7 лучших методик раннего развития ребенка

До годовалого возраста малыш пребывает в тесной эмоциональной связи с матерью, воспринимая ее как часть себя. Развитие ребенка в 1 год происходит более автономно – начинается формирование личности. В это время ребенок переживает первые внутренние конфликты: он привык к непосредственному присутствию близкого человека, но при этом жаждет самостоятельности. Ребенок в 1 год нуждается в вашей поддержке, как и прежде. На что обратить внимание?

Чем же уникален период от рождения до трех лет?

  • В возрасте от 0 до 3х детки прибавляют порядка 533% от своего первоначального веса и около 188 % по отношению к своему росту при рождении. Конечно, это — усредненные показатели, но по ним можно судить об интенсивности физического развития ребенка.
  • В младенчестве происходит «дозревание» всех внутренних органов, выстраивается работа костно-мышечной, кровеносной, эндокринной, пищеварительной и других систем организма маленького человечка. Растущие органы потребляют большое количество питательных веществ и кислорода. Поэтому для малышей так важен рацион питания и прогулки на свежем воздухе.
  • Малютка появляется на свет с огромным запасом нервных клеток — примерно 200 миллиардов нейронов, что в два раза превышает их количество у взрослого человека. До трех лет в головном мозге ребенка ежесекундно устанавливается более 700 синапсов – связей между нейронами, благодаря которым кроха может приобретать новые знания и навыки. Со временем скорость образования синапсов значительно снижается.
  • До трех лет продолжается усиленный рост мозжечка — главного центра координации движений. Развиваются структуры и центры коры головного мозга, отвечающие за крупную и мелкую моторику. Причем, совершенствование двигательной сферы ребенка положительно влияет на развитие его интеллекта.
  • Из всех психических функций у малышей наиболее активно работают восприятие и непроизвольная память. Детки раннего возраста могут безошибочно распознавать образы различных предметов, лица людей и способны запомнить большой объем информации, особенно, если она эмоционально окрашена.
  • Ранний возраст — время расцвета лингвистических способностей. Нервная система и органы чувств малыша изначально настроены на восприятие речи. Малютка в течение первых лет жизни запоминает огромное количество новых слов. Пока ребенок не умеет говорить, он накапливает пассивный словарь, который по мере развития речевого аппарата малыша становится активным.
  • Первые детские впечатления накладывают отпечаток на всю нашу дальнейшую жизнь.В возрасте от 0 до трех лет формируются базовые качества личности, такие как доверие или недоверие к окружающим, позитивное или негативное отношение к себе. Задача родителей — создать вокруг малыша атмосферу любви и защищенности.
  • До трех лет у детей наиболее ярко проявляется подражательная активность. Малыш сам стремится повторять действия взрослых. Именно поэтому ребенка «воспитывают» поступки и манеры поведения его родителей и окружающих близких людей, а не наставительные беседы о том, как нужно себя вести.

Период от рождения до трех лет – это особенное время, когда закладывается умение ребенка общаться, решать различные задачи, справляться с трудностями и, конечно, познавать новое.

Пластичность нервной системы и заложенный природой мощный познавательный интерес — секрет эффективности занятий с детьми раннего возраста. Именно сейчас нужно задать правильный вектор развития крохи: показать ребенку, как прекрасен и разнообразен наш мир, научить его понимать себя и других и привить любовь к знаниям.

Что такое раннее развитие?

Раннее развитие подразумевает развитие способностей и содействие родителей в пробуждении интереса ребенка к раскрытию собственного потенциала. Под способностями в данном случае понимают:

  • физическую активность (навыки владения телом, сила, выносливость, ловкость);
  • бытовые навыки (самообслуживание: умение самостоятельно есть, пить, одеваться, причесываться, убирать после себя);
  • творчество (лепка, рисование, аппликации и т. д.);
  • интеллект (речь, чтение, письмо, энциклопедические знания, интеллектуальные игры).

Нервная система человека завершает свое формирование к 11 годам. В то же время к 3 годам головной мозг формируется уже на 70-80%. После того, как науке стал известен этот факт, мир детской педагогики перевернулся – с этих пор стали появляться методики раннего развития. Их цель — дать детям возможность максимально реализовать свой потенциал. Простыми словами — вырастить гениев.

Важно понимать, что развитие ребенка происходит в любом случае — при его активном взаимодействии с людьми, бытовыми вещами, игрушками, природой и так далее. В то же время помощь родителей, знакомых с популярными методиками раннего развития, дает ребенку хорошую базу и преимущество в школе.

Читайте также:  30 ноября именины мужские. Именины в ноябре: осенние мужские имена

В чем же заключаются особенности раннего возраста в развитии малыша?

В первую очередь, данный возраст связан с очень большой подвижностью ребенка. Ребенок уже не только ползает, он пытается или уже встал на ноги и пошел. И очень быстро пошел. Чаще всего, дети, делая первые шаги, не идут медленно, а просто молниеносно начинают бегать.

Долго же они сидели на одном месте, теперь им хочется как можно быстрее освоить все рядом и далеко находящееся от них пространство.

Перемещение по комнате доставляет им огромное удовольствие. По пути ребенок пытается ухватить все, что плохо, и даже хорошо лежит. И все это моментально летит во все стороны. Тут нужен глаз да глаз, чтобы малыш не навредил себе любимому такой двигательной активностью.

Да, кстати, я неспроста употребила эту фразу «себе любимому», ведь, забегая вперед, скажу, что в этом возрасте начинается становление самооценки ребенка. Именно теперь он требует к себе особой любви и заботы. И малыш чувствует, что его должны любить. Своим пронзительным, просто душераздирающим временами криком он требует к себе особого внимания.

Но вернемся к тому, что, ухватив любой предмет, ребенок рефлексивно тянет его в рот. И не потому что он чрезвычайно голоден и готов съесть любую вещь. А потому что таким образом ребенок знакомиться с предметами и их свойствами.

Руками ребенок ощупывает предмет, и его головной мозг получает важную информацию о предмете. Ощущая предмет во рту, ребенок также узнает о вкусовых свойствах той или иной вещи.

Такая информация очень нужна ребенку, чтобы он, хоть и неосознанно, но понимал, что можно брать, что съедобно, а что вредно. Первые ощущения закладывают в мозговой деятельности малыша первичные знания и представления о разных предметах.

Зачастую ребенку в руки попадаются очень опасные вещи. Это могут быть острые, горячие или другие штучки. Понятно, что ребенок должен узнать и о таких свойствах, но лучше этот процесс сопровождать. Например, чтобы ребенок знал горячие предметы, можно слегка повысив температуру утюга (чуть-чуть теплее температуры тела ребенка), дать ему притронуться.

В чем же заключаются особенности раннего возраста в развитии малыша?

Такая «горячесть» не критическая, ребенок не обожжется, но он почувствует разницу в температурном режиме, и это даст ему на будущее рефлекс отдергивания. Скорее всего, он не будет иметь желание в дальнейшем прикасаться к таким вещам, так как они неприятны на ощущение.

С острыми предметами также лучше познакомить заранее. Легонько покалывая ребенка чем-то острым, тем самым вызывая неприятные ощущения, мы предотвратим любопытство ребенка к таким вещам в дальнейшем.

Но все это нужно проделывать самим родителям. Не давать ребенку самостоятельно изучать свойства опасных предметов. А знакомить с ними надо обязательно!

Ну о полезных вещах говорить гораздо приятнее.

Например, первое знакомство ребенка с книгой. Красочные иллюстрации, множество картинок привлечет глаз ребенка. Разглядывая картинки у ребенка развиваются психические процессы. Ребенок запоминает героев сказок, он учится отличать красивые картинки от уродливых.

Если при этом книжку читать, то в памяти откладывается и сюжет истории.

С удивлением можно замечать, что к трем годам ребенок может наизусть знать стишки, рассказывать по памяти длинные сказки.

«Откуда он это знает?» — часто восклицают окружающие. А вот! Знает! Потому что память ребенка раннего возраста значительно крепче, чем у взрослого дяди!

Что должен знать и уметь ребенок в три года

Развитие речи

Трехлетний ребенок умеет:

  • Использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы, союзы и наречия.
  • Использовать в активном словаре более тысячи слов.
  • Выучить несколько коротких стихотворений.
  • Слушать и понимать небольшие рассказы без картинок.
  • Отвечать на понятный вопрос.
  • Выражать свои потребности и желания.

Развитие памяти и мышления

В 3 года ребенок умеет:

  • удерживать внимание  в течении 3-4 минут во время игры или при выполнении задания.
  • выучить наизусть короткое стихотворение.
  • находить определенный предмет в группе других предметов.
  • находить по памяти 2-3 предмета.
  • повторять по памяти движения, показанные не более трех раз.
  • складывать целую картинку, разрезанную на 2-4 части.
  • находить несоответствия на рисунках.
  • знать основные цвета, различать предметы по цвету.
  • находить лишний предмет среди однородных предметов.
  • находить сходства и различия между предметами.
  • объединять предметы в пары по заданному признаку.

Математические представления

  • Различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), находить предметы соответствующей геометрической формы.
  • Считать до пяти, отвечать на вопрос «Сколько всего?»
  • Знать понятия «Больше-меньше», «столько же».
  • Группировать предметы по цвету, форме, размеру.
  • Определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево).

Представление об окружающем мире

Трехлетний малыш должен знать:

  • явления природы (дождь, снег, ветер, радуга, гром, молния).
  • названия нескольких видов птиц (снегирь, дятел, сорока, воробей, голубь, ворона, сова).
  • названия насекомых (комар, муха, пчела).
  • названия домашних животных (кошка, собака, корова, коза, свинья, лошадь, баран, овца).
  • названия лесных зверей (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж).
  • названия животных, обитающих в жарких странах (слон, тигр, лев, крокодил, жираф, зебра, обезьяна, бегемот).
  • различать диких и домашних животных, понимать разницу между ними.
  • различать деревья, кустарники, цветы.
  • названия цветов.
  • названия деревьев и части дерева (ствол, ветки, листья).
  • названия грибов.
  • различать овощи, фрукты и ягоды.
  • различать время суток: день, ночь, утро, вечер.
  • основные правила дорожного движения.
  • названия некоторых профессий.
  • обобщает группы предметов: одежда, посуда, еда, цветы, животные, деревья, ягоды, фрукты, овощи.
  • из чего сделаны некоторые предметы.
Читайте также:  Икота у ребенка. Причины. Как избавиться от икоты?

Двигательные навыки

Ребенок трех лет должен уметь:

  • Скатываться с горки.
  • Выполнять простые танцевальные движения.
  • Ловить и кидать мяч двумя руками.
  • Катать мяч по полу, ловить катящийся мяч.
  • Прицельно бросать небольшие предметы в нарисованный круг или обруч.
  • Кататься на трехколесном велосипеде.
  • Прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед.
  • Спрыгивать с небольших возвышений.
  • Уметь перешагивать препятствия.

Творчество

Ребенок в три года умеет:

  • Правильно пользоваться карандашами, красками и кистью.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Рисовать линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные), точки, кружки. Соединять точки или предметы линиями.
  • Правильно держать ножницы и резать ими бумагу.
  • Приклеивать крупные детали аппликации.
  • Лепить из пластилина шарики и колбаски и приклеивать на картинку в заданные места.

Приятного Вам общения с малышом!

Понравилось? Расскажите об этой странице друзьям! //

Как помочь развитию малыша

  • Давайте ребенку возможность поиграть со сверстниками: игра — отличный способ завести друзей и освоить социальные навыки. Но не стоит ожидать, что малыш быстро научится делиться своими игрушками и ждать своей очереди — в этом возрасте дети еще уверены, что всё вокруг подчиняется их воле.
  • Поощряйте освоение бытовых навыков, таких как использование ложки и надевание обуви. Эти действия развивают мелкую и крупную моторику, а также способность малыша размышлять и планировать.
  • Говорите с ребенком: называйте предметы, описывайте свои и его действия. Говорите о частях тела, игрушках, посуде или мебели — чем больше разговоров, тем лучше развиваются языковые навыки ребенка. Можно учить ребенка различным оттенкам речи и знакомить со свойствами предметов. Например, «стул» может быть «большим стулом», «красным стулом» или даже «большим красным стулом».
Как помочь развитию малыша
  • Придайте смысл словам ребенка, слушая его и отвечая на его реплики. Если, к примеру, малыш говорит: «Мама молоко», можно ответить «Ты хочешь, чтобы мама дала тебе молока?». Такая обратная связь позволяет ребенку чувствовать себя ценным и любимым.
  • Читайте вслух: совместное чтение стихов и прозы, придумывание историй и пение способствуют развитию речи и воображения.
  • Готовьте вместе с ребенком: это поможет малышу заинтересоваться кулинарией, выучить новые слова и познакомиться с математическими понятиями, такими как «половина», «чайная ложка» или «30 минут». Можно давать маленьким детям простые задания — например, перемешать салат или соединить части бутерброда.

Психология ребенка раннего возраста

Спустя год после рождения вместо единого целого мамы и младенца появляется ребенок и взрослый. Малыш становится самостоятельным и более независимым. Он уже может сам передвигаться, играть с предметами и произносить несложные слова. В этом возрасте он целиком поглощен предметами.

Взаимодействие взрослого и малыша осуществляется через игру. Кроха еще не может понять, что делать с окружающими вещами. И взрослый постоянно объясняет ему функцию и назначение вещи. В процессе игры дети осваивают различные предметы и начинают осознавать последствия действий с ними.

Например, когда ложка подносится к лицу, малыш открывает рот. В этом возрасте он уже способен на перенос действия. Если он научился пить из чашки, то он повторяет такие же действия и со стаканом. Дети после года уже могут обобщать. Они активно подражают действиям взрослых, и их развитие в этот период полностью основано на восприятии.

Становление речи годовалого ребенка

Речь крохи в этом возрасте зависит от ранее проведенной подготовительной работы родителей и прочих членов семьи. Лепет и гуление подготавливает артикуляционный аппарат к более сложным действиям, а знакомство крохи с предметами ближнего окружения пополнило его пассивный словарь.

Ребенок в 1 год знает значение многих слов, в его активном словаре присутствует 15-20 из них. Постепенно он прибегает к речи, как к средству общения. Некоторые дети правильно произносят слова: баба, мама, ляля. Некоторые лепечут: па, бах, ма или частично произносят слова («нельзя» звучит, как «зя» и т.д.). Другие подражают животным, окружающим звукам: «ав-ав», «му-му», «би-би» и т.д.

Уже можно определить, имеются ли у крохи речевые трудности. Специалист сразу определит их. Характерная особенность годовалого малыша: подражание взрослым. Он пытается повторить знакомые слова и те, которые ранее не слышал.

Наиболее активное подражание происходит к полутора годам. Не сюсюкайте с малюткой: давайте пример правильного произношения слов.

Годовалый ребенок понимает много слов: определения разных действий, окружающих предметов и объектов, увиденных на картинках. Поддерживайте этот интерес, демонстрируя понятные ему картинки. Комментируйте иллюстрации крохе, высказывайтесь простыми словами. Обозначайте предмет одним постоянным словом, дабы смысл не был потерян для ребенка в потоке множества слов взрослого. Пример: трава пусть остается травой, а не растениями, зеленью и так далее.

Уже к полутора годам активный словарный запас крохи может достичь 30 слов. Стремясь подражать, малютка активно увеличивает свой словарный запас глаголами и наречиями. К двум годам могут появиться и прилагательные или местоимения.

Учим ребенка убирать за собой

Воспитывая дисциплину, вы можете привить ребенку навык аккуратно складывать вещи по местам, собранности, чистоплотности. В 1,5 — 2 года ребенок должен знать, где хранятся его носки, футболки, машинки, куклы. Привлекайте его к уборке игрушек перед сном, просите достать синюю кофту для прогулки из нижнего ящика. Так в 3 года малыш сможет помогать вам складывать личные вещи по местам и без напоминаний, а сразу после раздевания. Многие родители отмечают, что привычка убирать за собой формирует нежелание раскидывать вещи по квартире.

Молодым родителям стоит понимать, что навыки и умения 3-х летнего малыша не формируются за один день. Прививать правила поведения, обучать действиям ребенка нужно с самого рождения, постепенно увеличивая их сложность.

Advertisement Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Эстетическое воспитание

Это формирование у детей хорошего вкуса, чувства красоты, а также раскрытие творческих способностей. Нужно заниматься эстетическим воспитанием, даже если вы считаете, что у вас в семье нет творческих людей, и ребенку это не нужно. Эстетическое воспитание не поможет вам вырастить великого художника или музыканта. Это всего лишь один из факторов воспитания счастливого полноценного гражданина.

Действие произведений искусства для детей этого возраста огромно. Они с первых месяцев любят слушать приятные мелодии.

Дети слышат и слушают музыку с самого рождения. Сначала они просто слушают, затем начинают подпевать, еще позднее добавляют движения и танцы. Для детей 3 лет и младше рекомендуется классика, звуки природы и детские песенки. Обязательно нужно читать и учить с малышом стихи детских авторов (Барто, Маршак), потешки, загадки, читать сказки народов мира.

Эстетическое воспитание

Рисование красками и пальчиками, лепка из пластилина, изготовление аппликаций занимают особое место в жизни малыша. Через такие занятия дети учатся чувствовать и любить прекрасное. Занимаясь художественными поделками, ребенок выражает свое восприятие окружающего мира. Это важно для его развития.

Ближе к году нужно начинать рисовать пальчиковыми красками, в 1,5 года — карандашами, фломастерами или восковыми мелками, лепить из пластилина. В два года добавляется третий способ познания мира — рисование красками, простая работа с цветной бумагой и подручными средствами для поделок.

Советы психолога родителям по воспитанию ребенка 2–лет

До достижения малышом возраста 2–2,5 лет, его бессмысленно наказывать. Он еще не ощущает себя виновником происшествия. Он видит результат своих действий, но никак не связывает его с собой, и не осознает как это произошло. Единственное, что он вынесет из наказания или порицания — что он плохой и его не любят.

До определенного времени надо воздержаться от гневных тирад и подробных объяснений, как нельзя делать. Малыш все равно их не в состоянии понять. На этом этапе достаточно четких и разумных ограничений и запретов.

Приблизительно с 2,5 лет ребенок начинает себя ощущать самостоятельной личностью, и он уже способен понять, кто виноват в произошедшем инциденте. Он осознает, что некоторые действия являются хорошими и радуют близких людей, а иные — плохими. Но он еще только учится управлять собой, и время от времени будет продолжать поступать наперекор.

Часто в этом возрасте у детей появляются воображаемые друзья, на которых они перекладывают ответственность за плохие поступки. Это позволяет малышу не чувствовать за собой вину от содеянного проступка. Важно понять мотивы его поведения. Для этого надо обсудить с малышом происшествие, и помочь исправить ситуацию. Делать это надо спокойным, дружелюбным тоном, тогда он не будет бояться наказания и охотно объяснит, что им двигало.

В трехлетнем возрасте дети часто ведут себя плохо, определяя границы дозволенного и поступая назло родителям. Это дает им ощущение взрослости и самостоятельности. Если наказывать за проступки, то вместо послушания малыш окажет сопротивление. Важно на этом этапе проявить терпение, со временем отношения с малышом наладятся.