок и предназначение деления окружности на минуты и часы. Для ознакомления возьмите будильник в самом простом оформлении с крупно и четко нарисованными цифрами. Стрелки должны отличаться друг от друга и, желательно, иметь различную форму. Покажите, как они движутся и объясните их взаимосвязь между собой.

Мастерим часы

Чтобы научить ребёнка понимать время по часам, желательно сделать макет часов своими руками или приобрести его в магазине детских игрушек. Предложите малышу смастерить оригинальные стрелки, отличные друг от друга, украсить циферблат картинками, означающими тот или иной отрезок времени. Самым лучшим вариантом будет изготовление двух часов для разных периодов суток – дня и ночи. На одном будут, например, картинки восходящего солнышка (утро — с до ), ярко светящегося (день — с до час.) и заходящего за горизонт в багряном зареве (вечер — с до ) . На другом макете можно изобразить малыша с подушкой (вечер — с до ), звезды (ночь — с до ), тарелку с кашей или спортсмена с гантелями (утро – с до ). Цифры нужно обозначать от 0 до 24. Позже ребенок будет машинально ассоциировать с и т.д. В качестве материала для изготовления поделки используйте плотный картон разных оттенков – светлого и темного. Стрелки сделайте более прочными и закрепите на центральном вращающемся приспособлении (например, болтик с шайбочкой). Лучше всего изготовить сразу все – и часовую, и минутную, и секундную. Имея под рукой готовые часы, можно приступить к другим заданиям.

Читайте также:  Важность обучения гигиене полости рта специалистов и населения

Определение времени

На самодельном циферблате установите определенное время и попросите малыша назвать его. Пусть он также вспомнит, что он делает в указанный промежуток. Проведите несколько таких практических упражнений. Не забудьте уточнить, о каком времени суток идет речь. Поэтому использование двух разных изготовленных циферблатов более целесообразно. В дальнейшем, ознакомившись с предназначением минутной стрелки, малыш сможет точно назвать время.

Упражнение «наоборот»

Проведите тренировку, так сказать, в обратном порядке. Поручите ребенку выставить стрелки, означающие определенный период, а затем час. Например, по заданию нужно указать период дневного сна. Малыш выставляет на циферблате час дня, а затем двигает минутную стрелку по кругу. Он должен понять при этом, что после ее двойного движения, часовая сместится на цифру «3». Таким же образом можно поручить малышу показать, сколько длятся его утренние сборы в садик (например, с до ) или отход ко сну (с до ).

Угадывание правильного времени

Используя оба циферблата, нужно расположить стрелки на них по-разному. Затем попросить малыша угадать, какое из них соответствует определениям «доброе утро» ( или ), «добрый вечер» ( или ), «приятного аппетита» (в разных вариантах для завтрака, обеда и ужина).

Спешат часы или отстают?

Если малыш путается, в каком направлении должны двигаться стрелки, используется упражнение для определения, правильно ли идут часы. Для этого при заданном времени (например, 3 часа) установите стрелки вперед на несколько часов ( или ). Ребенок должен понять, что они спешат. Затем выполните упражнение для ситуации, когда часы отстают.

Множество разнообразных упражнений станут для ребенка не просто обучением, а увлекательной игрой, и вы легко сможете научить ребёнка понимать время по часам. В результате он сможет легко освоить новые знания и при необходимости определять время без особых трудностей.

Советы педагогов

  1. Желательно, чтобы весь процесс обучения проходил в игровой форме, без тяжелых числовых формул и нудных объяснений.
  2. Важно, чтобы ребенок сам смог создать макет часов и уже по своему образцу закреплял результат.
  3. Объясните малышу, что когда он вернется со школы, на часах будет вот такая отметка, а когда спать – следующая.

  В этом вопросе важно постоянство, регулярность, каждодневное повторение. И вот уже через некоторое время Ваш малыш с гордостью сможет отвечать на поставленные вопросы родных и окружающих: «А сколько сейчас времени?» — 10 минут пятого!

Техники для организации времени ребенка

Родители должны знать, как научить ребенка планировать.

  1. Вводите понять, на что уходит драгоценное время, попросите ребенка в течение недели записывать с точностью до минуты все дела, которые школьник совершил за день. Через 7 дней вы узнаете, почему заданная по литературе книга так и не прочитана.
  2. Режьте «бегемота» на части. Всегда есть большое дело, которое невозможно совершить за день и даже за неделю. Помогите ребенку разделить его на маленькие этапы и идите к цели маленькими шагами.
  3. Нелюбимое делайте на свежую голову. Пусть ребенок «съедает лягушку утром» — необычное сравнение пришло из «взрослого» тайм-менеджмента. Если у вашего школьника есть нелюбимое дело, например, учить иностранные слова или таблицу умножения, предложите ему делать это утром на свежую голову. Утром выучил – и весь день свободен.
  4. Научите ребенка отличать важные дела и не очень. Посещение секции, визит к врачу, выполнение домашнего задания – это важные дела, которые невозможно передвинуть и поменять. Чтение книги, обучение кулинарному мастерству, переписка в чате и другие любимые занятия можно сделать в любое свободное время между важными делами.
  5. Пусть ребенок ставит цели. Детям будет интереснее осваивать науку «тайм-менеджмента», если они будут понимать для чего это делают. Научите ставить цели: переплывать бассейн без остановок, к концу учебного года прочитать «Войну и мир», научиться вышивать крестиком и так далее.
Читайте также:  Грудничок ест меньше нормы: как определить и что предпринять?

5 шагов, чтобы научить ребёнка понимать время и определять его по часам

Случается так, что уже в приличном возрасте люди признаются, что пользуются только электронными часами. И у всех одна причина — либо родители не объяснили им в детстве, как использовать часы со стрелками, либо объяснили ошибочно. Чтобы такого не произошло, важно не оставлять проблему без внимания. С чего же начать учить ребенка понимать время по часам?

Что должен знать ребенок, чтобы определять время по часам?

Прежде чем приступить к изучению времени, проверьте, насколько ваш ребенок понимает основы.

Умеет ли он считать? Ориентируется ли в ключевых понятиях, связанных со временем? Нередко родители сталкиваются с трудностями в обучении и упорно не замечают корень проблемы (ребенок путает “лево” и “право”, недостаточно хорошо считает и т.д.) Поэтому будет полезно пробежаться по основным умениям и удостовериться, что пробелов, которые могут помешать ребенку продвинуться далее, нет.

Считать до 60

Как минимум. А лучше вообще до 100. Закрепляем навык счета упражнениями:

  • называем двойные числа, которые видим (это могут быть ценники в магазине, номера домов и др.);
  • тренируем обратный счет (от 100 к 1);
  • учимся называть «соседей» круглых чисел (50 — соседи 49 и 51, 90 — соседи 89 и 91 и т.д.).

Считать числами, которые кратны 5

Наверняка вы уже объяснили ребенку, что такие числа всегда оканчиваются на 5 либо на 0. Осталось научиться без запинок их перечислять и использовать:

  • считаем числами, кратными 5, в прямом и обратном порядке;
  • моделируем задачи, где требуется считать пятерками (Влад решил отжиматься каждый день по пять раз. Сколько раз он будет отжиматься за неделю, две недели, месяц? Как изменятся эти числа, если со второго месяца Влад будет отжиматься не 5, а 10 раз в день?)

Различать «лево» и «право»

Для учебы в целом и чтобы не путать понятия «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки» в том числе.

Иметь общее представление о времени

Объясняем ребенку понятия «вчера», «сегодня», «завтра»; «прошлое», «настоящее», «будущее»; «утро», «день», «вечер», «ночь», «сутки». Часто дети сами связывают время с конкретным событием: «утром я делал зарядку», «в обед я ел суп», «перед сном я чистил зубы» и т.п. Поэтому объясняя вышеперечисленные понятия, родителю лучше всего привязывать к ним конкретные события.

Аккуратно исправляйте ребенка, если он где-то допускает ошибки. Важно, чтобы у него не сложилось ложное понимание времени.

Успешно прошли подготовительный этап? Теперь можем учить ребенка понимать время по часам со стрелками.

Часы своими руками

Заниматься можно на любых часах с циферблатом, настоящих или муляже. Может быть, вы задавались вопросом о том, почему именно механические часы, когда у каждого ребенка есть различные электронные гаджеты. Да и время так выучить кажется проще, но это неправильное решение. Электронные часы не дадут представления о ходе времени. Не стоит переживать, ребенок легко перестроится на электронные часы после обучения на механических.

Для того чтобы научить ребенка понимать время по часам, можно купить часы-муляж. Еще лучше смастерить самим. Это очень просто и не займет много времени. Вариантов очень много, выбирайте то, что подойдет именно вам.

Часы своими руками

Часы из двух одноразовых пластиковых тарелок – на одной тарелке пишем цифры от 1 до 12, на другой минуты – 5, 10, 15 и т.д., добавляем самодельные стрелки. Все скрепляем между собой кнопкой и надрезаем края тарелок. И приступаем к занятию. Можно взять две тарелки разного диаметра. На меньшей пишем часы, на большей – минуты. Скрепляем так же, только не надрезаем.

Часы можно сделать из картона. Берем квадратный лист картона, чертим круг циркулем или обводим тарелку. Отмеряем центр, рисуем цифры, вырезаем из картона стрелки. Все скрепляем. Можно оставить часы квадратными или вырезать круг. Или предложить ребенку поучаствовать и придумать свой дизайн. Ему будет вдвойне интересно заниматься по часам, сделанным своими руками.

Часы своими руками