Как научить ребёнка писать

Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного? Идеи и упражнения, которые мы предлагаем ниже, будут полезны родителям и педагогам. Используйте ЛогикЛайк-подход для занятий дома или открытых уроков в школе.

Причины ошибок при письме у детей

Родители и преподаватели склонны винить гаджеты, когда речь заходит о неграмотном написании слов. Вероятно, новые технологии немного повлияли на мозг человека: можно не напрягаться, не проверять правописание — смартфон сделает это самостоятельно.

Однако проблемы с грамотностью существовали всегда, при любой педагогической системе и в любом историческом периоде. Есть факторы, влияющие на восприятие письма намного сильнее, чем телефон со встроенной коррекцией орфографии. Перечислим некоторые из них.

  1. Перфекционизм родителей, излишняя требовательность. Малыш переживает за конечный результат и не может сосредоточиться на учебе. Поэтому все контрольные работы пестрят ошибками. Груз ответственности парализует разум.
  2. Слабая теоретическая подготовка. Ребенок может прекрасно разговаривать, но плохо писать. Всему виной — незнание правил языка. Что может привести к этому? Неподходящий педагог, отсутствие абстрактного мышления или подходящей системы уроков. В большинстве случаев требуется разобраться в лингвистических понятиях и выучить их, нужна дисциплина и правильный подход.
  3. Стресс, измотанность. Если ребенок посещает секции, кружки, ежедневно впитывает много новой информации, переутомления не избежать. Мысль блуждает, мозг отказывается сосредотачиваться на ненавистном диктанте, когда занят совсем другими вещами — математикой, пением, танцами.
  4. Нездоровые отношения в коллективе. Ребенок может уязвимо чувствовать себя среди одноклассников, опасаться за физическую и психологическую безопасность. Соответственно, малышу сложно сосредоточиться на письме.

Отдельный случай, объясняющий неграмотность ребенка, — дисграфия. Об этом расстройстве следует рассказать подробнее.

Что делать, если почерк ребёнка не читается?

Увы. Некрасивый почерк действительно является причиной неуспеваемости многих детей. Сначала в младшей школе оценки снижают потому, что почерк некрасивый. Затем у ребенка пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить. Кроме того, ребенок, который некрасиво пишет, часто пишет медленнее других детей, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает низкие оценки. А в средней школе не успевает писать конспекты, из-за неразборчивого почерка получает низкие оценки, поскольку не всегда учитель может расшифровать написанное. В результате даже самый умный ребенок из-за почерка может превратиться в двоечника.

Обучение письму в школе и, соответственно, дома, поскольку родители делают все по рекомендации учителя, самое нудное и сложное занятие для любого школьника. Не всегда учителю удается быстро найти индивидуальный подход ко всем ученикам, и поэтому красиво писать получается лишь у единиц – человек 5 на класс. Эти дети, как правило, красиво рисуют. А вот большинству эта наука дается с большим трудом и не факт, что их научат красиво писать в школе, хотя это возможно сделать, если знать методику письма с секретами. А также понять по ошибкам, которые ваш ребенок совершает, что именно мешает ему красиво писать.

Предлагаю всем подключиться к эксперименту прямо сейчас. Возьмите тетрадь вашего ребенка и посмотрите, какие каллиграфические ошибки он совершает.

На что конкретно надо обратить внимание:

  1. Обратите внимание, как ваш ребенок пишет буквы: «н», «и», «к», «п». Если они похожи настолько, что их невозможно отличить – это показательная ошибка.
  2. Проблема манеры письма: если буквы «танцуют» над строчкой и под ней; буквы различны по высоте, ширине и наклону, т.е несоответствие нормам каллиграфии.
  3. Неаккуратность, грязь на полях, ребенок заходит на поля или на другую страницу, когда пишет, а к буквам типа «ш» или «м» дописывает лишние элементы, т.е. несоответствие нормам оформления работ.

Как привить ребенку любовь к письму?

Ваши настойчивые попытки научить ребенка писать в слишком раннем возрасте могут провалиться. Но это не значит, что вы не должны поддерживать познавательную сторону этого процесса и поощрять навыки грамотности, которые в конечном итоге будут способствовать грамотному письму. В конце концов, любопытство возьмет верх, и ваш малыш захочет овладеть письмом. Но когда этот момент наступит, сосредоточьте все внимание на структуре и смысле того, что он пишет.

Чтение

Чтобы научить ребенка грамоте, в том числе письму, читайте ему интересные книжки как можно чаще: длинные рассказы и короткие, с картинками и без, стишки и пословицы, старую классику и новые произведения. Даже когда малыш научится читать самостоятельно, все равно продолжайте читать ему. Делайте это с младенчества и до средних классов школы. Установите определенные часы и превратите чтение в приятный домашний ритуал.

Читайте также:  Как вырастить ребёнка-билингва

Демонстрация

Сделайте письмо важной частью своей жизни. Пусть ребенок видит, что вы пишите и как именно вы это делаете: редактируете, корректируете, зачеркиваете, переписываете начисто. Будут ли это письма вашей бабушке, которая не владеет компьютером, стихи или разгадывание кроссвордов в журнале – дайте ребенку понять на собственном примере, что значит быть писателем.

Как привить ребенку любовь к письму?

Аксессуары

Многим детям тяжело дается мелкая моторика, связанная с написанием букв, поэтому им не нравятся прописи. В этом случае можно зайти издалека. Существуют удобные меловые и грифельные доски, которые хорошо способствуют развитию ранних навыков письма. Такой аксессуар дети считают настоящим развлечением, где написание букв, слогов и слов становится для них удовольствием.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании материала активная ссылка на женский журнал  обязательна!

А в дополнение к вышесказанному предлагаем узнать 2 простых способа, которые помогут ребенку научиться правильно писать ручкой. Не пропустите интересное видео ниже!

  • Как сделать ночное кормление легким?
  • Детская безопасность и мобильный телефон
  • Как найти хорошего репетитора: основные моменты
  • Как научить ребенка нырять вниз головой?
  • Детское воспитание против плохого поведения
  • Как провести урок танцев для детей: базовые советы
  • Как развивать познавательную активность ребёнка с помощью образовательных экскурсий?
  • Если ваш ребёнок – экстраверт…
  • Лучшие места для проведения детского дня рождения
  • Дети-погодки: риски и преимущества

Что такое дисграфия?

Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

  1. определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
  2. соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
  3. воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого «графо» — письмо). Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста, в силу различных обстоятельств, нет и учитель, родитель не могут получить квалифицированную консультацию. Как в этой ситуации помочь ребенку? Для начала необходимо, чтобы учитель начальных классов (родитель) знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим. Классификация дисграфических ошибок. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

  1. пропуски гласных букв; всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай;
  2. пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;
  3. пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки;
  4. замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;
  5. замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываед-показывает;
  6. перестановки букв и слогов: онко-окно;
  7. недописывание букв и слогов: чере-через, на ветка-на ветках, диктан-диктант;
  8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-снег, диктанат-диктант;
  9. искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;
  10. слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бойчасов-бой часов, в ся-вся;
  11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
  12. нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

  1. нарушения согласования слов: с еловый ветки-с еловой ветки, появилось трава-появилась трава, огромная бабочки-огромные бабочки;
  2. нарушения управления: в ветка-с ветки; умчались к чащу-умчались в чащу, сидит стул-сидит на стуле;
  3. замена слов по звуковому сходству;
  4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще-в роще, настене-на стене, на бухли-набухли;
  5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
  4. зеркальное написание букв
  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии:

  1. безударная гласная в корне слова: вада-вода, чисы-часы;
  2. правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп-зуб, дорошка-дорожка;
  3. обозначение смягчения согласных;
  4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые считают нужным отнести к дисграфическим, если они носят устойчивый характер. О детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: «Как слышат, так и пишут». Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю), как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.

Читайте также:  Социальная педагогика и психология: чем занимается социальный педагог?

Развивающие игры для детей от года

Малышам, которые уже достигли годовалого возраста, пойдут на пользу игры, развивающие мелкую моторику рук. И для этого вовсе не нужно приобретать что-то особенное в магазинах игрушек.

Чтобы организовать развивающие игры для детей, подойдет бумага (следите, чтобы кроха не поранился о ее острые края), газеты, пластилин (чтобы исключить риск беспорядка – играйте с ним во время уличной прогулки).

Развивающие игры для детей от 1 года предполагают, что рядом с малышом всегда будет находиться кто-нибудь из взрослых. Ведь в этом возрасте крохе будет не просто справиться с тем, что он только начинает изучать.

Шарики из газет

  • Для начала научите малыша рвать старые газеты на ровные полоски, удерживая пальцами левой руки одну часть, а правой – другую, которую надо тянуть к себе.
  • Затем из получившихся кусочков можно накатать много мелких шариков. Позднее они пригодятся вам для изготовления различных поделок.

Игра с пипеткой

  • Научите ребёнка правильно держать пипетку за резиновый наконечник с помощью двух пальцев, а потом – разжимать, так чтобы в неё набиралась вода.
  • После этого пусть кроха выливает воду из пипетки в другую посуду, нажимая на наконечник.

Для наглядности и интереса можно использовать подкрашенную жидкость.

Пластилин и кнопки

  • Покажите малышу, как сделать несколько пластилиновых шариков (можно разных цветов), и пусть он пальчиком раздавит их на бумаге.
  • Следующий шаг этой развивающей игры для детей – размазывать пластилин указательным пальчиком по бумаге – получаются узоры в виде солнышек, звёзд и т.п.
  • Специальным ножичком для работы с пластилином (стеком) можно писать и рисовать на предварительно размазанном по бумаге пластилине, поначалу с помощью взрослого.
  • Если вы покажете крохе, как правильно втыкать в кусочек пенопласта разноцветные канцелярские кнопки – за цветной наконечник – то он не поранится. Воткнув кнопки плотно друг к другу, вы получите контур машинки, грибочка и других знакомых ребёнку предметов.

Карандаш

  • Пусть ребёнок зажмет простой карандаш между ладоней и покатает его. Это стимулирует работу нервных окончаний на руках.
  • Можно также катать карандаш ладошкой по ровной поверхности.
  • Следующее упражнение – взять карандаш горизонтально двумя руками за разные концы и покрутить.

Это упражнение полезно для координации глаз и рук.

Другое упражнение – удержать карандаш между одними указательными пальцами. Чтобы усложнить задачу, пусть ребёнок проделает это на ходу, соревнуясь с взрослым.

Мягкие и колючие шарики

Вам понадобятся резиновые шарики-ёжики с колючками (такие продаются в магазинах для домашних питомцев). Их размер и упругость могут быть разными.

  • Сначала попросите ребёнка покатать мячики в ладошках, стимулируя нервные окончания.
  • Более сложная задача – сделать это между пальцами одной руки.

Не ограничивайтесь большим и указательным, пусть малыш пробует катать мячик между большим и всеми остальными пальцами. Это весьма непросто.

  • Затем возьмите ёмкость, имеющую в крышке отверстие (или сделайте его сами), чтобы мячик проходил туда с усилием. Пусть ребёнок кладет мячики туда по очереди – увидите, как увлечет его это занятие.

Ещё документы из категории педагогика:

Урок на тему «Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса» Конспект дефектологического занятия «Осень» Урок на тему «ХОРЕОГРАФИЯ – ИСКУССТВО, ЛЮБИМОЕ ДЕТЬМИ» Конспект урока на тему «Формирование мотивации образовательной деятельности учащихся через метапредметные уроки» Урок на тему «Роль современного естественнонаучного кабинета и набора трёх «Т» (таланта, терпения, труда) как основных инструментов для всестороннего изучения ВПКН» Конспект урока на тему «Жизненные цели подростков» Сценарий групповой родительской мини-конференции «Любовь. Доброта. Забота» 65796657926579165790657376572865716

X Код для использования на сайте: Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ

Обучение элементам и печатным буквам — 5–лет

Рисуйте пальчиками

Разучивать буквы можно, рисуя их на бритвенной пене, крупе, рассыпанной на противне, запотевшем стекле, в воздухе, мелом на асфальте или пальчиковыми красками на бумаге. Буквы можно складывать из семян и лепить из пластилина. Проговаривая букву, нужно называть соответствующие ей звуки и вспоминать слова, на неё начинающиеся.

Важно связывать букву с предметом, на которую он начинается. И правильно называть имя буквы и звук, который она обозначает. Например, букву зовут «эм», а звуки — «м» или «мь».

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Пишите элементы букв и цифр в альбоме для рисования

Начните с освоения элементов: вертикальных и горизонтальных палочек, кружочков, овалов и прочих. Задания можно найти в пособиях для дошкольников или придумать самостоятельно.

Читайте также:  3 главных принципа развивающего общения с маленьким ребёнком

Нарисуйте образец элемента и попросите ребёнка повторить. Если он ошибается, объясните, почему нужно делать именно так. Для первых опытов лучше завести отдельный альбом для рисования, чтобы ребёнка не отвлекала разлиновка.

Тяжелее всего деткам даются верхний элемент малых букв «в», «б», нижний элемент букв «у», «з», «д», «ц», «щ». Научить писать малую букву «г» сверху вниз, а также крючочки букв «т» и «ш» тоже важно.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Выполняйте упражнения в прописях для дошкольников

В прописях для дошкольников вы найдёте массу полезных упражнений: «продолжи узор», «дорисуй орнамент», «дорисуй по образцу», «соедини по точкам», «дорисуй по клеточкам», «заштрихуй», «раскрась», «вспомни слово на букву» и многие другие. Благодаря ним ребёнок подготовит руку к более аккуратному письму, выучит написание печатных букв, станет лучше ориентироваться внутри клетки и на строке.

Что можно купить

  • «Готовим руку к письму», Ольга Макеева, 73 рубля →
  • «Развиваем навыки письма», Ольга Макеева, 108 рублей →
  • «Пишем печатные буквы», Ольга Макеева, 75 рублей →
  • «Прописи для дошкольников 5-6 лет», Елена Колесникова, 80 рублей →
  • «Прописи для будущих первоклашек. Рисуем по клеточкам», Олеся Жукова, Елена Лазарева, 137 рублей →

Способы развить речь у ребенка

  • «Мама не понимает». Если малыш уже может называть предметы, но не делает этого, родители могут притвориться, что не понимают, что ребёнок от них хочет, заставляя его самому сказать: «Что тебе дать? Медвежонка? Ложку? Котёнка?» Малыш обычно легко покупается на такой приём и называет предмет, который ему нужен.
  • «Что выберем?» В бытовых ситуациях спрашивайте у ребёнка его пожелание. «Ты пойдешь гулять в желтой или синей блузке?», «Ты хочешь на ужин рыбу или салат?» Таким образом, ребёнок научится формулировать свои мысли и подавать их в словесной форме. Кроме этого, такое упражнение положит начало самостоятельности и ответственности.

Прививайте детям самостоятельность

В современном мире принимать самостоятельные решения и не зависеть от воли других людей, имеет большое значение. Поручите первокласснику составить распорядок своего дня. Если он не все учтет, вы можете его поправить. Но он будет учиться планировать и использовать с пользой свое время.

Если приучить ребенка с раннего детства к независимости и самостоятельности, в дальнейшей жизни он не будет испытывать растерянности и ждать, чтобы кто-то принял за него решение.

Прививайте детям самостоятельность

В развитии детей большая часть ответственности лежит на родителях, которые призваны воспитать их целеустремленными и самостоятельными людьми. Они должны быть не только дисциплинированными, но уметь сострадать чужой боли. Терпеливое и непрерывное воспитание поможет детям развиваться в правильном направлении.

Оставить комментарий

Типичные ошибки при письме букв русского алфавита

Нарушение пропорций. Буквы получаются деформированными.

Несоблюдение наклона 65 градусов. Наклон может колебаться с каждой буквой либо отсутствовать. Для формирования необходимых пропорций и правильного наклона используют тетради в косую линейку.

Добавление или сокращение элементов букв. Это распространённая ошибка при написании схожих букв, например М, Л, И. Детям трудно даются их соединения.

Непропорциональность овальных элементов. Они выглядят угловатыми, поэтому буквы кажутся кривыми и небрежными.

Коррекция ошибок требует систематичности и терпения. В чистописании есть хороший мотивирующий приём, который всё чаще используют педагоги в обучении письму. Ребёнок пишет буквы в строчку, а взрослый обводит зелёным карандашом наиболее удачные. Малыш стремится получить как можно больше зелёных кружков и пишет старательнее. Этот метод эффективнее, чем исправление недочётов красной ручкой.

Для коррекции и обучения существует интересная методика «Письма из сказок». Ребёнок получает письмо, в котором ему предлагается поучаствовать в настоящем квесте. Ему нужно будет научить игрушки красиво писать. Главное преимущество методики – формирование сильной мотивации к обучению.

В обучении детей письму нужно стремиться не к количеству, а к качеству. Одна строчка правильно написанных букв полезнее страницы каракулей. Начальные этапы обучения письму требуют многократного повторения. Детям трудно подолгу сидеть и выводить буквы. Чтобы избежать переутомления и негативного отношения к обучению, занятия полезно разбивать на короткие промежутки. Малыш пишет 10-15 минут, затем деятельность меняется. Ко второй части занятия возвращаются через некоторое время.

Обучение письму – ответственный период. Важно не отпугнуть дошкольника от занятий и научить правильному написанию и соединению букв. Если родители уделяют достаточно времени подготовке руки малыша к письму, ребёнок с лёгкостью овладевает этим важным навыком в школе.