Как научить ребенка говорить — лучшие способы и игры

В ДОУ мы много внимания уделяем речевому развитию деток. Ведь речь – основа для обучения и воспитания. Давайте рассмотрим, какие есть этапы развития речи у малышей с самого раннего возраста до окончания детсада. Уверена, многие моменты вас удивят. С вами снова Татьяна Сухих, и сегодня снова нескучная статья.

Важность периода младенчества

Младенчество — это этап, когда ребенок развивается не только физически. В период до года происходит закладка речевого фундамента у детей. Малыш постепенно понимает слова взрослых, и у него нарабатывается пассивный словарный запас.

Грудничок постепенно, шаг за шагом, приобретает навыки речевого общения:

  • Учится пользоваться речевым аппаратом;
  • знакомится со словами и их формами;
  • накапливает в памяти наименования предметов, признаков, действий;
  • учится строить общение со взрослыми и сверстниками.

Прежде чем ребенок после года начнет осознанно разговаривать, он должен на протяжении многих месяцев накопить указанные навыки в ежедневном общении с близкими. Чтобы вы могли помочь грудничку в освоении речи, нужно знать, какие нормы развития выделяют логопеды у детей до года, а также какие упражнения и занятия способствуют приобретению и закреплению необходимых артикуляционных навыков.

Этапы развития речи

Эти этапы весьма условны, потому что каждый ребенок индивидуален и даже в одной семье разные дети в разное время могут начинать говорить. Но все же существуют некие ориентиры, которые следует знать.

  • В 9-10 месяцев у ребенка могут появиться первые слоги и слова (мама, папа)
  • В 1 год по нормам у ребенка должно быть в словарном запасе около 10 простых слов (мама, папа, баба, бух, дай, ав, му, на и т.д.). Знаю, что сейчас мало детей в год говорят хоть что-то. Эти слова могут появиться на 3-5 месяцев позже.
  • В 1 год и 8 месяцев ребенок может знать уже около 40 слов, он может сказать простую фразу из двух слов (дай би-би, баба ам, мама дай и т.д.).
  • В 2 года ребенок уже может говорить около 100 слов (до 300 слов).
  • В 2,6 года малыш может говорить простые предложения.
  • В 3 года ребенок уже должен разговаривать, знать до 1000 слов. В 3 года ребенок может рассказать, где он был, чем занимался, что видел. В общем, он становится уже полноценным собеседником.

Советую завести словарик, в котором будете записывать все слова, которые говорит ребенок. Так можно будет отслеживать динамику и новые слова.

Если в 3 года ребенок не говорит, обязательно нужно обратиться к врачам, о которых я писала выше. Не ждите, что он сам заговорит, не теряйте время. Потом будет гораздо сложнее развить его речь. Если ребенок отстает в развитии, невролог после обследования назначит лекарства, которые нужно принимать и не отказываться.

Этапы формирования речи

Доречевой этап, как правило, совпадает с первым годом жизни ребенка. В нем выделяют период гуления и период лепета.

В это время ребенок осваивает звуковую форму выражения языкового знака, то есть артикуляцию. Так как для него это очень сложная задача, упражняться порой приходится с полутора-двухмесячного возраста. Сначала он слушает, запоминает, а потом пытается сымитировать нечто похожее.

Дограмматический период, или этап первичного освоения языка, начинает развиваться в течение второго года жизни ребенка. В это время он может повторять многие слова, но неосознанно и только в форме именительного падежа. Однако он может давать названия уже вполне осмысленно, понимая их функциональное назначение. Могут добавляться глаголы, в основном, в форме повелительного наклонения: например, «мама, дай», «папа, ди» (т. е. иди).

Много зависит и от таких факторов, как психологическая обстановка в семье, достаточное общение со взрослыми, желательно грамотными, внимательное отношение к ребенку. При наличии всех этих условий лексический запас ребенка может возрасти к концу второго года жизни до ста слов, а концу третьего года жизни – до 1500 слов. Тогда же может идти речь об освоении некоторых грамматических категорий.

Этап усвоения грамматики (на третьем году жизни) является самым благоприятным для развития речи. Происходит не только интенсивное развитие речевых навыков. Все функции центральной нервной системы обеспечивают формирование условно-рефлекторных связей, которые лежат в основе развития речевых навыков. Этот период психологи называют еще сензитивным, то есть располагающим к изучению других языков.

Действительно, в это время многие родители начинают водить своих детей в школы раннего развития, где в обязательном прядке есть английский язык. Все эти навыки легко поддаются направленному воздействию со стороны педагогов. Если же возникают неблагоприятные условия, то формирование речевой деятельности может не просто задерживаться, но даже протекать в искаженном виде.

Читайте также:  Как научить ребенка быстро складывать и вычитать в уме в 1-2 классе

Развитие речи: базовые правила общения с ребенком до трех лет

Начнем с ключевых правил, которые помогут найти ответы на главные родительские вопросы: «Как помочь ребенку заговорить?», «Как я должен говорить, чтобы он меня понял?», «О чем с ним говорить?» и т.п.

Мотивируем на общение

Ребенка нужно замотивировать на речевое развитие. Если просто выпрашивать: «Скажи папа», то ничего не выйдет, ему это не очень интересно – поскольку нет мотива. Делать это нужно в формате игры, важно, чтобы она была ему интересна.

Совместные игры — эффективный формат освоения новых знаний и навыков для детей

Например, папа прячется, а малыш вместе с мамой его ищут. При этом мама может громко призывать папу: «Папа, ты где?». Тогда ребенок охотнее скажет это слово. Ещё папа может кричать «ку-ку», в этом случае его можно будет искать на слух. Согласитесь, так гораздо интереснее, чем просто повторять слова.

Поощряем речевые проявления ребенка

Поощряйте своего малыша за любые речевые проявления. Пусть этот будет неполное слово, его частичка или даже звукоподражание. Если, увидев на картинке собаку, он произнесет «ка» или «ав», похвалите его, не поправляйте на первых порах.

Интересуемся сказанным

Проявляйте интерес к речи ребенка, даже если она еще не очень понятна. Попробуйте повторить то, что он сказал. Пусть это будет бессвязный набор звуков. А если не сможете повторить, улыбнитесь и спросите: «Правда?». Не забудьте изобразить удивление.

Исключаем из речи слова «скажи» и «повтори»

Постарайтесь не использовать эти два слова, в первую очередь, в ситуации, когда приходят гости. Ребенку физически сложно произнести что-либо, он чувствует неуверенность в себе. А вы просите сделать это на публике. Тогда малыш просто замыкается, а желание к речевым реакциям пропадает полностью. Эти слова следует заменить вопросами «Что это?», «Кто это?». При этом сначала можно ответить самим. Затем задать вопрос и выдержать паузу. Дайте время ребенку, чтобы он произнёс все сам.

Говорим четко, громко и в размеренном темпе

Таким образом вы создаете для малыша возможность для понимания вашей речи. Когда взрослый «тараторит», не выделяет интонационно значимые по смыслу слова, ребёнку сложно воспринять сказанное. Для него все это – просто фоновый шум. В ситуации, когда кто-то из родителей или близких говорит недостаточно громко, ребенку приходится напрягать слух и прислушиваться. Он может не расслышать все слово целиком, а, значит, вряд ли сможет правильно его воспроизвести и понять.  

Развитие речи: базовые правила общения с ребенком до трех лет

Говорим просто

Не стоит перегружать ребенка сложной лексикой. К примеру, такие слова, как «мотоциклист», «полицейский», «экскаватор», он вряд ли сможет выговорить, пусть даже в очень интересной игре.

Говорим правильно

Для ребёнка речь близких – это образец. Помните об этом, когда вам захочется в очередной раз «посюсюкать» с малышом. Не коверкайте свою речь.

Произносим слова с удовольствием

Будьте эмоциональны в беседе. Выделяйте слова, растягивайте их. Тогда малыш будет прислушиваться и проявлять любопытство к тому, что вы говорите.

Обсуждаем то, что окружает нас

Говорим о том, что мы видим прямо сейчас, в данный конкретный момент. Нет смысла вспоминать о собаке, которую вы видели вчера во дворе. Лучше поговорите о том, во что вы играете с малышом в данную минуту, обсудите, что он сейчас будет есть на обед и т.д.

Озвучиваем действия

Например: «Папа спит: тш-ш-ш!», «Киса пьёт молоко!», «Ваня ест кашу! Ам-ам! Как вкусно!». Если малыш показал на машину, скажите: «Машина! Машина едет: би-би!».

Но все же не переусердствуйте! Не нужно говорить без остановки. Тяжело воспринимать речь, если слышишь ее постоянно. Вспомните подругу, которая, не умолкая, болтает. А теперь представьте, что она находится с вами каждый день с утра до вечера. Через какое-то время вы точно перестанете ее воспринимать.

Соблюдая эти простые базовые правила, вы сможете побудить ребенка к общению, научите его слышать и воспринимать речь близких людей. Возможно, сначала будет сложно перестроиться, но со временем разговаривать с малышом «по правилам» войдёт в привычку.

Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»
Читайте также:  Грудное вскармливание. Проблемы и решения.

Pекомендуется

  • Следить, чтобы остальные члены семьи говорили грамотно: ребёнку необходимы правильные образцы для ориентации.
  • Следить за тем, чтобы ребёнок слышал и видел взрослого, который к нему обращается. .
  • Говорить с паузами, чтобы дать ребенку возможность услышать, понять, повторить и/или дать ответную реакцию.
  • Поощрять любую речевую инициативу ребёнка.
  • Комментировать/называть действия, осуществляемые ребёнком и окружающими его людьми.
  • Развивать память и внимание через игру. Например, построить башню, проговаривая, в какой последовательности располагаются элементы. Затем разрушить постройку и попросить ребенка построить такую же.
  • Развивать способность к подражанию через копирование жестов, действий, мимики, движений животных и других людей.
  • Развивать слуховое внимание с помощью анализа звуков и шумов. Например, если раздался лай собаки или шум мотора, спросить: «Что ты слышишь?”
  • Максимизировать работу мышц артикуляционного аппарата самыми разными способами — в том числе употреблением жесткой пищи (овощей, фруктов)
  • Развивать мелкую моторику с помощью игр с крупами и мелкими предметами (например, прищепками), застегивания пуговиц, лепки.
  • Развивать дыхательный аппарат: выдувать мыльные пузыри, задувать свечу, дудеть в дудку и т. д.
  • Если в возрасте 1,5–2 лет ребенок всё ещё сосёт пустышку и/или грудь, необходимо отучать от этой привычки.
  • А если вам нужна консультация и супервизия специалиста, мы всегда рады помочь и всегда на связи! Позвоните нам по телефону +7(921) 995-61-57 или запросите обратный звонок через форму

    Молчание — золото?

    Задержка речи до 3-4 лет может быть вызвана самыми разными причинами. Выяснить их — это задача логопеда. Вопреки распространенному мнению, в большинстве случаев задержка речи не связана с серьезными проблемами. Иногда причина кроется не в самом ребенке, а в семейной ситуации, которая на первый взгляд может казаться вполне благополучной.

    Например, мама сидит дома с малышом. Формально они все время вместе, но фактически мама занимается домашними делами, а ребенок сидит в кроватке или в манеже. Хуже всего, если мама на это время дает малышу гаджет. Электронные игрушки — это бич нашего времени. Доказано, что они плохо влияют на нервную систему и речевое развитие. Поэтому у педиатров и логопедов есть негласное правило: до 3 лет ребенок не должен смотреть телевизор и играть в электронные игрушки.

    Иногда допускается совместный со взрослым просмотр мультфильма с обсуждением и комментариями. Часто на приеме можно услышать: «У нас телевизор работает, но ребенок его не смотрит». Но фоновый режим «забивает» у малыша центры восприятия, которые должны быть направлены на усвоение других звуков. Ребенок их просто не слышит, постоянно отвлекаясь на смену кадров и громкую рекламу. Не стоит обольщаться и насчет развивающих компьютерных игр (а сегодня появились даже игры 0+). Лучшее развитие для ребенка — это общение с мамой, с семьей, другими детьми. Никакие навороченные компьютерные игрушки его заменить не могут. Вопрос-ответ Как заставить детей читать?

    Этапы развития речи у ребенка

    С первого гуления до полноценного общения в школе, навыки речи у ребенка обычно развиваются в определенном порядке. Мы поможем вам составить представление о том, чего вам ждать, хотя, возможно, ваш ребенок пройдет тот или иной этап раньше или позже.

    Этапы развития речи у ребенка от рождения до года

    От рождения до 3 месяцевРебенок гулит, когда радуется. Звук, который он при этом издает, обычно напоминает «аххх».

    От 2 до 3 месяцевРебенок по-разному плачет в разных ситуациях. Как только вы получше узнаете своего ребенка, вы сможете различать, когда он плачет от голода, а когда из-за того, что устал.

    От 3 до 4 месяцевРебенок произносит в основном гласные, но гуление становится более сложным, в нем слышны разные звуки.

    От 5 до 6 месяцевРебенок тренирует интонацию, повышая и понижая голос, часто в ответ на детскую речь или на выражение вашего лица.

    Примечание: если к 6 месяцам ребенок не научится произносить гласные звуки, проконсультируйтесь с врачом.

    От 7 до 12 месяцевРебенок начинает лепетать, воспроизводя новые комбинации звуков и интонации. Он старается подражать вашей речи, совмещая согласные и гласные звуки (например, «ба-ба»). Ребенок пытается разговаривать, «отвечая» на ваши реплики.

    Этапы развития речи у ребенка от года до трех

    12 месяцев В этом возрасте ребенок произносит первое слово. Он достаточно хорошо знает от одного до пяти слов, чтобы использовать их в речи.

    Читайте также:  Полный список покупок для новорожденного

    14 месяцевРебенок использует интонацию (например, повышает голос в конце вопроса — «еще?») и сопровождает свою речь жестами.

    Примечание: если к 15 месяцам ребенок не будет произносить ни одного слова, проконсультируйтесь с врачом.

    16 месяцевРебенок не просто болтает и бормочет, но в большинстве случаев обращается к кому-либо. Он зовет вас, чтобы привлечь ваше внимание («мама!»), кивает и крутит головой, подразумевая «да» или «нет». Ребенок произносит такие согласные звуки, как «т», «д», «н», «в» и «х».

    18 месяцевУ ребенка в словарном запасе от пяти до двадцати слов, включая существительные («мама»), глаголы («есть») и прилагательные («холодный»). Он использует общие фразы («хочу игрушку»), чтобы выразить свои просьбы.

    От 18 до 24 месяцевРебенок начинает складывать фразы из двух слов («папа иди», «молоко пролил»).

    Этапы развития речи у ребенка

    24 месяца Ребенок знает от 150 до 300 слов. Он использует предложения из двух-трех слов и делает многочисленные паузы («Малыш…упал!», «Я иду… в садик?»).

    От 2 до 3 летРебенок может вести простой разговор о чем-нибудь, что его окружает. Он часто задает простые вопросы. Ребенок строит более длинные фразы, используя от трех до шести слов.

    Его словарный запас увеличивается до 450 слов, включая глаголы. Он употребляет прошедшее время, добавляя к глаголам окончания «л» или «ла», а также образует множественное число существительных.

    Ребенок правильно использует местоимения (я, она, мы).

    Внимание: если ребенок в 2 или в 3 года повторяет ваши вопросы вместо того, чтобы на них отвечать, сообщите об этом врачу. Это может быть ранним признаком задержки развития речи.

    Этапы развития речи у дошкольника

    От 3 до 4 летРебенок может одновременно говорить и играть. Он знает примерно 800-1000 слов. К любимым словам ребенка относятся «почему», «что» и «кто». В большинстве случаев можно понять, что говорит ребенок. Он может рассказать, что произошло в комнате, пока вас не было.

    Внимание: вам может показаться, что ребенок заикается, если от волнения он запинается на словах. Это нормально. Тем не менее, если это будет продолжаться больше шести месяцев, или если он начнет напрягать челюсть или гримасничать, пытаясь произнести слова, попросите у врача направление к логопеду.

    От 4 до 5 летРебенок легко общается и расширяет свой словарный запас до 2000 слов. Он может пересказать простой рассказ по картинкам — с вступлением, серединой и концом.

    Ребенок может описать картинку четырьмя-пятью предложениями, правильно употребляя большинство грамматических элементов. Ребенок правильно произносит большинство звуков (хотя трудности могут вызывать звуки «р» и «л»).

    Он употребляет в своей речи много описательных слов, включая слова, обозначающие время, например, «вчера».

    Этапы развития речи у школьника

    От 6 до 7 летРебенок может описывать, чем схожи и чем различаются два предмета, пересказывать истории или события без помощи картинок, а также воспроизводить содержание прошлых бесед и событий.

    8 лет К этому возрасту ребенок владеет всеми звуками речи, а также может варьировать скорость речи, высоту и громкость голоса. Он правильно использует сложные предложения и может вести разговор со взрослыми.

    Ребенок старается говорить

    Если ребенок старается что-то сказать, наберитесь терпение и выслушайте его, и вдобавок очень важно при этом показать, что вы рады его выслушать. Повторимся — помните, что на начальном этапе формирование речи стимулируется положительными эмоциями!

    Правильное произношение в начале — не самое главное, поэтому не настаивайте на этом, а если хотите исправить малыша, не делайте это в резкой форме. Вы можете развить в малыше неуверенность в себе и вызвать его нежелание общаться. Старайтесь говорить с ребенком четко, так, чтобы он понимал, что данное слово означает именно этот предмет. Что бы малыш быстрее запоминал значение слов, сначала старайтесь называть один и тот самый предмет, не употребляя синонимов.

    Обращайте свое внимание на то, что в данный момент интересует ребенка: это будет способствовать более скорому усвоению новых слов. Безразлично, если какое-то слово, которое произносит ребенок, означает не один определенный предмет, а разные, но чем-то похожие, например: по цвету или форме. Отнеситесь к этому с согласием, но обязательно исправьте ребенка.

    Для малыша услышанный язык неотделим от общения с любым человеком. Больше того, у ребенка должно быть желание с ним общаться. Для развития активной речи недостаточно, если он будет слушать магнитофон или будет смотреть телевизор.

    (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

    До скорой встречи в статьях о развитии речи!

    Речевое развитие – одна из моих любимых тем. Иногда приходится останавливать себя, чтобы не написать 80 страниц. Сделаю вывод сегодняшней статьи: чем лучше у ребенка развиты все виды речи, тем лучше он будет воспринимать информацию при обучении. А виды речи – это разговорная, монологическая, диалогическая, внутренняя, пассивная и т.д.

    Поэтому что делаем? Не ленимся и целенаправленно болтаем! С целью и расстановкой. Конечно, и дети-молчуны тоже могут хорошо учиться. У многих молчаливых стесняшек главные диалоги идут внутри. Кстати, я должна была попрощаться с вами еще 4 абзаца назад, но не смогла остановиться. Кто дочитал до конца – спасибо! Буду благодарна, если поделитесь статьей. И до скорой встречи!

    До скорой встречи в статьях о развитии речи!

    С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

    5 / 5 ( 3 голоса )