Как научить ребенка быстро считать в уме до 10 и 20?

Некоторые родители, едва ли их малышу исполняется хотя бы годик, хотят научить своего ребенка правильно и быстро считать. Другие же не уверены в том, нужно ли этим заниматься с дошкольником, если в школе все равно научат.

В каком возрасте учить ребенка счету?

Многие родители начинают общение и обучение своего крохи с самого рождения и это правильно. Ребенок, как губка впитывает в себя всю информацию извне. Вы вкладываете в своего ребенка и потом в свое время Вы получите результаты. Вот только не рассчитывайте, что уже с самых первых слов Ваш ребенок будет считать и знать алфавит.

До года играйте с малышом в пальчики. В этом возрасте детский мозг не воспринимает цифр, поэтому не начинайте обучение счету с цифр. Читайте ребенку стишки-считалочки. Тренируйте мелкую моторику детских пальчиков, развивайте образность мышления у крохи, играя в классическую «Сороку-ворону».

1-3 года – в это время нужно знакомить ребенка с понятиями «один» и  «много». Например: одна машинка в руке — и много их в ящике с игрушками.

С 3-х до 4-х лет – учимся сравнению! Предложите ребенку любые предметы разного размера: чайную и столовую ложку, большую и маленькую машинку, большое и маленькое дерево и т.д.

А вот уже в 4-5 лет нужно учиться считать и изучать цифры. С 4 до 6 лет идеальное время, чтобы выучить счет хотя бы до 10.

Как организовать занятия математикой?

Обучая ребенка новым умениям, нам необходимо так строить занятия, чтобы интерес ребенка к ним сохранялся на протяжении длительного времени. Каким образом этого добиться? Главное – не переусердствовать с формой подачи информации и длительностью заданий.

  1. Игровая форма обучения повышает качество усвоения любых навыков и умений, и обучение счету – не исключение.
  2. Дозированный объем информации: занятия, продолжительность которых 5 минут для младших дошкольников и 10 минут – для старших, не должны быть переполнены большим количеством новых сведений, иначе ребенок их просто не усвоит. Лучше заниматься по 5 минут, но несколько раз в день.
  3. Не забывайте периодически возвращаться к пройденным темам для закрепления ранее полученных знаний.

Начинайте с самого простого: счет до 5, 10 и что такое «ноль»

Обучение малыша порядковому счету можно начинать после достижения им 2-2,5 лет. К этому возрасту дети способны научиться считать, по порядку указывая пальчиком на предметы, поэтому начните ваши занятия с простого пересчета любых вещей: машин, кубиков, деревьев, обуви, ступенек и т. п. Одеваясь на прогулку, обращайте внимание ребенка, что курточка одна, а ботинок – двое.

Чаще обращайтесь к ребенку с просьбой принести определенное количество каких-то предметов: карандашей, кубиков и пр. (на начальных этапах обучения стоит ограничиться 2-3 предметами).

Хороший результат в обучении счету даст игра «в магазин», ведь в таком случае вы с ребенком можете пересчитывать не только «деньги», но и количество покупок, например, три конфетки, пять яичек, одна булочка.

Читая крохе сказки, подробно изучайте иллюстрации к ним. Посчитайте вместе с ребенком, сколько тех или иных предметов изображено на картинке, указывая на каждый из них пальцем. Прекрасно подойдут такие сказки, как «Три медведя», «Три поросенка» и пр.

После того как малыш уверенно научился считать до 5, можно продолжить освоение счета до 10, руководствуясь рекомендациями выше. Ребенок наверняка быстро справится с этой задачей.

После освоения счета до десяти малышу можно рассказать о таком понятии, как «ноль» – ничего. Сделать это проще всего с помощью обычных предметов: игрушек, конфет и т. п. Продемонстрируйте ребенку несколько кубиков, пусть он пересчитает их, а затем спрячьте и объясните, что раз ничего не осталось, то кубиков у нас – ноль.

Обучающие материалы для счета

Научить в возрасте от 3-5 лет достаточно сложно. Для обучения на начальной стадии можно применять разные наглядные материалы, в частности:

  • картинки;
  • цифры на магните;
  • кубики и прочее.

Когда обучение переходит к сложению и вычитанию, то в качестве наглядных материалов применяют:

  • пальцы – предлагайте детишкам сосчитать количество пальцев на руке, затем загибайте и спрашивайте, сколько их осталось;
  • палочки – по аналогии с пальчиками;
  • линейку – покажите цифры на линейке и деления, отсчитывайте их, если хотите научить малыша сложению.

Однако многие психологи не поощряют применение таких приспособлений для того, чтобы научить малышей считать, и полагают, что это провоцирует лень, а мышление и память не тренируется. Ряд специалистов предлагает учить детей счету исключительно устно.

Читайте также:  Чему необходимо научить ребенка?

Простые способы, как научить ребёнка считать примеры в пределах 20

Добрый день, дорогие читатели! Как много усилий приходится прикладывать взрослым, чтобы научить ребенка считать в пределах 10 и 20. И не только считать, но и решать примеры, вычитать и складывать! В то же время сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Предлагаем вам нестандартные игровые методики, как научить ребенка считать примеры в пределах 20.

С чего начать?

Совсем недавно я опубликовала статью о том, как просто приобщить малыша к математике в игровой форме.  Ну а теперь пора двигаться дальше. Многие детки в 3-4 года уже умеют пересчитывать предметы в пределах 10. Если ваш ребенок еще не освоил счет в этом нет ничего страшного, предлагаю вам следующий алгоритм:

Этап 1

На первом этапе достаточно научить малыша просто считать от 1 до 10. В качестве пособий используйте все, что видите вокруг. Это могут быть деревья, кусты, дома, машины, пальцы, конфеты и т.д. Вот как тут.

Этап 2

Если научились пересчитывать, знакомимся с графическим изображением цифр. С этой целью используем кубики с числовыми изображениями, карточки.

Этап 3

Следующий этап очень важный: он готовит основу для быстрого счета в уме. Это изучение состава числа. Если кроха будет твердо знать, как раскладываются числа, он легко будет решать примеры на сложение и вычитание.

Изучение состава числа традиционно проводят с помощью так называемых «домиков». На бумаге в клеточку рисуете домик. На одном «этаже» всегда по 2 комнаты-клетки. Этажность дома определяется в зависимости от количества числовых пар, на которые можно разложить цифру.

Например, 4 можно разложить на 3 и 1, 2 и 2. Значит, цифра 4 живет в двухэтажном дома и т.д. Ее мы и напишем на крыше. На примере хорошо видно, как правильно составить домики для чисел 3, 4 и 5.

Расселение «квартирантов» по этажам ребенку придется запоминать наизусть. Начинайте с небольших чисел. Просите кроху внимательно посмотреть, кто с каким соседом живет, а потом «заселить» числа самостоятельно.

Когда усвоены двойка и тройка, переходите к более сложным числам. Такая методика дает наиболее твердые результаты. Проверенно на собственном опыте.

Вот тут вы можете скачать вот такую таблицу и использовать ее для освоения методики состава числа:

Этап 4

Когда домики пройдены, настала очередь примеров в пределах 10. В первом классе эти примеры придется решать в первом полугодии, так что лучше подготовиться заранее. Теперь останется только ставить между «поселенцами» знаки + или — , предварительно объяснив малышу их предназначение.

Сначала преподнесите сложение или вычитание в форме игры. Например, от четверки с этажа ушла единичка. Кто из соседей останется на этаже? Ответ: тройка. Такие упражнения помогут крохе быстро освоиться в математических примерах. Постепенно слова «ушел», «пришел» меняем на «плюс» и «минус».

Так мы освоили с ребенком счет в пределах 10. Как видите, методика очень проста, но для ее действия требуется время и терпение. Старайтесь заставлять кроху сначала считать в уме: письменные упражнения затормаживают мышление.

Попутно тренируйте понятия «больше-меньше» (используйте сначала предметы, разложив их по разные стороны, затем сравнивайте цифры), соседи числа (пишите ряд чисел с пропущенными цифрами и просите кроху дополнить ряд, правильно разместив соседей).

Идем дальше…

Настала пора знакомить малыша со вторым десятком. Чтобы преодолеть арифметические трудности, предлагаем следующий алгоритм занятий:

Часть 1

Вводим понятие десятка. Для этого раскладываем перед ребенком 10 кубиков и прибавляем еще один. Объясняем, что это одиннадцать. Говорим о том, что Окончание слова «дцать» обозначает «десять». Чтобы образовать цифру от 11 до 19, нужно всего лишь прибавлять число к окончанию «дцать» и ставить между ними предлог «на».

Част 2

Поскольку малыш уже знаком с понятием десятка, вводим разряд единиц и при сложении оперируем этими понятиями. Например, 13+5. Складываем сначала единицы: 3+5=8. Теперь прибавляем оставшийся десяток и получаем 18.

Часть 3

Теперь переходим к примерам на минус: действуем точно так же. Вычитаем единицы, затем прибавляем десяток.

Часть 4

Самый сложный этап – вычитание, при котором первая единица меньше второй: 13-6. В таком примере мы не можем вычесть из 3 шесть. Приходится иметь дело с десятком. Один из путей – из шести вычесть три, оставшееся число вычесть из десятка, т.е. 6-3=3, 10-3=7. После нескольких тренировок малыш сможет производить вычитание в уме.

Ребенок должен четко усвоить описанные навыки: во 2 классе это понадобится ему для решения примеров с двузначными числами.

Чтобы скрасить процесс обучения, можно привлечь различные пособия:

  • кубики;
  • магниты;
  • картинки (обучение с картинками особенно разнообразно: их можно просто пересчитывать, использовать раскраски с примерами для закрепления навыков счета);
  • любые предметы, находящиеся под рукой;
  • счетные палочки;
  • счеты и т.д.

Чем больше вы проявите фантазии, тем скорее заинтересуете ребенка математикой.

Освоение второго десятка чисел

Объяснить ребенку в доступной форме получение чисел более 10 не всегда просто. Сначала важно освоить устный счет до 20, показать малышу, как пишутся все изученные числа. Вопрос, почему и зачем 7+4 записывается как 11, возникнет обязательно. Важно объяснить на бумаге, что для удобства большие числа считают по 10. Сложение 7 и 3 – это десяток, а прибавить нужно 4, то есть не хватает единицы. Получается, что результат составляет 7+3 и еще единицу, то есть 11.

ИНТЕРЕСНО: куда лучше поступать учиться после 11 класса?

Еще одно наглядное упражнение можно делать с орехами, конфетами, деталями конструктора. Следует отсчитать 15 предметов, записать их количество цифрой. Затем разложить их на 10 и 5 и показать, что десяток в двухзначном счете записывается единицей, а 5 – число единиц. Также стоит поступить, отсчитав 20 предметов и показать, что оно включает 2 десятка, а число 21 – это столько же, плюс еще единица.

Как научить ребенка считать

У малышей преобладает образно-наглядное мышление. Математические понятия детишкам воспринимать и заучивать трудно, потому что большинство из них абстрактны. Поэтому обучать ребенка вычитать и складывать лучше, основываясь на практических действиях с предметами. Специалисты рекомендуют использовать разные методики:

Как научить ребенка считать
  • счет на пальцах;
  • особые приемы выполнения математических действий;
  • освоение состава чисел;
  • заучивание таблиц математических действий;
  • работу с развивающими книгами;
  • освоение счетного материала.

Основные правила, которые помогут научить вычитать и складывать:

Как научить ребенка считать
  1. Психологи утверждают, что дети осваивают знания в три стадии: привыкание, понимание материала, запоминание информации. Обязательно соблюдайте очередность этапов.
  2. Не учите складывать и вычитать по единице (1+1+1=3 и т.д.). Это не стимулирует умственное развитие и вырабатывает устойчивую привычку подсчитывать медленно. Не учите прибавлению и отниманию по линейке – такая техника не развивает память.
  3. Оптимальный объем информации ребенок получит, если вы будете заниматься с ним трижды в день по 10 минут. Он не будет уставать и терять энтузиазм.
  4. Закрепляйте знания в повседневной жизни. например, на прогулке считайте все вокруг: собак, машины, мальчиков и девочек и т.д.
  5. Не давайте слишком сложные упражнения. Увеличивайте трудность постепенно. Не ругайте малыша, если он делает ошибки. Лучше дайте больше заданий, которые он точно сможет решить правильно.
  6. Переходить к сложению и вычитанию в столбик можно, когда ребенок полностью выучит, как пишутся цифры. С этого момента он не ассоциирует их с количеством каких-то определенных предметов.
  7. Не повторяйте изученный материал ежедневно. Лучше вспоминать информацию, когда она нужна для решения упражнений посложнее.
  8. Следите за реакциями малыша. Если вы заметите, что ему стало скучно, попробуйте сменить методику.

Счет на пальцах

Как научить ребенка считать

Это базовый навык, который малыш способен освоить в 2-3 года. Примеры заданий:

  1. Пусть малыш поднимет 2 пальца на одной руке, и 1 – на другой. Попросите его посчитать общее количество.
  2. Пусть ребенок расправит все 5 пальцев одной руки, загнет 2. Предложите сосчитать, сколько осталось прямыми.
Как научить ребенка считать

С предметами на бумаге

Как научить ребенка считать

Когда решение задач на пальцах малышу будет даваться легко, переходите к этапу посложнее. На бумаге рисуйте примеры сложения и вычитания, схематически отображая количество какими-либо символами. Примеры:

  1. «У нас есть три сердечка (рисуем первое, второе, третье). К ним надо добавить еще одно сердечко (ставим плюс, изображаем фигурку). Сколько всего сердечек получилось?». Можно дать крохе нарисовать ответ самостоятельно. Важно, чтобы он запоминал значения символов «плюс, минус, равно».
  2. «У нас есть семь кружочков. Минус три. Сколько кружочков у нас осталось?».
Как научить ребенка считать

С цифрами

Как научить ребенка считать

Обучение счету на этом этапе самое сложное, подойдет дошкольникам. Пишите ребенку обыкновенные примеры. Сначала делайте не больше трех упражнений с числами от 1 до 10. Постепенно увеличивайте количество до 7-10 упражнений в день. Сперва научите складывать, а затем отнимать. Можете вводить небольшие двузначные числа. Примеры:

  • 5+4= ?;
  • 9-3= ?;
  • 10+7= ?;
  • 19-2= ?.

Упражнения для быстрого запоминания счёта

Математика – неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому не стоит откладывать обучение ребенка числам “на потом”, ведь чем раньше он освоит примеры, тем проще ему будет что-то при необходимости сосчитать. На помощь родителям придут упражнения, которые на практике приносят хорошие результаты по осваиванию малышами счёта.

Упражнение 1.

Самый простой способ освоить первые десять цифр – это счёт на пальцах. Проще некуда, да и готовиться к такому занятию специально не нужно, “материал” всегда под рукой.

Перед тем, как позвать ребенка на завтрак, пусть мама покажет сжатый кулачок, из которого будет весело, по одному, поднимать вверх пальцы. Сосчитайте вслух до пяти, и приступайте ко второй ладони. Сначала пусть цифры называет мама. Через неделю мама будет лишь поднимать палец, а ребенок сам назовет цифру. Простое занятие, которое отнимет меньше минуты и поможет малышу освоить десятичный счет.

Так же хороши в работе с пальцами забавные считалки.

“Сколько пальчиков у нас?

Посчитаем –

Это — раз!

Загибаем –

Это — два!

Продолжаем –

Три, четыре!

Где же пятый?!

Вот — смотри же!

Продолжаем на другой –

Вот шестой! Седьмой! Восьмой!

Предпоследний – ой-ой-ой!

Да, девятый — он такой!

Сколько пальчиков всего?

Ровно десять? О-го-го!”

Упражнение 2.

Учимся подсчитывать количество предметов. Дайте ребенку задачу – найти в корзине с игрушками два желтых предмета, три зеленых, один красный и синий. Можно изобразить их на рисунке, в качестве подсказки или для облегчения подсчитывания игрушек. Так помимо счёта закрепляются понятия цветов.

Еще один вариант данного упражнения. С использованием цветной бумаги или принтера подготовить кружки разных цветов и количества. Смешайте разноцветные кружки и попросите ребенка рассортировать их – зеленые отдельно, желтые и красные отдельно. Пусть малыш покажет, кружков какого цвета больше, зеленых (к примеру, их 5) или желтых (к примеру, 3). Теперь пусть сложит по 2 кружка разного цвета рядом. А что будет, если прибавить к каждому ряду +1? Сколько получится? Сосчитай.

Упражнение 3.

Занятия в действии помогают играючи запомнить последовательность счёта. Хорошим примером игры в действии служит игра в мяч. Ребенок и родитель стоят друг напротив друга, и родитель бросает ребенку мяч – “раз”! Ребенок возвращает мяч – “два”! И таким образом, передавая друг другу мяч, нужно довести счет до 10. Затем, остановившись на “десять”, начинайте обратный отчет – “9, 8, 7, 6…” Это простой способ научить ребенка считать обратно.

Читайте также:  Виды детских страхов и методы их коррекции

Вместо мяча подойдет конструктор – стоим башню и ведем счёт, затем разбираем и считаем в обратном порядке.

Важно! Если ребенок пока не знает названий чисел, родитель должен произносить их сам. Не торопите ребенка с произношением чисел, гораздо важнее, чтобы он запомнил их.

Как научить ребенка цифрам в года

Если вас интересует вопрос о том, как научить ребенка писать цифры в 4 — 5 лет, то стоит придерживаться некоторых советов:

  1. Каждая изучаемая цифра должна подкрепляться количеством определенных предметов. То есть малыш должен усвоить, что цифра соответствует количеству машинок, конфет, кубиков в коробке. Это самое важное, что нужно донести малышу, чтобы научить его писать цифры. Для этого во время занятий используйте любые предметы. Пусть ребенок научится их считать, уже потом сможете научить его писать цифры. Бессмысленно будет учить писать ребенка цифры, если он не будет осознавать, что они обозначают. Вначале учим считать, потом показываем ребенку цифру, это может быть пластмассовая фигура или же вырезанная цифра из бумаги. Это поможет запомнить форму, отличать одну цифру от других. После этого можно научить ребенка писать цифры
  2. Если думаете о том, как научить ребенка цифрам в 5 лет, то учтите, что придется много повторять. Чтобы научить ребенка писать цифры, научите его считать. Для этого назовите их на улице, в газетах, книгах. Считайте ступени, можно приобрести специальный набор цифр из пластика. Если поймете, что малыш хорошо осваивает счет, то можно научить ребенка писать цифры, познакомить его с более сложными числами.
  3. Чтобы научить ребенка писать цифры, можно использовать игру. Найдите запоминающиеся считалки до 10. Не стоит бояться, память ребенка в возрасте 4-5 лет является особенно подвижной, он с легкостью сможет запомнить считалку. Так научить ребенка писать цифры будет намного проще.
Как научить ребенка цифрам в года

Как помочь ребенку?

Чтобы дети как можно быстрее научились считать в уме, предложите им «поиграть» с цифрами:

  • «Щупаем» числа. Сделайте крупные заготовки цифр из картона, обклейте их тканью или плотной бумагой. Затем сложите их в коробку или непрозрачный мешок. Предложите малышу наощупь обследовать цифру пальцами и сказать, как она называется.
  • Находим пару. На листе большого формата нарисуйте или наклейте числа разного размера и цвета. Попросите ребенка найти одинаковые, не отвлекаясь на посторонние признаки.
  • Рисуем на спине. Встаньте сзади малыша и нарисуйте пальцами какую-нибудь цифру. Пусть он попробует ее отгадать. Потом предложите ему поменяться местами.
  • Игральный кубик. Возьмите карточки с изображениями чисел и игральный кубик. Бросьте его и попросите малыша подсчитать количество точек, а затем найти подходящую карточку. Чтобы усложнить задание, бросайте два кубика одновременно.
  • Домик. Изобразите на большом листе дом, вертикальными линями поделите его на 3 части. В центре положите карточку с какой-то цифрой. Ребенку нужно найти соседствующие числа и разместить слева и справа.
  • Многоэтажка. На листе изобразите 9-этажный дом. Вручите малышу карточки с числами и попросите пронумеровать каждый этаж.
  • Пропажа. Разложите на поверхности цифры от 1 до 9. После попросите малыша зажмуриться и уберите одну. Ему нужно сказать, какая карточка потерялась.

Есть еще один эффективный способ, позволяющий добиться положительных результатов – игры от BrainApps. Сервис предлагает родителям уникальную возможность провести время с ребенком за полезными и развивающими тренажерами. Например, в освоении устного счета помогут:

  • «Числовой охват». Нужно запомнить предложенные цифры и воспроизвести их в точной последовательности.
  • «Фруктовая математика». На мониторе появятся 3 области, в которых расположатся разнообразные фрукты. Основное задание – быстро их сосчитать и ответить на указанный вопрос.
  • «Прокликай в правильном порядке Плюс». На экране отобразится таблица с цифрами, расположенными случайным образом. В зависимости от предложенного задания необходимо прокликать все числа в порядке убывания или возрастания.

Также стоит обратить внимание на игры «Копилка», «Сложение цифр по памяти», «Запоминай и прокликай», «Угадай операцию» и другие.

Как научить считать до 100?

К 4-5 годам, когда малыш уже считает от 1 до 20, можно познакомить его с числами до 100. Это требует определенного терпения и времени, обучение счету процесс довольно долгий и трудоемкий.

  1. Прежде всего, расскажите, что десятков в числовом ряде до 100 существует 9. Назовите числа – 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90. Но оговоритесь, что между этими числами есть еще единицы, то есть эти числа не идут один за другим.
  2. После этого небольшого обзорного урока предложите ребенку выучивать за день по 10 новых чисел. Начните с третьего десятка (21, 22, 23…). Перед сном попросите малыша рассказать, что он выучил. При этом можно повторить и пройденный материал, сосчитав любые предметы.
  3. Когда ребенок изучет несколько десятков чисел, поиграйте с ним в игру: покажите числовой ряд с пропущенным числом посередине. Малыш должен найти и вставить потерянный элемент.
  4. За правильные ответы хвалите ребенка, радуйтесь его успехам. Мотивируйте малыша к обучению.