Как научить ребенка аккуратности, но не перестараться

Разбросанные по дому игрушки становятся проблемой многих родителей. Это и неудобно, и противоречит правильному воспитанию ребенка. Приучить ребенка убирать за собой игрушки и вещи – одна из вех воспитания, через которую придется пройти и взрослым, и детям. Однако прежде, чем учить малыша прибирать за собой, проанализируйте его готовность к этому, учтите его возраст и ознакомьтесь с рекомендациями психолога.

Перевоспитание Диагностика эмоционального состояния ребёнка admin Ольга Соколова

Диагностику эмоционального состояния ребёнка можно проводить разными способами. Сайт Трудности воспитания предлагают вам два упражнения, которые продиагностируют эмоции ребёнка и заодно улучшат детское настроение. Предлагаем материалы по интересующей теме:Злость ребёнка Детей необходимо обучать способам конструктивной агрессии. Это задача не самая лёгкая, гнев приводит к потере… Особенности личности подростка В подростковом периоде личность особенно подвержена заострению […]

Перевоспитание Родительская мудрость admin Ольга Соколова

Родительская мудрость — что это? Как обрести родительскую мудрость? Кажется что это очень сложно, но на самом деле нужно просто практиковаться. Читайте с главной

Перевоспитание Особенности личности подростка admin Ольга Соколова

В подростковом периоде личность особенно подвержена заострению негативных черт характера, что нередко становятся причиной социально-психологической дезадаптации. Предлагаем материалы по интересующей теме:Злость ребёнка Детей необходимо обучать способам конструктивной агрессии. Это задача не самая лёгкая, гнев приводит к потере… Тревожность у детей дошкольного возраста Откуда берётся чувство тревоги у детей дошкольного возраста? особенно у тех детей, которых […]

советов как приучать ребенка к порядку

Однако, несмотря на открытие ученых, описанное выше, приучать к порядку все-таки нужно. И следующие 8 рекомендаций вам в этом помогут.

Я не обещаю, что ваш ребенок быстренько осознает – порядок превыше всего! И вдруг от души полюбит уборку и систематизацию рубашек.

Но то, что следующие действия помогут постепенно (и главное – без насилия) приучить его к «порядочности» от слова «порядок» — это точно!

советов как приучать ребенка к порядку

Итак, 8 рекомендаций:

  1. Есть  пословица, что «от росинки не родятся апельсинки». А у родителей нерях практически никогда не рождаются дети — любители порядка. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок убирал, то будьте сами ему примером! Поддерживайте порядок в своих вещах, чистоту в жилище. Придерживайтесь распорядка дня, хотя бы примерно.
  2. Старайтесь не кричать и ни в коем случае не бить своего сына или дочь. Единственным наказанием за откровенный бардак может быть лишение каких то удовольствий. Например, сладкого или компьютерных игр .
  3. Не ленитесь объяснять сыну или дочке, почему так важно поддерживать чистоту, класть вещи на свои места. Рассказывайте о плюсах такого подхода, об экономии времени и сил.
  4. Заставить малыша убраться можно единственным способом – превратив уборку в захватывающую игру! Можно устроить соревнование «кто более меткий», попадая кубиками в коробку. А также затеять конкурс «найди все машинки». Наконец — поиграть в роботов, двигаясь особым образом, во время уборки. При этом играть лучше под энергичную музыку.
  5. Не ставьте ультиматумов, а помогайте ребенку. То есть — начинайте уборку вместе. Учите его систематизировать предметы и хранить их с умом. В то же время, не требуйте вдруг идеальной чистоты в комнате.  Так, вы только вызовите злость и обиду. Помогайте, объясняйте, делайте вместе (но не «вместо» чада). И все получится!
  6. Никогда не делайте уборку наказанием. Так вы только усилите негативную реакцию. Наоборот, сделайте процесс максимально приятным – включите веселую музыку, а после – угостите дитя чаем с конфеткой, похвалите.
  7. Трезво оценивайте возможности малыша, не требуйте невозможного, и не перегружайте. Лет до 7-8 он просто не понимает, зачем это все нужно, и кому он что «должен».
  8. Ваши главные помощники – последовательность, терпение, постоянство. Наведение порядка и уборка должны стать привычками. Поэтому – делайте все нужное сами, ежедневно. И тогда это станет важной привычкой для ребенка. Возможно, не сразу, и даже не через год. Но точно станет!
Читайте также:  7 рисков приемной семьи: почему детей возвращают в детские дома

СОВЕТ Проявляйте радость.

Да, уборка не самое приятное занятие, но, если показать ребенку, как это может быть весело, что все можно сделать на позитиве, даже для вас после тяжелого рабочего дня это может быть небольшая разгрузка от рутины. Не подавайте виду, что вы не хотите этим заниматься. Постарайтесь общаться с ребенком до и во время уборки как обычно. Без недовольства, без повышения голоса.

Не ставьте никаких условий, не ставьте ультиматумов. Нужно создать у ребенка ощущение, что уборка — это не «каторга», а обычный бытовой процесс, такой как мытье рук или чистка зубов.

Показываем порядок на своем примере

Очень важно сначала отследить родителям свой уровень аккуратности и организованности. Если вы не можете часами найти нужную вещь, не помните или не знаете, где хранятся необходимые предметы, то от ребенка требовать опрятности, собранности и чистоплотности не имеет смысла. Он берет пример со своих главных людей – мамы и папы.

  • Возьмите за правило раз в неделю делать генеральную уборку. Делайте обычные дела по хозяйству с удовольствием, с хорошим настроением.
  • Можно во время мытья полов, окон, вытирания пыли слушать любимую музыку или книгу. Ребенок должен видеть, что вы хотите и любите чистоту и аккуратность.
  • Важно не превращать уборку в первостепенное занятие. Стирка, глажка, мытье посуды не должно забирать слишком много времени, потому что не хватит сил пообщаться с детьми, провести вместе время, сходить на прогулку, устроить чаепитие.
  • Помните, что ребенок играет по-разному. Иногда разбрасывается все вокруг. Не стоит лишать кроху детства, но после бурной игры постепенно подсказывайте и объясняйте необходимость наведения порядка. Ведь потом опять захочется поиграть.
  • Дети подражают маме и папе. Поэтому, если во время уборки ваша дочь старается вам помочь, а сын проситься с папой в гараж мыть автомобиль, не говорите: “Не лезь, не мешай, ты не справишься”. Поощряйте и хвалите маленького помощника.
Показываем порядок на своем примере

Совет: зная особенности характера и индивидуальные черты крохи, подберите наиболее щадящий, но при этом увлекательный и интересный сценарий уборки. Ребенок должен наводить порядок с удовольствием и хорошим настроением, только тогда педагогический подход будет “работать”.

Читайте также:  Развитие ребенка в 9 месяцев жизни: что должен уметь

Какую позицию должны занять родители

Родители не могут позволить себе инфантильное поведение. Вы не можете действовать шаблонно, не можете воспитывать детей так же, как воспитывали вас. Позиция родителя в попытке понять причины плохой успеваемости и абсолютного нежелания учиться должна быть взвешенной.

Крики, ругань, оскорбления и тем более ремень можете выкинуть сразу – этими методами вы лишь расписываетесь в своей беспомощности и несостоятельности как родителя.

Адекватные родители, во-первых, любят ребенка. Во-вторых, поддерживают его, а, в-третьих, всегда ищут причины не в обстоятельствах и нерадивых учителях, а в состоянии неуспевающего ученика. Важно создать дома тот самый «тыл», где в любых ситуациях можно чувствовать себя любимым и защищенным. Важно любить его не за хорошие отметки, а просто так. Важно не заставлять ребенка учиться, а помогать ему в поиске мотивации и обеспечивать необходимую поддержку в любых ситуациях.

Не пропустите: Как заставить ребенка делать уроки: ТОП-10 эффективных способов

Если вы не справляетесь – идите к психологу. Не для того, чтобы он дал волшебную таблетку и объяснил что-то ребенку, а для того, чтобы он проанализировал ситуацию и объяснил что не так с вами. Дети во многом представляют собой продукт вашего воспитания и отношения. Поэтому в плохой успеваемости и нежелании учиться нет ничьей прямой вины. И если вы не можете помочь ему самостоятельно – не стесняйтесь обращаться к специалистам, пока еще не стало слишком поздно. Прислушайтесь к их советам и откажитесь от консервативных способов воспитания – «кнут и пряник» работают далеко не всегда.

Памятка для родителей

Старайтесь никогда не делать следующее:

  1. Не унижайте, не кричите, не срывайтесь на младшем члене семьи.
  2. Никогда не убирайтесь в детской комнате сами.
  3. Не награждайте ребёнка за выполнение им дома своих повседневных обязанностей.

Старайтесь делать как можно чаще:

  1. Понимайте детские проблемы и потребности, не обрывайте эмоциональную связь с детьми.
  2. Будьте позитивными, чаще шутите и смейтесь. Совместная шутливая возня, юмор, беззлобные подшучивания друг над другом сближают членов семьи.
  3. С непростой задачей приучения подростка к порядку и избежания при этом конфликтов, под силу справиться только терпеливым родителям.

Самые послушные и беспроблемные дети растут в семье, где царит весёлая, радостная атмосфера. А процесс воспитания происходит легко и естественно.

Убедитесь, что ребёнку действительно просто убрать за собой игрушки

Польза открытых полок для хранения игрушек не только в том, что малышу удобно брать и класть их на место. Но и в том, что полки помогают родителям понять оптимальное количество игрушек. Самая частая причина беспорядка, когда их слишком много — ребёнку сложно собрать все игрушки. Он может впасть в отчаянье среди груды игрушек, раскиданных по всей комнате. Он не захочет убирать игрушки в таком состоянии, это непосильная ноша для маленького терпения.

Читайте также:  Когда начинает выделяться молозиво при беременности и как оно выглядит

Попробуйте оставить буквально четыре-пять игрушек без большого количества деталей. Даже если они будут все сброшены с полок, это не так страшно для малыша и мамы — понадобится всего несколько минут, чтобы восстановить порядок.

Вот самые популярные открытые полки под игрушки для малышей:

  1. ИКЕА стеллаж «Каллакс» ­— используется в перевёрнутом горизонтальном положении, можно купить одноярусный.
  2. ИКЕА система хранения«Труфаст» — вместо корзин используем полки.
  3. Полка малышовая  фабрики «Монтессори-Питер».

Также похожие полки можно сделать на заказ у плотника или в мебельном магазине.

Выкладывание детям каждый день новых трёх игрушек из сотни, имеющейся в доме, гораздо лучше учит убирать за собой, чем вознаграждение и «похвалюшки» за уборку кучи игрушек

Младшие дети в семье

Сейчас в семьях не так часто бывает больше двух детей. Поэтому многие родители считают, что не нужно загружать старших заботами о младших: внимания родителей хватит всем, а старшие еще успеют побыть няньками у своих детей. Некоторые родители боятся доверить младшего ребёнка старшему. Да и снова вспоминается аргумент о том, что учёба должна быть на первом месте. Но есть и доводы, почему стоит поручить старшим детям брать на себя некоторую часть заботы о младших:

  • Гармоничному развитию ребёнка помогают ситуации, в которых он выполняет разные социальные и семейные роли. Для родителей он ребёнок, а для младшего брата или сестры – старший, который несёт ответственность в то время, когда родители заняты.
  • Отношения братьев и сестёр становятся ближе, теплее, что скажется во взрослой жизни.

Если младшему 3-4 года, а старшему 10-12 лет, их можно ненадолго оставить вместе (конечно, предварительно проинструктировав на случай всех возможных ситуаций и снабдив мобильным телефоном). Ребёнок от 14 лет может пробыть с младшим дома более продолжительное время, а подросток 16 лет может забирать брата или сестру из садика, водить на прогулку.

Часто родители боятся перегрузить ребёнка домашними делами, боятся, что школьник и так устаёт от занятий. Иногда у родителей не хватает терпения ждать, когда ребёнок сделает что-то – самим ведь и быстрее, и результат будет лучше! Да, поначалу может оказаться, что пол подметён плохо, а посуда недостаточно чистая. Но после нескольких попыток ребёнок обязательно научится выполнять все дела не хуже взрослого. Это и уверенности в себе придаст, и поможет чувствовать себя взрослым. И родителям радостно смотреть на то, как дети помогают. А главное – мама с полным правом может сказать: «Ну что бы я делала без моего помощника?»