Интересные занятия с 3-х летним ребенком дома: увлекаем и развиваемся

В три года у ребенка наступает первый переломный момент, который принято обозначать кризисным возрастом. Детские психологи считают его переходом от младенчества к детству. Потому многие родители задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 3 года. Какими навыками он должен обладать, и что может стать причиной для беспокойства.

Особенности развития ребенка лет

Мелкая моторика также совершенствуется. Ребенок может застегивать пуговицы, замочки, рисовать карандашами, лепить, скреплять детали конструктора.

К трем годам ребенок знает и говорит уже более 1000 слов. Хотя речь еще не отличается четкостью. Но это не мешает задавать малышу многочисленные вопросы. Возраст «Почемучки». Но основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Больше всего ребенок предпочитает играть в ролевые игры, развивая свое мышление и воображение.

Чек-лист

Так, с 2-3 лет ребёнок должен:

  • различать понятия «один» и «много»;
  • повторять цифры в правильной последовательности;
  • понимать значение действий и предлогов в конкретной ситуации;
  • выполнять такие задания как «покажи, кто сидит, кто идёт”, «положи кубик под подушку/в коробку”;
  • отвечать на такие вопросы как “на чём ты сидишь?» и уметь задавать их;
  • понимать сказки и рассказы.
  • Словарный запас при этом должен достигать 1000 слов; фраза — 5-8 слов.
  • Если речь ребенка не соответствует большинству перечисленных норм, необходимо проконсультироваться со специалистами и найти причину. Часто она кроется в первую очередь или в значительной мере в неблагоприятном речевом окружении (быстрая, сбивчивая и невнятная речь, которую слышит ребёнок, обращённое к нему “сюсюканье”) — и/или в недостатке речевой практики.

    Конечно, полностью контролировать коммуникативную атмосферу невозможно: ребёнок впитывает всё как губка, овладение речью происходит автоматически, неосознанно, имплицитно. Но есть ряд практик, внедрение которых может значительно улучшить ситуацию.

    Когда учить ребенка говорить

    Есть возрастные периоды, по которым можно определить, насколько правильно проходит развитие речи у малыша. Строго определенных правил не существует. Процесс обучения следует начинать с самого рождения: крохе следует петь песни, рассказывать истории, разговаривать с ним во время прогулки. Материнское сердце подскажет, как нужно действовать.

    В период от 6 месяцев до года происходит активное формирование мозговых центров, которые ответственны за речь, поэтому общению с малышом следует уделять повышенное внимание.

    В период с 2 до 3 лет речевые области практически полностью сформированы. Именно в это время дети начинают свободно выражать свои мысли, говорить, и обучение должно проходить максимально активно. Не стоит переживать, если к этому возрасту не происходит резкого скачка. Оптимальный вариант – проконсультироваться со специалистом, и при отсутствии признаков болезни или физиологических отклонений продолжать развивать речевой аппарат.

    Читайте об этапах развития малыша:

    • Когда ребенок начинает ходить, смеяться, говорить
    • Как научить ребенка спать самостоятельно

    Слово как выражение чувств

    Способности малыша очень четко проявляются в речи. Она становится осмысленной, без использования звуков для передачи своих эмоций. Малыш с большим интересом относится к новым словам, речевым оборотам. Потому его словарный запас увеличивается с каждым днем. К трем годам объем составляет примерно около 1000-1500 слов. Использует ребенок в среднем только около 500.

    1. Он говорит предложениями, состоящими из 3-6 слов, но понимает он гораздо больше, чем может выразить словесно. При этом в предложениях уже есть место не только существительным, но и предлогам, а также другим частям речи.
    2. Он умеет поддержать простой диалог, отвечая на вопросы. Улавливает разницу между вопросительными и восклицательными предложениями. Именно в этот период он активно использует вопросы: что, где, когда, зачем и почему. Ведя диалог, малыш кроме речевых оборотов пускает в ход мимику и жесты, нередко копируя повадки взрослых. 
    3. К трем годам они впервые начинают оказывать знаки приличия, выражающиеся в вежливых словах «спасибо», «привет», «здравствуйте», «пожалуйста» и других. Их употребление очень важно для последующей адаптации маленького человека в обществе.
    Читайте также:  Развитие речи ребёнка с рождения до 1 года

    Психологи даже выявили процентное соотношение слов в лексиконе трехлетних детей. Половина словаря состоит из существительных. Примерно около 20 процентов приходится на глаголы. Такое же количество слов приходится на прилагательные. Малыши могут их использовать отдельно, описывая чувства, эмоции, давая характеристику предметам. Еще процентов 10 приходится на наречия, предлоги, числовые значения. Правда, чаще всего они применяются с ошибками.

    В этом возрасте у детей еще много недочетов в речи. Они шепелявят, не выговаривают букву «р». Неправильно составляют предложения, меняют в словах местами слоги и так далее.

    Показатели развития ребенка в 3-года

    Примеры страниц тестов (ссылка для загрузки тестов в конце статьи):

    Все приведенные показатели развития ребенка в 3-4 года разделены на 4 основные группы:

    1. Показатели развития детской памяти, мышления и внимания. Ребенок уже должен:
      • обладать усидчивостью, позволяющей ему беспрерывно, примерно 5-7 мин. выполнять какое-то задание;
      • уметь самостоятельно складывать по примеру простые постройки из какого-либо конструктора;
      • знать, правильно называть и различать, пусть и не все, но основные цвета;
      • уметь сравнивать между собою похожие предметы и/или картинки и называть их отличия / сходства;
      • решать простые, легкие логические задачи. К примеру, из трех (как минимум) предметов уметь выбирать нужный;
      • давать правильный, четкий и понятный ответ на простые вопросы: «Зачем у двери есть ручка?», «Что надо чтобы сделать свой чай вкусным и сладким?» и т.п.;
      • правильно находить пару предмету и объяснять между ними связь;
      • в хронологическом порядке раскладывать 4-6 картинок и понимать, какие события были раньше, какие позже (сначала, потом);
      • запоминать и правильно называть (самостоятельно, без помощи) 4-5 предметов из сюжетной картинки;
      • четко и правильно называть свою ФИО, а также имена всех родных и домашний адрес;
    2. Математика. Ребенок уже должен:
      • правильно определять, где находится предмет: слева, справа, снизу, сверху спереди, сзади;
      • знать и правильно называть основные фигуры: квадрат, овал и т.д.; а также цифры в пределе 0-9;
      • уметь считать предметы до 10, а также соотносить их количество с соответствующей цифрой;
      • четко знать количество крыльев у птички, число лап у кошки, пальцем на руке и ноге и т.д.;
      • в правильном порядке расставлять цифры от 0 до 5 и в обратную сторону;
      • уметь раскладывать цифры 2, 3 ,4 и 5 на составляющие;
      • уметь сравнивать предметы между собою по высоте, длине, ширине и толщине;
      • понимать значения «поровну», «меньше», «больше», уметь сравнивать число предметов, а также уравнивать два разных количества между собою;
    3. Показатели развития детской речи. Ребенок уже должен:
      • знать большинство предметов, которые его окружают;
      • понимать, что относится к мебели, что к игрушкам, что к транспорту, к овощам и фруктам, к одежде и т.д.;
      • знать и называть составляющие части одежды: рукав, карман, воротник и т.д.;
      • знать строение человека и его отличие от кошечки и собачки, от птички: руки – лапы, крылья, ногти – когти, лицо – морда, волосы – шерсть);
      • называть основные действия животных и людей: бежит, идет, прыгает, лежит;
      • уметь правильно найти предмет по его описанию: круглый, красный – мяч и т.д.;
      • самостоятельно описывать основные характеристики предмета;
      • понимать, что такое противоположность и самостоятельно подбирать такие слова: подушка – мягкая, а камень – твердый;
      • понимать значение предлогов;
      • знать основные профессии и чем занимаются люди конкретных их них;
      • уметь поддерживать обычную беседу, т.е. задавать вопросы по теме и отвечать на вопросы;
      • уметь учить наизусть и рассказывать стихотворения, загадки, причем несколько;
      • составлять рассказ (небольшой) по картинке (пусть с небольшой помощью взрослого) и правильно согласовывать слова по числу, роду и падежу в предложениях;
      • запоминать и пересказывать самостоятельно услышанную сказку;
    4. Показатели развития графических навыков. Ребенок уже должен:
      • пользоваться различными инструментами для рисования (кисточкой, карандашом, мелками, фломастером и т.д.);
      • проводить прямые (или почти прямые) линии разной длины и в разном направлении;
      • уметь рисовать самые простые предметы и окружности (домик, кораблик, гриб и т.д.);
      • уметь правильно обводить (по контуру) картинки и раскрашивать их. Вполне может быть, что будет получаться не всегда аккуратно.

    Итак, это основные показатели развития ребенка в 3-4 года. Теперь остается лишь проверить развитие своего любимого сокровища и помогут в этом тесты, скачать которые бесплатно (PDF) вы можете по приведенной ссылке. Они дадут вам повод для радости, а также помогут определить направления, внимания которых следует уделить чуть больше.

    Больше материалов по развитию ребенка вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке.

    Следите за обновлениями на сайте , а также на страницах в социальных сетях, в альбомах которых еще больше материалов для развития:

    • Клуб родителей Tummy в сети «ВКонтакте»;
    • Клуб родителей Tummy в сети «Facebook».

    Вам также будут интересны:Развитие ребенка 1,5 года: волшебные пуговки, умелые пальчикиСергей Гордиенко, Наталья Гордиенко «Занимательная книга. В мире математики» (PDF)Упражнения для обучения ребенка 4-8 лет чтению целых слов»Английский язык для самых маленьких: первые 1000 слов» (PDF)3 года, 4 года, книги по развитию, развивающие игры, развитие речи, творческие способности

    Читайте также:  Как правильно кормить малышей грудью: основные правила

    Как проводятся занятия?

    Если у родителей ребенка 3-4 года нет возможности водить на развивающие занятия, в игровой форме их можно проводить и дома. Сегодня существует множество пособий и видео, где показано наглядно, как нужно проводить занятия с той или иной категорией детей.

    • Первое, на что следует обращать внимание, — это произношение отдельных звуков у ребенка в 3-4 года. Особенно важно делать акцент на шипящие и свистящие звуки, мягкие и твердые. Можно посмотреть обучающее видео и попробовать самостоятельно выставить ребенку звук, если он его не выговаривает.
    • Старайтесь обучать малыша интонации голоса. В игре можете пробовать менять голос: делать его более тихим или более громким, медленным или быстрым. При постановке речи уделяйте внимание речевому дыханию: перед тем как сказать фразу, нужно сделать вдох носом, а говорить на выдохе.
    • Развивайте мелкую моторику. Для этого ребенку в 3-4 года полезно завязывать шнурки, продевать в нитки бусинки, раскрашивать изображения, обводить по контуру. Ученые доказали тесную связь между развитием мелкой моторики и совершенствованием речи ребенка и любого человека.
    • Учите с ребенком стихи. Это можно сделать в форме игры. Для начала выберите несложную потешку. Продекламируйте ее, а затем можно разыграть ее сюжет с помощью игрушек. Полезно заниматься пальчиковой гимнастикой, где слова сопровождаются движениями пальцев.
    • Играйте со словами. Описывайте их свойства, загадывайте загадки. Кстати, интересные загадки можно придумать и самостоятельно.
    • Для развития речи ребенка 3-4 года можно приобрести специальные пособия. В них даются различные задания, например, найти отличия на картинках, запомнить и назвать предметы, сказать, что находится справа или слева. Эти пособия можно скачать и в интернете.
    • Используйте проверенные общедоступные методики. Например, хорошо развивает лексику методика Домана. Карточки можно скачать и распечатать, а затем показывать их малышу и называть, что на них изображено. Это позволит восполнить недостаток лексики и приобрести новые знания.

    Если родители хотя бы полчаса в день будут уделять тому, чтобы провести занятия с ребенком 3-4 года в игровой форме, проблем с речью у такого малыша не будет.

    Спортивные

    Физическое развитие также важно для малыша, как и интеллектуальное. Это связано с тем, что, когда чадо пойдет в школу, у него будет не только уроки физической культуры, на которых необходимо выполнять все задания на ловкость, силу и выносливость, но и подвижные игры с одноклассниками на переменах. если ребенок по каким-то причинам не сможет принимать участие в них, то количество его возможных друзей рискует сократиться.

    Каждое утро начинайте с несложной зарядке, включающей в себя упражнения на разогрев мышц, растяжку и обязательный легкий бег.

    Спортивные занятия малыши очень любят

    Если у Вас дочка, то включите в программу разнообразные танцы – обычно они приходятся по душе именно малышкам, мальчики же предпочитают игры с мячом и прыжки.

    Оставить комментарий

    Чем заняться с ребенком лет дома (игры)

    Вероятно вам интересно чем занять ребенка в 3 года дома и какие развивалки для детей 3 лет можно применять:

    Воздушный шар

    Что вам нужно

    Маленькие бумажные тарелки Деревянные палочки Воздушные шары (любой размер) Скакалка

    Что делать

    Возьмите маленькие бумажные тарелки и прикрепите их к деревянным палочкам, чтобы создать «теннисные ракетки». Взорвать воздушный шар за «мяч». Используйте скакалку, чтобы разделить «корт» пополам и посмотрите, сколько раз вы можете перекинуть воздушный шар через линию, прежде чем он упадет на землю.

    Интересный вариант этой игры – использовать тарелку «ракетка», чтобы увидеть, как долго вы оба сможете держать воздушный шар в воздухе. Или, если вокруг есть другие дети, вовлеките их всех и поиграйте в теннис с парой или тройкой.

    Самодельный твистер

    Что вам нужно

    Лента Ножницы из цветной бумаги

    Что делать

    Создайте свою собственную игру-твистер для себя и своей семьи! Сначала вырежьте большие квадраты из красной, синей, желтой и зеленой бумаги и приклейте их к полу. Затем, используя те же цвета, вырежьте форму руки и ноги.

    Затем вы можете вытащить фигуры наугад, чтобы указать направление. Например, когда ваш ребенок выбирает карточку с желтой рукой, он может легко истолковать, что ему следует положить руку на желтый квадрат. Для более продвинутых детей, вы можете добавить «вправо» или «влево» в инструкции.

    Коллаж из листьев

    Что вам нужно

    Прозрачная пластиковая липкая спинка Листья или лепестки (или цветная бумага) Детские ножницы

    Что делать

    Развивайка для детей от 3 лет: создайте коллаж из листьев, чтобы повесить на окне. Разрежьте два листа прозрачного липкого пластика до желаемого размера (квадрат 30 см – это хорошо). Отогните бумагу, чтобы показать липкую сторону одного листа, и наклейте на листья и лепестки разных размеров и цветов. Тогда очистите и поместите другой лист пластика с липкой задней частью по этому. Теперь у вас есть коллаж, который можно повесить в окне. Это также работает с отрезанными кусочками бумаги, если листья не всегда доступны.

    Читайте также:  Дети помогают родителям. Домашние обязанности ребенка

    Крошечные корабли

    Что вам нужно

    Грецкие орехи Зубочистка Бумага Глина для лепки

    Что делать

    Чем заняться с ребенком лет дома (игры)

    Используя скорлупу грецкого ореха, ваш ребенок может создавать лодки, которые на самом деле плавают. Возьмите чистую половину раковины и положите небольшое количество глины для лепки на дно. Воткните зубочистку в глину. Вырежьте из бумаги маленький квадратный парус и прикрепите его к зубочистке. Поместите это в воду и наблюдайте, как это плавает.

    Закрытый пикник

    Что вам нужно

    Скатерть, простыня или одеяло Корзина для пикника или холщовый мешок Тарелки и салфетки Закуски

    Что делать

    Чем заняться с ребенком лет дома (игры)

    В те долгие зимние дни, когда вы не можете выйти на улицу, вашему малышу понравится устроить пикник в помещении. Ваш ребенок может помочь вам упаковать корзину или сумку, полную простых в употреблении продуктов , таких как бутерброды, нарезанные фрукты и овощи, а также овсяные батончики.

    Чем занять ребенка 3 лет дома: вместе вы можете выложить на пол скатерть или простыню и разложить тарелки и салфетки. Тогда сядьте и насладитесь замечательным пикником вместе. Для дополнительного удовольствия представьте все, что вы бы увидели вокруг себя, если бы у вас был пикник на природе. Только будьте осторожны, чтобы воображаемая белка не украла ваши бутерброды!

    Ребенку 3 года видео:

    Основные этапы нормального речевого развития ребенка от до лет

    Как и другие навыки, речевое развитие у детей происходит поэтапно. И как в любой другой области, были выделены и проанализированы нормы для каждого года жизни, начиная с самого раннего возраста, когда происходит активное созревание областей мозга, отвечающих за речь.

    Мама с малышом

    Крик, гуление, лепет, произношение слогов, а затем и первых слов — должны произойти в первые 12 месяцев жизни. Второй год характеризуется увеличением словарного запаса, ребенок начинает понимать речь взрослых, вступать в диалог, пытается разговаривать простыми предложениями: «Папа би-би» — папа уехал«, «Киса ди — киса, иди».

    Среднестатистические нормы

    Основные этапы нормального речевого развития ребенка от до лет

    Жёстких рамок в развитии детской речи нет, так как все дети индивидуальны. Некоторые дети могут начать разговаривать в год, правильно произнося слова, а есть те, которые говорят мало или вовсе молчат. Но тем не менее существуют нормы, отклонение от которых не ускользнет от внимательных родителей. Нормальное развитие речи у детей 2 3 лет должно происходить следующим образом:

    • 12 месяцев. Этот период также важен для общей картины речевого развития. Малыш произносит первые слова из одинаковых слогов: «папа», «мама», понимает простые просьбы «иди», «пока-пока». Начинает интересоваться книгами.

    Важно! Для профилактики отклонений в развитии ребёнка необходимо своевременно посещать детского невролога

    • 18 месяцев. Он может повторять за взрослыми часто произносимые слова. Отвечает словами или жестами на вопросы о местонахождении предметов, показывает на части тела. Словарный запас может достигать пятидесяти слов.
    • 2 года. Малыш начинает произносить первые предложения: «Хочу пить», «Где папа?» Понимает простые конструкции из двух последовательных действий: «Принеси куклу и покажи бабушке». Словарный запас увеличивается и может насчитывать уже 200 слов, в обиход входят прилагательные, предлоги, местоимения. «Большой красный мячик», «маленький мишка» — так начинает понимать цвет и форму.
    • 3 года. Малыш общается предложениями, состоящими из трех и более слов. Может запоминать и рассказывать различные истории. Досказывает строчки стихотворений, например, Агнии Барто. Различает формы и цвета предметов. Сохраняются трудности в произношении некоторых звуков (свистящих, шипящих). Словарный запас обширный, ребенок может вставлять в предложения причастные и деепричастные обороты.

    Педагог показывает упражнения

    Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей

    Ребенок в два-три года разговаривает, но родителей часто беспокоит вопрос: нормально ли то, что он может коверкать слова, переставлять слоги, не проговаривать некоторые звуки.

    Мышцы, отвечающие за речь, окрепли, но есть ещё немало трудностей в звукопроизношении. Тяжело даются детям шипящие звуки, которые они заменяют более легкими — свистящими, например, «осень-очень», «кася-каша». Заменяют они и твердые звуки: «люк-лук». Согласные могут выпадать: «айчик-зайчик», «той-стой».

    Основные этапы нормального речевого развития ребенка от до лет

    Дети часто меняют слоги местами, или опускают их для удобства в длинных словах, при этом, в коротких могут проговаривать их безупречно.

    Все это варианты нормы, в зависимости от индивидуальности ребенка. Звукопроизношение детей одного возраста может в разной степени различаться. На это влияют не только физические факторы, но и психо-эмоциональные. Если сын или дочка растут в атмосфере любви и взаимопонимания, они свободно ориентируясь в ближайшем окружении, может назвать предметы, имена близких людей.

    Обратите внимание! В этом возрасте дети не в полной мере владеют интонацией (громче-тише). Нормальны и ошибки в согласовании частей речи (девочка пошел).