5 причин, почему дети не хотят читать и слушать книжки

Сегодня от многих родителей слышишь одну и ту же фразу — ребенок не хочет учиться, сборы в школу стали настоящим утренним кошмаром.

Подробный обзор

Почему ребенок не хочет есть?

Во-первых, отсутствие аппетита у ребёнка может быть чисто субъективным мнением родителей. К примеру, если Ваш годовалый малыш в течении дня с удовольствием (!) съедает 100 гр. каши, пару сухариков, кусочек банана и несколько ложек творога, скорее всего у Вас просто завышенные требования к аппетиту детей. И даже если у Вас самих или в Вашем ближайшем окружении есть дети, которые в таком же возрасте уплетали всё за обе щеки без остановки – необходимо помнить, что все мы разные, и конкретно этот ребёнок имеет полное право не иметь такого аппетита.

Во-вторых, сниженный или отсутствующий аппетит может быть симптомом какого-то скрытого заболевания. Сама я, не являясь медиком, на данный момент времени могу доподлинно сказать только о пяти самых распространённых медицинских причинах нарушения аппетита у детей. Естественно, их может быть намного больше, поэтому рекомендую изначально найти очень хороших педиатра и гастроэнтеролога.

В-третьих, отказ ребенка — малоежки от еды или сниженный аппетит может быть проявлением проблем психологического  характера. Об этом поговорим ниже в статье.

Почему подростки старательно игнорируют «полезные» советы родителей?

У этого есть несколько причин, зная которые, можно изменить отношения со своими детьми в лучшую сторону.

Причина первая: родители не являются авторитетом для ребенка

Родительский авторитет нарабатывается годами, с самого раннего детства ребенка. И нарабатывается он не строгостью, не наказаниями и не правилами семьи. Он устанавливается через доверие, уважение, принятие ребенка и взаимное слушанье.

Огромное заблуждение родителей в том, что дети должны слушать их. При этом сами родители считают, что мысли ребенка – это глупости, его мнение – это просто какая-то ерунда, и что вообще он не дорос еще, чтоб взрослые к нему прислушивались и с ним считались. Ребенок, привыкший, что его мнение ни во что не ставят, что за него решают, чем ему заниматься, чему ему учиться, с кем ему общаться, настолько устает от этого, что к подростковому возрасту выстраивает вокруг себя защитную стену, сквозь которую слова мамы и папы про то «как правильно и как надо», просто не слышны.

Для каждого ребенка, и потом подростка, крайне необходимо проявлять свою волю, принимать собственные решения. И если ребенок не имеет возможности это делать, то он находит способ хоть как-то утвердить свою позицию – через противостояние с родителями. «Если мне не дают поступить по-моему, то я, по крайней мере, не поступлю так, как от меня требуют!» Неосознанно именно так выстраивается логическая цепочка подростка.

11 советов родителям, как вдохновить ребенка читать книги

Причина вторая. Ценности и мировоззрение родителей не совпадает с ценностями подростка

Это порой обусловлено разницей поколений. Но часто это происходит потому, что родители сознательно обесценивают интересы, стремления и увлечения ребенка. Иногда на наших родительских головах сияет такая корона самоуверенности, что только мы знаем, как лучше, правильно и достойно. И мы вообще не готовы признать, что у детей есть свои взгляды и подходы. Как же, я ведь уже жизнь прожила, а она еще мелкая дурочка!

Хотя на самом деле ключ к взаимопониманию с подростком лежит в изучении его интересов. Родителям очень важно понимать, чем интересуется ребенок, какие шоу смотрит, на каких блогеров подписан, какую музыку слушает. И не спешить осуждающе кривиться: «Что за глупости, мы в этом возрасте такую чушь не смотрели!» Стоит подумать, что именно ребенка привлекает в этом увлечении, что ценно. Что в нем есть полезного и хорошего.

Причина третья. Родители не слышат подростка

Не замечают его обратной связи, игнорируют его посылы, просьбы, стремления. И когда ребенка не слышат годами, он просто закрывается в себе. Ну а после того родители сокрушаются, что ребенок стал скрытным, что у него появились какие-то свои странные друзья, что он общается, не пойми с кем. Хотя ребенок общается всего-то с теми, кто готов слушать и слышать его. Кто готов понимать и не обесценивать. Кто не стремится вечно поучать, а искренне интересуется внутренним миром подростка.

Как защитить ребенка от буллинга в школе? 4 совета от психолога

Причина четвертая. Родители видят в подростке одни недостатки

Ребенок не чувствует со стороны родителей восхищения, принятия, он живет в постоянных придирках и критике. И, ограждая себя от негативных комментариев, от постоянного недовольства родителей, он так же не воспринимает и те рациональные или полезные с точки зрения вещи, которые транслируют родители.

Почему ребенок не хочет учиться: основных причин

Почему ребенок не хочет учиться

Читайте также:  Диета при грудном вскармливании новорожденного

Всех детей школьного возраста можно условно подразделить на следующие группы:

  • Школьники, которые с интересом получают новые знания.
  • Ученики, отношение которых к учебе ровное, спокойное.
  • Дети, для которых обучение тяжкая ноша.
  • Ребята, у которых полностью отсутствует мотивация к учебе, возникает стойкое нежелание посещать уроки.

Основная масса детей, потерявших интерес к учебе, ведет себя так в силу ряда обстоятельств. Главными причинами нежелания ребенка посещать школу являются:

  • Отсутствие интереса к определенным занятиям.

У каждого малыша свой уровень интеллекта и различные способности, для ребенка, увлеченного рисованием или сложением стихов, сложно «на отлично» выполнять задания по физике или математике. Если нежелание школьника учиться связано именно с этим, взрослым следует понять его устремления и направить процесс в нужное русло, соответствующее интересам маленького человечка.

  • Сложности с процессом обучения.
Почему ребенок не хочет учиться: основных причин

Многие дети не в состоянии справиться со школьными предметами. В таком случае разрешить конфликт поможет профессиональный репетитор или учитель, проводя дополнительные занятия по нужным предметам. Дети, не чувствующие себя среди сверстников «белыми воронами» из-за недостатка знаний, охотнее посещают учебное заведение.

  • Конфликты со сверстниками, учителями.

Отсутствие желания посещать уроки зачастую связано с конфликтами в классе или неприязненным отношением к конкретному учителю, из-за чего резко меняется поведение, что особенно часто заметно в подростковом возрасте. Решение очевидно — выяснить причину конфликта, дать совет как купировать ситуацию, в крайнем случае выбрать другое место учебы.

  • Чрезмерная опека.

Интерес к учебе пропадает в том случае, если родители «учатся» вместо своего чада. Тщательный контроль за сбором портфеля, выполнением домашней работы, требования получать исключительно высокие оценки по всем предметам заставляет маленького человека находиться в постоянном стрессе, а страх и неуверенность в своих силах со временем формируют отвращение к посещению школы. Задача взрослых состоит не в тотальном контроле за сыном или дочерью, а в помощи, которая нужна.

  • Отсутствие контроля.

В таких случаях ситуация полностью противоположна предыдущей, мама и папа пускают все на «самотек». Никто не контролирует маленького непоседу, не проверяет уроки, не интересуется полученными оценками. У детей мало развито чувство самоконтроля, выбор между уроками или игрой, всегда окажется в пользу последней. Решение проблемы — развивать в малыше чувство самоконтроля.

Почему ребенок не хочет учиться? — страшная правда!

Давайте будем честны сами с собой. Единицы из нас безоговорочно любили школу и обожали учиться. На глаза как-то попались воспоминания о школьном детстве людей, которых считали видными умами времён советского социализма. Среди них и учёные-физики и крупные специалисты в области строительства электростанций, и другие не менее выдающиеся личности уже в почтенном возрасте.

Почему ребенок не хочет учиться? — страшная правда!

Одни вспоминали, как учитель запирал их в кабинете для того, чтоб выполнялось домашнее задание. А они при помощи друзей вылезали через форточку и бежали играть в футбол или лапту. Не смотря на то, что знали о неминуемом жёстком наказании потом.

Другие с теплотой и смехом вспоминали, как тёмным утром проворачивали аферу с лампочками, вставляя в патроны освещения мокрые бумажки. Бумажки постепенно высыхали, контакт прерывался. Лампочки прекращали гореть и урок, особенно пасмурными зимними днями, проводить было невозможно.

Почему ребенок не хочет учиться? — страшная правда!

Поэтому очевидно, что если вы думаете, что процесс обучения в школе может быть обожаемым, то вы себе врёте! И старательно забыли о том, как это было у вас. Хорошо, не нравится, но что же делать?

Что делать, если ребёнок не хочет учиться? Обязанность получить аттестат о среднем образовании закреплена нынче за каждым гражданином государства. И именно родителю будет административное «а-та-та», если его ребёнок аттестат не получит. А с другой стороны – не тащить же волоком?

Почему ребенок не хочет учиться? — страшная правда!

Один против всех!

Сейчас коснёмся того момента почему раньше случаи противоборства школьной системе были единичны. А сейчас носят массовый характер. Ответ прост. Мы растим уже совершенно других детей. Они тотально и безоговорочно не похожи уже даже на нас – их родителей. Что уж говорить о предыдущем поколении, о наших родителях.

Почему ребенок не хочет учиться? — страшная правда!

Для бабушек-дедушек этот феномен и вовсе несовместим с понятием нормальной реальности. Таким образом, порождается страшная ситуация. Когда все – родители, бабушки, дедушки, школа находятся на одной стороне баррикад. А ребёнок — один против всех – на другой. Отчаянный, но не сломленный. Пока.

Особенность новых детей заключается в их обострённом чувстве собственного достоинства, в качественной самооценке и в нежелании кривить Душой. Интересно, что как раз «провокаторы» не те дети, которым в школе страшно, может быть унизительно, нет.

Почему ребенок не хочет учиться? — страшная правда!

Многие родители выражают опасения, мол, это бесхарактерность даёт такую реакцию на даже небольшое давление. Куда там! Сломаться и плыть по течению куда проще, чем противостоять! Тем более, когда ты маленький, а система большая и, кажется, все против тебя.

Почти всегда бунтари — это яркие, активные ребята. Эрудированные, разносторонние в общении, возможно непризнанные лидеры во дворе, либо независимые одиночки. Специалисты характеризуют их как «умный, но учиться не хочет.»

Почему ребенок не хочет учиться? — страшная правда!

Эти дети рубят правду с плеча, не заискивают перед авторитетами, задают неуместные вопросы. И делают выводы о действительности по тем фактам, которые сами видят и чувствуют, а не по тому, что им пытаются «всучить».

И что же видят наши дети? А видят и чувствуют они, не смотря на самый юный возраст, полную несостоятельность современной (вообще ни разу не современной) системы образования. Образования, в котором нет места стремлению изучать то, что нравится именно сейчас. В котором тот, кто старше решает что тебе сейчас интересно.

Почему ребенок не хочет учиться? — страшная правда!

Школа, в которой зачем-то нужно заучивать килограммами совершенно не интересную информацию. Когда любой современный ребёнок уже с дошкольных лет знает, что любое интересующее можно найти в один клик.

Зачем тогда?? Школа, в которой даются никому не нужные и подчас бредовые «знания». В которой из прикладного и того, что пригодится вот сейчас, здесь, в повседневной жизни, нет почти ничего.  Школа, в которой попросту неинтересно!

Почему ребенок не хочет учиться? — страшная правда!

Почему девочкам вредно учиться в современной школе?

Отдельной строкой хочу коснуться обучения в общеобразовательной школе девочек. Если в оценочной системе для мальчиков есть даже некоторый плюс. Она порождает здоровую мужскую конкуренцию, стремление быть лучше. Ну или, по крайней мере, не травмирует, то девочки совершенно другое дело. Оценочная система убивает в девочках женское начало! Которое заключается в том, что она должна быть априори непререкаемой стопроцентной ценностью.

Почему ребенок не хочет учиться? — страшная правда!

Выставление же оценок порождает стремление соответствовать, быть лучше. Чувствовать себя невыносимо плохо, когда быть на высоте не удаётся. И стремиться вновь, при этом находясь в страхе снова упасть.

Читайте также:  Что делать, если ребёнок плохо ест

Мальчиков – закаляет или не трогает, девочек же ломает, воспитывает по мужскому типу. И они потом по жизни вынуждены искать себе «оценку» извне. Бороться с неуверенностью, воспринимать себя саму по типу «сделала – хорошая, не сделала -плохая» и так далее. Обучение девочек должно кардинально отличаться и не носить оценочный характер. Но до этого нашей системе образования ой, как далеко.

Способы достижения взаимопонимания

Список желаний. Если ребенок просит для себя подарок, избегайте резкого отказа, чтобы не спровоцировать его на истерику. Спокойно объясните, что купить или получить желаемое возможно, но немного позже. Возьмите за правило вместе записывать желания малыша, и время от времени что-то покупайте (или исполняйте) из этого списка.

Предупреждение за пять минут. Игра бывает в самом разгаре, когда родитель решает, что пора ее прекращать – надо идти домой, ложиться спать, кушать и т.д. Предупредите ребенка, что время истекает – еще пять минут, и игра должна быть закончена. Если не делать поблажек и не отменять без веских причин собственное решение, пятилетка быстро усвоит такое правило, не устраивая бурных сцен «не хочу, не буду!».

Минутка спокойствия. Если малыш никак не успокаивается, усадите его на стул и не позволяйте с него вставать. Дайте ему в этот момент игрушку-антистресс или мячик. Необходимо объяснять, что как только он посидит немного и станет спокойней – тогда можно будет вернуться к прерванной игре.

Идеальные дети встречаются крайне редко. Непослушный малыш требует внимания и понимания. Психологи считают, что ребенок в 5 лет не слушается ситуативно, при стечении определенных факторов. Взрослый, спокойный и выдержанный человек найдет способ переключить его внимание, не прибегая к крайним мерам. Обращайте больше внимания на своих детей, играйте с ними, будьте в курсе детских желаний и мечтаний, укрепляйте дружбу. Детство быстротечно. Пусть у малыша останутся самые приятные воспоминания об этом отрезке жизни, а у вас – о том, каким прекрасным и спокойным ребенком он когда-то был.

Ребёнок не хочет читать (учиться читать).

Как привить ребенку любовь к чтению

Дети бывают разные, и каждый ребёнок по-своему проявляет себя в той или иной ситуации. Например, когда мама желает научить своё чадо читать, одни дети смирно смотрят в книжку и запоминают буквы, а другие начинают капризничать и отказываются от такого занятия. Во-первых, следует учитывать, что ребёнок пример берёт со своих родителей, поэтому, если мама или папа никогда в руки книгу не брали, то и ребёнок посчитает занятие с книжкой неинтересным.

Также родителям следует больше читать вслух для своих детей. Так, у ребёнка будет проявляться интерес узнать, что же дальше будет происходить, и чем закончиться интересная история, но, увидев, что мама или папа устали, ребёнок проявит желание быстрее самому научиться читать.

Ребёнок не хочет читать (учиться читать).

Для начала необходимо выучить буквы, и делать это лучше всего в непринуждённой обстановке, к примеру, в игровой форме можно познакомить ребёнка со страной под названием «Алфавит». К соответствующим буквам нужно подобрать интересные слова, которые ребёнок знает, так он запомнит и название букв, и услышит, какие звуки издают буквы, и зрительно уловит способ чтения.

Когда буквы выучены, и ребёнок может составлять слога, следует выбрать вместе с ним интересную и увлекательную книгу. Главное, чтобы буквы в книжке были крупного размера, история в книге не была слишком длинной и подходила для возраста ребёнка. Наличие картинок в книжке только приветствуется. Для начала, можно приступить к чтению маме или папе, а потом предложить продолжить ребёнку. Если не совсем будет получаться, и ребёнок будет запинаться или неправильно произносить букву, следует спокойно объяснить, в чём ошибка и продолжить дальше.

Причина №5: Родители стали читать много книг по воспитанию, часто не критично воспринимают советы и пробуют на ребенке разнонаправленные педагогические подходы.

Как хорошо, что родители хотят понимать своих детей, хотят сделать как лучше и не совершать ошибок своих родителей, поэтому читают много книг по воспитанию. Но очень часто не могут критически отнестись к прочитанным рекомендациям и пробуют на ребенке то одно, то другое. И ребенок невротизируется, потому что не понимает, чего ждать от родителей.

Плюс ко всему мамы, желающие быть идеальными, сами боятся очерчивать границы, боятся проявлять строгость и твердость, постоянно сомневаются в принятых решениях, чувствуют себя во всем виноватыми, а ребенок, конечно, считывает мамино эмоциональное напряжение.

Давайте попробуем разобраться. Вся педагогика развивается между двумя полюсами, и в книгах авторы склоняются то к одному, то к другому, где-то добавляя чего-то больше, где-то — чего-то меньше.

Так вот один полюс занимает идея свободного воспитания Жан-Жака Руссо, который утверждал, что ребенок, придя в мир, уже состоялся как личность, и главная задача родителей — это ему не мешать.

На втором полюсе находится Адольф Дистервег, считающий, что ребенок — это чистая доска, что напишем, то и получится.

Но ведь это крайности, и часто родители встречают в книгах по воспитанию искаженные интерпретации слов великих педагогов, вырванные из контекста и лишенные первоначального смысла.

Причина №5: Родители стали читать много книг по воспитанию, часто не критично воспринимают советы и пробуют на ребенке разнонаправленные педагогические подходы.

Так, например, последователи Руссо, могут считать, что ребенок все знает и не надо его ничему учить. Пусть ест руками, раз он так хочет, раз ему так привычно. Или же родители говорят: «Я же не могу насиловать ребенка», объясняя свою неспособность научить его пользоваться горшком.

Или же последователи идеи Дистервега могут полагать, что ребенка можно всему учить, а он должен и обязан всему учиться. Не учитывая индивидуальные особенности развития и интересы самого ребенка. Папа хочет, чтобы сын был спортсменом, значит будет тренироваться до посинения и не важно, что это не соответствует природным способностям мальчика.

Читайте также:  Как смириться с тем, что родители стареют

Что родители могут сделать, чтобы ребенку было легче читать и слушать книги?

  1. Научить ребенка владеть собой.
  2. Пригласить ребенка в мир поэзии, читая ему стихи и приговаривая потешки.
  3. Соблюдать подходящий ребенку режим дня.
  4. Выделять время на обучение навыкам самообслуживания.
  5. Не бояться обращаться с конкретными вопросами по воспитанию ребенка к специалистам — психологам, педагогам.

Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка, то приглашаю вас стать участником моего онлайн-курса «Как пробудить в ребенке желание читать книги».

ошибок в воспитании

Часто причинами детского непослушания становятся определённые ошибки родителей:

  1. Отсутствие зрительного контакта. Когда ребёнок увлечен (игрой или смотрит мультики), его внимание трудно переключить. Однако взгляд в глаза ребёнка и озвучивание просьбы может сотворить чудеса.
  2. Вы ставите для ребенка сложные задачи. Не следует просить ребёнка о выполнении сразу нескольких задач. Таким образом он только запутается и в итоге ничего не сделает. Целесообразно разделить вашу просьбу на простые и небольшие этапы.
  3. Вы неясно формулируете свои мысли. Увидев, что ребенок балуется (раскидывает игрушки), не спрашивайте его о том, долго ли он еще будет раскидывать свои игрушки! Малыш поймет все буквально, поэтому лучше сказать, к примеру так: “Хватит раскидывать игрушки!”
  4. Вы много говорите. Все требования должны быть лаконичными с использованием простых и коротких предложений.  Если ребенок балуется, нужно сказать “Этого делать нельзя!”, а затем попытаться отвлечь ребенка.
  5. Не повышайте голос. Крик только усугубит ситуацию. Ребёнок будет продолжать шкодить исподтишка по причине боязни крика. Будьте последовательны в своих решениях и ведите себя спокойно!
  6. Вы ждете быстрой реакции. Детям в возрасте до 6 лет требуется время на осознание (для того, чтобы услышать и выполнить просьбу) и выполнение поставленной задачи.
  7. Вы многократно повторяете как попугай. Ребёнок должен самостоятельно приобретать некоторые навыки. А постоянное повторение того, что ему необходимо сделать, превратят его в безынициативную личность. У детей хорошо развита зрительная память, поэтому различные картинки-напоминалки очень помогут!
  8. Одновременное требование и отрицание. Не следует использовать частицу “не”. Просьбы с приставкой “не” действуют на ребенка наоборот, потому что “не” восприятие малыша пропускает. Лучше всего заменить её альтернативными фразами. Например: “Не лезь в лужу” на альтернативные варианты, например: “Давай обойдем эту лужу по травке!”

Читаем также: 10 причин плохого поведения детей

Памятка родителям неговорящих детей

Повторю основные моменты, на которые следует обратить внимание родителям.

1 Сходить к неврологу или психиатру, чтобы исключить органические причины.

2 Осознать, что ребенок — это самостоятельный, отдельный человек. Пусть он еще маленький и зависимый, но уже отдельный. Хорошо, если у ребенка будет свое пространство — комната или хотя бы кроватка. Мама может оставлять его с другими членами семьи, оставлять в детском саду. Разделиться будет легче, если у мамы будут другие интересы помимо ребенка.

3 Понять, что не нужно всегда угадывать ребенка. Да, это здорово, что у вас такое взаимопонимание. Но важно поверить в ребенка, в то, что он может сам сказать, что ему нужно. Не говорите за него, не отвечайте сразу, пусть он попробует объяснить. Если ребенок еще не захотел есть, а его уже накормили, зачем ему говорить?

4 Укреплять связь с ребенком. Разговаривайте с ним, делитесь своими чувствами, эмоциями. Не говорите за него, говорите о себе. Это помогает укрепить связь, создает положительный и доверительный контакт.

5 Дать ребенку возможность проявить спонтанность и активность. Пусть у него будет место, где он сможет играть сам, двигаться так, как хочет. Рамки и границы нужны, но постарайтесь сделать так, чтобы они не превратились в постоянные одергивания и чтения нотаций по пустякам. Разговаривайте с ребенком, объясняйте ему, что можно, а что нельзя и почему.

6 Называть чувства ребенка; рассказать, что злиться — это нормально. Говорите: «Ты злишься»; «Ты обиделся»; «Ты расстроился». Объясните причину: «Ты разозлился, потому что я не разрешила тебе съесть конфету. Но ты сегодня уже съел две штуки, больше нельзя — мы об этом с тобой договорились на прошлой неделе». Таким образом мы даем ребенку разрешение на эмоции, показываем, что у них есть свои причины, что это нормально.

7 Принимать ребенка любым, говорящим или нет, любить его, говорить с ним ласковым и нежным голосом. Создайте для него условия, где бы он чувствовал себя безопасно. Старайтесь соблюдать примерный режим дня, чтобы создать ощущение предсказуемости событий, предупреждайте его, если уходите. И конечно, говорите ему, как вы его любите, как много он для вас значит.

Сальникова Ирина Анатольевна, Клинический психолог, нейропсихолог, кандидат психологических наук Если вам нужна помощь опытного специалиста, запишитесь на прием к Сальниковой Ирине Анатольевне. Записаться на прием

Переходный возраст

Ребенок (13 лет) не хочет учиться? Проблема эта распространена по всему миру. Родители подростков нередко отмечают, что их дети просто перестают стремиться к учебе и знаниям. Они «съезжают» по оценкам, не делают домашние задания и даже прогуливают уроки!

К сожалению, большинство мам и пап выбирают не самую правильную тактику поведения, чем еще больше вредят. Ведь в 12-13 лет начинается половое созревание, новый этап становления личности. Период бунтарства и несогласия. В переходном возрасте проблемы с учебой — нормальное явление.

Родителям важно в этот момент не «наседать» на ребенка, а помочь школьнику справиться с трудностями переходного возраста. Такой прием способствует сохранению отношений с детьми, а также улучшает успеваемость. Можно нанять репетитора, но без фанатизма. У детей в любом возрасте должно быть время на отдых.