Чему необходимо научить ребенка?

У взрослого полезные привычки чистить зубы по утрам и следить за своим внешним видом дошли до автоматизма. А маленькому ребенку только предстоит всему этому научиться. Аккуратность и опрятность — не «встроенные опции», которые по умолчанию должны быть у малыша. Эти навыки необходимо воспитывать, ведь они очень пригодятся ему во взрослой жизни. В статье поговорим о том, как приучить ребенка к аккуратности и опрятности?

Подробный обзор

Настрой на учебу

Это очень простой, но продолжительный по времени этап. Примерно за год – а можно и за два до школы – ребенка стоит приучить к положительному мнению об учебном процессе. А потом добавить к этому предварительную адаптацию.

Для этого родителям будущих первоклассников рекомендуют:

Настрой на учебу
  • много и светло рассказывать о собственных школьных годах, друзьях, интересных событиях;
  • отдать ребенка на подготовительные курсы в школе для знакомства с требованиями, учителями, другими детьми;
  • при нежелании ходить на курсы добавить в программу дошкольника школу развития – более мягкие условия, но все равно приближенные к настоящей учебе.

Ну и, конечно, важно соблюдать режим, чтобы в дальнейшем у ребенка не было проблем с ранним подъемом. Для детей с лабильной нервной системой рекомендовано максимально долго оставлять дневной сон.

На что обратить внимание?

С ребенком постоянно нужно заниматься. Обратите внимание на следующие направления:

Развитие антиципации (или предугадывания). Когда взрослый человек читает, то он предугадывает следующие далее слова, словосочетания, смысл, видит структуру и у него появляется общее видение текста. Ребенок не владеет чтением в такой степени, он распознает напечатанное на уровне слогов и следующего слова. У него все силы направлены на это, поэтому он не понимает что читает, а нужно же еще видеть подтекст, смысловое значение каждого слова в отдельности и всей фразы целиком…

Развитие памяти, внимания, восприятия, ускорение мыслительных операций. Половину времени на обучение быстрому и качественному чтению нужно тратить именно на формирование интеллектуальной базы, а потом уже начинать работать с текстом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка скорочтению, а в том, чтобы ускорить мыслительные операции, те самые когнитивные навыки, которые являются познавательными. Именно благодаря им у малыша появляется развитие в чтении, в письме, в счете и так далее. Учтите, сами по себе эти навыки не развиваются. Соответствующие упражнения вы найдете в статьях Как развивать мышление ребенка и Как улучшить внимание ребенка.

Формирование интереса к чтению. Для этого нужно стараться читать на любимые темы ребенка. Отсутствие интереса — результат неправильного обучения, которое может убить желание ходить в школу и познавать что-то новое.

Развитие мелкой моторики и физическая подготовка. Каждый родитель должен знать как развивать мелкую моторику. Это готовит руку вашего малыша к письму, формирует у него красивый почерк. Упражнений для развития мелкой моторики у ребенка огромное количество. К ним относятся все виды творчества, например, оригами, аппликации, квиллинг, шитье, лепка, пазлы и так далее — главное найти то, что нравиться именно вашему малышу и предоставить ему все условия и возможности.

Вас может удивить, но спортивные секции, танцы, турпоходы, подвижные игры, зарядка, прогулки и так далее тоже очень важны для развития навыков чтения.

Почему ребенку важно быть опрятным?

Опрятность как качество личности — способность всегда выглядеть ухоженно, соблюдать порядок на рабочем месте, содержать личные вещи и личное пространство в чистоте. Сюда можно отнести и гигиенические процедуры, и уборку, и уход за одеждой. [1]

Сформированная еще в детстве привычка следить за собой не дает проявиться в дальнейшем таким качествам характера как:

  • безалаберность,
  • необязательность,
  • непунктуальность,
  • небрежность.

Многие дети-неряхи растут одинокими, поскольку их неопрятность и нечистоплотность вызывают негативные эмоции у сверстников. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте. Неприятный запах изо рта, грязная одежда и неухоженный вид могут становиться причинами буллинга в школе. Неряшливый ребенок, как правило, хуже учится. Ему сложно сконцентрироваться на выполнении домашних заданий, когда рабочее пространство не организовано должным образом. Малыш, постоянно пребывающий в хаосе разбросанных по комнате вещей, непременно забывает взять на занятия нужные тетради и учебники. [2]

Читайте также:  Как научить ребенка дружить с другими детьми

А личная гигиена, которая является главным правилом опрятного внешнего вида, позволит избежать множества проблем со здоровьем:

  • кожных заболеваний (акне в подростковом возрасте, дерматитов);
  • заболеваний зубов и десен;
  • заболеваний мочеполовой системы;
  • кишечных расстройств.

Любить себя.

Любовь к себе – наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.

Интерпретировать поведение. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учительница накричала на него. Он может подумать о том, что у нее сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.

Ребенка надо учить объяснять собственное поведение. Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.

Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Вот он, как кажется учителю, заупрямился, не стал отвечать и весь день ничего не делал. Учителю не будет так казаться, если ребенок просто скажет, что сначала он очень испугался, потому что его никогда не спрашивали первым, а потом огорчился, что ему поставили двойку, и весь день было так обидно, что знал стихотворение и не ответил, что хотелось плакать.

Понимать различия между мыслями и действиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его душевная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу, которую он реализует в действии. Поэтому рекомендуется помогать ребенку отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!»

Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?», «Почему рыба не захлебывается в воде?», «Почему люди стареют?»…

Если мы хотим поддерживать инстинкт любознательности, мы должны убедиться, что уже к пяти годам ребенок упивается своими вопросами и знает, что есть способы, как найти на них ответы. Детей надо учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить их.

Понuмать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь – поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.

Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.

Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный и смелый».

Иногда родители думают, что ребенок не станет им доверять, если узнает об их слабостях. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем человеческое несовершенство.

Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору – жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет воспитать человека, слабого духом или слабого интеллектуально. Мы хотим, чтобы наши дети принимали серьезные решения, обладали здравым смыслом и собственными убеждениями. Для этого не надо ждать, пока ребенок окончит школу или станет совершеннолетним. Надо уже сегодня демонстрировать свое уважение к личности ребенка.

Знать, в чем можно полагаться на взрослого. К пяти годам ребенок должен знать, что существует много ситуаций, с которыми он не может справиться. Он не может справиться с компанией старших детей, с диким поведением группы и многими другими случаями. Нам необходимо объяснить детям, что взрослые, родители могут быть настоящими друзьями ребенка, которые приходят на помощь в трудную минуту, которые могут понять их и уважают их права.

Как реагировать если ребенок не слушается

Итак, вы соблюдаете свои обязательства, слушаете, стараетесь понять свою кроху. Но ваше чадо все равно начинается проявлять непослушание. Почему так происходит?

Читайте также:  Где отметить день рождения ребенка 10 лет?

До трех лет не стоит проявлять строгость в воспитании — необходимо запастись огромным терпением

Давайте рассмотрим, как реагировать, если ребенок не слушается:

  • Ни в коем случае не теряйте спокойствия. Будьте ясны умом и хладнокровны. Не отвечайте криком на крик. Особенно если видите, что обычное «не хочу» (или наоборот «хочу») превратилось в истерику.
  • Присмотритесь к своим требованиям. Может, они завышены? Может что-то не так в самой просьбе?
  • С маленькими детьми очень хорошо действует игнорирование их капризов. Помните знаменитый случай, описанный К. Чуковским «Я не тебе плачу, а няне»?
  • Переключите внимание малыша на что-то другое.
Как реагировать если ребенок не слушается

Не забывайте про возрастные кризисы. Если ребенок 2 года не слушается, что делать – практически никто не знает. Этого избежать просто невозможно. Можно лишь минимизировать количество стычек.

Если обычные «мирные» способы не работают, приходится применять «жесткие» меры. Ниже рассмотрим, за что стоит наказывать и как сделать так, чтобы наказание было понято правильно, а не стало причиной еще большего конфликта.

Вам может быть интересно: Как научить ребенка говорить

За что нужно наказывать

Ребенок вообще не слушается, что делать? К сожалению, выход один – наказывать. Стоит или нет наказывать – это останется на вашей совести.

Наказание должно быть поучительным, но не болезненным и жестоким

Ниже несколько советов о назначении наказания:

Как реагировать если ребенок не слушается
  1. Не горячитесь. Сначала разберитесь — действительно ли есть вина вашего ребенка.
  2. Назначенное наказание надо выполнять. Если решили наказывать – приводите приговор в исполнение. И не отступайте в дальнейшем – последующие проступки такого же типа не должны оставаться без наказания.
  3. Не применяйте физическую расправу. Словом, можно вразумить гораздо сильнее и лучше, чем силой.
  4. Не высмеивайте и не унижайте малыша, особенно на людях.
  5. Обязательно объясняйте, за что наказываете и почему наказываете. Акцентируйте внимание на своих эмоциях по поводу проступка ребенка.
  6. Наказание должно быть адекватно вине. Не наказывайте просто так.

Не забудьте после «отбытия» малышом наказания, поговорить с ним. Сделайте так, чтобы малыш извлек урок из сложившейся ситуации. Но сделайте это мягко, иначе кроха заупрямится и не услышит вас.

Чем опасна гиперопека?

Многим родителям тяжело смириться с тем, что ребенок растет. Стремление уберечь самое драгоценное от всех опасностей на свете понятно, но губительно для самого объекта чрезмерной заботы.

Наш эксперт объясняет:

«Гиперопека — это враг самостоятельности. Все мы родом из детства, и родители не всегда осознают, что их малыш станет взрослым мужчиной или женщиной. Основные знания, умения и навыки, которые ребенок несет во взрослую жизнь, формируются именно в детстве».

Гиперопека может иметь следующие неприятные последствия:

— недостаточные представления об окружающем мире;

— отсутствие самостоятельности;

— невозможность найти работу;

— сложности в коммуникации;

— неуверенность в себе;

— безответственность;

— сложности с адаптацией в социуме;

— инфантилизм и др.

В этой связи полезно будет перечислить некоторые приемы для взрослых, которые помогут ослабить «бразды правления»:

1. Прежде всего необходимо расслабиться и осознать, что ребенку придется получить свой собственный опыт. Если он не усвоит уроки самостоятельности с детства, то придется это сделать уже во взрослой жизни, что может привести к губительным последствиям.

2. Стать малышу другом и заранее принять все ситуации, которые не всегда будут соответствовать представлениям взрослых о правильности. Ребенок может по-своему видеть происходящее и действовать по-другому, и это нормально!

3. Быть наставником. «Давай я покажу тебе, как мы вместе с тобой это сделаем». Когда ребенок чувствует поддержку со стороны родителей, он приобретает уверенность в себе и быстрее усваивает навыки.

4. Научиться получать положительные эмоции от достижений карапуза. Ничто так не наполняет организм силой, как положительные эмоции. Постарайтесь искренне радоваться его даже самым маленьким успехам.

5. Чтобы расслабиться и получить положительные эмоции во время занятий с ребенком, можно петь или слушать любимую музыку. Мурлыканье под нос снимает тревогу и вызывает улыбку на лице, а приятная мелодия поднимает настроение.

6. Пока малыш оттачивает свои навыки самостоятельности, полезно заняться дыхательной гимнастикой, которая позволит расслабиться, привести физическое и физиологическое состояние в порядок. Дыхательные упражнения помогают контролировать эмоции, снять чувства тревожности, стресса, победить бессонницу, а также улучшить память и внимание.

Логопед и учитель младших классов Анастасия Сперанская — о том, как научить ребёнка читать быстро и правильно

Как научить ребёнка читать по слогам — один из главных вопросов, который волнует родителей дошкольников. «Летидор» попросил логопеда написать о наиболее эффективном и быстром способе, который подойдёт каждому.

В системе дошкольного образования есть две основные системы, которые педагоги используют для обучения грамоте. Первая методика принадлежит Николаю Зайцеву, вторая — Гленну Доману. В этой статье я хочу поделиться удачными решениями из обеих методик и наработками из собственной практики, которые родители смогут использовать в домашних условиях.

Отмечу, что возраст, в котором ребёнок должен проявлять интерес к чтению, родитель не найдёт ни в одном справочнике. Всё индивидуально: кто-то уже на третий год бегло читает предложения, а кто-то и в 5 лет не может связать двух букв. Если малыш регулярно видит родителей с книгой, интерес к чтению у него рано или поздно появится. И тогда вы будете готовы!

Читайте также:  Дети помогают родителям. Домашние обязанности ребенка

Выучите гласные буквы

Начинать надо с самого простого — обучения гласным буквам. Учите их постепенно, по одной букве в неделю.

Показывайте ребёнку карточку с буквой и говорите: «Это буква «а»». Подключайте ассоциации, играйте с интонациями. «А-а-а», — так мама укачивает малыша, «А-ааа!» — так кричит младенец. «Это буква «у»». «У-у-у», — так взлетает самолёт.

Когда ребёнок запомнит гласные буквы, он будет чувствовать себя более уверенно и без труда перейдёт к следующему этапу.

Выучите несколько согласных букв

Как только ребёнок выучит первые гласные, покажите ему самые простые согласные (вроде «м», «б», «п»). Вводите их так же, как гласные: постепенно.

Важное замечание: не надо рассказывать ребёнку, как буквы звучат в алфавите. Заучивайте не буквы, а звуки, которые эти буквы обозначают. Например, показываете букву «б» и говорите: «б» (не «бэ»!). Если вы научите называть буквы так, как они звучат в алфавите, то читать ребёнок начнёт на пенсии. Когда он увидит слово «баба», он прочитает его как «бэ-а-бэ-а».

Начинайте с простых слогов

Дождитесь, когда малыш запомнит одну-две согласные буквы, и можно приступать к чтению первых слогов.

Показывайте вашему крохе «ма» и озвучиваете «ма». Не надо произносить лишних слов «это» или «вот», чтобы не запутать его. Разучивайте сочетания «м» со всеми гласными («ма», «мя», «му», «ми» и так далее). Как только освоили всё варианты с буквой «м», двигайтесь дальше.

Ещё одна распространённая ошибка, которую допускают родители на первых этапах — разбивают слог на отдельные буквы. Например, видят слог «па» и озвучивают: «Это буквы «п» и «а», вместе они читаются «п-а»». Это грубая ошибка, которая приводит к тому, что ребёнок начинает читать побуквенно.

Ваша задача — сделать так, чтобы малыш видел в одном слоге единое целое. Так что слог «па» мы читаем как «па», «та» — как «та».

Играйте в буквы

Чтобы запоминать буквы было проще, включайте элементы обучения в игры и повседневные дела. Лепите буквы из пластилина (глины), выкладывайте спичками, стройте из кубиков или конструктора, рисуйте палочкой на песке и снегу, делайте аппликации из бумаги, показывайте с помощью пальцев.

При желании можно выложить буквы даже столовыми приборами. Здесь всё зависит от фантазии родителей.

Не игнорируйте буквари

Букварь — это книга, которая методически выверена и составлена опытными педагогами и логопедами. Не игнорируйте буквари! Информация в них подаётся согласно принципу «от простого к сложному». Именно из букваря следует брать первые тексты для чтения.

Главное условие в обучении грамоте — терпение родителя. Не волнуйтесь. Даже если школа не за горами, время ещё есть. Занимайтесь с малышом регулярно по 10-15 минут каждый день, и результат не заставит себя ждать.

Что делать, если малыш путается?

Зачастую, несмотря на все усилия родителей развить у ребенка цветовосприятие, все заканчивается впустую. Кроха продолжает путать цвета или вовсе забывает их названия. Тогда родители обращаются к специалистам с вопросом, в каком возрасте ребенок различает цвета и как решить проблему.

Причины, почему это случается у детей, могут быть самые разные. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

  1. Каждый ребенок развивается по-разному. Один малыш в полтора года складывает предложения, другой в два с половиной года молчит. Нельзя сравнивать всех детей, каждый индивидуален.
  2. Позднее обучение. Чем раньше начать процесс обучения с малышом, тем быстрее он осилит базовую информацию.
  3. Дальтонизм — это довольно редкое заболевание, которое свойственно только мальчикам. Если ни один из родителей не страдает этой болезнью, маловероятно, что она проявится у ребенка.

Одни дети легко запоминают цвета, другие — форму и размер, поэтому, обучая ребенка, следует проявлять терпение, не давить и не заставлять, рано или поздно он их все равно освоит. Кроме того, при любом взаимодействии с малышом важен не только результат, но и время, проведенное вместе.

Чтобы ребенок следовал вашим командам, вам нужно сформировать у него устойчивую привычку слушаться. При этом, нужно быть осторожными. Вам нужно сформировать у ребенка не просто привычку слушаться. А слушаться конкретно вас, родителей. Поддаваться командам других людей ребенок не должен.

Формировать привычку слушаться нужно с самого раннего возраста. Если вы начнете воспитывать ребенка уже будучи подростком, это будет очень сложно. Поскольку он уже является сформировавшейся личностью.

Во время обучения ребенка привычке слушаться, рекомендуем придерживаться тактики под названием «восемь шагов». Ее суть заключается в том, чтобы постепенно учить чадо послушанию. Начиная с самых мелких, бытовых аспектов. И заканчивая более серьезными. Например, вопросами, касающимися того, чем заниматься по дому.

Систему «восьми шагов» рекомендуем внедрять в то время, когда ребенку от двух до двенадцати лет.