Как научить ребенка читать без слез и капризов – 10 советов

Когда и как научить ребенка читать? Этим вопросом задается абсолютно каждый родитель.

 Когда и чем может быть вредно ранее развитие?

  • Бесспорно, ранний возраст (от 0 до 6 лет) самый важный этап, определяющий будущее развитие человека.
  • Ученые утверждают, что недостаточная стимуляция мозга малыша в этот жизненный период может привести к необратимым негативным последствиям.
  • Нейрофизиологи, основываясь на результатах своих исследований, авторитетно заявляют, что основные нейронные связи в мозге ребенка формируются в возрасте до трех лет.Научные исследования о пользе раннего развития

    Именно вышеописанные научные открытия побудили японского бизнесмена Ибука Масару разработать собственную методику и издать книгу «После трех уже поздно». В этой книге японский инженер доказывает, что одаренность любого ребенка зависит от правильно организованной окружающей среды и родительских усилий. Ибука Масару разработал свою методику, опираясь на научно доказанный факт – детский мозг способен в разы больше впитывать информации, чем мозг взрослого человека. Книга получила большую популярность во всем мире. Есть много сторонников данной методики, но имеются и ярые противники.

    Безусловно, все мамы стремятся развивать своих малышей не только физически, но и умственно. И делают это с помощью книжек, общения, развивающих занятий. Некоторые родители, вооружившись кубиками Зайцева или карточками Г. Домана, приступают к вполне серьезным занятиям со своим малышом. Что это? Личные амбиции, стремление воспитать гения, желание удивить подружек? Малыш, который в три года умеет читать – ведь это здорово! Не уверены!

    Негативные последствия раннего обучения

    К сожалению, разговоры о вреде раннего обучения детей – это реальность, а не миф. И об этом говорят многие специалисты. Чаще всего с отрицательными последствиями ранних образовательных «экспериментов» сталкиваются врачи-неврологи. Именно к ним обращаются мамочки с жалобами на те или иные нервные расстройства, неожиданно возникшие у ребенка. Малыш не хочет заниматься, капризничает, у него пропал аппетит, он не может сконцентрироваться. Что же послужило причиной таких изменений в поведении ребенка? Оказывается, мама около месяца назад начала обучать своего малыша (в возрасте одного года или полутора лет) чтению, счету. Но это еще не самые печальные последствия применения современных методик раннего развития.

    • Из-за перегрузки ЦНС в ходе занятий, у детей может нарушиться сон, появиться энурез, нервный тик, заикание.
    • Малыш может жаловаться на головные боли, у него могут наблюдаться серьезные эндокринные нарушения.
    • Обучающие занятия, не соответствующие возрасту малыша, могут вызывать у детей психическое перенапряжение.
    • Учеными доказано, что мозг ребенка развивается поэтапно. В последнюю очередь созревают зоны, отвечающие за восприятие абстрактной информации и за контроль эмоций и воли. Если мама пытается обучить грудничка азбуке или заставляет годовалого малыша заниматься по одной из обучающих программ, ничего хорошего ждать не приходится. Детишки в этом возрасте должны познавать мир, бегая и играя.
    • Несвоевременное развитие навыков чтения может привести к снижению «пластичности» мозга. Вынужденная замена несозревших нейронных цепей доступными, может в дальнейшем привести к торможению интеллектуального развития. Не стоит давать маленькому ребенку и заданий на логику. Ведь теменные области мозга, отвечающие за логику, полностью развиваются лишь к 13 годам.
    • Мы не станем слишком глубоко вникать в анатомические особенности развития детского мозга. Но не сказать о последствиях перегрузки несформированных лобных отделов мозга мы не вправе. Маленький ребенок может научиться читать, но это не принесет ему ни пользы, ни удовольствия.
    • Нарушения в развитии мозга могут носить необратимый характер, что в дальнейшем негативно скажется на умственных способностях ребенка. Такие детки, как правило, плохо учатся, легко отвлекаются на уроках, им трудно сосредоточиться на чем-либо. Они вялы, апатичны, их речь скудна, они с трудом воспринимают любую новую информацию.
    • Большинство детских врачей выступают против применения любых методик раннего развития детей. Но решать, конечно же, родителям.

Почему не все дети умеют быстро читать?

  1. Ему недостает внимания и концентрации на тексте. В конце фразы он может забыть, о чем говорилось в начале.
  2. Оперативное поле зрения маленького размера. Малыш обращает внимание лишь на пару букв, он не может охватить всё слово сразу.
  3. Небольшой и неразвитый запас слов.
  4. Плохо развитая артикуляционная система и дикция.
  5. Ребенок не интересуется литературой.
  6. Материал не подходит ребенку по возрасту.
  7. Зрительная регрессия. Малыш часто перечитывает те слова, фразы, отрывки, которые уже читал.

Когда начинать учить ребенка читать?

Многие родители беспокоятся, что ребенок не научится читать до школы и начинают это делать чуть ли не с 2-х лет. Но как я описала на собственном примере, это все очень индивидуально. Не следует торопиться — наблюдайте за малышом.

Когда начинать учить ребенка читать?
  1. В 3 — 4 года чаще всего малыш еще не готов к обучению чтению. Ему трудно долго сидеть на одном месте и удерживать внимание. Поэтому в это время лучше обогащайте его знания об окружающем, пополняйте словарь и развивайте речь.
  2. Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка. Не равняйтесь на других детей.
  3. Лучшее время для обучения чтению 5 — 6 лет. Если ребенок не посещает дошкольное учреждение или различные развивающие курсы начните это делать сами. Ниже мы расскажем как.

Подготовительный этап

Впрочем, вам будет чем заняться до того, как ребенку исполнится пять! Ведь для легкого и быстрого обучения чтению ребенку нужен эффективный «аппарат».

Вам не надо учить ребенка читать, надо учить его слушать! Можно:

1. Читать стихи. Малыш познакомится с интонацией, паузами, ритмом, тоном и выразительностью речи.

2. Играть в пальчиковые игры, выполняя заданные темой движения под песенки и потешки.

3. Читать вслух, например, сказки на ночь. Мы уже говорили о полезных свойствах сказкотерапии, и это – одно из них.

4. Знакомить ребенка с книгами, учить бережно с ними обращаться, не рвать и не мять. Позволять ему самому выбрать ту, которую вы будете читать сегодня.

5. Заниматься звукоподражанием. «Как поет петух? Ку-ка-ре-ку!».

6. Прислушиваться к окружающему миру. Привлекайте внимание ребенка к шуршанию листвы, журчанию речки, пению птиц за окном.

Как научить ребенка читать: советов для родителей

Если же вы хотите самостоятельно научить ребенка читать по слогам, то можно начать с этих универсальных советов:

  1. В 3-4 года учить читать рано, но вот книга должна быть в жизни ребенка. Читайте ему вслух (и даже тогда, когда ребенок сам научится читать), играйте в игры, рассматривайте картинки, спрашивайте о прочитанном, просите ребенка помочь сочинить сказку.
  2. Обучение должно проходить в форме игры, а по времени занятия должны занимать не больше 5-10 минут на начальном этапе.
  3. Если вы будете заставлять ребенка учиться читать, то можете сформировать у него стойкую нелюбовь к книгам, чтению и обучению. Тут вам может помочь фантазия, игры, терпение и знание своего ребенка. Для непоседливых детей лучше всего подойдет обучение с наглядным материалом, вроде кубиков со слогами или магнитной азбуки, игры на ходу, пение. Но и с усидчивым ребенком не нужно превращать занятия в нудные уроки.
  4. Важно: не сравнивайте своего ребенка с другими, не ругайте и не вздыхайте горько, если все идет не так быстро, как вам хочется. Помните, чтение – сложная задача для мозга, а у каждого ребенка свой темп обучения.
  5. Чтобы заинтересовать ребенка чтением, покажите, что книга – это интересно. Выбирайте книги, подходящие по возрасту ребенка, с красивыми иллюстрациями и качественным текстом, читайте ему с выражением, покупайте книги вместе, сделайте для детских книг отдельный небольшой стенд или полочку.
  6. С чего начать обучение чтению. Из всего многообразия методик, родители часто возвращаются к традиционному способу – обучению с помощью букварей. Такая книга должна быть достаточно большого формата, с качественным переплетом, плотной бумагой и четким шрифтом. Авторы наиболее популярных букварей: Надежда Жукова, Елена Бахтина, Олеся Жукова и другие. Некоторые родители предпочитают соединять упражнения из двух букварей разных авторов.
  7. Как научить ребенка читать по слогам: на первом этапе ребенок учит гласные буквы (АУ, ИА, УА), потом согласные. На втором – учится соединять буквы в слоги (одна буква бежит ко второй и получается слог). После этого ребенок учит сначала несложные слоги (ма, па, мо, ло), а потом сложные с шипящими и глухими согласными. Теперь можно приступать к чтению первых простых слов. Покажите ребенку, как составлять первые слова из слогов. На каждом этапе подбирайте подходящие упражнения для закрепления материала. После того, как ребенок научится читать слова, переходите к предложениям. Первые предложения должны быть из двух слов знакомых ребенку, потом из трех. Задачи усложняйте постепенно, когда маленький ученик уже освоит предыдущие упражнения.
  8. Важно: не учите ребенка названиям букв “эм”, “эн”, “эр”. Он должен правильно произносить каждый звук – м, н, р. Это поможет ему потом правильно читать слова: не “дэ-о-эм”, а “дом”.
  9. Занятия должны быть непродолжительными по времени (заканчиваться до того, как ребенок устанет), но регулярными. Обязательно повторяйте пройденный материал, чтобы закрепить знания.
  10. Идите от простого к сложному, разбавляйте занятия интересными играми, поощряйте ребенка и не подгоняйте и не сравнивайте ни с собой в его возрасте, ни с другими детьми. Ребенок будет испытывать гордость за свою работу, если ему надо будет приложить немного усилий, чтобы преодолеть препятствия.

Когда можно начинать обучать ребенка чтению?

Прежде чем приступать к обучению, убедитесь наверняка, что ваш очаровательный студент знает буквы алфавита и без труда их идентифицирует. Для тестирования навыков дайте малышу азбуку и попросите назвать буквы. Обычно деткам на это требуется 2-3 минуты. Это означает, что на распознание одной буковки у него уходит 4-6 секунд. Отталкиваясь от простейших вычислений, можно предположить, что на прочтение слова из 4 букв («папа», «мама») ему понадобится от 20 до 25 секунд. А теперь представьте, каково читать с такой скоростью.

  • Учите ребенка звукам, а не буквам, это упростит процесс последующего обучения. Например, не «дэ», «тэ», «мэ», а «Д», «Т», «М». Гласные должны быть длинными «ууу», «ааа». Начните практику с «А». Она проще всего для детей, они ее быстро запоминают и определяют. Как только ученик будет хорошо ее определять, приступайте к согласным. Затем начинайте составлять слоги «МА», «ДА», «ГА». Как только это будет получаться, начинайте строить слова: «ба-ба», «ма-ма». После отработки навыков с буквой «А» приступайте к практике с буквой «О», потом «У», «И».
  • Если малышу алфавит хорошо знаком, поиграйте с ним. Покажите ему, как собирать простые слова «да-ша», «ка-ша», «ли-за», «ли-са», «рот», «дом», «ко-за».
  • Переходите к 3-сложным словам.
  • Обучение в игре – самое оптимальное и интересное для ребенка.

В процессе обучения активно используйте наглядные пособия. Подготовленные заранее красочные картинки, тематические видео-материалы могут стать вашими помощниками в этом нелегком деле.

Правила для успешного обучения чтению

Грамотные педагоги, не один год отработавшие в школе, знают все правила и нюансы, помогающие или, напротив, мешающие научить читать за короткое время. Первое и самое главное – это регулярность. Если занятия проводятся дома, нужно настроиться, что по времени это всего 10 минут, но ежедневно или хотя бы через день.

Чтобы ребенку легче было соединять звуки, его учат их пропевать. Такой метод действительно работает, и малыш чуть быстрее учится соединять звуки в слоги, а далее – в слова. Но есть и существенный минус: ребенок приучается петь при чтении настолько, что потом ему очень трудно перейти на нормальный темп. Педагоги уверяют, что лучше сразу учить читать в нормальном темпе и ритме речи. Пусть это займет больше времени, зато потом не придется переучивать, что является дополнительным стрессом.

Приступая к чтению текстов, для начала лучше выбирать сказки с повторяющимся сюжетом: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и прочие. Так ребенок учится видеть слова, которые встречаются по несколько раз. Эти слова он запоминает и легко читает, когда они встречаются в других текстах.

Правила для успешного обучения чтению

Первые книги для самостоятельного чтения выбирают с крупным шрифтом, желательно такие, где слова поделены на слоги. Читая текст, очень важно делать перерывы после каждого прочитанного абзаца и пересказывать его. Нужно добиваться, чтобы с самого начала чтение было не механическим, а осмысленным.

Особое внимание уделяют знакам препинания. Ребенок должен понимать, что так разделены смысловые части предложения, делать паузы, при этом после завершающих знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знаков) пауза будет дольше, чем после выделительных (запятых).

Важно: Не нужно начинать обучение чтению с алфавита. Порядок букв и их правильное название в данном случае неважно. В начальной школе учитель знакомит с алфавитом после того, как многие уже умеют читать.

Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

  • Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках.
  • Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. Пусть в вашем жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.
  • Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.
Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?
  • Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».
  • Прививайте любовь к книгам, как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.
  • Не отказывайте ребенку в чтении, когда он сам научится читать. Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.
  • Важно подбирать книгу по возрасту. Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями. Для школьников книги с крупным шрифтом. А для подростков модно оформленные издания. Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.
  • Учить читать ребенка нужно не навящиво, особенно если вы познаете буквы еще до школы. Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки. Это намного лучше, чем плакаты, карточки и принуждение.
  • Говорите с детьми о прочитанном. Например, о героях и их поступках. Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам.
  • Играйте в чтение. Читайте по очереди, по слову, по предложению. Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.
Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?
  • Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.
  • Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.
  • Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.
  • Разрешайте меняться книгами со сверстниками.
  • Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.
  • Заводите семейные традиции, связанные с чтением. Например, воскресным вечером — общее чтение.
  • С самого детства читайте ребенку с выражением, используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы.

Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение. Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!

Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

Присоединяйтесь к нам на канале !

Преодолеть трудности с обучением чтению помогают некоторые упражнения:

  1. Изготовление букв из разнообразных материалов, от проволоки до пластилина, а также вывесок и табличек со словами, описывающими всевозможные предметы домашнего быта (на чайник повесить табличку «чайник», на стол – «стол», на компьютер – «компьютер» и так далее).
  2. Угадывание заштрихованной, пропущенной, зачеркнутой, неправильной, нарисованной в воздухе буквы.
  3. Поиск определенных букв или слогов в газетной статье, книге. Используйте клавиатуру планшета или компьютера – наберите несколько букв или слогов, пусть ребенок увидит их на экране и потом поищет на клавиатуре.

Если ребенок категорично противится обучению, возможно, вы слишком рано задумались на тем, как научить ребенка читать: его организм физически, ментально и психически еще не готов к обучению. Лучше подождать, пока придет естественное желание.

Из всего вышесказанного следует несколько выводов:

  • зная характер своего ребенка (спокойный и усидчивый или активный, любовь к картинкам или песням и т. д.), каждый родитель без труда подберет способ, как научить ребенка читать;
  • приступать к обучению следует лишь тогда, когда малыш продемонстрирует — заинтересованность и вовлеченность в процесс – принуждать нет смысла;
  • не обращайте внимание на общественное мнение и советы доброхотов – — все дети учатся читать в разное время, кто в 2 года, кто в 7 лет;
  • игровая, увлекательная форма обучения – главное правило: не превращайте чтение в занудное и скучное занятие;
  • всегда помните, что и в обучении чтению есть свои «взлеты и падения»: пусть все идет естественным путем;
  • используйте для чтения все возможности, данные окружающим миром. Пусть малыш видит, как это интересно и познавательно.

Умственные способности человека не зависят от возраста, когда он научился читать – главное, чтобы он делал это с удовольствием, ведь «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир» – писал авторитетный педагог В. А. Сухомлинский.

Вам также может быть интересно:

  • Игрушки способствующие развитию речи ребенка

Как научить ребенка читать по букварю Жуковой

Эта книга предлагает сочетание традиционных и современных методик. Уже на третьем задании ребенку предстоит чтение слогов. В книге есть подробные инструкции по проведению уроков, поэтому даже родители без педагогического образования легко смогут организовать занятие. Чтобы научить ребенка читать в домашних условиях, применяется такая схема:

  1. Знакомство с гласными и согласными.
  2. Учимся читать по слогам.
  3. Осваивание закрытых складов.
  4. Переход от простых слов к сложным.
Читайте также:  Ментальная арифметика — учение с увлечением