7 ошибок ошибок родителей в воспитании успешных детей

Перед тем как ругать за что-то, найдите повод для похвалы

Вражеское лицо мамы

Дети и родители не всегда готовы понять друг друга. Старшее поколение старается поддерживать иерархию, поскольку считает себя более опытным и много повидавшим на своем пути. Младшее поколение либо становится инфантильным, либо всеми силами пытается умалить авторитет родителей и стать независимым. В идеальном варианте мама и дочка должны поддерживать друг друга и в радостные, и в тяжелые минуты. Им предоставляется возможность стать наилучшими подругами, которые могут поделиться опытом своих поколений. Если у вас с мамой нет таких доверительных отношений, попробуйте понять, на какой стадии вашего взросления что-то пошло не так.

Основные ошибки родителей в воспитании детей

Практически в каждой семье встречаются следующие ошибки:

  1. Нехватка времени для игр. Мы, родители, всегда заняты. Нам нужно работать, а когда мы не на работе, нам нужно готовить, гладить, убирать, а еще общаться и немного отдохнуть, поваляться перед телевизором. Поэтому на просьбы детей поиграть с ними, мы часто отвечаем отказом. Но найти полчаса в день на то что бы неспешно построить домик из кубиков, накормить куклу кашей или покатать машинки всегда можно. Это будет и отдых для вас, и развитие для ребенка. А также небольшое вложение насчет ваших будущих отношений, когда ребенок станет старше.
  2. Безразличие к увлечениям ребенка. Знакомая ситуация: ребенок увлеченно пересказывает вам о новых сериях «Барбоскиных», или приключения феи «Динь-динь», а может о строительстве большой железной дороги до самых небес, а вы молча киваете и изредка говорите «Угу», практически не слушая ребенка. Вам кажется, что малыш высказался и доволен, но дети все чувствуют и со временем поймут, что их рассказы вам не интересны. Так вы рискуете не узнать ни о мечтах ребенка, ни об его настоящих увлечениях, ни о первой любви… Слушайте внимательно и старайтесь ничего не упустить, время летит быстро и очень скоро ваш малыш вырастет и вырастут все его увлечения.
  3. Неоправданные угрозы. Часто ли вы говорите ребенку такие фразы: «Не шуми, придет полицейский и тебя накажет» или «Не съешь всю кашу — останешься маленьким!». Эти угрозы не исполняются, а в случае с кашей ребенку вообще не понятны (зачем расти, ведь все и так в порядке). Со временем ребенок поймет, что лгать и запугивать вполне нормально, что мама и папа так делают. Говорите лучше прямо, что вам не нравится как сын или дочь ведет себя в данный момент.
  4. Злоупотребление строгостью. Очень часто родители запрещаю детям делать что-либо и не объясняют причины запретов. Нельзя и все! Таких ситуаций должно быть как можно меньше. Намного полезнее будет если вы объясните ребенку почему нельзя бегать по лужам или брать хрупкую вазу.
  5. «Дай я лучше сама». Родители совершают большую ошибку, гася в детях самостоятельность. Когда ребенок только начинает пытаться сделать что-то сам, быть то одеться или поесть, мамы тут же спешат на помощь. Желание помочь ребенку вполне нормально, но вот ребенку начинает казаться, что он никогда не сможет застигнуть куртку сам, раз мама всегда спешит сделать это сама и очень скоро малыш перестает даже пытаться.
Основные ошибки родителей в воспитании детей
  1. Навязывать ребенку свои нереализованные мечты. Возможно вы всегда мечтали танцевать в балете или стать моделью, а может ваша мечта выиграть конкурс красоты? Так и получаются мамы которые упорно ездят с ребенком на кастинг в модельные агентства или заставляют заниматься ненавистными танцами. Может вашему ребенку это нравится, тогда у вас все нормально, а возможно ваша девочка мечтает стать не балериной, а баскетболисткой. Не мешайте ребенку делать свой собственный выбор, пусть он будет иметь свои интересы и мечты. Счастливое детство намного важнее всех конкурсов красоты, а простое катание машинок по ковру с мамой и папой может быть намного познавательнее новомодных кружков по раннему развитию.
  2. Редкий телесный контакт с ребенком. Одна из главных ошибок родителей в воспитании — отсутствие телесного контакта. За суетой ежедневных дел мы часто забываем о том, как важно поваляться в кровати перед сном, обнять и поцеловать ребенка на прощание. А еще забываем о важности игр валяшек-обнимашек. Эти игры кажется совсем ничего не развивают, но очень укрепляют отношения, помогают поднять настроение.
  3. Не контролирование своих эмоций. Бывает такое — начальник оштрафовал, клиент накричал, с мужем поругались и эти эмоции сложно оставить за пределами дома. И вот уже мы начинаем срывать злость на ребенке. А он ни в чем не виноват! И понять вашего плохого настроения не может. Старайтесь контролировать себя и свои эмоции, если чувствуйте, что вот-вот взорветесь, лучше включите ребенку мультик, а сами займитесь, тем что вас успокаивает. 15-20 минут и вы снова сможете спокойно пообщаться.
Читайте также:  Как правильно делать прививки грудничкам до года?

Как сделать ошибки полезными?

Откуда берется страх совершить ошибку?

  1. Он может перейти «по наследству». Например, если родители родителей (нынешние бабушки и дедушки) постоянно отмечали неудачи своих детей. Или если родители просто общаются так (между собой, со своим окружением, а значит, и с детьми) – подтрунивая, указывая на ошибки в благих целях, чтобы сделать друг друга лучше.
  2. Страх может появиться в детском саду или кружке. В любом коллективе, где есть взрослый, которого ребенок воспринимает как авторитет. Если этот взрослый все время отмечает ошибки, говорит, где и что исправить, малыш начинает бояться вообще что-либо делать – не дай бог, ошибется!
  3. Или же это может быть осознанный страх. Это даже и не страх по сути, а чувство ответственности. И появляется это чувство не в раннем детстве, а чаще уже в подростковом или даже взрослом возрасте. «Любое действие имеет последствия» — если в двух словах.

У маленького ребенка мышление наглядно-действенное. То есть он что-то сделал – и тогда понял. И для того, чтобы понять, что ошибка – это ошибка, ему нужно непременно ее совершить и на себе прочувствовать последствия. И если один ребенок поймет с первого раза, то другому надо два, три, десять раз – но в итоге он тоже все поймет.

Далее к наглядно-действенному прибавляется наглядно-образное мышление (около 4-5 лет): увидел – понял. Например, идет девочка в красивом платье и видит, как перед ней мальчик прыгает в лужу, и его рубашка из белой превращается в грязно-коричневую. И если девочке это красивое платье ценно (именно ей, а не родителям), она в лужу прыгать не станет. Если же ей важнее не сохранить платье чистым, а насладиться свободным полетом и чудесной теплой лужей под ногами – она непременно прыгнет. Ну а потом будут последствия. Вы вместо того, чтобы пойти веселиться на праздник, отправитесь домой стирать платье.

Позже, уже после 9 лет, добавляется абстрактно-логическое мышление. Появляется осознанность, хотя и не сразу, а постепенно, с помощью значимого взрослого или большого количества собственных ошибок. Тогда уже можно ждать от ребенка понимания логических связей и последствий.

Причины непослушания детей

Психологи выявили основные причины непослушания детей, почему они не хотят выполнять требования родителей.

Дефицит внимания. Современный ритм жизни часто приводит к тому, что дети испытывают недостаток внимания со стороны взрослых. Им все время не хватает времени для того, чтобы поговорить с ними, поиграть, позаниматься. Зато они всегда найдут время поругать, наказать свое чадо. Яркий пример тому, когда мама гуляет с карапузом на детской площадке и встречает свою знакомую. Естественно мамочка переключается на нее, а малыш оставшись одни на один пытается всячески привлечь к себе внимание. Он подбегает и кидает в родительницу песок, та недоуменно повышает на него голос. В итоге, плачущий малыш и раздраженная мамочка идут домой.

Причины непослушания детей

Что видит мама? Она обижена тем, что на них обратили внимание другие родители и сделали вывод, что она плохо воспитывает ребенка раз он позволяет подобные вольности. Что видит карапуз? Позвал маму играть вместе, в итоге на него обратили внимание, чтобы накричать, меня не любят, со мной не интересно

Борьба за самоутверждение – проявления

Самоутверждение малыша. В этом случае дети проявляют непослушание, когда родители его чрезмерно опекают, они пытаются «подложить соломинку» под каждый детский шаг.

Решение отомстить. Иногда взрослые не замечают, когда делают тот или иной опрометчивый поступок, который подорвал доверие и взаимоотношения. Пообещали сводить в цирк и остались дома, хранить тайну и тут же разболтали бабушке по телефону, наказали, не выяснив мотива. И тут же у ребенка срабатывает принцип: «Вы так, ну я вам отомщу».

Причины непослушания детей

Причина детской мести

Неверие в собственные силы. Бывают случаи, когда ребята часто слышат такие слова, как «балбес», «тупица», «криворукий». Они своими действиями подтверждают сложившееся мнение. Не зря детские психологи утверждают: «Скажешь ребенку 10 раз, что он поросенок, на 11 он захрюкает».

Ошибки, которые молодые родители клянутся не повторять

1. «Я не критикую – я воспитываю»

«Сколько можно заниматься ерундой?», «Поешь нормальную еду, а не этот ужас!», «Из какого места у тебя руки растут?», «Брось, а то уронишь!», «Что, опять ничего без меня не получается?». В памяти крепко отпечатываются, на первый взгляд, привычные, но такие обидные слова, которые каждый мог слышать все детство. Вечно вымещая свое раздражение и недовольство на детях, родители и не подозревали, что тем самым могли нанести травму на всю оставшуюся жизнь. А на вопрос уже повзрослевшего ребенка, зачем они так поступали, недоуменно пожимают плечами: «А как же иначе, если ты и не шевелился, пока не покритикуешь». Но этот способ никогда не работал, хотя и регулярно применялся.

Читайте также:  Нужен ли ребенку дневной сон? консультация

2. Опять бойкот

Мама опять молчит. Не улыбается, не разговаривает, даже в твою сторону не смотрит – «Что я опять натворила?». И весь вечер сидишь и вспоминаешь, чем могла ее обидеть. Пока не доходишь до точки кипения и не идешь извиняться, не понимая, за что. Игнорирование будет продолжаться до тех пор, пока мама полностью не удовлетворится твоим «искренним» раскаяньем. Никакого раскаянья, конечно, не было, обида мамы не осознавалась, зато была злость и досада. С возрастом, извиняться дети научились, игнорирование практически прекратилось, но теперь и не нужно. Редко видеться стали, не хочется, как-то.

3. «Вот когда на свою квартиру заработаешь, тогда и решать сам будешь!»

Когда спор заходил в тупик, и никто не хотел уступать, то в ход шел безусловный родительский авторитет, основанный на твоем полном финансовом бесправии. Зависимость от родительских денег ставилась как последняя точка, вызывая только бессильную обиду. А еще – желание дождаться окончания школы и уехать насовсем, как можно дальше.

4. «Опять я хуже всех»

Родители часто ставят в пример других детей, разумеется, они намного лучше собственных. Чужие дети идеально убираются в доме и, никогда – не разбрасывают носки (Как им это удавалось?). Сыновей и дочерей маминых подруг брали на крутые конкурсы, они замечательно учились, помогали с младшими братьями и сестрами, никогда не огрызались, всегда делали уроки и (О, ужас!) – вовремя ложились спать. Это всегда ранило своих детей, и вместо того, чтобы почувствовать желание стать таким же крутым, как Вася, ощущалась тоска и недоумение – почему же родители так сильно любят не меня, а Васю?

5. «Это моя комната!»

Личное пространство ребенка, как такового, вообще не существовало. Все двери должны быть открыты, доступ должен быть в ту секунду, как заблагорассудится родителям. Они могли войти, порыться в вещах, поставить или убрать мебель, наклеить или сорвать обои, которые тоже сами выбирали. Личная жизнь оставалась неуклонным правом родителей, а дети могли только об этом мечтать.

6. «Через не могу!»

В детстве мы постоянно бунтовали против мелких насилий. Они не были такими уж важными – обязательно надо доесть все, что на тарелке, пойти в гости к родственникам и терпеть их, даже если все ребята гуляют, носить рубашку, что подарили – даже если она ужасная. Почему-то родителям казалось, что если ребенок не научится терпеть все эти мелкие неудобства, то их жизнь прошла впустую. Дети научились этому, и теперь также терпят давно опостылевшую работу или токсичные отношения.

7. «Мне за тебя стыдно»

Часто вместо того, чтобы посочувствовать или поддержать ребенка, родители демонстрируют всю неуместность его поведения или проявленных эмоций. Манипулирование стыдом, изображение воспитательного процесса, вместо того чтобы разобраться, что вызвало сильную реакцию – сильно осложняет доверительные отношения. Итогом являлось то, что ребенок замыкался в себе, больше не пытался «достучаться» до родителей, и к подростковому возрасту практически переставал с ними общаться.

8. «Рано радуешься»

Право на радость надо было зарабатывать. И даже когда она случалась – ее сразу обесценивали так, что причин для счастья становилось все меньше и меньше. Только плохое могло обсуждаться, за случившееся ругали, объясняли, что этого нельзя было делать. А такие «мелочи», как пятерка за трудную контрольную или что-то хорошее, воспринимались как мимолетное, несущественное. Лучше о хорошем вообще не упоминать, чтобы «не сглазить», оно все равно быстро пройдет, чтобы смениться на плохое.

Сейчас бывшие дети выросли и сами стали родителями, и понимают, что их на самом-то деле очень любили и говорили все не со злостью. Все родители хотят своим детям добра. Правда, они не всегда понимают, как правильно поддерживать, мотивировать и не огорчать своих детей. А сейчас для нового родительского поколения есть все шансы – консультации психологов, литература по детскому воспитанию, возможность получить помощь. Все это, безусловно, поможет стать родителями намного лучшими, чем достались  

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Ошибки в воспитании: особенности разных возрастов

Дошкольники

Родители растят малышей, опираясь на свой опыт и обычно не задумываются, почему в определенных ситуациях поступают именно так. Бывает, что впоследствии они ощущают стыд за слова и поступки в адрес крохи. Однако типичных ошибок семейного воспитания вполне можно избежать. Среди них:

  • угроза не любить ребенка: «если ты так будешь себя вести, я тебе не буду любить»;
  • много строгости: «делай, как я тебе сказала, потому что я главнее»;
  • равнодушие: «делай, что хочешь»;
  • обсуждение с детьми взрослых проблем: «ты мой лучший друг»;
  • наполеоновские планы: «ты должен заниматься музыкой, плаванием, теннисом и все успевать»;
  • мало ласки: «хватит уже этих нежностей и поцелуев»;
  • мало времени на общение с ребенком: «я занята, у меня нет времени на тебя».

Излишняя строгость родителей деструктивно действует на детскую психику

Время младших классов

Школьная нагрузка и новый коллектив – серьезный стресс для вчерашних дошколят. Особенно трудно адаптироваться «домашним» деткам и тем, кто имеет меланхолический темперамент. В начальных классах уже можно заметить ранние ошибки воспитания – индивидуализм, грубость, агрессивность, неуважение к сверстникам и старшим. Однако школа выявляет и положительные качества, если они были заложены в дошкольном периоде.

Читайте также:  Заниженная самооценка: переменная величина, которую можно изменить.

Младшему школьнику важно усвоить, что первоисточником всех благ является труд. Следует внимательно отнестись к опасениям ребенка и не допускать таких ошибок родительского воспитания:

  • без нужды предлагать помощь ребенку (важно поощрять стремление к самостоятельности);
  • подчеркивать зависимое положение детей;
  • освобождать от домашней помощи по принципу: «твоя задача учиться, а мы с папой все сделаем сами»;
  • игнорирование темперамента ребенка (сангвиникам и холерикам обычно легче даются адаптация к коллективу и школьные нагрузки);
  • игнорирование жалоб на здоровье: возможны обострения хронических заболеваний, ухудшение зрения, изменение осанки;
  • курить и пить алкоголь в присутствии ребенка: не стоит подавать плохой пример.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как заставить учиться подростка в 15 лет? Приучать ребенка помогать родителям нужно с самого детства

Подростковый возраст

С 12 лет дети вступают в период полового созревания, который характеризуется интенсивным ростом и изменением гормонального фона. Физиологические процессы вызывают смены настроения, импульсивность, агрессивность. Взрослым нелегко избежать ошибок в воспитании подростков, однако они должны стремиться подавать только положительный пример.

Нельзя допускать, чтобы слова родителей расходились с делом. Например, отец курит, но запрещает это сыну-подростку. Доминирование карьеры отца и матери над семейными интересами также искажает представления детей о крепкой семье, они отдаляются. Однако недопустима и излишняя опека.

Замена желаний ребенка своими

Родители часто стараются сделать приятное ребенку, когда он их об этом не просит: покупают дорогостоящие вещи, о которых они когда-то мечтали, и, по их мнению, мечтают дети. Потом взрослые удивляются, что детям ничего не интересно. Все это потому, что они получили вещь до того, как захотели ее.

В результате у ребенка не разовьются творческие способности и активность, потому что за него хотят другие.

Совет: не надо торопить события. Нужно подождать, пока ребенок сам попросит. И не стоит «спасать» его от скуки. Пройдя через это состояние, ребенок найдет увлечение по душе.

Ошибка Неуравновешенное отношение

Совершенно неправильно переносить свою проблему или неприятность на общение с ребенком. К сожалению, это происходит достаточно часто. Например, один день родители целуют и балуют свое дитя, покупая новые игрушки или сладости. А на следующий день уже кричат, злятся или просто не обращают внимания на него, замыкаясь в себе. В этих случая разрешение и запрет зависят полностью от родительского настроения.

Результатом этого поведения становится вывод ребенка о том, что сделанные им дела зависят лишь от настроения родителей и им абсолютно не важно, что и как он сделал. Дети не замечают их радости от своих маленьких достижений и расстраивания от сделанных проступков.

Ошибка Неуравновешенное отношение

Если родители не хотят вырастить психически неуравновешенного человека, им стоит начать следить за своими собственными эмоциями. Перестаньте срываться на своих маленьких детках, ведь они просто не могут предугадать ваше следующее действие и настроение. Вероятнее всего, ребенок начнет замыкаться в себе, отстраняясь от вас. А возвратить былое доверие будет совсем непросто, лучше вовремя успокаиваться самим.

Предупреждение противоречий

Профилактика конфликтов в детском коллективе – важная составляющая уважительных отношений между детьми.

Для поддержания здоровой атмосферы рекомендуется:

  • проявлять свою любовь, но в то же время будьте оправдано тверды;
  • выстроить доверительные отношения и разговаривать с ребёнком в диалоге;
  • обучить малыша справляться со своими отрицательными эмоциями;
  • практиковать способность прощать, уступать, понимать, ставить себя на место другого.

Используйте различные стили поведения в конфликтных ситуациях, учитывая возраст детей и их поступки в ссоре.

Двойные стандарты в воспитании

Когда вы требуете от ребенка соблюдения каких-то принципов, вы должны придерживаться их сами. Если на примере родителей малыш поймет, что правила можно обойти, он не станет считать их важными, неукоснительными. Следует на собственном примере показывать все то, чего вы требуете от ребенка. Приучите его уважать людей, ценить природу. Не бросайте мусор мимо урны, и ваш малыш тоже будет следить за чистотой. Проявите уважение к страдающим, нуждающимся; не ведите себя агрессивно даже в стрессовой ситуации, если ребенок с вами рядом и наблюдает за вашим поведением.

Эти простые советы помогут воспитать психически здорового, готового к взрослой жизни человека. Соблюдать их совсем не сложно, важно только понять их ценность и вспомнить свое детство: какими вы хотели видеть своих родителей, чего вам не хватило. Воспитывайте своих детей в любви и уважении, прививайте им сострадание и доброту.