5 эффективных способов привить любовь к чтению

Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения, в частности), и формирования, педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.

Про любовь к чтению: хорошо, когда она есть

Я обожаю читать с детства. Моя мама читала мне много, и еще больше рассказывала сказок, которые придумывала. Некоторые из них я помню до сих пор. Мама научила меня буквам очень рано, зачитала я в возрасте 4,5 лет. С тех пор книжки всегда со мной. Они перешли из бумажного в электронный вид — это было для меня откровением, что теперь в отпуск можно не тащить пол чемодана книг, а взять легкую электронную электронную читалку. Это было свободой: просмотреть обзоры похожих на меня людей, почитать отзывы или просто наугад ткнуть пальцем в небо и найти себе следующую книжку. Это было и безопасностью: где бы я не оказалась, электронные книги весят не много и они не кончаются (у меня всегда скачано что-нибудь следующее). Со временем мои книжки переехали в телефон — теперь даже читалку носить с собой не надо, а телефон всегда рядом. Я всегда могу урвать для чтения время: на площадке, пока дочь играет с другими детьми, а сын спит, например. Чтение позволяет мне с удовольствием проводить время в дороге, я исколесила весь мир. Теперь у меня свои дети. Я долго кормлю детей грудью и в это время читаю, конечно же. Поскольку читать беллетристику как-то неловко, я читаю о детях, списком этих книг я с удовольствием поделюсь. Когда дочке был год-два вместо стишков про мишку (для них, к счастью, были папа и бабушка), я читала ей сказки Пушкина: ей все равно, а мне приятно. Спустя полжизни язык Пушкина казался мне таким красивым! Позднее я читала ей на ночь и, когда она засыпала, читала что-нибудь для себя. Даже после секса я предпочитаю немного почитать перед сном, такова неодолимая тяга привычки. Обычно я читаю что-то новое и редко перечитываю любимые книги (помнится еще детский дефицит, когда любимые книжки зачитывались по 8-10 раз, потому что других не было, а сейчас всего так много, что кажется жизни не хватит на все интересное). И вот пришел долгожданный момент, когда можно читать дочке то, что для меня самой интересно и она способна понимать прочитанное. Список таких книг для дошкольного возраста мы приведем отдельно. Здесь интересно поразмышлять про принципы. Моя главная цель — чтобы дочь полюбила книги, чтобы нашла в них тему, тягу, страсть, доставляющую радость. Как же для этого читать? Вот, что мы поняли за это время, принципы, помогающие передать детям любовь к чтению, а родителям сохранить и сформировать любовь к тому, чтобы читать вслух.

И великие тайны открываются нам

Внимание к литературе – путь к духовности и будущему!

Бытует мнение, что сегодня люди мало читают, молодежи, кроме гаджетов, ничего не интересно… И что легче всего, придя домой, включить телевизор и расслабиться, чем взять в руки книгу и задуматься.

В процессе эволюции, на протяжении миллионов лет, в человеке формировались гены, которые сегодня присущи Homo sapiens. Развитие мышления, способность анализировать и другие общеизвестные этапы формирования  привели к тому, что человек стал высшим разумом на Земле. Стремление к познаниям, к овладению, своего рода, ключами цивилизации, способствовало появлению тяги к чтению.

Вначале это были простые линии, затем петроглифы, потом появились шумерские клинописи и в конце концов, то, что мы имеем сегодня.

Одни читают научно-популярную литературу, другие художественную, третьи предпочитают историческую, кому-то нравится фантастика. Но всех объединяет одно — стремление читать, обогащать свои знания, двигаться выше и дальше, желание заглянуть за горизонт, познать неведомое. Ответить на вопрос – кто мы? Откуда мы появились? Почему Творец выбрал именно нас? Куда мы движемся? Чтение, и соответственно, работа над собой — один из путей решения многих вопросов c  момента рождения и до конца нашей жизни.

Так чем же полезно чтение книг? Как сделать так, чтоб было интересно читать ребенку, подростку?  Чем же мотивировать его?

Как заинтересовать ребёнка чтением книг

1. Начинайте читать ребёнку с самого раннего детства

Чаще всего малыши очень любят стихи, вероятно, за их ритм, простоту для восприятия, краткость. Выбирая первую книжку для своего малыша, позаботьтесь не только о том, чтобы она имела красочную притягательную обложку (переплёт лучше всего брать твёрдый), но и качественные иллюстрации с чётким изображением героев, пейзажей, отдельных предметов. Они должны быть узнаваемыми и понятными ребёнку.

2. Читайте малышу в определённое время, например, перед сном

В остальное же время книга или книги могут находиться в поле зрения ребёнка, чтобы он мог попросить вас почитать, если у него возникнет такое желание. Это если ребёнок ещё не разговаривает и объявить о своём желании может только указанием на предмет его желания. Когда ребёнок подрастёт его библиотеку можно перенести на отдельно выделенную для него полочку в пределах досягаемости. Если ребёнок просит вас почитать книгу, то не отказывайте ему и не ссылайтесь на занятость, на одно-два стихотворения из детской книжки не уйдёт много времени.

Читайте также:  Как давать элькар новорожденному грудничку

3. Обязательно обращайте внимание на то, как ребёнок ведёт себя во время чтения

Не затягивайте этот процесс и не заставляйте малыша елозить в ожидании скорейшего окончания произведения. Разбейте длинную сказку на несколько частей, но в начале чтения новой части обязательно поинтересуйтесь, чем закончилась предыдущая. Так ребёнок не только учится говорить, пересказывать, но и развивает память.

4. Как только ваш сын или дочь проявят желание учиться читать самостоятельно, обязательно «услышьте» их

Начните учить буквы, можете записать ребёнка к репетитору, которых сейчас очень много (предварительно хорошенько узнайте о будущем педагоге, его методах работы), можете потихоньку учить малыша сами, но опять-таки очень важно не переусердствовать, потому что отбить тягу к чтению очень и очень просто. Если у ребёнка отметилось желание научиться читать самостоятельно, то такое желание нужно поощрить.

5. Как только ребёнок начнёт читать самостоятельно, нужно очень чутко отнестись к выбору первых книг и к самому процессу

Здесь будут уместны «любимая мамина детская книжка», «нелюбимая папина, которую он так и не смог дочитать», «книжка, которую мама очень хотела прочитать» или другие варианты стимулирования. Давать за высиженные и вымученные десять-пятнадцать минут чтения шоколадку или столько же времени за компьютером неправильно. Ребёнок должен привыкать просто читать, читать для интереса, а не ради того, чтобы что-то за это получить.

6. По ходу чтения ребёнком какой-то книги обязательно интересуйтесь, как «обстоят» дела у главных героев, что случилось на сей раз с главной героиней, за кого переживает и волнуется ваш маленький читатель

Обсуждайте с ребёнком прочитанное, учите его сопереживать и фантазировать (ведь в случае если книга закончилась грустно или неинтересно, можно предложить малышу придумать другую развязку произведения). Запомните — механическое вычитывание пяти или пятидесяти страниц, причём под неусыпным надзором и покрикиваниями никогда не станет для ребёнка любимым занятием

Как правильно привить любовь к чтению: простые правила

К счастью или сожалению, удовлетворение познавательной функции в наше время взял на себя интернет.

Простой пример:

И все же есть простые и эффективные способы привить ребенку любовь к чтению:

Собственный пример

Без этого никак – если родители упорно доказывают своему чаду, что читать нужно, а то вырастишь бездарем, но сами при этом книг в руки не берут, все попытки потерпят фиаско.

Учитывайте интересы

Все детки разные, кому-то интересно устройство техники, кому-то устройство галактики, а кого-то непреодолима влекут все бездомные кошки во дворе. Вы возбудить интерес к сфере, которая малыша абсолютно не волнует. Старайтесь подбирать литературу, которая идет в разрез с интересами малыша, книги в которых он найдет ответы на интересующие вопросы, узнает именно для себя много интересного и полезного.

Начинайте как можно раньше

Одновременно с погремушками, мягкими игрушками в доме должны появляться и первые книги с яркими крупными картинками. Они должны быть либо мягкими, либо из плотного картона. Главное, чтоб их нельзя было порвать. Каждый день уделяйте время рассматриванию картинок и чтению.

Обсуждайте

Изучение первых книг должно быть совместным. Всегда обсуждайте прочитанное, просите малыша пересказать сюжет, придумать несколько вариантов финала. Делайте совместные морально-этические выводы. Позже малыш, уже читая самостоятельно, с удовольствием будет рассказывать о прочитанном.

Хвалите и поощряйте

Для современных гиперактивных детей чтение настоящая мука. Малышу проще и быстрее посмотреть видео, чем прочитать рассказ. Всегда хвалите его, видя, что в руках у ребенка книга, спрашивайте о впечатлениях, советуйте литературу.

Если следовать простым правилам – чтение станет неотъемлемой частью жизни маленького человека. Важно немного приложить усилий, результат не заставит себя ждать.

В свою очередь Школа раннего развития «УмНяша» в Москве приглашает детей от 1 до 7 лет на увлекательные развивающие занятия. Опытные педагоги за несколько уроков научат ваших малышей читать и считать. Наши филиалы находятся в Северном и Южном Бутово, Солнцево – приходите, мы знаем секреты раннего развития детей.

Падежи в русском языке

По правилам русского языка, падежей всего шесть, а у каждого из них — свои вопросы. Соответственно, слова будут меняться в зависимости от них. Для улучшения восприятия и запоминания специалисты рекомендуют использовать несколько полезных методик, чтобы раз и навсегда «поместить» шесть слов в память.

Для начала можно попробовать просто их запомнить по установленному порядку:

  1. Именительный.
  2. Родительный.
  3. Дательный.
  4. Винительный.
  5. Творительный.
  6. Предложный.

В школе у большинства учеников возникают проблемы с запоминанием правил. Потому учителя рассказывают стихи, которые можно использовать. Они старые, но подходят для обучения и современных школьников.

В некоторых акростихах первые буквы слов совпадают с названиями падежей. Есть множество подобных считалок-поговорок для запоминания, а самым распространенным считается следующий: Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.

Благодаря такому простому стишку можно помочь ребенку эффективно и быстро выучить порядок падежей и их названия. Необходимо только сразу указать, что каждое слово начинается с той буквой, с которой пишется падеж.

Также на просторах интернета можно найти другие стихи. Они менее известные, но несут такую же полезную функцию.

Игровой метод — запомнить падежи русского языка в стишках (как выбрать подходящий, должны решить сами родители или ребенок):

  1. Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
  2. Иван Романов дал Вите тетрадь подержать.

Взрослому человек не составит труда запомнить такие простые стишки, но для ученика начальных классов это может показаться довольно сложной задачей. Поэтому необходимо более подробно разобрать рассматриваемый вопрос, чтобы объяснить ребенку все нюансы.

Имеющиеся вопросы

Для начала необходимо каждый падеж рассмотреть отдельно.

К конкретному падежу нужно задавать определенные вопросы:

  1. Именительный. Это один из самых простых падежей, который довольно легко запомнить. Слова в этом случае меняться не будут. Вопрос: Кто? Что? (Кто? — Слон. Что? — Яблоко).
  2. Родительный. Чтобы перевести слово в родительный падеж, необходимо задать вопрос: Нет чего? Нет кого? (Нет кого? — Собаки. Нет чего? — Ручки). Если всё равно возникли сложности с запоминанием, то есть другие вопросы, схожие с самим названием: Вы родители чего? Вы родители кого. (Вы родители кого? — Девочки. Вы родители чего? — Кустарника).
  3. Дательный. Дать чему? Дать кому? (Дать кому? — Кошке. Дать чему? — игрушкам).
  4. Винительный. Самым простой способ запомнить падеж — понять, что этот вопрос будет точно соответствовать его названию: Винить что? Винить кого? (Винить кого? — подростка. Винить что? — Арбуз).
  5. Творительный падеж тоже созвучен с названием: Сотворен чем? Сотворен кем? (Сотворен кем? — Человеком. Сотворен чем? — Деревом).
  6. Предложный. Необходимо использовать предлоги (на что указывает название). Вопрос: Говорить о чём? Говорить о ком? (Говорить о ком? — О дяде. Говорить о чём? — о брелоке).

Чтобы запомнить падежи с вопросами, необходимо немного попрактиковаться (множественный подход всегда помогает). Для этого нужно воспользоваться тренажером-шпаргалкой — взять абсолютно любое животное, которое первое придет на ум, и задать соответствующий вопрос, чтобы просклонять:

  1. Именительный. Кто? Лось.
  2. Родительный. Кого? Лося.
  3. Дательный. Дать кому? Лосю.
  4. Винительный. Винить кого? Лося.
  5. Творительный. Сотворен кем? Лосем.
  6. Предложный. Говорить о ком? О лосе.

Упражнения — довольно простой способ выучить падежи и вопросы к ним.

После нескольких практических занятий ребёнок сможет легко освоить эти правила. Но если еще возникают проблемы, можно воспользоваться другой методикой.

Какие советы использовать родителям?

Признаки непонимания прочитанного – не причина для родительского недовольства, а свидетельство того, что ребенку необходима помощь. Если вовремя не среагировать на такую ситуацию, то такая манера чтения закрепиться и переучивание в дальнейшем потребует большего старания.

Справиться с такой неприятностью можно, но для этого придется приложить определенные усилия.

  1. Необходимо убедиться, что ребенок знает все буквы, но не по азбуке или кубикам, где рисунок может натолкнуть на нужный ответ, а в тексте. Для этого, например, можно предложить ребенку игру, в которой нужно найти и вычеркнуть все знакомые буквы, а незнакомые – обвести в кружок.
  2. Нужно чаще читать, но книги должны отвечать определенным требованиям
    • крупный шрифт
    • интересная тема
    • преимущественно короткие фразы: чем они короче, тем проще будет их понять (предложения, состоящие из 5 и более слов следует читать вместе с ребенком)
    • отсутствие устаревших слов, что характерно, например, для классических произведений.
  1. Не подгоняйте ребенка, как бы медленно он ни читал. Скоростное чтение – совсем не показатель понимания прочитанного. Чаще переспрашивайте, уточняйте сюжет, просите напомнить содержание предыдущей строчки. Так вы будете стимулировать его к осознанному вдумчивому чтению, а заодно сможете контролировать, насколько глубоко усваивается им текст.
  2. Позвольте ребенку читать так, как ему удобнее. Если нужно, пусть водит пальцем по фразе или подкладывает под строчку линейку.
  3. Заведите забавную привычку общаться дома с помощью коротеньких записок. Оставьте ребенку письменное послание с описанием того, где именно лежит его любимое лакомство или новая игрушка. Конечно же, буквы должны быть крупными и разборчивыми.
  4. Выучивая наизусть стихи, обязательно уточняйте, понял ли их ребенок, разъясняйте значение сложных или редко употребляемых слов. В данной ситуации важна не зубрежка, а осмысление произведения.
  5. Работая над сказками и рассказами, обсуждайте главных героев, их поступки и мотивы, которые ими руководили.
  6. Контролируйте физический тонус ребенка. Гуляйте на свежем воздухе, активно обсуждайте то, что видите на прогулке, поощряйте разговорную активность ребенка. Это будет способствовать общему развитию речи и обогащению словарного запаса, что не будет лишним при устранении проблем с чтением и пониманием материала.
  7. Помогая детям выполнять домашнее задание, просмотрите тексты, которые предназначены для работы в школе на следующий день. Найдите сложные и длинные слова, обсудите их значение. Это поможет ребенку чувствовать себя увереннее на уроке и немного сгладит остроту проблемы.

Способов и приемов, направленных на развитие беглого и осмысленного чтения, существует великое множество. Главное – использовать их в комплексе и регулярно. Ответственное и систематическое выполнение упражнений станет гарантией положительного результата и залогом успеваемости по всем остальным предметам.

Как заинтересовать ребенка чтением

Данные советы, особенно применимы к малышам.

С самого рождения малыша, читайте ему вслух

Это не связано с новомодными обучающими программами «с пеленок». Просто до сих пор нет наиболее эффективного способа поощрять своих детей любить книги и чтение. Чем раньше вы начнете почитывать своему малышу, тем лучше. Дети очень внимательно прислушиваются к родному голосу, их может успокоить ритм чтения. Так они учатся слушать.

Если нет времени сделать это днем, выработайте привычку читать малышу перед сном (у нас была семейная традиция: муж каждый вечер перед сном прочитывал дочери 1-2 сказки либо детские рассказики). Подобное чтение не только сближает с детьми, но также стимулирует любовь книгам.

Совет: продолжайте почитывать вашему чаду, даже если тот умеет сам читать. Просто измените тактику, читайте по ролям, вовлекая дитя в мир книжных историй.

Рассматривайте с малышом картинки в книгах

Когда малышу исполняется несколько месяцев, уже можно рассматривать книги,  одновременно рассказывая истории по иллюстрациям. Так у крохи развивается воображение, он запоминает слова, учится говорить. Малыши любят рассматривать картинки, слушать ваш голос, а также переворачивать страницы.

Когда мама со своей малюткой, устраивается в уютном кресле и начинает читать интересную сказку, у него это вызывает только положительные эмоции. Тут важны не только сюжет или красивые картинки, а то, что у малыша возникает тесная ассоциация: чтение — это спокойно и хорошо.

Учимся анализировать прочитанное

Чтобы чтение стало для ребенка увлекательным приключением, постарайтесь не просто вместе прочитать интересную книжку, а сделать так, чтобы ребенок захотел к ней вернуться снова.

Самая большая ошибка родителей: закрыли книжку – и спать.

  • Обсудите то, о чём прочитали, спросите мнение ребёнка о персонажах, их поступках, вместе сделайте выводы, найдите главную мысль произведения. Чтобы не получилось, что вы читали впустую.
  • Пусть малыш отвечает на ваши вопросы по тексту и сам учится спрашивать вас. Задавайте и простые, и сложные вопросы, а не просто о том, как звали главных героев и где они жили и что делали.
  • Спрашивайте, хорошие или плохие поступки они совершали и почему. За что были наказаны, и что им помогло преодолеть препятствия. Ну, это я так, примерно говорю. Вы же умные родители, сами придумаете более глубокие вопросы.

Не беда, если ребёнок сразу не ответит, подсказывайте чуть-чуть. Постепенно малютка научится анализировать произведения, сравнивать героев, делать выводы, обобщать.

Главное, чтобы понял, о чем и с какой целью вы читали. Зато в школе на уроках чтения он будет «блистать» умными ответами и радовать вас снова и снова.

Не заставлять, а увлекать!

Наказывать и подкупать – худшее, что можно придумать. Ладно, если вы время от времени поощряете ребенка за покорение новых литературных рубежей. Но когда «плата» за чтение входит в привычку, этот процесс сам по себе теряет всякую ценность. И не важно, подкупаете вы ребенка деньгами, разрешением подольше погулять или походом куда-нибудь. Другая провальная тактика – заставлять и угрожать: «не прочтешь то, что задали, в выходные будешь сидеть дома /лишишься карманных денег /не пойдешь с друзьями в кино и т.д.». Услышав такое, отпрыск, может, и прочтет то, что нужно, а, может, решит схитрить. Пробежится по краткому содержанию книги, глянет цитаты – вроде как почитал.

– Мам, а у тебя была такая книга?

– Была. «Остров великанов» называлась. Мне было лет девять, когда твоя бабушка принесла эту книгу из библиотеки. Я и сама туда ходила, выбирала какие-то книжки, листала их и быстро возвращала обратно. Мама это заметила и нашла для меня тот самый «Остров великанов». А потом уж я втянулась. Но не у всех так сразу появляется потребность в чтении. Постигая этот процесс, дети могут испытывать трудности, ощущать внутреннее сопротивление новому и пока сложному. Это нормально.

Нужно ли заставлять ребёнка читать?

Специалисты читают, что если до 14 лет интерес к чтению не привит – то можно говорить, с большой долей вероятности, что он уже и не появится. Напротив – если ребенок 13-14-15 лет вдруг садится с книгой и предпочитает книгу общению со сверстниками, то родителям вместо впадения в эйфорию от наконец-то зачитавшего ребенка, нужно задуматься – от каких событий в своей жизни ребенок уходит в книги?

Возникает вопрос: как приучить читать подростка? Многие родители своё отношение к чтению очень чётко проявляют фразой – как его (её) заставить читать? Заставить ребёнка нельзя! Ребёнок развивается по общим законам природы, и всё, что делается по принуждению – делается плохо.

Конечно, вы можете его заставить, запугать, и пока ребёнок будет бояться ваших угроз – конечно, он будет читать. Но со временем ребёнок растёт, его страх уменьшается, а любовь к чтению не появляется.

Чтение под принуждением проходит только с одной мыслью – достаточно ли прочитано, чтобы избежать наказания. Принуждением к чтению можно вызвать отвращение к чтению и полностью отбить желание читать вообще.

В том случае, если вы начнете заставлять читать подростка, то встретитесь уже не с молчаливым согласием и подавленным недовольством, а с явным протестом и вспышками гнева. В этом случае будет уместнее уже говорить не о развитии интереса к чтению, а о работе с детско-родительскими отношениями для снижения напряжения во взаимоотношениях.

Итак, ответ на вопрос – “Как заставить?” И “Нужно ли заставлять?” категоричен – НЕТ. Заставлять ребёнка не нужно. Как же помочь ребёнку полюбить чтение?