Жуем да пережевываем: когда и как приучить ребенка к твердой пище?

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Когда дети начинают использовать столовые приборы?

Управляться с ложкой малыши способны примерно с полутора лет, хотя одни дети могут освоить этот процесс несколько раньше, а другие гораздо позже указанного срока.

Часто бывает и так, что в три года ребенок так и не научился кушать самостоятельно. Главная причина этого – излишняя опека. Конечно, если покормить ребенка самому, то можно не только сэкономить время, но и силы, ведь не придется лишний раз убирать кухню и мыть полы. Такой подход, несомненно, удобен для мамы, но не для ребенка: его обязательно нужно приучать к ложке.

Перед тем как начать учить есть самостоятельно, следует какое-то время кормить его с помощью ложечки самому. Заранее привыкнув к кормлению с помощью столовых приборов, ребенок сможет быстрее их освоить.

причин почему важно учить детей самим себе готовить еду

  1. Учить ребенка самому себе готовить еду — прямая обязанность, долг родителей.
  2. Научиться готовить — это жизненно важный навык.
  3. Умение готовить дает детям больше самостоятельности.
  4. Кулинария — это возможность для творчества.
  5. Лучший способ научить детей правильно питаться — это заставить их вместе готовить здоровую пищу. Тогда у детей больше шансов съесть то, к чему они приложили руку в приготовлении пищи.
  6. Это учит детей безопасности пищевых продуктов, а также развитию мелкой моторики. Кулинария знакомит детей с разнообразием свежих продуктов и интересными способами их приготовления.
  7. Кулинария учит языковым навыкам (кулинарный словарь, например, жаркое или тушеное мясо), математике (измерение, взвешивание, дроби), естествознанию.
  8. Дети учатся читать и следуют пошаговым инструкциям.
  9. Это весело!

Какая польза от того, что ребенок будет уметь готовить

  1. Кулинария побуждает ребенка больше общаться. Когда руки заняты, языки свободны. Если  ребенок своего рода «моллюск» в общении, который всё держит в своей «раковине», тогда совместное приготовление пищи поможет ему раскрыться.
  2. Совместное приготовление пищи с ребенком помогает родителям интересоваться мнением ребенка, общаясь на интересные темы.
  3. Это помогает детям проявлять инициативу и развивает желание делать что-то хорошее для других. Ставить перед собой достижимые цели и достигать их.
  4. Они учатся более ответственно следить за своим питанием, а это хорошо скажется на их здоровье. Это шанс, что дети не будут страдать детским ожирением. Дети, которые не знают, как себе готовить еду и не умеют этого делать, часто прибегают к полуфабрикатам или пище сомнительного качества.
  5. Обучая детей тому, как готовить пищу, родители параллельно развивают в них санитарно-гигиенические навыки, безопасной обработке и хранения пищевых продуктов, экономии, навыки безопасного использования бытового оборудования и предметов.
  6. Кроме того кушать у себя дома гораздо дешевле, чем есть где-то в кафе. Научив ребенка готовить, родители помогут ему научиться экономить деньги в будущем.

Санитарно-гигиенические требования на кухне.  Что должны знать дети

  1. Тщательно вымыть руки, ногти с мылом перед работой на кухне. Насухо вытирать руки чистым полотенцем. Лучше бумажным, одноразовым. Таким образом, ребенок учится понимать, что готовить еду надо всегда чистыми руками.
  2. Мыть руки после туалета, вытирания носа, а также после разделки сырого мяса, рыбы, яиц.
  3. Всегда держать собранными волосы под кухонным платком или поварским чепчиком. Чтобы в пищу не попали выпадающие с головы волосы.
  4. Рабочий и обеденный столы должны быть очищены, вымыты, продезинфицированы перед следующим приготовлением и подачей пищи.
  5. Мыть, дезинфицировать все использованные разделочные доски, посуду, после работы с сырым мясом, рыбой, яйцами.

Уроки безопасности для детей

  • Прежде чем разрешить ребенку приступить к работе над приготовлением пищи, научите его правильно пользоваться ножами. Объясните, каким ножом удобней работать с тем или иным видом продуктов.
  • Научите пользоваться бытовой техникой: миксеры, мясорубки, тостеры. Объясните ребенку, что мыть или разбирать их можно ТОЛЬКО при отключенном состоянии из сети.
  • Объясните ребенку, что любые пищевые предметы, даже такие как зубочистки, деревянные шпажки, стаканы, чашки могут быть опасны, если ими пользоваться неосторожно.
  • Обучайте ребенка правильно пользоваться газовой плитой, электроплитой, духовками. Правильно пользоваться электроподжигом, спичками.
  • Безопасно для здоровья — пользоваться рукавицами-прихватками при работе с горячей посудой.
Читайте также:  Адаптация ребенка к детскому саду. Советы психолога

Почему детей нельзя сажать на стол

Молодые мамы часто используют любую плоскую горизонтальную поверхность для пеленания или переодевания малыша. О том, почему нельзя сажать ребенка на стол, они задумываются, лишь услышав слова более опытных мам или женщин в возрасте.

На стол часто присаживают ребенка, чтобы поправить ему одежду, застегнуть курточку или просто развлекая его: ведь высота дает карапузу возможность увидеть много нового. Но народные приметы запрещают делать подобное даже случайно, и тому есть целый ряд поверий.

Народные приметы про влияние на развитие и судьбу малыша

Если сажать малыша на стол, в будущем жди таких проблем:

  • Поздно пойдет. Считается, что, если ребенка присаживать на стол, то он поздно начнет ходить. С чем это связано, объяснить трудно, но вот падение с высоты для малыша, который уже может ползать, ничем хорошим не закончится.
  • Поздно начнет говорить. Не менее часто бабушки и дедушки говорят, что ребенок, которого сажают на стол, поздно начинает говорить, а то и вовсе остается немым. Постоянно быть в центре внимания, в том числе и восседая на обеденном столе, ребенок просто не будет чувствовать необходимости развиваться — все подадут, все принесут, постоянно придерживают.
  • Часто падать будет, ничего в жизни не добьется. Есть и такое объяснение, связанное, видимо, с тем, что гиперопека в детстве не приводит ни к чему хорошему. Боязнь отвести глаза от малыша, желание постоянно быть ему необходимым лишает ребенка возможности развить самостоятельность.
Почему детей нельзя сажать на стол

Религиозное значение

Наши прошлые поколения были во многом религиозны и благочестивы. Родители прошлых веков считали, что стол, тем более обеденный — как бы Божья длань, с которой он нас кормит. Соответственно, и усаживать на неё ребёнка, который и описаться может, и обмараться, неуважительно, неблагочестиво. То есть недопустимо.

Ведь неслучайно во все времена сесть на стол считалось крайней невоспитанностью. Не стоит прививать с первых месяцев жизни явно порицаемые в обществе привычки.

Этот и другие интересные и полезные материалы для родителей есть на нашем канале melkie в Яндекс Дзен.

В народных приметах кроется немало мудрости. В этой может быть скрыто предупреждение об опасности: чуть рассеянное внимание мамы или папы — и испуганный в лучшем случае, а часто и с шишкой на лбу или разбитым лицом кроха окажется на полу. В любом случае, не нужно усаживать ребенка там, где люди едят, работают, обсуждают проблемы.

Оптимальный возраст

По мере роста и развития ребенка врожденные рефлексы постепенно угасают. Одновременно с этим совершенствуется пищеварительная система. Одного грудного молока или смесей становится недостаточно для насыщения организма крохи необходимым количеством питательных элементов. Примерно с полугодовалого возраста родители начинают вводить прикорм. Продукты первое время даются в измельченном пюреобразном виде.

Раннее приучение к употреблению твердой пищи может привести к таким последствиям:

Оптимальный возраст
  • появление проблем с кишечником (расстройство стула);
  • нарушение функционирования желудка.

Поздний переход к употреблению твердой пищи может повлечь за собой ряд проблем:

  • нарушение речи. Это связано с недоразвитостью жевательных мышц, которые принимают участие в произношении слов;
  • формирование неправильного прикуса;
  • появление проблем в работе пищеварительного тракта;
  • неправильный рост зубов;
  • психологические нарушения. В 2-3 года дети уже осознанно выполняют все действия. Некоторые могут отказываться от приема неизмельченной еды.
Оптимальный возраст

Поэтому родителям важно знать оптимальный возраст, когда можно начинать приучать кроху к твердой пище. Давать это разрешается после появления у крохи первых зубов. Это примерно возраст 7-10 месяцев. В это время у малыша возникают зуд, жжение десен.

Твердые частицы пищи помогают уменьшить выраженность дискомфорта. Рекомендуется приучать кроху к пережевыванию еды в то время, когда он будет к этому готов. Тогда процесс пройдет проще и быстрее.

Признаки того, что ребенок готов к употреблению твердой пищи:

Оптимальный возраст
  • малыш проявляет интерес к взрослой еде, которая не измельчена до пюреобразного состояния;
  • кроха пытается не сосать предложенную ему пищу, а снимать ее верхней губой и жевать;
  • ребенок засовывает в рот ложку. Это не вызывает у него рвотный рефлекс.

Педиатры считают, то дети старше 10-месячного возраста не должны давиться едой.

Важно, чтобы двухлетние малыши уже умели хорошо пережевывать твердую пищу. Ведь именно в этот период начинает формироваться прикус.

Оптимальный возраст

Поначалу твердая еда переваривается плохо, может выходить с калом в первозданном виде. Не нужно паниковать, ведь ребенок только учится жевать. Со временем такая проблема исчезнет.

Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку!

Важно, чтобы столовые приборы, даже любимые, не переходили в разряд игрушек, с которыми ребенок имеет дело и в других местах, кроме кухни. Если вы начали кормить малыша с ложки сами, обратите внимание, чтобы у него образовался четкий ассоциативный ряд: «вижу ложку – открываю рот – глотаю еду».

Если ребенок на педприкорме, давайте ложку только тогда, когда находится вместе с вами за обеденным столом. Пусть возьмет ее в руки, попробует обмакнуть в вашу тарелку, укусить, пососать, словом, глядя на вас, освоится с новой вещью.

Читайте также:  Новорожденный постоянно плачет – причины

Наконец, между 9 месяцами и годом наступает момент, когда к ложке может прилагаться тарелка, а в тарелке – еда. Предупреждаем сразу, чисто и аккуратно ребенок есть не будет, поэтому никаких свекольных и тыквенных пюре, если ремонт кухни и смена гардероба ребенка не входят в ваши планы. Тарелка должны быть с достаточно высокими бортиками, легкой, небьющейся и устойчивой (можете опробовать посуду на присосках). Еды в ней должно быть немного – буквально несколько ложек, но, в то же время, столько, чтобы малыш мог ее зачерпнуть, а не просто размазать по дну.

Важно: Это не трапеза, а тренировка навыка! Поэтому не ставьте тарелку перед голодным ребенком – он не сумеет полноценно поесть, раскапризничается, скорее всего, вся порция полетит на пол. Но не надо пытаться учить уже насытившегося ребенка – он воспримет это как игру, у него не будет никакой мотивации к обучению.

Нужно выбрать правильно блюдо для первой самостоятельной еды. Это должно быть что-то знакомое и любимое ребенком, так что подумайте о его пищевых предпочтениях. Блюдо не должно быть слишком жидким (еда не должна выплескиваться из ложки) и слишком густым (которое трудно зачерпнуть).

Необходимые приспособления

Когда вы решили, что пора приучать малыша кушать ложкой самостоятельно, нужно позаботиться о необходимых приспособлениях. К ним относятся:

  1. Тарелка. Вашему карапузу идеально подойдёт посуда из термостойкого пластика (предназначенного для пищи). Отдавайте предпочтение красочным тарелочкам с изображением животных, машинок или персонажей из мультфильмов. На первое время лучше приобретать посуду с присоской, так будет больше шансов, что она не окажется на полу. Также пользуются популярностью тарелки, имеющие наклонное дно. Ведь, такая особенность посуды позволит ребёнку с лёгкостью справляться с зачерпыванием еды.
  2. Чашка – непроливайка. Опытные мамочки советуют использовать именно такое приспособление, а не обычную чашечку для взрослых, даже если вы приобрели маленькую двухсотграммовую. Как правило, большая часть жидкости прольётся и практически ничего в ротик не попадёт.
Необходимые приспособления

Обязательно убедитесь, чтоб материал, из которого изготовлена непроливайка был нетоксичным. Выбирайте чашечки с пластиковым, а ещё лучше силиконовым носиком. Не лишним будет и наличие резиновой подставки.

  1. Ложечку стоит выбирать подходящего размера. В выборе материала определись самостоятельно, но рекомендуется использовать пластиковое приспособление. Важно, чтоб у ложечки была округлая ручка, которая не будет скользить в руке карапуза.
  2. Вилка в первое время вам не понадобится. Но когда придёт время, лучше выбирать с округлыми зубчиками, чтоб малыш не смог пораниться.
  3. Слюнявчик. Возможно, вы его уже используете при кормлении малыша. Когда карапуз начнёт самостоятельно кушать, в первое время не обойтись без пролитой еды, поэтому обязательно позаботьтесь о приобретении непромокаемого слюнявчика.
  4. Ну и немаловажное значение имеет собственный стульчик со встроенным столиком. Хотя специалисты рекомендуют приобретать, как раз без столика, сажать ребёнка на его стульчик, но за общий (взрослый) стол. Таким образом, ребёнок сможет наблюдать за остальными членами семьи и брать с них пример.

Формы привития культуры питания

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из цветных колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Формы привития культуры питания
Формы привития культуры питания

Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

Формы привития культуры питания
Формы привития культуры питания

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.

Формы привития культуры питания
Формы привития культуры питания

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

Формы привития культуры питания
Формы привития культуры питания

Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини-сценке. Ведь меню можно зачитать с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.

Формы привития культуры питания
Формы привития культуры питания

Кроме дежурств, в дошкольном учреждении проводятся тематические занятия, реализуются парциальные программы. Одна из них — «Азбука здорового питания«, разработанная специалистами Центра «Доверие». На занятия к детям приходят «Умник» и «Весельчак», которые делятся интересными фактами про овощи и фрукты, разучивают с дошкольниками стихи про еду, проводят представления, посвященные питанию в детском саду.

Формы привития культуры питания
Формы привития культуры питания

В дошкольных учреждениях организуются праздники. Особенно популярен День культуры еды. В рамках его проводятся различные мастер-классы по приготовлению салатов, декорированию блюд, ведутся беседы о кулинарных пристрастиях и традициях, пришедших к нам из других стран.

Формы привития культуры питания
Формы привития культуры питания

Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. В связи с этим, в детских садах зачастую объявляются конкурсы-смотры на лучшую сервировку.

Формы привития культуры питания
Формы привития культуры питания

Смотр-конкурс на лучшую сервировку стола в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 7» Елочка, г. Ханты-Мансийск, сайт — .

Формы привития культуры питания
Формы привития культуры питания

 

Формы привития культуры питания
Формы привития культуры питания

Советы для мам: как научить ребенка самостоятельно кушать

Лучший способ научить — это не мешать!

  • Используйте специальный стульчик для кормления. Придвигайте его к столу: и ребенок чувствует себе на равне со всеми, и вам удобно.
Читайте также:  Йога для детей польза и вред

  • Застелите стол и пол под ним, наденьте малышу слюнявчик, приготовьте салфетки, если что-то понадобиться вытереть.

Можно смастерить из старой папиной рубашки «спецодежду»: удобно надевать задом-наперед и застегивать на спине. Еще один лайфхак — наволочка с прорезанные для головы и рук отверстиями. 

Если в квартире тепло, можно оставить на ребенке минимум одежды — меньше придется стирать.

  • Проверяйте температуру пищи, чтобы ребенок не обжегся и не испугался.
  • Все должно быть красиво! Используйте яркую посуду с картинками, интересное оформление детских блюд.
Советы для мам: как научить ребенка самостоятельно кушать
  • Приготовьте две ложки (лучше одинаковые): одну для ребенка, вторую для себя.

Пусть ребенок начинает кушать сам, а когда устанет, помогите ему, не забирая ложку из его рук. Если у малыша не получается набирать еду в ложку самостоятельно, можно предлагать ему уже наполненную едой ложку. 

Бывают ситуации, когда вы торопитесь или вам кажется, что самостоятельно ребенок поест плохо или мало. Не стоит отбирать у него ложку, чтобы как следует быстро накормить. Спешка в этом деле не приветствуется.

  • Старайтесь резать еду небольшими кусочками.

Ребенок сможет сам брать пищу. Не ругайте, если он начнет кушать руками.

  • Готовьте блюда, которые хорошо прилипают к ложке: кисели, пюре, каши, творог и др.
  • Используйте небьющуюся посуду.
  • Купите детскую тарелку с присосками или прорезиненным дном, тогда малыш не будет ее возить по столу и переворачивать. 
  • Во время игр с ребенком используйте тему едыНапример, «Званый ужин у игрушек«, игры в песочнице с лопаткой и пр.

Правила поведения за столом. Напитки

Малыши любят отстаивать свою независимость и являются большими сторонниками самостоятельности, копируя поведение взрослых. Но когда дело доходит до напитков, появляются новые правила поведения за столом для детей, которые следует соблюдать:

  1. Во-первых, ребёнок не должен тянуться за напитком через весь стол. Ему следует вежливо попросить об этом кого-то другого, при этом, не забывая говорить слова «пожалуйста» и «спасибо».

  2. Если кувшин, чашка или другая ёмкость слишком тяжелая или неудобная для малыша, нужно использовать две руки для того, чтобы её перенести или сделать глоток. Одна рука должна держать ёмкость за ручку, а вторая — поддерживать противоположную сторону сосуда.

  3. Напомните ребёнку, что для того, чтобы налить напиток, он может обратиться за помощью к взрослым, и такая просьба не будет считаться зазорной.

  4. Сёрбанье и громкое глотание неприятно и неаппетитно для окружающих. Объясните малышу, что пить нужно спокойно и медленно. А перед тем, как сделать глоток жидкости, следует прожевать, проглотить всю пищу и вытереть рот салфеткой. Исключения могут быть в тех случаях, когда дети по незнанию кладут в рот что-то острое или горячее.

  5. Когда ребёнок становится старше и уже мастерски владеет искусством разлива, он может предложить свою помощь людям, сидящим слева и справа от него. Разлив напитков можно даже включить в застольные обязанности малыша.

Надеемся, наши советы помогут вашему малышу овладеть хорошими манерами и основам этикета во время еды.

Что предпринять родителям, чтобы учить малыша жевать

Чтобы научить ребенка жевать как мягкую пищу, так и твердые кусочки, необходимо постепенно добавлять в питание блюда с более крупными частицами пищи. Например, в супчик можно постепенно добавлять мягкий хлеб, чтобы ребенок почувствовал на языке кусочки еды. Конечно, надо тщательно следить за тем, чтобы малыш не подавился. Давать ему пищу надо маленькими порциями. Ребенок должен сидеть за столом спокойно. Нельзя отвлекать малыша во время еды, смешить.

Изобретение готового питания для малышей, конечно, значительно облегчает жизнь родителей. В баночках находится «правильная» еда, в которой есть все необходимые витамины, строго рассчитано количество различных полезных веществ. Однако, покупая такую пищу, нужно обязательно обращать внимание, на какой возраст рассчитана кашка или пюре. Для детишек постарше готовится более густая еда с добавлением кусочков покрупнее.

Примечание: Самостоятельное приготовление пищи для ребенка, да еще и с его посильным участием, повышает интерес к еде, способствует улучшению аппетита.