3 главных принципа развивающего общения с маленьким ребёнком

Оглавление: Правила и секреты общения с детьми Понимание – цель разговора с ребенком Эмоции при общении с подрастающим поколением Невербальные элементы общения Просьбы и приказы в разговоре с ребенком Что действительно поможет убедить Рекомендации и ответы на вопросы Унижать нельзя — лучше хвалить Культура спора и культура речи в разговоре с ребенком Видео-советы: как донести мысль до детского сознания

Как разрешить конфликт между детьми?

раскрыть » / « свернуть

Как разрешить конфликт между детьми?

Общение и совместные игры между детьми не всегда протекают без столкновений. Часто родители становятся свидетелями бурных конфликтов, разбирательств и даже драк. Паниковать по этому поводу не стоит, поскольку конфликты, возникающие между детьми, являются неизбежным этапом взросления каждого малыша. Именно через ссоры и споры наши дети учатся общаться, выстраивать отношения в коллективе, дружно играть, не ущемляя при этом интересы других ребятишек. В отличие от взрослых дети всегда ведут себя непосредственно и достаточно эмоционально. Зачастую это приводит к возникновению недовольства, перерастающего в неприятные ссоры, разрешить которые дети могут только благодаря помощи родителей. Но случается, что и взрослые люди не сразу понимают, как устранить разногласия между детьми. Попробуем дать вам некоторые практические рекомендации:

  1. Никогда сразу не стремитесь вмешаться в конфликт ребятишек, конечно же, только если исключены риски нанесения вреда их здоровью. Всегда нужно помнить, что между детьми неизбежно устанавливается некая иерархия, соответствующая их возрасту. Можно спросить у детей, нужна ли им ваша помощь, и в случае отрицательного ответа предоставьте им возможность решить спор самостоятельно.
  2. Если же требуется ваше участие, тогда изначально следует устранить собственную предвзятость к произошедшей ссоре. К примеру, вы постоянно во всех бедах винить всегда одного и того же ребенка. Такое может быть, если этот ребенок напоминает вам человека, доставляющего вам лично неприятности или дискомфорт в жизни. Старайтесь всегда быть объективным.
  3. Посредничество взрослого в споре детей. Основная ваша задача при возникновении конфликта между детьми – это умение помочь им мирно договориться. Старайтесь стать посредником в их переговорах, ни в коем случае не судьей. Предлагаем вам поступить следующим образом:
  • Помочь детям обозначить границы собственной территории. Так как всегда есть территория и игрушки общего пользования и индивидуальные. В такой ситуации необходимо научить детей просить друг у друга разрешения временно воспользоваться какой-либо игрушкой или вещью. Такой метод поможет вам задать некоторые правила разрешения конфликтных ситуации и одновременно позволит избавить маленького собственника от угрозы вторжения в его пространство.
  • Спокойно изложите детям суть возникшей проблемы. Для этого вам придется попросить каждого из участников конфликта кратко изложить точку зрения своего оппонента, причем в его присутствии, так как важно, чтобы он лично все услышал, ведь большинство ссор у детей бывает из-за несправедливости и обидных насмешек.
  • Далее, будет хорошо, если вы вместе с детьми сумеете сообща, дружно найти выход из сложившейся ситуации. Предложите ребятишкам придумать возможные пути и способы решения их спора. Допустим, если они поссорились из-за игры, скажите им, что они не смогут играть в нее дальше, пока не придут к согласию.
  • Если вам удалось путем переговоров и разъяснений окончательно разрешить детский конфликт, то утвердите на правах взрослого план его разрешения. Если же согласие не достигнуто и вопрос остался открытым, вынесите проблему на так называемый «семейный совет», чтобы все члены семьи приняли активное участие в погашении конфликта.
  • Очень важно в сложившихся обстоятельствах суметь уменьшить появившийся эмоциональный накал у детей, не допустить обострения конфликтной ситуации. Тогда можно использовать прием смены обстановки, к примеру, отвести детей в другую комнату. Такое вроде бы простое действие частенько помогает детям хотя бы немного успокоиться и приступить к обсуждению проблемы. Через некоторое время, находясь в спокойной обстановке, как-нибудь невзначай вспомните с детьми ранее разрешенную проблему, проанализируйте все предпринятые шаги к ее разрешению – тем самым вы еще раз потренируете с детьми навыки сотрудничества и взаимопонимания.
  • Не забудьте похвалить обе стороны за проявленные усилия в разрешении их противоречий.

4. Научить детей использовать мирилки. Мирилки – это короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Ритуал примирения проводится следующим образом:

  • Дети сцепляют мизинцы друг друга в знак примирения и ритмично вместе говорят слова мирилки.
  • Мирилка произносится подряд 5-10 раз, например: «Солнце вышло из-за тучек, нас согреет теплый лучик. А ругаться нам нельзя, потому что мы друзья». Этот прием действительно примиряет, так как это очень весело – вместе произносить текст, в ритм, делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка.
  • Дети легко прощают и легко мирятся, и это очень важное умение в жизни – умение прощать, восстанавливать лад и мир в жизни. И от этого выигрывают все.
Читайте также:  Влияние окружающей среды \ Что нужно знать родителям?

раскрыть » / « свернуть

Строго по графику?

Многие родители считают, что к логопеду нужно обращаться лишь в том случае, когда у ребенка возникли явные речевые проблемы. Однако существуют симптомы, которые появляются задолго до того, как такие проблемы становятся очевидными.

Первое плановое обследование у логопеда ребенок должен пройти в два года. Однако, если родителей что-то настораживает, лучше показать малыша специалисту как можно раньше.

Поводом для обращения должна стать задержка или отсутствие гуления (то самое «агу», которое в идеале должно появиться в 3−4 месяца) и лепета (в 5-6 месяцев).

Стоит насторожиться, если ребенок не реагирует на голос родителей: это может говорить как о проблемах со слухом, так и о серьезных психических нарушениях. В норме малыш должен реагировать на любой звук: оборачиваться или искать глазами его источник.

Важно, чтобы вовремя (в 8-9 месяцев) появилась «тарабарщина» (младенческая речь). Постоянный лепет ребенка, который усиливается при общении со взрослыми, — оптимальный вариант, который говорит о том, что речевое развитие идет по плану.

Существуют и другие проблемы, которые на первый взгляд не связаны с речью, а на самом деле идут с ней в одной связке. Обращайте внимание на то, как ребенок пережевывает пищу. Если малыш плохо жует, подолгу держит еду во рту, давится ей, это может свидетельствовать о нарушениях иннервации (связь нервных волокон с определенным органом, отвечающим за ту или иную функцию) в области артикуляционного аппарата.

Постоянно открытый рот и слюни ручьем (гиперсаливация) также могут говорить о дизартрических проблемах (слабой мускулатуре органов артикуляции). Кстати, от этой проблемы можно довольно быстро избавиться с помощью специального логопедического массажа.

Статья по теме Пора в школу? Готов ли ребёнок к учёбе

Принципы активного слушания можно описать следующим образом

Оставьте все дела – отложите книжку в сторону, отключите ноутбук, закончите разговаривать по телефону. Пусть малыш почувствует, что вы готовы его услышать.

Присядьте или повернитесь лицом к крохе, чтобы расположиться с ним приблизительно на одном уровне. Обязательно установите зрительный контакт с вашим маленьким собеседником.

Принципы активного слушания можно описать следующим образом

Старайтесь не задавать вопросов огорченному или раздраженному ребенку.

Его сейчас переполняют чувства, которыми он и пытается с вами поделиться. Вопросы же не отражают сочувствия и сопереживания. Подтвердите кивком, что понимаете его эмоции.

Изредка повторяйте те фразы, которые вы слышите от малыша, чтобы показать, что слушаете его внимательно. Также озвучивайте его чувства: «Я понимаю, ты начал кричать, потому что хотел ту красивую машинку. Наверное, ты в тот момент разозлился на папу».

Принципы активного слушания можно описать следующим образом

Не стоит заполнять паузы в разговоре. Такие перерывы помогают детям разобраться в своих переживаниях и настроении, а также подталкивают к большей открытости.С помощью этих несложных, но эффективных советов специалистов вы сможете избежать конфликтов и ссор со своим малышом. Кстати, обязательно прочитайте замечательное произведение «Общаться с ребенком. Как?» психолога Ю. Гиппенрейтер.

Главная же рекомендация звучит следующим образом – старайтесь принимать деток такими, какие они есть. Обязательно выслушивайте их желания и просьбы, спокойно, но твердо высказывайте собственную позицию. Тем самым вы сможете не только успешно разрешать, но и предупреждать конфликтные ситуации.

Принципы активного слушания можно описать следующим образом

Что делать, если ребенок боится садиться на горшок?

Маленький драчун или что делать, когда ребёнок дерётся

Игрушки для детей первого года жизни

Как правильно поощрять детей? Советы психолога

Принципы активного слушания можно описать следующим образом

Как правильно поддерживать ребенка?

Основная проблема, с которой сталкиваются родители подростка — он не хочет говорить с вами, а в ответ на ваши попытки может и нахамить. Это принято списывать на трудный возраст, но часто корни проблемы гораздо глубже.

Дети доверяют родителям по умолчанию, это базовая настройка с рождения. В 4-6 лет малыш сталкивается с первыми сложностями окружающего мира, и обращаясь к родителям за поддержкой, он каждый раз хочет убеждаться: мама и папа меня любят, я по-прежнему в безопасности. Если ребенок не получает этого подтверждения — между ним и мамой возникает трещинка, и она становится шире каждый раз, когда ситуация повторяется.

Спустя несколько лет между детьми и родителями может быть уже огромная пропасть, через которую крайне трудно построить мостик доверия. Поэтому так важно научиться правильно общаться с подрастающими детьми, чтобы не разрушать, а сохранять и укреплять доверительные отношения.

Когда ребенок обращается к родителю за помощью, он надеется получить решение проблемы. Как помочь ребенку правильно? Рассмотрим пример:

  • Как прошел твой день?
  • Плохо.
  • Мой маленький! Расскажи мамочке, что случилось?
  • Новый учитель, он слишком быстро объясняет, я не успеваю за остальными.
  • Это ужасно! Хочешь, я помогу тебе сделать домашнее задание? На, съешь конфету.
  • Я не успел записать задание.
  • Хорошо, хочешь я завтра позвоню в школу и разберусь с этим учителем?
  • Хммм….
  • Надо с самого начала расставить все по своим местам. Я хочу, чтобы ты хорошо закончил школу.
  • Угу…

И второй пример:

  • Как прошел твой день?
  • Плохо. У нас новый учитель, он слишком быстро объясняет.
  • И ты боишься, что больше не сможешь хорошо учиться?
  • Да. Но никто в классе не понял его объяснения!
  • И никто ему об этом не сказал?
  • Нет, все молчали.
  • Как думаешь, что можно сделать?
  • Наверное, стоит попросить его объяснять помедленнее и останавливаться на непонятных моментах.
  • Ты готов это сделать?
  • Я боюсь, вдруг одноклассники будут смеяться.
  • Почему?
  • Потому что не понял никто, а к учителю обратился только я.
  • А если учитель будет объяснять медленнее, это поможет только тебе?
  • Нет, всему классу.
  • Почему же они должны смеяться, если ты поможешь им лучше понять урок?
  • Действительно, я делаю хорошо для всех. Завтра обязательно поговорю с учителем.
Читайте также:  Воспитание детей. Уроки психологии для родителей

В обоих примерах ребенок получил решение проблемы. Однако, в первом случае участие ребенка минимальное, мама даже не дала ему высказаться. А во втором — мама использовала технику активного слушания, и ребенок сам нашел решение.

Что такое активное слушание? Это метод общения, когда родитель показывает свою заинтересованность, разделяя мысли и чувства ребенка. Родитель:

  • не предлагает готового решения
  • не дает советов
  • не отвлекает ребенка от проблемы

Чтобы овладеть техникой активного слушания, нужно ежедневно практиковаться, учиться задавать такие вопросы, которые предполагают развернутый ответ.

Вам не нужно стараться решить проблемы вашего ребенка, достаточно просто уделить ему время. Вы помогаете ребенку научиться самому решать свои проблемы, передаете ему ответственность и удовольствие от принятия самостоятельных решений. Естественно, в сложных ситуациях вы знаете как помочь ребенку, но если он в состоянии сам справиться — дайте ему эту возможность.

Методы

Как матери общаться с малышом в животе?

  1. Разговаривать. Не шепотом или в голове, а вслух. Карапуз слышит, понимает слова.
  2. Слушать музыку и звуки природы. Мелодии по-разному влияют на состояние малыша. Ритмичные развеселят, способствуют аппетиту, подвижности. Размеренные – расслабят, успокоят. Музыка развивает стрессоустойчивость и интеллект.
  3. Петь. Отличный способ передачи эмоций, формирует подсознательно вкус к музыке.
  4. Прикосновения. Способ контакта напрямую с малышом. Дети чувствуют, наслаждаются безмолвным общением.

Важно учитывать стадию развития крохи. В зависимости от срока ребенок становится восприимчивее к действиям родителей. Методы рекомендуется использовать в комплексе для разностороннего развития чада.

Методы

Разговор

Что слышит ребенок в утробе? С 6 мес. начинает слышать, как взрослый человек. Ранее малыш воспринимал вибрации, интонацию людей.

Нужно начинать беседовать с чадом с времени зачатия. Мама привыкнет к постоянным беседам. До 8 недели карапуз не сможет понять, что ему говорит, но потом начнет разбирать звуки. Нужно тщательно выбирать тон, слова.

Матери рекомендуют беседовать с ребенком о повседневных вещах, читать стихи, книги.

Музыка и звуки природы

Методы

Классическая музыка – укрепляет нервы, повышает IQ малыша на 8-9 единиц.  Звуки природы успокаивают, развивают концентрацию, эмоциональный баланс. На 8 месяце жизни плод слышит также хорошо, как мать, только звук в животе в 3 раза тише.

Результат от прослушивания музыки:

  • Моцарт – пробудит активацию мозговой деятельности;
  • Шопен — успокоит малыша в животе;
  • Брамс / Бах – взбодрят, придадут энергии;
  • Вивальди – усыпит.

Пение

Общение с ребенком во время беременности при помощи пения – самый древний способ. В 21 веке уже доказано, что у мелодичных мягких звуков огромное количество преимуществ.

Методы
  1. Они способствуют налаживанию биоритма, сна, здоровья нервной системы, баланса внутреннего мира, психики.
  2. Исполнение песен, мотивов полезно для матери. Процедура успокаивает, помогает лучше прислушаться к крохе, сосредоточится на внутренних ощущениях, чувствах.
  3. Малыш до рождения приобретет собственный музыкальный вкус.
  4. Музыка способствует выработке большего количества нейронов в головном мозге плода.
  5. Это отличный способ разделить чувства, эмоции, настроение с сыном/дочерью.
  6. Положительно влияет на эмоциональное развитие, интеллект, устойчивость к стрессам.

Доктором Лазаревым разработана схема, система – Сонатал. Смысл в том, что будущая мать посредством напевов побуждает малыша к различным действиям.  Мелодии меняются в зависимости от времени, ситуации, состояния плода. Это помогает стимулировать развитие у него психических и физиологических процессов.

Касания

Матери любят поглаживать животик. Прикосновения – один из языков любви. Научно доказано, что информацию, которую систематически повторяли ребенку, он запоминал.

Еще один хороший метод — массировать живот. Можно попросить отца или старшего ребенка касаться живота. Главное – не допускать дискомфорт и боль.

Методы

Проводился эксперимент – будущие отцы легко похлопывали по животу в одно и то же время. При этом они говорили: «Я твой папа!». После рождения дети были спокойнее, чем сверстники. Слушались родителей, раньше начали говорить.

Эмоции при общении с подрастающим поколением

Любовь родителей жизненно необходима каждому ребенку. Слова, сказанные без любви, конечно, заставят ребенка повиноваться, но могут навсегда поселить в его душе отчуждение, враждебность по отношению к отцу или матери, желание во что бы то ни стало противостоять их запретам. Если не хотите разрушить близкие отношения между вами и ребенком, никогда не начинайте разговор, когда вы раздражены, даже если причины вашего раздражения серьезны и малыш сыграл в этом не последнюю роль. Старайтесь избегать и равнодушного тона. Ребенок может воспринять его как безразличие к его желаниям, потребностям, чувствам. У малыша может возникнуть мысль, что он не нужен. Поэтому берите себя в руки и начинайте разговор с ласкового обращения. «Я тебе сейчас устрою!» — эту фразу часто можно услышать от раздраженных родителей, и она самая неправильная.

к оглавлению ↑

Гиперактивность у детей школьного возраста

Настоящие проблемы у гиперактивного ребенка могут начаться на уроках. Будучи не в состоянии долго концентрировать внимание, такие дети часто отвлекаются, невнимательно слушают учителя.

Читайте также:  Детское здоровье \ Что нужно знать родителям?

Гиперактивный ребенок всегда очень спешит, он выполняет задание, не дочитав его, отвечает на вопрос, не дослушав. При  этом уровень интеллекта у гиперактивных детей часто выше среднего: они быстро генерируют идеи, легко схватывают материал, но и легко его забывают. И, если внеклассное поведение можно выправить должным воспитанием, то именно интеллектуальные монотонные задания гиперактивному ребенку даются тяжело.

Прежде чем делать заключения о неусидчивости и гиперактивности ребенка, родители и учителя должны учесть и другие факторы:

  • возможно, ребенку попросту скучно, так как он умнее сверстников и подаваемый материал для него слишком легок и не интересен;
  • у ребенка могут быть проблемы со слухом или зрением, как результат он не видит записи на доске и плохо слышит учителя, в связи с чем и теряет интерес к происходящему.

Принцип 3: Побуждение к обратной реакции

По мере взросления малыша общение с ним должно принимать двустороннюю ориентированность. Крошка уже не только слушает вашу речь, но и предпринимает попытки вступить в диалог. Сначала в ход идут невербальные средства общения — малыш улыбается, моргает глазками, тянет ручки навстречу или машет «пока-пока». Позже появляются звукосочетания, звукоподражания и, наконец, осмысленные слова. Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка был стимул вступать в диалог.

  • Задавайте малышу сначала самые простые вопросы. «Где у нас деточка?» «Деточка» улыбается, смеётся, тянет ручки — т. е., вступает во взаимодействие. По мере развития ребёнка в форме вопросов, требующих ответа, осваиваются названия частей тела и слова, обозначающие окружающие предметы (вопросы на «Где» и «Что это»).
  • На этапе освоения активной речи (как правило, это возраст 2-3 года) при общении с ребёнком не бойтесь задавать сложные вопросы на «Как» и «Почему». «Почему ты выбрал эту машинку?» «Как ты сумела так здорово нарисовать домик?» Такие вопросы «запускают» механизм мышления, а это основа основ для успешной обучаемости малыша не только в дошкольный период, но и во всей его дальнейшей жизни.
  • В общении, построенном на обмене репликами, постепенно, но целенаправленно отводите ребёнку всё большее и большее значение. Если в ваших беседах с младенцем до 1 года вы либо вели монологи, либо имитировали ответы своего юного собеседника, то по мере становления речи малыш должен всё активнее отвечать самостоятельно.

Проявляйте достаточно терпения и выдержки, чтобы дать крохе возможность самостоятельно собрать в правильном порядке нужные для ответа слова. Вы можете направлять и подсказывать, но не решать эту пока непростую задачу вместо него. Чем внимательнее и заинтересованнее в успехе вы будете на данном этапе, тем успешнее и способнее станет ваш ребёнок в дальнейшем обучении.

Принцип 3: Побуждение к обратной реакции

Чтобы научить ребёнка разговаривать, размышлять и продвигаться к успеху, разговаривайте, размышляйте и продвигайтесь вместе с ним.

Счастливого вам родительства!

Четыре главных правила общения

1. Уважайте личные границы собеседника. Перед началом разговора убедитесь, что человек вообще хочет с вами общаться.

2. Перед началом каждого действия предупредите, что вы хотите сделать: «Сейчас я возьму тебя на руки», «сейчас мы будем кушать». «Сейчас я на пять минут выйду, но потом вернусь». (Кстати, это правило действует и при общении с детьми нормы).

Четыре главных правила общения

3. Инвалидная коляска – часть тела колясочника. Прежде чем передвинуть человека на коляске, надо спросить его разрешения. Кстати, разрешения погладить ребенка тоже надо спросить. Да, в том числе, у самого ребенка.

4. Не обсуждайте ребенка при всех и при нем самом в третьем лице. (Тоже действует и для детей с особенностями, и для детей нормы).

Ориентируйтесь на себя

Общение с ребенком – это хорошо, но что делать, если вы хотите только разговаривать с малышом и ничего больше? Ответ простой: слушайте себя, ориентируйтесь на свои пожелания и уклад жизни и не переусердствуйте с разными воздействиями.

Относитесь к дородовому общению скептически? Имеете на это право. Вы лучше знаете, что нужно вам и вашему будущему ребенку. Кстати, мнение, что дети, с которыми общались до рождения, развиваются лучше своих сверстников, пока не подтверждено. Вот рождаются же у глухонемых матерей совершенно здоровые дети, которые по своему развитию не отличаются от детей, родившихся у обычных мам! Да и вообще, есть женщины, которые общались с ребенком мало, и, тем не менее, их дети не отстают в развитии, а могут даже опережать сверстников.

Неужели все так просто? А где же методики, техники и прочие схемы? А как же общение с ребенком в определенное время (по графику), какие-то специальные слова, развивающие стихи и песни, какая-то особая пренатальная музыка? Для правильного развития все это необязательно, нужна лишь обычная, естественная, но гармоничная жизнь, которая дает нам покой и радость.

Не думайте, что кто-то лучше вас знает, как именно вы должны общаться со своим ребенком. Следуйте советам, только если они кажутся вам разумными, помогают избавиться от каких-то проблем, если занятия поднимают вам настроение, заряжают энергией.