10 кризисов, которые малыш проходит к полутора годам: календарь

Развитие недоношенных детей — слабое здоровье будущей мамочки, различные заболевания, слишком активный образ жизни беременной женщины – все это может привести к тому, что карапуз появится на свет раньше установленного срока.

Первый скачок роста — новые ощущения

5-я неделя

Лейтмотив: «Слышу, вижу, чувствую, не могу объяснить»

Что теперь умеет малыш:

  • улыбается;

  • рассматривает предметы в его поле зрения;

  • внимательно прислушивается к звукам и произносит собственные;

  • реагирует на прикосновения.

Особенности поведения

Плачет без повода, капризничает. А все потому, что однажды, проснувшись, малыш обнаружил, что мир вокруг стал другим. Единственное понятное для него и близкое существо — мама. Вот и требует он настойчивым криком ее постоянного внимания. Часто ложится на живот: для него такая поза еще и символ защищенности.

Что делать родителям?

Сохраняйте спокойствие. Берите малыша на руки, прижимайте к себе. Не стоит в этот период прерывать кормление грудью. Если придерживались графиков кормления и сна, в кризисный период от них лучше отказаться.

Развивайте умения ребенка. «Зеркальте» его поведение: он улыбается — улыбайтесь в ответ. Разговаривайте с малышом, произносите слоги: «ма, па, ба, да», реагируйте на его звуки, повторяйте за ним. Карапуз сейчас начинает внимательно рассматривать того, кто с ним общается, узнает маму, папу — обозначайте того, кто с ним беседует, нянчится. Помните, что ребенок в этот период различает предметы на расстоянии около 30 сантиметров. Не торопите события — не пытайтесь показать все игрушки одновременно. Выберите сегодня одну, завтра другую. Приближайте ее к малышу, затем отведите сначала в одну, затем в другую сторону. Зрительная гимнастика должна быть непродолжительной — минуты 2–3. Развивайте тактильные ощущения карапуза: дайте ему почувствовать предметы с различными поверхностями.

Психоэмоциональное развитие малышей

Замечали ли вы, что в некоторые периоды ваш карапуз становится более капризным и требует больше внимания. Происходит это в связи с тем, что психологическое развитие детей не всегда тесно взаимосвязано с физиологическим ростом. Ребенок попросту не понимает, что с ним происходит, не может контролировать свои эмоции, поэтому выражает их в форме плача и истерик. Кроме этого, он может отказываться от еды или постоянно требовать грудь, «висеть» на руках, плохо спать. Мамочка переживает, нервничает, не заболел ли ее малыш, а может у него режутся зубки или болит животик? На самом же деле, речь вполне может идти о так называемом скачке роста.

Капризы объясняются физиологическим дискомфортом у младенцев, ведь сейчас они испытывают неприятные ощущения, которые возникают из-за растяжения сосудов и мышечной ткани. Значительных энергетических затрат требует и развитие нервной системы.

Психоэмоциональное развитие малышей

Столкнувшись с таким состоянием крохи, родители должны запастись терпением, ведь ребенку в это время также нелегко. Тем более что кризисные периоды обычно длятся не более недели, чаще всего несколько дней.

У ребенка появляются позитивные ассоциации с теми или иными людьми. Например, при виде мамы он начинает улыбаться — ведь это для него тепло, уют, еда, комфорт и утешение.

Малыш активно познает мир глазами. Конечно, он еще не различает цвета, однако, у него начинает развиваться понятие о мире и даже появляются свои предпочтения. Демонстрируйте ему игрушки разных цветов, помогайте ему тренировать координацию глаз и расширять понятие о мире вокруг.

В 2 месяца появляется так называемый «комплекс оживления», который проявляется в бурной реакции при виде мамы — улыбка, лихорадочные движения ручками и ножками, первые крики радости.

Предыдущая статья: 1 месяц развития малышаСледующая статья: Ребенок в 3 месяца: узнайте правильно ли он развивается

Читайте также:  Как выбрать кружок или секцию для ребёнка

Занятия с ребенком в месяца для развития

Чтобы разнообразить общение с ребенком и сделать полезным времяпрепровождение, следует совмещать разговоры со следующими эффективными играми:

Как развивать зрительное восприятие в 2 месяца

Существуют следующие занятия с ребенком для улучшения работы его зрительного анализатора:

  1. Музыкальная карусель. Для этого сверху кроватки прикрепляют специальную игрушку. При вращении, прикрепленные к ней колокольчики начинают звенеть. Ребенок будет тщательно следить за ними, фокусировать взгляд на каждой вещи. Можно использовать альтернативный вариант: прикрепить к бортикам кроватки мягкие игрушки так, чтобы ребенок смог их трогать.
  2. Смотреть и ощущать. Можно повесить над верхом коляски яркую игрушку. Во время движения она будет покачиваться. Матери следует взять руку малыша в свою и дотронуться ею до предмета.
  3. Яркие носки. Их надевают на руки ребенка: сначала на правую, затем на левую. Через некоторое время на обе руки сразу. Во время движения кистями грудничку будет интересно наблюдать за разноцветными элементами одежды.
  4. Слежка. Перед глазами малыша следует перемещать в хаотичных направлениях погремушки, мягких животных, цветные и черно-белые картины. Можно надеть на ладони куклы, на пальцы мячики и устроить импровизированный театр.

Чтобы развить цветовое восприятие у ребенка, рекомендуется повесить на стены различные рисунки, плакаты с разноцветными словами. Пустить по полу воздушные шарики и прикрепить к холодильнику магниты. Периодически к ним нужно подносить грудничка, чтобы он их разглядывал. Каждые 3-4 дня потребуется обновлять экспозицию.

Игры и игрушки для детей в 2 месяца, развивающие слух

Развитие ребёнка 2 месяцев основано на координировании слуховых, зрительных ощущений и движений конечностей. Он учится анализировать звуки, сопоставлять их с видимым изображением. Часто поворачивается к источникам шума. Сон становится чутким.

Для развития слухового аппарата рекомендуется часто разговаривать с ребенком. Во время игр использовать погремушки, привлекать с их помощью внимание грудничка. Родителям следует петь, медленно произносить отдельные слова. Постепенно ребенок сможет различать интонации голоса, настроение взрослого человека.

Чего нельзя делать с новорождёнными

Ребёнок первого месяца жизни нуждается в особом уходе, поэтому даже держать на руках его нужно очень осторожно. Но есть и некоторые запреты и рекомендации, знание которых обязательно для каждого родителя:

  • Нельзя, чтобы ребёнок первого месяца жизни все время спал на одном боку — это может привести к неправильному формированию черепа. Первые несколько месяцев нужно постоянно контролировать его положение во сне, переворачивая то на левый бочок, то на правый, то на спинку. И не нужно бояться, что малыш проснется в этот момент.
  • Нельзя младенца поднимать за ручки или тянуть его за конечности.
  • Держать грудничка на руках нужно так, чтобы его головка не свешивалась.
  • Нежелательно подпускать к малышу людей, которые его могут напугать. Даже резкий аромат парфюма может заставить новорождённого понервничать.

Устанавливать ли режим ребенку?

Режим дня новорожденного в первый месяц состоит из трех основных пунктов: сон, кормление и бодрствование. Индивидуальные биоритмы малыша сами подберут подходящий график. Не стоит строго придерживаться стандартных границ сна, отдыха и кормления. Малыш своим поведением даст знать, когда он хочет кушать, а когда пора спать. В зависимости от физиологических особенностей ребенка в среднем кормление происходит через два с половиной – три часа, продолжительность сна – два-три часа, а период бодрствования длится от получаса до часа.

В первый месяц новорожденный может поспать подольше или не вовремя захотеть кушать. Не стоит волноваться по этому поводу. Уже через пару месяцев все станет на свои места.

Устанавливать ли режим ребенку?
  • Подробнее: Режим дня новорожденного ребенка в первый месяц

Упражнения для крохи

Есть определенные базовые упражнения для выполнения на гимнастическом мяче. Их необходимо освоить в первую очередь. По мере взросления малыша вы сможете экспериментировать и придумывать свои упражнения.

Не забудьте перед началом тренировки раздеть малыша и укрыть шар пеленочкой, чтобы ребенку было тепло и комфортно.

Кладем малыша животиком на шар. Придерживаем грудничка обеими руками . Одной рукой держим его за ножки, а другой накрываем спинку. Осторожно качаем кроху из стороны в сторону, вперед и назад.

  1. «Качаем на спинке».
Читайте также:  Ветряная оспа у грудничков: проблемы заражения и возможные осложнения

Выполняем аналогично первому упражнению, но ребенка кладем животиком вверх. Это упражнение требует особой осторожности, так как стоит придерживать головку малыша, не давать ей запрокидываться.

  1. «Пружинка».

Исходное положение – кроха лежит животиком вниз. Одной рукой придерживаем ножки, а второй рукой накрываем спинку ребенка или его попу, легкими надавливаниями заставляем мячик пружинить.

  1. «Толкаем мячик».

Укладываем малыша на диван (кровать или пеленальный столик). Подставляем фитбол под ножки ребенка, при этом кроха начинает упираться в шар и толкать его.

  1. «Прыгунок».

Фиксируем мячик на полу (можно с помощью еще одного взрослого). Ставим ребенка ножками на него и помогаем прыгать. Кроху придерживаем за спинку.

Кладем малыша животиком вниз. Грудничок должен упереться при этом в мячик ручками. Держа малыша за ножки, слегка качаем его на шаре вперед и назад, будто качаем коляску.

  1. «Достань игрушку с пола».

Укладываем ребенка животиком на шар. Держа крошку за ножки, наклоняем его вперед, пока он не сможет достать ручками до игрушки на полу, и медленно возвращаем малыша в исходное положение.

Исходное положение – ребенок на спине. Аккуратно держим кроху за предплечья и потихоньку приподымаем его до положения сидя. Аккуратно возвращаем в исходное положение. Это упражнение рекомендуется выполнять не ранее чем с 3-х месяцев (ребенок должен уверенно держать голову!).

  1. «Учим малыша стоять».

Все занятия на фитболе с грудничком следует выполнять очень аккуратно, особенно если младенцу еще нет месяца, соблюдая меры предосторожности, чтобы ребенок не упал и не запрокидывал головку.

Фитбол для грудничков, как правило, начинают использовать после того как ребенку исполнится месяц.

Массаж и гимнастика для младенца

Особое внимание стоит уделить проведению гимнастики для ребенка в 2 месяца. Упражнения хорошо влияют на мышцы ребенка, быстрее проходит тонус конечностей, хорошо сочетать гимнастику с воздушными ваннами.

  1. Для этой тренировки ребенок должен лежать на животике, а мама и папа привлекать его внимание, чтобы он поднимал головку и удерживал ее как можно дольше.
  2. В той же позиции, нужно подкладывать под стопы ребенка свои ладони, стимулируя отталкивание. Это упражнение является подготовкой к ползанию и вставанию на четвереньки. Хорошо тренирует мышцы ног.
  3. Из положения лежа на спине, полезно приподнимать малыша под подмышки плавно так, чтобы он как-бы сидел на попке. Но ни в коем случае не усаживать! Следует просто плавно приподнимать и также медленно опускать.
  4. Хороши упражнения на фитболе. Для этого положить на мяч пеленку и уложить сверху ребенка на животик. И просто плавно покачать вперед-назад и круговыми движениями. Такое упражнение прекрасно подействует на животик, развивает восприятие.
  5. Рекомендуется чаще делать упражнение «велосипед» и подкладывать под стопы толстые книги, для тренировки толчка.

Видео с упражнениями и элементами массажа для ребенка 2 месяца, для того, чтобы лучше понимать ход занятий:

График правильного развития малыша по месяцам до года

Подобная информация позволяет контролировать процесс становления ребенка. Доктора сравнивают фактические данные, полученные в ходе осмотра и обследования малыша, с эталонными, приведенными в календаре.

График правильного развития малыша по месяцам до года

Таблица развития ребенка по месяцам до года приведена ниже.

График правильного развития малыша по месяцам до года
Возраст в месяцах Развитие грудничка
двигательное речевое психическое
1 делает попытки приподнимания головы, движения рук и ног хаотичны тихо гулит обращает внимание на игрушки, реагирует на внешние раздражающие факторы
2 лучше координирует движения, удерживает голову около минуты, пытается перевернуться набок гулит, издает гласные звуки, прислушивается к своей «речи» удерживает взгляд на движущемся предмете, узнает родителей по запаху, осознанно улыбается
3 держит голову около двух минут, пытается приподняться на локтях из позиции лежа на животе гулит, начинает издавать согласные звуки ищет источник звука (поворачивает голову в сторону возникновения шума); проявляет интерес к игрушкам; привлекает внимание родителей требовательным криком, плачем; изучает свои руки, тянет пальцы в рот; некоторые дети начинают смеяться
4 не отрывает взгляд от движущегося предмета, поворачивается набок, пытается садиться начинает лепетать, появляются первые внятные слоги может сам брать погремушку; отличает маму от других людей; реагирует на свое имя; различает голоса; играет с погремушками (пытается их ловить); появляются любимые игрушки; разглядывает свое отражение в зеркале; прислушивается к разным звукам
5 переворачивается в разные стороны, пытается ползать «по-пластунски», поднимается на локти из положения лежа на животе лепечет, произносит слоги «ма», «ба», «па» боится чужих людей, настораживается, когда слышит незнакомый голос, увлеченно рассматривает и ощупывает разные предметы
6 ползает «по-пластунски», перекладывает предметы из одной руки в другую, пытается встать на колени играет с громкостью голоса, произносит простые слоги, выговаривает согласные «з», «ф», «с» выражает эмоции (недовольство, радость), тянет руки ко всем интересующим его предметам, берет все в рот, просится на руки, знает особенности разных игрушек (пищалок, музыкальных каруселей)
7 ползает вперед, передвигается на четвереньках, сидит с опорой, может удерживать в каждой руке по игрушке лепечет, выговаривает новые слоги («на», «та», «да») различает интонацию речи, понимает слово «нет», узнает известные предметы, начинает подражать звукам, которые издают животные
8 самостоятельно сидит, пытается передвигаться у опоры, активно ползает лепечет, пытается повторять речь взрослых, начинает выговаривать простые слова начинает выражать настойчивость, удивление; хлопает в ладоши, машет ручкой; знает расположение комнат в той квартире, в которой живет; игры становятся более осмысленными; может выполнять простые просьбы родителей, показывает свои части тела
9 стоит и ходит с опорой, активно передвигается по квартире, может разворачиваться и ползти в обратную сторону, пытается встать на ноги активно лепечет, слова произносит со смыслом понимает простые просьбы взрослых, интересуется маленькими предметами, может мять и рвать бумагу, перелистывать страницы книги, стремится к активному общению с родителями, быстро запоминает названия новых предметов
10 пытается ходить, садиться из положения стоя, активно ползает по квартире произносит простые слова копирует мимику взрослых; различает родных и чужих; стремится общаться и играть с другими детьми; появляется привязанность к часто встречающимся людям; понимает смысл игрушек (может катать машинку, собирать пирамидку, строить башню, кидать мяч)
11 делает первые шаги, может пройти небольшое расстояние без опоры выражает желания словами «на», «дай», четко произносит «мама», «папа», «баба», увеличивается активный словарный запас сопротивляется, когда из рук забирают интересующий предмет; легко возбуждается, быстро переходит от смеха к плачу; в новом месте настораживается, пугается незнакомых людей
12 самостоятельно ходит, ложится, встает, приседает, поднимает игрушку, учится перешагивать через препятствия много лепечет, осознанно выговаривает «баба», «папа», «мама» понимает, что говорят взрослые; реагирует на запреты, просьбы; наблюдает и комментирует все происходящее вокруг; в игре появляется сюжет (укладывает или расчесывает куклу, возит в машине мячик)
График правильного развития малыша по месяцам до года

Сравнивая данные ребенка с теми, что указаны в таблице, родителям следует помнить, что все дети развиваются по-разному. Это зависит от того, в каких условиях они живут, как с ними занимаются. Недоношенные младенцы отстают в развитии от появившихся в срок малышей на 1-1,5 месяца.

График правильного развития малыша по месяцам до года

Календарь развития новорожденных и грудничков следует воспринимать как информационное пособие с рекомендациями.

График правильного развития малыша по месяцам до года

График правильного развития малыша по месяцам до года

Основы здоровья ребенка до года

Дети до года, говорит Комаровский, имеют несформировавшийся иммунитет, поэтому необходимо внимательно следить за состоянием окружающей среды, где находится малыш.

Читайте также:  Икота у ребенка. Причины. Как избавиться от икоты?

Температура чистого воздуха в комнате для ребенка должна быть в пределах 15-18 градусов, а влажность от 55% до 75%. По максимуму нужно ограничить использование бытовой химии. Строительные материалы и мебель в комнате должны быть выполнены их экологически чистых материалов, чтобы не вызывать аллергию у малыша.

Регулярно проводите влажную уборку (не обязательно тщательную и полностью делать помещение стерильным), просто избегайте накопление пыли на коврах, мягких игрушках, поверхностях предметов.

Что касается питания, то здесь доктор Комаровский настоятельно рекомендует родителям ни в коем случае не принуждать малыша есть. Соблюдайте интервалы приема пищи и дайте ему поесть тогда, когда он действительно захочет.

Следите за качеством игрушек, которые вы предлагаете ребенку. Предпочтительнее будет не давать малышу до года мягких игрушек.

Ежедневные прогулки – вот еще один залог здоровья новорожденного. Одевайтесь по погоде и прогулки принесут удовольствие и вам и вашему дитя!