ИГРЫ И ПОСОБИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 

Что делать, если ваш ребёнок никак не может запомнить цифры?

Как научить ребенка считать?

Следует сразу отметить, что способности у всех детей разные. Одного ребенка обучить счету можно с 2-х лет, другой не усваивает цифры и в 4 года.

Для начала следует заинтересовать малыша. Считать до 10 – это еще не проявление математических способностей, скорее это говорит о хорошей памяти ребенка. Основная задача родителей сделать обучение интересным, ведь математика – это не только счетные палочки. Ребенок с самого рождения готов к познаниям и впитывает информацию как «губка».

Эмоциональное общение

В первые месяцы после рождения главным видом деятельности для ребенка является эмоциональное общение с мамой или человеком, ее заменяющим.

Прикосновения, физический и речевой контакт с малышом помогают в развитии его эмпатии и последующем проявлении заботы о своих детях. Этот факт доказал американский психолог Гарри Харлоу. Ученый на примере обезьян показал, как замещение матери манекеном приводит к асоциальному поведению и утрате родительских инстинктов у особей, выращенных в подобных условиях.

Устройство счетов

Инструмент является самой удачной моделью десятичной системы счисления. Детские счеты изготавливаются с цветными костяшками. Наиболее предпочтительный вариант для развивающих занятий – из дерева. Они легкие, доставляют приятные тактильные ощущения.

Инструмент может иметь 8 или 10 рядов. В первоначальном положении все косточки сдвинуты к правовому краю. Каждый ряд служит для обозначения класса цифр – десятков, сотен тысяч и т. Д. Для набора определенного числа костяшки перемещаются справа налево. Например, чтобы набрать 42:

  • на одном ряду откладывается число десятков, 4;
  • на другом – число единиц – 2.

К освоению арифметических действий можно переходить только после того, как ребенок научится правильно откладывать цифры. Хорошо, если кто-то из родителей сам имеет подобные навыки. Научиться считать на счетах, а впоследствии быстро выполнять арифметические действия в уме можно, пройдя специальный курс ментальной арифметики. Программа предполагает использование абакуса как основного инструмента обучения.

Подробное описание действий сложения, вычитания, умножения, деления можно найти в интернет-ресурсах, но практические занятия, судя по многочисленным отзывам, более эффективны, быстрее достигают результата.

Методы изучения таблицы умножения

Универсального способа выучить таблицу умножения, конечно же, не существует. В помощь родителям разработаны различные методики на основе игр, с использованием карточек, песен, стихов и т. д. Но способ, который подойдет одному ребенку, может оказаться бесполезным для другого. Попробуйте использовать каждый из методов, так вы опытным путем поймете, какой из них даст лучший результат для вашего школьника.

Читайте также:  Из-за чего бывает понос у ребенка в 4 года и как правильно его лечить?

Игра «Карты умножения»

Обучение в игровой форме всегда дается легче, и школьный возраст в этом вопросе – не исключение. Чтобы совместить приятное с полезным, нужно заранее подготовить необходимый инвентарь – картонные прямоугольники, на каждом из которых приведен один пример без ответа.

Сложив их стопку, каждый по очереди вытягивать одну карточку и дает ответ на попавшийся ему пример. Если ответ верный, карта «выбывает» из стопки и на счет игрока записывается один балл. В случае же неправильного ответа она возвращается обратно, но теперь уже в самый низ. Игра ведется до тех пор, пока вся колода не будет израсходована.

Несколько вечеров за такой игрой в веселой компании, да еще с символическим главным призом, – и ваш ребенок выучит всю таблицу умножения.

Примеры из практики

Постарайтесь каждый пример из таблицы умножения демонстрировать на практике. Например, сколько вишен нужно, чтобы посадить на четыре пирожных по три ягодки (4х3=12). Чем больше пример будет соответствовать сфере интересов ребенка, тем скорее он сможет усвоить правила умножения.

Умножаем на пальцах

Существует один небольшой прием, позволяющий легко освоить умножение на 9 с помощью всего лишь пальцев рук. Для этого нужно положить руки с прямыми пальцами перед собой. Затем, умножая произвольное число на 9, загибаем тот палец, порядковый номер которого соответствует этому числу (считать нужно слева направо) и подсчитываем количество пальцев до и после него. Число пальцев перед загнутым – это десятки, а после него – единицы.

3-й год жизни: стоит ли обучать ребенка русскому алфавиту

Если малышу исполнился только третий год, не торопитесь обучать его алфавиту – до школы еще много времени. Начинать обучение стоит только тогда, когда малыш сам захочет этого, причем делать это нужно в игровой форме без какого-либо принуждения. Не забывайте о следующих моментах:

  • не ожидайте от малыша немедленного изучения большого количества букв, ему нужно время;
  • новые буквы следует учить не чаще 2 раз в неделю. В остальные дни стоит только закреплять уже пройденный материал;
  • если малышу только 3 года, не занимайтесь с ним дольше 5–7 минут в сутки;
  • ребенок лучше запоминает, если изучает гласные звуки парами: А-Я, У-Ю, Э-Е и т.д.

Не переходите к изучению согласных, пока не убедитесь, что ребенок полностью освоил гласные звуки. И помните, что в этом возрасте ребенок мыслит образами, поэтому запаситесь множеством картинок, игрушек и ярких книг.

Примеры для самых маленьких

Обучение счету можно начинать уже с полугодовалого возраста. Естественно, речь не идет о том, чтобы малыш, который не умеет ходить и разговаривать, считал предметы, однако это позволит родителям создать базу для будущего обучения. Хороший пример в этом случае – это легкие стишки, где присутствует счет, например, такие как «1, 2 ,3, 4, 5, вышел зайчик погулять».

Уже в годовалом возрасте примеры будут сложнее. Можно взять кубики и проговаривать малышу, где один кубик, а где много, обучать счету до 5 или до 10 будет еще рано. А еще с такого возраста нужно учить малыша на пальчиках показывать, сколько ему лет.

Читайте также:  Детская ложь или как не вырастить преступника

суть методики

Как помочь? Очень просто! Вернёмся к сути, скажем так, «неприятности» (жуть, как не люблю слово «проблема») .

Все цифры на одно лицо! Значит, нам нужно «придумать лицо» каждой цифре!

То есть – форма каждой цифры должна перестать для ребёнка стать закорючкой, а должна стать особенной, запоминающейся.

Ну и, конечно, запоминаться она должна не просто так, а вместе с названием.

Все эти условия мы учли, и придумали стишки-ассоциации. Но ассоциации не просто с цифрой(таких вы найдёте много), а ещё и с формой цифры. Название цифры намеренно является рифмой. Теперь одну цифру нельзя перепутать с другой.

Да! На каждой картинке обязательно поищите вместе с малышом ровно столько чего-нибудь, сколько обозначает цифра.

Важное дополнение статьи от ! Наша окончательная и полная версия Стихосчёта готова! Нажмите сюда для того, чтобы перейти к доработанному сборнику Стихосчёта с раскрасками и прописями

Чего делать не надо?

Почему для будущего школьника так важен именно устный счет? Потому что только он помогает дошкольнику развивать интеллектуальные способности, память. А еще – один важный навык, который мы обычно называем смекалкой. Устный счет помогает научиться не только считать, но и думать быстро. Это пригодится при последующей социализации, поможет быть успешным в карьере. Поэтому, обучая дошкольника устному счету, важно не пользоваться методиками, замедляющими его мыслительные процессы.

Например, современные педагоги не советуют начинать обучение счету на пальцах. Они всегда под рукой, их можно рассмотреть и потрогать, малышу нет необходимости запоминать количественно изменившуюся картинку. А когда пальцы закончатся – начнутся трудности. Такой подход лишь тормозит развитие памяти интеллекта.

К такому же итогу может привести и обучение при помощи записи примеров или с использованием счетных палочек.

Привычка считать медленно может выработаться и при обучении складыванию или вычитанию по единице (чтобы к 2 прибавить 2, нужно сначала прибавить 1, получится 3, а затем прибавляем еще один – получается 4). Считать – это значит уметь складывать или вычитать сразу все числовые группы.

Очень похож на работу с калькулятором способ счета с помощью линейки (складываемые числа откладывают по сантиметровой линейке вправо, начиная с первого слагаемого, вычитаемые – влево). Тренировки памяти при этом – никакой, однако это упражнение работает на закрепление понятия «числового ряда», которое ребенку помогает понять суть вычитания и складывания чисел.

Как научить ребенка умножению

Учить ребенка умножению следует только тогда, когда он будет знать цифры до 100, а также после усваивания сложения и вычитания. Оптимальный возраст – 6-7 лет. В принципе умножения находится повторение или складывания одинаковых чисел.

Оптимальная периодичность занятий в неделю – 2. Длительность 1 урока – 25-30 минут. Для занятий на абакусе нужно, чтобы ребенок хорошо знал таблицу умножения.

Читайте также:  5 советов, как провести идеальный детский праздник

Примеры умножения

Как научить ребенка умножению

Умножение на счетах выполняется с левой стороны от центральной точки.

Техника умножения на абакусе выглядит следующим образом:

  1. Решить пример «30х3». Первое действие – умножить 3 на 3. Ответ – 9. На абакусе десятки умножить на единицы. Набрать число «9» на колонке десяток. Второе действие – 3 умножить на 0. Ответ – 0. На счетах единицы следует умножить на единицы. Ответ в примере – «90».
  2. Решить пример «51х5». Первое действие – 5х5 (десятки на единицы). Ответ – 25. Набрать «5» на колонке десяток. «20» набрать на колонке сотен. Второе действие – «1х5». Ответ – 5 (набрать на колонке единиц). Ответ примера – «255».
  3. Решить пример «50х8». Первое действие – 5х8 (десятки на единицы). Ответ – 40. 0 следует набрать на колонке десяток, 4 – на колонке сотен. Второе действие – 0х8. Ответ – 0. Ответ примера – «400».
  4. Решить пример «12х2». Первое действие – 1х2 (десятки на единицы). Ответ – 2. Это число следует набрать на колонке десяток. Второе действие (единицы на единицы) – 2х2. Ответ – 4. Ответ примера – «24».

Как научить ребенка делить столбиком

Чтобы научить малыша «разбивать» числа в столбик (например, 256 / 4), нужно начертить на листе бумаги вертикальную линию и разделить ее с правой части пополам. Слева нужно написать первое число, а справа над чертой – второе. Далее нужно спросить у ребенка, сколько четверок помещается в двойке – нисколько. Тогда берем 25 и снова спрашиваем, сколько поместится четверок в двадцати пяти? Верно – шесть.

Пример деления в столбик

Пишем цифру 6 в правом нижнем углу под линией, а под 25 записываем цифру 24, чтобы записать ответ – 1. Сносим к единице цифру 6, получается 16 – сколько четверок помещается в этом числе? Правильно – 4. Пишем 4 рядом с 6 в ответе, а под 16 записываем 16, подчеркиваем и получаем остаток 0. Это означает, что все было сделано правильно.

Умножать следует по такому же принципу, но верхнее число нужно умножать на последнюю цифру нижнего. Стоит заметить, что на последние нули умножать не нужно.

Обратите внимание! Если в примере урока присутствует множитель с нулями, то их нужно выносить за пример, а числа писать строго под числами. Следуя всем этим правилам и рекомендациям, можно легко и быстро научить своего карапуза элементарным законам математики

Но даже если у школьника на начальных этапах ничего не получается, кричать и наказывать его категорически не рекомендуется, чтобы вообще не «отбить» охоту к учебе

Следуя всем этим правилам и рекомендациям, можно легко и быстро научить своего карапуза элементарным законам математики. Но даже если у школьника на начальных этапах ничего не получается, кричать и наказывать его категорически не рекомендуется, чтобы вообще не «отбить» охоту к учебе.