Адаптация детей к условиям детского сада

Выход в свет для ребенка равносилен первому отлучению от домашнего очага. Малыш привыкает ко всему родному – к близким людям, своим игрушкам, питанию. В этом случае назревает вопрос: — «Как уговорить ребенка пойти в детский сад»?

Варианты раннего воспитания

Принимая решение нужно ли водить ребенка в детский сад каждая семья обдумывает два варианта:

  • посещать детский сад;
  • оставить дошкольное образование на домашнее освоение.

Важно сказать, что первый вариант преимущественно выбирают родители, которые не хотят вверять своего ребёнка няням или гувернанткам. В то же самое время они не могут посвятить себя дошкольному воспитанию. Традиция возлагать воспитание младшего поколения на бабушек и дедушек уходит в далёкое прошлое.

Само понятие «бабушки и дедушки» претерпевает изменения. Раньше люди становились «бабушками и дедушками» ближе к пенсионному возрасту. А сейчас приобретают этот статус в возрастной амплитуде от 40-ка до 50-ти лет. Это не позволяет полноценно наделить их частью полномочий, относящихся к развитию, воспитанию и наблюдению за внуком или внучкой, и ребёнок остаётся на попечении детских садов. Здесь малыш приобретает первые бытовые навыки, учится простейшему счёту и письму, а также первым взаимодействиям в группе с коллективом ровесников. Также здесь уделяется большое внимание развитию способностей, умений и когнитивной сферы ребёнка.

Зная об этом, родители всё равно обдумывают вопрос посещения детского сада, не находя однозначного ответа на него.

Раздел  О часе икс, вылете птенцов из гнезда и что с этим делать 

Вам знакомо такое состояние мамы? «Такая грусть меня охватывает…», «Я просто смирилась…», «У меня чувство вины и уверенности, что так быть не должно…», «Завтра меня пугает, сердце не на месте, я очень переживаю…», «Обида его на меня нарастает – я чувствую это…», «Садизм это — уже два месяца мы плачем… — мы сами способствуем приобретению невроза, я уже не уверена, что сама этого хочу… может быть, это вообще нам не нужно?», «Отрыв тяжело мне дается…», «Я уже хотела наплевать, сама пью (название лекарства), дочери даю успокоительный сироп», «Мне кажется, что я слышу плач за три километра», «Меня сегодня чуть не трясло саму, как вспоминала его слезы…», «Главное – не раскисать  самой, твердость характера… убеждаю себя в этом каждый день»,  «Я сегодня утром ходила по квартире как тигрица в клетке, ничего не могла делать, все мысли только о нем… ни о чем думать больше не могу».

Как вы думаете, о чем, о какой ситуации в жизни были сказаны эти слова и фразы? Прошу дальше не читать, пока Вы не ответите сами себе на этот вопрос. Когда у Вас было такое состояние? На что оно похоже? Похоже на развод, правда, или на потерю близкого человека, на драму в жизни? Но это не так.   Все эти слова были сказаны самыми обычными мамами про самую обычную ситуацию, которая бывает в жизни очень большого количества семей – о первых днях ребенка в детском саду и адаптации к садику. О «часе икс» — первом выходе ребенка из семьи в «общество», который настал в жизни ребенка и который, увы, закончился его тяжелой адаптации.

А почему адаптация к детскому саду у ребенка тяжелая? Можно ли было это предсказать и предупредить сложности? Все ли дети готовы к садику или есть «несадовские» дети? Чем адаптация отличается от дезадаптации?  К  какому возрасту дети готовы к садику? Почему дети по-разному адаптируются? Как готовить малыша к садику – готовить заранее, а не в последний день — к этому очень важному в его жизни событию? Достаточно ли просто рассказать ему о садике или нет? Как избежать типичных ошибок? Правильно ли мнение «Адаптация со слезами – хорошая адаптация, хуже, если без слез, плохо, когда ребенок молчит и не плачет? Давать ли в садик домашние игрушки или вещи в садик? Правда ли, что надо  оставлять ребенка в садике как можно быстрее, пока он не видит, что Вы ушли?  На эти и другие ваши вопросы я буду отвечать в  этой статье. Для меня очень важно, чтобы адаптация ваших малышей прошла по-другому. Я хочу чтобы Вы знали  самые главные закономерности адаптации детей и уберегли малышей от тех сложностей, которые всегда возникают в этот период.

Ведь первый «вылет из гнезда» может проходить у ребенка и по-другому – цитирую из писем моих постоянных читателей и участниц курсов моего сайта «Родная тропинка:

  • «Сейчас сын ходит в садик первый месяц, и я могу сказать что адаптация у  него проходит довольно легко, он с удовольствием идет туда, знает что мама всегда вернется за ним».
  • «Я учла те нюансы, о которых вы говорили, и в сад пошли без проблем адаптации. В те дни,  когда мы туда попадаем, воспитатели говорят, что моя дочь там первой из всех одевается, ест, играет со всеми, участвует везде и домой не всегда хочет идти».
  • «А я поняла, послушав Вас, что моему ребенку сейчас не нужен детский сад. Еще рано. Хорошо, что я это поняла вовремя и не наделала ошибок. Мы решили отдать дочку в садик через два года».
Читайте также:  Как правильно воспитать мальчика – советы психологов

Я расскажу в этой свой статье об адаптации с точки зрения и ребенка, и родителя,  и с точки зрения педагога с 20-летним опытом работы с малышами. Ведь за эти годы я видела адаптацию сотен деток в самых разных учреждениях образования и поэтому знаю, как можно им помочь. Советы мои будут реальные, жизненные, из моего опыта ведения детей и семей.

Если Вашему ребенку скоро идти в первый раз в садик, прошу написать в комментариях в конце статьи: Что больше всего тревожит (тревожило) Вас в новом этапе жизни ребенка – его «вылете из гнезда» и в первом дне «вне семьи» (не важно, это садик государственный, группа в детском центре или семейная группа)? Какой помощи Вам не хватило, а она так была нужна в тот период? Что Вам интересно узнать по этой теме? Какие вопросы Вас волнуют?

А пока, чтобы Вы лучше прочувствовали, что думает ребенок, идя в первый раз в детский сад или  в группу детского центра, я расскажу одну интересную историю. Историю о ребенке… без головы!

Детские трудности

Привыкнуть за один-два-три дня к детскому саду не сможет, пожалуй, ни один ребенок на свете. Уж слишком резкие изменения в жизни малыша наступают, когда он начинает ходить в садик. К таким изменениям просто так не сумеет привыкнуть даже взрослый человек, а что уж говорить о малыше с его крошечным жизненным опытом и пока еще не до конца сформировавшейся психикой и нервной системой! В детском саду малыш в обязательном порядке должен привыкать:

  • к четкому режиму дня;
  • отсутствию рядом мамы, папы и других знакомых ему людей;
  • необходимости подчиняться незнакомым ему людям;
  • ежедневным длительным контактам с другими детьми и выстраиванию с ними отношений;
  • новому пространству и незнакомым предметам;
  • непривычной пище;
  • резкому уменьшению персонального внимания к нему со стороны взрослых.

Понятно, что такое огромное количество всяческих изменений и новшеств как-то должно сказываться на малыше. В большинстве случаев ребенок начинает испытывать стресс:

Детские трудности
  • он боится, у него начинают преобладать всяческие отрицательные эмоции;
  • кроха часто и много плачет;
  • нередко малыш отказывается от каких бы то ни было контактов – хоть со взрослыми, хоть со сверстниками;
  • ребенок плохо спит, мало кушает или совсем отказывается от пищи;
  • бывает, что на первых порах малыш начинает хуже говорить, а то и вовсе забывает многие слова;
  • ребенок теряет умение обслуживать себя: самостоятельно одеваться и умываться, садиться на горшок, ложиться в постель и вставать с нее;
  • он впадает в заторможенное состояние или, наоборот, становится гиперактивным;
  • у него понижается иммунитет, в результате чего малыш начинает болеть всяческими болезнями.

И это – лишь приблизительный перечень изменений поведения малыша при поступлении его в детский садик. А иногда бывают и другие изменения, причем, настолько неожиданные и серьезные, что волей-неволей родителям приходится навсегда забирать ребенка из садика и воспитывать его самим или искать няню.

Сколько времени малыш будет так себя вести, и как скоро он привыкнет к детскому садику? Во многом это зависит от самого ребенка, его характера, темперамента, интеллектуального уровня. Ну и, разумеется, от родителей – насколько умело и успешно они сумели подготовить своего сынишку или дочурку к детсаду (подробнее об этом ниже). А вообще, по мнению детских врачей и педагогов, привыкание ребенка к новым для него условиям состоит из трех степеней:

  • легкой (срок привыкания – 20-30 дней);
  • средней (30-60 дней);
  • тяжелой (от 2 месяцев до полугода).

Жизнь и многолетняя педагогическая практика показывают, что легкая степень адаптации у детей бывает очень редко, а вот средняя или тяжелая – намного чаще.

По каким признакам можно считать, что ребенок адаптировался (полностью привык) к новым для него условиям? Основные из этих признаков таковы.

Детские трудности

Ребенок:

  • расставаясь утром с родителями, уже не плачет, а, наоборот, спокойно и с удовольствием идет в группу;
  • не боится воспитателя, контактирует с ним;
  • охотно общается с другими детьми;
  • легко и непринужденно соблюдает режим дня;
  • прекрасно ориентируется в пространстве детского сада, играет детсадовскими игрушками;
  • начинает сам себя обслуживать и легко усваивает новые навыки, которым его учит воспитательница;
  • вспоминает забытые слова и легко усваивает новые;
  • хорошо спит и кушает – и в детском саду, и дома;
  • реже болеет.

Если большая часть этих пунктов налицо, родители могут вздохнуть спокойнее: это означает, что их малыш, наконец, привык и приспособился к условиям детского сада.

советов для подготовки ребенка к садику

  1. Подготавливать малыша к детскому саду необходимо заблаговременно. Кардинальные изменения могут вызвать у ребенка стресс, связанный с переменой обстановки, появлением в его жизни новых людей и недостатком общения с родителями.
  1. Научить держать ложку. Приучать ребенка самостоятельно кушать начинайте с годовалого возраста. Многие мамы столкнутся с разбрызганной кашей или пролитым супом, поэтому запаситесь заранее большими упаковками детского стирального порошка и хорошей стиральной машиной. 
Читайте также:  Развитие малыша первого года жизни по месяцам

Приучая ребенка к самостоятельному приему пищи, не стоит давить на него. Первая еда из должна быть достаточно плотной консистенции, чтобы она не вытекала из ложки. Лучше, если это будет любимое блюдо малыша.

  1. Отучить от подгузников. Согласно рекомендациям специалистов, оптимальный возраст для знакомства с процедурой «малыш и горшок» – 6 месяцев, а вот для обучения – 2-3 года. Время года – лето, потому что меньше стирки, проще переодевать и несанкционированный «пи-пи» на улице не приведет к болезни.
  1. Сделать прививки. Вакцинация – защита ребенка от опасных заболеваний. Малыш должен с рождения получать все необходимые по плану прививки (от гепатита, полиомиелита, кори, столбняка, краснухи, дифтерии, коклюша).

Узнать более точный перечень и график прививок можно у педиатра во время медосмотра.

  1. Подготовить иммунитет. Дети, начинающие посещать садик, часто болеют простудными заболеваниями, т.к. имунная система встречается с незнакомыми ранее вирусами и бактерии. Укрепить иммунитет поможет курс Мореназал Иммуно, направленный на повышение защитных функций организма. В основе средства – морская соль, повышающая сопротивляемость слизистой оболочки носа бактериям, и дипептид, способствующий росту числа иммунных клеток.

Мореназал Иммуно предотвратит попадание вирусов и микробов на слизистую оболочку носа и поможет избежать инфицирования малыша.

  1. Подготовить сменные вещи: трусики, маечки, носочки, колготки, обувь. Не экономьте на обуви, иначе вы можете вырастить «косолапку».
  1. Создать ритуал пробуждения. Не стесняйтесь манипулировать детскими слабостями! Если маленьким хитрюгам можно, то почему нельзя родителям? Делайте малышу после сна любимый напиток. Или будите на 10 минут раньше, чтобы малыш посмотрел короткий полезный мультик.
  1. Подготовить ритуал расставания. Рассказывайте сказки, придумывайте истории, используйте любимых героев: «Что барашек Тимми будет делать в садике?», «Поиграй с паровозиком Томасом (Тишкой / Уилсоном / Брюстером / Коко) и вечером расскажи мне». Поощряйте малыша: используйте наклейки, стикеры – клейте на дверцу шкафа по одной каждый день (только заранее договоритесь с воспитателем и нянечкой или можно схитрить и клеить с внутренней стороны).
  1. Синхронизировать режим. По мнению психологов, установленный в садах распорядок дня является оптимальным. Очередность сна, обучения, игр и питания построена с учетом физиологических особенностей малышей.

Правильный распорядок дня обеспечит хорошее настроение, здоровый сон, высокую двигательную и умственную активность малыша.

  1. Обучите основам этикета. Научите малыша здороваться, представляться, прощаться, говорить «спасибо», не отбирать игрушки.

Во избежание стрессов приучать ребенка к посещению сада необходимо постепенно. В первые дни лучше оставлять его на 2-3 часа. Этого времени будет достаточно для того, чтобы он мог ознакомиться с новой территорией, игрушками и другими малышами, но не успел занервничать без мамы.

Когда нужно идти в детский сад

Чьи-то родители скажут, что 1,5 годовалую крошку уже можно отправлять в сад, другие будут тянуть до 6-летнего возраста. Мы уже выяснили, что детский садик – хорошее дело, но когда всё-таки его надо начинать посещать? Тут многое зависит от настроения ребенка, нравится ли ему там, или он идет туда, как на «аркане».

Нужно ли двухгодовалого ребенка отправлять в сад? Я отвечу – «Да», но только если в этом имеется явная необходимость. Родители бывают разные, одни готовы посидеть дома и отдохнуть от работы, другие же напротив, терпеть не могут домашний быт.

Адаптироваться в двухлетнем возрасте достаточно сложно. Как уговорить ребенка пойти в детский сад в таком возрасте? Наверняка многим знакомы крики с утра «Не хочу в садик». В течение первого года дети болеют намного чаще, при приеме на работу нужно не забывать говорить об этом с работодателем.

В трехлетнем возрасте у дитя начинается кризисный период развития. Конечно, трехлетки быстрее привыкают к садику, но адаптироваться также сложно из-за «кризиса трех лет». Тем не менее, трехлетний возраст – это нормальное время для того, чтобы ребенок пошёл в сад.

Оптимальным возрастом, многие называют, 4 года. На это есть несколько причин. В это время ребенок уже многое понимает, пытается рассказывать, прислушивается, выражает свои чувства. К тому же четырехлетние дети эмоционально стабильны и уравновешены, они легче адаптируются. Стоит отметить, что дети в возрасте от 4 до 5 лет активно усваивают правила, связанные с тем, как себя нужно вести. Еще одна весомая причина состоит в том, что 4-летние дети начинают многим интересоваться, активно общаются со сверстниками. В возрасте 5-6 лет пойти в садик немного сложнее.

Чего не надо делать в период адаптации к детскому саду?

  • Не стоит сдаваться сразу, если ребенок говорит, что не хочет в сад. Через некоторое время станет очевидно, справился ли ребенок и, подходит ли ему режим, нет ли в саду конфликтов. Выслушивайте малыша, внимательно расспрашивайте, что ему не нравится. Стоит много раз проговорить, что вы будете приходить за ним, никогда его не оставите, в саду он ненадолго, а живет — с вами.
  • Не ругайтесь, если адаптация затянулась. Это — большой стресс для маленького, особенно, если у вас «домашний» ребенок-интроверт.
  • Не стоит приводить в пример других детей и их заслуги — «вот, смотри, Маша уже не плачет в садике». Детям в период адаптации особенно нужны чуткость и поддержка. Похвалите ребенка за терпение даже, если он не вытерпел до конца дня.
  • Не обманывайте ребенка, что он идет гулять или играть, если вы направляетесь в детский сад. Если вас не будет долго, тоже честно предупредите ребенка.
  • Не стоит заходить с ребенком в группу. К любому процессу адаптации нужен индивидуальный подход, но лучше, если ребенок сразу запомнит, что пространство детского сада — для него и воспитателя. Иначе он может захотеть видеть вас в детском саду постоянно.
  • Дети чувствуют настрой родителей, постарайтесь отнестись к детскому саду, как к возможности научиться жить в обществе, получить новые полезные навыки и подготовиться к школе, а не как к ужасной разлуке с ребенком (вы очень скоро окажетесь вместе).
Читайте также:  5 простых упражнений для того, чтобы научиться петь с нуля

Не отказывайте ребенку, если в первые дни он будет проситься остаться с вами дома. Когда есть такая возможность,  можно дать выходной, чтобы поход в детский сад не становился «неизбежностью». В эти дни можно обсуждать, как здорово гуляют дети в саду, как все ждут его, как много интересного происходит на занятиях…

Важнее всего — прислушиваться, и не оставлять без внимания жалобы ребенка. Возможно, адаптация длится слишком долго или кажется такой трудной, потому что малышу действительно не комфортно, возник конфликт. Ребенку станет проще, когда он поймет, что находится под маминой зашитой, и его не обидят!

  • Стихи для детей про детский сад
  • Погодки: детский сад

Как еще подготовить ребенка

Перед походом в сад нужно обойти всех узкоспециализированных специалистов. Это окулист, невропатолог, хирург, дерматолог, ортопед. Они смотрят на общее состояние ребенка и дают заключение. Также ребенку нужно сдать кровь, мочу и кал на анализы. Помимо этого перед походом в сад вы должны проверить свой календарь прививок – все ли этапы вакцинации вы прошли. Ведь своевременная прививка может защитить ребенка от многих заболеваний. К тому же, риск заражения в детском саду очень велик.

За месяц до начала посещения детского сада ребенка нужно подстраивать под определенный график. Старайтесь пораньше поднимать малыша с утра, чтобы он привык к ранним подъемам. А для этого нужно укладывать ребенка не позже девяти часов вечера. Принимайте пищу и ложитесь в обеденное время спать примерно в то же время, как это делается в саду. Если малыш не спит днем, нужно объяснить ему, что послеобеденное время – это время тихих игр. Что в это время нужно тихонько лежать в кровати, рассматривать все предметы вокруг или считать на пальцах.

Что родители должны знать о правах воспитателя детсада?

Важно, чтобы законные представители знали правила, принятые в детском саду, и придерживались их. Обычно в дошкольных учреждениях воспитатель имеет право:

  • не встречать ребенка лично, если его привели в группу с опозданием — педагог уже ведет занятие с другими детьми и не обязан отвлекаться;
  • отказаться стирать, чистить и гладить одежду ребенка — это обязанность родителей, как и подбор сменных вещей;
  • потребовать, чтобы ребенка с симптомами заболевания осмотрел врач во время утреннего приема в группу;
  • узнавать, по каким причинам ребенок не пришел в детский сад;
  • давать рекомендации по дополнительной работе с ребенком.

Нельзя забывать и о праве педагогов ДОУ на уважение к себе и своему труду. Оскорбительные высказывания в их адрес, незаслуженные упреки, не предусмотренные правилами требования («неужели вы не можете вечером посидеть с моим ребенком полчаса, если я опаздываю?») недопустимы и незаконны. Обязанности и права родителей перечислены в ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Возможные изменения в поведении

В период адаптации возможно резкое изменение поведения

Собираясь отдать своего кроху в дошкольное учреждение, родители должны быть готовыми к тому, что данное событие может оказать стресс на ребенка и в любом случае потребует адаптационного периода. Давайте рассмотрим, какие проявления могут ожидать вашего карапуза:

Возможные изменения в поведении
  • нарушение сна, не исключено, что малыш начнет часто просыпаться по ночам и его будет сложно уложить;
  • ухудшение или полное отсутствие аппетита;
  • замедление речевого развития;
  • малыш может стать замкнутым;
  • карапуз способен потерять способность самостоятельно себя обслуживать, если ранее умел это делать (явление временное);
  • ребенок может измениться эмоционально, у него возникнет гнев, приступы агрессии, плач без причины;
  • карапуз может становиться или сильно активным, подвижным, если ранее за ним такое не замечалось, или же наоборот слишком спокойным, при былой гиперактивности;
  • ребенок начинает часто болеть.