Как научить ребенка пользоваться ножницами

Сегодня я расскажу вам о том, как научить ребенка вырезать ножницами. Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а следовательно положительно влияет на развитие речи

Причины детских капризов и реакция на них со стороны взрослых

Многие родители должны знать, что на протяжении дошкольного детства ребенок переживает кризисные периоды, каждый из которых имеет свои характерные особенности – это возраст 1 года, 3 лет, 5 лет и 7 лет. В эти периоды дети особенно ранимы, капризны и, по мнению родителей – непослушны.

Детское упрямство начинается с полутора лет

Причины детских капризов и реакция на них со стороны взрослых

При проявлении ребенком негативных реакций родители должны постараться определить истинную причину их возникновения. Возможно малыш:

  • плохо себя чувствует;
  • нуждается в приеме пищи или сне;
  • манипулирует родителями;
  • капризничает с целью привлечения к себе внимания;
  • оказался в незнакомой обстановке;
  • испытывает страх перед, чем либо;

Этот список может быть еще продолжен, но мы перечислили основные причины детских капризов, приводящих к непослушанию. инфо

Причины детских капризов и реакция на них со стороны взрослых

Детский негативизм – проявление осознания себя как личности

Взрослые должны помнить что, несмотря на то, что ребенок является частичкой своих родителей, он все же личность и имеет право на свои взгляды и желания. Родители должны научиться уважать мнение ребенка, и считаться с ним.

Не стоит при первых признаках непослушания пользоваться родительским авторитетом, тем более применять физическую силу. Подобная тактика общения, впоследствии, может привести к замкнутости ребенка, либо к отчуждению во взаимоотношениях между родителями и малышом.

Причины детских капризов и реакция на них со стороны взрослых

Совет психолога – не надо сразу вешать на малыша ярлык “плохого” ребенка

Как научить ребенка пользоваться ножницами

Бурова Татьяна Алексеевна

Воспитатель

Дети с рождения знают, что такое ножницы. Ведь они постоянно видят, как взрослые подрезают им ногти. Естественно, что процесс пользования этим приспособлением вызывает у них явный интерес. Но, родители задаются рядом вопросов, связанных с этим предметом. Например, когда можно начинать давать ребенку в руки ножницы, как научить его обращаться с ними, как уберечь от травм? Присмотритесь внимательно к ребенку. Если он проявляет к ножницам интерес и может нормально держать их в руках – обязательно дайте попробовать резать и научите ими правильно пользоваться. Некоторые родители вообще не дают детям ножницы в целях безопасности. Но, подобный запрет, наоборот  стимулирует познавательную деятельность .

Для детского творчества есть специальные модели ножниц – безопасные. Они, как правило, небольшие по размеру, адаптированы под детские руки, легкие, удобные, с закругленными кончиками. Они защищены от того, что ребенок может пораниться во время работы.

Покажите ребёнку, как правильно нужно держать ножницы в руках и как резать. После того, как ребенок  поймет принцип действия, переходите на бумагу.

Объясните правила безопасного обращения с ножницами:

  1. Ножницы – это инструмент для резки, и совсем не игрушка. Они острые, поэтому – опасные. Если их неправильно использовать, можно пораниться.
  2. Ножницами можно резать картон, бумагу, ткань, нитки, вырезать различные элементы для аппликаций
  3. 3. Нельзя бросать, махать, бегать с ними, прыгать, подносить к лицу, брать без разрешения
  4. Передавать ножницы нужно только закрытыми, кольцами вперед.
  5. С этим инструментом можно работать только, сидя за столом.
  6. Каждый раз после работы ножницы нужно класть на место.
  7. Не разрешайте ребенку играть и баловаться с ножницами!

Какими должны быть первые занятия с ножницами?

Сначала ребенок должен научиться нарезать бумагу на кусочки и делать «бахрому». Помните, что процесс разрезания и нарезания хорошо влияет на развитие мелкой моторики, усидчивости, терпеливости и других полезных качеств.

Помните, что линии на силуэтах для вырезания должны быть четкими, хорошо видимыми. Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому чаще хвалите ребенка не за точность воспроизведения, а за правильность понимания и выполнения задания.

Как научить ребенка пользоваться ножницами

Возрастные особенности работы с ножницами

2-3 года. Таким малышам лучше дать ножницы с фиксатором открытого состояния, чтобы рука не слишком уставала. Начните учить ребенка вырезать с самых простых заданий (например, попросить порезать на кусочки тонкую полоску). Также в продаже имеются рабочие тетради 2  для обучения вырезанию. Никогда не оставляйте маленького ребенка, работающего с ножницами, без присмотра!

Читайте также:  Заниженная самооценка: переменная величина, которую можно изменить.

3-4 года. В этом возрасте дети продолжают осваивать несложные приемы вырезания. Можно попробовать дать ребенку вырезать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, ромб), а также активно использовать шаблоны для вырезания по линиям. Задания по вырезанию для возраста 3+ можно найти как в специальных рабочих тетрадях, ведь именно с этого возраста большинство родителей начинают учить своего ребенка пользоваться ножницами.

Старше 4 лет. Известно, что начиная со средней группы (то есть в 4-5 лет) в детском саду детям дают ножницы. Там они учатся вырезать фигуры из цветной бумаги и делать аппликации. То же самое вы можете сделать дома с ребенком. В этом возрасте у детей обычно просыпается большой интерес к различным поделкам. Устроив дома выставку работ ребенка, вы отлично поддержите его мотивацию.

Чему должен научиться ребёнок , и в какой последовательности:

  1. Правильно держать ножницы.
  2. Открывать и закрывать их
  3. Проявлять интерес к ним.
  4. Разрезать либо отрезать кусок бумаги, нарезать «бахрому».
  5. Отрезать кусок бумаги, делая два, и более, последовательных надрезов.
  6. Разрезать лист пополам.
  7. Вырезать квадрат и любую другую геометрическую фигуру.
  8. Вырезать более сложную фигуру.

Какие задания можно использовать, чтобы закрепить навык вырезывания?

  1. Разрезать полоску бумаги на квадраты, которые можно использовать в аппликациях.
  2. Нарезать из бумаги тонкие полоски.
  3. Косо срезать у прямоугольного листа концы.
  4. Из квадрата вырезать круг, постепенно округляя его края ножницами.
  5. Сложить прямоугольный листик бумаги пополам и вырезать из него половину формы какого-то фрукта, гриба, бабочки, цветка, дерева так, чтобы на развороте получилась целая композиция.
  6. Вырезать снежинки и цветы, складывая бумажный квадрат несколько раз.

Соблюдая несложные правила и используя простые задания можно быстро научить пользоваться ножницами.

Как научить малыша пользоваться ножницами: советы и три KUMON-задания

Умение вырезать — важный навык, который предстоит освоить малышу. А всё потому, что работа с ножницами развивает мелкую моторику, мышление и координацию, учит концентрироваться, быть внимательным и усидчивым. Рассказываем, как помочь ребёнку научиться вырезать и какие картинки выбрать для первых шагов.

KUMON-вырезание

Ножницы — сложный инструмент. Малыши не с первого раза понимают, как их правильно держать, каким образом вести по картинке и как оставаться в пределах линии. Первые опыты с инструментом часто неудачные. Но учить ребёнка вырезать можно уже с двух лет.

Ключ ко всему — правильная методика. Такая как японская методика KUMON: она основана на трёх принципах — самостоятельность, эдьютейнмент и регулярность.

Эдьютейнмент — обучение через игру — особенно привлекает детей. Ведь ребёнок готов регулярно заниматься лишь тем, что ему нравится. Поэтому в тетрадях «KUMON. Давай вырезать!»есть пазлы, лабиринты и «вкусные» картинки и сюжеты с забавными животными.

Выбираем хорошие ножницы

Учиться вырезать нужно с помощью хорошего инструмента — правильных ножниц.

  • Выбирайте ножницы с закруглёнными концами.
  • Ребёнку должно быть удобно их держать.
  • Дырочки для пальцев должны быть подходящего размера.
  • Выбирайте ножницы, которые малыш может легко открывать и закрывать.

Учимся правильно держать ножницы

После того, как вы выбрали ножницы, научите малыша правильно их держать.

  • Попросите ребёнка просунуть большой палец в маленькое отверстие в рукоятке ножниц, а указательный и средний пальцы — в большое отверстие.
  • Для удобства малыш может просунуть в большое отверстие и безымянный палец. Безопасные пластиковые ножницы подходят для малышей, но в их большое отверстие сложно просунуть больше двух пальцев.
  • Убедитесь, что во время вырезания ребёнок направляет кончики ножниц от себя.

Задание из тетради «KUMON. Давай вырезать! Забавные животные»

Учимся вырезать

Покажите малышу, как правильно разрезать лист по прямой линии. Возможно, сначала у него не получится сделать это аккуратно. Но со временем он научится, если вы будете соблюдать несколько правил.

  • Уверенность. Проверьте, получается ли у ребёнка открывать и закрывать ножницы одним движением, держать их под правильным углом к бумаге. Как правило, поначалу малыши неровно разрезают бумагу. Не волнуйтесь: постепенно ребёнок научится уверенно работать ножницами.
  • Рабочее место. Не стоит вырезать фигуры на полу или диване: ребёнку гораздо удобнее работать за столом. Так локти малыша лежат на опоре, а спина остаётся ровной. Наш копирайтер Лиана училась вырезать на полу вместе дочкой Элиной и на личном опыте убедилась, что это неудобно.
  • Диагональ. Вырезать фрагменты по диагонали довольно сложно. Не переживайте и напоминайте ему направлять ножницы вдоль линии отреза.
  • Держать лист. Покажите малышу, как правильно держать лист бумаги: за противоположную сторону от ножниц, рядом с линией отреза и одновременно подальше от лезвий ножниц. Научиться этому сложно, поэтому ребёнку понадобится какое-то время для освоения этого навыка.
  • Аккуратность. Возможно, сначала всё будет очень неаккуратно. Поэтому следите, чтобы ребёнок разрезал бумагу той частью лезвий, которая находится у самого их скрепления. Откройте ножницы и отрежьте 2–3 сантиметра, затем снова откройте ножницы и отрежьте ещё немного. Повторяйте, пока не вырежете картинку. Так получится намного аккуратнее.
Читайте также:  Ребенок и спорт: когда начинать и что выбрать

Что вырезать

Картинки должны быть яркими, понятными, без лишних деталей. В тетрадях «KUMON» много сюжетов, которые понравятся малышу. Вот, например, задание из серии «Первые шаги» «KUMON. Давай вырезать!»: ребёнку нужно сделать размер по диагонали. А затем соединить две части корабля.

Задание из тетради «KUMON. Давай вырезать! Первые шаги»

Когда ребёнок освоит первые шаги, предложите ему задания посложнее. Вот в этом упражнении ребёнку нужно резать по линии, поворачивая лист. Не огорчайтесь, если края разреза получатся неровными. Главное — чтобы малышу понравилось выполнять задание.

Задание из тетради «KUMON. Давай вырезать! Забавные животные»

Ещё одно задание со сложным контуром. Если малышу сложно его выполнять, предложите свою помощь.

Задание из тетради «KUMON. Давай вырезать! Вкусные задания»

Не забывайте хвалить

Важно постоянно подбадривать ребёнка и говорить: «У тебя отлично получается!», «Молодец!». Вы удивитесь, как быстро дети могут научиться вырезать, если давать им интересные задания, предоставить самостоятельность и хвалить за старания.

По материалам тетрадей «KUMON. Давай вырезать! Первые шаги», «KUMON. Давай вырезать! Забавные животные», «KUMON. Давай вырезать! Вкусные задания»

Начинаем резать бумагу

Наш малыш научился открывать и закрывать ножницы и при этом держать их прямо. Пора начинать пробовать резать бумагу. Начинать лучше с нарезания полосок. Дайте ребенку узкую прямоугольную заготовку цветной бумаги, сложенную пополам. Пополам сложенная бумага плотнее, а значит ее труднее порвать не правильными движениями ножниц. Затем покажите, как нужно нарезать полоски.

Ребенок должен держать прямоугольную заготовку сгибом к себе. Лучше если эта работа займет не более двух шагов ножницами. А уже из этих полосок с помощью клея-карандаша можно быстро смастерить цветок, гирлянду (они же бусы) и даже целую елку. Так же можно сделать объемную аппликацию травы. Для этого полоску зеленого цвета надрезаем c одного края не до конца и приклеиваем на край альбомного листа. А детали можно дорисовать фломастерами.

Если у малыша не очень хорошо получается нарезать полоски и бумага рвется, то попробуйте сделать тоже самое из плотных обложек журналов. Или же просто дайте ребенку небольшие кусочки журнальных обложек и пусть он режет их как ему угодно.

Первое время можно помогать ребенку справиться с ножницами и бумагой. Посадите своего малыша на коленки и в нужные моменты помогите придерживать бумагу, сделать шаг ножницами. Естественно, если наш всезнайка кричит «Я сам!» помогать ему не стоит. Пусть пыхтит и старается самостоятельно.

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».

«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.

«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. "Тебе нравится твой рисунок?", "Что было самым сложным?", "Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?" — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.

«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна.

Интеллектуальное развитие

Читать, писать, считать и решать простые математические задачи ребенка научат в школе. Более ценное, что могут сделать родители для своих детей – научить их правильно мыслить, рассуждать, анализировать информацию и видеть главное.

Читайте также:  Воспитание детей. Уроки психологии для родителей

Что именно нужно делать?

1. «Зажгите» познавательный интерес и стимулируйте к изучению нового: в книгах, видеосюжетах, дома и на прогулке. Организуйте ребенку разнообразный досуг, чтобы они понимал, сколько в мире нового и интересного, о чем ему предстоит узнать.

2. Развивайте речь и умение общаться. Учите ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Важно научить умению слушать, аргументировано доказывать свою точку зрения и получать удовольствие от самого процесса общения.

3. Развивайте логическое мышление. Решать типовые задачи ребёнок научится на уроках математики. А вот чтобы он успешно справлялся с заданиями со звёздочкой и бытовыми задачами, не обойтись без умения рассуждать и мыслить нестандартно. Эти способности можно и нужно тренировать.

Каким образом?

Для этой цели нужно регулярно выполнять нестандартные задания и решать задачи на логику. Дополнительная польза: у ребенка формируется усидчивость и привычка доводить начатое дело до конца. Читайте подробнее, как и зачем развивать логику.

Где искать задачи?

10 лет назад на ум приходили только сборники и детские журналы. Сейчас гораздо больше качественных интересных материалов можно найти в интернете. Но как не потеряться в этом океане развивающих заданий?

Чтобы оценить приблизительный уровень интеллектуальной готовности ребенка к школе, посмотрите небольшую подборку математических задач для дошкольников от ЛогикЛайк или начните занятия на сайте.

Упражнения

Для того чтобы первоклашка мог правильно владеть пишущим инструментом, нужно начинать занятия с 2-5 лет. Простые упражнения, совмещенные с игрой, помогут в будущем выработать ловкость пальчиков.

Ребенку можно предложить:

  • собирать пальчиками бусинки и складывать их в коробку;
  • завязывать бантики на шнурках, узелки на веревочках;
  • вытирать нарисованные линии маленькой резиночкой;
  • вырезать из бумаги мелкие детали безопасными ножницами и составлять из них мозаику;
  • заштриховывать карандашом картинки для раскрашивания;
  • рисовать узоры, геометрические фигуры (треугольники, квадратики, круги и т.п.);
  • собирать конструктор;
  • застегивать пуговицы и т.п.
Упражнения

Некоторые упражнения можно выполнять в виде игры. В это время важно контролировать положение пальчиков малыша.

Игра «паучки»

Ручки ребенка – веселые паучки, а пальчики – их лапки. Их нужно попросить «побегать» по столу. Потопать, попрыгать. Попросите малыша, чтобы «паучки» поздоровались лапками, и что-нибудь порисовали мелками. Это упражнение поможет снять напряжение с пальчиков и отвлечет ребенка от рутинных упражнений.

Каляки-маляки

Дайте ребенку небольшой яркий мелок и лист бумаги. Пусть он рисует на бумаге произвольные непрерывные линии то медленно, то быстро. Начать игру в каляки-маляки можно в медленном темпе, а закончить – в быстром.

Упражнения

Игра «Веселая птичка»

Перед рисованием предложить ребенку поиграть в веселую птичку, которую нужно научить рисовать. Птичка – это левая или правая кисть ребенка. Соедините три первых пальца, а безымянный и мизинец подожмите. Большой палец снизу и два следующих пальца сверху – клюв птички. Поговорите с ребенком от имени птички, пусть ребенок вам подыграет. Поставьте карандаш вертикально и попытайтесь научить птичку рисовать. Она должна схватить клювом верхушку карандаша и постепенно опустить клювик из пальчиков до нужного уровня. Пусть птичка нарисует сама себя.

Ой, что-то новенькое

Вопрос “когда впервые познакомить ребенка с новым инструментом” индивидуальный. Острый интерес к данному предмету может появиться внезапно.

Согласно наблюдениям многих родителей, это случается, начиная с 1,5 года.

Начинать правильнее всего в период, когда больше времени ребенок проводит в доме. Будет меньше соблазна бросить занятие и убежать с любимой игрушкой на улицу.

Расскажите основные правила работы:

  1. Ножницами нельзя играть. Это опасный инструмент, которым можно пораниться, если не аккуратно работать.
  2. Можно резать бумагу, газету, цветной картон, лоскутки разных тканей. Но только то, что разрешила мама.
  3. Нельзя бегать, прыгать, ходить, размахивать ножницами, бросать в кого-то, брать без ведома мамы или папы, резать себе или другому волосы, одежду, личные вещи.
  4. Работать с ними можно только за столом.
  5. Если нужно их передать, то только закрытыми, взяв за лезвие, ручкой вперед.

Важно перед каждым занятием повторять условия, чтобы малыш лучше усвоил. Если ребенок невнимателен, отвлекается, не выполняет правила безопасности – лучше отложить процесс на позже.