Как легко и просто сформировать полезные привычки у детей?

Полезные навыки не так легко сформировать у детей-подростков, которым несколько раз на день нужно напоминать о беспорядке в комнате и грязных ботинках. Маленькие дети более восприимчивы к родительским указаниям, к тому же многие родительские пожелания они воспринимают через игру. В силу своего возраста малыши легче всего отказываются от вредных привычек и с удовольствием стремятся стать более независимыми и ответственными.

Топ-полезных привычек для подростков

Для этих привычек, подростковый период — идеальное время. Конечно, начать закладывать их можно и раньше, но если не уделить им внимания совсем, то человеку придется трудновато во взрослой жизни. Первые сложности начнутся уже в старших классах, а в студенчестве выльются в постоянные горящие дедлайны и бессонные ночи перед экзаменом.

Итак, на грядущий год мы предлагаем помочь подростку усвоить следующие полезные привычки:

  • составлять список дел;
  • следить за временем;
  • распоряжаться деньгами;
  • тренировать память и внимание;
  • читать книги.

Остановимся на каждом пункте поподробнее и расскажем, как именно это сделать.

Как формируются детские привычки?

Привычку нельзя сформировать дрессурой, это должно быть сознательный навык, а не рефлекс. Следует приучать детей самостоятельно без напоминания не просто мыть руки, но и понимать, для чего важно это делать, а именно осознание того, что сделал все правильно, должно приносить им удовольствие. Именно поэтому обязательно расскажите детям, что не следует быть вежливым, аккуратным, проявлять заботу и уважение к другим. А за все красиво выполненные действия чаще хвалите, чтобы ребенку было приятно таким образом радовать родителей.

Примите мнение, что ничего не дается просто — чтобы навык закрепился, необходимо повторять его множество и множество раз, совершенствуя его и оттачивая. Не спешите и не жалейте времени на это — в конце концов, воспитание — это на самом деле процесс длительный.

Advertisement

Приобретение привычки не стоит ребенку почти никаких усилий, однако требует сверхтяжелых усилий по стороны его родителей. И это действительно так. Просто эти усилия вполне оправданы и стоят стараний.

Как формируются детские привычки?

Доведенные до автоматизма процессы высвобождают время для творчества, совершенствования и развития. К тому же, каждая хорошая привычка — это и есть совершенствование и хорошее воспитание. Когда вы поймете, что ваши дети способны поступать правильно без ваших напоминаний и указаний, тогда вы сможете быть уверены, что воспитали их правильно!

Advertisement Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Архивный номер № (от апреля — Песочница

ВОСПИТАНИЕ

Как привить ребенку хорошие привычки: пять важных советов родителям

Тот, кто когда-либо пытался воспитать у ребенка хорошие привычки, знает, как непросто это сделать. Вот несколько советов в помощь родителям.

Совет первый

Начинать формировать хорошие привычки надо как можно раньше. Например, приучать малыша засыпать самому в своей кроватке, без укачивания или спать в прохладной комнате при открытой форточке можно еще до того, как ему исполнится год. Чуть позже вы начнете приучать ребенка мыть перед едой руки, на ночь убирать на свои места игрушки, потом – говорить «спасибо», первым здороваться со старшими… Еще позже – в транспорте уступать место пожилым людям, помогать старым и слабым, всегда доводить начатое до конца, выполнять любую работу не кое-как, а хорошо…

Чем раньше вы начнете предпринимать усилия к тому, чтобы какой-то навык стал привычным, выполнялся автоматически, тем быстрее добьетесь успеха.

Совет второй

Привычка легко усваивается, когда ребенок подражает взрослому. Одна воспитательница детского сада рассказала в Интернете, как она приучала детей мыть руки. Утром дети приходили в детский сад не одновременно, а один за другим, с некоторым интервалом. Это дало ей возможность каждого малыша сразу отводить к умывальнику и мыть там с ним руки. И при этом они пели веселую песенку, чтобы занятие было приятным. Если ребенок не видит, как вы сами, придя с работы, моете руки, как вы утром чистите зубы, ему трудно эти действия сделать привычными, даже если вы постоянно ему о них напоминаете.

Читайте также:  Новорожденный постоянно плачет – причины

Совет третий

Привычку не создашь дрессурой, это осознанный навык. Ребенок должен не только уметь сам вымыть руки, но и знать, почему их необходимо мыть. И получать удовлетворение от того, что он поступил правильно. Поэтому объясняйте, почему надо здороваться, убирать игрушки, говорить «спасибо»… И почаще хвалите за правильно выполненное действие.

Совет четвертый

Чтобы навык превратился в привычку, требуется бесконечное повторение.

На это уйдет немало времени, но торопиться нельзя. Воспитание – вообще процесс долгий. Одна мудрая мама заметила, что в деле воспитания результат мы, как правило, получаем лет на пять позже, чем ожидаем. Возможны и неожиданности. Например, привычка, казалось бы, прочно укоренившаяся, вдруг пропадает в подростковом возрасте. Психологи утешают: бунт подростка и отказ делать правильно то, что он делал в детстве, как раз и показывает, что норму ребенок усвоил. Всю младшую школу мы вместе с сыном собирали ранец заранее, по вечерам, всю среднюю школу он делал это без напоминаний сам, а в десятом классе начал раз за разом откладывать сбор рюкзака на утро и, конечно, каждое утро впопыхах что-то забывал. Интересно, всплывет ли хорошая привычка собирать вещи накануне, когда минует возраст ниспровержения родительского авторитета?

Совет пятый

Приобретение привычки не стоит ребенку никаких усилий, зато требует неимоверных усилий от его родителей.

Это заметил кто-то из великих. Все так. Но наши усилия оправданы. Автоматизм в выполнении каких-то действий высвобождает время на развитие и творчество. А потом, что такое хорошие привычки? Это хорошее воспитание, как давным-давно сказал Платон. И вот когда наши дети станут поступать правильно, даже если никто за ними не наблюдает и никто их не контролирует, мы со спокойной совестью скажем, что вырастили воспитанных людей.

Профилактика

Какие же профилактические меры следует предпринимать родителям, чтобы исключить возможность появления у ребенка вредных привычек?

  1. Первое и главное условие – это доверительные отношения с ребенком. Чем они сложнее, тем выше вероятность того, что при возникновении каких-либо проблем он обратится за помощью к приятелям. И что именно они ему предложат в качестве «успокоительного» – глоток пива или таблетку экстази – спрогнозировать невозможно. Задача родителей – сформировать максимально доверительные отношения с ребенком. Это позволит ему при необходимости обратиться за помощью к отцу и матери – людям, для которых его здоровье и благополучие по-настоящему важны.
  2. Разъяснение последствий. Беседы с ребенком на тему вредной привычки не должны проводиться по какому-либо графику. Этот вопрос должен подниматься каждый раз, когда для этого есть основания. Так, сюжет из теленовостей, история звезды шоу-бизнеса, пример человека, которого знает ребенок, должны становиться основой для разговора о том, к чему может привести зависимость. Подобная наглядность примеров, когда негативную роль исполняет знакомый человек, гораздо важнее сухих фактов, которые не пробуждают в ребенке эмоций.
  3. Установка на здоровый образ жизни. Негативные примеры должны быть уравновешены другими, позитивными примерами здорового образа жизни. В ребенке следует формировать отношение к здоровому образу жизни, как к единственно правильной модели. Для этого крайне важно, чтобы сами родители и педагоги соответствовали принципам, которые они прививают ребенку. Курящая мать или выпивающий отец сводят к нулю ценность любых «здоровых» установок, поскольку опровергают собственным примером.
  4. Реалистичность примеров. Принято считать, что детская психика слишком ранима для того, чтобы ее обременять реалиями, например, наркотической зависимости. Но это не так: в большинстве случаев вовлечение в наркоманию происходит только потому, что ребенок не осознает последствий зависимости, и для него это не больше, чем страшная сказка, которой пугают малышей. Покажите подростку истинное лицо курения или наркомании. Для подростков, которые уже состоят в романтических отношениях, будет полезно узнать о том, каким горем оборачивается наркотическая зависимость отца или матери для их детей.
  5. Исключение сомнительных контактов. Поведение подростка во многом подчиняется законам, принятым в референтной группе 5, поэтому его общение с асоциальными элементами и сомнительными приятелями – серьезный фактор риска. Но при решении устранить такие контакты родителям следует учитывать сложный возраст, в котором находится ребенок, и присущий ему дух противоречия. Идти на конфликт и оперировать запретами на общение с друзьями – это значит расширить их сферу влияния на подростка. Будет лучше найти ребенку занятие. Это могут быть любой вид спорта, туризм, творчество и все, к чему тяготеет ребенок. При участии родителей и их вовлеченности в занятие сына или дочери хобби может очень быстро заменить и вытеснить общение в нездоровом коллективе.
  6. Все, к чему тяготеет ребенок. При участии родителей и их вовлеченности в занятие сына или дочери хобби может очень быстро заменить и вытеснить общение в нездоровом коллективе.
Читайте также:  Перелет с грудничком. Сложности и советы

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании долговременную и важнейшую роль.

У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В семье закладываются основы воспитания ценностного отношения к окружающей среде, нормы морали и нравственные идеалы, отношение к трудовой деятельности и физической культуре. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Статью подготовила медицинский психолог, нейропсихолог, Блюфарб Наталья Михайловна.

Как внедрять новые привычки в жизнь при помощи трекера?

Для успешного планирования и внедрения новых привычек нужны специальные инструменты. Предлагаем вам попробовать трекеры. Они помогают быстрее перейти от слов к делу. Это как со списком задач в ежедневнике. Когда вы пишете его, вам проще планировать, выполнять и отслеживать прогресс.

Что же такое трекер привычек?

Это таблица, состоящая из мини-шагов, которые ребенок выполняет ежедневно. Преимущества трекера привычек в том, что ребенок может выполнять свои ежедневные дела без вашего напоминания и одновременно учиться планированию.

Лайфхак! Хотите, чтобы ребенок стал пользоваться трекером – подайте пример. Сделайте свой трекер и пользуйтесь им ежедневно. Кроме того, такой подход зарядит всех домочадцев общей идеей самосовершенствования и поможет сплотить семью в непростое время.

Как сделать?

Напишите на отдельном листе, какие привычки и качества вы хотите привить ребенку. Например:

Затем продумайте правила!

Например:

  1. Каждые 3–4 дня добавляем по одной новой привычке, продолжая работать над предыдущими.
  2. Каждый день, выполняя задачу, например, самостоятельная уборка игрушек, ребенок ставит напротив нее галочку или крестик.
  3. Придумайте награду за количество галочек. От 4 отметок в неделю напротив задачи в трекере – награда положена, менее 4 – нет. От 25 галочек за 30 дней – право получить суперприз на выбор и т.п.
  4. Делайте послабления. Например, можно не выполнять зарядку в выходные или пропустить любой другой день на неделе, но при условии, что задачи будут выполнены потом.
  5. Подводите итоги, и празднуйте достижения. Благодаря ежедневным тренировкам ребенок научился стоять на голове? Хорошо! Закрасьте этот день красным цветом в трекере и в календаре, сказав, что теперь у вас появился еще один повод для праздника.

Покупайте еду вместе со своим ребенком

Когда малыш повзрослеет, берите его с собой в магазины. Помогая вам с выбором, он почувствует себя полноправным человеком. Известно, что дети хотят как можно скорее стать взрослыми. Дайте своему ребенку такую возможность.

Хотя бы изредка вместе ужинайте в ресторане. При этом разрешайте своему малышу выбирать в меню те блюда, которые он захочет, но давайте правильные подсказки. Так, еда из общепита не должна содержать искусственных добавок и большого количества соли и сахара.

Полезные навыки и вредные привычки. Когда приучать к самостоятельности любознательного малыша?

Лучше всего начинать формировать полезные навыки с младенчества. Ребёнок только начал ползать, испачкался? Это хороший повод для того, чтобы научить маленького человечка мыть ручки и личико под краном. Пора идти спать? Двухлетний малыш вполне может подержать в руках небольшой плед, пока мама расстилает его постельку. Со временем этот ежедневный ритуал подтолкнёт ребёнка к желанию самостоятельно застилать и расстилать кровать.

Читайте также:  Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы

Мнение редакцииЕлена КалитаРедактор журналаСколько навыков закладывается с самого раннего детства! В меру самостоятельный малыш, чувствующий заботу и поддержку родителей и вовремя направляемый их чуткими руками, обязательно вырастет в сильного, открытого и уверенного в себе человека.

Полезные навыки и вредные привычки. Когда приучать к самостоятельности любознательного малыша?

Конечно, к каждому малышу должен быть индивидуальный подход. Наша Даша упорно не хотела чистить зубы перед ночным сном, пока мама не напоминала ей, что вечерней сказки в таком случае не будет. К тому же внучка часто отказывалась от зубных паст с ярко выраженным сильным вкусом. Её больше всего пленял процесс сплёвывания, чем она и занималась, пока училась приводить свои зубки в порядок.

Постепенно с помощью взрослых девочка имитировала чистку зубов и, в конце концов, наблюдая за папой, потребовала купить ей “свою” зубную щётку и пасту. Благодаря терпению и настойчивости родителей Даша стала более самостоятельной и ответственной.

Правило 4-П

Кроме этих семи шагов, предлагаю использовать правило 4-П, которое применимо не только к процессу формирования новой привычки, но и для любого другого дела.

Первое “П” Постепенно

Начиная процесс формирования новой привычки, начинайте сначала с небольшого. Лучше стартовать неспешно, а потом увеличить амплитуду, чем взвалить на себя “слона”, и упасть придавленным им.

Правило 4-П

Если это правило рассмотреть применительно к привычке раннего подъёма, то лучше начать просыпаться сначала в 5:45 утра, постепенно переводя время на 5-10 минут раньше, чем проснуться пару дней в 5:00 утра, а потом всю неделю отсыпаться до 7:00.

Второе “П” Постоянно

Формирование привычки требует постоянства. Каждый день мы должны делать ещё один следующий шаг.

Практикуя ранний подъём, мы должны стараться каждый день просыпаться в одно и тоже время, без “слётов”.

Третье “П” Последовательно

Само слово “последовательно” означаем “по чьим-то следам”. То есть развивая новую привычку, мы должны действовать системно, следуя определённому алгоритму.

Правило 4-П

Четвёртое “П” Позитивно

Формируем привычку с удовольствием. Если мы будем рассматривать процесс формирования привычки как игру, мы не только станем обладателями новой привычки, но и сделаем это весело.

Ранние подъёмы обязательно должны быть в удовольствие. Фокус на не только полезных, но и вещах, которые нам интересны, делает ранние подъёмы столь желанными.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  1. Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  2. Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  3. Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  4. Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  5. Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.