5 простых упражнений для того, чтобы научиться петь с нуля

Одни родители начинают знакомить ребенка с буквами уже с пеленок. Другие убеждены, что для этого есть начальная школа. Когда же на самом деле стоит приступать к обучению чтению и какие для этого существуют способы — мы выяснили у специалистов.

Зачем и когда учиться читать

В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

  • С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

  • В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика — умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

  • В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

  • В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии — нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

советов, как создать доверительные отношения с ребенком:

Учите ребенка хорошему на своем примере

Наверное, каждый из нас регулярно видит родителей, которые заставляют ребенка что-то делать.

Это неплохо, но если вы предпочитаете вечером посидеть на диване, вместо того, чтобы почитать или сделать с ребенком уроки, то он вряд ли будет прислушиваться к вашим советам и, тем более, выполнять ваши просьбы. Практикуйте то, что сами же проповедуете.

Учитесь слушать

Выслушивайте детей, ибо если не делать этого и не считаться с их точкой зрения, то дети найдут тех, кто будет это делать. Не надо резко высказываться о чем-то значимом для ребенка, например, о его друзьях.

Попытайтесь понять его точку зрения и если она вам не понравилась — объясните, почему. Главное — не создавайте конфликтов и не осуждайте детей — они должны чувтсвовать комфорт и безопасность рядом с родителями.

Не врите

Потерять доверие ребенка очень легко, а завоевать — проблематично. С первых дней будьте искренним и честным с детьми, тогда тогда ребенок будет вам доверять и рассказывать о своих переживаниях.

Когда ребенок спрашивает, будет ли больно при сдаче крови, лучше сказать правду: будет больно, потерпи. И объяснить, что с помощью анализа крови доктор сможет быстрее тебя вылечить.

Читайте также:  Дисбактериоз кишечника симптомы лечение у ребенка 2 месяца

Не пугайте детей наказаниями

Допустим, ваш ребенок провинился и вы сказали ему, что забираете телефон/компьютер. А сможете ли вы это реализовать? Если нет, то даже не говорите такое.

В худшем случае, ребенок не будет воспринимать ваши угрозы всерьез и вы потеряете контроль над ним.

Вознаграждайте искренность

Все мы слышали про метод “кнута и пряника”. Он помогает улучшить отношения с ребенком в долгосрочной перспективе. Например, он попробовал сигареты. Конечно же, его стоит наказать. Но постарайтесь объяснить, что, признайся ребенок в этом сам, то никакого наказания и не было бы.

Важно попытаться понять ребенка, что бы он ни натворил, понять его мотивы. Также важно спокойно объяснить, к каким последствием могут привести те или иные действия.

Оригинал статьи: -5-sovetov-kak-postroit-doveritelnye-otnosenia-s-rebenkom/

Участие родителей в развитии речи ребенка

Определённого алгоритма действий нет, но родителям можно дать несколько полезных и важных рекомендаций:

  • Нужно постоянно разговаривать с малышом. Везде, всегда и с самого рождения. Да-да, именно с момента появления маленького человека на свет вы должны общаться с ним. Это совсем несложно. Просто описывайте свои действия, рассказывайте о том, что происходит вокруг. К примеру, собираясь на улицу, расскажите, что вы на него надеваете. На прогулке говорите о том, что видите. Ребенок будет с удовольствием слушать все и запоминать.
  • Важно знакомить ребёнка со звуками, ведь именно они являются составляющими слов и основой речи. Так что, увидев жука, вы можете поведать своему чаду, что жук издаёт звук «ж-ж-ж». Многие события можно описать звуком (едет машина, льётся вода, варится каша, кошка мяукает, собачка гавкает и так далее).
  • Можно научить ребенка говорить, используя его пальчики. Всё просто, достаточно проводить занятия, способствующие развитию мелкой моторики. Дело в том, что мелкая моторика отвечает за речевой центр мозга, поэтому так важно уделять ей особое внимание. Можно, к примеру, дать ребёнку поиграть с крупами, монетками или бусинами (естественно, под присмотром взрослых). Кроме того, полезны занятия лепкой. Также можно проводить игры с песком и просить о помощи по хозяйству (очищение фруктов, к примеру).
  • Артикуляционная гимнастика. Существует множество упражнений, позволяющих подготовить малыша к произношению различных звуков и слов. Например, можно попросить его надуть воображаемый воздушный шарик. Обязательно просите малыша улыбнуться, поскольку способствует развитию мышц рта. Ещё можно научить чадо цокать языком, имитируя цокот копыт лошадки.
  • Можно устраивать дома спектакли и маленькие сценки. Для этого лучше использовать игрушки и кукол или изготовленных своими руками сказочных персонажей, например из пластилина или бумаги.
  • Как научить ребенка говорить другими способами? Нужно как можно чаще просить чадо произнести какой-нибудь звук или слово. И не забывайте радоваться успехам своего ребенка и хвалить его.
  • Вы должны следить за тем, чтобы малыш больше общался с другими детьми (как со сверстниками, так и с ребятами постарше, которые уже умеют говорить).
  • Все слова нужно проговаривать чётко, не коверкать и не изменять их. Иначе ребенок запомнит неверный вариант и будет произносить слово именно таким образом.
  • Если малыш начинает говорить и произносить некоторые слова неправильно, то вы должны ласково, но твёрдо поправлять его, произнося слово чётко и громко в правильном варианте.
  • Остается лишь добавить, что способность говорить дана людям природой, но развивать речь малышей должны их родители.

Поэтому запаситесь терпением и начинайте действовать.

Специальные упражнения, помогающие научить ребенка разговаривать

Для обучения малыша навыкам речи полезно ежедневно заниматься с ним различными упражнениями в игровой форме. При этом для каждого возраста характерны свои задания. Вот почему перед тем как научить ребенка разговаривать, важно ознакомиться с рекомендациями специалистов.

Итак, до четырех месяцев кроха впервые слышит речь, начинает прислушиваться к ней и пытаться повторять с помощью звуков. Чтобы поддержать и усилить его интерес к этому, рекомендуется совершать следующие действия:

— Повторяйте «слова», которые произносит ребенок, провоцируя тем самым его ответную реакцию. Во время упражнения смотрите в глаза малыша, чтобы он чувствовал внимание. Если кроха рассмеялся или издал радостный писк, обязательно прокомментируйте их.

— Регулярно пойте своему младенцу колыбельные песни, выбирая нежные и ритмичные мелодии. Ему это очень нравится.

В возрасте до восьми месяцев карапуз хорошо подражает словам взрослых, умеет мелодично лепетать и громко смеяться, поэтому для него рекомендованы следующие игры:

— Стоя перед зеркалом, стройте забавные рожицы, активно задействовав речевой аппарат. Например, можно складывать губы в трубочку или пытаться достать кончиком языка до носа. Постепенно кроха начнет повторять подобные действия, что в дальнейшем поможет ему в развитии навыков артикуляции.

— Напевайте веселые песенки о животных, имитируя их. Например, если в тексте говорится о ежике, попытайтесь изобразить то, как он фыркает. Также полезно имитировать звуки транспорта: пыхтение паровоза, рокот автомобиля. Такие звуки малышу легко повторять за вами и связывать с определенными объектами.

— Иногда устраивайте веселую и очень любимую детьми игру «ку-ку!». Она предполагает, что вы должны прятаться за дверью или закрываться одеялом, а затем выглядывать и произносить данную фразу. Каждый малыш в возрасте полугода горячо обожает эту игру, а со временем он сам примет роль ведущего.

Приближаясь к первому дню рождения, ребенок знаком уже с множеством слов и их сочетаний. Однако сказать он может лишь несколько из них, и обычно это звукоподражающие фразы. В данном случае психологи советуют следующие занятия:

Читайте также:  3 правила безопасной перевозки детей в автомобиле в холодное время

— Как можно чаще имитируйте возгласы животных, исполняйте тематические песенки. При этом полезно использовать реквизит: маски, красочные картинки из книг.

— Устраивайте кукольные представления. Театрализованное представление позволит ребенку наглядно продемонстрировать игру интонаций и моделирование голосов.

— Задувайте свечи, чтобы тренировать губы. Это занятие увлечет кроху, но следует принять меры предосторожности, чтобы малыш случайно не обжегся.

С раннего возраста детей следует обучать грамотному выражению собственных эмоций и ощущений, правильному построению предложений. Нам кажется, что процесс этот очень прост. С одной стороны это действительно так, но с другой — необходимо быть очень внимательными и выбирать соответствующие возрасту упражнения на развитие речевых навыков. Только в таком случае ваш ребенок научится говорить в положенный момент, а вы более не станете терзаться вопросом на тему того, как научить ребенка разговаривать!

Полезные рекомендации

Для понимания звучания своего голоса можно сделать следующее: одной рукой закрыть ухо, как наушником, а второй рукой прикрыть рот, как бы сделав микрофон. Так вы сможете примерно представить, как окружающие слышат ваш голос.

Вокальные упражнения для развития голосовых связок нужно выполнять каждый день, а также не забывать тренировать мышцы лица и торса, так как они непосредственно участвуют в процессе исполнения.

Стоит обратить внимание и на здоровье горла: не переохлаждаться, пить много тёплой воды, избегать сладостей, кислой, солёной и перчёной пищи. Продукты, раздражающие слизистую, могут помешать связкам правильно смыкаться при пении. Вокал отнимает довольно много энергии, поэтому нужно высыпаться и хорошо питаться.

Занимаемся артикуляционной гимнастикой

Очень веселое занятие и для вас, и для вашего чада – артикуляционная гимнастика, научит ребенка правильно произносить и выпевать различные звуки. Это пригодится ему и для тренировки правильной речи. Кроме того, эти упражнения очень забавные и привнесут много позитива в ваши каждодневные занятия.

Сначала упражнения для языка:

  • Учим малыша высовывать язык полностью, наполовину и только кончик (можно только представить восторг детишек при этом);
  • Имитируем чистку зубов, проводим языком по зубам и губам, тщательно очищаем зубки;
  • Учим ребенка цокать «лошадкой» и при этом объясняем, как ходит маленькая лошадка, как большая, при этом изменяя громкость и тон цоканья языком.

Теперь можно перейти к упражнениям для губ:

  • При выполнении этого упражнения нужно немного покусывать нижнюю и верхнюю губу поочередно, но нужно следить, чтобы чадо случайно не покусало само себя;
  • Теперь ребенку можно немного «покривляться» перед зеркалом – нужно выпячивать губы, изображая обиду , улыбаться, свешивать нижнюю губу, поднимать верхнюю, вытягивать губы, короче, можно вытворять с собственными губами все, что придет в голову.

Пение для детей. Обучение детей пению

В раннем возрасте у детей активируется много талантов и возможностей. Пение для детей – это еще один способ обратить на себя внимание. В этот период очень важно направить энергию в нужное русло.

Если ваш ребенок часто поет, повторяет песенки из мультиков, любит выступать, устраивает концерты, стоит сделать уклон на развитие вокальных способностей. Как показывают биографии многих звезд, все они начинали петь в очень раннем возрасте.

С чего начать обучение детей пению

В начале нужно определить уровень вокальных данных.  Для этого сделайте небольшую проверку на координацию слуха и голоса. Сыграйте мелодию или дайте ребенку послушать отрывок песни и попросите повторить. Если он повторяет точно по нотам, значит начать нужно с постановки дыхания. Если с интонированием есть проблемы, параллельно нужно делать специальные упражнения на развитие слуха.

Когда вы знаете возможности своего чада, важно определиться, куда же отдать дитя на обучение пению.

 Если у вашего ребенка сильный и звонкий голос, не стоит идти в хор

Если у вашего ребенка сильный и звонкий голос, не стоит идти в хор. Неправильное пение других детей может ухудшить пение вашего ребенка.

К тому же, на фоне остальных, такой голос будет сильно выделяться и его нужно будет постоянно приглушать. Тихое пение на малом диапазоне затормозит развитие ых данных вашего ребенка.

Лучшее решение – это занятия, в которых будет индивидуальный подход, то есть, нужно заниматься сольным пением.

 Если же голос ребенка тихий и слабый или нет скоординированности слуха и голоса, тогда можно начать с пения в хоре. Какое бы обучение вы не выбрали, сначала ребенка нужно научить правильно стоять и дышать. Дальше – научить петь чисто и проработать четкую дикцию.

В утробе:

Обучение детей пению можно начинать с зачатия. Ученые установили, что пение чудесным образом влияет на еще не родившихся малышей. В ходе эксперимента беременным женщинам включали разные мелодии по 15 секунд и фиксировали активность мозга малышей. Выяснилось, что малыши не только реагируют на пение, но и проявляют эмоции: грусть и радость.

Младенчество

Младенцы учатся воспроизводить звуки с помощью голоса, повторяя голос мамы. Если в детстве ребенку петь песни, включать музыку, музыкальные мультфильмы и сказки, ребенок вырастет очень музыкальным.

Он сможет повторить мелодию чисто, без фальши, так как у него будет хорошо развита координация слухового и ого аппаратов. А еще пение развивает музыкальный слух и вкус.

Читайте также:  Как у ребенка увеличить скорость чтения: 6 способов

Такие детки легко запоминают любые мелодии, начиная от классических и заканчивая популярными песнями.

Детство

У многих детей есть проблемы с произношением. И совсем необязательно записываться к логопеду, чтобы это исправить. Занятия с логопедом часто бывают не эффективны из-за того, что ребенку скучно и не интересно. Пение для детей – это  интересно и полезно одновременно. В процессе занятий вокалом ребенок  освоит и с удовольствием отработает упражнения, которые улучшат его произношение.  

Занятия с логопедом часто бывают не эффективны из-за того, что ребенку скучно

Ни для кого не секрет, что для большинства детей школа или садик – это ежедневный стресс. Пение после занятий способно нивелировать стрессовые ситуации и улучшить успеваемость.

Занятия вокалом подходят всем деткам, в независимости от характера, темперамента и физических данных. Ведь для того, чтобы петь, не нужно иметь длинные пальцы или тонкую талию, не нужно быть сильным или гибким, даже уметь попадать в ноты не обязательно. Поэтому каждый ребенок может найти и проявить себя через пение.

Запишитесь с ребенком на бесплатный скайп урок, чтобы начать петь вместе >>>

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Очень полезно перед гимнастикой, малышу сделать массаж. Кроха должен находиться в хорошем настроении, быть здоровым. Время упражнений рекомендуется одно и тоже и продолжительностью не более 15 минут. Любая мама знает своего ребенка и сможет построить гимнастику в интересной форме.

  1. Надувной шар. Показываем малышу как надувать воздушный шарик, при этом раздуваем щечки. Таким образом массажируем личика.
  2. Локомотив. Учим ребенка различать звуки. Как делает паровозик? Правильно ту-ту. Складываем губки уточкой, делая одновременно круговые повороты влево и вправо. Время, одна минута на сторону.
  3. Улыбка. Сначала улыбаемся, а далее складываем губки в трубочку, две минуты.
  4. Поцелуй. Целуемся и сводим губки уточкой. Упражняемся две минуты.
  5. Лошадушка. Нужно издать звук схожий, когда останавливают лошадь — тфпр-тфпр. Делаем по возможности, беспрерывно. Упражнение помогает разработать губы.
  6. Ротик — губки. Язычком проводим по губам в обе стороны.
  7. Язык. Последовательно дотрагиваемся верхней и нижней губы. Далее к уголкам левой и правой сторон ротика.
  8. Утреннее умывание. Имитируем умывание лица, обеими ручонками гладим личико и шейку, растираем от лобика, по гайморовых пазухах, к шее.
  9. Гимнастику заканчиваем повторением гласных и согласных звуков.
Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Логопеды, для формирования артикуляционного аппарата, рекомендуют почитать с малышом книжечку «Веселая артикуляционная гимнастика», Нищева Н.В. Книга подойдет и самым маленьким.

Повторяя за животными звуки и имитируя движения, рассматривая яркие картинки, такую гимнастику делать легко и непринуждённо. А красивое зеркальце во вложении — приятный сюрприз для деток, ведь они так любят в него смотреться.

Еще очень классная книга для деток от шести месяцев — «Уроки логопеда» Косинова Е.Н. Содержимое книги просто завораживает. В ней представлена целая коллекция игр на пальцах, языковой гимнастики в форме игры (веселые истории о языках мира), скороговорки для детей от 3 лет и старше. Книга очень яркая.

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Возможные трудности

Существует несколько проблем, с которыми в той или иной степени сталкиваются все родители. Исправить их не сложно, достаточно уделить внимание, потренироваться чуть дольше.

  • Слияние звуков. Ребенок не может прочитать слог слитно, выговаривает буквы отдельно. Есть простой визуальный способ: нарисуйте линию между двумя буковками и скажите, что они как бы стремятся друг к дружке. Повторите, отработайте звучание.
  • Регрессии. Хоть малыш и читает, но его глазки непроизвольно возвращаются назад, к уже пройденному. В этом случае, сбавьте темп занятий, проходите материал немного дольше.
  • Додумывание. Такое встречается даже у школьников, но появляется при в то время, когда ребенок только учится читать по слогам дома. Мальчик или девочка правильно произносят начало слова, но заканчивают неверно. Исправить это можно, только если постоянно указывать на ошибки.

Упражнения для развития внимания

Когда ребенок научится складывать слова без особых усилий, следует усложнить ему задачу.

  • Сложить слово, пропустив в нем одну букву. Ребенок должен найти пропажу. Для этого он должен внимательно прочитать слово по слогам. Иногда дети пытаются догадаться, что за слово перед ними. И из-за торопливости и невнимательности не видят ошибки. Например: та-ре-ка (тарелка). Пропущенную букву «л» ребенок может не заметить, если угадает слово целиком, не читая его. Следует обратить его внимание на необходимость прочтения каждого слога так, как он выглядит на самом деле, а не в его воображении.
  • Обратное задание — лишняя буква. Процесс аналогичный. Внимательно пропеть все слоги, в результате чего и обнаружится ошибка. Слова должны состоять не более чем из трех слогов. И лишней буквой лучше избрать согласную. Ее легче обнаружить, поскольку гласную ребенок попробует связать с последующей буквой. А ведь задача еще и в том, что бы ребенок оказался удовлетворен своей работой. Иначе учение быстро превратится в мучение. Например: кен-жгу-ру (кенгуру). При внимательном прочтении лишняя согласная будет резать ухо и сразу обнаружится.
  • Похожие слова. Здесь ребенку следует предложить прочитать слова, которые отличаются лишь одной буквой. Кит-кот, пар-жар, лес-лис. Обратить внимание на изменение смысла слова от замены одной буквы другой. Можно использовать картинки с перепутанными надписями. Под изображением кота написать «кит». И заострить задание именно на прочтении, а не на рисунке.

Такие задания прекрасно тренируют усидчивость, внимание, сосредоточенность и умение выполнять то, что поставлено в задаче. Эти качества важны и для дальнейшего понимания смысла прочитанного, и пригодятся в школе на занятиях.