7 рисков приемной семьи: почему детей возвращают в детские дома

«А потом мы отвели его обратно в детский дом» — эта фраза вызывает едва ли не больше негативных эмоций, чем признание, что ребенка сдали государству его кровные родители. Почему сирот возвращают?

Как разрешить конфликт между детьми?

раскрыть » / « свернуть

Как разрешить конфликт между детьми?

Общение и совместные игры между детьми не всегда протекают без столкновений. Часто родители становятся свидетелями бурных конфликтов, разбирательств и даже драк. Паниковать по этому поводу не стоит, поскольку конфликты, возникающие между детьми, являются неизбежным этапом взросления каждого малыша. Именно через ссоры и споры наши дети учатся общаться, выстраивать отношения в коллективе, дружно играть, не ущемляя при этом интересы других ребятишек. В отличие от взрослых дети всегда ведут себя непосредственно и достаточно эмоционально. Зачастую это приводит к возникновению недовольства, перерастающего в неприятные ссоры, разрешить которые дети могут только благодаря помощи родителей. Но случается, что и взрослые люди не сразу понимают, как устранить разногласия между детьми. Попробуем дать вам некоторые практические рекомендации:

  1. Никогда сразу не стремитесь вмешаться в конфликт ребятишек, конечно же, только если исключены риски нанесения вреда их здоровью. Всегда нужно помнить, что между детьми неизбежно устанавливается некая иерархия, соответствующая их возрасту. Можно спросить у детей, нужна ли им ваша помощь, и в случае отрицательного ответа предоставьте им возможность решить спор самостоятельно.
  2. Если же требуется ваше участие, тогда изначально следует устранить собственную предвзятость к произошедшей ссоре. К примеру, вы постоянно во всех бедах винить всегда одного и того же ребенка. Такое может быть, если этот ребенок напоминает вам человека, доставляющего вам лично неприятности или дискомфорт в жизни. Старайтесь всегда быть объективным.
  3. Посредничество взрослого в споре детей. Основная ваша задача при возникновении конфликта между детьми – это умение помочь им мирно договориться. Старайтесь стать посредником в их переговорах, ни в коем случае не судьей. Предлагаем вам поступить следующим образом:
  • Помочь детям обозначить границы собственной территории. Так как всегда есть территория и игрушки общего пользования и индивидуальные. В такой ситуации необходимо научить детей просить друг у друга разрешения временно воспользоваться какой-либо игрушкой или вещью. Такой метод поможет вам задать некоторые правила разрешения конфликтных ситуации и одновременно позволит избавить маленького собственника от угрозы вторжения в его пространство.
  • Спокойно изложите детям суть возникшей проблемы. Для этого вам придется попросить каждого из участников конфликта кратко изложить точку зрения своего оппонента, причем в его присутствии, так как важно, чтобы он лично все услышал, ведь большинство ссор у детей бывает из-за несправедливости и обидных насмешек.
  • Далее, будет хорошо, если вы вместе с детьми сумеете сообща, дружно найти выход из сложившейся ситуации. Предложите ребятишкам придумать возможные пути и способы решения их спора. Допустим, если они поссорились из-за игры, скажите им, что они не смогут играть в нее дальше, пока не придут к согласию.
  • Если вам удалось путем переговоров и разъяснений окончательно разрешить детский конфликт, то утвердите на правах взрослого план его разрешения. Если же согласие не достигнуто и вопрос остался открытым, вынесите проблему на так называемый «семейный совет», чтобы все члены семьи приняли активное участие в погашении конфликта.
  • Очень важно в сложившихся обстоятельствах суметь уменьшить появившийся эмоциональный накал у детей, не допустить обострения конфликтной ситуации. Тогда можно использовать прием смены обстановки, к примеру, отвести детей в другую комнату. Такое вроде бы простое действие частенько помогает детям хотя бы немного успокоиться и приступить к обсуждению проблемы. Через некоторое время, находясь в спокойной обстановке, как-нибудь невзначай вспомните с детьми ранее разрешенную проблему, проанализируйте все предпринятые шаги к ее разрешению – тем самым вы еще раз потренируете с детьми навыки сотрудничества и взаимопонимания.
  • Не забудьте похвалить обе стороны за проявленные усилия в разрешении их противоречий.

4. Научить детей использовать мирилки. Мирилки – это короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Ритуал примирения проводится следующим образом:

  • Дети сцепляют мизинцы друг друга в знак примирения и ритмично вместе говорят слова мирилки.
  • Мирилка произносится подряд 5-10 раз, например: «Солнце вышло из-за тучек, нас согреет теплый лучик. А ругаться нам нельзя, потому что мы друзья». Этот прием действительно примиряет, так как это очень весело – вместе произносить текст, в ритм, делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка.
  • Дети легко прощают и легко мирятся, и это очень важное умение в жизни – умение прощать, восстанавливать лад и мир в жизни. И от этого выигрывают все.

раскрыть » / « свернуть

добрых советов родителям первоклассника в период адаптации к школе

  1. Ребенок еще читает по слогам и не решает алгебраические уравнения? Не стоит торопить события и ждать домой взрослого школьника. Главный мотив первоклассника все еще игровой и внешний, позиционный. Детям нравится представлять себя «важными», ведь у них теперь есть портфель, как у папы, и красивые ручки, как у мамы.

  2. Старайтесь интересоваться школьной жизнью вашего ребенка ежедневно. Первоклассники очень эмоциональны, их восхищает все то, что они увидели и прочувствовали в школе в течение дня. Дети могут долго рассказывать о новом вкусном блюде в школьной столовой, о том, какая красивая у них учительница и какого цвета бантики у одноклассницы Насти. Важно слушать и активно участвовать в процессе обмена пережитым, иначе в следующий раз у ребенка пропадет желание что-либо рассказывать о школе.

  3. Задавайте своему ребенку конкретные вопросы : «Что сегодня интересного было на математике?», «С кем ты сегодня играл на перемене, на прогулке?», «Как зовут твоего соседа по парте? Чем он увлекается?»

Читайте также:  Что значит правильная осанка для ребенка \ Что нужно знать родителям?

Многие родители переживают: прошел месяц, как ребенок ходит в школу, а друзей у него до сих пор нет. «Сегодня с Ваней дружит, завтра с Олей, а на днях перезванивались с Колей из параллельного класса» – почему так? Ответ – в пункте №4.

  1. В жизни первоклассника будет еще много новых впечатлений, друзей и приятелей: главное – не навязывать ребенку дружбу с конкретными детьми. Они сами – по интересам, по схожести темперамента, характера, – находят себе друзей. Ошибку делают те родители, которые навязывают дружбу своим детям: «Посмотри, какой хороший Петя, добрый, вежливый, не конфликтный. Играй и дружи только с ним! А Толя – забияка, не подходи к нему!» В первые несколько месяцев школьной жизни ребенок должен самостоятельно выстраивать отношения с одноклассниками – это важно для развития навыка конструктивного общения.

  2. Важно радоваться положительным моментам общения с одноклассниками вместе с ребенком. Например, он с восторгом рассказывает о том, как помог своему товарищу – поделился на уроке своим любимым красным карандашом или новым ластиком. Как сегодня, преодолев страх, вышел к доске и выступил перед всем классом.

Такое поведение достойно восхищения: ребенок не только добрый, но и уверенный в себе школьник. Такие чувства можно и нужно выражать: «Я горда и рада, что у меня ….», «Мне так приятно слышать от тебя, что ты…», «Как я радовалась, когда учительница говорила о тебе…» – и так далее.

Кризис одного года – «младенческий»

Возрастной кризис в дошкольный период – это естественный процесс, который необходим ребенку для дальнейшего развития и становления личности. Его можно назвать переходом на новую ступень возможностей и самостоятельности.

Первый пиковый момент наблюдается в период с 9 месяцев до полутора лет. У ребенка в этот период не только увеличивается круг потребностей, но и происходит первое осознание себя как отдельной личности. Малыш может самостоятельно, без помощи мамы передвигаться, удовлетворять ряд потребностей.

Проявления кризиса 1 года:

  • Самостоятельность и многозадачность – малыш осваивает множество движений, сам ходит, берет и переносит предметы, пьет и ест, следовательно, у него появляется масса целей по изучению внешнего мира.
  • Реакция на запреты – появляются аффективные действия (крик, плач, топанье, касания), всеми доступными средствами ребенок пытается манипулировать взрослыми с целью удовлетворения своих желаний.
  • Противоречивые стремления усиливают привязанность к матери, с одной стороны он многое может самостоятельно, с другой – нуждается в помощи взрослых.
  • Формирование ситуативной детской речи.

Чем могут помочь родители?

Прежде всего не создавать множество запретов. Необходимо позволять ребенку проявлять самостоятельность, но в то же время следить, контролируя безопасность. Стараться объяснять и показывать малышу устройство окружающей среды. Для родителей важно проявлять спокойствие и терпение. Криками и запретами вы только усугубите аффективное поведение маленького человека.

Причины возникновения кризиса

Уже начиная с 3-х лет, можно заметить, как малыш начинает постепенно отделять себя от родителей. В возрасте 7 лет ребёнок начинает лучше осмысливать свои действия и поступки и именно в этот период происходит становление его собственно «Я».

Можно выделить несколько основных причин нетипичного поведения вашего чада:

Причины возникновения кризиса
  1. Малыш начинает активно анализировать собственные чувства и старается разобраться в своём эмоциональном состоянии. Осмысленно подходит к разделению событий, вызывающих у него негативные или позитивные чувства. Но до конца, всё же, не может самостоятельно справиться с переживаниями. В связи с этим, начинает проявлять упрямство, агрессивность и начинает больше капризничать;
  2. В возрасте 7 лет у малыша возрастает потребность в новых познаниях и открытиях. Поэтому, нередко, детских развивающих игр ему становиться недостаточно, и он начинает копировать поведение взрослых;
  3. Поступление в школу также является одной из причин, из-за которой у детей начинается кризис. Ведь перед ним появляются новые обязательства и новые знакомства.

Что делать родителям

Когда появляется вопрос про кризис у детей 7 лет, как вести себя родителям, в первую очередь не нужно паниковать, но и закрывать глаза на данную ситуацию также не стоит. Помните, это неотъемлемая стадия развития малыша.

Причины возникновения кризиса

Родителям в такой период достаточно придерживаться нескольких простых правил:

  • Не ограничивайте свободу своего чада. Ему необходимо самостоятельно научиться разбираться в собственных переживаниях. Задача родителей заключается в ненавязчивом направлении малыша и про легкий контроль также не стоит забывать.
  • Усиленная опека малышу в 7 лет, тоже, не особо нужна. У него должно появиться чувство самостоятельности.
  • Не нужно упрекать своё чадо в том, что у него что-то не получается. И уж тем более не нужно обсуждать и осуждать его действия с подругами и знакомыми. Так, повышается риск утраты доверительных отношений со стороны малыша.
  • Перед тем как отправлять своё чадо в учебное заведение, стоит сначала его немного к этому подготовить. Старайтесь ложиться спать и вставать пораньше, а перед тем как отвести его в школу, организуйте совместное посещение его будущего учебного класса и представьте ему классного руководителя.
Читайте также:  Воспитание ребёнка с рождения до года по месяцам

Кроме всего вышеперечисленного, имеется ещё ряд рекомендаций, с которыми стоит ознакомиться.

Причины возникновения кризиса

Рекомендации специалистов

Чтобы кризис у детей в семилетнем возрасте прошёл более гладко стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Приказы постарайтесь заменить поучительную историю или игру. Если постоянно говорить малышу, что он должен или обязан что-то сделать, то не удивляйтесь его истерикам и крикам со словами «не хочу», или «не буду».
  2. Обязательно признавайте право малыша на настроение. У детей, как и у взрослых, бывают перепады в эмоциональном состоянии. Спустя некоторое время осторожно поинтересуйтесь в причине плохого настроения. Зачастую с этим связаны проблемы в общении со сверстниками в школе.
  3. Не пытайтесь заставлять малыша оправдывать ваши мечты и надежды. Нередко, после поступления в школу родители, не считаясь со своим чадом, начинают буйно фантазировать о том, кем в будущем он станет. Ребёнок сможет и без этого самостоятельно со временем выбрать свой жизненный путь. Лишая его этой возможности родители оказывают дополнительное психологическое давление, а в некоторых случаях и вовсе могут сломать.
  4. Зацикливание на оценках и достижениях малыша, тоже не всегда уместно. Конечно, стоит следить за тем, каких успехов он достиг, и какие оценки получает. Но ещё нужно уделять внимание и его социальной жизни в школе. Интересуйтесь о том, с кем общается и дружит. Как проводит перемены и во что играет.
  5. Старайтесь выполнять обещания данные ребёнку. В семилетнем возрасте нужно прививать малышу понятие ценности обещаний. Если по каким-то причинам вы не можете выполнить обещанное, тогда стоит объяснить причину или оговорить время, когда у вас получится это сделать.
  6. Откажитесь от телесных наказаний. Они не несут никакой педагогической ценности, ровно так же, как и психологическое давление. Даже если он выполнит всё, что от него требуют, то не поймёт, зачем это надо было делать.
  7. Общайтесь с малышом и давайте ему возможность дискутировать. Но в процессе выражения его мнения учите правильной аргументации.
  8. Перед поступлением в школу, давайте малышу разнообразные задания и в игровой форме обучите его буквам и цифрам.
Причины возникновения кризиса

Кризис 7 лет у детей, как вести себя родителям, заключение

Если интересует такой вопрос, как «кризис 7 лет у детей, как вести себя родителям», то ответ на него достаточно прост – уделяйте ребёнку время, дарите ему родительскую любовь, поддержку и понимание.

Это очень интересно:

Причины возникновения кризиса
  • Как заставить себя учиться, если всё лень;
  • Как избавиться от запаха ног в домашних условиях;
  • Как избавиться от запаха пота на одежде под мышками;
Причины возникновения кризиса
  • Как избавиться от навязчивых мыслей в голове;
  • Как избавиться от неприятного запаха изо рта в домашних условиях;
  • Как воспитать ребёнка без криков и наказаний.

Возрастные кризисы у детей: кризис лет

Переходные этапы роста и становления ребенка сопровождаются определенными кризисами весь период его взросления. В психологии зафиксирован ряд критических возрастов ребенка, каждый из которых имеет свои особенности и сроки, в том числе и семилетний кризис.

  • кризис младенческого возраста;
  • кризис 3 лет: период первой адаптации, смены окружения к яслям и детскому садику;
  • кризис 6 – 7 лет: проявляется в период смены окружения садика и школы;
  • кризис 13 – 14 лет: связан со, всем известным, подростковым периодом – периодом полового созревания.
Возрастные кризисы у детей: кризис лет

Панацеи в сроках начала и окончания психологически обозначенных возрастных этапов, нет. На подобное деление влияет индивидуальное развитие, воспитание и характер общения ребенка с ближайшим и дальним социальными окружениями. Так, например, трехлетний кризис может начаться и в 2,5 года, а закончится около 4,5 лет; а первые признаки кризиса 7 лет могут проявиться и в 6 – когда ребенок впервые пойдет в школу.

Не нужно воспринимать кризис 7 лет, как неизбежное страдание для родителей и их чада. Но и думать, что этого можно избежать, оградив ребенка от естественных внешних факторов взросления – тоже. Видите ли, возрастные кризисы – это нормальный и закономерный процесс переходной адаптации ребенка к изменяющимся внешним факторам. И, что бы вы ни делали, вместе вам придется пройти через каждый, включая и кризис 7 лет. Единственное, на что родители со своей стороны могут повлиять, заметив первые симптомы кризиса 7 лет – это на длительность и остроту его протекания. Это очень важно, поскольку ребенок может и не перерасти негативные проявления кризиса 7 лет, тогда они прочно закрепятся в его характере. Все дальнейшие попытки изменить его личность и правильно воспитать будут проблематичными, если не тщетными.

Старший ребенок требует больше внимания, чем младший

С появлением малыша все внимание родителей сосредотачивается на нем, тем более что многие решают, наконец, стать «идеальными родителями» и не допустить ошибок, которые были сделаны с первым ребенком. Грудное вскармливание по требованию, совместный сон, плавание с рождения и еще множество вещей, которые родители (прежде всего мама) теперь считают обязательным залогом успеха.

Первому ребенку уделяют время и силы по остаточному принципу, ориентируясь, в лучшем случае, на прежний порядок вещей. Однако старшему ребенку нужно не меньше, а больше внимания, чем прежде!

В его жизни все изменилось, более того, именно в его жизни все изменилось. Родители остались родителями, младший ребенок с рождения был вторым в семье, а вот старший ребенок внезапно теряет статус единственного и приобретает совершенно новые обязанности старшего брата или сестры.

Чем меньше разница в возрасте между детьми, тем проще проходит этот процесс, хотя бы потому, что потребности малышей разнятся не столь сильно. Старший малыш порой даже оказывается в выигрыше: недоступная раньше мама, проводившая значительную часть времени на работе, теперь всегда (ну, почти всегда) есть в свободном доступе дома. Другое дело подросток: ему нужно внимание родителей совсем другого сорта, а вместо этого…

Читайте также:  Перелет с грудничком. Сложности и советы

Риск второй – возрастные кризисы приемного ребенка

С подростками тяжело всегда, даже если с любовью и формированием привязанности у них все нормально. Это время, когда с ними даже должно быть тяжело: молодой человек формируется с помощью протеста, это «сепарация», отделение детей от родителей. Если подростковый кризис смазан, это значит, что он «догонит» человека в 30 лет. Кризис может казаться невыносимым, но чем он интенсивнее, тем короче, если это может утешить приемных родителей.

Иногда возрастной кризис ребенка настигает даже опытные приемные семьи, воспитавшие до того других детей.

Родители часто не готовы к подростковым кризисам. Есть прекрасные молодые приемные семьи, которые сначала ездят в детский дом помогать как волонтеры, потом берут под опеку детей, которые всего лет на 10-15 моложе их самих. У них выстроились детско-родительские отношения, пока ребенок был мал, но он «выскочил» из таких отношений, когда стал подростком. Подросток, как и все дети, нуждается в зоне свободы (зоне уважения) и в зоне безопасности (нужен сильный взрослый рядом, который не пытается стать для ребенка другом, не возлагает на него ответственности за равноправные отношения).

Тактика поведения родителей — главный инструмент помощи ребёнку

Длительность и сила кризиса у ребёнка во многом зависит от того, как поведут себя мама и папа. Прежде всего, родителям нужно успокоиться и понять, что данное явление является нормой и практически неизбежно. Просто нужно помочь школьнику пережить непростой период:

  1. Постараться принять ребёнка таким, каков он есть, общаться с ним на равных, понять, что он, действительно стал взрослее. Следует чаще советоваться со школьником, прислушиваться к его мнению, смотреть вместе фильмы, передачи, обсуждать их.
  2. Не идти на конфликт с сыном или дочерью, а находить компромиссы (например, пусть сделает уроки в то время, когда считает нужным, или вечером чуть позже ляжет спать). Но если агрессия переходит в хамство, то это, конечно же, надо пресекать.
  3. Чтобы подчеркнуть взрослость школьника, нужно давать ему различные поручения (купить продукты в магазине по списку), посильные домашние обязанности. При этом хорошо подчеркнуть его самостоятельность («Раньше ты не мыл свою тарелку, потому что мог её разбить, а теперь ты уже взрослый»).
  4. Уважать право ребёнка на личное пространство. В идеале у него должна быть отдельная комната, где он может почитать в одиночестве, порисовать, поиграть с друзьями.
  5. Активно интересоваться школьными делами ребёнка, его увлечениями, мыслями. Однако при этом не следует проявлять назойливость.
  6. Поощрять общение с друзьями, как старыми, так и новыми (одноклассниками), приглашать их к себе домой. Кстати, это даст возможность проанализировать, как протекает кризис семилетнего возраста у других детей-ровесников.
  7. Дать школьнику почувствовать последствия своих поступков (ведь он же взрослый). К примеру, если он не желает выполнять домашнее задание, пусть не делает: когда учитель сделает замечание перед всем классом, он сам дома примется за уроки.
  8. Хвалить сына или дочь даже за самые небольшие достижения («Твой почерк постепенно становится всё лучше»).

Какие ошибки часто допускают взрослые, не понимающие детскую психологию

В период возрастного кризиса у ребёнка многие взрослые совершают распространённые ошибки, которые могут только усугубить ситуацию:

  1. Слишком опекают свой чадо, каждый день докучают учителю с расспросами, дома следят за каждым шагом ребёнка, контролируют общение с друзьями, постоянно названивают другим родителям, чтобы уточнить домашнее задание и пр.
  2. Наказывают школьника за упрямство, возражения и пр., особенно физически. Это путь в никуда: ребёнок так ведёт себя, потому что растерян, пытается самоутвердиться, свыкнуться с новой жизнью, он подсознательно ждёт от родителей понимания, поддержки, а получает такую реакцию.
  3. Критикуют малыша, сравнивают его с другими, благополучными на вид ровесниками.
  4. Слишком категоричны в требованиях, не идут на компромиссы («Я сказала идти спать в девять часов, и точка!» или «Началась школа — всё, теперь никаких гулянок!»).

Иногда родители наказывают детей за проявление упрямство, не пытаясь найти компромисс или изначально слишком категоричны в своих требованиях

Правила выхода из кризиса

Поддержка и корректное поведение родителей помогут ребенку максимально безболезненно миновать сложный период. Взрослым членам семьи стоит руководствоваться следующими правилами:

  • Объяснять – перед формулированием запретов, родителям стоит рассказать ребенку их причину. Чтобы малыш чувствовал себя наравне со взрослыми, в общении не должно быть приказного тона и угроз.
  • Слушать – ребенок делится с родителями своими выдумками, планами и мечтами только в том случае, если видит в их глазах неподдельный интерес. В семье не должно быть места насмешкам и недосказанности.
  • Советоваться – спрашивайте мнение ребенка при совершении покупок или приготовлении ужина. Дайте своему чаду возможность почувствовать себя важным и нужным в семье.
  • Исключить насилие. Унижение – это первый шаг к формированию заниженной самооценки и психологии жертвы. Не позволяйте себе быть жестоким по отношению к малышу. Исключите насилие в любых его проявлениях.
  • Не считать ребенка собственностью. Если малыша постоянно ограничивают, у него не появится возможность сформировать свой круг интересов. Родителям стоит свыкнуться с мыслью, что ребенок, воспитанием которого они занимались так внимательно, теперь может иметь свое мнение на каждую ситуацию.